астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Методическая разработка урока литературы В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Тема урока :«И близких всех душа не позабудет…» (По рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 8 класс («Прошлое- родина души человека»)

Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Образовательная цель : провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.

Воспитательная цель : способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

беседа по вопросам;

элементы анализа текста.

портрет В. П. Астафьева;

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий

И близких всех душа не позабудет…»

Учитель : Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. В романе Гарсиа Маркео «Стот лет одиночества» нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том,что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

-Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое.

-Итак, разговор на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишите тему урока, слова Г. Гейне «Прошлое-родина души человека».

-Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? Запишите их.

-Прочитайте определение слова «память» в толковом словаре.

-Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.

Высказывания писателей, философов, мыслителей о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяно)

Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)

Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)

Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)

Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)

Боюсь не смерти. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Ю. Лермонтов)

Память – странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)

Слабая память прибавляет нам сил. Бертольд Брехт)

Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

-Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию своей семьи. Время нельзя остановить. Но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. Оформить фотогазету.(5 мин)

-Итак. Мы попытались с вами остановиться: пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение. Помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.

-Не потому ли так дорога старая фотография автору повести «Последний поклон» Виктору Петровичу Астафьеву?

-О чем мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. П. Астафьева и его книге «Последний поклон», которая достойна занять свое место на «золотой полке» отечественной литературы.)

-С какими рассказами и главами из книги писателя вы уже знакомы? («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро»)

-О чем же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).

4.Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа.

-В повести В. П. Астафьева «Последний поклон» рассказывается о том. Как мальчик познает мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.

-Одной из глав «Последнего поклона» является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицина.

-Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

-Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

-В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).

-Чем живет русская деревня в эти годы?

-Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили.)

-Почему деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (1) всем хотелось угодить; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей)

-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна была объединить всех)

-Почему полезли в драку? Почему «пропащие»?

-Чтение отрывка от слов «Весь длинный зимний вечер…» до «Тогда пошли мы…»

-В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

-Какие ассоциации возникают у вас со словом «бабушка»? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

-А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Такой ли Астафьев изобразил героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей)

-Чтение отрывков 1) от «Я так и знала…» до «Посинели, будто на лёде…»; 2) от «Бабушка уже не колотила…»

-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? Все очень дорого, это воспоминания детства. Дает возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины)

-Какие еще воспоминания Виктора связаны с бабушкой? (Лечение, натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане; окна в доме от «Деревенское окно…» до «Бабушкины окна…»)

(цветы в доме от «После того, как загорались…»до конца абзаца)

-Отношение бабушки к людям, к учителю. (Приняла шапку, пальто, поставила самовар, все. Что было в доме – на стол)

-Хорошая бабушка у Витьки?

-Вспомним, а с какой целью приезжает фотограф в деревню? (Сфотографировать учеников школы)

-Кто был инициатором этого события? (Учителя)

-Расскажите об учителях Виктора.

-Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение)

-Чтение от «Уважение к нашему учителю…» до «…в гулянке народ…»

-«Я принес тебе фотографию»,-сказал учитель.

-Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза»)

-С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (раскрыть лучшие качества учителя).

-Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молодцы, ребенок, нет условий, но они не сдаются)

-Чтение от «Прошли годы…» до конца абзаца.

-Бабушка Катерина Петровна, учителя: Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицина. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

-Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

-Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примерами из текста. (Отзывчивый, любознательный)

-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? (Цель автора: показать формирование характера героя. Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.)

-Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее )

-Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)

-Чтение «Смотрю, иногда улыбаюсь…»

-Зачитаем последний абзац «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

-Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения)

-А наш герой научился быть внимательным и уважительным?

-Каков герой Астафьева? (Благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии.

Написать сочинение «По страницам семейного альбома».

Источник

Урок литературы В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Сценарий конкурсного урока

Тема урока : В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;

заинтересовать тематикой его произведений;

Развивать умения анализировать текст, работать с биографическим материалом (выбирать главное, существенное);

формировать общечеловеческие ценности, расширить понимание слова «дружба».

Проверка наличия необходимых к уроку принадлежностей (учебник, тетрадь, опорный конспект, биографический материал).

II . Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П.Астафьева. Начнём анализировать ещё один его автобиографический рассказ «Фотография, на которой меня нет». Узнаем интересные факты из жизни Виктора Петровича, поговорим о таком понятии как дружба.

III . Изучение нового материала.

1)Диалог с опорой на ранее изученный материал

Вспомним, какие рассказы этого автора мы уже читали?

(«Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»).

О чем эти рассказы? Какие уроки мы из них извлекли?

Что вы помните из биографии этого человека? Хотелось бы знать больше?

Что именно из биографии этого писателя вы хотели бы знать?

(К доске выходят два ученика и по очереди записывают вопросы, задаваемые классом).

2)Работа с биографическим материалом и опорными конспектами.

Ребята, у вас на партах есть опорные конспекты.(Приложение 1) В них проставлены определённые даты. Ваша задача из листов с биографическим материалом(Приложение 2) выбрать нужные события и проставить их в хронологическом порядке. Здесь же вы найдёте ответы на поставленные вами вопросы.

На эту работу я отвожу вам 5 минут. Успехов!

Приступаем к ответам. Какие же события в жизни В.П.Астафьева соответствовали указанным датам?

1942г.- ушёл добровольцем на фронт

1951г.- написал первый рассказ «Гражданский человек»

1953г.- издана первая книга «До будущей Весны»

1968г.- первое издание повести «Последний поклон»

1975г.-1-я Государственная премия РСФСР им. М.Горького

1989г.- присвоено звание Герой Социалистического Труда

29.11.2001г.- не стало В.П.Астафьева)

(Ученик зачитывает по опорному конспекту). На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы? Молодцы! Несколько оставшихся вопросов – стимул к дальнейшему изучению биографии В.П.Астафьева. Жду ваших ответов на них на ближайшем уроке.

Какие основные темы творчества В.П.Астафьева вы заметили? Запишем их в наши конспекты.

(1)Осмысление судьбы современника. 2)Трагический опыт войны)

3) Сообщение ученицы о книге «Последний поклон».

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью, точнее главой книги «Последний поклон». Именно эту книгу автор считал самой сокровенной. Кстати, как вы понимаете значение слова «сокровенный»?

Прослушаем сообщение об этой книге.

4) Работа со статьёй учебника.

Обратимся к учебнику и прочитаем статью на стр.202.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос № 1.

Что нового мы узнали о главном герое? (Его имя).

Проблемы, затронутые автором в его произведениях, никогда не устареют. Назначение человека на земле, дружба, милосердие, добро и зло, детские впечатления, формирующие личность – вот некоторые из них. Понять творчество Астафьева – значит понять и принять общечеловеческие ценности, нравственность, которая лежит в основе человеческой жизни.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Кто из героев запомнился? Почему?

Продолжим работу в опорных конспектах.

Какова тема рассказа? (Жизнь и быт сибирской деревни).

Основная мысль? (Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа…)

Какие сюжетные линии можно обозначить?

Я помогла вам немного, обозначив их количество.

(-дружба Саньки и Витьки;

-учитель и учительница;

-деревенский быт, взаимоотношения односельчан)

Составим план рассказа. Некоторые части я уже озаглавила, теперь подберите вы недостающие заголовки. (См. Приложение 1)

Кто же главные герои рассказа?

Что нового узнали о Саньке и Витьке?

(Ребята подросли, стали друзьями, их не рассорил случай с обманом)

Зачитайте, как автор отзывается об успехах мальчишек в школе.

Как они отнеслись к известию о приезде фотографа?

Что же случилось с Витькой?

Почему, если не смог пойти фотографироваться Витька, не пошёл и Санька?

Как это его характеризует? Подтвердим цитатой из текста (стр.208).

Стало ли легче Витьке от этого?

Что же в этом хорошего? Ведь он не помог, не поставил Саньку на ноги?

6) Диалог о друзьях, о дружбе.

Можно ли взаимоотношения мальчиков назвать дружбой? Настоящей дружбой?

Как вёл себя Санька в рассказе «Конь с розовой гривой»?

Изменился ли Санька?

Почему? Кто или что этому помогли?

(Семья, деревенские жители, взросление, иное понимание дружбы).

Какой урок получил Витька от Саньки?

Почему не забыл автор Саньку, дружка детства, хоть и не было его на старой школьной фотографии?

Под чьим влиянием сделал Санька правильный выбор в случае с фотографией?

Может ли человек сам себя воспитывать или ему нужна помощь окружающих?

Нужны ли человеку друзья или можно обойтись без них?

Есть ли у вас друзья? Настоящие? Поднимите руку у кого много друзей?

Почему друзей не может быть много?

Зависит ли дружба от исторических условий, жизненных обстоятельств, материального положения?

Изменилось ли сегодня это понятие? Может ли оно вообще изменяться?

Прочитаем слова, ставшие эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку : «Дружба, настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная». В.П.Астафьев.

Как вы понимаете их значение?

IV . Подведение итогов

Что нового из биографии В.П.Астафьева вы узнали сегодня на уроке?

Какой вопрос на уроке вызвал больше всего затруднений?

Какое задание было самым запоминающимся?

Просмотрим опорный конспект

Осталось ли что-нибудь незаполненным?

Посмотрите на экран, проверьте точность заполнения.

Что вызвало затруднения?

V . Домашнее задание

Перечитать текст рассказа, сделать закладки и отметить в тексте материал по сюжетной линии «Учитель – учительница».

По желанию написать сочинение – размышление «Дружба – это…»

(Д.З. изложено в опорном конспекте)

Опорный конспект по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

I . Биография В.П.Астафьева

Основные темы творчества: 1)

II . Анализ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Основная мысль (Зачем?)-

8.Размышление о деревенских фотографиях.

III . Домашнее задание

Перечитать текст и отметить материал по сюжетной линии «Учитель и учительница».

Написать сочинение-размышление «Дружба-Это…» (по желанию).

Вы можете сравнить определение, данное в словаре и ваш личный опыт, впечатления.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Номер материала: ДБ-1059352

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План анализа произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ Астафьева считается биографическим произведением, в котором автор описывает случай из своей жизни. Он рассказывает о настоящей дружбе, ради которой можно пожертвовать самым дорогим. Назвал свой рассказ Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Анализ произведения по плану поможет кратко понять читателю смысл, который хотел донести автор, и подготовиться к эссе по литературе в 8 классе.

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.

История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

Витя долго не мог понять, подшучивает ли над ним бабушка или вправду соблюдает народные приметы, пока, уже будучи взрослым, не прочел у писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от угара.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:

астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план рассказа. Фото астафьев фотография на которой меня нет план рассказа

Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.

Евгений Николаевич, чтобы как-то помочь ученикам, придумал и организовал пункт приема утильсырья. Собирали все вместе по подворьям и чердакам тряпье и старые железки. На полученные деньги закупили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и нитки с пуговицами для женщин, а также петушков на палочках.

Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.

Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» достоевского – описание для сочинения по теме

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

«Фотография, на которой меня нет» кратко

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.

Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д. Наконец под утро мальчик засыпает.

На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки. Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.

Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю. В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына. Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.

В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает. Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.

Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно. Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось. Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).

В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.

Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.

Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».

Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.

Сочинения«Судьба человека» анализ произведения Шолохова – язык, жанр, план, основная мысль рассказа

Сочинения«Горе от ума» анализ произведения Грибоедова – смысл названия, тема, история создания и жанр комедии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *