астафьев фотография на которой меня нет все герои
«Фотография, на которой меня нет» главные герои
Главные герои «Фотографии, на которой меня нет» – жители той деревни, в которой жил писатель. В рассказе Астафьев описывает период раскулачивания, жизнь и быт крестьян сибирской деревеньки. Сюжетом рассказа послужила старая фотография, сделанная приезжим фотографом в то далекое время. Писатель описывает случай, произошедший с ним в детстве. Когда приезжал фотограф, мальчишка лежал с больными ногами, и не смог идти фотографироваться. Поэтому, рассказ и получил такое название.
Характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»
Главные герои
В «Фотографии, на которой меня нет» герой, не попавший на памятный снимок, мальчик Витя, по болезни пропустивший такое знаменательное событие. Он живет с дедушкой и бабушкой, хорошим поведением не отличается, любит проказничать. Накатавшись на горе и промочив ноги, заболел. Очень переживает о том, что его не будет на памятном снимке. Фотографию ему принес учитель. Воспоминание об этом событии сохранилось на всю жизнь.
Второстепенные персонажи
Санька
Друг Вити. Такой же непоседа, как и Витя. Это он уговорил своего друга идти кататься на увал, где тот промочил ноги. Он пришел навестить больного дружка, звал его идти фотографироваться. А когда увидел, что Витя не может встать, сам не пошел в школу. Это настоящий друг, верный и преданный, готовый ради друга на такой самоотверженный поступок.
Бабушка
Бабушка Вити – добрая старая женщина. Она очень любит своего внука. Хоть изредка и ругает его, но на самом деле, она рада сделать для него все. Всю ночь бабушка не отходит от больного мальчика, заставляет дедушку затопить баню, растирает его лекарством. Все время, пока Витя болеет, бабушка ухаживает за ним, кормит его вкусной едой. Добрая и самоотверженная, она не пожалела своих скопленных денег, чтобы выкупить у новых «хозяев» вещи односельчан, чтобы вернуть их настоящим владельцам.
Учитель
Евгений Николаевич, очень любит свою работу и учеников, уважаемый человек в деревне, к чьему мнению прислушиваются даже отпетые хулиганы. Закупает школьные принадлежности, заказывает парты и скамейки, оплачивая своей зарплатой. Безбоязненно бросается на защиту своих учеников от змеи, хотя никогда их раньше не видел.
Это краткая характеристика героев автобиографической повести В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»
Всего получено оценок: 4774.
О произведении
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.
Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.
Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.
Заключение
Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.
После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник
Всего получено оценок: 564.
Всего получено оценок: 564.
«Фотография, на которой меня нет» — это автобиографическое произведение, в основу которого легла реальная история из жизни автора. Он всю жизнь бережно хранил школьную фотографию, несмотря на то что из-за болезни не смог прийти в школу фотографироваться.
Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» для читательского дневника
Название: Фотография, на которой меня нет
Число страниц: Астафьев Виктор Петрович. «Васюткино озеро. Рассказы для детей». Издательство «АСТ». 2018 год
Жанр: Рассказ.
Год написания: 1968 год
Время и место
Действие рассказа происходит зимой начала 30-х годов ХХ века в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию.
Главные герои
Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.
Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.
Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.
Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.
Сюжет
В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.
В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.
Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.
Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.
Вывод и своё мнение
В далёкие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съёмке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте маленькой довоенной деревушки, жизненных ценностях односельчан.
Главная мысль
Каждый человек, что бы с ним ни случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.
Авторские афоризмы
«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет. »
«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”. »
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш. »
«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»
Толкование непонятных слов
Алчущий — жаждущий, желающий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.
Куть — угол в избе против устья русской печки.
Ямщик — возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Полушалок — шаль, платок небольших размеров.
Ухарски — молодцевато, задорно.
Лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Новые слова
Заговаривать — воздействовать на кого-, что-нибудь заговором; заколдовать.
Гуж — деталь сбруи лошади.
Барин — человек из высших сословий, господин.
Аспид — злой, хитрый, язвительный человек.
Угар — удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьева
В рассказе Астафьев описывает период раскулачивания, жизнь и быт крестьян сибирской деревеньки. Краткое содержание «Фотографии, на которой меня нет» В. Астафьева поможет узнать главных героев и фабулу рассказа. История о старой фотографии, сделанной приезжим фотографом в то далекое время. Писатель описывает случай, произошедший с ним в детстве. Когда приезжал фотограф, мальчишка лежал с больными ногами, и не смог идти фотографироваться.
Основные персонажи рассказа
«Фотография, на которой меня нет» кратко
Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.
Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д. Наконец под утро мальчик засыпает.
На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки. Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.
Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю. В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына. Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.
В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает. Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.
Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно. Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось. Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).
В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.
Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.
Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»
Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.
Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.
Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.
В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.
Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.
Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.
Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.
В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».
Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».
Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Видео краткое содержание Фотография, на которой меня нет
Рассказ опубликован в сборнике «Далекая и близкая сказка». Книга классика отечественной литературы адресована подрастающему поколению.
Главные герои рассказа Фотография, на которой меня нет Астафиева
Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений, по которым узнают работы данного писателя. В своих рассказах и повестях Виктор Астафьев затрагивает очень важные вопросы, акцентирует внимание читателя на действительно важных вещах. В данной статье представлен анализ и характеристика главных и второстепенных героев.
Сюжет рассказа разворачивается вокруг старой фотографии, которую нашли ненароком в старом хламе. Повествуется история о мальчике, который не сумел попасть в тот день, когда делали эту фотографию. Он болел, потому не сфотографировался. Эта фотография является той, на которой его нет.
Витя
Главным героем является мальчик по имени Витя. Он пропустил такое важное событие, как делание фотографии из-за болезни. Мальчик Витя так хотел сфотографироваться! Но судьба, увы, распорядилась совершенно иначе. Мальчик Витя слыл большим проказником. Он любил гулять допоздна. Однажды он в зимнюю пору катался с горы и весьма промочил ноги, потому заболел и не смог прийти в школу на день фотографирования. Он очень печалился и волновался из-за того, что его не будет на памятном фотоснимке. Учитель принес Вите фотографию и потому он взгрустнул.
Витя является прототипом автора, которого также зовут Виктором.
Также в рассказе имеются второстепенные персонажи – это все, кроме Вити.
Санька
У главного героя имеется друг по имени Санька. Он такой же озорной и веселый. Именно он позвал Виктора кататься с горы, потому тот и промочил ноги. Саня звал друга идти на фотографирование, но тот не смог встать. Потому он тоже не пошел к фотографу. Мне кажется, что этим поступком, Саня подтвердил свою дружбу и верность Вите.
Бабушка и дедушка
Бабушка и дедушка, у которых живет главный герой – это очень добродушные и милые люди. Бабушка представлена как старая женщина, которая очень любит своего внучка. Временами она ругает его, но все равно делает для него все возможное. Бабушка обладает доброй душой. Когда Витя простудился. То старушка всю ночь напролет ухаживала за внуком, чтобы тот выздоровел скорее. Она поила его чаем, ставила грелки и так далее. Притом бабушка выкупила вещи и раздала их настоящим хозяевам. Бабушка мальчика – замечательная женщина.
Еще Виктор Астафьев создал образ учителя. Это учитель из класса, в котором учатся Витя и Саня. Евгений Николаевич – именно так зовут учителя. Он является достаточно умным и образованным человеком. К его взглядам и мнениям прислушиваются все, даже самые плохие парни. Этот учитель жертвует своим временем и отпуском ради своих учеников. Он покупает дополнительные школьные принадлежности. Учитель идет на все, чтобы защитить своих учеников.
Каждый из героев играет безусловную роль в произведении.
2 вариант
Главными героями произведения можно назвать жителей одной из деревень, в которой проживал писатель. В данной истории Астафьев хотел показать тот временной отрезок, в котором происходило такое явление, как раскулачивание, он отразил быт простых людей, которые жили в простой деревне. В основе сюжета данного произведения лежит история, связанная с фотографией, на которую не смог попасть писатель. Он рассказывает о случае из детства, который с ним приключился. В то непростое время у автора рассказа болели ноги, и он находился в лежачем состоянии. И даже когда прибыл фотограф, подняться ему не удалось. Благодаря тому, что у Астафьева осталось множество сильных впечатлений, связанных с данным событием, он решил дать подобное название произведению.
Главный герой данного произведения не пришел на одно из очень важных событий своего детства по той причине, что был серьезно болен. Он не смог попасть на фотографию, которая должна была быть семейной. Он проживает вместе со своими бабушкой и дедушкой. Нельзя сказать о том, что мальчик является послушным ребенком, он любит побаловаться и похулиганить. Когда он катался на горке, то сильно намочил свои ноги, из-за чего серьезно заболел. Он сильно переживал о том, что не сможет попасть на снимок. Фото ему доставил его учитель, и он запомнил данное событие на всю жизнь.
Данный персонаж является товарищем Витьки, и является таким же неусидчивым и жизнерадостным человеком, как и главный герой произведения. Он уговаривает Витю, чтобы он шел кататься на горку, где тот намочил ноги. Саша пришел к Вите домой, чтобы узнать о его состоянии. Когда он понимает, что его друг прикован к постели, то остается с ним, и пропускает занятия в школе.
Образ бабушки Вити
Она показана весьма доброй пожилой женщиной, которая очень сильно любила своего внука, о котором заботилась и поддерживала его. Иногда все же ей приходится его ругать, однако, она хочет воспитать его хорошим и добрым человеком. Она на протяжении всей ночи не отходила от больного мальчика ни на шаг, и старалась делать все, чтобы он выздоровел поскорее. Бабушка кормила его вкусной едой, и старалась оказывать поддержку во всем. Она показана бескорыстной и доброй женщиной, которая помогла своим односельчанам вернуть вещи.
Данный персонаж показан очень уважаемым и умным человеком, который ответственно и честно относился к своему труду и профессии. Он самостоятельно купил принадлежности для школы, и старался защищать своих учеников в непростых ситуациях. Как-то раз он спас школьников от змеи, хотя рань никогда не встречал данных животных. Он показан смелым и добрым человеком.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика героев рассказа Фотография, на которой меня нет
Популярные сегодня темы
Ипполит Курагин – средний сын князя Василия Курагина, уважаемого царедворца, занимающего высокое положение в обществе.
Одним из последних творений Антона Павловича, была пьеса «Вишнёвый сад». Пьеса была закончена в 1903году, а поставлена уже в начале 1904 года.
Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
В жизни каждого из нас, так или иначе, появляются люди, которые нас чем-то обижают. Это могут быть как совершенно незнакомые люди, например хамоватая женщина в очереди в продуктовом магазине