агитплакаты ссср про еду
«Заставляй себя есть черную икру» и «требуйте всюду сосиски»: 20 фото дикой рекламы еды в СССР
Уже порядком поднадоевшая реклама продуктов преследует нас буквально на каждом шагу. И недавно в разговоре с родителями я выяснила, что это «бич» не только нашего времени.
В СССР тоже были очень распространены плакаты, призывающие покупать продукцию того или иного предприятия или просто определенные продукты питания.
Качество рекламы было очень разным – от шедевральной и даже авторской до откровенно странной. Далее – небольшая подборка плакатов на эту тему.
Самые известные советские плакаты с едой
Реклама еды в СССР носила скорее информативный характер. За отсутствием зарубежной альтернативы и при наличии жесткого государственного контроля качества особыми «вариациями на тему» вкуса продукты похвастаться не могли, но и откровенно несъедобная еда на прилавки магазинов не попадала.
А учитывая тотальный советский дефицит, часто приходилось брать то, что есть в магазине.
Тем не менее рекламные плакаты с едой широко тиражировались. Те, кому довелось жить в СССР без труда вспомнят самые известные из них.
Наверное, самый известный советский рекламный плакат. Не менее знаменит был и вкус советского мороженого. По единодушному мнению тех, кто его пробовал, современному, несмотря на все разнообразие, до него очень далеко.
Наборы конфет «Красный Октябрь» абсолютное большинство женщин получали на Международный женский день. Они же часто попадались в новогодних «заказах».
Один из самых знаменитых советских персонажей из рекламы – поваренок с блюдом сосисок.
И достойный конкурент персонажу с предыдущего плаката. Мне кажется, сейчас он тоже был бы популярен.
Рыбные консервы в Союзе были почему-то намного популярнее мясных. А этот плакат широко тиражировался.
Самые необычная советская реклама еды
Профессии рекламщика в СССР просто не существовало. Тем не менее люди, способные генерировать оригинальные идеи для продвижения того или иного продукта, все же имелись. Иногда их удавалось даже достойно воплотить. В доказательство – следующие плакаты.
Романтические чувства в нежном возрасте. Очень мило и неожиданно для СССР, где в таком ключе старались вообще ничего не рекламировать.
Оригинальный и запоминающийся рекламный плакат, стилизованный под советский конструктивизм.
Рекламный плакат с очень специфическим изображением и двусмысленным текстом, автором которого является Владимир Маяковский. Но свое дело он сделал – продажи сосок подскочили почти вдвое.
Мне очень нравится, как здесь силуэт человека «перетекает» в рекламируемый продукт.
Кажется, что автор просто издевается над советскими гражданами. А может, ему черная икра искренне не нравилась, и он был уверен, что и всем остальным – тоже?
Реклама еды СССР, которая сейчас выглядит жутко
Есть сейчас такая реклама, посмотрев которую, я абсолютно уверена, что никогда и ни за что не куплю этот продукт. И все потому, что выглядит она совершенно кошмарно. В СССР такие рекламные плакаты тоже попадались.
Персонаж на плакате – просто ужас. Вроде бы это ребенок. Но если присмотреться к его лицу, кажется, что в стакане отнюдь не морс.
Еще один плакат с его участием. Такой же кошмарный.
Мне одной кажется, что у девочки рот как будто измазан кровью?
Будущая «основа» блюда рекламирует наиболее подходящий для себя соус. Жутковато, не правда ли?
С этим товарищем мне не хотелось бы встретиться в темном переулке.
И да, так тоже рекламировали еду в СССР
Иногда смотришь на рекламный плакат, и не знаешь – то ли плакать, то ли смеяться. Сейчас некоторые плакаты, которые иначе как trash, не назвать, делаются такими специально. Но в Союзе это было скорее случайностью.
Как вы думаете, почему этого гражданина на плакате так перекосило? И название организации-производителя напитков как-то не внушает доверия.
Тоже очень странный персонаж на рекламном плакате. По-моему, те, кто выглядел так, понятия не имели о том, что вообще такое «Крем-Сода».
Очень убого выглядящий даже на рекламном плакате советский «гамбургер». Даже не хочется представлять, каким он был в жизни.
Так и хочется сказать: «Ты же лопнешь, деточка!».
Этот советский гражданин – просто готовая антиреклама последствий регулярного и неумеренного употребления пива.
Советская реклама продуктов вряд ли была такой уж полезной и носила в основном ознакомительный характер, ведь альтернативы у большинства граждан просто не было.
Тем не менее в общей массе попадаются очень интересные и оригинальные даже по современным меркам плакаты. Есть и такие, при взгляде на которые очень хочется узнать: о чем же думал автор, нарисовавший это.
А как вам советская реклама продуктов в сравнении с современной? Каковы ключевые различия?
«Пупсикъ» и советский сидр: как в царской России и СССР рекламировали еду
Порылись в «Бумажных сокровищах» — лавке с антикварными бумажными артефактами — и показываем несколько десятков этикеток, рекламных плакатов и других документов про самую разную еду и напитки, выпущенных с конца 19 века до середины 70-х годов 20 века.
До революции 1917 года
Реклама гастрономической лавки у стен Кремля, кефир в лепешках и романтичный конфект
От союза сталинского ампира с шоколадом до предка современного «Доширака»
«Сталинский ампир — это не только высотки и помпезная мебель, но и роскошно оформленные конфетные коробки и винные этикетки, а хрущевский минимализм — не только пятиэтажки и дань оттепели в виде колченогих торшеров и фотопортретов Хемингуэя, но и изящные, блестяще исполненные образцы промышленной графики.
Оригинальные (выполненные гуашью, тушью и белилами) работы художников-графиков, которые легли в основу всем известных этикеток, утверждали на самом высоком уровне, а затем тиражировали для нужд народного хозяйства. Здесь и далее — наглядное представление, как изображали продукты питания и упаковку для них в период с конца 1930-х до начала 1960-х годов».
Дмитрий Вишневский: «Разработкой рекламных материалов и упаковки для еды и напитков в СССР занимались нередко известные художники. И самый показательный случай — работы участников ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) для пищевой промышленности. Это известные многим плакаты преподавателя этого учебного заведения знаменитого художника, графика и фотографа Александра Родченко. Или — его же, совместно с супругой Варварой Степановой, панно на стене Дома Моссельпрома в Калашном переулке, которое рекламировало продукцию этой организации: конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка». Текст этой рекламы придумал поэт Маяковский, ему же принадлежат и десятки других слоганов для пищевой промышленности — например, «Долой запивающих до невязания лык,/но пей Трехгорное пиво — пей «Двойной золотой ярлык».
Каждый советский человек прекрасно помнит агитационные плакаты СССР и лозунги, которые в наше время превратились в крылатые фразы. Такие плакаты имели самые различные цели.
Маргарита МИГУНОВА
Журналист с 2015 года. Работала в информационных изданиях, в журналах «Юг-новая общественная газета», «Новости Регионов России» и «Что происходит». Являюсь автором канала в «Яндекс Дзене».
Маргарита МИГУНОВА
Каждый советский человек прекрасно помнит агитационные плакаты СССР и лозунги, которые в наше время превратились в крылатые фразы. Такие плакаты имели самые различные цели. К примеру, они доносили до общественности отношение правительства к определенным событиям и пропагандировали человеческие ценности. В настоящее время эти плакаты являются элементами нашего культурного наследия.
«Наши дети не должны болеть поносами»/Фото:© m2ch
Задача рекламных советских плакатов заключалась в том, чтобы дать людям точную информацию о товаре. В советскую эпоху рекламным дизайнерам приходилось не просто. В те годы торговать могли только государственные компании, а цензура устанавливала жесткие правила. Но не смотря на все, у советских гениев рекламы получалось делать отличные продукты. До сих пор некоторые плакаты СССР остаются интересными.
«Не бей ребенка»/Фото:© reddit
Все дело в том, что еще на начальном этапе, советскую рекламу создавали виртуозы. К примеру, над рекламой в СССР работали поэт революционер Владимир Маяковский и художник Александр Родченко, которые не делали значительной разницы между своим творчеством и рекламными плакатами. Эти люди создавали шедевры.
В советской рекламе было много улыбок, но хорошая реклама не обязательно включала «розовых малышей с улыбкой до ушей». В советской рекламе были разные эмоции – от улыбок, задумчивости до злости. Но присутствовал огромный акцент на позитивный настрой.
«Случайные связи не приветствуются»/Фото:© warnet
Очень долго в советской рекламе жила тенденция изображать более загадочными и красивыми, чем они есть на самом деле. В этом случае, достоверность уступала место красоте. Связано это с тем, что в годы СССР фотография еще не была на том уровне, чтобы сделать ее главным инструментом визуальной рекламы. А так же, большую роль играл особый художественный подход.
Призывы развивать свиноводство. /Фото:© sociumin
Когда в советской рекламе фотография стала обычным делом, но про фотошоп еще никто не слышал, стали появляться бытовые снимки с рекламными слоганами. Всю рекламную нагрузку брал на себя логотип бренда. Советская реклама мало чем отличалась от рекламы в других странах, но в ней отчетливей чувствовались натуральность и простота.
Призывы против алкоголя. /Фото:© arhivach
Есть такие советские плакаты, которые вызывают много вопросов. Интересно, о чем вообще думали авторы и художники? Ведь плакаты действительно вызывают легкое удивление.
Подпишитесь на RRNews.ru
Получайте самые интересные и свежие публикации на вашу почту