акционеры блэк стар бургер

Black Star бургеры: кто помогает Тимати развивать сеть закусочных

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Бургерная революция

Идея инвестировать в ресторанный бизнес, а точнее — в формат закусочных, обсуждалась в Black Star Inc. около двух лет, но вопрос сводился к выбору партнера, рассказал РБК гендиректор и совладелец компании Павел Курьянов.

По его словам, инициатором проекта стал именно Юрий Левитас, обратившийся к группе и предложивший концепцию бургерных под флагманским брендом группы — Black Star. «Концепция взята отовсюду — из Лондона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса. Юра [Левитас] разные темы попробовал, увидел, где чего не хватает. Предложил концепт подачи этого всего, разработал свои соусы», — говорит Курьянов.

Для управления закусочными партнеры создали совместное предприятие ООО «Блэк стар фудс», в котором Юрий Левитас занял пост гендиректора. Ему и его структурам суммарно принадлежит 49% СП, остальное — по 17% — у Павла Курьянова, Тимати и Чассем Нзале Трифен Вальтеру (партнера Black Star Inc.). Первая закусочная, в которую партнеры инвестировали на паритетных началах 20 млн руб., открылась на прошлой неделе, 16 сентября, на Новом Арбате.

Юрий Левитас не скрывает, что решил задействовать медийные возможности Black Star Inc. для развития проекта, ссылаясь на 20-миллионную группу подписчиков музыкального лейбла только в Instagram. «Я заинтересовался этой историей и понял, что бургерная революция завершилась в России успешно. Поезд этой революции идет прямым ходом. И если уж входить в этот поезд, то войти можно только в последний вагон, — говорит Левитас. — А я подумал, что нам нужно войти в последний вагон, прицепить к нему еще миллионы вагонов, отцепиться и поехать по другому пути».

Что такое Black Star

Сгоревшие акции

В советские времена Левитас переехал в Америку, где женился и получил гражданство. В начале 2000-х он обратился за российским гражданством, получил его и открыл в Москве One More club на Арбате (владел им до 2008 года), где и познакомился с Павлом Курьяновым — на тот момент известным клубным промоутером. В 2011 году Левитас стал владельцем 19,7% акций Первого республиканского банка.

Однако в 2014 году у кредитной организации была отозвана лицензия. В феврале 2016 года Генпрокуратура предъявила обвинение по факту растраты денежных средств и злоупотребления полномочиями в отношении фактического собственника банка Гагика Балаяна и нескольких топ-менеджеров. По данным предварительного следствия, в апреле 2014 года Балаян совместно с управляющими банка в составе организованной группы похитили путем растраты средства банка, а также провели ряд незаконных сделок с его активами. В результате банку и кредиторам был причинен ущерб в общем размере более 1,8 млрд руб., говорилось в релизе правоохранителей.

«Эти акции сгорели. Я был пассивным акционером. Я думал, что куплю, а через год продам, занимал на это деньги у друзей, знакомых, закладывал свой дом. Посидел на ожидании, что буду получать дивиденды. Потом пришлось долги отдавать. Потерял огромные деньги. Теперь жду решения судов, чтобы подать гражданские иски против виновных о получении компенсации», — говорит Левитас.

Не бургером единым

Согласно прогнозу участников проекта, окупить инвестиции в Black Star Burger они рассчитывают в течение одного-двух лет. «Но это может произойти и быстрее, судя по первым результатам», — надеется Левитас.

На идею вкладывать именно в бургерный формат группу вдохновил в том числе успех проекта FARШ Аркадия Новикова, говорит Павел Курьянов, но подчеркивает, что различий много. «Концептуально мы совершенно другие, в ценовой категории мы другие — на порядок ниже (разница в цене одного блюда — около 50%)», — говорит Курьянов.

Сеть планируется развивать в разных форматах: вторая закусочная откроется в одном из столичных ТЦ в формате отдельного кафе, а до конца 2017 группа планирует расширить сеть до шести-семи точек. Одним из вариантов развития новой сети также станет продажа франшизы в регионах.

Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков отмечает, что российский ресторанный рынок стагнирует и значительного интереса к нему со стороны инвесторов нет. Небольшая положительная динамика наблюдается лишь в Москве и ряде других крупных российских игроков, но и здесь рост не превышает 5%. При этом лучше всего чувствует себя фастфуд. «Рост избирательный, преимущественно за счет западных концепций», — отмечает эксперт.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Комментируя планы Black Star Burger, Петраков отметил, что заведения, предлагающие бургеры, сегодня чувствуют себя неплохо. Однако многое зависит от имени ресторатора. Привлечение известной персоны — интересный ход, который может обеспечить повышенный интерес вначале, считает эксперт. «Но очереди могут быть временным явлением. Смогут ли они обеспечить стабильную выручку на год? Сомневаюсь. Все зависит от того, кто открывает», — считает он.

Источник

Котлета от Тимати: сколько можно заработать на франшизе Black Star Burger

Четыре года назад в середине сентября на Новом Арбате выстроилась очередь из сотен людей, желающих получить бесплатный бургер из рук Тимати. Вызвавшая ажиотаж акция была посвящена запуску первого гастрономического бизнеса популярного рэпера — бургерных Black Star Burger. Ажиотаж не спадал еще несколько недель, а год спустя очередь попала в Книгу рекордов России за самое большое количество танцующих людей в ней (688 человек).

В 2018 году, когда у сети было три собственные точки, Black Star Burger заявил о запуске франшизы. На этот раз выстроились очереди из потенциальных партнеров, которые были готовы платить за причастность к сети огромные по меркам рынка деньги: только паушальный взнос (плата за право работать под брендом) превышал 20 млн рублей. Для сравнения, франшиза одного из лидеров рынка бургерных в Москве Burger Heroes стоит 2 млн рублей.

Впрочем, за беспрецедентную для рынка цену франшизу купили, по данным головного офиса, не больше 10 человек, которые в совокупности открыли 40 точек. В 2019 году франчайзер снизил паушальный взнос в 10 раз, благодаря чему сеть выросла до 80 точек, еще 20 готовятся к открытию в ближайшее время. За четыре года существования сети прекратили работу семь ресторанов.

Серьезных претензий к работе головного офиса у опрошенных Forbes предпринимателей нет, но обещания франчайзера не всегда совпадают с реальностью: стартовые вложения часто выходят за рамки озвученных, а прибыль у опрошенных Forbes партнеров не дотягивает даже до нижней границы прописанных в бизнес-плане цифр.

Звезды сошлись

Идея Black Star Burger — одного из самых известных проектов, ассоциирующихся с рэпером Тимати, — принадлежит предпринимателю Юрию Левитасу. В начале 2000-х Левитас, по собственным словам, занимался пассажирскими перевозками в США и жил на две страны, в 2003 году открыл в Москве ночной клуб One More Club. В 2008-м продал его и вложился в акции Первого республиканского банка, но в 2014 году ЦБ отозвал у банка лицензию. В заявлении ЦБ говорилось, что «банк проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы» и, как следствие, «не обеспечил своевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками».

В феврале 2016 года Генпрокуратура предъявила фактическому собственнику банка Гагику Балаяну и членам совета директоров Олегу Курбатову и Сергею Айрапетяну обвинения в растрате и злоупотреблении полномочиями. Ущерб, нанесенный банку и кредиторам, оценивался в 1,8 млрд рублей. По словам Левитаса, во время этих событий он находился в США и не был причастен к происходящему. Обвинения ему не предъявлялись. Личные потери он оценил в несколько миллионов долларов.

Отзыв лицензии у Первого республиканского банка произошел в «эпоху, когда после отзыва лицензии многих банков претензии предъявлялись как-то выборочно, и некоторые акционеры, когда у банка были дыры, вроде бы должны были получить претензии, но этого часто не происходило», говорит Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «Бизнесдром».

При этом Самиев допускает, что Левитас действительно не принимал непосредственного участия в решениях или действиях, негативно сказавшихся на банке. «Кто-то другой был ключевым и принимал решения, на нем ответственности больше. Хотя в подобных случаях и миноритарии как минимум знают, что происходит. В маленьких и средних банках акционеры в курсе, они обычно не пассивные инвесторы».

В 2015-м Левитас загорелся новой идеей — открыть бургерную, которая будет развиваться главным образом за счет раскрученных соцсетей. Основатель музыкального лейбла Black Star Тимати (Тимур Юнусов) казался ему идеальным кандидатом в партнеры: в то время артист с 7,6 млн подписчиков был одним из самых популярных блогеров русcкоязычного Instagram, а его сценический образ, по мнению Левитаса, идеально подходил для бургерной.

По словам сооснователя холдинга Black Star Павла Курьянова, больше известного как Пашу, они с Тимати тогда как раз думали открыть ресторан и искали партнера. В апреле 2015 года Юрий Левитас, Павел Курьянов, Тимати и Чассем Нзале Трифен Вальтер (владелец 10% лейбла Black Star) зарегистрировали ООО «Блэк Стар Фудс». Доля Левитаса составила 49%, у остальных партнеров по 17%. Сам Тимати через своего концертного директора Надежду Тангинян от комментариев отказался, сославшись на занятость.

Феномен Тимати

Первый ресторан на Новом Арбате запустился в сентябре 2016 года, в него партнеры, по словам Левитаса, вложили по 20 млн рублей. Визитной карточкой заведения стали черные одноразовые перчатки, которые прилагались к бургерам. Людей, которые едят бургеры в перчатках, чтобы не запачкать руки, Левитас увидел в одной из заграничных поездок, Тимати предложил сделать их черными, чтобы соответствовать названию ресторана.

В меню были стандартные бургеры от 46 до 149 рублей (сейчас самый дешевый стоит 66 рублей) и фирменные позиции — например, мегабургер весом 1 кг за 999 рублей и VIP-бургер из двух котлет за 777 рублей.

С первого дня открытия ресторан прославился огромными очередями. «Многие думали, что у нас работает армия маркетологов. А у нас был хайп. Достаточно было Тимати что-то сказать, и все смотрели, слушали, в Instagram подписывались. Этого хватало», — объясняет феномен Левитас. Выручка первого ресторана, по данным СПАРК, за три с половиной месяца составила 77,6 млн рублей, прибыль — 8,8 млн рублей. Вложения в бургерную окупились за четыре месяца — это очень хорошие для рынка показатели, говорит Сергей Миронов, омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы, основатель агентства «Рестконсалт» и сети ресторанов «Мясо&Рыба».

В марте 2017 года партнеры открыли второй ресторан на Цветном бульваре, еще через полгода — ресторан в Грозном (на оба потратили по 25 млн рублей). Владельцем половины бургерной в Грозном стал чеченский девелопер, соинвестор Фонда Ахмата Кадырова Мовсади Альвиев. На открытии присутствовал глава Чечни Рамзан Кадыров, который, по информации «Русской службы BBC», «взял Тимати под крыло» еще в 2008 году. С тех пор рэпер регулярно выступал на Дне города в Грозном, поздравлял главу республики с днем рождения. Пашу в интервью BBC уверял, что у артиста нет никаких экономических отношений с Кадыровым.

Ставка на франшизу

В 2018 году партнеры решили сменить концепцию и развиваться за счет франшизы. Продали три действующих ресторана первым франчайзи. По словам Левитаса, сумма продажи была меньше стартовых вложений в открытие бургерных. Фишкой франчайзингового пакета стал приезд Тимати на открытие каждой точки — это поначалу входило в стоимость паушального взноса, затем стало оплачиваться по концертным расценкам за выступление Тимати (по словам собеседника Forbes на рынке шоу-бизнеса, сейчас эта сумма составляет 3-4 млн рублей). Артист лично раздавал бесплатные бургеры людям в очереди и желал приятного аппетита.

Управление франшизой за процент от прибыли головной компании передали ресторанному холдингу Gagarin Group. Паушальный взнос установили на баснословно высоком уровне — от 20 млн рублей. «Это тотальная дичь, связанная с хайпом вокруг первой точки и личности Тимати. По сути, это была продажа бренда и лица, на это и велись», — считает основатель сети лапшичных «Воккер» и автор книги «Как заработать на фастфуде. Сделаем это по-быстрому» Алексей Гисак. Первые партнеры покупали не только бизнес-модель, но и статус «партнера Тимати», что «для некоторых молодых бизнесменов является показателем успеха», согласна Нина Семина, основательница каталога франшиз franshiza.ru.

Высокую цену Левитас объясняет в том числе многоступенчатой системой контроля за работой каждого ресторана, которую обеспечивает франчайзер. «Если что-то происходит не так, камермен (сотрудник головной компании, который отслеживает происходящее с помощью установленных в ресторанах камер. — Forbes ) тут же делает замечание. И в течение 5 минут сотрудник должен исправиться», – говорит Ольга Грознецкая, франчайзи из Челябинска. «Котлеты на 10 секунд пережарили – нам уже пишут и фотографию прикладывают», – подтверждает партнер Black Star Burger Герман Артемьев из Казани.

Кроме того, бренд Black Star Burger помогает экономить на закупках: по словам Левитаса, некоторые поставщики (названия он не разглашает) передают продукты практически по себестоимости, кто-то делает существенные скидки. Цены для франчайзи Black Star Burger на газированные напитки, например, на 40% ниже рыночных, на майонез – на 25%, говорит Артемьев.

В 2018 году открылось около 10 точек. Выручка ООО «Блэк Стар Фудс» составила 94,7 млн рублей, прибыль — около 54 млн рублей. В следующем году компания сменила управляющего франчайзингом, им стала компания «Бест Фуд Индастри». По словам ее владельца и генерального директора Дмитрия Лобанова, прибыль управляющая компания и франчайзер делят пополам.

В 2019 году спрос на франшизу пошел на спад, признает Левитас. «Хайп вокруг бургеров прошел, авторством уже сложно удивлять, фетиша вокруг этого уже нет. Поэтому авторско-хипстерский сегмент тормознулся», — рассуждает о причинах Алексей Гисак. На фоне упавшего спроса компания снизила паушальный взнос до 2 млн рублей. Это помогло: головной офис снова стал получать сотни запросов на открытие точек. Выручка ООО «Блэк Стар Фудс», по данным СПАРК, за 2019 год составила 101 млн рублей, прибыль — 91 млн рублей.

Тогда же сеть вышла за границу — в начале 2019 года открылся первый ресторан в Бишкеке. Сегодня Black Star Burger кроме России работает в США, Казахстане, Азербайджане, Белоруссии, Армении, Киргизии, Узбекистане.

Бургер по-челябински

Ольга Грознецкая из Челябинска несколько лет владела бизнесом в сфере мясопереработки, а в 2018 году решила открыть свой ресторан. «Тогда идея совместить музыкальную индустрию с ресторанным бизнесом — это было что-то новенькое, хайповое. К тому же вкуснее бургеров я просто не ела», — объясняет она выбор франшизы Black Star Burger.

Вместе с друзьями Еленой Каримовой и Алексеем Дудукиным (владеют строительным бизнесом в Челябинске) Грознецкая зарегистрировала ООО «Уралфуд». Договор коммерческой концессии на работу ресторана в Челябинске заключили на 10 лет и зарегистрировали в Роспатенте. Он давал Грознецкой право открыть несколько точек в регионе, поэтому паушальный взнос превысил 20 млн рублей. Половину этой суммы друзья взяли в кредит, еще 10 млн рублей — из личных накоплений.

Открываться решили в здании площадью 300 кв. м, которое строилось под KFC. Подготовка к открытию заняла около полугода. Затраты составили еще около 20 млн рублей, которые предпринимателям дали родители.

Приезд Тимати на открытие входил в стоимость франшизы. «Был ноябрь, у нас мороз ударил, градусники зашкаливали. И Тимур в перчатках, озябший, раздавал бургеры. Очереди были километровые и держались три месяца», — вспоминает Грознецкая. Поддержкой головной компании при открытии предпринимательница осталась довольна.

В первые пять месяцев ресторан приносил партнерам по 15 млн рублей выручки в месяц (прибыль Грознецкая не раскрывает). Гисак из «Воккер» называет эту цифру правдоподобной: «Делать по 1000 чеков в день суммой в 500 рублей в Black Star Burger вполне реально. Особенно если хайп и очередь». Затем, когда ажиотаж утих, выручка упала в несколько раз — похожую ситуацию наблюдали и другие опрошенные Forbes франчайзи. Тем не менее партнеры решили открыть еще две точки: осенью 2019 года поставили фудтрак (запуск обошелся в 5 млн рублей), после пандемии открыли точку на фудкорте в торговом центре (еще 3,5 млн рублей).

Когда в регионе ввели карантин и закрыли ресторанные залы, партнеры сразу же переключились на доставку и самовывоз (пригодилось автоокно, спроектированное для KFC), отказались от наружной рекламы. Арендодатели дали скидки в 70-100%, поэтому пандемию компания пережила довольно легко. Часть штата переквалифицировали: уборщики, которые вытирали столы, стали упаковщиками, кассиры принимали заказы на доставку, некоторые сотрудники стали курьерами.

По словам владелицы, общая выручка трех заведений сейчас доходит до 12 млн рублей. Результатами работы она довольна, в планах открыть еще 2-3 точки. Окупить вложения партнеры рассчитывают через 5-6 лет.

Черный убыток

Вадим Петров из курортного города Светлогорска в Калининградской области развивал строительный бизнес, а в 2018 году наткнулся в интернете на франшизу Black Star Burger. «Хотелось попробовать новое направление, надо быть в тренде. У Тимати творчество нормальное, но [к решению купить франшизу] это не имело никакого отношения», — говорит предприниматель.

Паушальный взнос составил «несколько десятков миллионов рублей», Петров оплатил их из собственных накоплений. Первую точку предприниматель открыл в январе 2019 года в жилом доме в Калининграде, но через год из-за недостаточной электромощности помещения переехал на первый этаж торгового центра. Затраты на запуск составили 10-12 млн рублей, которые предприниматель взял в кредит. Тимати на открытие не приезжал: Петров решил, что «в этом нет необходимости — и без него очереди стояли три месяца».

В 2020 году Петров открыл еще две точки: летом фудтрак на побережье Балтийского моря в Светлогорске (ушло 2,5 млн рублей), в ноябре ресторан на фудкорте (еще 7-8 млн рублей). Обе точки пока не работают: на побережье из-за несезона, на фудкорте из-за решения местных властей закрыть торговые центры в регионе.

Выручку предприниматель не раскрывает — ссылается на штрафы за разглашение финансовых показателей, прописанные в договоре с головным офисом. Первый и сейчас единственный открытый ресторан, по его словам, работает «в небольшой плюс». Затраты на аренду составляют около 15% от выручки, зарплаты 60 человек в штате — около 24%.

По словам Петрова, его ожидания от франшизы и реальность не совпали. Из минусов он выделяет отсутствие федеральной рекламы, «как у McDonald’s», несмотря на отдельную статью по маркетинговым выплатам в 1% от выручки ежемесячно, и принудительное снижение цен во всей сети еще до пандемии. « Продукт вкусный, людям нравится. Они бы и без понижения цен продолжили покупать », — сетует предприниматель. По словам Лобанова, в прошлом году в линейке стандартных бургеров действительно появились четыре новые позиции по цене ниже 100 рублей, что могло привести к снижению среднего чека. По словам управляющего, это вынужденный шаг, чтобы конкурировать с McDonald’s и Burger King во время пандемии. Все остальное — поддержка франчайзера, качество продукции — предпринимателя устраивает. Но больше точек, по крайней мере до конца пандемии, он открывать не планирует.

«Black Star Burger перерос хайп. Это ресторан, который может существовать сотни лет»

Похожая ситуация у девелопера из Архангельска Максима (фамилию он попросил не называть). Он открыл точку в январе 2020 года на месте бывшего ресторана, чтобы «спасти собственное помещение» площадью 100 кв. м. от простоя. Паушальный взнос составил меньше 10 млн рублей (франшиза покупалась уже после снижения цен, но в формате «эксклюзива на регион»), роялти — 5% от выручки. Открытие обошлось в 20 млн рублей личных накоплений предпринимателя. Он планировал отбить вложения за 3,5 года, сейчас понимает, что срок растянется минимум на 5 лет.

Через два месяца после открытия в регионе ввели карантин. Ресторан переключился на доставку, но прибыли бизнес не приносил и не приносит до сих пор. Несмотря на это, расставаться с франшизой предприниматель не хочет, но и покупать ее новичкам сейчас, пока рынок нестабилен, не советует.

Булочки московские

Рауф Агаев из Москвы пять лет проработал в Сбербанке на разных позициях от менеджера по продажам до руководителя отдела. В начале 2020 года решил уйти в собственный бизнес и открыл ресторан грузинской кухни площадью 40 кв. м. в торговом центре у станции метро «Молодежная». На старт потратил около 5 млн рублей личных накоплений, но из-за пандемии пришлось приостановить работу. Убытки предприниматель не раскрывает.

В середине лета он думал закрыть ресторан, но наткнулся на предложение Black Star Burger перезапустить бизнес под новой вывеской и решил рискнуть. Паушальный взнос на специальных условиях ребрендинга уже работающей точки составил 1,5 млн рублей.

Предпринимателю пришлось сделать ремонт и закупить новое оборудование. На это ушло больше 1,5 млн рублей. В конце сентября 2020-го ресторан заработал под брендом Black Star Burger. Тимати на открытии не было. Его можно было пригласить за отдельную плату, но франчайзи не стал рисковать — боялся санкций за скопление людей во время пандемии. И без этого на открытие пришли больше сотни человек, уверяет предприниматель.

Выручка за первые месяцы работы составила меньше плановых 4 млн рублей. Точную сумму предприниматель не раскрывает, но говорит, что приближается к расчетным показателям. Половину выручки сейчас приносит доставка.

По словам Агаева, сила бренда помогла ему получить персональную скидку у арендодателя, благодаря этому затраты на аренду составляют всего 12% от выручки. Франчайзи рассчитывает окупить вложения в ближайшие 1-1,5 года. «Мои ожидания [от франшизы] не оправдались. Реальность куда лучше, и я готов взять еще один ресторан», — говорит предприниматель.

После хайпа

Пандемия, по словам Лобанова, обрушила выручку всех точек и головной компании сети на 45%. Во время летней «передышки» в конце июля 2020-го, когда рестораны по всей стране снова стали работать в полную силу, Тимати объявил об уходе из лейбла Black Star в своем Instagram. При этом артист перестал заниматься именно музыкальным бизнесом, а в части других компаний (бургерные, картинг, автомойка, тату-салоны, фитнес и других) сохранил доли. «Уход Тимати из Black Star поначалу вызвал обеспокоенность у франчайзи, которые не совсем понимали, что будет, но в целом на бизнесе это событие никак не отразилось», — уверяет Левитас.

По данным Нины Семиной из franshiza.ru, сейчас около 23% заявок на все франшизы бургерных приходится на Black Star Burger. Сейчас в сети работает 80 точек, включая фудтраки (передвижные вагончики). Они все принадлежат франчайзи. В планах компании довести количество ресторанов в Москве до 100, в регионах – до 300, по всему миру – до 500. По его словам, общая выручка франчайзи за 2019 год составила 5 млрд рублей, из них около 15-20% принесли зарубежные точки. « Black Star Burger перерос хайп. Это ресторан, который может существовать сотни лет», — оптимистичен Левитас. Летом 2020-го Тимати вместе с братом Артемом запустил сеть закусочных Chicken Mafia, а Левитас — сеть «Фридог».

20 звезд российского шоу-бизнеса с самыми высокими доходами. Рейтинг Forbes

20 звезд российского шоу-бизнеса с самыми высокими доходами. Рейтинг Forbes

Источник

Рэпер, бургер, барбер: на чем холдинг Black Star зарабатывает 1 млрд руб.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Воскресным вечером на Новом Арбате немноголюдно. Прохожие лениво гуляют по улице, пока не утыкаются в местную достопримечательность — очередь в Black Star Burger. Ресторан открылся в сентябре 2016-го и пользуется спросом у поклонников бренда, готовых часами ждать бургер за 195 руб. Очереди — самый яркий пример хайпа, который поймали основатели лейбла Black Star Тимати (Тимур Юнусов), Павел Курьянов (Пашу) и Вальтер Чассем.

В офисе Black Star в центре Москвы аскетичный дизайн, никакого «люкса». На ресепшене две стопки бумаг — «на подпись Тимати» и «на подпись Пашу», в кабинете Пашу — траурный постер в память о погибшем DJ Dlee (Алексее Таганцеве), полка с музыкальными наградами, портрет жены и деревянная шахматная доска. 33-летний Курьянов — гендиректор Black Star, он определяет стратегию развития группы. Стена напротив его рабочего стола увешана распечатками с аналитикой по аудитории артистов. Рядом в столбик выписаны текущие и будущие проекты под брендом Black Star — всего 15.

Драйвером роста бизнеса остается лейбл, рассказывает Пашу в разговоре с журналом РБК. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015-м выручка музыкального бизнеса подскочила втрое, до 142 млн руб., а «Линии одежды Black Star» (развивает магазины Black Star Wear и продает франшизу по России и странам СНГ) — почти в два раза, до 385 млн руб. По словам Пашу, в прошлом году доходы обоих направлений выросли, причем лейбл опередил «Линию одежды». А в 2017-м финансовым чемпионом холдинга станет сеть Black Star Burger, которая до конца года пополнится минимум двумя ресторанами, обещает Пашу.

Совокупная выручка группы компаний Black Star по итогам 2017-го превысит 1 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Помимо музыки, одежды и бургеров в группу входят агентство маркетинговых коммуникаций Global Star, разработчик софта для музыкального бизнеса Make It Music, барбершоп и тату-студия 13 by Black Star, футбольное агентство Black Star Sport, игровая компания BS Gaming. В стадии запуска — виртуальный мобильный оператор, производство напитков и другие проекты. В группе работают около 600 человек. Тимати и Пашу владеют долями почти во всех юрлицах группы.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Хот-дог и Dr Pepper

У офиса Black Star припаркованы десятки миллионов рублей — на тесной площадке жмутся Ferrari, Bentley, Mercedes, между ними бродят хмурые бородатые охранники. Автопарк частично принадлежит основателям Black Star, частично — владельцам здания, семье девелоперов Рудяк. Через дорогу от офиса — основной актив Рудяков, торговый комплекс «Атриум» у Курского вокзала. В нем в свое время открылся первый магазин одежды Black Star. Пашу и Тимати дружат с Эрнестом Рудяком, который управляет семейным бизнесом (Рудяк вопрос об отношениях с Black Star оставил без комментариев).

Основатели Black Star давно научились обращать знакомства на пользу бизнесу. Пашу и Тимати сдружились в школьные годы: оба гоняли на роликах и скейтах на Манежной площади. Тимати вырос в обеспеченной семье, Пашу — в семье рабочего метро и воспитательницы детского сада.

Отец Тимати — непубличный бизнесмен Ильдар Юнусов, предположительно совладелец швейцарской инвесткомпании Stratus Trade & Finance и член совета директоров производителя нефтяных насосов Art Pumping Technologies. Разговоры о том, что Юнусов-старший спонсировал старт карьеры сына, Тимати и Пашу неоднократно опровергали. «Родители никогда не давали ему денег. На мои карманные мы покупали один на двоих хот-дог и банку Dr Pepper», — вспоминает Пашу.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Тимати в детстве увлекся хип-хопом и подсадил на него друга. Вскоре оба устроились в команду продюсера Александра Толмацкого, который делал из сына Кирилла рэп-звезду Децла. В тени чужой славы друзьям быстро наскучило, их первым самостоятельным проектом стала организация вечеринок в клубах «Марика» и «Мост». Позднее они запускали как промоутеры и свои заведения — B-Club и Black October Bar. «Все кругом расслаблялись, а Тима и Пашу пахали. Когда кто-то посмеивался над тем, что «мажоры» ведут бизнес, я говорил: пройдет немного времени, и ребята сделают всех», — вспоминает давний знакомый основателей Black Star Сергей Док, ныне управляющий барбершопом и тату-студией 13 by Black Star.

Жизнь после Тимати

Над столом операционного директора Black Star Вальтера Чассема висит портрет 50 Cent. Вальтер тоже когда-то был «связан с криминальными людьми», говорил Пашу в интервью Rap.ru в 2006-м. Сегодня уроженец Камеруна — «душа» лейбла, в компании он с самого начала. На первых порах Чассем много инвестировал в развитие бизнеса: свой капитал он сколотил на футбольных трансферах, вспоминал Пашу в интервью журналу «Компания». В 2006-м начинающий лейбл, созданный тремя друзьями, выстрелил дебютным сольником Тимати Black Star. «Образ черной звезды у меня родился еще в 2001-м, когда я наблюдал затмение», — вспоминает Тимати. Планы диверсифицировать бизнес были уже тогда, но в первые годы не все идеи удавалось реализовать из-за дефицита опыта и средств, признается Пашу.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

«Трушный» лейбл

Новый креативный директор помог лейблу изменить стратегию работы с исполнителями. Сегодня на Black Star 13 артистов, трое — Крид, L’One и Мот конкурируют по популярности с Тимати. Новичков лейбл ищет через кастинг «Молодая кровь», финальный выбор всегда за основателями. В раскрутку новобранца Black Star вкладывает до 15 млн руб.

Более свежий пример гибкой политики Black Star в отношении артистов — певица Клава Кока. На кастинге она покорила Абрамова вокалом и умением играть на разных инструментах, и сначала команда лейбла придумала ей типаж «очень приятной артистки». Но по рельсам традиционного шоу-бизнеса проект не поехал: песни Клавы завернули на радиостанциях с формулировкой «неформат», Black Star пришлось срочно менять позиционирование. Продюсеры обратили внимание на популярность трансляций Коки в Periscope и решили поэкспериментировать с форматом влога. В итоге менее чем за полгода певица превратилась в «быстрорастущего блогера» с 250 тыс. подписчиков. Абрамов с довольной улыбкой передает «приветы» критикам Коки: «Клава у нас хорошая и не мстительная. Я — нет».

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Важным элементом позиционирования Black Star с приходом Абрамова стал и более «взрослый» имидж Тимати. Пришлось разрушать ореол «золотой молодежи» и искать «по-настоящему большие» песни, объясняет Абрамов. Прогресс заметен по концертам: если в 2012‑м Тимати не собирал шеститысячный «Крокус Сити Холл», то в ноябре 2017-го будет штурмовать 35-тысячный «Олимпийский». Рост популярности Абрамов объясняет качеством шоу, звука, маркетинга и отвергает претензии в «нерыночных» методах раскрутки. «Для получения денег от рекламодателей [таким компаниям, как Black Star] нужно много подписчиков. И если органического роста нет, вложения в социальные медиа оправданы», — говорит руководитель лейбла Effective Records Кирилл Лупинос.

Тимати определяет и общественно-политическую репутацию Black Star. Лояльность Владимиру Путину, дружба с Рамзаном Кадыровым, патриотизм, ЗОЖ — эти паттерны прочно закрепились за артистом. Соратники Тимати либо разделяют его взгляды, либо ссылаются на аполитичность. Мешает ЗОЖ-пропаганда разве что в подписании перспективной молодежи, опирающейся на менее традиционные ценности, например рэпера Pharaoh, отмечает Пашу.

Артист как актив

На диване рядом со стойкой ресепшен в офисе Black Star сидят двое молодых людей с ноутбуками. Они безостановочно звонят владельцам концертных площадок, чтобы продать выступления артистов Black Star. «Мы не ждем, пока к нам придут. Мы приходим сами», — объясняет Пашу. Артисты — ядро «экосистемы» Black Star и хорошо монетизируемый товар, говорит он. Совокупная аудитория лейбла в соцсетях — 33,2 млн пользователей, в основном это Instagram и «ВКонтакте».

Для реализации рекламного потенциала артистов Black Star в 2015-м запустил агентство Global Star. Его возглавил Павел Баженов, экс-директор лейбла по маркетингу. «Все артисты работают в своей нише. Например, L’One — про мотивацию, мы в его продвижении делали упор на спортивную составляющую. Теперь он топовый рэпер среди футболистов и других атлетов», — рассказывает глава Global Star. У Горозии уже есть контракты с Nike и «Единой лигой ВТБ». Сам L’One считает, что лейблу удается соблюдать баланс между интересами артиста и рекламной активностью. «Никто не заставляет подписываться на некомфортные проекты», — говорит рэпер.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

«Для пробы», по словам Баженова, рекламодатели часто выбирают product placement в клипах. При интеграции бренда в ролики агентство задействует все маркетинговые ресурсы, связанные с артистом. Учитывая силу «социального капитала», Global Star может гарантировать, к примеру, 2–3 млн просмотров за месяц. Самые яркие проекты Global Star — Тимати и песня-мем для «Тантум Верде Форте», Крид как лицо мультиканальной кампании Garnier, брендирование «Вятским квасом» тура Тимати и L’One, сотрудничество L’One с KFC. Около 70% проектов агентства в 2016-м — контракты Black Star, за посредничество Global Star получает комиссию, ее размер не раскрывается, как и выручка агентства. По словам Пашу, в доходах Black Star на рекламу приходится до 30%.

К Global Star уже обращаются другие звезды: агентство внедрило бренды Mercedes-Benz и R.O.C.S. в клип Валерии. Продюсер певицы Иосиф Пригожин остался доволен: «Ребята передовые и талантливые». Правда, ему «показалось», что агентское вознаграждение немного завышено: сумма превышала 20% от бюджета рекламодателя. Баженов планирует довести объем сторонних заказов Global Star до 50% уже в 2017-м, в первую очередь за счет контрактов в спортивной отрасли.

Золотые жилы

Создавать одежду под брендом Black Star Wear Пашу решил еще в середине 2000-х: «Я начинал это направление сам, вложил все накопления, около 6 млн руб., в поставку первого товара, а партия на 90% оказалась браком». В итоге на становление бизнеса ушло почти десять лет: пришлось влезть в долги («только в прошлом году рассчитались»), воспользоваться связями (первый магазин открылся в ТК «Атриум» Рудяков) и набить шишки на производстве за рубежом. Когда рубль в 2014-м девальвировался, Пашу решил перевезти мощности в Россию: сейчас почти весь ассортимент отшивается на фабрике неподалеку от центра Москвы. Сеть Black Star Wear разрослась до 40 точек (свои и франшизные), часть из них в странах СНГ. В одежный бизнес вовлечены артисты лейбла: в магазинах можно купить коллекции, в разработке которых участвовали Тимати и Мот, над своей линией работает и L’One.

Пашу уверен: в конце 2017-го и музыкальный бизнес, и розницу по выручке обгонит новая «золотая жила» — Black Star Burger (BS Burger). С осени 2016-го компания открыла два ресторана — на Новом Арбате и Цветном бульваре, в обоих сработал эффект хайпа. «Это вторая за 25 лет очередь в общепит, после McDonald’s», — смеется Абрамов. В первую точку вложили 20 млн руб. (деньги отбили за три месяца), во вторую — 25 млн руб. В пиковые дни один ресторан готовит по 3 тыс. бургеров.

С идеей сети фастфуда к Black Star два года назад пришел экс-акционер Первого республиканского банка Юрий Левитас. Он разработал «уникальный» рецепт приготовления мяса для бургеров и долго просил Пашу о встрече с Тимати. Тот сдался с условием, что в меню будет вегетарианский бургер. По легенде на первую встречу в офис Black Star Левитас привез гриль и там же приготовил бургер для Тимати.

Одна из причин успеха BS Burger — секретный рецепт, уверен Левитас, другие «ингредиенты» хайпа — скорость (заказ за четыре минуты) и цена. BS Burger занимает нишу между McDonald’s и более дорогими бургерными: Левитас рассчитывал стоимость чизбургера так, чтобы продукт был на 100 руб. дешевле, чем у конкурентов, и чуть дороже, чем у самого популярного в мире фастфуда. «Для вас эти сто рублей ничто, но для многих они имеют огромное значение», — говорит он. При стоимости бургера 195 руб. средний чек — 700–800 руб. В 2017-м откроется до пяти новых ресторанов в Москве и один в Грозном. Последний BS Burger будет развивать совместно с девелопером Мовсади Альвиевым, соинвестором Фонда Ахмата Кадырова. Левитас мечтает открыть по ресторану во всех крупных городах страны.

Ставка на аудиторию лейбла сработала: Тимати регулярно делает бургерной промо в Instagram. «Неудивительно, что люди приходят после того, как он с любовью снимает ролики, как он ест, а сок течет по бороде и рукам в черных перчатках», — считает Абрамов. Тимати называет BS Burger любимым проектом. «На бургерах мы не остановимся», — рассказывает он. Сеть вырастет в подразделение Black Star Foods. В него войдут кафе-мороженое, кофейни и стейк-хаус, перечисляет Тимати.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Просчитать хайп невозможно: у этого явления нет математической формулы, признается Левитас. В BS Burger часто заходят артисты лейбла, в залах играет Black Star Radio, на плазмах — клипы и фото из Instagram с хештегом бургерных. Очереди — это следствие широкой аудитории артистов Black Star, мечтающей за посильную сумму приобщиться к ценностям бренда, считает совладелец ресторанов Brisket BBQ и Ferma Burger Максим Ливси: «Их клиент откусывает от бургера, жмуря глаза, — и представляет себя на 80-футовой яхте».

Далее — везде

Когда Егор Крид стрижется в 13 by Black Star, в соцсети он пишет уже на выходе из салона. «Иначе здесь выстроится очередь из 500 девочек», — смеется управляющий Сергей Док. Студия — одна из инициатив Black Star, претендующих на следующий бизнес-взрыв.

У салона, открытого в конце 2016-го, полная загрузка: ежедневно на стрижку приходят около 60 человек, запись к татуировщикам заполнена на несколько суток вперед. Экс-совладелец сети Tattoo 3000 Док давно мечтал о бизнесе с Тимати и Пашу. Но дальше обсуждения дело долго не шло: не было подходящей точки. Помог Эрнест Рудяк, у которого освободилось помещение на Большой Дмитровке. «Все должны думать: как они ухитрились сесть на улицу, где находятся бутики Prada и Louis Vuitton?» — объясняет Док. Он уверяет, что стоимость аренды «рыночная»; около 2 млн руб. в месяц (по ставке 85 тыс. за 1 кв. м), приводит данные консультант коммерческой недвижимости JLL.

Стоимость стрижек в 13 by Black Star примерно на 15% выше, чем в среднем на рынке. Самая популярная — мужская стрижка за 2 тыс. руб. Звездных мастеров сманили у конкурентов. Сооснователь сети Boy Cut Назим Зейналов, у которого Black Star увели нескольких сотрудников, считает, что аудитория 13 by Black Star отличается от слушателей артистов лейбла: «У артистов основная аудитория — молодые ребята, которые не готовы столько платить. Но они обрабатывают аудиторию с Дмитровки, окруженной офисами крупных компаний».

Татуированный с ног до головы Док отмечает, что размещенная на втором этаже студии тату-мастерская скорее «имиджевая история» для Black Star. Но и на ней можно зарабатывать: стоимость часового сеанса на 30% выше, чем в среднем по рынку (5 тыс. руб. за час). Док хочет довести выручку студии до 10 млн руб. в месяц. Нынешний объем доходов он не раскрывает, но уточняет, что за пять месяцев работы инвестиции «отбились». Док готовится к открытию академии барберов, которая поможет тиражировать бизнес. В планах — салон для женской аудитории.

акционеры блэк стар бургер. Смотреть фото акционеры блэк стар бургер. Смотреть картинку акционеры блэк стар бургер. Картинка про акционеры блэк стар бургер. Фото акционеры блэк стар бургер

Еще один амбициозный проект Black Star — футбольное агентство под руководством Юрия Штромбергера. Это проект на стыке спорта и селебрити-маркетинга: Black Star Sport (BS Sport) планирует заключать контракты с молодыми футболистами и превращать их в звезд для последующей продажи. Консультирует BS Sport вице-президент РФС Сергей Анохин. Футболисты будут тренироваться на базе ФК «Строгино», глава попечительского совета которого Анохин, а главный тренер отец Штромбергера. В бюджет BS Sport заложено до 15 млн руб. в год. Агентство может вырасти в полноценный футбольный клуб, рассказывает Штромбергер.

До конца 2017-го холдинг должен пополниться виртуальным оператором Stars Mobile, в планах — производство безалкогольных напитков, спортзалы и бутик-отель. Пашу вдохновляется историями Сэма Уолтона и Сергея Галицкого и следит за ростом бизнес-империи рэпера Jay-Z.
«Наша стратегия такая: мы должны делать крутой продукт и пытаться растить рынок, а не долю на нем. Лучше иметь 10% на рынке в 100 млрд руб., чем 80% на рынке в 100 млн руб.», — подытоживает Пашу. Никто из аналитиков никогда не оценивал бренд Black Star. В ответ на вопрос журнала РБК, о какой капитализации мечтают в лейбле, Пашу на секунду задумывается и то ли в шутку, то ли всерьез выдает: «50 миллиардов. Не рублей, конечно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *