амонашвили учитель вдохнови меня на творчество
Вдохновлять на творчество
«Ничего нет выше творчества!» (Е.И. Рерих).
«Вне огня, вне собственного творческого возгорания
не выведешь идущего за тобой» (М.П. Щетинин).
«Творить человека – высшее счастье» (В.А. Сухомлинский).
Учитель, вдохновляющий ученика на творчество, сродни тому, кто учит летать, кто открывает идущему по земле беспредельный простор звёздного неба.
Творчество – Закон Вселенной и движущая сила нашей жизни. Зёрнышко творчества заложено в каждом! Раскрывая творческий потенциал ребёнка и помогая ему исполнить свою миссию, Учитель вновь и вновь даёт этому Миру шанс стать лучше.
Если бы вдохновение не покидало людей ни на минуту, наш Мир стал бы воплощением Красоты и Гармонии – истинным Царством Божьим!
Каждое общение с педагогом, каждый урок должны вдохновлять юных на радость творчества! Видя, как горят глаза учеников, как от знаний у них захватывает дух, снова и снова к творчеству побуждается Учитель. Этот процесс подобен вечному двигателю: Учитель вдохновляет ученика, ученик – Учителя.
Но, очень важно также, чтобы о вдохновении Учителя позаботилось и государство, и начальники от образования!
Может ли вдохновить Учителя вторжение в хрупкий мир детства бюрократической машины, попирающей заветы педагогики? Назвать «услугой» кропотливый творческий труд Учителя по взращиванию Человека может только бескрылое и бездушное невежество!
Есть Учителя, которые стоят такую Школу. 9-11 января 2012 года в Москве проходили Одиннадцатые Международные Педагогические Чтения «Учитель, вдохнови меня на творчество!» В чтениях участвовали более 600 человек из России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Хакассии, Дагестана, Чечни.
На открытии Чтений звучали слова Гимна, написанного Татьяной Левиной (Хрящевской):
Школу грядущего строить нам вместе.
Души наполнятся светлою вестью.
Радость, истина в древнем завете:
Счастье учителя – в служении детям!
В ходе Чтений работали лаборатории, объединившие по профилям деятельности учителей начальной школы, гуманитариев, учителей естественных наук, преподавателей искусства и педагогов дополнительного образования, руководителей образования, специалистов по работе с родителями. Рассматривались и обсуждались важные для практики проблемы.
Высшей оценкой Чтений звучат слова их участницы: «. Мы как мотыльки летим на свет, притянутые магнитом энтузиазма. Как это здорово – вращаться на параллельных орбитах и творить чудеса!»
На Чтениях по гуманной педагогике, уже не впервые, присутствовали и ученики. Ученица 9-го класса из Одессы с воодушевлением сказала: «Педагогические чтения важны для каждого из нас в нашем пути. В первую очередь, – это мощное объединение людей для совместного творчества души и развития Духа. Я смогла почувствовать, как находясь в кругу мыслящих людей, устремлённых к познанию прекрасного, наполняешься вдохновением и силой» /Информационный выпуск «Гуманная педагогика», № 3 (12)/.
Любовь, радость, Свет сердец единомышленников несут Чтения. Вдохновлённые учителя пишут совсем другие учебники, непохожие на привычные нам: «Физика языком сердца» – Ирена Стульпинене; «Биология языком сердца» – В.Ф. Бак; «Сокровенного слова сияние (уроки словесности языком сердца)» – Валентина Томас. А это – названия книг самого вдохновителя Чтений по гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили: «Без сердца что поймём?», «Спешите дети, будем учиться летать», «Улыбка моя, где ты?», «В чаше ребёнка сияет зародыш зерна Культуры», «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света», «Как любить детей».
Названия книг Амонашвили давали направление очередным педагогическим Чтениям. Одиннадцатые Чтения получили название книги «Учитель, вдохнови меня на творчество!», написанной в 2010 г.. Каждая её страница говорит о самом насущном и несёт пламень сердца мудрого педагога.
Сегодня тонкий слух учителей, пока «составляющих каплю в океане образования», слышит этот ЗОВ:
«Учитель, вдохнови меня на творчество!» (. )
Учителя, дайте нам свободу творчества!
Учителя, воспитывайте нас в любви!
Учителя, расширяйте наше сознание!
Учителя, подарите нам радость познания!
Учителя, помогите нам полюбить жизнь!(. )
Милый мой Учитель, вдохнови меня на светлое творчество!
Будь героем духа, и я пойду за Тобой!»
Вышла новая книга Ш.А. Амонашвили “Учитель, вдохнови меня на творчество!”
Издана новая книга Ш.А. Амонашвили “Учитель, вдохнови меня на творчество!”
На прошедших 10-х Педагогических Чтениях 2011г, в Москве, эта книга была заявлена как тема будущих Чтений 2012 года.
Ш.А. Амонашвили “Учитель, вдохнови меня на творчество!” – Хмельницкий:
Подольский культурно-просветительный центр им.Н.К.Рериха;
Центр инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета,
2011. – 68 с. – (Библиотека Гуманной Педагогики).
Для ознакомления приводим несколько выдержек из книги.
Мои мысли о вдохновении.
Об учительском вдохновении и учительском творчестве. Вдохновение для меня не есть некое чуждое явление. Я живу вдохновением.
Давно оно стало естеством моего духа, образом моей жизни. Я открыт для вдохновения, а вдохновляет меня всё.
Всё вдохновляет. Вдохновляют Кавказские горы. Вдохновляет красота. Вдохновляют дети, учителя. Вдохновляет жена.
Вдохновляет моя правнучка Тамусики. Вдохновляют ласточки,
которые гнездятся на моей веранде. Вдохновляют цветы, облака, камни, журчанье ручья. Вдохновляет виноградная кисть на лозе. Вдохновляет память, мечта, воображение. Вдохновляют классики педагогики…
Могу вдохновиться даже возмущением, даже грустью, даже неудачей, даже безысходностью, даже несправедливостью.
В общем, вдохновляет меня сама жизнь, которую мне хотелось бы сделать лучше.
Вдохновение меня устремляет. Куда? Направление всегда одно и то же — будущее.
Я путешествую во времени как челнок: несу туда из сегодняшнего дня мысли и идеи, чтобы будущее проверило их, поставило на них свою печать одобрения, и спешу обратно ещё более вдохновлённый — надо ускорить время и подтянуть настоящее до будущего; надо жить сегодня так, как хотели бы мы жить в будущем.
На этот раз вдохновила меня моя Фея, которая всегда рядом со мной. Она шепнула мне: «Пиши об учительском вдохновении на творчество, о вдохновении учеников»
Но что это такое — вдохновение?
Хотя оно живёт во мне давно, но мне показалось, что я его совсем не знаю.
Я поспешил к верным наставникам — мудрым книгам, перечитал их, выписал мысли и начал над ними размышлять.
«Надо же, — подумал я про себя, осознав, с чем имею дело, — это же могущество наше — дар вдохновения!»
Что это слово может означать?
«Пойдём к детям, они помогут нам в нём разобраться», — подсказало сердце.
И я пришёл к ним.
— Дети, мне нужна ваша помощь!
— Скажите, и мы вам поможем… — ответили они. Они почувствовали, что надо спасти учителя и вдохновились.
— Что может означать слово «вдохновение»?
— Это же просто, — ответили они мне весело, — вдох
НОВОГО…
Амонашвили учитель вдохнови меня на творчество
Николаенко С.Н.
учитель начальных классов
КГУ «ОШ№2 акимата г.Шахтинска»
Все возвращается на круги своя……..
В 1983 году началась моя педагогическая деятельность, первый год я работала в подготовительном классе школы. В этом же году была издана книга Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Тогда и произошла моя первая «встреча» с этим удивительным педагогом. Далее были книги: «Как живете, дети?» и «Единство цели». Для меня, начинающего учителя, эти книги стали настольными. И вот, сквозь призму тридцати с лишним лет, мне посчастливилось видеть и слышать «моего наставника» в рамках областного семинара. Буквально несколько часов встречи вселили в меня радость и оптимизм, вдохновили на дальнейшие успехи в работе.
С большим интересом я прочитала книгу теперь уже великого современного гуманиста Ш.А.Амонашвили «Учитель,вдохнови меня на творчество!». На мой взгляд, эта книга проникнута идеей, подарить свой опыт и наработки широкой педагогической общественности, воплотить мечты в реальность. Кроме того, здесь раскрываются темы, которые не освещены в методической литературе.
В своей книгеШалва Александрович размышляет о вдохновении, о том, что вдохновляет его как человека, как педагога. Прежде всего он занялся поиском значения слова «вдохновение», перечитал немало мудрых книг, словарей. И, когда разобрался в происхождении данного слова, решил обратиться к ученикам за помощью: «Что может означать слово «вдохновение»? Дети почувствовали, что учителя надо «спасти» и вдохновились. «Вдохновение – это вдох нового»- вот, что они ответили ему.
Мастерство педагога во многом заключается в умении выстроить беседу между ним и детьми; это искусство, творческий путь, когда существует эмоциональная связь. Автору книги это удалось в высшей степени. Выслушав ответы детей на волнующие вопросы и записав детские наставления, учитель убедился, что их рассуждения столь же мудры, как в умных книгах. Один из ребят обратился к учителю со словами:
— Вдохновляйтесь сами и вдохновляйте нас. Тогда увидите, какое у вас получится воспитание, а у нас – школьная жизнь…
А другой обратился с искренней просьбой:
— Учитель, вдохнови меня на творчество!
Эти слова прозвучали, как обращение всех детей ко всем учителям и послужили поводом написания этой книги.
Каждому учителю хочется быть творцом, но успех в работе будет зависеть от того, какая форма передачи знаний будет выбрана. Все дети любознательные, хотят узнать новое, исследовать окружающий мир. Дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний, потому что будущему совсем не нужны люди, прочно хранящие в себе груз прошлого.
«Жизнь будет преобразовываться не прочными знаниями людей, а их умением творить прекрасное и устремиться к прекрасному.
Потому каждого из наших учеников надо вдохновлять на творчество, на «путешествие» в будущее, чтобы они научились строить настоящее.
Хватит мечтать о светлом будущем. Надо научиться самим и научить наших учеников перетягивать завтрашний свет в день сегодняшний. Пусть настоящее станет светлым, таким, как нам представляется завтрашний день. Тогда радость ожидаемого будущего станет действительно притягательной.
Кажется, эти советы очень просты: учить не знанию, а мышлению и творчеству. Каждый учитель уникален и неповторим. От личности педагога, его опыта, нравственных качеств зависит,какой вклад будет вложен в дело образования и воспитания подрастающего поколения. Можно проводить прекрасные уроки, выполнять свои обязанности, честно служить.
«Но если все это не будет пропитано вдохновением, если хотя бы время от времени не посещает нас учительское вдохновение, жизнь наша для нас самих станет тягостной, грустной, мрачной. Мы превратимся в щепку в море жизни. Душа будет томиться.
Нас минует радость учительской жизни, мы не сможем познать красоту нашей профессии, не сможем познать глубину детской души.
Учитель, который не стремится к вдохновению, будет скучным для своих коллег и учеников. От него не будут вдохновляться. И чтобы уберечь представление о себе, он будет вынужден принимать позу строгого и требовательного учителя или станет своего рода «дружком» для них».
В своём выступлении на педагогических чтениях (Москва – 2011) Шалва Александрович подчеркнул важность введения понятия «духовный гуманизм»: «Очень важно принять в своё сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно – духовность, ядром которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет её в будущее. Новое в педагогике, к чему мы пришли – это духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, благо – можно будет преодолеть «бич» образования – авториторизм с его последствиями в современном обществе».
Великий педагог и гуманист нашего времени сказал: «Творчество развивается во всех школах, даже в авторитарных. Но главное слово здесь – Вдохнови! Как вдохновить? И на что вдохновить? Вдохновение, говоря иначе – Вдох и Нового. Из материальной жизни вдохновение не придёт. Если нет живого, творящего начала, то нет и вдохновения.
Вдохновение приходит изнутри. Дети всегда вдохновлённые. Они вдохновенно едят, вдохновенно играют, даже дерутся вдохновенно, искренне, всем сердцем. Но когда они соприкасаются с миром взрослых, то их начинают учить творить….» И здесь надо помнить, что нет «технологии вдохновения», есть «таинство вдохновения».
Созвучно идеям Программы НДО «Самопознание» автор призывает вдохновлять учащихся на светлое, чистое, воспитывать духовный мир, раскрывать общечеловеческие ценности в ребенке, помогать правильно, относиться к окружающему миру, жить в единстве мысли, слова и дела. Но для этого учитель сам должен жить согласно внутреннему голосу совести, осознать свою духовную природу, постараться найти вдохновение и сделать его образом жизни.
Необходимо понимать, что творчество без вдохновения будет похоже на «птицу без крыльев». Важно не только с увлечением включиться в работу, поддержать учащихся одобрительным взглядом, жестом, добрым словом, но и помнить о том, чтобы наше сознание было направлено только к прекрасному и созиданию прекрасного.
Весь процесс нравстенно – духовного образования следует наполнить энергией Любви. Сам процесс важнее результата. В сфере духовного следует не столько требовать, сколько помогать, не столько учить, сколько любить. Когда сердце учителя наполнено бескорыстной чистой любовью, то сердца учеников раскроются ему навстречу. Без энергии Любви, струящейся из сердца учителя, нравственно – духовное образование невозможно. Сначала любить, а потом учить!
Мы должны научиться жить в гармонии с собой, обрести Внутренний покой независимо от условий, в которых мы находимся, научиться жить в состоянии здесь и сейчас. Истинное вечное местопребывание покоя – это чистое человеческое сердце, это истинная духовная природа. Когда человек осознаёт Истину, совершает праведные поступки с Любовью, то в его душе расцветает Внутренний покой.
«Однако вдохновение ставит перед нами сложные условия, и выдержать их будет нелегко. Но есть одна возможность, которая приблизит нас к нему: это – устремлённость к совершенствованию, и тогда каждый получит вдохновение по мере своих стараний. При устремлённости за одним вдохновением последует другое, более возвышенное. Так мы могли бы стать постоянно вдохновлёнными и устремлёнными к благу и творчеству».
В своей книге Ш.Амонашвили задаётся вопросами: «Что происходит в образовании в начале третьего тысячелетия? Не властвуют ли в нем силы, которым вовсе не хочется, чтобы учителя и их ученики были вдохновлены на творчество? Что будет с человеком в таком образовательном мире, где учителя сами не вдохновляются на творчество и поэтому не могут вдохновить своих учеников? »
Складывается мнение, что против образования ведётся тонкая мировая агрессия. Образование стандартизируется. Стандартизируются и люди. Современная школа – это своеобразная школавыживания. Само понятие «педагогическое творчество» всё более становиться неудобным. Учителя превратились в людей, утративших равновесие.
«Что может вдохновить учителя?
Обсуждая вопросы, касающиеся особых факторов, влияющих на вдохновение учителей и учеников, автор не дает заданную схему выхода из сложившейся ситуации в образовании, но читатель имеет возможность воспользоваться конкретными советами: « Раскрой, учитель, ладонь своей левой руки и запиши на ней несмываемыми чернилами указ для постоянного исполнения: Чем преображается дух? – Творчеством импульса. Чем восходит дух? – Творчеством устремлении. Указ этот не даст тебе ошибиться в своих думах и действиях, и ученики обнаружат в тебе источник для своего вдохновения на творчество ».
Автор желает всем учителям « победы в защите вдохновения, в педагогическом творчестве».
В заключении Шалва Александрович выразил пожелание:
— Учитель, дай Бог тебе творческого вдохновения!
Хочется верить, что так и будет!
Мысли, описанные в данной книге, актуальны и в наше время. Нам нужны дети не только с академическими успехами, но всесторонне гармонично развитые, достойные добродетели. Воспитать такого Человека могут и должны именно вдохновленные, преданные своему делу педагоги.
Эта книга оказала на меня положительное влияние. Если после прочтения книги возникли новые мысли, захотелось поспорить, значит, она полезна для души и сердца. Принимаю книгу как «мастер-класс для компетентных коллег». В своей работе и личной жизни буду помнить, что вдохновение – это свет, с которым в духовный мир ребенка вливается живой поток представлений и понятий, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно вдохновение дает ребенку свободу – возможность творить, фантазировать, создавать свой собственный мир. И не только ребенку, ведь вдохновение – не возрастное, а личное явление. Книга Ш. А. Амонашвили вдохновила меня на дальнейшие «полеты к моим звездочкам».Спасибо автору!
Ш. А. Амонашвили Учитель, вдохнови меня на творчество!
Название | Ш. А. Амонашвили Учитель, вдохнови меня на творчество! |
страница | 1/4 |
Дата публикации | 20.08.2016 |
Размер | 0.53 Mb. |
Тип | Документы |
l.120-bal.ru > Культура > Документы
Ш.А.Амонашвили Учитель, вдохнови меня на творчество! |
на светлое творчество
есть путь и для восхождения, и для спасения,
на моё учительское творчество
и я вдохновлю своих учеников
на творение светлого и прекрасного.
И Помоги мне избавиться
от самости и неверия
что мешает мне принимать
Сделай это немедля,
радости устремления к Свету.
Аминь.
Мои мысли о вдохновении.
Об учительском вдохновении и учительском творчестве. Вдохновение для меня не есть некое чуждое явление. Я живу вдохновением.
Давно оно стало естеством моего духа, образом моей жизни. Я открыт для вдохновения, а вдохновляет меня всё.
Вдохновляют Кавказские горы.
Вдохновляют дети, учителя.
Вдохновляет моя правнучка Тамусики.
Вдохновляют ласточки, которые гнездятся на моей веранде.
Вдохновляют цветы, облака, камни, журчанье ручья.
Вдохновляет виноградная кисть на лозе.
Вдохновляет память, мечта, воображение.
Вдохновляют классики педагогики.
Могу вдохновиться даже возмущением, даже грустью, даже неудачей, даже безысходностью, даже несправедливостью.
В общем, вдохновляет меня сама жизнь, которую мне хотелось бы сделать лучше.
Вдохновение меня устремляет.
Направление всегда одно и то же – будущее.
Я путешествую во времени как челнок: несу туда из сегодняшнего дня мысли и идеи, чтобы будущее проверило их, поставило на них свою печать одобрения, и спешу обратно ещё более вдохновлённый – надо ускорить время и подтянуть настоящее до будущего; надо жить сегодня так, как хотели бы мы жить в будущем.
На этот раз вдохновила меня моя Фея, которая всегда рядом со мной. Она шепнула мне: «Пиши об учительском вдохновении на творчество, о вдохновении учеников».
Но что это такое – вдохновение?
Хотя оно живёт во мне давно, но мне показалось, что я его совсем не знаю.
Я поспешил к верным наставникам – мудрым книгам, перечитал их, выписал мысли и начал над ними размышлять.
«Надо же, – подумал я про себя, осознав, с чем имею дело, – это же могущество наше – дар вдохновения!»
Что это слово может означать?
«Пойдём к детям, они помогут нам в нём разобраться», – подсказало сердце.
– Дети, мне нужна ваша помощь!
– Скажите, и мы вам поможем. – ответили они.
Они почувствовали, что надо спасти учителя и вдохновились.
– Что может означать слово «вдохновение»?
– Это же просто, – ответили они мне весело, – вдох нового.
Да, так и написано в одном редком словаре: «Вдохновение – вдох нового». Но дети же не знают его?
– Объясните, пожалуйста, откуда этот вдох нового, вот что я хочу от вас узнать!
Давно я убедился: дети имеют дело с первоисточниками, потому всегда знают, о чём говорят и уверены, что говорят правду. Они удивляются тому, что взрослые этого не знают и не понимают. Вот и сейчас они смотрят на меня с досадой: «Эх, ты, учитель!» И объясняют.
– Как откуда?! От Небес. Вдохновение даруют нам Небеса. Небеса вдохновляют.
Ведь в мудрых книгах я вычитал о том же! А дети знают о Небесах без книг.
– Что нам даёт вдохновение? – спрашиваю я.
– Как что?! – удивляются они моей непонятливости и спешат объяснить.
– Прибавляются силы во сто, тысячу раз больше.
– Горы можете свернуть.
– Творить будете успешнее.
– Самые интересные люди – вдохновлённые.
Тогда задаю им последний вопрос:
– Как мне быть, если пришло ко мне вдохновение?
И разом получаю каскад наставлений:
– Делитесь им с другими. вдохновляйте других.
– Увлекайте их за собой.
Я записываю наставления и вижу: то же самое я выписал из мудрых книг.
– Спасибо. – говорю детям.
Они расходятся, но двое задержались. Один говорит мне наставнически, на что, как я тут же убедился, он имел право:
– Вдохновитесь сами и вдохновляйте нас. Тогда увидите, какое у вас получится воспитание, а у нас – школьная жизнь.
А другой обратился ко мне с искренней просьбой:
– Учитель, вдохнови меня на творчество!
И Фея моя шепнула мне: «Это есть обращение всех детей ко всем учителям».
* * *
Услышал учитель об Огне Вдохновения.
Приходит к нему, а там – хранитель Огня.
– Дай мне Огонь Вдохновения.
– Кто ты? – спрашивает хранитель.
– Житель земли. – отвечает учитель.
– Не даётся жителям земли вдохновение! – сказал хранитель и не допустил учителя к Огню Вдохновения.
* * *
Чем мы, учителя, обычно гордимся?
Тем, что учим наших детей доступно и прочно.
Но достойна ли такая гордость?
Нет, потому что будущему совсем не нужны люди, которые прочно хранят в себе груз прошлого. Жизнь будет преобразовываться не прочными знаниями людей, а их умением творить прекрасное и устремиться к прекрасному.
Потому каждого из наших учеников надо вдохновлять на творчество, на «путешествие» в будущее, чтобы они научились строить настоящее.
Хватит мечтать о светлом будущем. Надо научиться самим и научить наших учеников перетягивать завтрашний свет в день сегодняшний. Пусть настоящее станет светлым, таким, как нам представляется завтрашний день. Тогда радость ожидаемого будущего станет действительно притягательной.
Знал ли Ребёнок, о чём он говорил, когда обратился ко мне, к каждому из нас, с просьбой: «Учитель, вдохнови меня на творчество!»
Дети многое знают, но становятся бессильными против наших авторитарных рвений. И ломаются. И вместо того, чтобы хватать звёзды с неба, мы пытаемся уподоблять их самим себе.
* * *
Вдохновение.
Этот дар Небес присущ каждому человеку от рождения.
Никто не обделён даром вдохновения.
Но нужен труд души, чтобы он раскрылся в нас.
Нет жизни без вдохновения, учитель, нет той жизни, ради которой мы родились!
Можно много работать, проводить сотни, тысячи уроков, выполнять свои обязанности, честно служить.
Но если всё это не будет пропитано вдохновением, если хотя бы время от времени не посещает нас учительское вдохновение, жизнь наша для нас самих станет тягостной, грустной, мрачной. Мы превратимся в щепку в море жизни. Душа будет томиться.
Нас минует радость учительской жизни, мы не сможем познать красоту нашей профессии, не сможем познать глубину детской души.
Учитель, который не стремится к вдохновению, будет скучным для своих коллег и учеников. От него не будут вдохновляться. И чтобы уберечь представление о себе, он будет вынужден принимать позу строгого и требовательного учителя, или станет своего рода «дружком» для них.
* * *
Учитель черепашек был недоволен своими учениками: медлительные, тугодумы, глупые, им только шалить да играть. «Какие из них получатся черепахи? – грустно размышлял он, – Такие же жалкие, каких много на свете». Учителю было скучно их воспитывать и учить.
Черепашкам тоже не нравился их учитель: безрадостный, безжизненный, дальше своей программы ничего не видит. Как только учитель начинал урок, в классе опускались сумерки.
Однажды морская волна перевернула учителя на спину. Он измучился, но не смог встать на ноги.
Тем временем стемнело, и он впервые увидел над собой Звёздное Небо.
К счастью, в нём ещё ютился дар восхищения.
– Ооо. – только и вырвалось у него из груди.
Звёзды показались ему его учениками, а Небо – великой жизнью.
В голове у учителя промелькнула мысль: «Как на Небе, так и на Земле», и почувствовал он в себе такой прилив энергии, что воспарил над землёй и полетел к своим ученикам.
Те, увидев своего учителя летающим и услышав от него страстный рассказ о Звёздном Небе, тоже вдохновились мыслью стать Звёздами и познать жизнь Небесную.
Скептиков-коллег оказалось много. Они до сих пор злословят и высмеивают учителя и его учеников за их «глупый» порыв, и не замечают, что у черепашек вырастают крылья.
А ученики со своим учителем не собираются останавливаться на полпути, ибо они познали радость творческого вдохновения.
* * *
Вдохновение.
Это есть действительно чудное состояние духа – возвышенное, надземное.
Само слово «вдохновение» прекрасно это объясняет.
Нас предупреждает мудрость Востока: «Умейте понимать слова в их совершенном значении, иначе такое высшее понятие, как вдохновение, превратится в пустой звук».
В пустой звук могут превратиться и другие высшие понятия, которые вместе с вдохновением и творчеством возвышают нас над землёй и дают нам понять о нашей истинной сущности: совесть, предназначение, совершенствование, любовь, сознание, вера, душа, бессмертие, вечность, беспредельность, человек. Нам надо беречь их истинный смысл, чтобы не потерять Путь в земном бытии. Тем более, нужно беречь и хранить понятия, в которых Высшая Истина: Небеса, Творец, Бог.
Если понятия, в которых Истина, превратятся в пустой звук, то оскудеет смысл жизни, жизнь потеряет смысл.
А разве нет попыток превратить «вдохновение» в пустой звук? Откроем любой словарь, найдём слово «вдохновение», прочитаем: «Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил». И всё.
И разве в этом заключается полнота истины этого особого и прекрасного понятия?
Само слово «вдохновение» говорит о себе ясно, просто; даже дети знают, как надо его понимать. Вдохновение, говорят они нам, это – вдох нового.
А теперь углубимся в суть «вдохновения»: откуда этот вдох нового происходит? И не побоимся принять ответ из недр нашего сознания: вдохновение происходит извне – «некто вдохнул или из чего-то вдохнулось».
Пусть наше сознание расширится и дадим в нём волю измерению духовности, чтобы вместило оно основу основ: извне – это значит из Небес. Всё земное, – будь это человек, птичка, облачко, речка, трава, – есть полезные и необходимые посредники передачи или возбудители приёма той высшей энергии, которая называется приливом творческих сил и которая возвышает нас над землёй.
Мы не сможем понять очень многое, может быть, самое существенное, если не поверим и не почувствуем, что над нами есть Живые Небеса, и мы часть их. От Живых Небес мы получаем «явления всех вдохновений». Они, – эти беспредельные дали Вселенной, – дарят нам состояние надземное, в котором переживаем прилив необычной мощи сил творчества. Творческая Вселенная, внутри которой мы существуем, есть источник нашего вдохновения на творчество. Вдохновляемся мы или непосредственно от Небес, или же получаем эту чудесную энергию через людей, через природу, через животных, через вещи, через всё то, что нас окружает.
Зачем нам дарится вдохновение?
Дарится оно не для праздности и наслаждений, а с целью: помочь нам ускорить путь совершенствования, ускорить движение человека и человечества к восхождению, сделать жизнь радостней и успешней. Дарится оно еще и с той целью, чтобы каждый успел в этой жизни проявить полноту своего божьего дара.
Небеса возвышают нас не потому, чтобы потом сбросить нас обратно на землю, разбить нас с нашими мечтами и творениями, а для того, чтобы мы закрепились на новой высоте и помогли тем, которые ещё там, внизу, подняться на более высокий уровень бытия.
Представьте себе, говорят мудрые книги, что такое возвышенное состояние станет постоянным и даст ещё высшее вдохновение – ведь всё бытие тоже возвысится!
* * *
Вдохновение есть высший дар,
оно великое природное качество
и присуще всем людям.
Но оно весьма редкое явление.
Чтобы вдохновение снизошло на нас,
надо самому устремиться к нему.
Во-первых, надо верить в Живые Небеса, верить, что есть Высшие Миры, есть Царство Небесное, есть Бог. Вера и устремлённость дадут возможность принимать касания Свыше. Так родится искра, которая воспламенит весь наш духовный мир, наполнит его силами и направит на свершение чуда.
Творчество может быть без вдохновения, но оно будет похоже на птицу без крыльев.
Во-вторых, надо, чтобы наше сознание было направлено только к прекрасному и к созиданию прекрасного; только на общее благо; только на творение добра, на строительство эволюционного будущего, на самосовершенствование.
В-третьих, нужно воспламениться возвышенными чувствами – любовью, добротой, терпением, преданностью, отзывчивостью. Всё это предопределяет нашу устремлённость к благу и есть магнит, который притягивает вдохновение. Оно не может нисходить на нас, если мы обуяны беспокойством и раздражением.
В-четвёртых, нам надо мыслить себя не только земными жителями, но и вселенскими. Надо верить, что в нас есть своё предназначение, своя миссия; верить, что мы несём служение Свету, а вдохновение нам нужно для успешного исполнения возложенных на нас задач.
Однако вдохновение ставит перед нами сложные условия, и выдержать их будет нелегко. Но есть одна возможность, которая приблизит нас к нему: это – устремлённость к совершенствованию, и тогда каждый получит вдохновение по мере своих стараний. При устремлённости за одним вдохновением последует другое, более возвышенное. Так мы могли бы стать постоянно вдохновлёнными и устремлёнными к благу и творчеству.
«У людей возвышенного образа мышления, – говорят мудрые книги, – такое вдохновение должно быть не гостем редким, но основою их жизни».
* * *
Видит учитель вдохновлённого коллегу.
Опять приходит к Огню Вдохновения.
– Зачем тебе, жителю земли, вдохновение? – спрашивает хранитель.
– Не для любопытных оно! – отвечает хранитель и преграждает ему путь к Огню.
* * *
Дорогие коллеги!
Знаете, что мне хочется узнать от вас при встрече с вами?
– Здравствуйте! Как Ваше творческое вдохновение?
А при расставании я бы пожелал вам:
– Прощайте! Дай Бог Вам творческого вдохновения!
Прошу вас, скажите мне то же самое, если хотите поднять мне настроение.
Да, привык наш язык к выражениям: «Здравствуйте» и далее: «Как ваше здоровье?», «Как дела?», «Как самочувствие?», или «Прощайте», и далее: «Здоровья вам», «Счастья вам», «Удачи вам», «Всего вам хорошего» и т.п. Добрые люди, естественно, искренне желают друг другу, чтобы с ними всё было хорошо, особенно же – со здоровьем.
Но, пожалуйста, друзья мои, не надо мне говорить эти слова. При встрече со мной поинтересуйтесь, в ладах ли я с вдохновением, и вы заденете во мне самое живое, и мне захочется рассказать вам, какой со мной происходит подъём, или же сообщу с грустью, что с вдохновением у меня пока не налаживаются отношения. Ваши сорадость и сочувствие подбодрят меня и устремят к цели.
А при прощании пожелайте мне: «Дай Бог Вам творческого вдохновения», и вы подарите мне импульс к вдохновению. Если, с вашего сердечного пожелания, вдохновение станет моим неразлучным спутником, то оно повлечёт за собой и моё здоровье, и моё счастье, и всю удачу, и всё самое прекрасное, и мне будет хорошо. И сколько бы вы не пожелали мне вдохновения, всё равно никогда лишнего не будет. Скажите мне, шепните мне, как умеют нашептывать ангелы беззвучно, вроде касания ветерка: «Дай Бог Вам творческого вдохновения», и вся моя сущность будет вам признательна.
Но почему я говорю только о себе?
Представьте, как это будет прекрасно, если в нашей учительской среде каждый из нас станет для другого добрым, светлым ангелом и научится шептать коллеге: «Дай Бог Вам творческого вдохновения, учитель!» Сердечные пожелания возвысят нас, и жизнь педагогическая потечёт, конечно, успешнее.
А если кто насмешливо улыбнётся и скажет, что это суеверие, пусть так, пусть будет это нашим суеверием. Разве оно не лучше другого суеверия: «Ни пуха, ни пера» и последующего за ним ответа: «К чёрту»?
От всего сердца желаю каждому учителю, желаю с верою, что свершаю доброе дело:
– Дай Бог Вам творческого вдохновения, учитель!
* * *
Было время, мне и моим коллегам запретили ходить в школу, дарить детям уроки, общаться с ними. И это из-за наших «буржуазных» идей.
Можно ли вдохновиться, находясь в отчаянии?
Но надо, чтобы ты умел прислушиваться к своему ангелу, который верит в тебя и любит тебя.
Этому дару надо учиться.
Браво тому, кто умеет прислушиваться к голосу сердца, к нашёптыванию своего светлого ангела, к совету доброй Феи. Тот всегда будет спасён, тот осознает своё сегодняшнее отчаяние через завтрашний день и поймёт, что тем самым Бог посылает ему Благо.
Да, то, что меня и моих коллег отстранили от любимых дел, это стало благом для этих же дел. Но те, которые отстранили нас, разумеется, вовсе не думали творить для нас благо. Об этом заботились, надо полагать, Высшие Силы.
Я прислушался к своей Фее и понял: мне даётся время не для отчаяния, а для вдохновения и творчества. «Садись и пиши. Надо успеть», – шепнула Фея.
Я принял этот шёпот как спасение, и сразу почувствовал в себе необычной мощи прилив сил.
В сознании зажглось пламя.
Я затворил окна и пригласил в комнату ночь.
Ночь навеяла на меня тишину и отрешённость от земного.
Включил настольную лампу.
Выровнял перед собой стопку бумаг.
Взял ручку и, не зная ещё, что буду писать, приступил к работе.
И с этого самого мгновения я воспарил над землёю, над настоящим, над моим отчаянием.
Там, над землёю, в будущем я начал иную жизнь – творческую. Кто мог запретить мне войти в школу, которую открыло во мне моё воображение? Дети, учителя, друзья и даже противники – все собрались вокруг меня, чтобы поддержать и поощрить моё творчество.
Огонь вдохновения помог мне развить неимоверный темп жизни. Всё, что происходило вокруг меня, мне казалось прошедшим, вчерашним днём, хотя оно текло параллельно с моим необычным временем.
Радость, которую я переживал, находясь в возвышенном состоянии, была совсем другой – тоже неземной: тихая, мудрая, невидимая, растворённая в творчестве и во времени.
Спустя годы я понял, почему мудрецы говорят, что радость есть особая мудрость. Любовь, которую я там познал, тоже была неземной: чистая, заботливая, поощряющая, она была как волшебная шкатулка мыслей, терпения, страданий и преодолений. Муки, которые достались мне там, были особые: я стремился к ним, в них я рождался, в них рождалось моё творение.
Прошло всего три месяца.
Надземный мир спустил меня на землю вместе с моим даром духа – с книгой «Здравствуйте, дети!».
Я оглянулся: что на земле происходит?
И я вошёл в неё уже не тем, кем был недавно, а совсем другим – вдохновлённым и обновлённым.
Книга скоро ушла от меня к людям, учителям разных стран. Но она оставила во мне живую память о надземном состоянии духа. Я искренне желаю, чтобы это произошло со всеми учителями мира.
Учитель, дай Бог Вам вдохновения на творчество!
* * *
В мудрых книгах сказано: вдохновение есть особое состояние духа.
Со своей стороны добавлю: совсем особое.
Мудрые книги говорят о нём так:
«искра возвышенного подъёма»,
Может быть, это есть разные уровни состояния вдохновлённости, но все они прекрасны.
Что нам даёт вдохновение?
Даёт оно две вещи как единое целое: необычно мощный прилив энергии, направляющий нас к творению.
Вдохновение для творения!
Нас влекут большие и благородные дела.
Нас не пугают трудности.
В нас раскрываются способности и таланты.
Мы верим в себя, ибо чувствуем в себе истину.
Нет в нас гордыни, нет злобы, нет зависти, нет самости.
Есть любовь, есть надежда, есть преданность, есть отдача.
Состояние вдохновения не есть состояние опьянения, когда разум слабеет и рушатся ориентиры.
В состоянии вдохновения мы уподобляемся целеустремлённым искателям будущего, чтобы наполнить им настоящее, но с одним условием: это будущее обязательно должно быть лучше, чем настоящее.
В состоянии вдохновения мы становимся, хотя бы в какой-то степени, ясновидящими и яснослышащими.
Спешит к нам на помощь наше чувствознание: оно открывает нам доступ к источникам сокровенных и глубинных знаний, которые хранятся в нас самих.
Мы – энтузиасты, бескорыстные и устремлённые.
Мы не думаем о себе. Думаем о благе и творим благо. Думаем обо всех и о каждом.
В нас самих и вокруг нас течёт другая жизнь.
Она действительно светлая, одухотворённая, прекрасная.
Она ещё не наступила на земле, но наши старания могут приблизить её к людям земли.
Учитель, желаю Вам творческого вдохновения!
* * *
Дорогой Коллега!
Вы видели вдохновлённого учителя?
Может быть, Вы есть один из них, но сами этого не знаете.
Я знаю Вас и могу нарисовать Ваш портрет в своём воображении.
Вы женщина невысокого роста. Худощавое лицо.
В глазах Ваших озабоченность и грусть. То и дело они наполняются у Вас слезами. Но они у Вас горят.
Может быть, в Вашей личной жизни что-то не так, но Ваша забота превышает Вашу личную жизнь: как спасти мальчика, больного, калеку, прикованного к коляске, несчастного, ибо его предали, бросили.
В нём не раскрывающийся талант. Горе, как надгробный камень, давит сверху и не даёт таланту проявиться.
Мальчик чувствует себя никому не нужным.
Ему ничего не стоит откатить свою коляску к пропасти и броситься туда. Он только ищет возможность.
Именно Вам нужно его спасти.
Надо стать для него светлым ангелом!
И Вы забываете о себе, о том, что у Вас тоже есть жизненные проблемы, есть своя личная жизнь.
Душа Ваша, сердце Ваше страдают из-за мальчика: его судьба поглощает Вашу судьбу.
И Вы начинаете жить для него.
С помощью искусства осторожной, нежной любви пробуждаете в нём веру в людей. И хотя его мало кто любит, он прощает и любит всех.
С помощью мудрости общения Вы подводите его к пониманию своего предназначения и долга. В нём зарождается смысл жизни, и пропасть, в которую он собирался броситься, отдаляется от него.
Вы облегчаете ему горе и даёте таланту проявиться, и он уже знает, какие дары своего духа будет нести людям.
Вы поместили в его духовной келье весь мир, всю Вселенную, расширили его сознание. Он открыл в себе человека и преодолел одиночество.
Он вдохновляется на творчество.
Нет, не картинки рисовать для конкурсов, не трактаты сочинять. Ему не нужно удивлять каких-то дядь. Это мелочи для его возвышенного вдохновения.
Он вдохновлён на творение жизни.
И всё это происходит не один прекрасный день, а на протяжении долгих лет.
Он повзрослел, а Вы набрали седину и морщины. Но у Вас он не один: вот ещё другой, вот и третья. Их тоже надо спасать.
Они взрослеют, Вы стареете.
Светлый ангел так и не нашёл денёк, чтобы подумать о своей судьбе. Может быть, у него и нет своей судьбы, ибо сплелась она в судьбах обречённых.
Светлый ангел побеждает и побеждает.
А глаза его наполняются заботой, грустью, слезами, радостью, заботой, грустью, слезами, радостью, заботой.
– Коллега, поделитесь опытом, какую педагогику Вы применяли?
Вы озадачены, Вам вопрос мой непонятен.
– Ой, какая там педагогика, не было никакой педагогики. – говорите Вы мне.
Нет, у Вас, конечно, есть педагогика, но Вы о ней не думали: это есть педагогика Вашего страдальческого и светлого сердца. Она сама, без Вашего ведома, раскрылась в Вас и направила Вашу жизнь. Она превратилась в Вас в саму жизнь.
– Что Вы скажете о Вашем вдохновении?
Вижу, Вы рассердились, потому одёрнули резко:
– Мне было не до вдохновения.
Сейчас увидим. Разрешите только на мои вопросы к Вам ответить мне самому вместо Вас.
– Вы любили каждого Ребёнка, которого спасали?
Что за вопрос! Любили, да ещё как!
– Вас тревожила судьба Ребёнка?
– Заботясь о Ребёнке, Вы забывали о себе?
А как же по-другому.
– Вы проливали слёзы над горем каждого?
– Вы избегали страданий и мук, которые возникали на Вашем пути?
– Вы принимали жизнь каждого как свою?
– Вы переживали радость спасения их?
– Почему у Вас опять наворачиваются слёзы?
Несчастных много, а Вы один.
– Почему о Вас говорят, что вы не от мира сего?
Потому, что многие Вас не понимают.
– А из какого Вы мира?
А я скажу Вам: Вы из мира вдохновения, из надземного Вы мира. Вы находитесь в ином плане бытия – он возвышенный. Для Вас самоотверженность и преданность, как и любовь и горение, естественное состояние. Вас возмутит предательство, но не удивит преданность. Вот почему Вас называют человеком не из мира сего.
Вами движет скрытая сила вдохновения.
Вы не замечаете его?
Вдохновение – это состояние просветленного.