а меня нефертити назвал
Валентина Теличкина: На «Беларусьфильме» мне было хорошо
— Валентина Ивановна, как вам сегодня живется-дышится?
— Представьте, найдется олигарх, который даст вам деньги на кино: снимайте и снимайтесь! Что вы стали бы снимать?
— Какие фильмы в вашей судьбе стали для вас этапными?
— У нас в современном кино есть красивые актеры?
— Что у вас на домашнем фронте?
— У вас в семье принято обсуждать ваши роли в кино?
— Стало быть, ваши домашние смотрят ваши фильмы с вами?
— Кто у вас дома хозяин?
— А кто хозяин на кухне?
— К актрисе у меня вопросов нет. Пусть задают вопросы те, кто меня приглашает сниматься. И я на эти вопросы отвечу и словом, и делом. А к человеку у меня есть много вопросов, те, на которые я не могу ответить, я задаю батюшке. Он мне помогает ответить на них. Это сокровенное. В моем возрасте шуточных вопросов мало. Они все решены.
— Обычно ваше появление на экране вызывало добрую улыбку.
— И слава богу! Одно другому не противоречит. Кстати, острохарактерные артисты, если это действительно артисты, редко в жизни шуткуют. Чтобы масло масляное не получилось.
— Вас связывают творческие отношения с белорусскими кинематографистами: в частности, вы снимались у известного белорусского кинорежиссера, народного артиста Беларуси Игоря Добролюбова.
Ненавистная Нефертити
В далекой юности о Египте я только читала смутные сведения в советском учебнике истории. Как-то мне посчастливилось попасть на выставку, где, по разошедшимся по Москве слухам, можно было увидеть знаменитую голову легендарной красавицы Нефертити. Имя ее я слышала, но больше ничего о ней не знала.
Аккуратно просочившись сквозь толпу, окружавшую стеклянный короб на постаменте, я подняла голову. И застыла под леденящим надменным взглядом и змеящейся улыбкой недобрых уст. В непонятных, неосознанных тайниках души всколыхнулась неодолимая неприязнь. Словно я когда-то уже испытывала ее к Нефертити.Я не могла тронуться с места, но толпа сдвинула меня чуть в сторону. Сколько я там простояла сомнабулой – не помню. Но с той поры началось мое увлечение загадочным Египтом и его историей. И когда,годы спустя, я плыла на пароходе по Нилу, ходила по древним храмам и захоронениям, ощущение дежавю не покидало меня.
Когда Аменхотеп узнал о случившемся, он сначала не хотел верить. Открыл рот, словно собирался кричать, попытался подняться, но слабые ноги не выдержали, он рухнул и онемел. Фараона перенесли на кровать, с которой он больше не поднялся. Денно и нощно он мычал, силясь что-то сказать или позвать кого-то, и мутные слезы текли по обескровленным впалым щекам. Мы с Анхесенпаатон не отходили от его постели. На третью ночь он немного успокоился, перестал беззвучно плакать, и сухими ждущими глазами скорбно смотрел в одну точку. Потом взор его прояснился, лицо разгладилось, стало светлым, осиянным и счастливым. Он прошептал: «Кийе, Рейе», и испустил последний вздох.
Весь город оплакивал фараона. В Ахетатоне его любили. Мы препоручили Аменхотепа жрецам, чтобы они приготовили его к погребению.
(На подготовку усопшего к погребению в древнем Египте обычно уходило более двух месяцев. При бальзамировании прежде всего специальными крючками через нос извлекали мозг, из тела удаляли внутренности и, обработав, клали в специальные сосуды с крышками – канопы. Тело помещали в приготовленный состав – натрон. По истечении 70 дней его вынимали, тщательно промывали, внутреннюю полость тела заполняли благовониями, вместо сердца клали изображение жука-скарабея. Оставался скелет, обтянутый кожей, но вполне узнаваемый. Затем тело заворачивали в белые льняные пелены, пропитанные камедью и смолами. Мумию одевали, украшали, на лицо помещали маску, а сверху покрывали саваном. Готовую мумию укладывали в саркофаг. Иногда таких саркофагов было два).
Ненавистная Нефертити
В далекой юности о Египте я только читала смутные сведения в советском учебнике истории. Как-то мне посчастливилось попасть на выставку, где, по разошедшимся по Москве слухам, можно было увидеть знаменитую голову легендарной красавицы Нефертити. Имя ее я слышала, но больше ничего о ней не знала.
Аккуратно просочившись сквозь толпу, окружавшую стеклянный короб на постаменте, я подняла голову. И застыла под леденящим надменным взглядом и змеящейся улыбкой недобрых уст. В непонятных, неосознанных тайниках души всколыхнулась неодолимая неприязнь. Словно я когда-то уже испытывала ее к Нефертити.Я не могла тронуться с места, но толпа сдвинула меня чуть в сторону. Сколько я там простояла сомнабулой – не помню. Но с той поры началось мое увлечение загадочным Египтом и его историей. И когда,годы спустя, я плыла на пароходе по Нилу, ходила по древним храмам и захоронениям, ощущение дежавю не покидало меня.
Когда Аменхотеп узнал о случившемся, он сначала не хотел верить. Открыл рот, словно собирался кричать, попытался подняться, но слабые ноги не выдержали, он рухнул и онемел. Фараона перенесли на кровать, с которой он больше не поднялся. Денно и нощно он мычал, силясь что-то сказать или позвать кого-то, и мутные слезы текли по обескровленным впалым щекам. Мы с Анхесенпаатон не отходили от его постели. На третью ночь он немного успокоился, перестал беззвучно плакать, и сухими ждущими глазами скорбно смотрел в одну точку. Потом взор его прояснился, лицо разгладилось, стало светлым, осиянным и счастливым. Он прошептал: «Кийе, Рейе», и испустил последний вздох.
Весь город оплакивал фараона. В Ахетатоне его любили. Мы препоручили Аменхотепа жрецам, чтобы они приготовили его к погребению.
(На подготовку усопшего к погребению в древнем Египте обычно уходило более двух месяцев. При бальзамировании прежде всего специальными крючками через нос извлекали мозг, из тела удаляли внутренности и, обработав, клали в специальные сосуды с крышками – канопы. Тело помещали в приготовленный состав – натрон. По истечении 70 дней его вынимали, тщательно промывали, внутреннюю полость тела заполняли благовониями, вместо сердца клали изображение жука-скарабея. Оставался скелет, обтянутый кожей, но вполне узнаваемый. Затем тело заворачивали в белые льняные пелены, пропитанные камедью и смолами. Мумию одевали, украшали, на лицо помещали маску, а сверху покрывали саваном. Готовую мумию укладывали в саркофаг. Иногда таких саркофагов было два).
Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
Валентина Ивановна Теличкина у нас одна. Она не такая как все, она своеобычная. Глубокая, без дна. У неё многоэтажный талант. Удивительная и неповторимая. Невероятной красоты актриса, человек очень широкой души. Настоящая русская женщина. Русский самородок.
Она очень много снималась в кино. Режиссёры выстраивались в очередь к ней, и уже с очень молодых лет она могла выбирать у кого сниматься, а у кого нет. Кто может похвастаться подобным? Единицы.
Она была последним, поздним ребёнком в большой, крестьянской семье, дважды раскулаченного Ивана Теличкина. Родилась, когда её родителям было за сорок. С юных лет проявился её уникальный, самородный талант. Еще учась в школе на нижегородчине, в селе Красное, она руководила сразу тремя кружками: танцевальным, актёрским и кружком художественного чтения.
В. Теличкина — слева, с сестрой.
Удивительно легко, с первой попытки поступила во ВГИК, в мастерскую к В. Белокурову. Училась прилежно, как учатся все девушки, приехавшие из провинциальных сёл и деревень, знающие цену труду. Так одержимо училась Катюша Савинова, так училась и Валя Теличкина. Никаких романов и любовей. Долгое время отказывалась от стипендии, не понимая, как можно брать деньги за такое святое дело как учёба.
Первый раз её сняли в кино Усков и Краснопольский в фильме «Таёжный десант», в 20 лет. Как она там красива и грациозна. С точёной талией и высокой девичьей грудью, с длинными, красивыми ногами, с густыми волосами. Как она там мастерски танцует и вообще двигается в кадре. Как ведёт глазами…
А потом была роль, надолго определившая её судьбу. Это была Валя Королькова в герасимовском «Журналисте». Сергей Аполлинарьич выбрал Теличкину на эту роль неслучайно, ибо следил за ней давно. Знал и чувствовал её актёрский потенциал. Он обрисовал ей Королькову, как меланхоличную, немного надменную, знающую себе цену медлительную натуру. Он встретил её прототип в продуктовом магазине за прилавком, обрисовал задачу Вале Теличкиной. Та быстро подхватила его идею оперевшись на собственные воспоминания. В работу над ролью она включила манеры своей подруги юности. У подруги была удивительная реакция. Когда ей что-либо рассказывали, то она мрачнела, тяжелела и создавала такой тяжёлый фон, что хотелось скорей договорить, отойти в сторону и выдохнуть.
И тут подруга вдруг эмоционально включалась. Причём на позитиве. А потом опять впадала в своё привычное, мизантропическое состояние. Вот это всё и смогла двадцатидвухлетняя Теличкина филигранно изобразить в кадре.
В итоге вторая роль Валентины Теличкиной стала поистине звёздной. И Герасимов и коллеги-актёры и критика были в восторге от игры юной актрисы.
Валя Королькова. «Журналист». 1967 г.
Дальше были сплошь удачные и запоминающиеся роли в кино у маститых режиссёров. У Бориса Яшина в «Осенних свадьбах», у Э. Рязанова в «Зигзаге удачи», у знаменитого Эльдара Шенгелая в «Необыкновенной выставке». Потом пошли повторные приглашения. Роль Сани Ермаковой у Б. Яшина в «Первой девушке» или как её называют в фильме «первый девичий элемент в уездном масштабе», повторная роль у С. Герасимова в «У озера». Опять Валя Королькова. Только уже как журналист на Байкале. С теми же манерами и тем же темпераментом.
А потом была роль Валентины в звёздном фильме Г. Панфилова «Начало». Кто ж из на не помнит её фразы «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал», «Да нельзя мне целоваться… слаба… млею». Трио подружек так слаженно поющих «Вот кто-то с горочки спустился» в лице Чуриковой, Теличкиной, Степановой — было просто изумительное. Ни у кого не было и грамма сомнения, это девушки из одного села. Из одного гнезда. Необычайно родственные души.
«Начало». Три подружки, три тёлочки. Таня, Прасковья и Валентина.
А ведь изначально роль Валентины писалась под Нонну Мордюкову. Но режиссёр смог всё переделать под трио одногодок.
Потом это же трио Глеб Панфилов снял в «Вассе». Только они уже не пели вместе, а играли строго по своей канве роли. Причем Валентине Ивановне досталась сложнейшая роль, скрытной и коварной Анны Оношенковой. И стоит сказать она сыграла эту роль просто виртуозно.
К началу 80-х годов Валентина Теличкина была настоящей звездой нашего кинематографа. За её плечами уже было три десятка непростых, разноплановых ролей. Она сыграла и в комедии Л. Гайдая «Не может быть», невесту Володьки Завитушкина. Тут вполне раскрылся комедийный талант актрисы. И роль продавщицы в «Пять вечеров» у Н. Михалкова, Валентина Ивановна она сыграла великолепно.
«У самого чёрного моря». 1975 г.
«Пять вечеров». 1979 г.
Также публика запомнила её в фильме «Портрет жены художника». Красива она там, и просто обворожительна. По этой роли её многие помнят и сейчас.
Хорошая роль парикмахерши получилась у Теличкиной в фильме «Встретимся у фонтана». И сильная, драматичная роль жены Степана в фильме Г. Чухрая «Трясина».
Валентина Ивановна так хорошо и свежо всегда выглядела (и продолжает выглядеть), что практически не исчезала с экрана долгие годы. Редкий случай, когда актриса больше 50 лет в кино играла в своё удовольствие, фактически без длительных пауз. Количество её киноработ достигло нынче числа 85. Причём половина из них — главные роли.
Что касается личной жизни, то Валентина Ивановна вышла замуж в 35 лет за архитектора Владимира Гудкова. Правда к этому моменту молодые почти 10 лет прожили вместе. Причиной официального брака стала беременность актрисы. Она родила сына, которого назвала в честь отца Иваном.
В 90-х годах у актрисы открылся новый талант. Она стала рисовать. Картины В. Теличкиной яркие и солнечные, чем-то похожие на неё саму. Валентина Ивановна часто провидит персональные выставки своих художественных произведений.
В.И. Теличкина на своей персональной выставке.
В новом веке она стала немало сниматься в кино. И уже новое поколение молодых зрителей её знает как маму Саши Белого из «Бригады» и маму Сергея Есенина. А потом еще сыграла и маму Н.В. Гоголя.
Особо удалась актрисе роль Пани в фильме «Любовь — не картошка». Чем-то героиня была похожа на саму Валентину Ивановну. Твёрдая, решительная женщина из деревни. Как она сама говорила, что не стань я актрисой вот такой бы Паней и жила в своей деревне.
В 2017 году состоялась премьера фильма «Большой». В драме, рассказывающей об успешном пути провинциальной балерины. Там Валентина Ивановна сыграла директора хореографического училища. Её героиня не очень приятная дама, но роль опять же сыграна ею прекрасно.
А за последние пару лет актриса сыграла двух бабушек в фильмах «Журавль в небе» и «Два силуэта на закате».
Прекрасно выглядит актриса в свои нынешние годы.
Сегодня в свои 75 лет Валентина Ивановна чувствует себя абсолютно счастливым человеком. Она по-прежнему прекрасно выглядит, скромна и трудолюбива. Она всё также востребована в профессии. Жизнь вне кино оказалась для неё не менее важной чем жизнь в кино. У неё получилось отыскать свою золотую середину.
Актрисе одной из немногих из числа актрис удалось совместить профессию и личную жизнь, не потеряв при этом ни любви зрителей, ни простого женского счастья.
Валентина Ивановна — она из тех самых русских женщин, которые по глубине чувств своих и эмоций несравнимы ни с одной женщиной мира. Они молчать умеют по-особенному, и любить и быть преданными. Любить всю жизнь, страстно и нежно.
Её неторопливая манера речи, неподражаемая, спокойная, почти терапевтическая, много лет ласкает нам слух. Её созданные экранные образы — часть нашей культуры.
Красиво, по-женски мудро проживает актриса свою жизнь. Не нажила врагов, не наследила нигде, ни в каких хрониках и историях не ославилась. И дай Бог ей и дальше оставаться востребованной и счастливой.
«Лента.ру» продолжает цикл статей о роскошной жизни диктаторов и правителей. На этот раз речь пойдет о жене фараона, царице Древнего Египта Нефертити, пленявшей своей красотой любого, кто ее видел. Бюст этой женщины взял с собой в бункер фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер. Ходили слухи, что нацистский лидер не расставался с ним до самой смерти.
В покоях фюрера
Большие глаза миндалевидной формы, темно-фисташкового цвета, густые черные брови, чувственные полные губы, волевые скулы, изящные черты лица, аккуратный нос, лебединая шея — такой предстает перед нами царица Нефертити, считавшаяся в Древнем Египте эталоном красоты. Ее имя так и переводится — «красавица идет».
Известный во всем мире бюст египетской царицы, считающийся одним из чудес мирового искусства, обнаружил во время раскопок в пустыне в 1912 году немецкий археолог Людвиг Борхард. Ученый тайком вывез его в Германию и передал в Берлинский музей. Египтяне просили вернуть находку, в ход шли угрозы — Борхарда пугали смертельным проклятием Нефертити, — однако ни он, ни немецкие власти не поддались на уговоры.
Ходили слухи, что бюст египетской красавицы поставил у себя в покоях в бункере фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер и постоянно любовался ею. В настоящее время скульптура по-прежнему находится в Берлинском музее.
Жизнь во дворце
Для жителей Древнего Египта Нефертити была не просто супругой фараона и их царицей, ее почитали как богиню. Вместе с дочерьми и своим венценосным супругом она жила в роскошном дворце на восточном берегу Нила.
Резиденции монарха, вопреки распространенному мнению, не были огромными — в среднем около 160 квадратных метров. Каждый новый особняк должен был быть красивее и обставлен богаче предыдущего.
Дворец Нефертити окружали роскошные сады с аллеями и бассейнами, столь любимые египтянами. Полы в нем были украшены цветной мозаикой, а потолки, стены и колонны — росписями. На стенах обычно изображали сцены из жизни фараона и его семьи или же рисовали правителя в окружении наложниц. Дорогая мебель, предметы быта из золота или украшенные драгоценными камнями наполняли жилище египетской царицы.
Нефертити была хрупкой и миниатюрной женщиной с красивой фигурой. Чтобы оставаться любимой супругой фараона, она много времени посвящала уходу за собой: принимала ванны с морской солью, рабыни натирали ее кожу ароматическими маслами, красили ей ногти хной или жидким золотом. В качестве пудры царица использовала порошок из растертых минералов, подводила глаза сурьмой и наносила на губы бальзам.
В гардеробе Нефертити были всевозможные дорогие полупрозрачные платья-калазирисы — подобие узкого сарафана длиной от груди до середины щиколоток, на одной или двух бретелях. Представители высших слоев общества шили такие платья из легких дорогих тканей, бедняки покупали одежду из грубой материи.
Цирюльник, маникюр и педикюр для фараона
Супруга фараона обожала ювелирные украшения, особенно массивные колье. Обычно разрешалось носить по паре серег, но для Нефертити и одной из ее шести дочерей делалось исключение — им можно было носить по две серьги в каждой мочке.
Учитывая, что подданные не должны были видеть волос монарха и его супруги, царица носила парики, украшенные разноцветными прядями, с косичками и блестящими заколками. В коллекции правительницы были сотни подобных париков.
Не отставал от супруги и сам фараон. Он носил набедренную повязку, прозрачную тунику, ожерелья, браслеты на предплечьях, запястьях и щиколотках. Голову монарха украшал парик с подвесками и золотой диадемой, обвитой коброй. Во время торжеств глава государства надевал корону. Неотъемлемым атрибутом была накладная бородка, которую заплетали в косичку.
Узнать царицу и ее венценосного супруга можно было издалека благодаря постоянно сопровождавшей их прислуге. В свиту Нефертити и ее мужа непременно входили парикмахер и мастера маникюра и педикюра.
Чтобы оплачивать роскошные дворцы, дорогие наряды и изысканные блюда, которые подавали к столу фараона, в казне должно было быть много денег. Обычно обогащали ее походы. От них процветали не только правитель и его семья, но и представители знати, и жрецы, которых монарх щедро одаривал, желая таким образом снискать расположение богов. Во время празднеств религиозные деятели получали большие деньги. В Древнем Египте было очень престижно быть жрецом. Жили они по-царски: владели большими наделами, тысячами рабов, сотнями деревень и даже порой отдельными городами.
Подарок для правителя
О красоте Нефертити, жене фараона Аменхотепа IV, по-прежнему слагают легенды. О прошлом красавицы, сумевшей влюбить в себя правителя, известно не очень много.
В каком именно городе родилась будущая правительница, неясно — скорее всего, она появилась на свет даже не в Египте. Данные о родителях девочки также разнятся. Одни историки утверждают, что отец ее был высокопоставленным чиновником, другие — что он и вовсе был царем. Мать будущей правительницы — наложница из гарема. Чтобы наладить отношения с фараоном Египта, 12-летнюю Нефертити отправили во дворец в качестве подарка.
На многочисленных фресках их изображали любящими супругами. Несмотря на то что у правителя были и другие жены, Нефертити по праву считалась главной женщиной в его жизни. Она обладала такой же властью, как ее муж. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. В Древнем Египте женщины наделялись равными с мужчинами правами. Они могли торговать, воевать, владеть собственностью и даже управлять государством.
Вместе с супругом, только что занявшим трон, Нефертити начинает проводить реформы. На тот момент они казались довольно революционными: глава государства отменил политеизм, заявив, что единственным богом отныне признается Атон, бог Солнца.
Столицу государства перенесли в Ахетатон. Получив от мужа власть, Нефертити не стала засиживаться в роскошных покоях, тратя все свое свободное время лишь на выбор дорогих нарядов и косметические процедуры. Она начала встречаться с местными политиками, участвовать в переговорах с правителями соседних государств и во всех торжествах, прославляющих нового бога.
Фараон души не чаял в красавице-жене, родившей ему шесть дочерей, однако всерьез задумывался о продолжении рода. Вторая супруга правителя родила ему единственного наследника — Тутанхамона. Воспитывала его Нефертити.
Жизнь после смерти
После этого счастливый брак Аменхотепа IV и Нефертити продолжался недолго. Правитель скоропостижно скончался. Его любимая супруга, по разным данным, заняла его трон. Она оставила престол только после того, как Тутанхамон подрос и смог править самостоятельно. Чтобы совсем не потерять власть, она женила правителя на одной из своих дочерей. В этом нет ничего удивительного — фараоны обычно женились на ближайших родственницах — в частности, на сестрах, чтобы не допустить смешивания царской крови с кровью людей неблагородного происхождения.
Египтологи считают, что Нефертити умерла в возрасте 30-40 лет. Мумии царицы так и не обнаружили, поэтому сложно сказать, что стало причиной ее смерти. Существуют теории, что жрецы, недовольные новыми порядками, после смерти фараона устроили заговор и убили царицу. По другой версии — она умерла от неизвестной болезни, с которой врачи в то время не могли справиться.
Казалось, что эта женщина, привыкшая жить окруженная золотом, будет лежать в роскошных покоях, среди богатств и после своей смерти. Ходили слухи, что после смерти царица была с почестями погребена в семейной усыпальнице. Однако позже гробница была разграблена. В последние несколько десятков лет археологи постоянно делают сенсационные заявления о том, что обнаружили усыпальницу Нефертити и, в частности, ее мумию, но пока достоверность этих находок так и не удалось подтвердить.