банк еды в россии
О Фонде
Всероссийский благотворительный фонд «Фонд продовольствия «Русь» зарегистрирован 16 октября 2012 года
Фонд продовольствия «Русь» является первым в России «банком еды» или «банком продовольствия» и оказывает помощь продуктами питания социально незащищенным слоям населения по всей России.
Бесплатные продукты от Фонда получают малоимущие семьи с детьми и нуждающиеся пенсионеры. Распределение продуктов происходит через приходы Русской Православной Церкви и иные религиозные организации, благотворительные организации, а также органы социальной защиты населения. Работа идет с крупнейшими российскими производителями товаров народного потребления, ритейл сетями, сетями общественного питания, которые по договорам пожертвования на постоянной основе передают свою продукцию в Фонд продовольствия «Русь» с заводов и складов по всей Стране. Речь идет об излишках продуктов, пригодных к употреблению по всем нормам действующего законодательства.
Технология работы «банка еды» эффективно борется с уничтожением продовольственных излишков, внося свой вклад в сохранение экологии, с одной стороны, и решает задачу по обеспечению продовольственной безопасности страны, направляя продукты нуждающимся, с другой стороны.
Эффективность технологии Фонда уже отметили важные и деятельные структуры cтраны такие, как Русская Православная Церковь, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Банк еды в россии
We have provided over
The primary objective of the Foundation is to ensure the opening of regional branches throughout the country so that anyone in need can receive free food for their families.
Chairman of the Management Board of the Charity Foundation Foodbank Rus
The primary objective of the Foundation is to ensure the opening of regional branches throughout the country so that anyone in need can receive free food for their families.
Chairman of the Management Board of the Charity Foundation Foodbank Rus
The primary objective of the Foundation is to ensure the opening of regional branches throughout the country so that anyone in need can receive free food for their families.
Chairman of the Management Board of the Charity Foundation Foodbank Rus
We have provided over
Our Partners
By continuing to use our website, you consent to the processing of cookies, user data (information about the location; OS type and version; browser type and version; device type and screen resolution thereof; the source from which the user came to the website; from which website or from which advertisement; OS and Browser language; what pages the user opens and what buttons the user clicks on; IP address) for the website operation, retargeting and conducting statistical research and surveys. If you do not want your data to be processed, please leave the website.
Нелишние излишки. Как работает первый в России продовольственный банк
Идея сбора и распределения еды между малоимущими не нова — ей более 50 лет. Первый подобный некоммерческий «банк» появился в конце 1960-х в Америке. Сейчас таких организаций в мире около 300. Первый и единственный проект в России — Фонд продовольствия «Русь» — появился в 2012 году. Организация принимает излишки производства продовольственных компаний и распределяет их между нуждающимися. В фонде ориентировались на опыт и модель работы коллег из-за рубежа, но привнесли и свои технологии.
Виртуальный банк
«Мы работаем по уникальной схеме: без складирования. Получаем продукцию, распределяем ее и везем сразу в регионы», — поясняет президент «Руси» Юлиа Назарова. Виртуальная модель исключает дополнительные потери продукции, связанные с хранением на складе и логистикой. Сейчас фонд планирует совмещение моделей: опорные пункты будут открыты в каждом федеральном округе.
Еще одна особенность фонда в том, что он не работает с нуждающимися напрямую. Помощь распределяется через региональные организации: приходы храмов РПЦ, центры социального обслуживания населения, местные некоммерческие организации (НКО).
«Для нас неважен формат самой организации в регионе, важно, чтобы она вела четкую, постоянную работу и понимала, какой объем помощи необходим, — рассказывает вице-президент фонда Анна Алиева-Хрусталева. — Сейчас у нас большая наработанная база, порядка 200 пунктов выдачи. Бывает, что при выборе НКО мы прислушиваемся к рекомендации доноров».
После каждой выдачи помощи НКО отправляют в фонд отчеты. «Русь» со своей стороны тщательно контролирует все процессы. «Фонд находится на стыке с бизнесом, приходится учитывать те форматы, в которых работают наши партнеры. В чем-то адаптироваться. Если мы будем мягкими, то просто не сможем не только развиваться, но и передавать нуждающимся тот объем, который обеспечиваем сейчас», — считает Юлиа.
На данный момент фонд получает пожертвования от нескольких десятков компаний, среди которых PepsiCo, Coca-Сola, Danone, Nestle, Unilever, Bonduelle и другие крупные производители.
«Мы предлагаем компаниям модель сотрудничества win-win. Анализируем работу предприятий. Если бизнес транснациональный, нам важно понимать, сотрудничает ли он в других странах с банками еды. Отталкиваемся и от того, что прописано в политике компаний. Мы четко понимаем, какие основные цели в области устойчивого развития соответствуют нашей деятельности. Это ликвидация голода и нищеты, разумное потребление и производство», — говорит Анна.
«Русь» работает с 60 регионами. Основная целевая аудитория — многодетные и малоимущие семьи. В организации считают, что люди, получающие продуктовую помощь, имеют возможность на освободившиеся средства купить другие необходимые вещи. За все время работы банка нуждающимся было передано 30 млн кг продуктов, средств личной гигиены и химии.
Утилизировать выгоднее, чем отдать
Из-за несовершенства нынешнего законодательства непроданные продукты с действующими сроками годности, пригодные к употреблению, утилизируются. При передаче еды или товаров на благотворительность производитель или продавец все равно платит налоги. Утилизировать продукцию выгоднее на 30–40%.
«Это действительно мешает нам, чтобы максимально масштабировать деятельность. Ежегодно фонд передает порядка 6000 тонн, и этот показатель держится в течение нескольких лет. Мы не можем его преодолеть, потому что многие производители, даже понимая, чем мы занимаемся, констатируют факт, что они коммерческие организации и не готовы помогать в убыток себе», — рассказывает Юлиа.
По последним данным Росстата, за чертой бедности в России находятся 18,6 млн человек, которым получение бесплатных продуктов улучшит качество жизни. В связи с этим первый заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы Николай Валуев и член думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов предложили избавиться от налога на прибыль и возвратного НДС на продукты, переданные на благотворительность.
«Если вопрос с налогами будет решен, то есть вероятность, что объемы переданных на благотворительность продуктов увеличатся во много раз. Мы даже не можем прогнозировать насколько. Только у одного из наших партнеров, X5 Retail Group, 16 000 точек», — комментирует Анна.
Банк еды уже сейчас готовит базу для автоматизации всех процессов, открывает отделения и вовлекает в свою деятельность все больше НКО.
«Потребность в продуктах настолько велика, что выстраиваются очереди из тех, кто по звонку готов сразу забрать помощь. Это реальная поддержка. Она не требует вложений со стороны государства, не нужно выделять бюджет», — говорит Алиева-Хрусталева.
В фонде считают, что принятие поправок в Налоговый кодекс даст возможность спасать до 1,2 млн тонн еды ежегодно, а значит, можно будет накормить все 18,6 млн нуждающихся. «Безусловно, мы решаем социальные задачи, но в том числе и экологические. Ежегодно на свалки в России попадает 17 млн тонн еды (данные касаются только двух сфер: реализации и домохозяйств). Понятно, что цифра гораздо больше, ведь не учтены производители. По данным ООН, треть всего производимого в мире продовольствия попадает на свалки. Только представьте, что одна треть пирога производится, чтобы быть выброшенной», — поясняет вице-президент фонда.
Помощь на бегу
Около четырех лет фонд сотрудничает с X5 Retail Group. Именно они стали новаторами в проведении продовольственных марафонов и впустили в свои магазины волонтеров. Идея акции заключается в том, чтобы предложить покупателям торговых сетей приобрести товары длительного хранения для малоимущих. X5 обычно берет на себя все организационные расходы — обеспечение инфраструктуры, логистики и прочие. Также компания дополняет продуктовые наборы недостающими позициями, чтобы все нуждающиеся получали одинаковый перечень продуктов.
В фонде говорят о возрождении продуктовой благотворительности — когда один человек жертвует другому еду. «За последние годы мы видим положительную тенденцию именно в отношении продовольственных марафонов. Напрямую жертвовать деньги психологически сложнее, чем купить пачку гречки. Это более привлекательная и удобная альтернатива. Это акция на бегу, что особенно удобно в мегаполисе», — считает Юлиа.
Фонд старается охватывать разные форматы помощи: от фасовки продуктов до развоза их нуждающимся. В 2017 году появился инструмент и для онлайн-помощи, не требующий от донора похода в супермаркет.
Совместно с Х5 Retail Group организация запустила первый в стране благотворительный онлайн-магазин корзинадоброты.рф. С помощью этой платформы можно выбрать и оплатить продуктовый набор, подать заявку на волонтерство или найти на карте магазин, где проходит акция, и пожертвовать продукты офлайн. 95% посетителей, которые делают пожертвования через сайт, — жители России. В среднем это 1700 человек в месяц. Среднемесячный сбор проекта составляет около 60 000 рублей.
20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes
20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes
Еда для людей
Проект по спасению пригодных к употреблению продуктов от уничтожения, а также рациональному использованию ресурсов, затраченных на их производство
По данным ООН ежегодно в мире уничтожается порядка 1/3 всего производимого продовольствия. Это может быть избыток урожая, потери при транспортировке, неправильное хранение, много продуктов попадает в мусор на уровне предприятий общественного питания, в торговле, домашних хозяйствах, что приводит к нерациональному использованию природных ресурсов, затраченных на ее производство, а также наносит вред экологии при утилизации. Это большая продовольственная, экономическая, социальная и экологическая проблема. Для борьбы с продовольственными потерями и пищевыми отходами во многих странах стали появляться так называемые «банки еды» — благотворительные организации, которые забирают излишки продукции у производителей, ритейлеров, предприятий общественного питания и раздают их нуждающимся.
Фонд продовольствия «Русь» — это первый и пока что единственный «банк еды» в России. Технология работы «банка еды» эффективно борется с уничтожением продовольственных излишков, внося свой вклад в сохранение экологии, с одной стороны, и решает задачу по обеспечению продовольственной безопасности страны, направляя продукты нуждающимся, с другой стороны. В отличие от подобных организаций в других странах, российский «банк еды» не имеет складов и управляет всем процессом перераспределения продуктов в 85 регионах из единого центра в Москве.
Ежедневно Фонд получает заявки от производителей, ритейлеров, кафе и ресторанов со списками товаров на благотворительность, после чего моментально организует вывоз продукции со складов компаний и раздачу нуждающимся через региональные пункты выдачи: государственные центры социального обслуживания, храмы и приходы Русской Православной Церкви и иные религиозные организации, а также аккредитованные Фондом некоммерческие организации. Речь идет об излишках продуктов, пригодных к употреблению по всем нормам действующего законодательства, которые в противном случае отправились бы на утилизацию. И это при том, что, по данным Росстата, в России 22 млн человек живут за чертой бедности.
Очевидно, что в России есть ресурс продовольствия, который попросту уничтожается, и одновременно есть люди, которые нуждаются в этом продовольствии, но не имеют к нему доступа. Чтобы объединить эти возможности и потребности, мы создали «банк еды». Его задача — спасать пригодные к употреблению продукты, раздавая их нуждающимся. Таким образом Фонд реализует два высших по приоритетности направления государственной политики, направленных на предотвращение образования отходов, максимально рациональное использование ресурсов, затраченных на производство, что позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и оптимизировать эффективность использования ресурсов, а также обеспечивает реализацию экологических прав граждан нашей Страны.
Руководитель Благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь»
Фонд продовольствия “Русь” — хочется помочь как можно большему количеству людей
В 1967 году Джон ван Хенгель основал в Финиксе (США) первый банк продовольствия, чтобы помочь голодающим людям.
Сейчас в крупнейшее объединение продовольственных банков Европы (European Federation of Food Banks — FEBA) входит 17 стран, а Всемирная Ассоциация банков продовольствия (Global Foodbanking Network) насчитывает 34 участника со всех концов света.
В 2013 году членом этой организации стал первый российский банк продовольствия «Русь».
Мы поговорили с президентом Фонда Юлией Назаровой о работе российских и зарубежных банков продовольствия, связи помощи нуждающимся с экологией и отношении к благотворительности.
Юлия Назарова, президент Фонда продовольствия “Русь”
Что такое банки продовольствия?
Банки продовольствия устроены по тому же принципу, что финансовые банки, банки зерна или банки крови. Это такие накопители, промежуточные хранилища чего-то. Банки продовольствия собирают из разных источников продукты и перераспределяют их тем, кто в них больше всего нуждается. Мы работаем по всей России, пытаемся помочь разным регионам.
Кто способствует накоплению, откуда берется продовольствие?
В основном — крупные производители, такие как KFC, PepsiCo, Mondelēz, Kellogg’s, Bonduelle, Вимм-Билль-Данн и Heinz.
Уже много лет мы получаем от них в больших объемах молоко, кисломолочную продукцию, что-то сладкое, замороженные фрукты, овощи и еще корм для животных. Его мы передаем в приюты.
Такие пожертвования — общемировая практика корпоративной социальной ответственности.
Часть продовольствия собираем в рамках благотворительного проекта «Корзина доброты». Эта программа предполагает установку специальных коробов, где каждый желающий может оставить продукты, чтобы волонтеры передали их малообеспеченным гражданам.
Суть такова: люди, приходящие за продуктами в магазин, покупают их не только для себя, но и для нуждающихся в еде. Затем, волонтеры Фонда формируют наборы из пожертвованных продуктов и передают их бабушкам и дедушкам лично в руки.
Еще есть короба, в которые собирается корм для бездомных животных, находящихся в приютах.
Проект «Корзина доброты» стартовал в 2015 году. С тех пор продукты пожертвовали 77 610 человек, что позволило собрать 162 тонн еды, которые были переданы 16 870 семьям. Изначально сбор продовольственной помощи проходил только в нескольких магазинах выбранного для акции города.
Сейчас несколько раз в год мы проводим большие общегородские продовольственные марафоны по сбору продуктов для малоимущих пенсионеров, живущих в глубинке.
В ресторанах KFC, по опыту зарубежных коллег, мы запустили сбор денег на программу, которая называется «Подари обед ребенку». Сумма пожертвования может быть любая, хоть 10 рублей. Это постоянный годовой проект. На собранные деньги покупаем крупы, масло и, более чем в 20 городах, каждую неделю, волонтеры фасуют наборы из этих продуктов.
К чему, по вашему опыту, люди больше готовы — купить продукты или отдать деньги?
Я думаю, что в России жертвовать деньги психологически сложно — многие сомневаются, что они будут использованы по назначению.
А когда приходят в магазин, покупают продукты для себя и видят, что есть возможность сделать доброе дело — пожертвовать еду для нуждающихся, скорее готовы участвовать.
Где и как вы организуете продовольственные марафоны?
Первый марафон прошел в Казани, 3 марта, в 220 магазинах торговых сетей Х5. Покупатели приобрели и передали в пользу малообеспеченных пожилых людей республики Татарстан свыше 13 тонн продуктов.
21 апреля «эстафету добра» принял Екатеринбург. В 160 магазинах удалось собрать 11 тонн продуктов для 1800 одиноких пенсионеров Свердловской области.
Сейчас мы побывали более чем в 10 городах, и останавливаться пока не собираемся. В прошлом году провели общегородской марафон в Москве.
В чем отличие общегородского марафона от обычного сбора продуктов в коробах?
Длится такой марафон обычно 2–3 дня. Участвует большое количество магазинов и волонтеров, которые приглашают людей принять участие в акции и пожертвовать продукты в «Корзину доброты».
8 декабря снова будет Москва — все магазины сети «Перекресток». В каждом городе в марафоне участвует плюс-минус по 200 магазинов.
Причем в Москве иногда собираем продуктов меньше, чем в других городах, которые с большей охотой идут на подобные акции, хотят помочь своему региону.
Проводили в Петербурге?
Мы пытались, но с Петербургом у нас как-то сложно получается.
А от кого это зависит?
В первую очередь надо договориться с руководством магазинов, чтобы они выделили определенный день для акции.
Потом — обеспечить эти магазины необходимым количеством волонтеров. А это задача не самая простая. Во-первых их требуется очень много, во-вторых они должны быть активными, уметь замотивировать покупателей. Ведь успех акции во многом зависит от того как волонтер рассказывает, показывает, что нужно сделать.
Мы, конечно, обращаемся к администрации городов, к вузам, к волонтерским движениям, чтобы они нас поддержали и помогли собрать как можно большее количество продуктов.
Плюс люди, сами покупатели. Не все готовы идти на контакт. Бывает задают такие вопросы: «А почему я должен?», «Мне тоже нужно».
И сколько продуктов удается собрать на таких марафонах?
Примерно 10–15 тонн. Это вклад граждан и 30% X5 Retail Group добавляет от себя.
Хотя понятно, что жертвовать продукты им невыгодно. Такая добровольная дань обществу.
Невыгодно почему?
Налоговая система такова, что производителям выгоднее утилизировать продукты, чем отдать их на благотворительность
Вы пробовали что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию?
С самого начала своей деятельности мы слышим, что продукты передавать невыгодно и, конечно, всячески пытаемся донести эту информацию до государственных органов, принимающих решение.
В прошлом году, совместно с одним из крупных аудиторов — PricewaterhouseCoopers (PwC), проработали правки к налоговому кодексу, которые позволили бы производителям, ритейлу жертвовать продукты без большого ущерба для себя. Кому-то начать жертвовать, а кому-то жертвовать в больших объемах.
В этом году господином Медведевым было дано распоряжение профильным министерствам, в том числе Минфину, Минпрому, разобраться в ситуации. Сейчас мы как раз находимся на стадии переговоров, встреч, обсуждений, чтобы выработать единый подход, какое-то единое решение. Общаемся с депутатами, с людьми, которые могут поддержать эту инициативу.
Если поправки будут приняты, то социальный эффект от этого может быть огромный.
У этой проблемы есть еще экологический аспект. Можно подсчитать насколько сократилось количество выбросов CO₂ благодаря тому, что за время существования банка продовольствия, мы смогли перераспределить и спасти от утилизации 20 миллионов килограмм еды.
Я считаю правильной такую иерархию: если произведенные продукты не были проданы, или куплены, но не съедены, то их следует отдать людям, которые в них нуждаются.
Продукты неважного качества, можно передать на корм животным, пустить в компост.
Максимально использовать все возможные варианты. Утилизация — самое последнее, к чему следует прибегнуть.
И с финансовой точки зрения у предприятия должен быть равнозначный выбор — передать продукты нуждающимся или передать их на утилизацию.
Если мы берем в масштабах страны, то это огромные цифры, которые могут поменяться в момент. Ведь не секрет, что одна треть продуктов, на производство которых потрачены ресурсы земли, ресурсы человека, водные ресурсы, просто выбрасывается. В том числе потому, что у нас сохранить их, передать нуждающимся невыгодно.
Еще надо заплатить за то, чтобы это утилизировать?
Да безусловно. Получается, что мы говорим не только о финансовом вопросе, а о комплексе проблем, которые могут быть решены росчерком пера.
Если обратиться к мировому опыту — как банки продовольствия работают в других странах?
В Европе люди жертвуют очень много продуктов. В крупных супермаркетах стоит огромное количество коробов, куда можно кинуть продукты и точно знать, что они дойдут до нуждающихся.
Мы анализировали опыт зарубежных стран с точки зрения налогообложения и там все совсем по-другому. У всех существуют налоговые послабления в случае, если продукты передаются на благотворительность в банк еды для поддержки нуждающихся. Они могут быть разными — какой-то налог уменьшается или полностью сводится к нулю, но, главное, государство видит, что это важно и дает определенные льготы.
В обосновании налоговых правок мы приводили примеры зарубежных стран, чтобы было понятно, что это рабочая схема и рабочая история на самом деле.
Если отвлечься от финансовой стороны вопроса, магазины готовы отдавать вам продукты, у которых подходит срок реализации?
Есть определенные требования, которые обязательно должны быть соблюдены. Мы не говорим о скоропортящихся продуктах или просрочке.
Мы говорим о хороших продуктах, которые по какой-то причине не могут быть реализованы, а вернуть производителю ритейл их не может, в рамках закона Яровой. Допустим, произвели слишком много продукта, или он не пользуется спросом, или нужно освобождать склады. Ситуации могут быть разные.
С поступлением продовольствия в банк теперь понятно, а кому оно выдается? Кто занимается распределением?
Сами мы этим не занимаемся — сидим в Москве и отправляем машины в регионы партнерам. Они на месте выбирают тех, кому продукты больше всего нужны и раздают их. Партнеры у нас совершенно разные. Это центры социального обеспечения населения, некоммерческие организации, приходы РПЦ.
Конечно, мы все проверяем, полностью работаем по документам. Получаем пожертвование — оформляем документы, выдаем — тоже делаем документы. Потом собираем ведомости — огромное количество листов, где каждый человек, получивший помощь расписывается — дата, количество, телефон, чтобы мы могли ему позвонить и узнать, когда получал, что получал, в каком объеме.
Мы очень тщательно контролируем партнеров — обзваниваем списки, выезжаем в регионы, общаемся с нуждающимися.
Давайте внесем немного конкретики. Вы сказали, что 8 декабря пройдет широкомасштабная акция в сети «Перекресток» в Москве. До нее осталось совсем мало времени. Но я впервые услышала о ней от вас.
В Москве наши действия мало освещаются крупными федеральными СМИ. Вероятно, мероприятия такого плана не вызывают у них интерес. Редко, когда удается привлечь большое издательство или телеканал.
Сейчас мы активно набираем волонтеров. Всего их нужно порядка 500 — для работы на акции в магазинах, потом на складе — разбирать, фасовать, паковать. В наборы входят крупы, макароны, масло, тушенка, чай, сладкое. Примерно 5-7 кг на одного человека. Я надеюсь, что мы соберем много наборов.
И опять же, нам нужны волонтеры, которые поедут и помогут раздать эти продукты бабушкам, дедушкам.
Куда пойдут продукты, собранные 8 декабря?
Совсем небольшое количество наборов раздадим в Москве. Остальные отправятся в ближайшие области — в Московскую, Владимирскую, Калужскую, Тульскую, Тверскую, Брянскую, Ижевскую.
Хочется помочь как можно большему количеству людей, и мы пытаемся работать на несколько близлежащих регионов.
Партнерские организации подготавливают вам списки. В них постоянно одни и те же люди?
Конечно. Как раз про это я и говорю — помощь изо дня в день. Хотя происходит определенная ротация, потому что, к сожалению, людей больше, чем тех продуктов, которые мы передаем.
Сейчас в стране очень много благотворительных проектов. И люди активно откликаются. Но про Банк продовольствия мало кто знает, и он не так часто звучит в медийном пространстве. Как вы считаете, почему это происходит?
Думаю, причина в том, что мы помогаем слишком большому количеству людей. Если возьмем такие хорошие примеры, как «Ночлежка», «Подари жизнь», «Линия жизни» — это все личные истории. Нас, скорее, можно сравнить с WWF. Они занимаются системным решением определенной проблемы и у нас такая же ситуация.
Есть понимание, что более 20 млн. человек в России нуждаются, живут за чертой бедности, соответственно ради них мы работаем и мы им помогаем.
Мы лично не знаем этих людей и они, в большинстве случаев, не в курсе, откуда поступают продукты. Возможно, это надо поправить, собрать истории и рассказать их. Но пока до этого не доходят руки.
Пока мы пытаемся найти решения, как собрать такой объем продуктов, которого хватило бы всем нуждающимся, и не на один раз, не на праздники, а обеспечить их системной помощью в течение года.