алып кашу что за традиция

За кражу невесты можно было лишиться головы — традиция Қыз алып қашу

В древнем казахском законе «Жеті жарғы» (семь сводов) традиции Қыз алып қашу (буквально: украсть девушку) отведена отдельная глава. И не все с этим ритуалом так однозначно.

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

Традиция Қыз алып қашу в современном Казахстане трактуется достаточно однобоко, без учета многочисленных нюансов. Вот что в книге о «Жеті жарғы» пишет ученый Жамбыл Артыкбайулы:

1. Если джигит крадет свою засватанную невесту, его родственники платят штраф (обычно дают коня и чапан).
2. Если засватанная девушка убегает с другим джигитом, ее родственники возвращают засватавшему жениху калым и выдают за него другую девушку. Кроме того, платят штраф в размере калыма.
3. Если выясняется, что отец девушки не имеет к этому отношения, штраф выплачивает джигит, укравший девушку.
4. Если родственники засватанной девушки вовремя не попросят прощения и не возвратят калым, другая сторона вправе требовать для виновника смертную или же барымтовать живность.
5. Если парень крадет незасватанную девушку, он платит калым и тоғыз (девять животных, обязательно включая верблюда).

Похищение засватанной девушки считалось преступлением

Кража никем незасватанной девушки преступлением не считалась, а вот умыкание засватанной строго каралось. Поэтому кража будущей невесты была не столь частым явлением, как сейчас думают многие.

Ученый Шайзада Тохтабаева пишет:

«Кража невесты в былые времена обычно заканчивалась распрей, так как «свободных» девушек практически не было,

их засватывали с раннего детства. Иногда умыкание совершалось по обоюдному согласию любящих, иногда против воли девушки. Похищение невесты всегда было обусловлено конкретными причинами. В их основе лежало нарушение обещанного слова ее отцом относительно размера калыма или материальные затруднения юноши.

Однако случалось, что даже засватанная девушка убегала с любимым. Если д евушку удавалось вернуть засваташему жениху, на похитителя и его родственников накладывался штраф в размере калыма. Если жених-похититель не возвращал засватанную, он должен был выплатить калым в двойном размере. Отец невесты, в случае причастности к случившемуся, должен был отдать одну или двух дочерей без калыма».

Кровосмешение под запретом

Поэт Шакарим Кудайбердиулы (1858-1931) в поэме «Калкаман и Мамыр» описывает историю, имевшую место в 1722 году. Если кратко, суть ее такова:

Девушка говорит своему возлюбленному Калкаману, что в роду Тобыкты такого еще не было. Юноша в качестве аргумента цитирует закон исламского шариата, где говорится, что внучатые родственники вправе заключить брак.

Мамыр:
Қыз алған жоқ жақыннан Тобықты әзір,
Өлтірем деп жүрмесін бізді қазір,
Өзімді аяп тұрғам жоқ, сізді аяймын,
Сен сау қалсаң, болар ем мен-ақ нәзір.

Қалқаман:
Мамыр-ау, айтып тұрсың әлденені,
Шариғат қосады екен немерені.
Қайғы ойлап, жаман ырым айта берме,
Алаңсыз сүйген болсаң анық мені.

Мамыр:
Мен сенсіз тірі тұрман,
Үш қайырдым сөзіңді мен антұрған,
Бір құдайға сыйынып ал да жөнел,
Жаныңда өлсем разымын, жаным құрбан!

Қалқаман:
Алдандырдым мен сізді сөзбенен құр,
Тәуекел деп аллаға, тез, жылдам жүр.
Заман қандай болар деп дайындап ем,
Боз жорға атым белдеуде ерттеліп тұр.

Мінді де екі ғашық кетіп қалды,
Ауылға бір сағатта жетіп барды.
Не болса да қылдым деп бір жұмысты,
Бара сала Олжайға кісі салды.

Калкаман:
Милая Мамыр, говоришь ты мне, что
Шариат разрешает родичей внучатых союз.
Не надо несчастья на наши головы звать,
Если любишь и готова со мною бежать.

Мамыр:
Милый, я не жива без тебя,
Три раза сказала тебе «нет», за это ненавижу себя.
В руки Бога отдай нашу судьбу,
Увези меня! Если надо умереть, я готова! Тебя лишь люблю!

Калкаман:
Я все сказал, теперь слову конец!
Я верю в Аллаха и тебя увезу под венец.
Не знал, как будет, что ответишь мне ты,
Иноходец стоит, поскачем, не оставляя следы.

Вскочив на коня, они помчались вперед,
Через час были в ауле, их увидел народ.
«Я сделал, что думал» — сказав, Калкаман
К Олжаю пришел и пред аксакалом предстал.
(Смысловой перевод автора статьи)

Если не нравился засватавший жених

Бывало и так, что девушке не нравился жених, ее засватавший. Зачастую это являлось причиной осуществления традиции Қыз алып қашу. В рассказе «Красавица в трауре» Мухтара Ауэзова о сосватанной девушке есть такие строки:

«Жених Карагоз был хромым, в юности повредил ногу. Даже в родной семье его не почитали и недолюбливали. Стыдно было Карагоз идти за жалкого, хилого и богом обиженного человека. И хотя было немыслимо ослушаться родительской воли, недовольства о на не скрывала».

Акыну Жамбылу пришлось вернуть девушку

Великий акын Жамбыл в молодости украл себе невесту. Писатель Сабит Муканов, знавший о случившемся со слов самого Жамбыла, в предисловии к книге сочинений акына, вышедшем в 1946 году, написал так:

«Молодой Жамбыл влюбился в девушку по имени Бурым, которая была уже засватана. Жамбыл украл девушку с ее согласия. Молодые спрятались у дальнего родственника акына. Тогда к Жамбылу пришли аксакалы рода Екей и сказали, что если он не вернет чужую невесту, могут начаться межродовые тяжбы, а это ляжет тяжелым бременем на плечи всего рода. Тогда Жамбыл был вынужден вернуть девушку».

История появления великой песни

Все казахи знают песню «Хорлан» Естая Беркимбайулы (1868-1946), которую он посвятил своей любимой. Но мало кто знает, что своим появлением она обязана традиции Қыз алып қашу. Исследователь Каюм Мухамедханулы встретился с певцом в августе 1939 года и записал с его слов историю великой любви:

— «Хорлан» моя первая песня, которую я сочинил сердцем. Тогда мне было 20 лет, — он грустно замолчал.

Я несколько раз просил его рассказать свою историю, которая имела место полвека тому назад, и он медленно начал свой рассказ.

— Шошай, сын Сулеймена, решил поехать за 150 верст к своей невесте в волость Маралды и обратился к певцу Естаю с просьбой сопровождать его.

Уважаемые люди Маралды, волостной Сункар и бий Султан, хорошо встретили жениха и его свиту. У Султана были две красавицы дочери: старшую звали Хорлан, а младшую Хусни. Н а торжестве д жигит всем понравился своим пением и обратил на себя внимание красавицы Хорлан. Естаю девушка тоже приглянулась. За дни, проведенные вместе, молодые много общались, познакомились поближе и между ними вспыхнуло сильное пламя любви. Но оказалось, что девушка была уже засватана.

Несмотря ни на что, влюбленные дали друг другу клятву всегда быть вместе. Они договорились, что через год Естай вернется за ней. Как и обещал, вместе со своим другом Кожахметом через год он вернулся за девушкой, чтобы украсть. Д жигиты Абдильда и Нургали из аула Султана захотели помочь молодым. Но как бы они ни старались, ничего не получилось. Султан, прознав обо всем, быстро выдал дочь за засватавшему ее жениху. Вот тогда и появилась песня «Хорлан».

Естай не переставал любить Хорлан. Через шесть лет он приехал в далекий город Шот, чтобы увидеть свою любимую. Встреча эта была последней. Больше они никогда не виделись…

Во время своего рассказа певец все время смотрел на кольцо и тихо повторял: «Это память о моей Хорлан».

Естаю Беркимбайулы был 71 год, когда он поведал К. Мухамедханулы историю любви всей своей жизни. Говорят, он завещал, чтобы после его кончины кольцо, которое подарила любимая Хорлан, не снимали с его пальца.

Традиция Қыз алып қашу сегодня

Сегодня Қыз алып қашу зачастую происходит по договоренности и расценивается скорее как дань древней традиции и по-своему интересное событие и для влюбленных, и для их друзей. Ш.Тохтабаева в своей книге «Этикет казахов» пишет следующее:

«В настоящее время невесту похищают преимущественно по экономическим соображениям. Парень привозит девушку к родителям, где ее осыпают сластями и сажают за свадебную занавеску. Н а следующий день р одственники со стороны жениха едут к родителям невесты и совершают обряд Аяғына жығылу (припасть к ногам), чтобы принести свои извинения. Применяя всевозможные дипломатические приемы и объясняя умыкание исконностью и древностью традиции, они получают от родителей невесты прощение. В следующий раз родня жениха приезжает уже с қоржын (переметная сума), заполненными подарками. После примирения сторон свадьба проходит только в доме жениха».

Источник

«Он говорил, что осчастливит меня» — Истории про алып қашу из первых уст

Три истории южных девушек.

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

Фотография: коллажи: Жулдыз Тажигалиева

Алып қашу (кража невест) – это древний казахский свадебный обряд, согласно которому юноша крал возлюбленную в том случае, если его или ее родители были против союза, это было обоюдным решением.

Со временем обряд изменился и красть девушек начали без их же согласия. Для такого случая Уголовным кодексом предусмотрена статья 125, но девушек все еще крадут и чаще в южном Казахстане.

Мы поговорили с девушками из Шымкента и Туркестана, которые поделились историями: одна соврала о половой жизни, вторую убедили тетушки, а третьей не пришлось даже выбирать.

Аяулым, 21 год, фрилансер из Шымкента, преподавательница английского языка

«У меня в приоритете всегда было саморазвитие, а замужество отходило на второй план»
алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

С парнем, который меня украл, мы познакомились в университете и были сокурсниками. В тот самый день, это был декабрь 2017 года, он заехал за мной в «Шымкент Плазу» и мы поехали ужинать. К слову, раньше мы часто виделись и он пальцем меня не тронул, поэтому я ему доверяла. Во время ужина он странно себя вел и постоянно проверял телефон. Спросила, всё ли нормально, но он не ответил. Я обиделась и сказала, что вызову себе такси и уеду. Он сказал, что довезёт сам.

По дороге он изменил маршрут, а я ничего не понимала и спрашивала, куда мы едем, но он не отвечал. Я была спокойна, пока не осознала, что едем в Сарыагаш. Ему позвонили и он ответил: «Готовьтесь, мы едем». Я поняла, о чем речь, и начала наезжать на него. Сказала, что мой папа в живых его не оставит. Он услышал, но продолжал набирать скорость. За руль не хваталась, так как знала, что это опасно. Удивляюсь, какая же я была хладнокровная в тот момент.

И вдруг ко мне пришла идея соврать ему, что я «не девочка». Набралась смелости и произнесла: «Ты меня сам же обратно отвезёшь, так как я не девственница».

От резкого торможения машины ударилась о переднее сиденье. Он сказал мне выйти из машины, а я приходила в себя после удара. Силой вытащил меня из машины и оставил посреди трассы ночью. И да, в этот момент я заметила слёзы на его глазах.

Позже позвонила двоюродному брату, который меня забрал. И мы договорились никому об этом не говорить: если мой отец узнал об этом, то «жениху» пришлось бы нелегко. А так, он хороший парень и я очень его уважала. Возможно, он не мог признаться в своих чувствах и решил просто украсть меня.

Я всегда была против кражи невест. Думаю, что это неправильно и несправедливо по отношению к девушке. Можно по-человечески попросить у девушки согласия. А когда финансовое положение не позволяет сделать узату (проводы невесты, — прим. ред.), кража по обоюдному согласию является наилучшим вариантом.

Если мою дочь украли против ее воли, я бы не оставила виновника в покое. Лишение свободы — это преступление.

Карлыгаш (имя изменено), 34 года, Туркестан

«Он говорил, что будет делать всё возможное, чтобы осчастливить меня и создать счастливую семью. И я поверила»

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

Когда меня украли, мне было 22 года. У меня были совсем другие планы на жизнь, а не выйти замуж. Думала, что выйду замуж только в 25-26.

С А. меня познакомила подруга. С этим парнем я была знакома всего десять дней до кражи, и не догадывалась про его планы. Мы никогда не разговаривали наедине, не было слов о любви, симпатии и каких-либо чувств ко мне. Один раз он пытался пригласить меня на свидание, но я не вышла. Мы виделись только в общих компаниях с друзьями и я даже не знала, где он живёт.

В день кражи посетили кафе: он, двое общих друзей и я. После ужина погуляли по городу и сели в его машину: он должен был развести нас по домам. Приехали к нему домой под предлогом «поздороваться». Когда вышла из машины, навстречу к нам шла его сестра и спросила: «Кто из вас Карлыгаш?». За ней вышли бабушки и я поняла, что меня украли.

Помню смутно, но, кажется, меня силой затаскивали в дом, тянули или кто-то даже поднял меня. Дотащили до комнаты, где был шымылдық (занавеска, расшитая национальными узорами, за которую сажают невестку, — прим. ред.). Была в шоке и хотела поскорее уйти домой. Было много шума, я кричала, что хочу домой. Помню, как взрослые бабушки твердили, что уже нельзя уходить, уговаривали, окружили, а у меня в голове крутилась только одна мысль: поскорее уйти отсюда.

Было ощущение, что это всё сон. Как будто я смотрела фильм и всё это происходит не со мной. Это закончится, и я окажусь у себя дома.

Уговоры продлились до шести утра. Они отправили в мой дом своих родственников, приехала моя сестра и сноха, которые не собирались меня оставлять.

Позже поговорила наедине с А. Он сказал, что осчастливит меня и создаст счастливую семью и я поверила. Это была одна из причин, почему я решила остаться. И также в голове заели слова бабушек, которые говорили, что я останусь несчастной, если уйду. Это было огромное психологическое давление.

Подумала: «Будь что будет» и в итоге осталась, а уже наутро провели беташар.

Думаю, если эта ситуация произошла со мной сейчас, то я бы не осталась. Меня не напугали бы слова, и я перешла бы через лежащую у порога бабушку.

Сейчас в семье всё хорошо, мой муж сдержал свои обещания и доказал свою любовь. Воспитываем двоих сыновей, но я против кражи девушек. Девушка должна принимать решение сама, советоваться с родителями и, получив их благословение, выходить замуж. Не дай бог, но если мою дочь украдут, то я поеду и поговорю наедине с дочкой. Если пойму, что у неё нет чувств к парню, и кража была против её воли, приведу ее домой.

Жанэль, 21 год, Шымкент, студентка медицинского университета

Я не понимала, что происходит и кричала: «Дурак, что ли? Опусти меня на землю!».

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

С парнем, который меня украл, я даже не встречалась, но мы были близкими друзьями. Это было в октябре 2015 года, когда я училась в школе-интернате и готовилась к ЕНТ. С Д. мы часто виделись и просто гуляли. Однажды решили покататься по городу и он сказал, что ему нужно заехать к одному другу. Он зашёл в дом и долго не выходил, а я ждала в машине. Через минут 40 вышел с другом и сказал: «Жанэля, выйди поздоровайся». Я вышла, мы поздоровались и Д. подошёл ко мне сзади, поднял и начал кричать: «Жеңге, орамал!».

Открылись ворота и оттуда вышли три женщины лет 30-40. У одной из них был красный платок в руках. И тут до меня доходит — меня украли. Начала кричать и плакать. Вся жизнь пролетела перед глазами за эти несколько секунд. Думала, что мне крышка, даже если меня заберут, то получу от родителей по полной программе.

В этот момент ко мне подошла одна из женщин и пыталась накинуть красный платок на мою голову, но я вырвала платок из рук. Вторая говорит: «Быстрее, домой её!». У меня паника, истерика и вдруг все начали смеяться. Д. опустил меня на землю и начал меня успокаивать. Его тёти извинились и объяснили, что это всего лишь пранк. Д. очень долго их уговаривал, уверяя, что я пойму такую шутку.

Когда мы с Д. вернулись в машину, то я начала его бить и потребовала отвезти меня домой. Несколько дней не общалась и не виделись. Мои родители и родственники не знают о том, как меня тогда разыграли.

Даже думать не хочу, что такое может произойти с моей дочерью. Я бы забрала свою дочь, даже если кража была по обоюдному согласию. Так не должно быть, это ненормально.

Әке дегенің алдынан өтіп, рұқсатын алып, қызды үйден шығарып салғанға не жетсін? (Что может быть лучше просьбы руки девушки у её отца, чтобы проводить её из дома по всем обычаям?)

Что говорит закон?

Юнусов Мурад, 31 год, председатель ОО Центр правовой защиты «Заң талабы»:

Основное направление деятельности нашей организации — это защита прав женщин и девочек. Касательно краж девушек в Казахстане предусмотрена уголовная ответственность по ст. 125 УК РК «Похищение человека» — это основная статья, которая сопровождается по ст. 126 УК РК «Незаконное лишение свободы».

Часто преступление по краже человека, а именно невест, происходит в группе лиц по предварительному сговору (ст. 126 ч. 2 п.1 УК РК), которое наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

В моей практике не припоминаю, чтобы поступало уголовное дело в суд по факту кражи невест. Правоохранительным органам сложно собрать доказательства по краже невест и довести уголовное дело до суда. Часто со стороны родственников жениха оказывается некое психологическое давление, поэтому девушки могут отказаться от подачи заявления.

Источник

Как правильно воровать казашек?

Написать пост на эту тему меня натолкнуло видео о похищении девушки с последующей целью замужества. Событие сие происходило на улицах легендарного Шымкента. На видео был заснят весь этот колоритный процесс, в котором парни пытались выкрасть девушку студентку то ли медвуза, то ли педвуза. Добровольно или нет – я тоже не знаю. Но написать об этом захотелось, тем более, что по духу тема очень близка к последнему посту о многоженстве. Однако, не подумайте, это не какой-нибудь самоучитель по воровству невест.

Первый вопрос который у меня возник после просмотренного сюжета: А была ли, собственно, у казахов эта традиция красть девушку (невесту)? Так называемая традиция «алып кашу» среди нашего народа действительно существовала, и существует, как и у многих тюркских народностей. А вот откуда она берет корни, доподлинно неизвестно.

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

Если, конечно, не пугает 125 статья уголовного кодекса РК о похищении человека, предусматривающая наказание от 5 до 8 лет. Однако, похитителей редко наказывают. В соседнем Кыргызстане этот обычай получил даже большее распространение, чем у нас. (А в киргизском варианте эта традиция звучит чуть иначе «алып качу»). Так вот этот так называемый «алып качу» волей-неволей на собственной шкуре испытало 15 тысяч девушек, и известен лишь один судебный процесс над похитителем, и было то в недалеком 2013 году.

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

Компенсация за ущерб

Если же джигит выкрал девушку без согласия и благословения родителей, то родители девушки, заявившись домой к жениху, по адату имели полное право на материальную и моральную компенсацию. Поэтому такой ход событий тоже имел место быть и джигит должен был исполнить условия адата достойно.

Нерасторопный – тогда получай в морду!

Нелегкое это дело красть себе невесту. Если наш горе-жених не оказывался шустрым малым, то он мог получить побои от родственников девушки. Побои могли наноситься вплоть до домашнего порога жениха. И, как ни странно, именно родители жениха должны были извиняться за застигнутого врасплох сына. Бывали случаи, что горе-женихов забивали до смерти.

Даже после успешного «алып кашу», дом жениха мог навестить родной брат или дядя девушки для того, чтобы умыкнуть ее из цепких лап невольного брака. И никто не имел право противиться решению брата, даже если сама девушка была не против остаться у жениха, который выкрал ее. При этом, весь процесс «отгрузки» девушки обратно домой мог сопровождаться благим матом со стороны брата/дяди и, поверьте, требовалась недюжинная воля, чтобы молча стерпеть все оскорбления.

Главное одна ночь и платок на голову

Часто девушки смирялись со своей нелегкой судьбой в качестве краденой невесты. Даже если не было никакого согласия на воровство или если молодожены вообще не были знакомы до того самого рокового дня.

С другой стороны – все те же родственники жениха так и вили круги над девушкой, восхваляя качества жениха и богатым имуществом, если оно имелось. Вот, мол, насколько наш сыночек хорош и богат, заживешь с ним, не зная нужды и горя.

Немногие девушки выдерживали такого массового напора и окончательно принимали свою новую жизнь, одев платок на голову в знак примирения и послушания.

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

Источник

Алып қашу: Дань традиции или пережиток прошлого

В южных регионах Казахстана еще жива традиция свадебного воровства, когда девушка вынужденно выходит замуж за похитителя. О любви здесь не может быть и речи. Тогда что это — изживший себя древний обычай или преступление? Читайте об этом в обзоре ИА «NewTimes.kz».

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

«Қыз алып қашу» в переводе с казахского языка означает сбежать с невестой или же похищение невесты. Этот древний обычай существует не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии, на Кавказе и Африканском континенте.

Изначально девушек крали с их согласия, когда родители выступали против брака. То есть речь шла о согласованном побеге.

«Если правильно переводить — «сбежать с невестой». И все становится понятно. Это делается по обоюдному согласию. Например, если девушку отдают замуж за нелюбимого, за старика, а у нее есть избранник, молодые договариваются и вместе сбегают. Традиция побега похожа на похищение, но это, повторюсь, совместное бегство. Сейчас от этого полузнания традиция трансформировалась, интерпретация стала другой», — рассказал писатель Канат Тасибеков в интервью КазТАГ.

К примеру, совсем недавно в Туркестанской области средь бела дня студентку похитили четверо молодых людей. Ее посадили в машину, увезли в другой город, где заставляли идти под венец. Отвергнутый жених надругался над девушкой, когда за стенкой находились его родственники. Пострадавшая написала на него заявление. Дело в скором времени должно поступить в суд.

Изредка видео кражи невесты становятся достоянием общественности, они набирают сотни тысяч просмотров. К примеру, пять лет назад, в апреле 2015 года, телеведущий Бауыржан Орда опубликовал на своей странице в Facebook ролик, в котором неизвестная девушка бьется в истерике и активно сопротивляется замужеству. В это время женщина постарше пытается надеть на нее платок. В конце концов, девушке становится плохо. Все это присутствующие снимают на камеру и попутно собирают «шашу».

>Тогда министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявил, что в МВД есть отдельный специалист, который просматривает такие видео и разбирается в ситуации.

«Сегодня проходило заседание комиссии по правам человека при Президенте РК. Воспользовалась возможностью напрямую задать вопрос министру внутренних дел о последних роликах, связанных с кражей невест. Касымов ответил, что в их ведомстве закреплен отдельный специалист, который с пристрастием мониторит эти видео! В дополнение он проинформировал, что сам лично их просматривал, то есть усилия интернета не напрасны», — написала в Facebook общественный деятель Айгуль Соловьева.

Похитителей невест привлекают к ответственности по статье 125 Уголовного кодекса «Похищение человека». По данной статье виновному грозит до 15 лет тюрьмы. Однако если похититель добровольно освобождает жертву и иных преступлений в его действиях нет, то он освобождается от уголовной ответственности. Встречались случаи, когда дело по факту кражи закрывалось по примирению сторон.

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

В конце января 2020 года в Алматинской области вынесли приговор четырем обвиняемым в краже невесты. Преступление произошло в мае прошлого года. 23-летний мужчина украл девушку с помощью троих друзей.

«Дождавшись, когда девушка выйдет с работы, друзья силой усадили потерпевшую в машину, забрали сотовый телефон и доставили в дом жениха. Под предлогом позвонить брату девушка попросила мобильник и сообщила в полицию о похищении», — сообщили в пресс-службе ДП Алматинской области.

Суд признал жениха и его друзей виновными в похищении группой лиц по предварительному сговору. Все четверо получили семь лет условно.

В соседних странах есть отдельная статья за кражу девушки для насильственной женитьбы. Опыт других государств проанализировал Kursiv.kz.

К примеру, в случае похищения невесты против ее воли в Узбекистане предусмотрена статья уголовного кодекса «Принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование к вступлению в брак».

«По данной статье принуждающие могут быть наказаны штрафом до 25 минимальных размеров заработной платы (до 5,6 миллиона сом, то есть примерно 230 тысяч тенге) или обязательными общественными работами до 15 дней. Более строгим наказанием могут стать исправительные работы до трех лет, ограничение свободы от одного года до трех лет или лишение свободы до трех лет», — пишет издание.

В Грузии за принуждение женщины к заключению брака грозит до четырех лет лишения свободы. В Туркменистане за похищение невесты предусмотрено до трех лет тюрьмы, а в Эфиопии — до десяти.>

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

После похищения и насильственной свадьбы лишь немногие обретают счастье в браке. Такие истории редко встречаются на просторах интернета. С одной из героинь подобной истории, 34-летней Карлыгаш, удалось поговорить изданию The-Steppe. Ее украли в 22 года. На тот момент у девушки были совсем другие планы на жизнь, и она не думала строить семью в ближайшие годы. С будущим мужем ее познакомила подруга. До самой кражи они толком и не общались, виделись только в общих компаниях.

«В день кражи посетили кафе: он, двое общих друзей и я. После ужина погуляли по городу и сели в его машину, он должен был развезти нас по домам. Приехали к нему домой под предлогом «поздороваться». Когда вышла из машины, навстречу нам вышла его сестра и спросила: «Кто из вас Карлыгаш?» За ней вышли бабушки, и я поняла, что меня украли», — вспоминает Карлыгаш.

Невеста сопротивлялась как могла. Уговоры продлились до шести утра. Родственники девушки хотели забрать ее домой, но жених убедил невесту остаться, пообещав счастливую жизнь. Сейчас у Карлыгаш все хорошо, муж сдержал свои обещания, пара воспитывает двоих сыновей.

алып кашу что за традиция. Смотреть фото алып кашу что за традиция. Смотреть картинку алып кашу что за традиция. Картинка про алып кашу что за традиция. Фото алып кашу что за традиция

Истории с кражей невесты почти всегда заканчиваются либо свадьбой, либо судом, но бывают редкие исключения.

Несколько лет назад корреспондент Nur.kz общался с девушкой по имени Жулдыз. Жительница Алматинской области рассказала, что однажды решила доехать до города на попутке. За рулем сидел парень, молодые люди разговорились. По пути водитель сказал, что ему нужно завезти документы домой, Жулдыз согласилась. Молодой человек взял какие-то бумаги и отправился в дом, в этот момент к оставшейся в машине девушке вышли празднично одетые бабушки и надели платок. Жулдыз не понимала, что происходит, начала кричать и отбиваться. Тогда ей предложили уйти, переступив через легшую на пороге бабушку.

«Я перешагнула и убежала. Я не знала, где нахожусь, место было мне незнакомо. Парень догнал меня на машине, стал успокаивать, извиняться и рассказал, что встречается с девушкой, но она отказалась выйти за него замуж. Он не хотел разочаровывать близких и решил привести любую другую девушку в качестве невесты. Он был в отчаянии, и я его простила», — цитировал девушку портал.

>Точных статистических данных о похищении девушек в Казахстане нет. В 2016 году организации по защите прав женщин сообщали, что ежегодно в республике совершается до пяти тысяч похищений невест — около 13 случаев в день. Это только те случаи, о которых известно. Очень часто жертвы не заявляют о преступлении в соответствующие органы — они запуганы и пребывают в растерянности.

Два года назад социолог Серик Бейсембаев привел данные опроса, как казахстанские мужчины относятся к традиции «алып қашу». Результаты показали, что каждый третий молодой человек в возрасте от 15 до 29 лет не видит ничего страшного в краже невесты.

Но времена меняются. Если раньше большинство девушек не предавали огласке, что их похитили насильственным путем, то сейчас жертвы все чаще стали обращаться в полицию и доводить дело до суда. Это показывает, что гендерные предрассудки у части казахстанцев стали развеиваться и женщины стали бороться за свои права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *