автоматы со здоровой едой
Работу сети вендинговых автоматов Healthy Food приостановили после массовых отравлений
Гагаринский суд Москвы на 90 суток приостановил работу вендинговых автоматов сети Healthy Food после массового отравления едой. Об этом ТАСС сообщил пресс-секретарь суда.
Сеть была признана судом виновной в совершении административного правонарушения в соответсвии со ст. 6.6 КоАП («Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения»). Пресс-секретарь суда уточнила, что в период приостановки деятельности Healthy Food должна устранить нарушения.
О массовом отравлении офисных сотрудников в Москве стало известно в середине июля. Всего пострадало более 90 человек. У большинства из них был обнаружен сальмонеллез. Незадолго до ухудшения состояния пострадавшие ели продукты из автоматов Healthy Food, установленных в бизнес-центрах
Сотрудники Роспотребнадзора провели проверку комбината компании и выявили многочисленные нарушения: хранение просроченной продукции, немаркированное сырье, увеличенные сроки годности, будущие даты выпуска. Роспотребнадзор во время расследования остановил производство на юго-востоке Москвы, закрыл два кафе, опечатал 48 вендинговых автоматов. Всего из оборота было изъято 3 т сырья и готовой продукции.
Основатель сети Healthy Food Дмитрий Пронин в понедельник сообщил, что независимая лаборатория не обнаружила сальмонеллу в образцах продуктов питания, которые компания сдала на проверку в рамках собственного расследования. В интервью газете «Ведомости» он заявил, что не видит фактов, связывающих продукцию компании и ухудшение состояния здоровья людей.
Healthy Food позиционирует себя как «первую в России сеть кафе здоровой еды». Помимо классических кафе, под этим брендом работают так называемые станции здорового питания — стеллажи с вендинговым и кассовым аппаратами, которые устанавливают в офисных центрах.
Совместима ли концепция здорового питания с вендинговым аппаратом
Мария Колосова и Дмитрий Пронин познакомились, работая над девелоперским проектом. Колосова в качестве приглашенного консультанта пришла в компанию «Уралсиб», в которой Пронин занимал одну из топовых позиций. «Мы сразу поняли, что у нас много общего», – вспоминают партнеры.
Война майонезу и кетчупу
У обоих была мечта: построить бизнес на идеях здорового образа жизни. Колосова бегает марафон, соблюдает принципы правильного питания. В 2008 г. она могла считать себя вполне состоявшимся человеком – возглавляла собственный консалтинговый центр «Стимул», растила четверых детей. Пронин тоже был увлечен темой здорового образа жизни, занимался спортом, стремился к самореализации в бизнесе.
Девелоперский проект в «Уралсибе» свернули из-за кризиса. И тогда партнеры разработали несколько идей для совместного проекта – экологический туризм, радиостанция, даже строительство особых рекреационных зон при городах-миллионниках. И все-таки решили идти проверенным путем. «Есть такое правило: если кризис, надо заниматься едой», – объясняет Пронин.
«Дима привез из Европы целый чемодан продуктов, маркированных как здоровые. Но на деле многие содержали майонез, консерванты, уксус, – замечает Колосова. – И я дома на кухне начала изобретать собственные рецепты».
Сейчас только 5–7% соотечественников выбирают еду всухомятку вместо полноценного горячего обеда, а три года назад их доля была более 20%, замечает Эрнест Лепский, гендиректор «ЛаньЧ»: «И тенденция развития формата кафе здорового питания в офисах появилась примерно три года назад, но поначалу услуга не пользовалась повышенным спросом».
Чтобы не отпугнуть гурманов, Колосова и Пронин отобрали не просто полезные, но и вкусные блюда. Так появилась творожная выпечка: сырники, на 95% состоящие из фермерского нежирного творога. Ввели в рацион раппы – лепешки из бездрожжевого теста с мясными, рыбными и овощными начинками. Вместо майонеза придумали использовать сырный соус из финского сыра бри и сливок, клюквенный и сельдереевый соусы.
Испытание смогом
В январе 2009 г. открылось первое кафе Healthy Food в бизнес-центре «Крылатские Холмы». В годы кризиса оказалось легче найти подходящее помещение. Целевая аудитория – около 10 000 сотрудников компаний, базирующихся в бизнес-центре. Сняли цех для пищевого производства в Царицыне, набрали сотрудников. «Но повар вечером уходил, и первое время нам приходилось по ночам работать на кухне самим, подключая моих детей», – вспоминает Колосова. Только через полгода они смогли платить зарплату сотрудникам из выручки.
«Потребности есть здоровую пищу у многих нет, поэтому надо нести это знание в массы», – убеждена Колосова. Она регулярно проводит корпоративные тренинги о здоровом образе жизни для сотрудников компаний. Причем тематика их едой не ограничивается: «Я рассказываю, как рационально организовать свой день, какой вид физической нагрузки выбрать». Такой ликбез и стал главной маркетинговой активностью Healthy Food.
Жарким августом 2010 г., когда Москву накрыл смог, сразу несколько сотрудников отказались выйти на работу. «Пришлось нам самим вставать на кассу», – вспоминает Пронин.
Компания развивалась динамично, открывая несколько кафе в год. Но сложилась неприятная статистика: каждое пятое заведение приходилось закрывать из-за нерентабельности. Такая судьба постигла кафе на Б. Никитской улице напротив Консерватории. Лояльная аудитория из 50 человек у кафе сложилась, но для окупаемости этого было мало. То же самое произошло на фудкорте ТЦ «Мега – Белая дача». «Сейчас мы набрались опыта и больше не открываемся в неправильных местах», – поясняет Колосова. В данный момент 14 кафе работают вполне успешно, а месячный оборот компании в высокий сезон (осенью и зимой) достигает 15 млн руб.
Закулисье свежести
Уже в первый год Healthy Food начала торговать едой через вендинговые аппараты. Специалисты по вендингу предупреждали: невозможно построить рентабельный бизнес с продуктами, срок годности которых два-три дня, – выиграет тот, кто придумает бутерброд со сроком хранения 30 дней, рассказывает Пронин. Но партнеры решили не отказываться от идеи свежей еды. Стратегия оказалась выгодной: зайти с аппаратом в офисный центр гораздо проще (ему надо всего 1 кв. м). А когда люди привыкнут и оценят рацион, легче договориться с владельцами помещений об организации кафе. Так произошло в бизнес-центре «Нахимовский». Сейчас у компании более 30 аппаратов, и на их долю приходится 10–15% выручки.
Контролировать качество скоропортящихся продуктов в вендинговых аппаратах сложно, признает Колосова. На аппаратах висят листовки, где указан телефон отдела, отвечающего за качество. С жалобами по поводу свежести еды в компании работают по четкой схеме. «Сначала проверяем температуру в аппарате на всех полках, потом выясняем, как оценивалось качество продуктов при приемке от поставщиков, дальше предлагаем недовольному клиенту компенсацию в виде нашей продукции», – рассказывает Колосова. Однажды позвонила девушка и пожаловалась, что на сырниках плесень. «Мы расследовали ситуацию и выяснили, что упаковкой занималась новая сотрудница, которая положила сырники в пластиковую коробку горячими, хотя надо дождаться, когда они остынут. В результате образовался конденсат и, как следствие, плесень, – рассказывает Колосова. – Вина была нашей, но такое происходит в паре случаев из 100 подобных жалоб».
Одна из главных производственных проблем связана с тем, что поставщики творога не соблюдают положенный по договору 10-дневный срок годности. Только за последний год Healthy Food сменила шестерых поставщиков творога, а за все время работы – 20. В Подмосковье найти надежного партнера не удалось, теперь творог закупают у фермера из Ленинградской области. С иностранными поставщиками, например сыра из Эстонии, таких проблем нет.
Тесно в офисе
Объем рынка корпоративного питания в России – примерно 6,7 млрд евро (учитывая питание в офисах и на заводах), по оценке кейтеринговой компании Sodexo. Из них 1,5 млрд евро передано на аутсорсинг, уточняет Денис Шершнев, аналитик компании.
Кроме Sodexo, среди крупных игроков этого рынка – компании CorpusGroup и Megafoods (обе специализируются на промышленных объектах), CantinaCity (специализируется на офисах), OMC, CompassGroup. Рестораторы тоже пробуют освоить рынок корпоративного питания. Например, сеть Correa’s открыла уже несколько ресторанов такого формата Сafetera.
Сегодня почти все основные игроки рынка кейтеринга предлагают «здоровое меню», отмечает Лепский. «Кафе с концепцией здорового питания в офисах становятся все более востребованными, но в перспективность торговли такой едой через автоматы я не верю», – говорит Шершнев. Аппарат совсем не ассоциируется с полезной и свежей едой, а сырники хочется есть теплыми, только что приготовленными, в стационарном кафе, добавляет он. Так что не стоит делать ставку на вендинг компании, которая хочет ассоциироваться со свежей едой, убежден эксперт. «Если рассматривать временные и передвижные точки питания, то успешной, к примеру, стала концепция компании PrimeStar, которая тоже открывает кафе похожего формата в бизнес-центрах, замечает Шершнев.
«И все-таки автоматы со здоровой едой в офисах – это лучше, чем курьерская доставка. Можно делать перекусы часто и понемногу, как советуют диетологи», – считает Юрий Балушкин, директор по развитию ИД журнала «Здоровье».
Healthy Food стало тесно в офисах, и она планирует выйти на более массовую аудиторию: разработала новый формат кафе «Горшочек, вари!» – для фудкортов торговых центров. Первое кафе планируют открыть в сентябре этого года в ТЦ «Капитолий» на проспекте Вернадского. Простые блюда вроде щей, рагу и каш будут готовиться и подаваться в глиняных горшках. «Горшки будут брендированные, и мы уже заложили в расходы то, что 30–40% горшков клиенты захотят взять себе на память», – улыбается Колосова.
«Я могу потерять все»: основатель Healthy Food о проверках сети после волны отравлений
«Мачта сломана, в корабле пробоина, но мы всей командой вычерпываем воду. Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему», — говорит основатель компании Healthy Food Дмитрий Пронин в интервью Forbes.
Forbes попросил Пронина прокомментировать претензии санитарного ведомства в адрес компании.
Зона риска
«Прежде всего я хочу выразить сочувствие всем пострадавшим. Сам дважды сильно травился в Крыму на спортивных сборах и понимаю это состояние », — подчеркивает Пронин. Он не подтверждает, но и не отрицает связь своих продуктов с эпизодами отравления: «Каждый день люди едят 4-6 раз в разных местах. И каждый день случаются пищевые отравления. Я не могу сейчас взять на себя ответственность и сказать, что причина отравлений связана с работой моей компании. Но не могу пока утверждать и обратное, так как это находится в зоне моих предпринимательских рисков. Мы ждем результатов анализов».
Пронин заверяет, что ни разу не принимал решения о сокращении издержек, которые могли бы негативно повлиять на качество продуктов.
По его словам, сотрудники Роспотребнадзора пришли с проверкой в производственный цех компании в промышленной зоне Юго-Восточного округа Москвы в воскресенье, 14 июля. В эти дни на производстве проходила инвентаризация. Именно поэтому в цеху находилась продукция с истекшим сроком годности, уверяет Пронин: «просрочку» готовили к утилизации, а не собирались продавать. По словам предпринимателя, сотрудники ведомства предъявили акт проверки производства, сейчас готовится процедура выемки необходимых для проведения более тщательной инспекции документов.
На время расследования работа компании полностью приостановлена — закрыто производство, сеть вендинговых автоматов и кафе здорового питания Healthy Food. Несколько клиентов отказались от услуг компании, но «большая часть партнеров поддерживает проект». Даты окончания процедур Пронин назвать не смог.
Версию с фабрикацией обвинений с подачи конкурентов или проверяющих органов он также не подтвердил и не опроверг. «Вы не первые, кто спрашивает меня об этом. Я занимаюсь бизнесом на здоровом питании уже 10 лет и действительно создал новую нишу в России. Но предположить, кому мог перейти дорогу, не могу», — заключает предприниматель.
Представитель Роспотребнадзора не ответил на запрос Forbes на момент публикации.
ЗОЖ от Цветкова
Кроме вендинговых автоматов, Дмитрий Пронин владеет сетью кафе здорового питания Healthy Food. Проекты работают от имени разных юрлиц — по данным СПАРК, автоматы зарегистрированы на ООО «До Луны и обратно», кафе — на ООО «Горшочек, вари!».
В начале 2000-х Пронин работал в «Уралсибе» под руководством Цветкова. Свою связь с основателем банка предприниматель комментировать отказался.
Цветков ответил Forbes, что отношения к компании, занимающейся бизнесом на вендинговых аппаратах, не имеет. « Я вовлечен как пассивный инвестор в сеть кафе. И никак не участвую в проектах компании «До Луны и обратно». Там другие инвесторы », — прокомментировал экс-глава «Уралсиба».
Пронин — 44-летний выходец из «Уралсиба » (курировал девелоперские проекты банка), выпускник МГТУ им. Баумана, занимается триатлоном. В 2009 году открыл одну из первых сетей кафе здорового питания в Москве Healthy Food, затем придумал «здоровый вендинг» с сырниками, а в 2017-м запустил «станции доверия» — витрины-холодильники, где обед можно просто взять с полки, а затем самостоятельно оплатить с помощью терминала. По оценкам самого Пронина, в 2017 году бизнес принес ему больше 200 млн рублей выручки и около 30 млн рублей прибыли.
Как организовать прибыльный вендинговый бизнес по продаже продуктов здорового питания?
Вендинговые автоматы представляют большой интерес для многих начинающих предпринимателей. Благодаря росту их популярности и развитию данного рынка в России бизнес по продаже продукции через автоматы дает возможность получать стабильный доход без значительных финансовых вложений.
Одновременно все более востребованными в российском обществе становятся продукты здорового питания; их реализация через специальные автоматы позволяет занять во многом свободную и перспективную нишу на рынке.
Актуальность бизнес-идеи
Внимание потребителей к здоровому питанию растет из года в год. Потенциальные покупатели становятся все более разборчивыми и осознанными. С развитием сети Интернет и доступа к информации люди все больше следят за тем, чем питаются, стараясь исключить или хотя бы минимизировать потребление вредной пищи.
В российском обществе это уже устоявшийся тренд – согласно данным «Мониторинга мотивации потребителя», фактор здоровья занимает все большую долю в формировании потребительских трендов:
В 2016 году фактор здоровья уже приблизился к 50%. Начиная с 2010-го, важность покупки качественных, здоровых продуктов питания превысила все остальные факторы, включая денежный вопрос.
Интересный факт! Что характерно, именно жители больших городов больше интересуются здоровой едой.
Вендинговые аппараты помогают автоматизировать процесс розничной торговли – это достаточно простая в эксплуатации техника, которая уже знакома россиянам. Согласно оценкам экспертных организаций, российский рынок вендинга обладает огромными перспективами: возможностью увеличения оборота более чем в 10 раз по сравнению с текущими показателями.
Продажа продуктов здорового питания через вендинговые автоматы дает возможность выйти на рынок, далекий от насыщения. Кроме того, это позволяет занять нишу, которая отвечает предпочтениям потребителей как сейчас, так и в кратко- и среднесрочной перспективе.
Выбор места – важнейший этап для успеха вендингового бизнеса
Бизнес-идея сводится к установке и эксплуатации оборудования с органической едой в местах скопления населения.
Кратко. Органическая пища стала модной в России вслед за странами Запада. Это полностью натуральный продукт, изготовленный из чистого сырья по четкой технологии. В такой еде не допускается применения любых синтетических препаратов, искусственных стимуляторов, генетически модифицированных организмов.
Рисунок 1. Вендинговые автоматы в торговом центре
Расположение автоматов в правильных местах особенно важно, чтобы потребитель без труда увидел сам аппарат и возможность приобретения здоровой еды. Зачастую такого рода покупка является импульсивной, вследствие неожиданно возникшего желания. Соответственно, можно выделить несколько основных типов мест, где рекомендуется устанавливать автоматы с органикой.
бизнес- и торговые центры;
большие супермаркеты и моллы;
в переходах метро, на остановках (и в других местах, где люди могут находиться в ожидании);
медицинские учреждения (частные центры).
Потребители в этих местах изначально готовы к совершению дополнительной покупки. Например, торговые центры в большинстве своем несут и развлекательную функцию (так называемые торгово-развлекательные комплексы), дают возможность покупателям подкрепиться в фуд-кортах, провести время с удовольствием. Люди находятся в расслабленном состоянии, что способствует импульсным покупкам.
В данном случае аппарат предлагает здоровую пищу потребителям, изначально в этом заинтересованным. Как известно, органическая еда хорошо восполняет силы, напитывает тело энергией, способствует его оздоровлению. Покупка вкусного питательного батончика или другого товара вполне может стать хорошей традицией при выходе с тренировки.
Дополнительные преимущества установки вендингового аппарата в помещениях – наличие электроэнергии для работы и защищенность от краж.
Автомат важно расположить в открытом месте, чтобы рядом отсутствовали какие-либо преграды, не дающие потенциальному потребителю увидеть торговое предложение или мешающие в обслуживании.
Краткой обзор моделей вендинговых аппаратов
Приобретение техники – основная статья затрат при начале бизнеса по продаже еды через автоматы. В настоящее время начинающий бизнесмен имеет возможность купить вендинговые автоматы по доступным ценам и получить современную технику с интуитивно понятным любому покупателю принципом работы.
В данном разделе приведен краткий обзор двух моделей вендинговых автоматов торгово-производственной вендинговой компании VendShop, подходящих для организации малого бизнеса с небольшими начальными вложениями.
Возможный ассортимент продукции, которая может продаваться в нижеописанных аппаратах:
Количество загружаемого товара, шт.
SM MINI
Рисунок 2. Изображение аппарата модели SM MINI.
Источник: vend-shop.com
Небольшой настенный аппарат, предназначенный для реализации упакованной органической пищи, подходящей по габаритам. Для запуска в эксплуатацию достаточно закрепить модель на стене, подвести к ней электрический кабель.
Небольшой вес и удобство использования дает возможность легко транспортировать автомат, установить в новом месте.
Интересный факт! Специалисты компании-производителя занимаются настройкой полок, подбором спиралей, необходимых под конкретный вид товара, который будет продаваться.
Также изготовитель предоставляет дополнительные опции по:
Благодаря низкой цене этот функциональный вендинговый автомат отлично подходит для организации малого бизнеса с минимальными инвестициями. Дополнительное преимущество: SM MINI требует немного арендуемой площади.
SM GRAND
Рисунок 3. Изображение аппарата модели SM GRAND.
Источник: vend-shop.com
В сравнении с предыдущей моделью, этот аппарат больше, имеет три дополнительные полки, дающие возможность загрузить в него больше продукции. Есть возможность монтировать SM GRAND на стену или специальную стойку на удобной для потребителя высоте.
Важно! Отличительной особенностью данного автомата является возможность установки монетоприемника с опцией выдачи сдачи.
Из дополнительных функций в этот вендинговый аппарат можно установить те же опции, что и на SM MINI, а также вертикальные направляющие и направляющие для банок.
Пользоваться аппаратами очень просто.
Основные этапы организации бизнеса
Для успешного начала и функционирования бизнеса по продаже здоровой еды через вендинговые аппараты следует знать последовательность организационных работ.
Бизнес можно вести как в качестве физического лица (ИП), так и юридического – ООО или другой организационно-правовой формы. Впрочем, вендинговое дело можно отнести к малому бизнесу, потому начинать и вести работу в роли индивидуального предпринимателя намного легче.
Краткий обзор аппаратов приведен в разделе выше.
В некоторых случаях продукцию, которой наполняется сам аппарат, реализует и поставляет продавец техники. В иной ситуации придется самостоятельно искать нужные товарные позиции на рынке.
Важно! Следует уточнить, здоровая еда является достаточно высокой в цене; бизнесмену рекомендуется хорошо изучить рынок и найти самых выгодных поставщиков.
Бизнесмену потребуется провести переговоры с собственниками торговых точек, договориться об арендной плате и непосредственном месторасположении своих автоматов.
После начала работы задача предпринимателя – следить за наполненностью своих аппаратов, их исправной работой. Для этого рекомендуется завести наемного работника, который будет ежедневно объезжать автоматы, вовремя восполнять проданные товары, инкассировать и поддерживать в рабочем состоянии.
При наличии технических проблем обычно обращаются к продавцу, который оказывает гарантийное и постгарантийное обслуживание. Следует учитывать в бюджете возможность появления ошибок в работе техники, ее электроники и соответствующие траты на ремонт и покупку запчастей.
Экономические расчеты
Нижеследующие расчеты сделаны из условия покупки и работы 10 автоматов SM MINI.
Вендинговые аппараты, 10 шт.
Холодильное оборудование (для хранения товарных запасов)
Итого потребуется 805,5 тыс. руб.
Аренда производственно-складского помещения
Аренда 10 торговых мест
Затраты на обслуживание техники (включая капитальный ремонт)
Общая сумма ежемесячных затрат составит 245 тыс. руб.
Таким образом, расходы на открытие и функционирование вендингового бизнеса по продаже продуктов здорового питания составят не менее 1,05 млн руб. из расчета на 10 автоматов по 40,5 тыс. руб.
При определении продажной цены нужно учитывать высокую закупочную стоимость органической пищи. Соответственно, для привлечения покупателей наценку нужно выбирать аккуратно; оптимальный диапазон значений – 30-40%.
Исходя из условий и полученных цифр, вендинговый бизнес окупит себя и даже принесет небольшую прибыль уже на второй месяц постоянной работы.
Развитие успешного бизнеса по продаже продуктов здорового питания с помощью вендинговых аппаратов – один из самых простых и выгодных способов по созданию своего дела, получению стабильной прибыли и дальнейшему развитию.
Видео. Последние технические новинки вендинговых аппаратов:
«Я хочу закрыть гештальт, связанный с отравлениями людей». Дмитрий Пронин, Healthy Food — о вынужденной смене бизнес-модели
В июле несколько десятков человек отравились едой из автоматов компании Healthy Food — сети кафе и станций здорового питания. Роспотребнадзор приостановил их производство продуктов, из-за чего Healthy Food осталась без выручки и была вынуждена сократить производственный отдел. Основатель компании Дмитрий Пронин решил не сдаваться и придумал сменить бизнес-модель, сделав Healthy Food агрегатором здоровых продуктов сторонних поставщиков, пока свое производство простаивает. В интервью Inc. он рассказал, почему решился на кардинальную трансформацию бизнеса и при каких условиях избежит его закрытия.
«Мы в любом случае не будем закупать котлеты в кляре или шашлыки».
— Вы запланировали перестроить бизнес-модель компании в связи с последствиями массового отравления. А как вы собирались развивать ее до инцидента?
— Мы развивали свой продукт ЗОЖ, который сами производили, и открывали «станции здорового питания» (витрины-холодильники без кассиров и дистанционного контроля, расположенные в бизнес-центрах. — Inc.). Мы создали новую нишу: здоровое питание стало еще ближе к сотруднику. Ему уже нет необходимости куда-то идти — он может протянуть руку и получить свой здоровый продукт. Поскольку рядом есть клиент, этот проект заинтересовал еще и производителей продуктов, и полгода назад нам начали поступать запросы вроде: «Неплохо было бы попасть к вам на полку». Поэтому мы задумывались о том, чтобы пересмотреть нашу модель.
— Но никаких шагов, чтобы продвинуть эту идею, вы не делали?
— Мы оказались в этой ситуации вынужденно. В тот момент [никаких шагов] не делали. Но мы с партнерами разрабатывали долгосрочную стратегию и понимали, что можем работать и с чужим продуктом: работая только со своим, мы ограничиваем возможности для роста. Но мы не были готовы к этой перестройке. На момент отравления мы еще не планировали этот переход и были готовы развиваться с нашим продуктом.
— На ваших станциях вообще не было других производителей?
— Только на уровне напитков, орешков, снеков, сушеных чипсов и фруктов. Их производим не мы — мы просто ставили их на нашу полку. А весь краткосрок мы производили сами.
— Когда вы планировали провести эту трансформацию?
— В 2020 году. Но сейчас я вижу в ней выход из того кризиса, в котором оказалась компания.
— Почему именно такая трансформация даст вам выйти из кризиса?
— А какие еще варианты? Есть продукт либо услуга, и есть клиент, и необходимо этот продукт либо услугу предоставить клиенту, — вот, в общем-то, и весь бизнес. И я понимаю, что нашего продукта нет, а клиент есть, — следовательно, необходимо заменить продукт.
Но мы остаемся в категории ЗОЖ, наши ценности не поменялись. Мы в любом случае не будем закупать котлеты в кляре или шашлыки. На рынке есть производители готового продукта с коротким сроком хранения — в Москве их десятки. И цель нашей команды сейчас — посещать производства, находить продукты, которые более или менее относятся к категории ЗОЖ, понимать принцип их приготовления. После чего смотрим, соответствует ли поставщик требованиям Роспотребнадзора, и принимаем решение, может ли его продукт оказаться на полке.
— Вы описываете это решение как вынужденное. Да, у вас сейчас проводятся проверки в производственном помещении, но гипотетически разве вы не можете продолжать производить свои продукты?
— А где? Деятельность производственных цехов приостановлена на 80 дней, на них висит красная табличка, мы не можем там ничего производить.
— Вы не рассматривали вариант временно переехать в другой цех?
— Этот процесс занял бы не неделю и не две. Я думаю, кто-нибудь из игроков рынка мог бы сделать такой ход. Мы такого хода не сделали и выбрали другую стратегию.
— Вас не смущает, что сейчас, когда вы привлекаете несколько десятков производителей, риски отравления кратно увеличиваются и в случае похожих инцидентов все равно пострадает прежде всего ваш бренд?
— Мы просмотрели более 60 производителей, но с Роспотребнадзором согласовали в разы меньше. Бизнес-процесс перестраивается, и на рынке есть успешные примеры, когда компании развиваются по модели агрегатора без своего производства.
— «Вкусвилл», например, у которого тоже были проблемы с Роспотребнадзором.
— Да. И сейчас, в тесной коммуникации и работе с Роспотребнадзором по выявлению причин, я понимаю, как перестроить бизнес-модель, чтобы эти риски свести к нулю.
— Это ноу-хау. Говорить о нем в интервью я не буду.
Как появилась Healthy Food?
Предприниматель Дмитрий Пронин открыл сеть кафе здорового питания Healthy Food еще в 2009 году (сейчас ему 44 года). Ранее Пронин получил инженерное образование и управлял девелоперскими проектами банка «Уралсиб».
Первым его партнером стала владелица консалтинговой компании «Стимул» Мария Колосова, в чьей квартире изначально запустили производство здоровых продуктов. В 2011 году они запустили вендинговые автоматы со здоровой едой.
В 2015 году Колосова вышла из проекта, а Пронин продал вендинговую сеть, так как было сложно одному управлять кафе и автоматами.
В 2017 году Пронин стал устанавливать в офисах крупных компаний «станции здорового питания» — кафе с холодильниками с открытыми полками и терминалом оплаты, но без контроля — без кассира или камеры наблюдения.
«Я сейчас учусь со скоростью день за месяц».
— У меня есть такая цель, я понимаю, что рынку это нужно, что людям нужно здоровое питание. Здоровый образ жизни для меня — не пустой звук, я так живу. Мне важно, чтобы и мой продукт был таким же. Поэтому я собираюсь вернуться и верю, что через свой продукт мы действительно будем помогать людям. Я хочу производить настоящий здоровый продукт с коротким сроком хранения, несмотря на то что в некоторых бизнес-моделях это может быть экономически невыгодно. Большинство игроков рынка пытаются произвести полезный продукт с длинным сроком хранения: 7 — 30 — 40 дней. Работать с коротким сроком годности сложно. Но можно. Поэтому я от этой идеи не отказываюсь.
— Когда вы поймете, что можно снова запускать производство? Вы понимаете, каких показателей должны достичь?
— Не обязательно копить, чтобы что-то запустить, — можно привлечь партнеров в проект, при этом иметь некий опыт и применять полученные знания. Я сейчас учусь со скоростью день за месяц.
Во-первых, есть цель закрыть гештальт, связанный с гостями, которые обратились к нам в связи с отравлением, — он до конца не закрыт. Следующую цель мне сложно планировать, потому что необходимо закончить наши отношения с органами власти в части проведения расследования.
Во-вторых, мне как предпринимателю важно, чтобы наш бизнес сейчас был операционно прибыльным. Не секрет, что сегодня на рынке среди наших конкурентов есть убыточные операционные модели, работающие без своего продукта. У меня теперь нет своего производства и есть продукт, который я покупаю, с совершенно иной себестоимостью, — получается иная наценка на продукт. Более того, я столкнусь с тем, что гость отреагирует на него не так, как реагировал на наш продукт. Он увидит что-то другое — ему не понравится либо вкус, либо качество, либо он просто этот формат не поймет, потому что для него это что-то новое.
— А какие плюсы вы видите в модели без производства?
— Скорость выбора чужого продукта быстрее, чем производства собственного. Людям приедается один и тот же продукт, им не нравится есть одно и то же. И сейчас проще получить нужную ротацию. Единственное: важно найти правильного производителя.
Другой плюс: мы увидим, как гость будет реагировать на новые продукты абсолютно из разных категорий, начиная с кондитерки и заканчивая овощными и фруктовыми нарезками или напитками. Производя собственный продукт, я, возможно, был зашорен в части контекста ЗОЖ. В расширении границ тоже может быть плюс.
— Как поставщики относятся к тому факту, что сотрудничество с ними — для вас временный вариант?
— Очень хорошо относятся. Один поставщик сказал: «Дима, и чего, ты хочешь сказать, что ты сейчас протестируешь, посмотришь, что это будет хорошо продаваться, и выведешь потом такой же продукт?». Я ответил: «Нет, я оставлю твой». Если я увижу, что гость голосует за тот или иной продукт конкретного производителя, — зачем лишать его этой радости? У меня будут стоять два холодильника с нашим продуктом и продуктом другого производителя. Я не намерен копировать и производить в точности то же самое. Если у кого-то есть условный фисташковый рулет, я не буду делать его жалкое подобие и ставить у себя на полке, а придумаю что-то другое. Фисташковый рулет у того, кто его придумал, все равно будет самый лучший.
«Бизнес встал, но сценарий банкротства не рассматриваю».
— Нет. Потому что я знаю, какие у меня сейчас обязательства. Если я не выстрою прибыльную операционную бизнес-модель…
— Придется банкротиться, правильно?
— Я не рассматриваю этот сценарий. Может, кто-то покрутит у виска: «Пронин, давно просчитал бы — и сделал бы это!» Я такие предложения получал. Но у меня другая цель.
— Не то что предложения, но говорят: «Это единственный выход у тебя сейчас». Потому что бизнес встал.
— Частные инвесторы — мои партнеры. Но мы рассматриваем разные варианты. Конечно, в микрофинансовую организацию не пойдем, потому что у нашего проекта такой прибыльности нет и не предвидится. Если раньше мы работали как производители, то теперь становимся ретейлерами — а в ретейле абсолютно иная маржинальность. У нас не будет высокой наценки, поскольку и продукт не наш, и платежеспособность населения, к сожалению, становится только ниже.
Структура собственности Healthy Food
Согласно данным «Контур.Фокус», старшим партнером Дмитрия Пронина в юрлицах, связанных с брендом Healthy Food (ООО «Хэлфи фуд ритейл», ООО «Хэлфи фуд продакшн», ООО «Горшочек, вари!» и ООО «ЗОЖ»), является совладелец корпорации «Уралсиб», миллиардер Николай Цветков. В указанных юрлицах Цветкову принадлежит по 54%, Пронину — 46%.
Николай Цветков — известный приверженец здорового образа жизни, как и Дмитрий Пронин. По данным Forbes, сотрудники «Уралсиба» получали премии за отказ от курения и похудение, а сам он стал ходить в свой рабочий кабинет на 14 этаже только пешком и практиковать голодание по методу Поля Брэгга. После инцидента с отравлением он говорил Forbes, что «вовлечен как пассивный инвестор в сеть кафе» и не имеет отношения к вендинговым аппаратам.
В еще трех юрлицах (ООО «До Луны и Обратно», ООО «Фудэксперт» и ООО «Фудтех») с участием Пронина, которые связаны с торговлей продуктами питания и были созданы в 2017 — 2018 гг., ему принадлежит по 52,5%. Партнерами предпринимателя в этих проектах выступают Марьяна Досымбекова и Антон Мордвинцев — им принадлежат по 25% и 22,5%, соответственно.
— Насколько к вам лояльны ваши инвесторы?
— Кредитуют только в том случае, если верят.
— Какие сроки они ставят по выходу из кризиса?
— Мы встречаемся еженедельно, крутим, строим бизнес-модель и смотрим, что получается, какие риски у нас есть. Сейчас сложно назвать сроки, потому что надо дождаться продаж, нужен некий временной период, чтобы проанализировать, насколько мы сейчас соответствуем нашим прогнозам.
«Производства нет. Тогда зачем держать команду?»
— Производственную команду, да. Даже больше половины. Было 75 человек, а осталось 11, — это непосредственно управленческая команда. Директор производства, санитарный врач, руководитель смен, шеф-повар, шеф-кондитер — это те, кто сейчас нужны компании.
— Сколько всего сотрудников осталось в компании?
— В кафе — 35 человек, на станциях — примерно 20. С одной стороны, пришлось с кем-то расстаться и оставить в команде только тех, кто способен приносить результат сейчас. С другой стороны, команда усилилась, пришли люди со стороны, которые знают, как выстраивать бизнес-процессы именно в ситуации неопределенности.
— Что это за люди? Антикризисные менеджеры?
— Это менеджеры, которые работали на позициях управляющих, операционных директоров либо описывали и выстраивали бизнес-процессы.
Сейчас скорее я являюсь антикризисным менеджером. Мы же сейчас меняем полностью модель, запускаем распределительный комплекс, бизнес-процесс контроля качества и логистическую цепочку — уже не своего продукта, а стороннего, — и должны перестроиться. Появляется очень много процессов, которых раньше не было.
— Вы сократили больше половины команды. Это же дорого?
— Дорого, да. Рассчитываемся со всеми в рамках закона, в рамках договоренностей. Вы же знаете, что можно по-разному. Большинство ушло по собственному желанию.
Производственная команда не может находиться без работы. У нас действительно есть задержки по зарплатам, и необходимо привлекать недешевое финансирование, в том числе по рыночным ставкам, на бизнес, который сейчас не приносит доходов. И производства нет. Тогда зачем держать команду? Естественно, человек пойдет на другую работу. И найдет ее. Не секрет, что сейчас самый высокий спрос на рабочие специальности — на поваров. Попробуйте найдите на рынке хорошего повара — днем с огнем не сыщешь! Поэтому такие люди легко находят работу, тем более с опытом работы у нас.
— Какие уроки вы извлекли из произошедшего?
—Это процесс рефлексии, который происходит не сразу, и нужно время, чтобы сформулировать выводы. Но уже о чем-то можно говорить. Один из уроков действия в кризисной ситуации — то, как меняется схема управления командой. Сейчас — не про раскрытие творческого потенциала человека. Во время кризиса нужны четкие указания и исполнительская дисциплина. И, естественно, при антикризисном управлении все косты, которые не работают на результат, должны быть обрезаны.
Другой вывод: ресурсом для выхода команды из кризиса сейчас могу быть лишь я. Если что-то происходит со мной — то же самое происходит с командой. Здесь срабатывает ценность человеческого здоровья: чтобы голова оставалась холодной, важно сохранять физиологический и психологический баланс. Первые 2 недели после инцидента я провел в стрессе. Все ресурсы организма работали на поиск решения, поэтому сон отсутствовал…
— А как ты уснешь? Ты в 2 часа пытаешься лечь спать от усталости и через 30 — 40 минут просыпаешься от очередных мыслей. Поэтому такое время было первые 2 недели. Но чтобы сохранить это всё, необходимо поддерживать нормальное душевное и физическое состояние. Потому что команда абсолютно точно ориентирована на лидера и считывает всё.
Много уроков в отношениях с партнерами и близкими: они проявляются по-разному. Например, я получил поддержку от человека, от которого этого не ждал. Хотя это близкий человек, но я вроде не собирался опираться на него, а он проявился исключительно так, что для меня это было открытием. То, как команда проявилась: я сейчас могу четко сказать, что команда, которая пройдет этот путь, будет лучшей командой на нашем рынке.
Многие спрашивают: «А ты не думаешь, что это [массовое отравление] могло быть подстроено кем-то снаружи?» Но я понимаю, что это будет моей слабейшей позицией: если это случилось с нами, значит в системе, которая позволила, чтобы это случилось, нужно что-то пересмотреть. Я сейчас думаю об этом.