березовский концерт не отвержи мене во время старости

М. Березовский

Хоровая музыка – наиболее древняя, устойчиво сложившаяся область русского музыкального искусства. Высокие традиции хорового исполнительства с давнего времени установились в древней Руси. В значительной степени это объясняется влиянием Православной церкви, в которой никакое инструментальное музицирование невозможно, разрешено и культивируется лишь хоровое пение. Этими историческими условиями в значительной степени был подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIII веке, в частности, в творчестве такого мастера, как М. Березовский.

Концерт «Не отвержи мене во время старости» ре минор (стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70) (до 1769) является признанной вершиной творчества этого замечательного русского композитора. Его отличает строгость стиля, драматизм, мастерство разработки материала, полифоническое разнообразие фактуры. Характерной его особенностью является соединение традиций православного партесного (многоголосного) пения с западноевропейским жанром passions motet («страстн ого концерта»). Возможно, именно этим объясняется исключительное эмоциональное воздействие, эталонная роль произведения для русской музыки последующего века, не только духовной, но и светской.

Суровая, драматически насыщенная музыка концерта развертывается в монументальной форме четырехчастного цикла. Композитор, завершивший свое музыкальное образование в Болонье у знаментиого музыкального теоретика падре Мартини, к которому учиться приезжал также Моцарт, овладел в совершенстве искусством полифонии и с блеском проявил его в заключительной фуке концерта.

Крупный знаток русского церковного пения В. Металлов писал о Березовском: «Произведения Березовского носят на себе меньше следов зависимости от итальянской музыки и во многих отношениях самостоятельны и самобытны, являя собою заметный поворот в развитии первоначального духовно-музыкального творчества в духе и направлении более национальном. Свобода и самостоятельность голосоведения в стиле контрапунктическом, художественность целого предпочтительно пред внешним блеском мелодического движения отдельных голосов, осмысленность в расположении текста с музыкою, сила художественного творчества в целом и замечательная техника в разработке деталей – таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского».

Источник

Концепция старости в религиозной и светской культуре на примере концерта Березовского «Не отвержи мене во время старости»

Максим Созонтович Березовский…Автор хоровых кантов в стиле итальянской школы. Он создал целый ряд хоровых церковных концертов и песен. Его композиторское мастерство получило множество одобрительных отзывов современников — композитора хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений. «История российской музыки» пишет, что хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения «а капелла» (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ.

В своих письмах к друзьям известный русский драматург Николай Васильевич Гоголь писал: «Друг мой! считай ВСЕГДА себя в этой жизни не иначе, как школьником и учеником». Он пытался нам донести то, что для православного христианина нет предела совершенства, и там, где для светского человека высший пилотаж, для верующего – только отправная точка своего развития. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалясь за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Если перебрать всех философов и первейших всесветных гениев, то мы увидим, что лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомним, например, о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих. Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Вот причина почему христианин вечно идет вперед даже тогда, когда другие идут назад.

Именно в старости в полной мере достигается то самое смирение, к которому призывает православное учение. В связи с этим старость православного христианина представляет собой период времени, предназначенный для того, чтобы умиротвориться, успокоиться и без сожаления, осознанно уйти к Господу, очищая и облагораживая свою душу. Если правильно отнестись к своему старению, то этот период жизни становится завершающим периодом для воспитания характера и обогащения личности перед отходом души в Вечность. Другая важная задача старости состоит в том, чтобы познать великую цель жизни, научиться любить. Следовательно, старость-это познание своих дел, подведение итогов своего земного пути и приготовление себя к Вечной жизни, к встречи с Судьей человечества.

А если мы игнорируем этот великий дар Божий, пытаемся до последнего насладиться утехами тленного мира, то и пожинать плоды свои мы будем уже в Том мире. «Время настоящей жизни дано нам только для приготовления к жизни будущей, т.е. для покаяния, очищения, исправления и освящения» святой Иоанн Златоуст. Мы должны помнить, что мы гости в этом мире и что за все наши деяния мы будем держать ответ перед Спасителем.

1. Русская музыкальная классика. «Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора» Марина Рыцарева. Издательство «Композитор. Санкт Петербург» 2013г.

2. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011

3. Святое Евангелие. Издание 12. Санкт-Петербург. В синодальной типографии.1874г.

4. «Тайны церкви» протоиерей Всеволод Чаплин. Издательство АСТ, 2016г. Из серии «О святых и верующих»

5. «Сила возраста: уроки старости для семей и молодежи». Редактор Джино Батталья. Издательство «Алетейя» 2015г.

6. «Возраст зрелости. Время мудрых, счастливых и немного святых» протоиерей Андрей Ткачев. Издательство «Эксмо» 2018г.

7. Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» Издательство «Азбука – классика» 2012г.

Источник

Урок музыки в 7 классе «Творчество Березовского»

Учитель высшей категории

МОУ СШ №6 г. Тутаева

«Не отвержи мене во время старости…»

Тема урока: «Не отвержи мене во время старости…»

Тип урока – Урок-дискуссия

Цель урока: исследовать православное направление русской музыки через сопоставление стилей европейской и русской музыки в творчестве русского композитора М.С. Березовского

— знакомство с биографией М.С. Березовского;

— знакомство с I частью. Allegro Сонаты для скрипки и клавесина и I частью хорового концерта «Не отвержи мене во время старости» композитора М. С. Березовского;

— знакомство с религиозными терминами и текстом 70 псалма Давида из Ветхого Завета «Не отвержи мене во время старости».

— умение сопоставлять зрительный ряд с музыкальным восприятием;

— развитие творческого мышления;

— умение анализировать, сопоставлять музыку В.А. Моцарта и М. С. Березовского и делать вывод.

— воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения М. С. Березовского

— воспитание уважения к историческому наследию русского музыкального искусства

— воспитание духовно-нравственного восприятия музыки.

1. Звучит фонограмма на фоне презентации:

а) I часть Allegro Сонаты для скрипки и клавесина;

б) I часть хорового концерта «Не отвержи мене во время
старости» композитора М. С. Березовского.

2. Обсуждение увиденного и услышанного

3. Информация учителя: «Биография композитора».

4. Сопоставление творческой судьбы В. А. Моцарта и М. С. Березовского.

5. Вводная беседа и слушание I части хорового концерта «Не отвержи мене во время старости» композитора М. С. Березовского;

6. Обсуждение прослушанного музыкального произведения;

7. Заключительная часть урока – вывод

В ходе урока учащимися приобретают следующие знания, умения и навыки,

— биография композитора М. С. Березовского;

— история создания I частьи. Allegro Сонаты для скрипки и клавесина и I часть хорового концерта «Не отвержи мене во время старости» композитора М. С. Березовского;

— знакомство с музыкальными терминами, с памятниками архитектуры Санкт-Петербурга, и с памятниками русской православной архитектуры.

— уметь слышать и сопоставлять различные стили в музыке;

— уметь анализировать и делать вывод;

— уметь отстаивать и доказывать свою точку зрения;

— закреплять навык слушателя;

— развивать навыки дискуссии;

— способствовать развитию эмоциональности.

Урок делится на следующие этапы:

Формы работы учащихся

Погружение в музыкальное произведение.

Просмотр и слушание.

Слушание и усвоение нового материала

Просмотр и слушание.

Главный метод на уроке: тождество и контраст;

Метод демонстрации видеоматериалов и музыкальных фрагментов.

Теоритико-практический метод: анализ музыкального произведения;

Теоритико-практический метод: анализ музыкального произведения;

Метод демонстрации музыкальных фрагментов;

Словестные методы: беседа, дискуссия

Словестные методы: рассказ, беседа,

Метод закрепления изучаемого материала;

Метод демонстрации видеоматериалов и музыкальных фрагментов.

Обоснование иллюстраций к уроку

Для удержания интереса к занятию на уроке используются следующие приёмы активизации учащихся:

Создание проблемных ситуаций, путём продуманных вопросов;

Побуждать учащихся делать сравнения;

Логически осмысленно и последовательно излагать мысли, с выделением главных, наиболее существенных положений;

Глубокое проникновение в произведение. Слушание хорового концерта на фоне чтения 70-го псалма царя Давида

Живой интересный рассказ. Яркость фактов;

Оригинальность выводов, новые сведения;

Проект записи на доске и в тетради.

Максим Созонтович Березовский

«Успех возвысил его. Неудачи — убили. »

Оборудование урока: Мультимедиа, экран, Аудио проигрыватель, диск с произведениями М.С. Березовского, презентация.

Конспект урока на тему «Не отверзе мене во время старости…»

Максим Созонтович Березовский

«Успех возвысил его. Неудачи — убили. »

а) I часть Allegro Сонаты для скрипки и клавесина;

б) I часть хорового концерта «Не отвержи мене во время
старости» композитора М. С. Березовского.

Музыка хорового Концерта, написанная на древнейший библейский 70-й псалом царя Давида, звучит в окаймлении русской православной архитектуры, иконописи: церковь Покрова Богородицы, Киевская София, Успенский собор, иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы.

После прослушивания учитель обращается к учащимся.

— Второй музыкальный фрагмент несомненно написан русским композитором, так как в нем слышны наиболее характерные черты русской музыки: широта, напевность, лиричность и задумчивость. Первый музыкальный фрагмент написан европейским композитором, по стилю близок Моцарту, музыка камерная, нарядная.

Далее учитель знакомит старшеклассников с биографией Березовского.

По данным биографов прошлого столетия, родился композитор Березовский 16 октября 1745 года в городе Глухове — одном из крупных центральных городов тогдашней Украины. Кто были его родители — неизвестно, также неизвестно, как он попал в школу певчих, а потом в Киевскую духовную академию. От природы он обладал абсолютным музыкальным слухом, даром композиции, первые свои хоровые концерты стал сочинять, занимаясь еще в духовной академии. Счастливый случай, и Березовский — в именитой творческой капелле в Петербурге. Юный композитор осваивает итальянскую музыкальную систему. Интересно, что он пробует себя и как актер-трагик, участвуя в сценах придворного театра. Березовский постоянно сочиняет. Так, однажды в знаменитой Янтарной комнате Екатерининского дворца под Петербургом состоялся концерт. «Камер-курьерский журнал» уточняет дату события: 22 августа 1766 года. Мы узнаем, что «для пробы придворными певчими пет был концерт, сочиненный музыкантом Березовским».

Композитора отправляют пенсионером в Италию, в знаменитую Болонскую филармоническую академию. Среди именитых российских музыкантов Березовский одним из первых был послан в далекую Италию; он как бы открыл туда дорогу многим. Его учителем становится известный педагог Падре Мартини, которы выдвигает молодого русского композитора на соискание звания академика. Экзамен назначен на 15 мая 1771 года. Для музыкальной академии это всегда большое событие: в этот торжественный день должно было стать известным имя еще одного почетного академика.

Обычно звание академика присваивалось лишь одному музыканту. В 1770 году академиком был назван четырнадцатилетний Вольфганг Амадей Моцарт. В 1771 году в ряды «филармонических кавалеров» вступают двое: Йозеф Мысливечек и Максим Березовский. Оба композитора — славяне.

Максим Березовский держал экзамен не на правах итальянца, а в качестве иностранного композитора, чтобы, как это оговаривалось, быть капельмейстером у себя на родине. Но итальянское общество любителей музыки избирает его и своим капельмейстером.

С момента приезда на родину начинается новый, самый грустный этап в жизни Березовского. Композитор не нашел признания в музыкальном мире России. Здесь его музыка оказалась не нужна. Березовского забыли почти сразу после его кончины.

– У Моцарта и Березовского много общего в судьбе. Оба с детства были талантливы. Оба служили при церкви. Оба обучались в Болонской академии искусств и стали почётными академиками и капельмейстерами. И к сожалению оба не были признаны у себя на Родине. Вряд ли они встречались вместе. И Моцарт вряд ли слышал музыку Березовского, но то, что Березовский знал и восхищался Моцартом – несомненно.

– Роднит и сближает этих двух композиторов итальянская музыкальная школа, европейский стиль, но музыка Березовского более приближена к русской музыке, её песенности и душевности.

Первый фрагмент написан Березовским в Италии под влиянием европейского стиля и блистательным усвоением итальянской музыкальной школы.

У. – А что можно сказать о втором произведении?

– Это церковная музыка, чем-то похожа на отпевание.

У. – с каким произведением Моцарта оно созвучно?

У. – Да «Реквием» и концерт «Не отвержи мене во время старости» — музыка, которой восхищались все, кто хоть раз слышал ее: Глинка, Чайковский, Рахманинов, а теперь мы с вами.

Вновь звучит музыка, и учительница читает 70-й псалом Давида из Ветхого Завета.

Необходимо заметить, что Ветхий Завет трагичен, так как описывает события тех времен, когда еще не было веры в загробную жизнь. Задумаемся и мы над строками псалма:

«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляю щего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне».

— Березовский как бы предвосхищает свою судьбу.

24 марта 1777 года жизнь Березовского в 32 года трагически обрывается. Вновь проведем параллель — между кончиной Моцарта и кончиной Березовского.

Единственным дошедшим до нас документом, в котором сказано о смерти композитора, является записка, адресованная казначею Дирекции императорских театров П. Лангу:

«. Композитор Максим Березовский умер сего месяца 24 дня; заслуженное жалованье следовало б по сей день и выдать, но как по смерти его ничего не осталось и погрести тело нечем, то извольте, ваше высокоблагородие, выдать по 1-е число мая его жалованье придворному певчему Якову Тимченку, записав в расход с распискою.

Иван Елагин (директор императорских театров)

Марта 25-го дня 1777 г.

Всё же музыка Березовского прошла сквозь время, став одним из ярких образцов музыки православного направления. Мы с вами ее слушали, размышляли, постигали силу таланта. Для настоящих талантов нет понятия времени.

Источник

Березовский М. С.

БЕРЕЗОВСКИЙ, Максим Созонтович, один из немногих корифеев русской духовной музыки концертной эпохи XVIІІ века, – характеризуемой свободными композициями западного светского характера и преобладанием гармонических элементов в пении. Родился Березовский в 1745 г. в г. Глухове черниговской губернии, воспитывался в киевской духовной академии, но курса в ней не окончил. За свой прекрасный голос при Императрице Елизавете Петровне был взят в придворную певческую капеллу и здесь изучал музыку под руководством известного в то время композитора и капельмейстера комической итальянской оперы Цопписа. В 1765 г., для усовершенствования в музыке, был отправлен на счет правительства в Италию, где и окончил свое образование у известного теоретика и композитора Мартини Старшего, в Болонье. Здесь он написал оперу «Димофон», поставленную с большим успехом, составлял и духовно-музыкальные сочинения, которые посылал в Россию. За свои музыкальные познания, талант и выдающиеся музыкальные сочинения Березовский был избран почетным членом многих музыкальных академий в Италии, а в Болонской академии имя его было вырезано золотыми буквами на мраморной доске.

После девятилетнего пребывания за границей, Березовский, несмотря на блестящий успех в Италии, возвратился в 1774 г. в Петербург, в надежде быть оцененным здесь по достоинству. Но здесь он был зачислен только в штат придворной музыки, без определенной должности, потому что все высшие места были заняты иностранцами. Униженный, забытый, он уже терял энергию, когда Потемкин предложил ему место директора в проектируемой им музыкальной академии в Кременчуге. Но, как случалось зачастую, Потемкин забыл и о Березовском, и об академии. Бедность, нужда, зависть, неудачи довели Березовского до отчаяния: он впал в ипохондрию, стал пить и в припадке белой горячки окончил жизнь самоубийством (перерезал себе горло) в 1777 г.

Березовский написал довольно много духовно-музыкальных сочинений, но ни одно из них не было напечатано при его жизни. Только через 50 лет после его смерти, придворная капелла издала известное всем церковным хорам России «Верую» Березовского и восьмиголосный концерт его: «Не отвержи мене во время старости», причисленный к произведениям классическим. Из других произведений Березовского в настоящее время отпечатаны причастны: 1) «Творяй ангелы своя духи»; 2) «В память вечную будет праведник»; 3) «Чашу спасения прииму»; 4) «Во всю землю изыде вещание их». Из рукописных его сочинений, написанных, как предполагают, еще в Болонье, известны: 1) «Литургия»; 2) концерты: «Отрыгну сердце»; 3) «Милость и суд воспою»; 4) «Слава в вышних Богу»; 5) причастны: «Хвалите Господа с небес»; 6) «Блажени яже избрал»; 7) «Не имамы иныя помощи» и друг.

Как композитор, Березовский принадлежит к числу первых, старавшихся согласовать западную музыку с текстом православных церковных песнопений. Сравнительно с своими современниками композиторами Веделем, Дехтеревым, Давыдовым, учившимися также у иностранцев и большей частью рабски им подражавшими, Березовский в своих произведениях обнаруживает меньшей следов зависимости от Итальянской школы и больше свободы и самостоятельности, являя собою заметный поворот к новому, более национальному направлению русской церковной музыки, представителем которого был Бортнянский. Свобода и самостоятельность голосоведения и гармонической модуляции, простота и изящество в целом и частях, осмысленность в расположении текста с музыкой, соответствие метрических акцентов с словесными ударениями, глубина и сила религиозно-художественного творчества и выражения – таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского. «В художественном отношении произведения Березовского превосходны», замечает в своей истории прот. Разумовский, «в них он разрешает одну из самых трудных задач музыки, создавая простое, всем доступное и вместе с тем изящное пение». Слушая его произведения, «молящийся не развлекается хитрыми сплетениями аккордов, а напротив возвышается до слез умиления». Самым лучшим его произведением признается концерт «Не отвержи мене во время старости». «Этот концерт», говорит прот. Разумовский, «давно уже причислен у нас к произведениям классическим. Здесь в словах: «не отвержи мене во время старости» выражена звуками молитва; в музыке над словами: «Бог оставил ны есть, пожените и имите его» слышится описание злобы врагов; в музыке над словами: «да постыдятся и исчезнут» выражается торжество надежды на милость Бога, сокрушающего гордыню».

Свящ. А. Митропольский

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Источник

Композитор Максим Созонтович Березовский

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Максим Созонтович Березовский

Березовский известен как автор духовных концертов, среди которых наиболее популярен “Не отвержи мене во время старости”. Березовский соединил в своем творчестве западноевропейскую музыкальную культуру с традициями русского хорового пения.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова, «Очерк истории музыки в России» (приложение к «Руководству к изучению музыки» Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва, изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, «Церковное пение в России» (Москва, 1867); Н.А. Лебедева, «Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения» (Спб., 1882); Л. Саккети, «Очерк всеобщей истории музыки» (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко); Стаффорда, «История музыки» в переводе Е. Воронова, (Спб., 1838); Fetis, «Biographie universelle des musiciens» (Париж, 1860).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Экзамен он сдавал вроде как в один день (или почти в один день) с Моцартом. Когда в первый раз слушал Березовского, подумал что очень похоже на Моцарта. Видно мода была такая. А так да, круть. Почему все хвалят итальянцев, немцев? Ведь наши же нисколько не хуже!

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Александра Пахмутова. Сегодня ей исполнилось 92 года!

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

В Волгограде есть необычный памятник. Это маленькая девочка, играющая на аккордеоне. Он поставлен реальной девочке, которая ездила в госпиталь к бойцам, раненным во время Сталинградской битвы, и часами играла им.

Девочке было тогда 13 лет, но выглядела она лет на 9. Аккордеон был большой и тяжелый. Но бойцы очень любили ее концерты, и каждый день ждали их. Поэтому девочка снова шла пешком в госпиталь с тяжелым аккордеоном, чтобы скрасить бойцам госпитальные дни, наполненные страданиями.

Звали эту девочку – Александра Пахмутова.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Агнета и Фрида

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Вечерний Санкт-Петербург под сверхшироким углом: атмосферная прогулка по красивому городу, лето 2021

Показываю в видео, как выглядит вечерний Санкт-Петербург под «сверхшироким углом»: съемка на ultrawide-камеру с углом обзора 120 градусов (в кадр помещается почти всё, что вы могли бы увидеть своими глазами). Вас ждет атмосферная прогулка по красивому и утонченному городу.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

С днем рождения, Moby

Ричард Мэлвилл Холл, он же Moby, сегодня 11.09.21 исполнилось 56 лет!!) С днем рождения, радуй почаще своими композициями.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Первый гибридный автомобиль

Машину разработал Гэри Е. Дей. Для запуска в производство нашёл инвестора в лице Эмиля Роже, который специально под это дело основал Roger Mechanical Carriage, но не потянул расходы и обанкротился. Успели частично собрать одну машину, которую в 90-е нашёл и достроил Робин Лодер.

Для меня тут большим открытием было существование Тойоты Приус. XD

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Игра на пиле. Веселый и находчивый дедушка играет на пиле, исполняя популярные композиции

Не каждый день увидишь выступление уличного музыканта, который буквально играет на пиле. И это вовсе не шутка: веселый и находчивый дедушка Алексей Петродворецкий настоящий пилач! Он исполняет для зрителей популярные композиции разных лет на обычной пиле по дереву (а, точнее говоря, на ножовке). Как это выглядит и звучит, вы можете наглядно посмотреть в этом видео про игру на пиле.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Приходите к нам.

Версия для музыкантов. 😀

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Сегодня человеку с большим сердцем и всемирно известному певцу Джорджу Майклу исполнилось бы 57 лет

Он втайне перечислял миллионы на лечение больных, анонимно работал в приюте для бездомных, давал бесплатные концерты и жертвовал деньги случайным людям. А ещё он был потрясающим музыкантом, чьи песни переживут поколения.

P.S. Одна из последних фотосессий музыканта в стенах парижской оперы Гарнье перед концертом в 2011 году.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

О филантропии Джорджа Майкла

«Подлинная благотворительность требует умения держаться в тени и не давать нуждающемуся в помощи почувствовать себя ниже своего благодетеля, и это скрытое самопожертвование полно особенной сладости. » (Оноре де Бальзак.)

Он тайно помогал тем, кто испытал несчастье.

Он поддерживал благотворительность, которая помогает людям с ВИЧ и СПИДом.

Он спас тысячи детей, перечисляя доходы на детскую горячую линию от своей песни «Jesus To A Child». Он перечислил деньги из своего сингла «Last Christmas» на благотворительность, которая помогает голодным в Эфиопии.

Однажды в кафе он заметил женщину, которая плакала из-за ее долгов, тогда он попросил официанта дать ей чек на 25. 000 фунтов.

Во время благотворительной передачи «Кто хочет быть миллионером?» он был единственным, кто сказал: если я проиграю, я сам пожертвую деньги.

Джордж был анонимным спонсором фонда Lake Fight Fund, занимающегося спасением озёр от загрязнений.

В 1993 году после смерти от СПИДа его партнера Ансельмо Фелеппа певец пожертвовал крупную сумму денег Terrence Higgins Trust – ассоциации помощи ВИЧ-инфицированным.

После смерти от рака его матери он дал бесплатный концерт для медсестер онкологической клиники, ухаживавших за его мамой.

Сообщения от разных людей:

Emilyne Mondo: «Джордж Майкл работал анонимно в приюте для бездомных, где я была волонтером. Я никогда об этом не рассказывала, так как он просил этого не делать».

Gary Parker: «Также много жертвовал африканской благотворительной организации, обеспечивающей детей стоматологической помощью – более 100 000 фунтов каждое лето». Миллионы фунтов и всегда на анонимной основе.

Sali Hughes: «Когда-то очень давно я написала об одной знаменитости, с которой я работала, давшей официантке чаевые в размере 5000 фунтов, поскольку она училась тогда на медсестру и задолжала за учебу. Это был Джордж Майкл».

David Walliams: «Сейчас появляется множество историй о легендарной щедрости Джорджа Майкла. Когда я переплыл Ла-Манш, он перечислил спортивной организации Sportrelief 50000 фунтов».

Ведущий телеигры «Deal or no deal», Richard Osman: «На нашем шоу одна женщина сказала, что ей требуется 15000 фунтов для процедуры экстракорпорального оплодотворения. Джордж Майкл тайно позвонил на следующий день и дал ей эти 15 тысяч».

Esther Rantzen, президент благотворительной детской ассоциации Childline: «Я думаю, все очень хорошо помнят песни группы Wham! и Джорджа Майкла, которые очень много для нас значат. Но для британских детей Джордж Майкл значит еще больше. В течение многих лет он был филантропом и невероятно щедрым. Он постоянно давал детям деньги, но при этом условием было то, что я никогда не должна была сообщать о его щедрости публично».

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

«Если бы меня сейчас сбил автобус, я бы умер счастливым человеком — с тем количеством качественной музыки, которую я оставил миру». © Джордж Майкл

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

«Я верю в то, что есть жизнь после смерти, и всегда стремился к тому, чтобы моя музыка и стихи были направлены к свету, а не во тьму, помогали людям в трудных ситуациях».

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

«Мой инстинкт продолжения рода реализовывается в музыке, которую я сочиняю. После себя я оставлю музыку и песни.»

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

«Кто жил так, что его память свято сохраняется в душах людей, сделал свое дело для продолжения своего существования и после смерти.»

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Писатель, подружившийся с дьяволом

15 мая 1891 года родился один из самых читаемых писателей XX века, популярность которого в России даже сегодня в разы превосходит славу других авторов.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Известно, что Булгаков часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста. Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой «Батум». Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Дача Булгаковых в Буче, август 1913. В верхнем ряду слева направо: Михаил, его мать, первая жена Татьяна.

В 1937 году, в годовщину смерти А.С.Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М.А. Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других авторов отсутствие одного персонажа. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич.

Клад Михаила Булгакова

Как известно, в романе «Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли.

Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем — Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «. Может быть, Фаланд?»

В первой редакции произведения содержалось детальное описание (15 рукописных страниц) примет Воланда, когда он впервые появляется под видом «незнакомца». Это описание сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали Астарот (один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной демонологии). Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог быть тождественным сатане.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Михаил Афанасьевич и его вторая жена Елена Сергеевна.

«Собачье сердце» и русская революция

Традиционно повесть «Собачье сердце» трактуют только в одном политическом ключе: Шариков — аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе подобных. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн), Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья — Дзержинский и т. д.

У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Михаил Булгаков и драматург Сергей Ермолинский с женой.

Иван Васильевич: назад в будущее

Еще в 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и переносит в современный мир (т.е. 1934 год) Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадают двойник Ивана Грозного управдом Бунша-Корецкий и жулик Жорж Милославский. Современники Булгакова замучали автора просьбами об изменениях и переделках. Все боялись очевидного сходства между личностями Иоанна Грозного и Иосифа Сталина.

Триумфальный успех пришел к «Ивану Васильевичу» в 1973 году, когда к этой пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили (по крайней мере, в СССР).

Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить все три фильма Гайдая («Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию») одним героем: бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком.

Кстати, американскому зрителю фильм тоже знаком, но под измененным названием: «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future» и «Ivan the Terrible: Back to the Future»).

Значимые цитаты Булгакова

•Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

•Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

•Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.

•Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.

•Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

•Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

•Только через страдание приходит истина. Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.

•Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные.

•На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.

•На свете существует только две силы: доллары и литература.

•Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт.

•Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

•Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Последнее фото писателя с женой Еленой Сергеевной.

Андриано Челентано

Адриано родился в Милане пятым ребенком в семье переселенцев с юга Италии 6 января 1938 года. К моменту его появления на свет его брат Алессандро и сестры Мария и Роза были взрослыми людьми, а матери исполнилось сорок четыре года. Последний раз она рожала в двадцать шесть. Четвертым ребенком была девочка, Адриана, умершая задолго до его рождения в возрасте четырех лет. Вся семья была настолько уверена, что мальчик тоже либо умрет, либо родится мертвым, что не подготовила к его рождению даже кроватку и пеленки. Даже акушерка была в этом уверена, придя к роженице. Родившись, младенец некоторое время не издавал никаких звуков, но потом очень громко закричал! Пришлось тете Адриано взять мужнины рубашки и смастерить из них все необходимое для младенца. Родители назвали младшего сына в честь умершей сестры. Маленький Адриано был любимцем в емье, атмосфера любви и заботы сделала из него эмоциональную и чувствительную натуру.
Это небольшой отрывок из его биографии,безусловно это великий человек,и очень разносторонний,мне очень понравились его небезызвестные колкие фразы

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Великие умы

P.s. 8 февраля Исполнилось 185 лет.

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть фото березовский концерт не отвержи мене во время старости. Смотреть картинку березовский концерт не отвержи мене во время старости. Картинка про березовский концерт не отвержи мене во время старости. Фото березовский концерт не отвержи мене во время старости

Итак, продолжаем рассказ о Фокионе, который считался самым великим душою и силой духа человеком, о котором с почтением отзывались даже его враги: македонские цари, а впоследствии и диадохи.

Будучи «на задании» своих сограждан вне города, Фокион, сторонник промакедонской партии, был не в состоянии помешать афинянам начать открытую борьбу с Филиппом Македонским (отцом Александра Македонского), а вернувшись стал убеждать их идти на сближение, ибо Филипп был настроен миролюбиво и ему невыгодна была война.

Демосфен, противник Фокиона победил, настроив Афины против Македонии и говоря, что сражение македонцам стоит дать как можно дальше от своих границ. «Милый ты мой, – заметил ему Фокион, – не об том надо думать, где нам сражаться, но как победить. Только в этом случае война будет от нас далеко, а если мы будем разбиты, все беды и ужасы окажутся у нас прямо перед глазами».

Когда умер Филипп, Фокион отговаривал народ приносить благодарственные жертвы богам. Во первых, сказал он, неблагородно радоваться по такому поводу, а во вторых, сила, стоявшая против них при Херонее, сделалась меньше всего лишь на одного человека.

Когда Демосфен осыпал бранью Александра, меж тем как македонское войско уже подходило к Фивам, Фокион сказал:
«О злополучный! Зачем раздражаешь ты грозного мужа
и жаждущего великой славы? Или, может, ты хочешь, раз уж поблизости пылает такой громадный пожар, поджечь заодно и наш город? Но я ради того и принял должность стратега, чтобы не дать этим людям погибнуть, хотя бы даже они и рвались навстречу гибели».

Разумеется афиняне проиграли, и прислав первое прошение о мире, увидели, что Александр швырнул его на землю и повернулся к послам спиной и бросился прочь. Тогда афиняне послали Фокиона. Александр милостиво его принял, так как старшие его соратники подсказывали, что его отец глубоко уважал его. Александр не только принял прошение, но и милостиво принял Фокиона и даже выслушал его советы. Увидев, что советы Фокиона совпадают с его желаниями, царь даже решил, что если с ним что то случится в дальнем походе, Афины должны стать во главе Греции. С Фокионом он заключил союз дружбы и гостеприимства (у греков это был самый священный союз, клятва вечной дружбе и взаимопомощи). До такой степени Александр проникся к нему дружбой, что после победы над Дарием, когда перестал начинать письма пожеланиями здоровья, только ему и Антипатру продолжил обращаться этим приветствием.

Когда Александр прислал ему 100 талантов (а это 100 огромных сосудов, полных драгоценностей), Фокион спросил, почему только его награждают? «Потому, что лишь тебя одного он считает человеком достойным во всех отношениях», – последовал ответ. «Пусть же он не лишает меня возможности оставаться таким и впредь – и в чужих глазах, и по существу», – сказал Фокион. Посланцы проводили его до дому и, увидев во всем чрезвычайную скромность, увидев, как жена Фокиона месит тесто, а сам он достал воды из колодца и моет себе ноги, принялись еще упорнее настаивать на своем и с негодованием говорили, что это, дескать, просто неслыханно: друг царя живет в такой скудости и убожестве! Тогда Фокион, заметив какого то бедного старика в потрепанном, грязном плаще, спросил своих гостей, не считают ли они, что ему приходится хуже, чем этому случайному прохожему. «Что ты, что ты!» – воскликнули посланцы. «А ведь он тратит куда меньше моего и все таки доволен. И вообще говоря, либо я совсем не сумею воспользоваться царскими деньгами, и они будут лежать у меня без всякого проку, либо, если воспользуюсь, опорочу и себя самого, и царя перед всем городом». Так эти деньги и вернулись из Афин восвояси, послужив для греков доказательством, что человек, не принимающий такого подарка, богаче того, кто его делает. Александр рассердился и написал Фокиону, что если друзьям ничего от него не нужно, он их друзьями не считает, но Фокион и тогда денег не взял, а попросил отпустить на волю софиста Эхекратида, имбросца Афинодора и двух родосцев – Демарата и Спартона, арестованных за какие то проступки и брошенных в тюрьму в Сардах. Александр немедленно их освободил, а Кратеру, посылая его в Македонию, велел предложить Фокиону на выбор один из четырех городов Азии – Киос, Гергит, Элею или Миласы, внушая при этом еще настоятельнее, что будет разгневан, если тот откажется. Тем не менее Фокион отказался, а царь вскорости умер. Дом Фокиона украшен медной обшивкой, а в остальном незатейлив и прост.

Фокион был женат дважды, но сведения сохранились лишь о второй его жене. Еее сдержанность и скромность пользовались у афинян не меньшей известностью, нежели честность Фокиона. Однажды на театре давали новые трагедии, и актер, игравший роль царицы, уже перед самым выходом потребовал у хорега целую свиту богато наряженных прислужниц. Тот не соглашался, актер был возмущен и не желал появляться перед зрителями, заставляя весь театр ждать. Тогда хорег Меланфий стал выталкивать его на проскений, крича: «Ты разве не видел, что жена Фокиона ходит повсюду с одной единственной служанкой? Твое бахвальство испортит нам всю женскую половину дома!» Слова эти были услышаны, и театр откликнулся на них громкими рукоплесканиями и одобрительным шумом. Та же самая вторая жена Фокиона сказала приехавшей из Ионии гостье, которая с гордостью показывала ей золотые, усыпанные драгоценными камнями ожерелья и диадемы: «А мое украшение – это Фокион, который вот уже двадцатый год командует войсками афинян».

Первым, кто сообщил афинянам о смерти Александра, был Асклепиад, Демад советовал не давать веры его словам, потому, дескать, что будь это так, запах тления уже давно наполнил бы всю вселенную, а Фокион, видя, что народ склонен к мятежу и перевороту, пытался утихомирить сограждан. Меж тем как многие взбегали на ораторское возвышение и кричали оттуда, что весть, принесенная Асклепиадом, верна и что Александр действительно умер, Фокион сказал: «Что же, если он мертв сегодня, то останется мертвым и завтра, и послезавтра, стало быть, мы можем держать совет спокойно и, главное, ничего не опасаясь».

Вскоре Леосфен силою втянул Афины в Ламийскую войну, (о которой я упоминал в одном из постов) и как то раз насмешливо спросил Фокиона, до крайности недовольного его действиями, какую пользу принес он государству, столько лет исполняя должность стратега. «Немалую, – отвечал Фокион, – благодаря мне афинских граждан хоронили в их собственных гробах и могилах». В ответ на пространные, дерзкие и хвастливые речи Леосфена в Народном собрании Фокион заметил: «Твои слова, мальчик, похожи на кипарис – так же высоки и так же бесплодны». Гиперид поднялся и спросил: «А по твоему, когда нужно афинянам вступить в войну, Фокион?» – «Когда я увижу, что юноши полны желания удержать свое место в строю, богачи – исправно платить налоги, а ораторы – не запускать руки в казну», – последовал ответ. Многие восхищались силою войска, которое набрал Леосфен, и спрашивали Фокиона, что он думает о сделанных приготовлениях. «К бегу на один стадий мы вполне готовы, – сказал он, – но длинного пробега я боюсь, потому что больше у нашего города нет ни денег, ни кораблей, ни пехотинцев». Когда же поднялся жуткий переполох в Собрании, Фокион предложил прямо из собрания повести войска, включая даже стариков. Понялся ещё более дикий крик и тогда Фокион с усмешкой сказал: «Напрасно вы шумите, ведь вашим начальником буду я, а мне уже восемьдесят». Таким манёвром он вразумил афинян и удержал их от опрометчивого шага.

Когда же дела Афин стали совсем плохи народ в испуге призвал Фокиона, крича, что доверяет лишь ему одному. «Ах, если бы вы раньше с доверием прислушивались к моим советам, не приходилось бы нам сейчас совещаться по такому тяжкому поводу».Он отправился к македонцам и первое, о чем он просил, это чтобы перемирие было заключено на месте, без перемены позиций. «Фокион толкает нас на несправедливость: он хочет, чтобы мы оставались на земле своих друзей и союзников и причиняли убытки им, в то время как можем существовать за счет противника», – возразил Кратер, однако Антипатр, взяв его за руку, промолвил: «Надо оказать эту милость Фокиону».

Все послы, кроме Ксенократа, признали условия заключённого мирного соглашения мягкими и остались довольны, а Ксенократ сказал, что будь афиняне рабами, требования Антипатра можно бы назвать скромными, но для людей свободных они слишком тяжелы. Фокион просил не вводить караульный отряд, но Антипатр якобы ответил: «Фокион, мы готовы уступить тебе во всем, кроме того, что может погубить и тебя, и нас». Существует и другой рассказ – будто бы Антипатр спросил Фокиона, ручается ли он, что афиняне, если их освободить от караульного отряда, не нарушат мира и не пустятся снова в опасные предприятия. Фокион медлил с ответом и молчал. Начальником гарнизона назначили друга Фокиона Менилла. А сам Антипатр, как сообщают, говорил, что у него в Афинах два друга – Фокион и Демад: первого он никак не убедит принять от него подарок, а второму, сколько ни дарит, все мало.

А теперь расскажу анекдот, которому уже почти 2.500 лет.Когда погиб Демосфен и все самые ярые противники македонян, дела афинян стали так плохи, что они начали с тоской вспоминать о Филиппе и Александре, ибо те даже в самом страшном гневе способны были на благородную снисходительность и выказывали величие души. Так вот, один крестьянин, копавший землю, на вопрос что он делает, с горьким вздохом ответил: «Ищу Александра! Или на худой конец Филиппа».

Именно этот караульный отряд и стал причиной гибели Фокиона. Когда народный гнев стал угрожать македонцам, которые кстати совершенно не применяли насилия, он тайно дал им сбежать. Как я думаю, тут он исходил из двух соображений: если бы афиняне расправились с македонцами, город точно снесли бы, а потом там были его друзья.

И тем не менее, враги Фокиона, словно все еще не насытившись борьбою, провели новое постановление – чтобы труп его был выброшен за пределы Аттики и чтобы ни один афинянин не смел разжечь огонь для его погребального костра. Поэтому никто из друзей не решился коснуться его тела, и некий Конопион, обыкновенно бравший на себя за плату подобного рода поручения, увез мертвого за Элевсин и там сжег, принеся огонь из Мегариды. На похоронах присутствовала супруга Фокиона со своими рабынями, она насыпала на месте костра могильный холм и совершила надгробные возлияния, но кости спрятала у себя на груди и, принеся ночью к себе в дом, зарыла у очага с такими словами: «Тебе, мой родной очаг, я вверяю эти останки прекрасного человека. Ты же отдай их отчей могиле, когда афиняне образумятся».

И в самом деле, не много времени потребовалось, чтобы сами обстоятельства показали, какого вождя, какого стража разума и справедливости погубил народ, и ему была поставлена бронзовая статуя, а кости его преданы погребению на общественный счет. Одного из обвинителей, Гагнонида, афиняне сами приговорили к смерти и казнили, а с Эпикуром и Демофилом, бежавшими из города, расправился сын Фокиона.

Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.


Благодарю за внимание! Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне!=)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *