white castle бургеры история
Основан первый ресторан White Castle
13 августа 1921 в Канзасе (США) основан первый ресторан White Castle. Это был первый фаст-фуд и впоследствии — первая большая ресторанная сеть.
Бургеры в массы
Гамбургер как мы его себе представляем, то есть относительно тонкая мясная котлета между двумя слоями хлеба, начал распространяться в Америке ещё в начале XX века, но ещё не был популярен и зачастую воспринимался американцами как еда подозрительная и опасная. Поэтому основатели «White castle» Билли Инграм и Уолтер Андерсон считали своей главной задачей борьбу со стереотипами: интерьер и даже внешние стены их заведения были отделаны белой плиткой (откуда и название, означающее в переводе «белый замок»), а столы и двери по возможности делали из нержавеющей стали, чтобы создать ощущение чистоты. Более того, кухня была расположена так, чтобы процесс приготовления был виден клиентам.
И такой подход сработал: ресторан был популярен и позволил начать расширение бизнеса. Уже к концу 20-х «Белые замки» были не только в Канзасе и соседней Небраске, но и во всех крупных городах «среднего запада» США.
Стандарты и скорость
Другая особенность «Белого замка» — полная стандартизация. Здания всех ресторанов сети должны были выглядеть практически одинаково: все они были белыми и стальными, с небольшими элементами стилизации вроде башенок (у компании даже было специальное отделение, производившее заготовки для таких зданий). Работники везде носили идентичную форму, и даже порядок приготовления гамбургеров был идентичен вплоть до последовательности его сборки. Такой подход к приготовлению еды иногда сравнивают с автосборочными конвейерами Генри Форда, совершившими революцию в своей отрасли (подробнее читайте о них в заметке 16 августа). Благодаря такому методу приготовления, в «Белых замках» гамбургеры делались очень быстро, что привлекало ещё больше клиентов, у которых в быстром ритме городской жизни просто не находилось много времени на еду.
Наконец, третьим большим новшеством стала реклама с помощью купонов, которые печатали в газетах: вырезав купон, любой человек мог предъявить его в ресторане и получить скидку на несколько гамбургеров. Таким образом владельцы привлекали новых клиентов, многие из которых становились потом постоянными.
В «Белых замках» гамбургеры делались очень быстро, что привлекало клиентов, у которых в быстром ритме городской жизни было мало времени на еду
Потеря лидерства
В 20-е и 30-е годы «Белый замок» оставался непоколебимым лидеров в своей области: ни одному из подражателей, перенимавших его модель производства, не удавалось как следует закрепиться. Однако при этом владелец и президент компании Билли Инграм (к тому времени он выкупил долю своего партнёра) был чрезмерно осторожен в своём финансовом планировании: компания не брала кредитов и не привлекала новых инвесторов, что сильно ограничивало возможности дальнейшего расширения. Поэтому, в частности, «белых замков» не было на западном побережье США, в Калифорнии, где благополучно развился его главный конкурент – MacDonald’s, сумевший благодаря превосходству в корпоративном финансовом управлении уже в 60-х стать главной сетью быстрого питания в США.
Тем не менее, именно «White Castle» мы обязаны переворотом в сфере общественного питания, который сделал еду вне дома доступной практически для всех и вот уже почти 100 лет позволяет многим людям завтракать, обедать и ужинать недорого и достаточно быстро.
Как не купить лишнего – читайте здесь
Не стоит недооценивать фастфуд — во многих ситуациях он может сохранить не только время и деньги, но и здоровье. Например, когда приезжаешь в незнакомое и не очень популярное место, а времени совсем нет, фастфуд от известной сети — настоящее спасение. Да, прочувствовать местный колорит не получится, но, с другой стороны, пострадать от него тоже, скорее всего, не придётся.
14 января 2014 года Time назвал слайдер White Castle самым влиятельным бургером всех времен. СОДЕРЖАНИЕИсторияУолтер (Уолт) А. Андерсон (1880–1963), повар, руководил продуктовыми лавками в Уичито с 1916 года, когда он открыл свою первую закусочную в переоборудованном трамвае. После второго и третьего местоположения он хотел открыть четвертое, когда он встретил Эдгара Уолдо «Билли» А. Инграма, специалиста по страхованию и недвижимости, и вместе они основали сеть White Castle. Основание и ранняя деятельностьАндерсон и Ингрэм начали всего с 700 долларов за оригинальный Белый замок в Уичито, штат Канзас. Первоначальное местоположение было северо-западным углом Первого и Главного; здание уже не стоит. 1932: филиал PaperlynenВ 1955 году Паперлинен произвел более 42 миллионов бумажных шляп по всему миру с более чем 25 000 различными надписями. 1934: филиал компании Porcelain Steel BuildingsВ 1934 году White Castle также создал дочернюю компанию под названием Porcelain Steel Buildings, которая производила передвижные, сборные стальные каркасные конструкции с внутренними и внешними панелями из фарфоровой эмали, которые можно было собрать в любом из его ресторанов. Это первое известное использование этого материала в конструкции здания. Выкуп Anderson, переезд и расширение штаб-квартирыВ 1959 году White Castle впервые с 1920-х годов вышел на новые рынки. Билли Ингрэм, который уехал на пенсию в Майами в 1958 году, построил там три ресторана White Castle. Компания закрыла производство во Флориде в 1967 году из-за неэффективного распределения поставок. Расширение локации и ползунки овощейВ сентябре 2015 года White Castle начал предлагать Veggie Slider с безмолочными булочками, чтобы обеспечить веганский вариант. В декабре 2015 года White Castle объявил, что главный исполнительный директор (CEO) EW «Билл» Инграм III уйдет в отставку в конце года, но продолжит оставаться председателем совета директоров. Его дочь Лиза Ингрэм стала четвертым генеральным директором компании. В 2018 году White Castle начал предлагать без мяса Impossible Burgers, призванные максимально имитировать вкус и текстуру говяжьих гамбургеров. Первая локация White Castle в Аризоне открылась в Скоттсдейле 23 октября 2019 года. мероприятияСоединенные ШтатыТекущие рынки White Castle в США: В Луисвилле и Колумбусе также есть подразделения по массовому производству (продажа продуктовых магазинов, производство мяса и булочек). Штаб-квартира компании и подразделение Porcelain Steel Buildings находятся в Колумбусе, штат Огайо. Международная деятельностьВ 1986 году White Castle открыл свой первый японский ресторан в городе Осака по франшизе с японской компанией. Нет никаких надежных записей, которые показывают, когда это место было закрыто и когда компания окончательно покинула японский рынок. К концу 1986 года у японской франшизы было шесть ресторанов, седьмой из которых открылся в следующем году. Первая франчайзинговая локация White Castle в Мексике открылась в Мехико в 1996 году, но также закрылась после непродолжительного пробного запуска. В 2017 году White Castle открыла свой первый и второй рестораны в Китае в городе Шанхай в рамках партнерства с шанхайской ClearVue Partners. В дополнение к слайдерам из говядины в Шанхае также продают слайдер с острым тофу и слайдер с вишневой уткой, который представляет собой копченую утку с соусом из черешни. На момент открытия эти два ресторана были единственными ресторанами White Castle, расположенными за пределами США. Продукты и маркетингWhite Castle также продает свои сэндвичи в коробках по 30 штук для гамбургеров, которые называются Crave Case. Цифра 30 гамбургеров представляет собой количество, которое можно приготовить на одном из стандартных грилей одновременно. Также предлагается «Crave Crate» на 100 гамбургеров. В продуктовых магазинах также продаются разнообразные продукты White Castle (в основном замороженные). Примерно в 2012 году White Castle экспериментировал с брендом Laughing Noodle, который должен был разделить пространство с ресторанами White Castle. От концепции «Смеющейся лапши» отказались несколько лет спустя. Бренд Laughing Noodle был разработан, чтобы предложить дополнительное разнообразие в ресторане White Castle. По крайней мере, одно такое место было построено и эксплуатировалось в Шаронвилле, штат Огайо. В апреле 2020 года White Castle отреагировал на пандемию COVID-19, объявив, что сеть будет доставлять бесплатное питание медицинским работникам. White Castle также предложил бесплатный десерт в мае 2021 года всем, кто предъявил свидетельство о вакцинации. ВлияниеАндерсону приписывают изобретение булочки для гамбургеров, а также «кухню как сборочную линию и повара как бесконечно заменяемого техника», что и привело к современному феномену быстрого питания. Благодаря нововведению White Castle, заключающемуся в использовании стандартизированных методов для всей сети, клиенты могли быть уверены, что получат одинаковые продукты и услуги в каждом ресторане White Castle. В популярной культуреСезон 2, эпизод 9 «Еда, которая построила Америку» включает в себя сюжеты о Белом замке. В ситкоме «Король королев » Дуг Хеффернан ( Кевин Джеймс ) часто говорит о своем желании отправиться в Белый замок. Как врачи продвинули бургерную? Самый первый фастфуд White Castle в СШАВообще, история фастфуда началась в США с компании White Castle. Она начала готовить уже привычные нам гамбургеры в 1921 году. Немного истории компании.Это сеть бургерных в США с 377 ресторанами в 13 штатах. Это первая сеть быстрого питания в США. White Castle, кстати, популярен еще за счет необычных маленьких квадратных гамбургеров. Компания периодически выпускала рекламные объявления в местных газетах, в которых были купоны, предлагающие пять гамбургеров по десять центов, но только на вынос. 14 января 2014 года Time назвал заведение White Castle самой влиятельной бургерной всех времен. Но что самое интересное — это её способы маркетинга. Конечно, были и стандартные методы, такие как невысокие и стабильные цены, открытая кухня, то есть посетители могли видеть, как готовят им бургеры. Но компания White Castle использовала и не совсем стандартные методы продвижения. С помощью врачей! Так как же врачи продвигали White Castle?Согласитесь, сразу и не догадаешься, как это вообще возможно и почему именно врачей. Да все просто. Компания White Castle нанимала людей, одевала их в униформу врача. Их целью было просто стоять в очереди и покупать бургеры. А для чего это все? Для того, чтобы у люди думали, что даже доктора покупают и едят бургеры. Фастфуд: от истоков до наших днейПоиск по рецептам:Рецепты на каждый день:Рецепты по случаю:Рецепты из разных стран:Еще недавно фастфуд все клеймили за вред здоровью и культуре, а сегодня его пропагандируют модные шеф-повара. Разбираемся, в чем тут дело.
Заходят два римлянина в бар…Когда мы представляем себе жизнь в доиндустриальную эпоху, то воображение рисует идиллические картины семейных обедов и уютных домашних ужинов. «Вот жили же люди! Питались здоровой пищей. Обедали в кругу семьи. Не то что мы — перекусываем чем попало на бегу». Но на самом деле идея о том, что поесть можно быстро, недорого и прямо на улице, стара как мир. Она возникла вместе с городами, то есть где-то в V тысячелетии до нашей эры. О быте древнейших городов (типа Иерихона или Дамаска) мы знаем довольно мало, но обустройство городов Римской империи археологам хорошо известно по раскопкам в Помпеях и Геркулануме (79 год нашей эры). Ученые считают, что это были типичные города античного мира. Древний ресторан быстрого питания в городе Геркуланум. Жизнь простого римского горожанина проходила вовсе не во дворцах с мраморными колоннами, а его трапеза не была похожа на пиры Лукулла. Типичным элементом городской застройки была инсула (insula) — многоквартирный блок в несколько этажей, который занимал целый квартал. В таких инсулах не было полноценных очагов для приготовления пищи, потому что застройщики боялись пожаров. Единственным приспособлением для кулинарии были емкости типа тех, в которых сейчас готовят фондю: можно предположить, что люди разогревали в них еду. Также археологи не обнаружили в инсулах Помпеев ничего, что напоминало бы обеденный стол или помещение, похожее на кухню. Зато тарелки и столовые приборы находили в жилых и спальных помещениях. Видимо, люди покупали готовую пищу на улице и ели ее между делом, где придется. Рядом с кварталами-инсулами располагались городские точки общепита. Типичной античной закусочной была попина (popina) — место, где горожанин мог перекусить перед работой и отдохнуть вечером с друзьями. В попинах подавали выпивку и простую еду. Например, обычным утренним перекусом был хлеб, который обмакивали в вино. Другим примером античного фастфуда были жареные овощи и мясо, а также бобовая похлебка. По мнению профессора Стефана Дайсона из Университета Буффало, римская попина была чем-то средним между «Бургер Кингом» и английским пабом. Фастфуд на РусиБыл свой фастфуд и в русских городах. Первым заведением общепита, о котором нам известно, считается кабак в Москве, на Балчуге, открытый для горожан по указу Ивана Грозного в 1552 году. Внутри него была рюмочная, а снаружи стояли палатки, где продавали съестное. Любой прохожий мог купить еды и зайти с ней выпить или же просто перекусить на улице и пойти дальше. Горожанам предлагалось отведать пирогов, хлеба, студня, заливного, киселя, сбитня. Чуть поодаль кабака стояли жаровни, где готовилось мясо. Зазывалы громогласно приглашали всех желающих подкрепиться «вкусно и недорого». Калачи, гречневики и калужское тесто: это кулинарное трио было главным хитом русского фастфуда.
1. Дужка калача должна быть хрустящей и поджаристой; 2. Животок — мягким и нежным; Делались трех видов: крупчатые, сдобные и обыкновенные. Высшего сорта — из белой муки, более дешевые — из смесовой. Существовала отдельная профессия — калачник. Выпечка калача была большим искусством, которое передавали от мастера к ученику. Каждая часть изделия должна была иметь свои консистенцию и вкус. Особенно славились московские сдобные и муромские тертые калачи. Забытое сегодня блюдо. Историки кулинарии считают, что это были маленькие конусообразные булочки из гречневой муки. Их выпекали в стаканчиках, которые имели узкое дно. Подавали гречневики с постным маслом, обычно конопляным, поливали суслом. Часто торговля гречневиками превращалась в юмористическое представление продавца-разносчика или в уличную игру для зрителей. Например, желающим предлагалось с дальнего расстояния попасть камушком по гречневику. Удачливому игроку угощение доставалось даром. Хоть и продавалось на уличных лотках, считалось лакомством. Известно, что его любил князь Григорий Потемкин и требовал себе к столу наряду с французскими трюфелями и макаронами из Милана. Согласно «Полной поваренной книге русской опытной хозяйки» (1875), написанной Екатериной Авдеевой, калужское тесто было слоеным, с добавлением водки или рома, довольно трудоемким в приготовлении. Его взбивали не менее полутора часов, а потом вручную растягивали лепешки, чтобы сделать из них тонкие коржи, клали их один на другой, промазав маслом, и выпекали. В книге Авдеевой советуют делать 60 таких слоев. А. Попов. Балаганы в Туле (1873) Само собой, без уличной еды не обходились ни одна русская ярмарка или базар. Под торговлю готовой пищей выделялись специальные ряды, которые назывались обжорными. В них продавали выпечку, кондитерские изделия, разливали горячие или холодные напитки, готовили простые блюда. От обжорных рядов по городу расходились разносчики. Каждый имел свою специализацию. Были сбитенщики — торговали горячим медовым напитком в холодное время года, саешники — продавцы пирогов, а также блинники, калачники, конфетчики. Только в одной Москве начала XX века было зарегистрировано более 3 тыс. разносчиков еды.
Накормите меня быстро!Классический фастфуд, каким мы его знаем, обычно связывают с двумя событиями. Первое — открытие английского «магазина готовой еды» Fish & Chips («Фиш-энд-чипс») в 1860 году. Это произошло в приморском городе Олдем: здесь впервые применили формат продажи свежеприготовленного стандартного обеда — рыбного филе плюс жареной картошки, упакованных порционно. Быстро, дешево и сытно. Этот формат так понравился портовым рабочим и прочей небогатой публике, что к 20-м годам XX века количество магазинов Fish & Chips выросло до 35 тыс. Fish & Chips («Фиш-энд-чипс») Второе событие произошло в США. В 1921 году в городе Уичито (штат Канзас) открылась первая ресторанная сеть с гамбургерами — White Castle («Уайт Касл»). Эта сеть одной из первых применила самый популярный сегодня формат фастфуда — бургеры с картошкой фри. Причем бургеры делались абсолютно одинаковыми во всех заведениях сети и стоили невероятно дешево — по 5 центов за штуку (до 1929 года). В какой бы White Castle посетитель ни пришел, он всегда гарантированно получал то, на что рассчитывал, — вкусный и сытный гамбургер по фиксированной цене. Это надолго стало золотым стандартом фастфуда. White Castle («Уайт Касл») Сети быстрого питания типа McDonald’s, Burger King, KFC пошли по пути White Castle и сделали человеку индустриальной эпохи такое предложение, от которого он не смог отказаться: сытная недорогая еда унифицированного качества. Можно перекусить сэндвичем по дороге на работу, перехватить бургер в обеденный перерыв, поесть жареных крылышек во время матча на стадионе или перед телевизором. Но, как часто бывает со всеми заманчивыми предложениями, это имело обратную сторону медали. Гамбургеры и мировое злоМассовое производство еды — это всегда расчет на усредненный вкус потребителя. А значит, в ней должно быть много сахара, соли и жира, чтобы достичь того, что в кулинарной науке называется bliss point — сочетание ингредиентов, которое дает максимальное удовольствие от еды. Если добавить к этому ставку на демократичные цены, то мы имеем уникальную ситуацию: еще никогда в истории человечества не было так просто поесть высококалорийной, сытной, вкусной и недорогой пищи. Неудивительно, что к классическому фастфуду очень скоро стали предъявлять претензии. Врачи начали обвинять производителей быстрой еды в том, что их продукция способствует ожирению, повышает холестерин, провоцирует развитие сердечно-сосудистых и эндокринных нарушений. Экологи предъявляли к нему претензии, связанные с тем, что посетители в таких заведениях оставляют слишком много мусора. Прибавьте к этому жалобы на то, что потребление бургеров и пиццы якобы уничтожает национальную кухню, прививает подрастающему поколению культурный нигилизм и дурные привычки. И получится, что фастфуд виноват во всех бедах современной цивилизации. А «булка с котлетой» — это чуть ли не воплощение мирового зла. Фастфуд здорового человекаНо так ли вреден современный фастфуд с точки зрения здоровья, как мы привыкли думать? Если говорить о классическом быстром питании, то есть о гамбургере и картошке фри, то диетическим такое меню назвать трудно, так что лучше не злоупотреблять. Однако фастфуд, как и все в нашей жизни, не стоит на месте. Мода на ЗОЖ затронула и эту индустрию. Прежде всего изменения коснулись традиционных игроков, таких как McDonald’s, Burger King, KFC, Subway. Сейчас в ассортименте этих сетей можно найти массу полезных продуктов: овсяную кашу, омлеты, свежие салаты, закуски в виде морковных палочек или яблочных долек. Звучит сенсационно, но вы действительно можете сходить в обычный McDonald’s и поесть там диетической пищи. Правда, мало кто так делает. Зато появились альтернативные «фастфудные» блюда, которые сделаны по здоровым рецептам. Например, бургеры с обезжиренным мясом, цельнозерновым хлебом, низкокалорийными соусами и массой свежих овощей. Иногда такие бургеры делают с начинкой из тофу, рыбным филе на пару, морепродуктами, жаренными на гриле овощами вместо мяса и с питой вместо булки. По килокалориям такой диетический «гамбургер» вполне вписывается в здоровое меню: в нем около 300–400 ккал. И это не говоря уже о гликемическом индексе, соотношении белков, жиров и углеводов и насыщенности витаминами. Для тех, кто «на ЗОЖе», делают и здоровую пиццу: чаще всего это тонкое тесто из цельнозерновой муки, много овощей гриль, томаты вместо кетчупа и диетический сыр (и никаких бекона и колбасы). И кстати, кто сказал, что традиционные блюда быстрого питания не могут подходить для здорового меню? Для этого просто надо обратиться не к американскому фастфуду, а к уличной еде других стран. Все виды шаурмы (гироса), если их не заливать обильно майонезом, — вполне сбалансированная еда, ведь это мясо, обжаренное на гриле, то есть без масла, тонкая лепешка и масса овощей! Всенародно любимые в России суши и роллы, если их правильно готовить и не заменять креветки крабовыми палочками, а сливочный сыр промышленным майонезом, тоже прекрасно вписываются в меню ЗОЖника. Да и картошка, если это не пережаренные french fries, а старая добрая запеченная картофелина, приправленная маслом и с начинкой из брынзы, кислой капусты, малосольной рыбы или грибов, не вызовет нареканий даже у самого строгого поборника здоровой еды.
Дешевая еда для бедных? Больше нет!Фастфуд может быть низкокалорийным, вегетарианским, диетическим — в этом нет ничего удивительного. И в самом деле, в исторической перспективе простая уличная пища часто бывала вполне здоровой. Но что всегда отличало именно фастфуд — еду для народа, так это незатейливость и, конечно, дешевизна. Всегда существовало четкое разграничение: вот простецкая закуска для рядовых граждан, а вот гастрономические изыски для знати: «Не вздумайте путать еду для утоления голода и высокую кулинарию!» Так было раньше, а сейчас это уже устаревший подход. Пал последний бастион, отделявший высокую кулинарию от низкой. Теперь в ресторанах можно увидеть бургеры с мраморной говядиной, дорогим сыром и ценником, достойным хорошего обеда. А самая дорогая пицца в мире стоит 12 тыс. долларов. Ее готовят в итальянском Салерно. В рецепт входят икра, ценные сыры, лобстеры, выдержанный коньяк, а само блюдо готовится 72 часа шеф-поварами. Вообще, современная кулинарная тенденция такова, что больше нет разделения на гастрономические низкие и высокие жанры. Есть только умелые или неумелые повара, а также продукты — качественные или не очень.
Фиш-энд-чипс в битве поваровКто бы мог подумать, что такое незатейливое блюдо, как Fish & Chips, станет предметом своеобразного батла между самыми звездными шеф-поварами! Кстати, оцените ироничность кулинарных богов, ведь именно с этого блюда когда-то началась официальная история фастфуда! Итак, фастфуд по-мишленовски. Как меняется отношение к фастфуду
Фастфуд vs домашний обедКонцепция быстрого питания поменялась. Это трудно не признать. Отчасти это заслуга моды на здоровую пищу. На этой волне появились альтернативные фастфуд-продукты: бургеры, сэндвичи, пиццы. Покупаешь готовые изделия или полуфабрикаты — и вуаля: ЗОЖ‑обед у вас дома. Без особых кулинарных усилий с вашей стороны.
Этим летом сеть «Табрис» запустила новый проект с двумя краснодарскими кулинарными энтузиастами — Дарьей Щетининой и Дарьей Томиловой, ведущими совместный блог беспечных едоков под названием Food Rider («Фуд Райдер»). Подробности в небольшом интервью двух Даш. Также большое влияние на отношение к фастфуду оказали звездные шефы. Кулинария на скорую руку перестала быть признаком лени и неумения готовить. Какие еще могут быть аргументы, если обладатели мишленовских звезд буквально наперебой рассказывают нам в своих книгах и передачах, как сделать блюдо ресторанного уровня за 15, 20, максимум за 30 минут! Безусловно, в большинстве случаев речь там идет не о гамбургерах и пицце, но сама идея о том, что «настоящий обед» надо готовить полдня, терпит полное фиаско. Кто мы такие, чтобы спорить с Гордоном Рамзи и Джейми Оливером?! Обвинения фастфуда в уничтожении национальных традиций тоже оказались несостоятельными. Напротив, для многих людей именно формат фуд-корта с гастрономическими хитами со всего мира стал дверью в большую мировую кулинарию. Ведь вслед за американскими гамбургерами и хот-догами в фастфуд пришли и блюда других стран. А как еще познакомиться массовому потребителю с суши, фалафелем, буррито и супом том ям? Кто-то после этого заинтересуется более сложной кулинарией и пойдет в японский или мексиканский ресторан, а кто-то ограничится готовой едой навынос — не в этом суть. Гораздо важнее, что фастфуд стал народным амбассадором мировой гастрономической культуры.
|