123 рецепта постных блюд
123 рецепта постных блюд
123 рецепта постных блюд. Новое оригинальное меню
Пост уже давно начался и привычные блюда немного приелись. Дети ходят скучные, а муж не всем доволен. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, предлагаем вашему вниманию вторую книгу из кулинарной серии «123 рецепта постных блюд», в которую вошёл новый корпус рецептов. Творческой лабораторией православной хозяйки было подобрано меню, адаптированное к современным кулинарным требованиям, реальным возможностям, существующим продуктам и новейшим технологиям приготовления. Попробуйте приготовить своим домашним что-то новенькое, и ваши кулинарные успехи поднимут настроение близким людям.
Во время поста мы, согласно церковному уставу, отказываемся от скоромной пищи, т. е. исключаем из рациона продукты животного происхождения — мясо, молоко, сливочное масло и яйца, но это не значит, что еда должна стать невкусной и однообразной. И не беспокойтесь напрасно, что мы «ослабнем» — постная пища полностью удовлетворяет всем потребностям организма, помогая сохранить лёгкость, бодрость и свободу духа. Хотя нельзя не признать, что только очень сильные личности способны абсолютно не обращать внимания на то, что им подают на стол. Большинству людей свойственно предпочесть вкусную и красиво приготовленную пищу и наша задача помочь им.
Женщина, занимаясь кулинарией, трудится во славу Божию на благо всей семьи. К ней на кухню перемещается центр дома, где муж может немного отдохнуть, вернувшись с работы, а дети делятся с мамой своими маленькими радостями и горестями. Когда вы, помолившись, подаёте обед, на душе делается светло и легко. Согласитесь, что искренняя похвала вашего мужа или вид весело жующих ребятишек не может не заставить радостно дрогнуть сердце.
Надеемся, что многие рецепты из новой книги верно послужат в ваших трудах. Постимся постом приятным!
Творческая лаборатория Православной хозяйки продолжает свою работу, и скоро будут опубликованы следующие тематические выпуски. Сюда войдут 123 рецепта блюд для детей и подростков, которые будут представлять они сами, 123 рецепта для молодёжи — оригинальные и современные, 123 праздничных рецепта вы накроете самый красивый и торжественный стол, и многое другое. Следите за нашими новинками и Православная Хозяйка постарается порадовать вас новыми открытиями. Мы ждём откликов, предложений и замечаний, они необходимы нам для того, чтобы стать лучше.
Наш адрес: 119121, г. Москва, 2-й Неопалимовский пер., д. 1/12, подъезд А. Издательство «Лествица»;
e-mail: [email protected]
Больше трех блюд на столе — и с трапезы уходит Ангел-хранитель.
На прощеное воскресенье было у отца Серафима «великое утешение», и брат Виталий вместе с другими чадами батюшки был на этом ужине. Когда все уже насытились, хозяйка дома вдруг обнаружила, что целый казан молочной рисовой каши остался несъеденным.
«Батюшка! — умоляющим тоном обратилась она к отцу Серафиму, — ну не выбрасывать же столько каши на улицу!»
Отец Серафим, окинув всех взглядом, остановился на Виталии. Тот, как истинный послушник, сложив руки, сказал: «Благословите, отче!»
— Бог благословит, иди съешь, — ответил старец.
— Ну наверное лопнет Виталий, — подумали многие, — или заворот кишок будет. Ну как это можно после такого ужина съесть ещё три литра каши?
Но вскоре появился брат Виталий, бодрый и радостный, а когда его спросили, как он себя чувствует, ответил: «За послушание съел и почти ничего не почувствовал, будто и не ел».
Пример такого дивного послушания подал нам удивительный подвижник — схиархимандрит Виталий (Сидоренко), воспитанник Глинской пустыни, ученик великих старцев. Он прошёл путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха — пустынника, явившись, наконец, пастырем многих Христовых овец.
От дня кончины приснопамятного схиархимандрита Виталия нас отделяет небольшой промежуток времени, поэтому стало возможно собрать воспоминания о нём его духовных чад и непосредственных свидетелей его жизни.
Пища у отца Виталия всегда была самой простой. «Больше трех блюд на столе — и с трапезы уходит Ангел-хранитель», — говорил он. За столом все ели из одной общей миски. Батюшка всем раздавал из мешочка хлеб, благословляя его. Сам же он ел крайне мало, но любил, когда все вокруг были сыты. И гости у него насыщались, съев всего несколько ложек. «Хотя мы ели у батюшки простую картошку и слезами закусывали, я никогда не сравню эту трапезу ни с какой другой. Такая была вокруг чистота и теплота — на земле не найти», — вспоминает его духовная дочь А.
Даже когда к батюшке приезжали архимандриты и епископы, им подавали ту же пищу, какую ели все, и посуда была самая дешевая. «Надо всю жизнь учиться смирению», — говорил отец Виталий.
Иногда батюшка сам готовил пищу, и делал он это весьма своеобразно: «Что вы суетитесь вокруг еды? Я, когда готовлю, кладу что есть: есть капуста — капусту, есть конфетка — конфетку, есть селедка — селедку. Всего положу — и все вкусно». И действительно — все ели и только нахваливали. Видимо, весь секрет заключался не в кулинарном мастерстве, а в молитве батюшки.
Отец Виталий учил, что пищу надо готовить с молитвой — Иисусовой или «Богородице Дево радуйся», — иначе еда будет не на пользу. Когда женщины, несшие послушание на кухне, отвлекались на разговоры и забывали о непрестанной молитве, батюшка чувствовал это и спрашивал: «Кто варил? Почему молитву не творили, не крестили пищу?» И часто искренне недоумевал, о чем еще можно разговаривать, кроме как: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас, грешных».
Очень он не любил, когда выражали недовольство пищей. «Что ни дадут — всё принимайте с благодарением, — говорил он, — представляйте, что и этого недостойны за грехи наши тайные, коих никто не знает».
Иногда свою прозорливость Батюшка прикрывал добродушным юмором.
«Однажды сидим мы за столом, — батюшка, Таня из Ростова и я. Таня начала рассказывать: «Когда вы, батюшка, были в Москве, нас здесь посетили гости, и от обеда осталось немного вина. Бутылка эта мешала, мы не знали куда ее детъ и решили допить вино. Через несколько дней приходит от вас открытка, на ней изображен накрытый стол с бутылками и рюмками, а на обороте написано: «Винопийцы».
Батюшка смеется, толкает меня и говорит: «Ты слышишь?» «Слышу, — говорю, — как вы наши дела обличаете. Видите из Москвы, что мы в Тбилиси творим».
«А в другой раз, — продолжала Таня, — захотелось нам рыбы. Я вспомнила, что на чердаке была сухая рыбка. Мы достали ее и съели. Через несколько дней батюшка присылает открытку: «Рыбоеды!»
Батюшка опять смеётся и поглядывает на меня: дескать, ничего не бывает тайного, что ни сделалось бы явным».
В духовной жизни отец Виталий наилучшим признавал постепенное совершенствование — так называемый «царский путь». Он никогда не нагружал человека большим молитвенным правилом, не советовал браться за чрезмерные подвиги. Так однажды один студент рассказал отцу Виталию, что его духовник запретил ему в среду и пятницу вкушать какую-либо пищу. Батюшка был огорчён: такой подвиг этому юноше был не по силам.
Много лет заветным желанием отца Виталия было соблюсти пост от Вознесения до Троицы, как некогда апостолы пребывали в посте, ожидая сошествия на них Святаго Духа. Но в этот промежуток времени к батюшке в гости обязательно приезжал кто-либо из священников, не возлагавших на себя этого добровольного поста. И тогда отцу Виталию приходилось за общей трапезой есть вместе с ними скоромное, дабы своим воздержанием не укорить их.
О пристрастии к земному отец Виталий говорил: «Не ищи вкусной, сладкой, жирной пищи. Надо всем пользоваться так, чтобы была сила на труды, а прочее не во спасение. Чтобы победить врага, надо победить свое тело, себя победить. А мы, то и дело, даём себе поблажку — то переели, то переспали. А надо помнить: переел — капкан, переспал — капкан».
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: 123 рецепта постных блюд. Традиционное меню на каждый день
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
123 рецепта постных блюд
Традиционное меню на каждый день
Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые отцы и древнего, и нашего времени.
Основное правило: среда и пятница в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, — строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:
Великий пост — 40 дней; к нему присоединяется Страстная седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением — Пасхой; подвижный пост.
Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 29 июня / 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.
Успенский — двухнедельный пост с 1/14 по 14/27 августа.
Рождественский сорокадневный пост с 15/28 ноября по 25 декабря / 7 января.
Кроме того, строго постными считаются день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа / 11 сентября), Рождественский сочельник (24 декабря / 6 января) и Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) — 5/18 января.
Пост — это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Но бывают в жизни человека обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь). Тогда разрешается послабление. Пожилые больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом.
Авва Исаак Сирин в труде «Слова подвижнические» писал: «Кто не радит о посте, приводите колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?»
«Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!» (св. Василий Великий)
СВЯТООТЕЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
Во все времена существования христианства пост являлся важнейшей стороной жизни человека. Вот что писали о посте учители Церкви.
— Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек для того, чтобы наполнить малое и немысленное чрево! Как унижается разум, когда истощается в изобретениях, чтобы дань, ежедневно требуемая чревом, как неумолимым владыкою, была ему приносима, как можно в большем изяществе, и была им приемлема, как можно в большем количестве! И как ругается над сим раболепствующим разумом чрево, концем всех его забот о изяществе полагая нечистоту и смрад! (Филарет Московский)
Приведенные изречения святых отцов могут послужить для укрепления тех, кто, может быть, еще колеблется в своих убеждениях и сомневается в своих силах. В предлагаемом вашему вниманию сборнике рецептов найдется много простых в приготовлении, недорогих и вкусных блюд, которые станут, возможно, для вас небольшим «утешением» в посте.
Молитва Иисусова
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную).
Призывание помощи Духа Святаго на всякое доброе дело
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Тропарь, глас 2-й
Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.
123 рецепта постных блюд. Традиционное меню на каждый день
Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые отцы и древнего, и нашего времени.
Основное правило: среда и пятница в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, — строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:
Великий пост — 40 дней; к нему присоединяется Страстная седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением — Пасхой; подвижный пост.
123 рецепта постных блюд. Традиционное меню на каждый день скачать fb2, epub бесплатно
Пост уже давно начался и привычные блюда немного приелись. Дети ходят скучные, а муж не всем доволен. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, предлагаем вашему вниманию вторую книгу из кулинарной серии «123 рецепта постных блюд», в которую вошёл новый корпус рецептов. Творческой лабораторией православной хозяйки было подобрано меню, адаптированное к современным кулинарным требованиям, реальным возможностям, существующим продуктам и новейшим технологиям приготовления. Попробуйте приготовить своим домашним что-то новенькое, и ваши кулинарные успехи поднимут настроение близким людям.
Перед вами первый том серии «Семейный очаг», посвященный кулинарии. Это не обычное издание, оно содержит более 800 рецептов всевозможных салатов, бутербродов и закусок, так называемый «холодный стол», приготовление которого не займет у вас много времени.
Учитывая особенности нашего стремительного времени, холодные блюда и закуски можно использовать во всех случаях жизни: и когда вы хотите поразить своих близких и гостей изысканными яствами, и когда вам необходимо «на скорую руку» приготовить ужин на двоих.
ТВОРЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО МОНАХА
В 1688 году во французской провинции Шампань жил монах, которого звали Дом Пьер Периньон. Именно ему и обязано все человечество тем, что в новогоднюю ночь в каждом доме раздается «шипенье пенистых бокалов».
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ШАМПАНСКОГО
Размышления у прилавка
Рассказы о продуктах
123 рецепта постных блюд
123 рецепта постных блюд
Традиционное меню на каждый день
Церковь придает большое значение посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые отцы и древнего, и нашего времени.
Основное правило: среда и пятница в течение всего года, кроме Святок и сплошных седмиц, — строго постные дни (если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:
Великий пост — 40 дней; к нему присоединяется Страстная седмица — последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением — Пасхой; подвижный пост.
Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (Троицына дня) и кончается 29 июня / 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.
Успенский — двухнедельный пост с 1/14 по 14/27 августа.
Рождественский сорокадневный пост с 15/28 ноября по 25 декабря / 7 января.
Кроме того, строго постными считаются день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа / 11 сентября), Рождественский сочельник (24 декабря / 6 января) и Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) — 5/18 января.
Пост — это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Но бывают в жизни человека обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь). Тогда разрешается послабление. Пожилые больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом.
Авва Исаак Сирин в труде «Слова подвижнические» писал: «Кто не радит о посте, приводите колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?»
«Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!» (св. Василий Великий)
СВЯТООТЕЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
Во все времена существования христианства пост являлся важнейшей стороной жизни человека. Вот что писали о посте учители Церкви.
— Пост тела есть пища для души (св. Иоанн Златоуст).
— Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе (св. Василий Великий).
— Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень; подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный (Филарет Московский).
— Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище (авва Пимен).
— Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну (авва Леонтий).
— Толстое чрево не родит тонкого смысла (св. Иоанн Златоуст).
— Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало (св. Иоанн Лествичник).
— Чрево — самый неверный в договорах союзник. Это — ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет (св. Василий Великий).
— Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек для того, чтобы наполнить малое и немысленное чрево! Как унижается разум, когда истощается в изобретениях, чтобы дань, ежедневно требуемая чревом, как неумолимым владыкою, была ему приносима, как можно в большем изяществе, и была им приемлема, как можно в большем количестве! И как ругается над сим раболепствующим разумом чрево, концем всех его забот о изяществе полагая нечистоту и смрад! (Филарет Московский)
— Если влечет тебя похотение вкусной и многой пищи, вспомни смрад, происходящий от ней, — и успокоишься (авва Исайя).
— Чревоугодник трудится и сокрушается о том, как наполнить чрево свое яствами; а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвенностью (св. Ефрем Сирин).
— Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу (св. Серафим Саровский).
— В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке недостойно похвал (св. Серафим Саровский).
— Употребляй самую простую и дешевую пищу. Мяса совсем не ешь (св. Антоний Великий).
— И то немногое, употребляемое кем-либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своем как недостойного никакой пищи и утешения (св. авва Дорофей).
— Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10) (свв. Варсонуфий и Иоанн).
Приведенные изречения святых отцов могут послужить для укрепления тех, кто, может быть, еще колеблется в своих убеждениях и сомневается в своих силах. В предлагаемом вашему вниманию сборнике рецептов найдется много простых в приготовлении, недорогих и вкусных блюд, которые станут, возможно, для вас небольшим «утешением» в посте.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную).
Призывание помощи Духа Святаго на всякое доброе дело
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.
Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо, елика хощещи, яко сильный Бог творити можеши.
Перед началом всякого дела
Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердцы Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми грешному сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самем совершити, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
По окончании всякого дела
Слава Тебе, Господи.
Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един многомилостив.
Перед обедом и ужином
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Очи всех на Тя, Господи, уповают и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животно благоволения.
После обеда и ужина
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
123 рецепта постных блюд. Новое оригинальное меню читать онлайн бесплатно
123 рецепта постных блюд. Новое оригинальное меню
Пост уже давно начался и привычные блюда немного приелись. Дети ходят скучные, а муж не всем доволен. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, предлагаем вашему вниманию вторую книгу из кулинарной серии «123 рецепта постных блюд», в которую вошёл новый корпус рецептов. Творческой лабораторией православной хозяйки было подобрано меню, адаптированное к современным кулинарным требованиям, реальным возможностям, существующим продуктам и новейшим технологиям приготовления. Попробуйте приготовить своим домашним что-то новенькое, и ваши кулинарные успехи поднимут настроение близким людям.
Во время поста мы, согласно церковному уставу, отказываемся от скоромной пищи, т. е. исключаем из рациона продукты животного происхождения — мясо, молоко, сливочное масло и яйца, но это не значит, что еда должна стать невкусной и однообразной. И не беспокойтесь напрасно, что мы «ослабнем» — постная пища полностью удовлетворяет всем потребностям организма, помогая сохранить лёгкость, бодрость и свободу духа. Хотя нельзя не признать, что только очень сильные личности способны абсолютно не обращать внимания на то, что им подают на стол. Большинству людей свойственно предпочесть вкусную и красиво приготовленную пищу и наша задача помочь им.
Женщина, занимаясь кулинарией, трудится во славу Божию на благо всей семьи. К ней на кухню перемещается центр дома, где муж может немного отдохнуть, вернувшись с работы, а дети делятся с мамой своими маленькими радостями и горестями. Когда вы, помолившись, подаёте обед, на душе делается светло и легко. Согласитесь, что искренняя похвала вашего мужа или вид весело жующих ребятишек не может не заставить радостно дрогнуть сердце.
Надеемся, что многие рецепты из новой книги верно послужат в ваших трудах. Постимся постом приятным!
Творческая лаборатория Православной хозяйки продолжает свою работу, и скоро будут опубликованы следующие тематические выпуски. Сюда войдут 123 рецепта блюд для детей и подростков, которые будут представлять они сами, 123 рецепта для молодёжи — оригинальные и современные, 123 праздничных рецепта вы накроете самый красивый и торжественный стол, и многое другое. Следите за нашими новинками и Православная Хозяйка постарается порадовать вас новыми открытиями. Мы ждём откликов, предложений и замечаний, они необходимы нам для того, чтобы стать лучше.
Наш адрес: 119121, г. Москва, 2-й Неопалимовский пер., д. 1/12, подъезд А. Издательство «Лествица»;
e-mail: [email protected]
Больше трех блюд на столе — и с трапезы уходит Ангел-хранитель.
На прощеное воскресенье было у отца Серафима «великое утешение», и брат Виталий вместе с другими чадами батюшки был на этом ужине. Когда все уже насытились, хозяйка дома вдруг обнаружила, что целый казан молочной рисовой каши остался несъеденным.
«Батюшка! — умоляющим тоном обратилась она к отцу Серафиму, — ну не выбрасывать же столько каши на улицу!»
Отец Серафим, окинув всех взглядом, остановился на Виталии. Тот, как истинный послушник, сложив руки, сказал: «Благословите, отче!»
— Бог благословит, иди съешь, — ответил старец.
— Ну наверное лопнет Виталий, — подумали многие, — или заворот кишок будет. Ну как это можно после такого ужина съесть ещё три литра каши?
Но вскоре появился брат Виталий, бодрый и радостный, а когда его спросили, как он себя чувствует, ответил: «За послушание съел и почти ничего не почувствовал, будто и не ел».
Пример такого дивного послушания подал нам удивительный подвижник — схиархимандрит Виталий (Сидоренко), воспитанник Глинской пустыни, ученик великих старцев. Он прошёл путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха — пустынника, явившись, наконец, пастырем многих Христовых овец.
От дня кончины приснопамятного схиархимандрита Виталия нас отделяет небольшой промежуток времени, поэтому стало возможно собрать воспоминания о нём его духовных чад и непосредственных свидетелей его жизни.
Пища у отца Виталия всегда была самой простой. «Больше трех блюд на столе — и с трапезы уходит Ангел-хранитель», — говорил он. За столом все ели из одной общей миски. Батюшка всем раздавал из мешочка хлеб, благословляя его. Сам же он ел крайне мало, но любил, когда все вокруг были сыты. И гости у него насыщались, съев всего несколько ложек. «Хотя мы ели у батюшки простую картошку и слезами закусывали, я никогда не сравню эту трапезу ни с какой другой. Такая была вокруг чистота и теплота — на земле не найти», — вспоминает его духовная дочь А.
Даже когда к батюшке приезжали архимандриты и епископы, им подавали ту же пищу, какую ели все, и посуда была самая дешевая. «Надо всю жизнь учиться смирению», — говорил отец Виталий.
Иногда батюшка сам готовил пищу, и делал он это весьма своеобразно: «Что вы суетитесь вокруг еды? Я, когда готовлю, кладу что есть: есть капуста — капусту, есть конфетка — конфетку, есть селедка — селедку. Всего положу — и все вкусно». И действительно — все ели и только нахваливали. Видимо, весь секрет заключался не в кулинарном мастерстве, а в молитве батюшки.
Отец Виталий учил, что пищу надо готовить с молитвой — Иисусовой или «Богородице Дево радуйся», — иначе еда будет не на пользу. Когда женщины, несшие послушание на кухне, отвлекались на разговоры и забывали о непрестанной молитве, батюшка чувствовал это и спрашивал: «Кто варил? Почему молитву не творили, не крестили пищу?» И часто искренне недоумевал, о чем еще можно разговаривать, кроме как: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас, грешных».
Очень он не любил, когда выражали недовольство пищей. «Что ни дадут — всё принимайте с благодарением, — говорил он, — представляйте, что и этого недостойны за грехи наши тайные, коих никто не знает».
Иногда свою прозорливость Батюшка прикрывал добродушным юмором.
«Однажды сидим мы за столом, — батюшка, Таня из Ростова и я. Таня начала рассказывать: «Когда вы, батюшка, были в Москве, нас здесь посетили гости, и от обеда осталось немного вина. Бутылка эта мешала, мы не знали куда ее детъ и решили допить вино. Через несколько дней приходит от вас открытка, на ней изображен накрытый стол с бутылками и рюмками, а на обороте написано: «Винопийцы».
Батюшка смеется, толкает меня и говорит: «Ты слышишь?» «Слышу, — говорю, — как вы наши дела обличаете. Видите из Москвы, что мы в Тбилиси творим».
«А в другой раз, — продолжала Таня, — захотелось нам рыбы. Я вспомнила, что на чердаке была сухая рыбка. Мы достали ее и съели. Через несколько дней батюшка присылает открытку: «Рыбоеды!»
Батюшка опять смеётся и поглядывает на меня: дескать, ничего не бывает тайного, что ни сделалось бы явным».
В духовной жизни отец Виталий наилучшим признавал постепенное совершенствование — так называемый «царский путь». Он никогда не нагружал человека большим молитвенным правилом, не советовал браться за чрезмерные подвиги. Так однажды один студент рассказал отцу Виталию, что его духовник запретил ему в среду и пятницу вкушать какую-либо пищу. Батюшка был огорчён: такой подвиг этому юноше был не по силам.
Много лет заветным желанием отца Виталия было соблюсти пост от Вознесения до Троицы, как некогда апостолы пребывали в посте, ожидая сошествия на них Святаго Духа. Но в этот промежуток времени к батюшке в гости обязательно приезжал кто-либо из священников, не возлагавших на себя этого добровольного поста. И тогда отцу Виталию приходилось за общей трапезой есть вместе с ними скоромное, дабы своим воздержанием не укорить их.
О пристрастии к земному отец Виталий говорил: «Не ищи вкусной, сладкой, жирной пищи. Надо всем пользоваться так, чтобы была сила на труды, а прочее не во спасение. Чтобы победить врага, надо победить свое тело, себя победить. А мы, то и дело, даём себе поблажку — то переели, то переспали. А надо помнить: переел — капкан, переспал — капкан».