астафьев фотография на которой меня нет план произведения

План рассказа Фотография на которой меня нет Астафьева

Пересказ

Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку. Мамы и бабушки стараются получше приодеть детей, т.к. живут многие очень бедно. Фотографу отводят хорошую избу, всячески стараются угодить и уважить, чтобы он хорощо снимал ребят.

Сами школьники рассуждают о том, кто где будет стоять, когда их будут выстраивать для фотографирования. Дети думают, что в первые ряды поставят отличников, тех, кто хорошо учится. Повествователь и его друг понимают, что им не на что надеяться. Они будут на самом заднем плане, где и лиц-то не разглядишь. В отчаянии, желая доказать всем, что они люди совсем уж распропащие, они идут кататься с крутых снежных склонов, все изваливаются в снегу.

На следующее утро и даже еще ночью у мальчика-повествователя начинают сильно болеть ноги, он постанывает, встать с постели не может. Он сирота, его воспитывают бабушка и дед. Бабушка понимает, что происходит с ребенком, потому что приступ этой болезни случается с ним не впервые. Она будит ночью деда и требует растопить баню, чтобы отогревать ноги, растирает их лечебными снадобьями, ругая мальчика за неосмотрительное поведение. Мальчик молчит и подчиняется. Когда все бабушкино лечение окончено и ему становится чуть легче, в темноте избы он видит, как бабушка у иконы просит у Пресвятой Богородицы выздоровления для ребенка.

Мальчик, конечно, расстроен, что не сможет утром пойти в школу и фотографироваться вместе со всеми. За ним заходит друг Санька, повествователь порывается встать с постели, но ноги не слушаются, и он бессильно падает. Бабушка, утешая его, говорит, что, когда он поправится, она отвезет его в город в фотоателье, и там его сфотографируют. Санька решает тоже не идти в школу за компанию с рассказчиком.

Повествователь болеет. Ему скучно в доме. Он смотрит через окно на улицу и наблюдает, как оформлено пространство между рамами на окнах в соседских домах. Бабушка, на его взгляд, делает это лучше всех. Солнце светит ярче, дело идет к весне. Мальчик вспоминает, как весной бабушка выставляет из темного погреба горшки с комнатными цветами. Потом он каждый день с нетерпением ждет, когда же распустится яркий красивый цветок. Бабушка тоже радуется его появлению, словно это свидетельствует уже об окончательном наступлении весны.

Однажды во время болезни мальчика к ним в дом приходит учитель и приносит фотографию класса, на которую ребенок так и не попал. Бабушка принимает учителя очень почтительно и всё удивляется, какой он культурный и интеллигентный человек, как умеет хорошо вести разговор, никогда не возьмет лишнего куска за столом. Мальчик вспоминает о своих учителях в сельской школе. Они муж и жена, приехали к ним из города. Позже у них появляется ребенок. Деревенские жители часто тайком помогают им: то нарубят дров, то принесут молока или творога. Учителей очень уважают. Повествователь вспоминает, как учитель уже весной, в конце учебного года, отправился с ними в поход, сколько интересного он рассказал им о лесе, как пытался защитить детей, увидев гадюку.

Теперь уже не мальчик, а взрослый человек смотрит на ту самую старую фотографию. Он думает о том, как сложились судьбы его одноклассников, кто из них погиб на войне. Он вспоминает себя прежнего, того ребенка, каким он был тогда.

Источник

План рассказа Фотография на которой меня нет Астафьева

Пересказ

Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку. Мамы и бабушки стараются получше приодеть детей, т.к. живут многие очень бедно. Фотографу отводят хорошую избу, всячески стараются угодить и уважить, чтобы он хорощо снимал ребят.

Сами школьники рассуждают о том, кто где будет стоять, когда их будут выстраивать для фотографирования. Дети думают, что в первые ряды поставят отличников, тех, кто хорошо учится. Повествователь и его друг понимают, что им не на что надеяться. Они будут на самом заднем плане, где и лиц-то не разглядишь. В отчаянии, желая доказать всем, что они люди совсем уж распропащие, они идут кататься с крутых снежных склонов, все изваливаются в снегу.

На следующее утро и даже еще ночью у мальчика-повествователя начинают сильно болеть ноги, он постанывает, встать с постели не может. Он сирота, его воспитывают бабушка и дед. Бабушка понимает, что происходит с ребенком, потому что приступ этой болезни случается с ним не впервые. Она будит ночью деда и требует растопить баню, чтобы отогревать ноги, растирает их лечебными снадобьями, ругая мальчика за неосмотрительное поведение. Мальчик молчит и подчиняется. Когда все бабушкино лечение окончено и ему становится чуть легче, в темноте избы он видит, как бабушка у иконы просит у Пресвятой Богородицы выздоровления для ребенка.

Мальчик, конечно, расстроен, что не сможет утром пойти в школу и фотографироваться вместе со всеми. За ним заходит друг Санька, повествователь порывается встать с постели, но ноги не слушаются, и он бессильно падает. Бабушка, утешая его, говорит, что, когда он поправится, она отвезет его в город в фотоателье, и там его сфотографируют. Санька решает тоже не идти в школу за компанию с рассказчиком.

Повествователь болеет. Ему скучно в доме. Он смотрит через окно на улицу и наблюдает, как оформлено пространство между рамами на окнах в соседских домах. Бабушка, на его взгляд, делает это лучше всех. Солнце светит ярче, дело идет к весне. Мальчик вспоминает, как весной бабушка выставляет из темного погреба горшки с комнатными цветами. Потом он каждый день с нетерпением ждет, когда же распустится яркий красивый цветок. Бабушка тоже радуется его появлению, словно это свидетельствует уже об окончательном наступлении весны.

Однажды во время болезни мальчика к ним в дом приходит учитель и приносит фотографию класса, на которую ребенок так и не попал. Бабушка принимает учителя очень почтительно и всё удивляется, какой он культурный и интеллигентный человек, как умеет хорошо вести разговор, никогда не возьмет лишнего куска за столом. Мальчик вспоминает о своих учителях в сельской школе. Они муж и жена, приехали к ним из города. Позже у них появляется ребенок. Деревенские жители часто тайком помогают им: то нарубят дров, то принесут молока или творога. Учителей очень уважают. Повествователь вспоминает, как учитель уже весной, в конце учебного года, отправился с ними в поход, сколько интересного он рассказал им о лесе, как пытался защитить детей, увидев гадюку.

Теперь уже не мальчик, а взрослый человек смотрит на ту самую старую фотографию. Он думает о том, как сложились судьбы его одноклассников, кто из них погиб на войне. Он вспоминает себя прежнего, того ребенка, каким он был тогда.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Фотография на которой меня нет

Популярные сегодня темы

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.

Ассоль является одним из главных героев произведения, олицетворяющих романтичность, искренность и мечтательность человеческих чувств.

Листницкий – один из персонажей романа Шолохова « Тихий Дон». Он дворянского происхождения, помещик. Имение, которым он обладал, называлось Ягодное, и было расположено не очень далеко от татарской столицы.

Источник

План анализа произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ Астафьева считается биографическим произведением, в котором автор описывает случай из своей жизни. Он рассказывает о настоящей дружбе, ради которой можно пожертвовать самым дорогим. Назвал свой рассказ Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Анализ произведения по плану поможет кратко понять читателю смысл, который хотел донести автор, и подготовиться к эссе по литературе в 8 классе.

астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Фото астафьев фотография на которой меня нет план произведения

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.

История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

Витя долго не мог понять, подшучивает ли над ним бабушка или вправду соблюдает народные приметы, пока, уже будучи взрослым, не прочел у писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от угара.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:

астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Фото астафьев фотография на которой меня нет план произведения

Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.

Евгений Николаевич, чтобы как-то помочь ученикам, придумал и организовал пункт приема утильсырья. Собирали все вместе по подворьям и чердакам тряпье и старые железки. На полученные деньги закупили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и нитки с пуговицами для женщин, а также петушков на палочках.

Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.

Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» достоевского – описание для сочинения по теме

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

«Фотография, на которой меня нет» кратко

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.

Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д. Наконец под утро мальчик засыпает.

На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки. Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.

Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю. В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына. Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.

В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает. Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.

Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно. Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось. Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).

В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.

Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.

Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».

Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.

Сочинения«Судьба человека» анализ произведения Шолохова – язык, жанр, план, основная мысль рассказа

Сочинения«Горе от ума» анализ произведения Грибоедова – смысл названия, тема, история создания и жанр комедии

Источник

Конспект урока по русской литературе «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ» ( 8 класс)

астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Смотреть фото астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Смотреть картинку астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Картинка про астафьев фотография на которой меня нет план произведения. Фото астафьев фотография на которой меня нет план произведения

ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ

Триединая дидактическая цель как темы, так и урока – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательная цель – провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности

2.Вступительное слово учителя

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

И близких всех душа не позабудет.

. Вступительное слово учителя :

Древние римляне говорили:

“ Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной.

Об этом напоминает нам и художественная литература.

В романе Гарсиа Маркес “Сто лет одиночества” нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир.

В повести другого писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Итак, разговор сегодня на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишем тему урока, слова Г. Гейне “Прошлое – родина души человека”.

Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова.

Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.

Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).

Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)

Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)

Боюсь не смерти я. О, нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Бенджамин Франклин, американский ученый и политик, писал, что “время – это ткань, из которого состоит жизнь. А единственной мерой времени является память”.

Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.

В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”.

Подробнее остановимся на одном рассказе

Фотография, на которой меня нет”, который вы читали дома.

Учитель, учительница и деревенские жители

Случай на Лысой горе.

Размышления о деревенских фотографиях.

Анализ рассказа. Сюжет прост: событие, положенное в его основу. Нельзя назвать ярким, необычным.

Объясните смысл фразы. История – не только перевороты, войны, эпохальные события; история страны, её судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории. Не только фотография способна запечатлеть эпоху, создать её портрет, но и память человека, а если этот человек – писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной эпохи, созданный средствами словесного искусства.

В какое время и где происходят события глухой зимой примерно в середине 1930х гг. в Сибири, в дер. Овсянка.

Комментированное чтение от слов «Деревенское окно, заделанное на зиму…» до «…порадовать людей надеждами на близкое лето».

Что мы узнаем из рассказа Астафьева о жизни сибир. деревни 30-з гг? (О трудной, полной лишений жизни деревни, и о нравах её жителей, и о народных приметах, и о «таинстве расцветания» деревьев и цветов.)

Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?

Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом – где поселить фотографа на ночь? (Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал». Астафьев не раз в рассказе скажет о проявлении человеческой заботы как естественном состоянии деревенских людей)

Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии? (Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе. Кроме того, мы помним, что именно Санька был причиной всех несчастий героя повести «Последний поклон»)

Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чём это говорит?

Бабушка. Этот образ является центральным всей книги. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор. Главный смысл своего произведения В. Астафьев объяснял так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта…»)

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? Он восстанавливает своё детское восприятие бабушки, оживляет его, хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека.)

Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? (стр. 2-6).

Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры. ”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что. ”

Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей. Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.

Г) Эта история дополняет рассказ о том, что сделали для жителей деревни эти люди – учитель и его жена, тоже учительница. Их жизнь можно назвать подвигом: они приехали в глухую сибирскую деревню, из города, где учились; они молоды, у них маленький ребёнок, но они не побоялись трудностей.

Учителя жили с народом и для народа, «чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…», потому и «растворились», как пишет В. Астафьев, в народной памяти.

Вывод сделайте. Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель. ”

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что. ”.

Рассматривая фото взрослым человеком, он видит все те же лица, но мысли сейчас у него совсем другие: о свойствах человеческой памяти и шире – памяти исторической. Это мысли человека, приобретшего жизненный опыт. Он рассматривает и другие фотографии тех лет, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда он не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа. Настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения.

Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике. ”.

В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что. ”

Герой Астафьева – человек благородный. Он помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе своих прошлых ошибок. Для него дорога память о прошлом, память истории народа, которая складывается из исторической памяти каждого отдельного человека.

Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, я хочу зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.

Закончите предложение, написанное на доске: “Прошлое – родина души человека. ” (2-3 минуты). Зачитаем вслух.

Генрих Гейне писал: “Прошлое – родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы некогда испытывали. Даже тоска по былой скорби” Как вы понимаете эти слова?

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и, чтобы этот момент вашей жизни остался в памяти, я предлагаю всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши внуки, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нем, и через много лет вы снова переживете то приобщение ко времени, прошлому, памяти, которое вы испытали сегодня на уроке. Мы назовем этот снимок: “Фотография, на которой я есть. ”

Сегодня на уроке я открыл. почувствовал. узнал. понял. задумался. испытал. приобщился. и т. д. Закончите предложение.

12. Домашнее задание (на выбор).

Составить родословную своей семьи.

Прочитать книгу “Последний поклон” В.Астафьева.

Написать эссе “Возвращение в прошлое”.

Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», Привет, Россия…».

Цели урока: учить понимать поэтический язык;

Помочь осмыслить прочитанное;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Методические приёмы: сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: Презентация (портреты поэтов, пейзажи русских художников, аудиозаписи)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *