банка томатного супа за 8 5 миллиона долларов
Искусство на миллион: Энди Уорхол «Большая банка супа Кэмпбелл с консервным ножом»
Продолжаем знакомиться с картинами, которые наши современники оценили более, чем на 1 миллион долларов. Как водится, в основном это образцы современного искусства. Сегодня на очереди у нас Энди Уорхол.
Многие не понимают, почему подобные картины или изображения называют искусством. Согласна, для обычного восприятия многим ближе, когда то, что мы видим, «красиво», но за каждым таким полотном есть целая история, жизнь, идеи. В конце концов, если вас посещает мысль, что вы сможете сделать так же – попробуйте, но создайте то, что до вас никто не делал.
Энди Уорхол «Большая банка супа Кэмпбелл с консервным ножом»
Размер | 72 х 52 дюйма (183 х 132 см) |
---|---|
Материалы | казеиновая краска, холст |
Стоимость | 27,5 млн долларов |
Текущее местоположение | частная коллекция |
Датируется | 1962 г. |
Дата продажи | 2010 г. |
Энди Уорхол не нуждается в представлении – это тот самый сумасшедший наркоман с серебристыми волосами, который в 60-х перевернул представление общественности об искусстве, как таковом. Хорошее дело сделал или открыл ящик Пандоры, каждый решает сам для себя. Однозначно лишь то, что Уорхол – знаковая фигура в современном искусстве, а его идеи, их воплощение небезынтересны для публики даже сейчас.
Немного предыстории
Так вот, Энди Уорхол тоже не был исключением. В 1949 году он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Именно как коммерческий иллюстратор он и начинал свою карьеру, однако амбиции взяли свое и будущий король поп-арта стал искать источники вдохновения, чтобы создать нечто не существующее в искусстве до него.
Это было время экспериментов: он рисовал мультгероев, выкладывал полотна на тротуары, чтобы случайные прохожие оставляли на них свои следы, смешивал краски в немыслимых сочетаниях. Поговаривают, что он даже предлагал помочиться на будущие картины посетителям своей «Фабрики».
Муки творчества прекратились, когда он получил отнюдь не бесплатный совет от британского дизайнера Мюриэл Латоу:
«Рисуй то, что любишь больше всего на свете и то, что видишь каждый день».
Обошелся этот совет Энди Уорхолу в 50 долларов. Немного, зато о результатах можете судить сами. Кстати, теперь им можно воспользоваться бесплатно.
Знаете, что оказалось самым любимым у Энди? Стодолларовые купюры и банки с овощным супом Кэмпбелл. И то, и другое получило свое воплощение в полотнах художника.
Энди Уорхол в супермаркете Gristedes в Нью-Йорке, 1965 г. Фото © Боб Адельман
Серия картин «Campbell’s Soup»
Практически год художник отрабатывал мастерство изображения этих супов. Надо заметить, что дизайн был вовсе не его. Супы продавались в маркетах и были тем самым символом потребления, который Энди Уорхол хотел изобразить.
Всего получилось 11 разных полотен размером 183 х 132 см. Семь из них находятся в музеях, остальные – в частных коллекциях.
Знаете, это был триумф. Критики очень горячо восприняли картины, ко всему добавилась еще и скандальная слава Уорхола. Именно эти работы подняли его на Олимп поп-арта. И он таки совершил невозможное – сделал из обычной банки супа произведение искусства.
© Фрагмент каталога Andy Warhol’s Big Campbell’s Soup Can with Can Opener (Vegetable)
Картины в серии отличаются. Не нашла изображения всех одиннадцати, но восемь из них можете посмотреть. По мере того как серия разворачивается, крышка банки может быть полностью открыта, ее этикетка очищена и, наконец, измельчена и сплющена. Это напоминание о том, что даже самые несущественные и, в тоже время, твердые объекты подвержены распаду.
Энди Уорхол хотел популяризировать искусство для всех, сделать его таким же понятным и доступным. Консервированный суп в банке всегда имеет один и тот же вкус, какую банку бы не открыли, независимо от того, ест его принц или нищий. Ну, скажем так, по прошествии всего-то полвека его произведения потеряли свой первоначальный смысл. Первые свои «Супы» Уорхол продавал всего лишь по 100$, а сейчас цены колеблются от нескольких десятков тысяч до нескольких десятков миллионов.
Энди Уорхол еще не раз возвращался к теме супов Кэмпбелл в своем творчестве. Несколькими годами спустя он нарисовал серию из 32 супов, которая сейчас находится в музее MoMa. Есть полотна «Сто супов Кэмпбелла», «Двести супов Кэмпбелла», одиночные изображения в шелкографии разных размеров. Кстати, один из них выставлен на онлайн-аукционе Сотбис на этой неделе, обзор на который можно будет посмотреть в моем блоге в ближайшие дни. Даже свадебное платье с супами имеется. Вряд ли я бы такое надела, но дело было в 60-х, а там совсем другая эпоха.
© изображения взяты с сайта www.wikiart.org
Почему так дорого?
Если вы читали предыдущие выпуски рубрики, то, скорее всего, поняли, что максимально цены поднимаются на самые знаковые картины из работ художника.
«Это действительно одна из икон 20-го века, создание которой изменило всю историю искусства. Мы горды представить рынку эту работу, что само по себе является уникальным событием», – сказал в интервью РИА Новости вице-президент Американского дома Christie’s Бретт Горви. © источник
Кураторы Christie’s приложили максимум усилий, чтобы обособить эту картину из всей серии. Но нужно заметить, что картины в частных коллекциях, проданные ранее, тоже имеют высокую стоимость. Например, «Банка томатного супа Кэмпбелл» в 2007 году ушла с молотка за 8,4 млн долларов.
Именно эта серия картин обозначила первый успех Энди Уорхола, а потому может занимать особую позицию по значимости в его творчестве. После них будут самые известные и дорогие картины: диптих Монро, будут Элвисы, банан для музыкальной группы Velvet Underground и другие. Но вы то уже знаете, что все началось с обычных супов.
Источники и дополнительные ссылки по теме
Статья подготовлена — @dajana
«32 банки супа Кэмпбелл» Уорхола
Энди Уорхол – человек, который привел рекламу в галереи. Сегодня он один из самых узнаваемых, популярных и дорогих художников.
Сюжет
Говоришь Уорхол — подразумеваешь бесконечный репринт. История с упаковкой супа Кэмпбелл началась в 1960-м с изображения одной банки и закончилась через два года двумя сотнями картинок. В промежутке был вариант из 32 копий.
Первая работа была посвящена рисово-томатному супу — самому популярному — и выполнена в технике живописи. Все последующие вариации созданы в технике, которая сделала Уорхолу имя, — шелкография. Именно она позволяла ему штамповать за день десятки копий одного сюжета.
Когда Уорхол впервые представил картину, каждое из изображений лежало на полке, как если бы это были настоящие банки в супермаркете. Их количество соответствовало числу вкусов, которые тогда могла предложить компания Кэмпбелл. И каждая картинка обладала своим запахом, который подтверждал название — что на коробке, то и в коробке.
Контекст
Современники назвали работу с упаковкой супов отражением пошлости и бездуховности культуры массового потребления. В это охотно верится, если не знать, что сам Уорхол был фанатом потребления. И его творчество — гимн потребительской эпохе. Селебрити, политики, деньги, товары — все лишь объекты потребления.
Уорхол сам выбирал объекты для тиражирования. Суп Кэмпбелл был дешевым и популярным, особенно в среде бедных людей, откуда вышел и художник. Человек, воспитанный на супах быстрого приготовления, либо сдается, либо протестует. Уорхол дошел до того, что превратил идолов в своего рода суп: многократно повторенный, разжеванный образ быстро готовится, легко продается, с удовольствием потребляется и вызывает привыкание.
Энди создал Джоконду XX века — изображение Мэрилин Монро. Первую работу он выполнил вскоре после ее смерти, а затем сделал многочисленные репринты. Это одновременно возносило ее фото до уровня иконы и низвергало до уровня листовок. Очень дорогих листовок. И так Уорхол поступал со всеми.
Судьба художника
Ненасытная жажда потребления — это отчасти следствие нищего детства. Энди родился в многодетной семье иммигрантов, жизнь была непростой. Ребенком он перенес несколько серьезных болезней, из-за которых был вынужден много времени провести в постели. В результате Уорхол вырос мнительным, закомплексованным, боящимся врачей. В юности он перекрасил волосы в седой: он хотел выглядеть, как старик, думать, как старик, и жить, как старик. Но все вышло с точностью до наоборот.
Отучившись на графического дизайнера, он отправился в Нью-Йорк, где занялся рекламой: рисовал иллюстрации, плакаты, оформлял витрины. Предлагаемые им образы были дерзкими, провокационными и … работающими. Его реклама продвигала товары. Вскоре Уорхол смог от ремесла перейти к творчеству.
Он смог соединить индустрию рекламы и искусство. Шелкография, которую Уорхол стал использовать для создания арт-объектов, позволила реализовать его идею: искусство надо производить массово. Понятия высокого и низкого были нивелированы.
Свою мастерскую он организовал по принципу Содома и Гоморры. Вечеринки с алкоголем, наркотиками, оргиями не прекращались. Контора работал под вывеской «Фабрика» и занимала особняк на Манхэттене. Почти все, кто так или иначе сотрудничали с Уорхолом, подсаживались на наркотики разной степени тяжести. Художник делал это специально: низводил людей до уровня животных, наблюдал за ними и в очередной раз демонстрировал, что те, кто считают себя людьми, личностями, таковыми не являются.
Параллельно с вечным «праздником» «Фабрика» производила искусство. Это была и реализация Уорхола, и его пощечина общественному вкусу, которому привычны уникальные арт-произведения, создаваемые долго и мучительно. Уорхол своим тиражированием запустил новый тренд: искусство всегда должно быть на полке, уникальность больше не интересует, даже упаковка может быть шедевром, стоящим тысячи и даже миллионы долларов.
Почему 32 картины Энди Уорхола, на которых были нарисованы только банки с супом, стали арт-сенсацией
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что означают картины с супом?
Поп-арт перевернул традиционное искусство с ног на голову. Вместо портретов, пейзажей, батальных сцен или других предметов, которые эксперты считали «искусством», такие художники, как Уорхол, брали изображения из рекламы, комиксов и других элементов популярной культуры. Они использовали юмор и иронию, чтобы прокомментировать, как массовое производство и потребительство стали доминировать в американской (и не только) жизни и культуре.
Есть одна общая черта, которая объединяет все тридцать две картины. Вместо того, чтобы детализировать замысловатый медальон в центре этикетки каждой банки, представляющий «золотую медаль качества», которую суп Кэмпбелла выиграл на Парижской выставке 1900 года, Уорхол заменил его простым золотым кружком. Биограф Уорхола, Блейк Гопник, размышлял об этом так: «Это просто потому, что другие краски плохо держатся на золоте? Или потому что получение настоящих медалей требует слишком много усилий? Или может ему просто понравился графический штамп золотого круга?»
Как впервые картины увидели свет
Когда в 1962 году открылась выставка Уорхола, поп-культура только зарождалась. Люди понятия не имели, что делать с искусством, которое так отличалось от всего, чем должно было быть искусство.
Почему картины стали такой сенсацией?
Как только публика и критики преодолели шок, они стали созревать до консервных банок Уорхола. Во-первых, это было свежей идеей в искусстве. Насколько сложно понять картину, если оригинал, вероятно, лежит на кухонной полке? Критики начали замечать хитрый ироничный юмор в «портретах» Уорхола Скотч Бульон и Куриный Гамбо. И решение Блюма сохранить картины вместе усилило их влияние.
Выставка в Ferus Gallery стала поворотным моментом в карьере Уорхола. После «Банок супа Кэмпбелла» Уорхол переключился с рисования на шелкографию, процесс, который давал более механические результаты и позволял ему создавать несколько версий одной работы. Его репутация продолжала расти. К 1964 году запрашиваемая цена за одну картину суповой банки, отсутствовавшую в наборе Блюма, выросла до 1500 долларов, и нью-йоркские светские личности носили бумажные платья с принтом суповых банок, изготовленные на заказ самим Уорхолом.
Сама Campbell’s Soups вскоре присоединилась к всеобщему веселью. В конце 1960-х компания ухватилась за популярную тогда причуду бумажных платьев, выпустив «Souper Dress» (супер платье) и маленькую сумочку, покрытую этикетками для супов в стиле Уорхола. Каждое платье имело три золотые полосы внизу, поэтому владелица могла обрезать платье до идеальной длины, не разрезая рисунок консервной банки. Цена: 1 доллар и две этикетки Campbell’s Soup.
Сегодня консервные банки с супом Уорхола остаются иконой поп-культуры: от тарелок и кружек, до галстуков, футболок, досок для сёрфинга и колод для скейтбордов. Один из самых ярких снимков был связан с самим Уорхолом: на обложке журнала Esquire в мае 1969 года он тонул в банке с томатным супом Кэмпбелла.
Искусство заставляет нас остановиться и задуматься, а что же на самом деле хотел сказать художник? Часто же бывает такое, что оно нас просто поражает в самое сердце, вызывая восхищение мастерством творца шедевра. Прочтите нашу статью в чём секрет «хитрых» фресок XVII века в римской церкви Святого Игнатия: 3D-технологии прошлого.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Я совсем не понимаю такое искусство и считают его «высосанным из пальца», но есть множество людей, которые имеют другое мнение. Интересно почитать их рассуждения на этот счет.
9 июля 1962 года малоизвестный художник Энди Уорхол (Andy Warhol) открыл небольшую выставку в галерее Ferus в Лос-Анджелесе. Тема выставки просто взрывала мозг: это были банки с супом! Каждая из тридцати двух картин изображает разные вкусы и ароматы супов фирмы «Кэпмбелл» в линейке, от помидоров до перца и крема из сельдерея.
Какой же смысл вложил художник в эти работы? В чём секрет сенсационного успеха и всеобщего признания?
Что означают картины с супом?
Поп-арт перевернул традиционное искусство с ног на голову. Вместо портретов, пейзажей, батальных сцен или других предметов, которые эксперты считали «искусством», такие художники, как Уорхол, брали изображения из рекламы, комиксов и других элементов популярной культуры. Они использовали юмор и иронию, чтобы прокомментировать, как массовое производство и потребительство стали доминировать в американской (и не только) жизни и культуре.
Есть одна общая черта, которая объединяет все тридцать две картины. Вместо того, чтобы детализировать замысловатый медальон в центре этикетки каждой банки, представляющий «золотую медаль качества», которую суп Кэмпбелла выиграл на Парижской выставке 1900 года, Уорхол заменил его простым золотым кружком. Биограф Уорхола, Блейк Гопник, размышлял об этом так: «Это просто потому, что другие краски плохо держатся на золоте? Или потому что получение настоящих медалей требует слишком много усилий? Или может ему просто понравился графический штамп золотого круга?»
Как впервые картины увидели свет
Когда в 1962 году открылась выставка Уорхола, поп-культура только зарождалась. Люди понятия не имели, что делать с искусством, которое так отличалось от всего, чем должно было быть искусство.
Почему картины стали такой сенсацией?
Как только публика и критики преодолели шок, они стали созревать до консервных банок Уорхола. Во-первых, это было свежей идеей в искусстве. Насколько сложно понять картину, если оригинал, вероятно, лежит на кухонной полке? Критики начали замечать хитрый ироничный юмор в «портретах» Уорхола Скотч Бульон и Куриный Гамбо. И решение Блюма сохранить картины вместе усилило их влияние.
Выставка в Ferus Gallery стала поворотным моментом в карьере Уорхола. После «Банок супа Кэмпбелла» Уорхол переключился с рисования на шелкографию, процесс, который давал более механические результаты и позволял ему создавать несколько версий одной работы. Его репутация продолжала расти. К 1964 году запрашиваемая цена за одну картину суповой банки, отсутствовавшую в наборе Блюма, выросла до 1500 долларов, и нью-йоркские светские личности носили бумажные платья с принтом суповых банок, изготовленные на заказ самим Уорхолом.
Сама Campbell’s Soups вскоре присоединилась к всеобщему веселью. В конце 1960-х компания ухватилась за популярную тогда причуду бумажных платьев, выпустив «Souper Dress» (супер платье) и маленькую сумочку, покрытую этикетками для супов в стиле Уорхола. Каждое платье имело три золотые полосы внизу, поэтому владелица могла обрезать платье до идеальной длины, не разрезая рисунок консервной банки. Цена: 1 доллар и две этикетки Campbell’s Soup.
Сегодня консервные банки с супом Уорхола остаются иконой поп-культуры: от тарелок и кружек, до галстуков, футболок, досок для сёрфинга и колод для скейтбордов. Один из самых ярких снимков был связан с самим Уорхолом: на обложке журнала Esquire в мае 1969 года он тонул в банке с томатным супом Кэмпбелла.
Почему банки с супом Энди Уорхола стали арт-сенсацией
9 июля 1962 года малоизвестный художник Энди Уорхол (Andy Warhol) открыл небольшую выставку в галерее Ferus в Лос-Анджелесе. Тема выставки просто взрывала мозг: это были банки с супом! Каждая из тридцати двух картин изображает разные вкусы и ароматы супов фирмы «Кэпмбелл» в линейке, от помидоров до перца и крема из сельдерея.
Какой же смысл вложил художник в эти работы? В чём секрет сенсационного успеха и всеобщего признания?
Что означают картины с супом?
Поп-арт перевернул традиционное искусство с ног на голову. Вместо портретов, пейзажей, батальных сцен или других предметов, которые эксперты считали «искусством», такие художники, как Уорхол, брали изображения из рекламы, комиксов и других элементов популярной культуры. Они использовали юмор и иронию, чтобы прокомментировать, как массовое производство и потребительство стали доминировать в американской (и не только) жизни и культуре.
Художники-абстракционисты 1950-х годов, такие как Джексон Поллок, могли прославить себя как творческие гении-индивидуалисты. Художники 1960-х годов придерживались противоположного подхода. Они пытались сгладить или устранить все следы своих собственных художественных процессов — например, мазки кистью. Они всегда старались сделать так, чтобы их работа казалась почти механической, как предмет массового выпуска, который она изображала. Почти.
Чтобы нарисовать картину «Банка супа Кэмпбелла», Уорхол спроецировал изображение банки супа на свой чистый холст, обрисовал контур и детали, а затем аккуратно заполнил его, используя кисти и краски. Для единообразия он использовал ручной штамп, чтобы нарисовать геральдический узор вокруг нижнего края каждой этикетки, но не всегда получалось правильно. Мелкие детали — крошечные пятна красного цвета на картине «Томатный суп», неравномерно нанесённый штамп геральдической лилии на других — выдавали ручное происхождение картин. Используя техники изобразительного искусства для изображения предметов повседневного потребления, Уорхол уловил существенное противоречие в поп-арте. Хотя они должны были выглядеть так, как будто они были сделаны механически, каждая картина немного отличалась — и не только этикеткой.
Есть одна общая черта, которая объединяет все тридцать две картины. Вместо того, чтобы детализировать замысловатый медальон в центре этикетки каждой банки, представляющий «золотую медаль качества», которую суп Кэмпбелла выиграл на Парижской выставке 1900 года, Уорхол заменил его простым золотым кружком. Биограф Уорхола, Блейк Гопник, размышлял об этом так: «Это просто потому, что другие краски плохо держатся на золоте? Или потому что получение настоящих медалей требует слишком много усилий? Или может ему просто понравился графический штамп золотого круга?»
Графический эффект и атмосфера ностальгии – это может быть теми двумя причинами, по которым Уорхол выбрал линейку продуктов Кэмпбелла в качестве своей поп-иконы. Классический дизайн лейбла мало изменился с момента его дебюта на рубеже 20-го века. В том числе домашний, скорописный шрифт «Кэмпбелл», который, по словам архивиста компании, был очень похож на подпись основателя Джозефа Кэмпбелла. А сам Уорхол вырос на супе Кэмпбелла. «Я ел его. Один и тот же обед в течение двадцати лет», — сказал он.
Как впервые картины увидели свет
Когда в 1962 году открылась выставка Уорхола, поп-культура только зарождалась. Люди понятия не имели, что делать с искусством, которое так отличалось от всего, чем должно было быть искусство.
Во-первых, Ирвинг Блюм, один из владельцев галереи Ferus, решил выставить картины на узких полках по всей длине галереи, как в проходе супермаркета. «Банки стоят на полках», — сказал он позже о своей инсталляции. Почему бы и нет?
Шоу не произвело фурор, на который надеялись Блюм и Уорхол. На самом деле, тот небольшой отклик, который был получен от публики или искусствоведов, был довольно резким. «Этот молодой «художник» либо тупоголовый дурак, либо упрямый шарлатан», — написал один критик. Карикатура в Los Angeles Times высмеивает картины и их предполагаемых зрителей. «Откровенно говоря, сливки из спаржи на меня не действуют», — говорит один любитель искусства другому, стоя в галерее. «Но ужасающая насыщенность куриной лапши даёт мне подлинное чувство дзен». Торговец произведениями искусства рядом с галереей Ферус был ещё более резким. Он разложил в своём окне настоящие банки с супом Кэмпбелла вместе с надписью: «Не вводите себя в заблуждение. Получите оригинал. Наша низкая цена — два за 33 цента».
Несмотря на всё это, Блюму удалось продать пять картин — в основном друзьям, включая актёра Денниса Хоппера. Но ещё до того, как шоу закрылось, он вдруг передумал. Понимая, что картины лучше всего подходят для полного набора, Блюм выкупил те, которые продал. Он согласился заплатить Уорхолу 1000 долларов за всё. Уорхол был в восторге — он всегда думал о «Банках с супом Кэмпбелла» как о наборе. И для художника, и для дилера это решение было «хитрым» ходом, который в будущем окупился.
Почему картины стали такой сенсацией?
Как только публика и критики преодолели шок, они стали созревать до консервных банок Уорхола. Во-первых, это было свежей идеей в искусстве. Насколько сложно понять картину, если оригинал, вероятно, лежит на кухонной полке? Критики начали замечать хитрый ироничный юмор в «портретах» Уорхола Скотч Бульон и Куриный Гамбо. И решение Блюма сохранить картины вместе усилило их влияние.
Выставка в Ferus Gallery стала поворотным моментом в карьере Уорхола. После «Банок супа Кэмпбелла» Уорхол переключился с рисования на шелкографию, процесс, который давал более механические результаты и позволял ему создавать несколько версий одной работы. Его репутация продолжала расти. К 1964 году запрашиваемая цена за одну картину суповой банки, отсутствовавшую в наборе Блюма, выросла до 1500 долларов, и нью-йоркские светские личности носили бумажные платья с принтом суповых банок, изготовленные на заказ самим Уорхолом.
Сама Campbell’s Soups вскоре присоединилась к всеобщему веселью. В конце 1960-х компания ухватилась за популярную тогда причуду бумажных платьев, выпустив «Souper Dress» (супер платье) и маленькую сумочку, покрытую этикетками для супов в стиле Уорхола. Каждое платье имело три золотые полосы внизу, поэтому владелица могла обрезать платье до идеальной длины, не разрезая рисунок консервной банки. Цена: 1 доллар и две этикетки Campbell’s Soup.
Сегодня консервные банки с супом Уорхола остаются иконой поп-культуры: от тарелок и кружек, до галстуков, футболок, досок для сёрфинга и колод для скейтбордов. Один из самых ярких снимков был связан с самим Уорхолом: на обложке журнала Esquire в мае 1969 года он тонул в банке с томатным супом Кэмпбелла.
В конце концов, консервные банки Уорхола были признаны Музеем современного искусства достойными называться искусством. В 1996 году музей выкупил у Ирвинга Блюма все тридцать две картины за космические 15 миллионов долларов — потрясающая отдача от его инвестиций в 1000 долларов в 1962 году. Даже платье Souper Dress было объявлено классикой. В 1995 году, за год до того, как картины попали в Музей современного искусства, они вошли в коллекцию музея Метрополитен.