а муку кто добавлять будет мем
«Мы никогда не будем смешнее русских» Русские мемы свели с ума иностранцев и вышли на международный уровень
Этим летом невероятную популярность за рубежом приобрели российские мемы. Шутки про русских стали переводить на другие языки, чтобы иностранцы смогли наконец познать необъятную русскую душу. Теперь западные пользователи считают, что россияне — самые гениальные творцы мемов. «Лента.ру» рассказывает, как юмор наших соотечественников покорил иностранцев.
Нужно больше котиков
Одним из первых на русские мемы обратил внимание американец под ником @hieromance. Его поразила картина китайского художника Мингма Сана, которую он случайно увидел на просторах рунета. На полотне была изображена женщина в красной одежде, сидящая за столом в комнате. Дверь помещения была открыта, а в ней виднелась гигантская голова кота.
Весной 2016 года эту картинку опубликовали в нескольких крупных российских пабликах во «ВКонтакте», после чего она быстро набрала вирусную популярность. Мем прозвали «Опять этот гигантский кот», чаще всего его использовали в тех случаях, когда хотели показать борьбу маленького человека с чем-то большим и могучим.
Судя по всему, американец наткнулся на эту шутку в «Мемепедии», потому что он взял оттуда ее описание и перевел его на английский язык, а затем опубликовал на своей странице в Twitter.
«Я смотрю на русские мемы и схожу с ума: это действительно хорошо, — написал @hieromance 14 июня. Его пост быстро распространился по американскому сегменту соцсети: пользователи из США сделали более шести тысяч ретвитов и поставили почти 20 тысяч лайков под мемом с гигантским котом.
Однако на этой картинке история не закончилась. На аккаунт американца обратили внимание пользователи Twitter из России. Россияне обрадовались интересу иностранцев и решили устроить им настоящий ликбез. Под оригинальным постом они стали делиться другими абсурдными мемами, публикуя в описании их расшифровку на английском языке.
В итоге @hieromance и его подписчики узнали о существовании таких популярных мемов, как «Кусь», «Страдающее Средневековье», «Мыш кродеться» и многих других. Американцы были в восторге.
Русский мем един
Спустя несколько недель русские мемы добрались и до жителей Великобритании. Это случилось благодаря анонимному англичанину из города Лидса, который поддержал увлечение американцев и создал в Twitter специальный аккаунт с русскими мемами и их переводом на английский язык. Страница получила название Russian Memes United.
В разговоре с журналистами британец рассказал, что его мать — русская, и сам он регулярно общается с родственниками и друзьями из России. Тем не менее раньше ему не доводилось видеть российские мемы, он познакомился с ними благодаря американцу @hieromance.
«Все началось с волны твитов [о русских мемах] три или четыре недели назад. После этого мои друзья из России начали присылать мне картинки. Какие-то из них казались мне смешными, какие-то — нет», — рассказал автор блога изданию TJ.
Он сообщил, что имеет базовые знания русского языка, однако их не хватает для качественного перевода картинок, поэтому он использует онлайн-словари и просит помощи у друзей и знакомых для разъяснения непонятных моментов.
За первые несколько недель в блоге Russian Memes United появилось более 150 мемов, переведенных на английский язык. К концу лета их количество выросло до 570. Некоторые посты набирают тысячи ретвитов и лайков, на страницу британца подписались около 22 тысяч человек. По подсчетам автора, примерно половина — англоязычные пользователи.
Британец начал знакомить других иностранцев с русской мем-культурой с картинки «Я твой дом труба шатал», которая была популярна во «ВКонтакте» в 2011 году. Кроме того, он уделил много внимания шуткам с домашними животными и средневековыми картинами («Страдающее Средневековье»).
«Я удивлен, что мемы пользуются такой популярностью у россиян», — поражался блогер, когда увидел необъятное количество шуток на русском языке. За усердие в расшифровке мемов журналисты нарекли британца послом русскоязычного юмора на международной арене.
Как тебе такое, Илон Маск?
В середине августа, когда многие пользователи уже начали забывать о переведенных русских мемах, в американской блогосфере снова подняли эту тему. На этот раз 22-летняя жительница Бостона по имени Кортни опубликовала на своей странице в Twitter несколько картинок со странными изобретениями россиян.
Речь идет о меме полугодовалой давности «Как тебе такое, Илон Маск?». Его суть заключается в следующем: пользователи находят самые нелепые изобретения, а затем «бросают вызов» главе компании Tesla и Space X. Мем стал популярен в России после того, как Маск запустил в космос ракету-носитель Falcon Heavy с электрокаром на борту.
«Судя по всему, в России есть мем, где пользователи обращаются к Илону Маску в картинках с супертупыми лайфхаками и изобретениями, спрашивая «а как тебе такое, Илон Маск?». Выходит, нет в мире лучшей страны в плане мемов, чем Россия», — написала Кортни, приложив к посту несколько забавных примеров с шутками, адресованными Илону Маску, и добавила, что американцы никогда не будут такими же смешными, как русские.
Твит американки моментально стал вирусным. В комментариях многие хвалили создателей русских мемов и называли их шутки гениальными.
«Это потрясающе. Кто знал, что русские — мастера мемов?» — написала одна из подписчиц Кортни. «Черт, Россия выиграла соревнование в мемах», — написал другой американец. Еще один пользователь добавил, что специально учит русский язык, чтобы быть в теме всех последних шуток.
«На сто процентов согласен! Русские мемы — высший класс. Это единственная причина, по которой я учу русский язык».
Через некоторое время к треду подключились русскоязычные завсегдатаи Twitter, которые начали отправлять девушке другие популярные русские мемы. Больше всего Кортни оценила шутку «Мыш кродеться». Она ответила, что обожает мемы про мышь, и попросила отправлять ей как можно больше подобных картинок.
Спустя пару дней американцы распробовали русский мем, посвященный главе Tesla, и начали публиковать в сети свои варианты нелепых изобретений. В ход пошли бутылки из-под воды, которые использовались вместо тапочек, а также кипятильник из двух проводов и двух лезвий.
Засмеялся — славянин
Самый популярный в мире видеоблогер шведского происхождения Феликс Чельберг, более известный широкой аудитории под псевдонимом PewDiePie, на протяжении многих месяцев периодически задевает Россию. То он без причины пишет в Twitter отборные ругательства на русском языке, то исполняет гимн Советского Союза на одном из своих игровых стримов, а весной 2018 года разразился сразу двумя роликами серии You Laugh — You Slav («Засмеялся — славянин»), где решил показать зрителям десятки забавных роликов из России, которые у нас уже давно превратились в мемы.
В первом видео Чельберг показал сравнение технологий России и США. Слева в кадре изображен навороченный робот-собака от Boston Dynamics, а справа — алкоголик, который ползает по земле без штанов. Подпись к ролику гласит: «Технологии 2016».
Материалы по теме
Чувство мема
«Вы можете сейчас же сказать, что Россия как минимум на 20 лет обогнала Америку. Это секретные кадры, которые ранее нигде не были опубликованы», — пошутил PewDiePie.
Затем блогер посмеялся над старым роликом про пьяного мужчину в карете скорой помощи, который много раз подряд бьется головой о железный поручень и матерится.
«Каков средний уровень IQ в России? Должно быть, не менее 70», — заключил швед, однако позже извинился за обобщение.
Ролики PewDiePie про российские мемы посмотрели огромное количество пользователей. Первое видео набрало почти 10 миллионов просмотров и 525 тысяч лайков, а второе — около 7 миллионов просмотров и 320 тысяч лайков.
Комментарии под обоими роликами захватили русскоязычные пользователи. Они не обиделись на Чельберга, наоборот — благодарили популярного блогера за то, что тот по-доброму посмеялся над жителями России.
«Швед из Японии делает для популяризации России больше, чем вся наша пропаганда», — констатирует один из зрителей PewDiePie.
Некоторые критикуют PewDiePie за то, что он часто публично матерится по-русски. Блогер буквально легализовал ругательство «syka *** (блин)» на международном уровне. Короткое и эмоциональное «syka ***» превратилось в межкультурный знак, позволяющий людям из разных стран легко понимать друг друга вопреки холодным войнам и глобальным противоречиям. Этим летом и в России, и в мире появился богатый запас мемов, который помогает без идеологических преград общаться на одном языке.
Мемология — учи сейчас, чтобы не было стыдно перед детьми потом
1. Девочка-катастрофа
Маленькая улыбающаяся девочка на фоне горящего дома — мем, известный всем. Пришло время узнать о нём больше. Девочку зовут Зоя Рот, фотография была сделана в далёком 2007 (который никто не сможет вернуть), автор фотографии её отец Дэвид Рот. На самом фото запечатлён не настоящий пожар, а тренировка пожарных в условиях, приближенных к реальным. Отец фотографировал именно их, а дочка попала в кадр случайно. Зоя с тех пор сильно подросла, её новые фотки можно найти в сети.
2. Смеющийся азиат
Черно-белая картинка с выразительно смеющимся азиатом — довольно древний мемчик. Изображён на нём знаменитый китайский баскетболист Яо Мин, игравший в то время в NBA в команде Houston Rockets. Примечателен Яо тем, что он китаец с ростом 2 метра 29 сантиметров. Был выбран первым номером драфта в 2002 году — это значит, что его оценили как самого перспективного новичка среди всех. Лицо, знакомое всем по мему, Яо скорчил на одной из пресс-конференций. Вышло так выразительно, что Яо Мин, наряду с «залом славы NBA», вошёл и в золотой фонд мемологии.
3. 241543903
Этот вирусный мем практически неизвестен у нас, но в своё время прогремел неслабо. Вбей в Гугл цифры 241543903 и нажми поиск по картинкам. Поисковик обнаружит сотни фотографий людей, засовывающих головы в морозилку. Это яркий пример вирусного распространения информации. Смысл такой: никому не известный художник Дэвид Хорвиц сделал первую такую фотку и запостил её на различных ресурсах с просьбой повторить, залить свой результат и добавить к нему указанные цифры. Люди любят заниматься ерундой, и очень быстро появились сотни фото со всех уголков мира. Залив такую фотографию, пользователь вбивал цифры в поисковике для проверки. Количество запросов быстро росло, таким образом мем и закрепился.
4. Карл
Мем «Карл» используются для усиления эмоции, либо подчёркивания какой-то абсурдности. На картинке изображён мальчик в шляпе и какой-то мужик, донимающий Карла всевозможными пояснениями. Кадры эти взяты из сериала «Ходячие мертвецы» (3 сезон, 4 серия). Предметом разговора была жена главного героя, которая должна была родить, но умерла. Этого мужика кстати зовут Рик Граймс, а сына — Карл, благодари Кэпа.
5. Doge
Вообще в интернете правят котики, их сколько угодно — и только немногие собаки могут состязаться с ними в популярности. Самый известный пёс сети — это Doge (намеренно неправильно написанное слово dog). Родился он банально до жути: какой-то анон залил фоточку своего пёсика породы сиба-ину с комментарием «посмотрите какая морда у собаки, ору с неё уже час». С тех пор весь мир «орёт» над Doge настолько, что даже была создана Doge-криптовалюта.
6. Длинный Джонсон
В том, что Long Johnson существует, нет никаких сомнений, но никто не знает, как он выглядит, и уже не узнает. Видел Длинного Джонсона только кот (который и сообщил о его присутствии). Доподлинно не известно даже имя кота. Видео с ним впервые появилось в 1998 году, позже было перезалито на Ютуб и в 2012 добралось до «Южного Парка». Безымянный чёрно-белый кот произносит имя «Oh, Long Johnson», потом спрашивает: почему я это вижу («why i eyes ya»). Ходят споры: действительно ли с Длинным Джонсоном пришёл и Дон Пиано или это плод фантазии. Дальнейшие слова кота разобрать сложно.
7. Facepalm
Фэйспалмов можно найти сколько угодно, но есть один — каноничный. На нём изображён лысый дед, опустивший голову и прикрывающий ладонью лицо. Деда зовут Жан-Люк Пикар, и он капитан космического корабля Энтерпрайз из сериала «Звёздный путь». Сила мема в том, что его значение будет понято каждому, вне зависимости от расы, религии, половой принадлежности и количества хромосом. Поэтому чаще всего этот мем не сопровождается никакими подписями — ведь всё понятно и так.
8. Гуф умер
9. Лягушонок Пепе
Один из старейших и самых популярных мемов в мире, имеет тысячи вариаций, но всегда узнаётся с первого взгляда. Пепе появился на свет в 2005 году, несколько лет гулял по локальным форумам и к 2008 добрался до 4chan. Там местные аноны раскрутили лягушонка до настоящей суперзвезды мемного Олимпа. Сегодня популярность лягухи такова, что правые движения США используют Пепе как свой символ. Каноничный Пепе всегда грустный, но кого это волнует сегодня?
10. Мужик на пляже
Коллаж из нескольких фоток какого-то мужика на пляже, который задумчиво смотрит на песок, утекающий у него сквозь пальцы. Мужика зовут Владимир Брест, но он не из Бреста, а из Самары. Он ужасный певец ужасных песен, имеет 412 подписчиков на канале, 411 из которых пришли после популяризации мема. Ссылки на него не будет — это ради твоего же блага.
11. Упоротый лис
Потрёпанного вида чучело лисы с выпученными глазами заставило «орать» весь рунет в 2012 году. Этот лис реально выглядит упоротым, беспечно сидя на стуле. Создатель чучела — британка Адель Морзе. По её словам, на изготовление лисы ушёл целый год, но из-за отсутствия опыта были допущены ошибки, поэтому лис приобрёл такой вид. Адель выставила лиса на eBay, где его и купили за 330 фунтов стерлингов. Вскоре упоротый лис обрёл известность, а наиболее популярным он стал именно в России.
12. Сенсей тролль
Есть у фотографии с Конфуцием, дающим различные советы, одна проблема. На ней не Конфуций (который умер ещё до нашей эры), а японец Морихей Уэсиба, впрочем, он тоже уже умер. Морихей был великим мастером айкидо, обучившим огромное число учеников, многие из которых сами стали сэнсэями. По канонам мемологии, Морихей Уэсиба должен давать простые и понятные советы, но обязательно с небольшими оговорками.
Так оладьи или омлет?
>Так оладьи или омлет?
а если поттролить и закинуть рецепт варенья без ягод?)
такие же споры будут?)
Согласен с Антоном. Это как чай без заварки и без сахара. И если чай без заварки и без сахара назвать «Production of great Hypsters Fashion Style»©. Он от этого вкусней не станет.
А не лучше ли пельменей навернуть?
Круто было бы в живую услышать этот спор.
Напоминает спор вегана и мясоеда о том, что веганские котлеты из крупы и еще какой-то хрени это не котлеты а скорее оладьи или типа того и эпитеты подходят «котлеты мать их за яйца без ёпаного мяса»)))
даже читать не стал эту куйню
Хм, сохраню-ка я пост.
Столько полезных советов по готовке я еще нигде не встречала в столь понятной и доступной форме.
Рамзи такой диалог одобряет.
А если я всегда добавляю муку в омлет, чтобы он поднялся, то это делает его блинами или нет? Нужна картинка динозавра-философа.
боже давно я так от души не ржала. спасибо автору и комментирующим)) настроение даже подняли.
Мне кажется, они друзья на самом деле)))) Это было очень весело читать, славно сработанный диалог)
История о том, как Адам поссорил Антона с Иваном и соскочил.
чем то мне их высокоинтеллектуальный диалог напомнил мужика из этого фильма.
Как устроена индустрия мемов и можно ли на них заработать
Мемы — явление не новое. Однако с течением времени «смешные картинки» из интернета не превратились в заезженный креатив, а проникли во все сферы жизни. Сегодня мемы задают новые стандарты маркетинга, становятся политическим инструментом и даже меняют поведение людей. Почему мемы так популярны во всех областях?
Термин мем (от греч. подобие), несмотря на кажущуюся игривость, имеет научное происхождение. В 1976 году его ввел эволюционный биолог Ричард Докинз. Он предложил считать мемом «единицу культурной информации, ведущую себя как ген», то есть способную копировать саму себя. В качестве примеров ученый привел тренды, технологии, моду, устойчивые выражения, которые распространяются среди людей подобно генам в генофонде.
С появлением интернета понятие мема вырвалось в медиапространство, потеряв большую часть своей «наукоемкости». Мемами или «мемасами» стали называть вирусный контент, как правило, ироничного содержания. Первыми образцами мемов в Рунете считаются «Превед, медвед», «Мистер трололо» Эдуарда Хиля и «олбанский» язык.
Сегодня мемы стали привычным явлением, но сохранили при этом статус одного из самых притягательных объектов массовой культуры, к которому не ослабевает научный интерес. Правда, попытки изучать современные мемы сейчас больше напоминают игры в догонялки. Если еще несколько лет назад мем оставался объектом внимания продолжительное время — так, например, в течение года кочевал в медиапространстве и за его пределами знаменитый Упоротый лис, — то сейчас отдельно взятый мем моментально (иногда в течение 24 часов) теряет свою актуальность.
Исследователи отмечают, что насыщенный контекст и скорость изменения повестки тем не менее не исказили природу «мемасов».
«Будь то цитата политика или визуальный образ, неважно, смысл мема в том, что он всегда точно характеризует какую-то конкретную историю и в то же время оказывается применим к другим частным ситуациям, — говорит кандидат филологических наук Ксения Туркова. — Например, народное «Денег нет, но вы держитесь» от премьера Медведева ярко описывает российскую действительность. Такая фраза актуальна не только в разговоре с крымскими бабушками, но подойдет и для других случаев».
Даже так называемые постироничные (абстрактные) мемы, например «Мыш кродеться», интуитивно понятны большинству и апеллируют к конкретным эмоциям.
Быстрая реакция на события в виде мемов сделала их частью медийной повестки и привычным способом описания действительности. Ни одна церемония вручения «Оскара» или мало-мальски значимый форум не пройдут без россыпи красноречивых сюжетов. Иногда мемы возникают в контексте не просто какого-то события, а продолжительного общественного явления. Тогда они складываются в целые словари или цепочки образов.
«За последнее время, например, появился так называемый словарь «новой искренности» российских чиновников. Мемом стали «макарошки», которыми региональный министр предложила питаться на прожиточный минимум, или «качнуть права» — выражение, адресованное жительнице Канска красноярским губернатором», — делится наблюдениями Ксения Туркова.
Градостроительные преобразования в столице привели к появлению таких мемов, как «Собякура», «похорошение». В этом контексте даже возникло альтернативное название Москвы — «Похорошелла». Эти мемы четко описывают локальные сюжеты, не претендуя на международную повестку. Но у любого образа или явления есть потенциал, чтобы «словить мировой хайп». Непредсказуемость и спонтанность распространения «вируса» можно считать самой интересной составляющей мема.
«Недавняя история со штурмом зоны 51 начиналась как шуточный пранк в малоизвестном американском паблике в Facebook, — рассказывает создатель русскоязычной энциклопедии Memepedia Азат Саттаров. — Администраторы группы предложили штурмовать засекреченную военную базу — «Зону 51» в Неваде, где, согласно многочисленным конспирологическим версиям, власти скрывают инопланетян. Никто не ожидал, что под шуткой «подпишется» миллионная аудитория, последует официальная реакция американских властей и об этом узнает весь мир».
Почти одновременно похожая по степени «заражения» история произошла с инстаграмом Леди Гаги, который превратился в площадку русскоязычных комментариев после новости о том, что певица увела Бредли Купера у Ирины Шейк. Хейтеры начали с требований вернуть мужа законной владелице, но уже в течение нескольких часов чат превратился в обсуждение всего на свете — «от рецептов борща до аренды квартиры в Бирюлево Восточное» — и стал поводом для национальной гордости.
«Эти флешмобы — пример современных социальных вирусов, когда мемом становится массовое поведение людей, спровоцированное соцсетями, — считает исследователь мемов Владимир Гурьянов. — Выглядят они довольно забавно, но при этом отсылают к мрачноватой теории Ричарда Броуди (разработчик Microsoft Word, автор книги «Психические вирусы». — «РБК Стиль»), которая рассматривает мем как своеобразный психовирус, определяющий наше бессознательное поведение».
В теории Броуди наше мышление не всегда состоит из собственных мыслей. Часто мы не думаем самостоятельно, а мысли нам словно бы «инфицируют» вирусами, мемами. И опасность состоит в том, что программа, или «психический вирус», может оказаться вредоносной. В качестве примера безобидных «вирусов» Броуди приводит моду на ношение мини-юбок, а под зловещим мемом, по его мнению, можно подразумевать даже фашизм.
Агрегаторы развлекательного контента появились в Рунете раньше, чем соцсети. «Фишки», «ЯПлакалъ», «Лепра» — первые сайты, где были предприняты попытки создания коммерческих мемов. Ресурсы отличались снобистским имиджем «кузницы контента», а «Лепра», например, даже ввела закрытую регистрацию. С появлением соцсетей нишу заняли паблики, заточенные на монетизацию. Одни из самых популярных на сегодня мем-сообществ — «MDK» и «Борщ» — базируются во «ВКонтакте» и имеют аудиторию в несколько миллионов подписчиков.
«»Борщ» был создан в 2007 году, когда в отсутствие конкурентов не так сложно было привлечь подписчиков с помощью хорошей начинки, — говорит администратор паблика Дмитрий Филатов. — В 2012 году лицом паблика стал Никита Джигурда. Мы также сотрудничаем с известными блогерами и периодически проводим различные офлайн-активности».
Медийную силу подобным сообществам придает явное пренебрежение к цензуре и подростковое нахальство, тем более, что основная аудитория этих пабликов — молодые люди.
Недавно на сообщество «Борщ» подал в суд законодатель Павел Валенчук, обидевшись на мем про самого красивого депутата, к которому можно записаться «на бровки и маникюр», — историю моментально растиражировали медиа. «Настолько вирусных мемов, как с Валенчуком, у нас еще не было, — смеется Дмитрий Филатов. — Нам понравился этот кейс, поэтому, возможно, в ближайшее время мы повысим процент тонких провокационных мемов в рамках закона».
История с обидчивым депутатом — еще один пример того, как ироничная картинка может «уйти в народ». В данном случае не только сам мем, но и реакция «героя» стали поводом для резонанса.
Вычислить профессиональную формулу создания «вирусного» мема пока никому не удалось. Но есть факторы, которые повышают шансы коммерческого мема стать популярным. Например, картинки на тему обсуждаемой всеми актуальной повестки вроде Евровидения или ЧМ по футболу наверняка соберут большую аудиторию, чем рядовые сюжеты. Часто срабатывает и массовая рассылка («форс»), когда картинку начинают распространять в пабликах, сообщениях и комментариях. Пример одного из знаменитых форсет-мемов — мышонок из Рататуя с неприличным высказыванием.
Среди пабликов, зарабатывающих на мемах, есть не только самостоятельные площадки, но и приложения к полноценным медиа. Освоить дополнительный формат подачи новостей в соцсетях (через мемы) пытаются многие СМИ, но удачных попыток немного. В качестве примера можно привести «Образовач», приложение к научному изданию «N+1». А также «Лентач» — паблик, который создавался как приложение к изданию Lenta.ru, но позже стал самостоятельным ресурсом.
По словам главного редактора «Лентача» Тараса Сычева, стратегия СМИ в соцсетях и возможность подавать контент через мемы зависит от формата издания. Но даже если новостной мем-паблик относится к медиа, создает его всегда отдельная команда.
«Редакция «Лентача» состоит из мониторщиков новостей и профессиональных пикчеров, которые рисуют и придумывают мемы. Это специфический креатив, где человек нащупывает эмоцию, которая будет понятна большинству, — говорит Тарас Сычев. — Пикчерами не обязательно становятся люди какой-то конкретной профессии, здесь важны чувство юмора, эрудиция, навыки работы в графическом дизайне». Термин «пикчер» был частью сетевого сленга, но на волне популярности тематических пабликов превратился в профессиональный термин со скоростью распространения мема.
«Впервые слово «пикчер» появилось в комментариях к одной из картинок паблика «Образовач» в 2015 году. С этого момента так стали называть людей, создающих сатирические иллюстрации к различным инфоповодам. По сути, пикчер — это карикатурист нового времени», — говорит бывший редактор «Образовача» Павел Одинев.
Вместе с самим термином возник и мем «пикчер-бог», отчасти подчеркивающий самоощущение представителей профессии.
По словам Тараса Сычева, в своей работе редакция пикчеров использует проверенный способ мозгового штурма. В поисках ироничной иллюстрации пикчеры «крутят» новость с разных сторон, перебирая различные смысловые отсылки и аллюзии, тут может пригодиться и знание Босха, и Стэнли Кубрика.
«Зарабатывают мем-паблики за счет механизмов монетизации, встроенных в соцсети, продажи рекламных постов и нативной рекламы. Прибыльность паблика во многом зависит от популярности и тематики сообщества и, конечно же, гения пикчера», — считает Павел Одинев.
Например, стоимость одного рекламного поста в паблике «Лентач» достигает 60 тыс. рублей. Кроме того, сообщество обладает внятным фирменным стилем и зарабатывает не только на внутреннем продукте, но также на производстве рекламных мемов на заказ.
Маркетинг на грани фола
В маркетинге и рекламе сосредоточен главный коммерческий потенциал мемов. Сегодня они становятся полноправными участниками маркетинговой стратегии бренда, а иногда и основным средством коммуникации с аудиторией. С помощью мемов компании продвигаются в соцсетях и не только.
По словам директора агентства BrandLab Moscow Александра Еременко, привязать популярный интернет-образ к конкретному бренду невозможно. В рекламе срабатывает тот же вирусный механизм, что и при распространении мемов в Сети.
«Как только какая-нибудь компания начинает играть в игру с мемами, ее тут же подхватывают партнеры и конкуренты. Так, например, знаменитый скибиди-челлендж из клипа Little Big повторили, кажется, все — от барбершопов до «Пятерочки» и «ДоДо Пиццы». Участие во флэшмобах или использование мемов дает брендам возможность сделать максимальный охват молодой аудитории за короткое время», — говорит Еременко.
Как рассказали в пресс-службе Сбербанка, во время чемпионата мира по футболу — 2018 благодаря быстрой реакции на новости за одну ночь маркетологам удалось выпустить на рынок два новых продукта: «Мы запустили вклад «Побеждай» со ставкой 6% и кредит со ставкой 11,4%. Фактический объем привлечений средств во вклад по итогам акции составил 371,3 млрд рублей».
«Суть работы эсэмэмщика — отслеживать тренды, быстро реагировать и публиковать пост или рекламу, пока это актуально. Если компания через десять инстанций согласовывает какую-то шутку про актуальный мем и выдает ее запоздало, это обычно выглядит нелепо», — считает лингвист и исследователь мемов Александра Русакович.
Шутливый контент и новостная повестка сегодня так или иначе становятся частью маркетинговой стратегии любого бренда. Но примеров, когда компания в полную силу общается с клиентом на языке мемов, не боится провокационных сюжетов и шуток на грани фола, совсем немного. Зачастую юмор такого типа просто не вписывается в легенду бренда и противоречит его статусу. К тому же требует от smm-маркетологов определенного чутья: привязать мем к продукту — непростая задача.
Среди «отвязных» брендов, создающих мемы для молодой аудитории, лидирует «Бургер Кинг»: «Да, мы окурели в край», «Смотри, не обострись» — еще не самые провокационные слоганы компании. Несмотря на многочисленные суды, стратегия себя оправдывает, успешно привлекая целевую аудиторию.
Конфликтным маркетингом также выделяется компания Aviasales. Бренд широко использует в рекламе новостную повестку, политические и провокационные темы. Для создания рекламных мемов Aviasales обыгрывали Панамский скандал, избиение казаками Алексея Навального в аэропорту Анапы, фото пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова в ярких штанах и множество других сюжетов.
По словам PR-директора Aviasales Яниса Дзениса, самым значимым кейсом компании за последнее время стало «переименование» аэропорта Омска в аэропорт имени Егора Летова. Если на сайте Aviasales ввести «Егор Летов» в окошке с названием аэропорта, сайт автоматически определит город как Омск. В действительности Летов даже не попал в список финалистов конкурса «Великие имена России», что вызвало недовольство жителей региона.
«Тематика мемов не самое, на наш взгляд, эстетичное решение для широкой аудитории, если речь идет о создании авторского продукта, — рассказывают в компании White Russian Studio, которая занимается веб-дизайном и диджитал-продуктами. — Нас как дизайнеров больше радует такая работа, которую мы делали, например, для «Яндекс.Такси». Но бренды активно эксплуатируют все популярное у целевой аудитории, и мемы — неотъемлемая часть этого контента. Часто к нам приходят запросы разработать стиль приложений с тематикой мемов».
То, какими станут мемы в будущем, полностью зависит от контекста, который почти невозможно предугадать.
«Если представить, что в 2004 году нам показали бы мемы 2019-го года, вряд ли бы кто-то их понял и тем более над ними бы смеялся, — рассуждает Тарас Сычев. — Весь этот контент подстраивается под ситуации и вместе с ними эволюционирует».
Вероятно, можно пофантазировать на тему технологий будущего и новых способов распространения мемов, но это будет исключительно шутливая футурология. Исследователи считают, что «мемасы» как единица культурной информации, помноженная на технологии, будут существовать всегда. Главное, чтобы нам было смешно, а не страшно.