а сейчас сидишь вот у меня
Сергей Есенин
Ты меня не любишь, не жалеешь…(+ Анализ)
Сергей Есенин
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, —
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добры вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Дата создания: 4 декабря 1925 г.
Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» 1 вариант
Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно по этой причине адресат стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанного в 1925 году, за несколько недель до трагической гибели поэта, так и не установлен.
Между тем, из контекста произведения ясно, что, скорее всего, оно посвящено женщине легкого поведения, с которой судьба случайно свела Есенина. Доведенный до отчаяния осознанием своей ненужности, поэт в последние годы жизни нередко искал сочувствия у проституток. Но при этом прекрасно понимал, что рассчитывать на их благосклонность можно лишь за деньги или же угощения. Именно по этой причине, вероятно, и родилась первая строчка стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь».
Свою случайную знакомую поэт характеризует достаточно красноречиво и недвусмысленно, отмечая: «Молодая, с чувственным оскалом». Но при этом Есенин подчеркивает, что в ее жизни он – лишь очередной эпизод, мимолетное явление. И путана вряд ли запомнит имя того, с кем провела эту ночь. «Многим ты садилась на колени, а теперь сидишь вот у меня», — отмечает автор. Эта связь его также не волнует и не вызывает возвышенных чувств. Человек, побывавший в постелях многих женщин, воспринимает очередное любовное приключение без энтузиазма. «Как случайно встретился с тобою, улыбнусь, спокойно разойдясь». – отмечает он.
Есенин прекрасно понимает, что его новая подруга также забудет о нем уже на следующих день. Однако в ее сети наверняка попадутся менее опытные кавалеры, которые искренне поверят в лживые слова о любви и наигранную страсть. Поэтому автор предупреждает свою визави: «Только нецелованных не трогай, только негоревших не мани». Он понимает, что легкомысленность этой женщины, которая по-своему прекрасна, может причинить неискушенным молодым людям глубокую душевную рану.
Поэт не исключает, что когда-нибудь судьба вновь сведет его с коварной искусительницей, однако это его нисколько не беспокоит. Равнодушный к лживым словам, он признается сам себе в том, что уже перестал видеть в женщинах их лучшие качества. Его душа опустошена, и виной всему – череда неудачных романов, отсутствие взаимопонимания с избранницами. Поэт с горечью отмечает, что «кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», подразумевая, что чистые и искренние чувства ему уже недоступны. А значит – жизнь подходит к своему логическому завершению.
Преображение (Маленькие поэмы)
Есенин.С.А. Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив? Не смотря в лицо, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив. Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? Знаю я — они прошли, как тени, Не коснувшись твоего огня, Многим ты садилась на колени, А теперь сидишь вот у меня. Пусть твои полузакрыты очи, И ты думаешь о ком-нибудь другом, Я ведь сам люблю тебя не очень, Утопая в дальнем дорогом. Этот пыл не называй судьбою, Легкодумна вспыльчивая связь,— Как случайно встретился с тобою, Улыбнусь, спокойно разойдясь. Да и ты пойдешь своей дорогой Распылять безрадостные дни, Только нецелованных не трогай, Только негоревших не мани. И когда с другим по переулку Ты пройдешь, болтая про любовь, Может быть, я выйду на прогулку, И с тобою встретимся мы вновь. Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…» Я отвечу: «Добрый вечер, miss». И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, — Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь.
Анализ стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь» Есенина 2 вариант
Любовная лирика Есенина представлена большим количеством произведений. У поэта было множество женщин, каждой из которых он посвящал свои стихотворения. В большинстве случаев есть возможность установить конкретного адресата, учитывая обстоятельства жизни Есенина. Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанное поэтом незадолго до смерти (декабрь 1925 г.), не позволяет с уверенностью говорить о конкретной женщине. Из содержания становится понятно, что поэт имеет в виду простую «ночную бабочку».
С самого начала стиха Есенин показывает ненатуральность и временный характер любовных отношений. Женщина не смотрит лирическому герою в глаза, он сам «не нежен и не груб с ней». По сути любовники глубоко равнодушны друг другу. Их свела вместе животная чувственная страсть, которая не оставит в душе ни малейшего следа. Автор обращается к женщине с риторическими вопросами о том, сколько же мужчин было в ее пустой и холодной жизни.
Есенин не обвиняет женщину, вынужденную таким образом зарабатывать себе на жизнь. Ее воспоминания о многочисленных любовниках не вызывают у него чувства ревности. Он признается, что сам любит ее «не очень». Возможно, поэт чувствует некоторое духовное родство с проституткой. Его пылкие романы также не привели к прочным отношениям. Продолжая беспорядочную жизнь, автор уже не ждет чуда. Он ограничивается мимолетными связями, лишь в воспоминаниях «утопая в дальнем дорогом».
Сергею Есенину бесконечно жаль своей минувшей молодости. Он понимает, что известность и слава развратили его, притупили прежние возвышенные чувства, заставили испытать разочарование в любви. Душевная опустошенность привела к тому, что автор уже чувствует себя глубоким стариком. Он никому не желает повторения своей судьбы, поэтому просит свою опытную подругу «нецелованных не трогать».
Есенин ни разу не называет имени женщины. Становится понятно, что для него это не имеет никакого значения. Скорее всего, это было знакомство на одну ночь. Повториться встреча может только совершенно случайно на улице, когда «ночная бабочка» будет увлечена уже другим партнером. Ироничное обращение поэта «miss» показывает всю ненатуральность таких «любовных отношений».
Гой ты, Русь, моя родная…(+ Анализ)
В финале поэт заявляет «кто сгорел, того не подожжешь». Это значит, что настоящую любовь можно испытать только в молодости. Нужно беречь это великое чувство и не растрачивать свои душевные силы на мимолетные связи.
Анализ стихотворения «Ты меня не любишь не жалеешь…» 3 вариант
Создано данное стихотворение Сергеем Александровичем Есениным незадолго до смерти. Называется первыми строками произведения «Ты меня не любишь, не жалеешь…» В творении в полной мере отражается ощущение одиночества и пустоты, а также горькое осознание никчёмности всего жизненного пути. Именно такое состояние было у поэта несколько последних лет его жизни.
Следует отметить, что перед своей гибелью Сергей Есенин был в полном одиночестве. Он покинул свою последнюю жену не оттого, что супруги не находили взаимопонимания. Казалось Сергей не находил взаимопонимания сам с собой.
Стихотворение полно безрадостных мыслей, которыми поэт не стесняется поделиться с читателем. А свою собеседницу, к которой обращён весь монолог, он рисует как чувственную, но одновременно с этим бездушную женщину. При этом поэт не делает её никаких замечаний, вероятно, даже сочувствуя ей.
Главная деталь стихотворения – это несостоявшиеся любовные отношения между героем и героиней, которые привели к полному одиночеству и бессмысленному существованию. Именно так поэт показывает, что рано или поздно наступает та черта, которая разделяет мужчину и женщину — эта та грань, после которой не может быть отношений.
В стихотворении используются лирические мотивы, которые просто переполнены чувствами и мыслями. Они скрываются в глубине души самого поэта. Именно поэтому следует уверенное утверждение, что в произведениях, которые были созданы Сергеем, лирический герой и есть сам автор — это одно целое.
Одиночество и законченность жизненного пути
Сюжет произведения представляет собой путешествие в своеобразное прошлое, которое совмещено с мыслями о настоящем. В стихотворении автор слегка затрагивает будущее, и небрежно рассуждает о нём.
По развитию сюжета становится понятно, что душа героя истощилась, устала метаться, и, вероятно, готова сделать передышку. В этом состоянии автор рассуждает о прошлой жизни, стараясь сделать выводы и подытожить определённую часть своего жизненного пути.
В сюжете присутствуют воспоминания из жизни, а именно история о девушке, которая равнодушно отнеслась к молодому человеку. Поэт говорит об обманчивости такой женщины, которая обнимая одного, в свою очередь, думает о другом человеке. Такая женщина неспособна к ответственным поступкам, её мысли на самом деле находятся очень далеко.
Главный герой акцентирует внимание на том, что и у него уже совсем нет любви, он просто не может свыкнуться с мыслью о том, что его когда-то обманули. Он отмечает, что встреча с данной женщиной была случайной, связи и отношения просто-напросто бессмысленны. В их общении присутствовала лишь страсть и расставание не навредит ни одному и ни другому, даже не вызовет грусти у «якобы» возлюбленных.
По сюжету произведения Сергей Есенин спокойно анализирует происходящие в его жизни, он отмечает, что на данном этапе жизненного пути уже ничто не может его огорчить или потревожить. Автор ясно дает понять читателю, насколько пустыми и бессмысленными могут быть отношения. Такое общение ничем хорошим не закончится.
Главное, на что старается обратить внимание читателя поэт, так это осознание собственного одиночества, а также неприязнь к окружающему миру. Страсть, периодическая влюбленность, личностное общение с девушкой – все это уже никогда не принесет радости автору. Данные мимолетные увлечения просто-напросто не способны заменить настоящую и единственную любовь в жизни человека. Такие отношения не понаслышке знакомы Сергею Есенину, он прекрасно знает цену такому общению и не желает обманывать самого себя, создавая имитацию иллюзии счастья. Это всего лишь страсть и ничего более.
Чувственность, возникающая у человека, способна вызвать у автора лишь отторжение, так как не сопровождается особенным единением душ женщины и мужчины. У автора даже отсутствует доброжелательность, он не намерен скрывать очевидные вещи.
Месяц рожу полощет в луже.
Поэту свойственна прямота, так как ходить вокруг да около – это не в его стиле. Он напрямую может поинтересоваться у девушки, сколько она губ и мужских рук помнит за свою жизнь, сколько раз и у скольких людей она сидела на коленях, а также скольким она дарила свою ласку.
В стихотворении главный герой отмечает, что происходящее вокруг него – это просто-напросто любовные игры, которые основаны только на страсти. Здесь полно всяческой фальши, а также имитации настоящих чувств. Поэту весьма знакомы такие ощущения, и они его изрядно тяготят. В стихотворении описан своеобразный мысленный итог, который указывает на то, что не произойдет в его жизни больше такой ситуации, которая способна будет потревожить внутреннее состояние души.
В строках стихотворения присутствует и обращенность к прошлому, особенные личностные воспоминания поэта. В ходе повествования автор признается, что утопает в монотонном жизненном пути, что никогда уже не сможет по-настоящему полюбить, так один раз уже влюбился, и закончилось это неудачей. Из этого следует заключение, что по-настоящему истинным духовным чувством была любовь в прошлом, и повторить такие ощущения невозможно.
В сюжете стихотворения рассказывается про женщину, которая сидит у главного героя на коленях. Таким образом, показана страсть, которая присутствует между центральными образами. Здесь сразу же следуют признания автора. Теперь его душу ничто не сможет потревожить и он четко дает понять, что страсть и духовная близость – это две совершенно разные вещи.
В тексте присутствуют и показательные просьбы-приказы со стороны главного героя. Которые обращаются именно к героине, именно к той, которая обладает «чувственным оскалом». Автор напоминает читателю об осторожности обращения. В стихотворении читателю дается явное понимание того, что женщина, с которой он общался в свое время, оказала разрушающее воздействие на его личность. Поэт четко указывает, что полностью разобрался во взаимодействии полов и любовных отношениях, теперь он точно знает, что разрушение, без любви и настоящей привязанности, неизбежно.
Особенности композиции и художественных приемов
В произведении присутствует особенная линейная композиция. Она имеет нестандартную концентрацию, главное отличие – это изысканная закольцованность в строках. В сюжете присутствует заключение, которое одновременно перекликается с первыми словами, с которых и началось стихотворение.
Герой акцентирует особенное внимание на том, что женщина, в которую он был влюблен, его не любит и не испытывает к нему даже чувств жалости. У нее просто-напросто нет никаких чувств к этому человеку. Но одновременно с этим мы слышим и личностное признание несчастного поэта о том, что и он равнодушен к такого рода отношениям. Такие нравоучения объединяют центральные образы.
Присутствуют в тексте и показательные экспрессивные определения, особенно заметные в самих образах, представленных читателю.
По-особенному интересен оборот «чувственный оскал», который присущ женщинам-хищницам. Он определенным образом пугает и показывает, что такая личность непросто равнодушно относится к окружающим ее людям, а в какой-то мере становится опасна для них.
Поэт фактически умоляет таких женщин не портить жизнь тем людям, которые еще не горели страстью и не поняли настоящих ощущений.
Другие мужчины в сюжете представлены в виде своеобразных теней. А страсть, которая исходит от главной героини – в виде огня. Глаза такой девушки «очи» просто излучают обман и указывают на то, что любви в них уже давно нет и окружающие ей безразличны.
Следует отметить, что особенный динамизм и композицию в единстве придают именно рефрены. Такие повторы присутствуют практически в каждой строке произведения, к примеру, «Только» и «кто»
Поэт четко передал читателю свои цели. Он объяснил, что сильно одинок и не видит смысла в возможном возрождении.
А сейчас сидишь вот у меня
You don’t love me, you don’t have compassion,
Maybe I am handsome not enough,
You don’t look in face with wild passion
putting arms on shoulders without love.
Показать полностью.
I’m not rude or gentle with you, dear,
You’re so young and you’ve got sensual grin,
Tell, how many kissers you had here?
How many hands and lips have known your sin?
Yes, I know their shades passed-by your being
And they didn’t touch your wanted blaze,
You set down on their knees, I’m meaning,
Now you’re on my knees, we’re face to face.
Let your eyes are almost closed, and maybe
Now you think about somebody else,
Ah, I love you not so much, oh, baby,
Drowning in my former and sweet tales.
Do not call the Fate our tiresome fever,
Our passion frivolous and fast,
I have met you accidentally, dreamer,
I will smile in parting, all is dust.
Yes, you’ll go your own way, and wasting
fire through the mournful days of fall,
Do not touch the innocent, you’re tasty,
Do not call unburned, oh, do not call.
And when on the lane with someone other
you will go with talking about love,
Maybe I will walk myself and rather
I will meet you and it won’t be rough.
You will turn your shoulders to him quietly,
Oh, and with a little bending down,
You will say good evening very lightly,
I will say good night, miss, with a bow.
Rest of soul won’t be disturbed whenever,
Nothing takes us with the violent pain,
Who had love just cannot love forever,
Who had burnt just cannot burn again.
Сергей Есенин
Попали на глаза эти строчки.Не мог не записать.Уж очень понравились.
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добры вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю.
Не люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.
Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.
Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.
Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.
Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И, чтоб прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан:
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любит хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки,
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих, цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой,
Хоть в свои, хоть в чужие дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела,
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок!
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы,
И отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил, и знаменит.
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку,
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле.
И с тобой целуюсь по привычке,
потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.
«Дорогая», «милая», «навеки»,
А в душе всегда одно и то ж:
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.
Оттого душе моей не жестко
Ни желать, ни требовать огня,
Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня.
Но, всегда ища себе другую
И томясь в неласковом плену,
Я тебя нисколько не ревную,
Я тебя нисколько не кляну.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле.
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.
Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.
Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!
Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.
Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: «Я твоя».