аннотация павел санаев похороните меня за плинтусом
Похороните меня за плинтусом
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Детство – самая счастливая пора в жизни человека… Как бы не так! Маленький Саша Савельев живет с бабушкой и дедушкой, которые не доверяют его воспитание непутевой матери, влюбившейся в карлика-кровопийцу.
Каждый день для ребенка – настоящий ад. Бабка орет на него, называет сволочью, сыплет проклятиями, бьет. И все это женщина называет заботой и любовью к внуку. А маленькое несчастное существо, привыкшее так жить, считает такой порядок нормой.
Пронзительная автобиографическая повесть Павла Санаева – это откровенный рассказ о том, как взрослые осознанно делают из детей своих безвольных марионеток, ломая их психику и уничтожая шанс на нормальное будущее.
Прочитать и купить отечественный бестселлер «Похороните меня за плинтусом» вы можете на сайте litres.ru.
Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но – легендарный статус!
Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора!
Книга, в которой гомерически смешно и изощренно зло пародируется сама идея счастливого детства.
Чуткий и умный Санаев все правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.
За грехи родителей расплачиваются дети.
За грехи родителей расплачиваются дети.
Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет то, чего не умею я. Так как я не умел ничего, поводов для зависти было много.
Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет то, чего не умею я. Так как я не умел ничего, поводов для зависти было много.
«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
Развить самостоятельность возможно только при полной материальной независимости
Развить самостоятельность возможно только при полной материальной независимости
С этой книгой читают
Отзывы 200
Так и не смогла понять где искрометный юмор и гомерический хохот, о которых читала в отзывах и в аннотации… Мне было страшно и больно читать эту книгу, хотя не спорю, написана талантливо. Смешного здесь не увидела ничего, трагедия семьи, маленький ребенок, которого любящая бабушка с утра до вечера осыпала проклятиями и пожеланиями смерти. Хотя на самом деле его любила. Причем любили и дочь свою и мужа, что не мешало ей так проклинать своих любимых, что страшно становилось. После прочтения книги хотелось помыться, ощущение словно все эти проклятия через книгу могли коснуться и меня… очень неоднозначное произведение, хотя помогает взглянуть со стороны, глазами ребенка на все ссоры и скандалы которые могут происходить в семье, и наглядно понять как это уродует психику не только ребенка, но и окружающих. Поэтому польза от нее есть, но перечитывать не стала бы. Одного раза хватило.
Так и не смогла понять где искрометный юмор и гомерический хохот, о которых читала в отзывах и в аннотации… Мне было страшно и больно читать эту книгу, хотя не спорю, написана талантливо. Смешного здесь не увидела ничего, трагедия семьи, маленький ребенок, которого любящая бабушка с утра до вечера осыпала проклятиями и пожеланиями смерти. Хотя на самом деле его любила. Причем любили и дочь свою и мужа, что не мешало ей так проклинать своих любимых, что страшно становилось. После прочтения книги хотелось помыться, ощущение словно все эти проклятия через книгу могли коснуться и меня… очень неоднозначное произведение, хотя помогает взглянуть со стороны, глазами ребенка на все ссоры и скандалы которые могут происходить в семье, и наглядно понять как это уродует психику не только ребенка, но и окружающих. Поэтому польза от нее есть, но перечитывать не стала бы. Одного раза хватило.
Это великолепная книга, которую стоит прочесть каждому. Безумно смешные и одновременно трагичные события развиваются вокруг главного героя – маленького мальчика, которого воспитывает строгая и деспотичная бабушка. Непростые семейные отношения, любовь и ненависть между тремя поколениями, и все это через призму воприятия ребенка – передать это Санаеву удалось отлично. И, кстати, не могу вспомнить, чтобы кто-то еще писал так дико смешно об ужасном и трагичном. Пожалуй, на этой книге нужно было добавить эпиграф: «Всем родителям, бабушкам и дедушкам читать обязательно». Прочитал эту книгу я уже довольно давно, но впечатлениия о ней и по сей день живы и ярки. Я получил огромное удовольствие от хорошего слога и богатого подтекста этого произведения.
Это великолепная книга, которую стоит прочесть каждому. Безумно смешные и одновременно трагичные события развиваются вокруг главного героя – маленького мальчика, которого воспитывает строгая и деспотичная бабушка. Непростые семейные отношения, любовь и ненависть между тремя поколениями, и все это через призму воприятия ребенка – передать это Санаеву удалось отлично. И, кстати, не могу вспомнить, чтобы кто-то еще писал так дико смешно об ужасном и трагичном. Пожалуй, на этой книге нужно было добавить эпиграф: «Всем родителям, бабушкам и дедушкам читать обязательно». Прочитал эту книгу я уже довольно давно, но впечатлениия о ней и по сей день живы и ярки. Я получил огромное удовольствие от хорошего слога и богатого подтекста этого произведения.
Я смог прочесть эту книгу только с перерывами. Несмотря на легкий стиль изложения и юмор, сами описанные обстоятельства жизни ребенка бередят душу. Не знаю насколько биографична эта книга, но это явно не авторский вымысел. И все же читая ее, я как бы снова взглянул на мир вокруг себя глазами ребенка. Вспомнил схожие обстоятельства и свои детские поступки. Давно не читал у современных авторов настолько пронзительную до душевной боли и в то же время такую «человечную» книгу. Это настоящая Литература. Литература с большой буквы.
Всем рекомендую. Равнодушными не останетесь. Это уж точно…
Я смог прочесть эту книгу только с перерывами. Несмотря на легкий стиль изложения и юмор, сами описанные обстоятельства жизни ребенка бередят душу. Не знаю насколько биографична эта книга, но это явно не авторский вымысел. И все же читая ее, я как бы снова взглянул на мир вокруг себя глазами ребенка. Вспомнил схожие обстоятельства и свои детские поступки. Давно не читал у современных авторов настолько пронзительную до душевной боли и в то же время такую «человечную» книгу. Это настоящая Литература. Литература с большой буквы.
Всем рекомендую. Равнодушными не останетесь. Это уж точно…
потрясающая книга и автор потрясающий человек
при прочтении книги складывалось впечатление что бабушка орёт по-настоящему,у меня её истерика в ушах звенела…боже, как же тяжело, морально тяжело, было читать данную книгу. но, не смотря на это, советую!
при прочтении книги складывалось впечатление что бабушка орёт по-настоящему,у меня её истерика в ушах звенела…боже, как же тяжело, морально тяжело, было читать данную книгу. но, не смотря на это, советую!
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом. »
Похороните меня за плинтусом.
Язык написания: русский
Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но — легендарный статус!
Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора!
Книга, в которой гомерически смешно и изощренно зло пародируется сама идея счастливого детства.
Чуткий и умный Санаев все правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.
Журнал «Октябрь», № 7 за 1996 г.
Фраза «История смешная, а ситуация страшная» — на 100% описывает эту книгу.
Вы будете хохотать в голос над тем, как виртуозно ругается бабушка, в какие комичные ситуации попадают герои, а потом задумаетесь, что испытывал ребенок, которой рос в такой обстановке, и какое счастье, что он после этого не вырос полным психом (роман автобиографический).
Павел Санаев — внук актера Всеволода Санаева и сын актрисы Елены Санаевой (Лиса Алиса в фильме про Буратино), пасынок Ролана Быкова. Отчиму Павел и посвящает эту книгу.
Главный герой романа, мальчик Саша, из-за сложных взаимоотношений в семье живет не с матерью, а с бабушкой и дедушкой. Бабушка обладает сильным характером, держит в кулаке всю семью, а еще она психически больна. Её безумная любовь к внуку принимает уродливую форму: она настраивает его против матери и отчима, постоянно унижает и оскорбляет, на самом деле боясь за него, и не желая его никому отдавать. Впрочем, достается не только Саше, но и бабушкиному мужу и дочери. А Саша не унывает, несмотря на то, что часто болеет, часто сдает анализы и пьет лекарства и гомеопатию, постоянно чувствует себя хуже других, и в его жизни одна настоящая радость: когда пару раз в месяц ему позволяют увидеться с мамой…
Очень смешная книга про очень несчастливую семью. В финале можно и прослезиться.
Прочитав, наверное, я испытал шок. Или что-то очень похожее на него.
Просто никогда бы не подумал, что кто-то решится честно написать о женской эмоциональной тирании в семье. Именно женской, про мужиков-алкоголиков, как говорится, немало песен сложено, и там немного иная природа деспотии. Понятно, что нечто такое я уже встречал у Стивена Кинга, например, в его дебютном романе «Кэрри», но это всё-таки совсем не то.
Тут сшибает именно откровенность взгляда, помноженного на нашу действительность, Санаев не постеснялся вытащить наружу достаточно щекотливую тему, я бы даже сказал, глубоко личную. Обвинить, кинуть правду в глаза женщине воспитывавшей тебя решится не каждый, пусть и через литературного героя (говорят, Санаев просит не называть его роман автобиографическим).
Книгу я начал читать, даже толком не зная, про что она. Слышал где-то, когда-то, краем уха про новый российский фильм с забавным названием «Похороните меня за плинтусом», потом так же услышал отзывы, больше похожие на ярлык — «очередная чернуха» и мой интерес сразу же угас.
Но вот книга попала мне в руки, я решил прочитать. Первую треть книги я безудержно улыбался и часто смеялся. Вот думаю, какой интересный, сатирический, взгляд на детство. Не ну и впрямь, Автор юморит остро, бьёт метко по поводу фатальной нескладности и невезучести главного героя, но самые острые шпильки достаются на долю гиперопеки взрослых.
Ближе к середине, немного пресытившись подобным фельетоном, начинаешь понимать: «Чёрт возьми, Автор-то не шутит». Повествование плавно, без рывков, очень мастерски уводит читателя на другую глубину, дна ещё не показывает, но намекает, что оно есть. Тут на место улыбке приходит раздражение от Нины Антоновны и жалость к Саше. С главы «Ссора» по сути, начинается спринтерская гонка по нервам. В этом рассказе, показаны две точки зрения на совместную, нелёгкую жизнь от лица бабушки и дедушки героя. Взгляды разные и оба, казалось бы, заслуживают понимания и сострадания, остаётся только пожалеть стариков, да посочувствовать их внуку Саше, что судьба наградила его такой семьёй. Но уже следующая глава выбивает из под ног землю. Рассказ «Чумочка» является апогеем книги, выворачивающий душу на изнанку. Апофеоз человеческого эгоизма, власти и самодурства в семье, показан изматывающе сильно и безжалостно. Помните, я вначале говорил, что бы удивлён, что кто-то честно может написать такое? Дело в том, что рассказать это правдиво, без привязки к личному опыту просто невозможно. И, как правило, люди угнетаемые родственниками прячут это очень глубоко, хоть и носят с собой всю жизнь. Чтобы рассказать открыто о систематическом, моральном, даже не унижении, а изнасиловании личности, будь то, бабушкой, матерью или отцом, нужно иметь большую смелость и характер. Санаев, сделал это, и пусть говорят, что он вывалил грязное бельё на все общее обозрение, но я, например, благодарен ему за такую откровенность.
Можно говорить, что он всё придумал, гиперболизировал и такого не бывает. Но я за свою жизнь был не однократно свидетелем подобной тирании. И могу сказать одно — ребята, это по-настоящему страшно!
Какое-то неприятное впечатление от книги. Как можно орать ребенку, что он гнилой, идиот, и что ему лучше сдохнуть, чем так жить? Думала, может, начало такое. Но нет, прочитала больше половины, а ничего не меняется. Бедный ребенок и его психика! Бабушке нужно было реально обратиться в спецучреждение за справкой. В аннотации сказано, что история гомерически смешная, но ничего веселого я не увидела. Дочитать не смогла, ибо мне хватило с избытком!
Похоже на историю болезни из дурдома. Читать такое не хочется. Юмора не увидел. Все описываемое не смешно, а ужасно. Смеяться при чтении этой книги, все равно что смотреть как Чикатило пытает ребенка и радоваться этому. Стиль — что вижу, о том и пою. Автобиографичный шлак. Судя по тому что у автора книг минимум — кроме описания своей убогой жизни ему писать больше не о чем а работать как бы не очень хочется — дед актер, мать актриса — пойду и я в творческую интеллигенцию. Не важно что нет таланта — мало ли у нас «детей» выезжает на славе родителей.
Чтобы водить автомобиль, надо получить права, но чтобы заполучить власть над маленьким человеком, никаких прав и удостоверений не надо. Калечь на здоровье, размахивая флагом : «Я же мать». бабка. дедка — никакой разницы. В очередной раз прихожу к мысли: некоторые родители могут помочь своим детям, только если они сдохнут и прекратят распространять вокруг себя миазмы и отравлять жизнь тем, кто еще жив.
Суть книги: бабка-психопатка из благих побуждений издевается над окружающими. Дочь забила до такой степени, что она пикнуть боится, деда, похоже, тоже забила, теперь взялась за внука.
Несколько слов о героях: мать — несчастное зашуганное существо, которое личность лишь когда она вдали от родительницы, стоит бабе Нине появиться, как женщина мгновенно теряет волю.
Дед — некогда перспективный мужчина, которого угораздило жениться и он увяз в обязательствах, сгнил, был сожран и перемолот супругой, на старость лет смирился и даже пытается оправдать свою недожизнь: «Я перед ней виноват. зато она мне верна».
Мальчик. в половине классов есть такой несчастный ребенок — бессловесный, забитый, не осознающий себя.
Это книга, которая кричит каждой строчкой: люди, посмотрите, как вы живете, оглянитесь, что вокруг вас, кто рядом с вами! Бегите, пока не поздно, не будьте трусами и не бойтесь действовать!
Но увы, женятся на таких Нинах и квохчут над ними всю жизнь в страхе перед разводом, ради детей калечат тех самых детей и взращивают неврастеников.
Было бы здорово, если бы эта книга заставила задуматься не меня, а адресата, который погряз, и в полшаге от переваривания. Но увы.
«Похороните меня за плинтусом» – от подобной фразы любому нормального человеку станет не по себе. А Павел Санаев так назвал свою книгу. Весьма смелый ход.
С данным произведением я познакомился благодаря нашумевшему фильму. Тогда я ещё не знал, что она основана на одноименной повести. И вот теперь пришло время познакомиться и с ней.
Язык повести весьма легкий, но отнюдь не простецкий. Мальчик Саша описывает свои приключения в рассказах. Каждый – отдельная история, каждая – своеобразный маленький шедевр. Но почему именно шедевр? Пожалуй, главная причина – это герои-образы, которые являются центральными. А посему о каждом по порядку:
Саша (Сашенька, идиот, сволочь) – мальчик младшего школьного возраста. Часто болеет, редко видит мать, боится отчима, друзей нет, в школу почти не ходит. Чтобы точнее передать его характер хватит таких слов: сторонний наблюдатель за своей жизнью. Саша почти ничего не может сделать сам. И такую жизнь выбрали за него, он, к сожалению, её изменить не может в силу возраста.
Дедушка (актер, сволочь, предатель) – пенсионер, конформист. Живет уже не первый десяток лет с Ниной Антоновной, но «молчит в тряпочку», иногда кричит, но смелости хватает только на то, чтобы повысить голос на Сашу.
Бабушка (Нина Антоновна) – жена дедушки. Пожалуй, один из самых колоритных героев. Вообщё. Не в данной повести, а вообще во всем, что я когда-либо читал. Бабушка – это дикая фурия 99% времени. Оставшийся процент – это как луч солнца в пасмурный день. Мало, без особого смысла. Так вот бабушка становится «нормальной» только тогда, как «Сашенька заболел». Иными словами, синдром гиперопеки в чистом виде. Да и болеет ли Саша сам по себе? Не раз думал над тем, что это либо психосоматика, либо….психосоматика. Только, с одной стороны, это может быть из-за слов и действий бабушки (причитания, как бы не заболел), а с другой – из-за ситуации в семье (материнская депривация).
Как вы можете заметить, каждый герой по-своему представляет некий архетип в высшей его ипостаси. От того читать ещё интереснее. Про сам сюжет говорить смысла нет, ибо это просто нужно прочитать.
Заключение. Знаковая трагикомедия в форме повести. Почему трагикомедия? Лично мне не хотелось хвататься за сердце после каждой фразы бабушки про сволочь, идиота и так далее. Не хотелось плакать. Но почему-то хотелось улыбаться, пару раз я даже засмеялся. Всё же считаю, что Санаев ловко приукрасил детали, возвёл что-то в квадрат, а что-то поделил на ноль. Если под обложкой – правда, то увы…тут только сочувствие в чистом виде.
Напоследок, о трёх «бонусных» главах. Забавно, но не более. После финала повести читать их не так интересно. Уж лучше бы Санаев впихнул их в середину или издал бы отдельно. А то под обложкой «похороните меня за плинтусом» они выглядят халтурой.
Есть такая отвратительная дезертирская позиция под названием «О мертвых ничего или хорошо». Мне больше по душе другой греческий афоризм — «О мертвых — правду!». Те люди, которых я знаю и которые придерживаются первой позиции, обычно те, кто бояться, как бы про них не начали правду матку резать после похорон. И те, кто терпеть не может ни судить, ни быть судимым. Критики такие люди тоже не выносят — и сами тоже не критикуют, хотя польза критики понятна любому думающему человеку. Еще есть такой крайне неприятный момент, который заключается в том, что самое главное это кровные родственные отношения. Человек может быть последней сволочью, растлителем малолетних, из тех, которому бы сам Джеймс Броуди сделал замечание — но родня! Как можно не любить родню? А друг, самый близкий, самый верный, который всегда поможет, всегда поддержит — никто, чужой человек, всего-то какой-то друг. Несмотря на то, что хорошего друга еще заслужить надо, а родня, хорошая или плохая, сама по себе имеется. Даже самая сволочная.
Я давно читала эту повесть, еще в школе, так что не помню ничего про её литературные достоинства. Хотя по башке бьет, это точно, а что еще от таких произведений надо? Но эта книга — не просто воспоминания, не просто художка, эта книга — прецедент, по жанру ближе к журналистике. Почему важно писать и говорить о насилии в семьях, о самых страшных событиях, портя холеным обывателям, тоскующим по советской цензуре, аппетит, настроение и чистое небо над головой? Чтобы другие, которые оказались в такой же страшной ситуации, не оставались наедине со своими бедами. Пусть девочка, которую насилует отчим, знает, что такие случаи бывают, что таких, как мамин полюбовник сажают, а таких мамаш тоже судят. Пусть знает, что выход есть, а не натыкается на выверенные строчки в газетах о самой лучшей стране мира. Тем хороши такие сайты как КМП, что они дают понять, что ты не один такой, что не один ты страдалец.
И тем важна эта повесть. Чтобы каждый человек огляделся и подумал — а нет ли такой больной бабушки в его окружении? А не страдает ли кто-то от вашего молчаливого согласия, что родственники по крови имеют полное моральное право творить, что хотят? Чтобы тот, кто сам стал жертвой домашнего тирана не мучился в информационном одиночестве, а видел, что был такой Паша Санаев. И чтобы каждый подумал, а не является ли он такой бабушкой, по которой останется только такая память.
Родня — не является смягчающим обстоятельством. Родственник, отец, мать, бабушка может быть последней мразью и подлецом. Среди вашей родни может быть настоящий сумасшедший, которого надо лечить, а не давать ему на воспитание своих детей. Такие повести должны быть, должны быть в большом количестве. И чем ближе они к настоящим событиям — тем лучше.
Пожалуй, одна из самых трогательных книг о детстве, что мне довелось прочитать. Сильнейшая вещь по эмоциональному воздействию. Во время прочтения испытал самый широкий спектр различных эмоций — неудержимое веселье, когда в нескольких моментах просто не смог удержаться от хохота, щемящую душу тоску и Сострадание. именно так, с большой буквы, когда пришлось приложить некоторое усилие, чтобы скупая, мужская слеза убралась восвояси. Только с красивой грустью и ностальгией по золотым годам как-то не сложилось. История хилого и болезненного мальчика Саши Савельева, оторванного от матери и проживающего с бабушкой и дедушкой, из тех историй, что крепко врезаются в память и навсегда занимают свое место в душе, как черно-белая фотография бабушки в семейном альбоме. Вот бабушка в книге — это нечто! Мощнейший образ и незабываемый монолог в финале, под дверью у дочери. Прекрасная книга, пока лучшее что прочитано в этом году.
Очень сильная повесть!
В произведении много психологии, при этом оно атмосферно и эмоционально, не лишено юмора и иронии. Повесть, начинаясь очень плавно, как хроника ушедших лет и воспоминания о детстве к концу превращается в настоящую трагедию, апофеоз безумия.
Все мы были детьми, и, думаю, каждый сможет вновь окунуться в то время, вспомнить себя и искренне сопереживать.
Velary, 14 сентября 2016 г.
Очень хорошая, очень сильная, очень правдивая книга. Очень грустная и очень забавная.
Она о том, какие уродливые формы может принимать любовь, как может она ломать жизни. И как невозможно без неё.
Здесь нет положительных героев. И отрицательных тоже нет. Есть люди — несчастные, с поломанными судьбами. Кто-то выкарабкивается, кто-то нет.
Читая историю бабушки и дедушки, плакала.
Я не знаю, что ещё сказать.
Одна из немногих современных книг, которая заставляет смеяться и плакать одновременно. Причем — искренне. Судьба маленького мальчика, который вынужден жить с бабушкой-сумасбродкой, от того, что маме не на что его прокормить, поистине дает задуматься о том, как мы относимся к своим детям, да и просто к своим близким. Зачастую бывает так, что человек способен быть хорошим и отзывчивым для окружающих и совершенно бесцеремонным и даже жестоким со своими кровными родственниками.
Пересказывать сюжет смысла не имеет, я думаю. Зато скажу кое-что другое.
Описание нескольких эпизодов поражает тем, что ты невольно начинаешь чувствовать то, что чувствует персонаж. Достаточно ярко мне запомнились моменты, когда мальчик был в полуобморочном состоянии и бредил, а его в это время пытались чуть ли не в прямом смысле поделить между собой мама и бабушка. Читаешь, и ощущение складывается, будто ты тоже в бреду, реальные картины из жизни мальчика смешиваются.
Нет, это не просто история бедного мальчика. Это — история и события всего нашего общества. Кроме того, сюжет книги автобиографичен, что делает это произведение еще и своеобразной «исповедью автора». В одном интервью Санаев сказал, что смог простить свою бабушку только после того, как написал эту книгу.
Итог: интересная история с помесью юмора и горести, в которой автор ярко и красочно описывает типы персонажей по характеру; все они разные, но объединяет их только то, что они все несчастливы. О чем эта книга? Эта книга о семье, о любви, о понимании и дружбе, о счастье и несчастье, о доброте и ненависти, о жизни в частности и в целом, эта книга — о нас.
Рекомендую всем любителя качественной литературы.
Когда-то давно я скачала себе эту книгу и вот теперь наконец настало время, когда срок годности тревожно подходил к концу.
Моя издание оказалась с прекрасными иллюстрациями — бабка и дедушка (о, чувствуете уже, как я их поделила?) все время находились в динамических позах, но всегда с вытянутыми вперед руками. Как зомби-карнавал возле маленького Саши.
Я пыталась смотреть на книгу с нескольких точек зрения:
1. Неоспоримая жалость к ребенку.
Ну вы представьте — такой пацан, а ему нельзя толком погулять, поиграться, окунуться в раздолбайство и совершить кучу детских советских мелочей? Хуже всего в этом то, что он не виноват, а виновны какие-то стафилококки с красивым эпитетом «золотистые». И еще куча косых взглядов со стороны, странно, что есть друзья.
И восхищени ке ее цвеститым ругательствам. Я прямо слышу, как она ругается по ветвистому крещщендо и витействует голосом. Жалко ее из-за того, что и судьба трудная, и сама себя она накручивает, видя трагедлию в мелочах. Верю, что это ее же гиперзабота больно ранила ее эмоции.
У каждого из нас сермяжная правда, и больно было читать, как он другу на рыбалке жаловался, рассказывая о том, как сбегает из дома, потому что все сказанное и сделанное трактуется двояко. Вообще человек невероятной стойкости. Мужчина.
4. Воспоминания детства
О, я тоже была еще тем больным ребенком. Стремительно меняющиеся общие тетради со списком болезней, гомеопатия, которую мама мне в детский сад заворачивала бумажки, бесконечные мази, примочки, пшикалки, покупаемые бог знает где. И все — нельзя. Ужасное детство без сладкого =) А еще — куча каких-то вещей и дорог, которых нет сейчас. Детские лагеря со своей валютой — даа!
да, это такой юмор не на уровне «гыгылол», а больше усмешка над житейскими каверзами, родными, оттого и принимаемыми близко к сердцу.
Это хорошая, нормальная книга. Никакой советской чернухи тут нет. (Сравните, например, хотя бы с тем же зубосводящим Трифоновым — вот там этого дааа. )
Я честно и постыдно разревелась на том моменте, когда бабушка рассказывала о своей любви к Саше. Не понять так просто и не принять.
«Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая? Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить, Вера Петровна? Я ради него только глаза и открываю утром. Навеки бы закрыла их с радостью, если б не знала, что нужна ему, что могу страдания его облегчить… «
Одна моя знакомая, которой я безраздельно доверяю, человек с огромным читательским и жизненным опытом сказала как-то, что любой человек может за свою жизнь написать одну хорошую книгу, если будет говорить о себе. Просто люди часто стесняются говорить о себе и своих близких, даже завуалированно, даже спрятавшись за художественный вымысел, оберегая свой внутренний мир.
Павел Санаев не побоялся, и книга получилась по-настоящему хорошая. Книга о которой не просто говорят, а которую чувствуют и переживают вместе с автором. Такой и должна быть настоящая книга.
Автор рисует такие события и картины, которые бы при иных обстоятельствах вызвали хохот, но обстоятельства именно таковы… И будто бы смешно, но на самом деле так хочется взять маленького Санечку с его сползающими колготками и вытащить из того мирка, в котором он с детской серьёзной наивностью хотел быть похоронен за плинтусом.
Про дни рождения, в которые мне исполнялось пять и шесть, бабушка, видно, забывала сказать, и я все время думал, что день рождения — это такой праздник, а возраст не имеет к нему никакого отношения. Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник.
Бабушка была моей жизнью, мама — редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни — свои.
Развить самостоятельность возможно только при полной материальной независимости
Интересно было читать, и смех и грех как говорится. Бабушка вышла колоритная. Здесь столько психологии, что впору проводить психоанализ. Но в целом повесть о любви, о страшной материнской любви, которая проецируется на внука. Где любовь и ненависть соседствуют в одном флаконе, проблемы отцов и детей, здесь местами есть что-то до боли знакомое. Надо конечно отдать должное автору, во время чтения погружение идет полнейшее. Советую прочесть, кто-то увидит себя, кто-то страну, посмеется, всплакнет да забудет.