Суздаль почему так назван город
Откуда пошло название города Суздаль?
Слово Суздаль в сознании каждого русского человека ассоциируется с понятием шедевра древнего градостроительного искусства. Древним памятником является и само имя города.
О. Н. Трубачев, известный своими работами по этимологии, как раз и восстановил русское нарицательное слово суздаль. С течением времени оно, как и некоторые другие слова, исчезло из речи наших предков, оставив о себе память только в наименовании города.
Мы не знаем точной даты постройки суздальской крепости. Однако многие историки, предполагают, что это произошло на рубеже XII столетия, когда Владимир Мономах построил на северо-востоке русских земель (первое! ) каменное здание — большой кирпичный собор Успения Богородицы и княжеский двор при нём.
Гидроним Нерль на карте России встречается всего два раза: такое название носят всего две реки, причем близкие по истокам. Одна из них — как раз та самая суздальская Нерль, приток Клязьмы, а другая — правый приток Волги.
Переправившись через Нерль, мы уже почти въезжаем в Суздаль. Город становится виден за несколько километров, ввиду того, что лежит на небольшой возвышенности. Но даже для тех, кто уже бывал здесь, он возникает как-то неожиданно.
Слово Суздаль в сознании каждого русского человека ассоциируется с понятием шедевра древнерусского градостроительства. Его справедливо называют музеем под открытым небом. Здесь можно познакомиться практически со всеми этапами развития русской архитектуры. Суздаль и его окрестности буквально заполнены интересными и образными достопримечательностями. Но так же интересно происхождение самого названия Суздаль.
В то же время название Суздаль неясно, непрозрачно, что наводит на мысль о нерусском его происхождении. Например есть версия об угро-финском происхождении слова.
Вот сколько загадок таит в себе Суздаль, которые еще предстоит разгадать историкам и краеведам.
От названия княжеств.
Здесь же в Кремле мастерами киевского князя Владимира Мономаха строится древнейший собор в честь Успения Божьей матери. Он датируется XI-XII веком.
В XI веке к западу от Кремля (крепости) строится первый монастырь в честь Дмитрия Солунского. Вероятно, в XII веке возникает монастырь Козьмы и Демьяна.
К востоку от Кремля развивается посад, от слова «посадить», где жили ремесленники, торговцы. Посад так же был укреплен валами и «острогом», тыном. Вокруг посада вырастали слободы.
В Кремле в 1222-1225 годах на месте разрушенного Успенского собора XI века строится собор Рождества Богородицы, древнейший памятник Суздаля, один из ряда памятников белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веков.
Расцвет культуры и искусства Северо-Востока Руси в начале XIII века был прерван татаро-монгольским нашествием. Зимой 1238 г. город был взят и сожжен татарами.
В политическом отношении в конце XV века Суздаль теряет свою независимость и входит в состав Московского государства.
В начале XVII века, в эпоху Смуты город был разграблен, и потребовалось много сил для восстановления экономики города. Необходимо отметить, что после польско-литовского разорения город больше не подвергался разрушительным войнам, то есть 400 лет спокойной жизни.
Значительный урон город понес в пожар 1719 г. На месте сгоревших деревянных церквей строятся каменные, многие из которых сохраняются до настоящего времени.
Тайна названия города Суздаль
Всякому оставляю на произволение, како кто соизволит рассуждати, в том всяк своему рассуждению да последует…
Анания Федоров
У местных жителей и туристов Суздаль на устах, но никто с точностью не может сказать, что означает название этого города. Тайна его происхождения теряется в толще веков. Название ни одного русского города, пожалуй, не вызывает до сих пор такого живого интереса и обилия всевозможных версий, легенд и гипотез. Обилие толкований отчасти было порождено тем, что авторы подвергали анализу позднее название города—Суздаль, не зная или забыв, что впервые оно упоминается в Лаврентьевской летописи в форме Суждаль (1). Так как корень Сузд не давал никакой аналогии в славянском или русском языках, то легко было предположить, что название досталось в наследство от первых поселенцев края— финно-угорских племен. Эта гипотеза неубедительна, но удивительно живуча.
Архитектор Ю. В. Ранинский предлагает исходить из двух слов современного венгерского языка: «сюз»— девушка и «дал»- песня (2). Получается нечто вроде «девичьей песни» и может означать место, «славившееся наиболее звучным и лиричным исполнением обрядовых, ритуальных или бытовых песен, красочными девичьими хороводами». Археолог М. В. Седова считает, что «название Суздаля непереводимо из славянских языков и находит объяснение в финских языках, где susi означает «волк» (3).
Напомним читателю, что впервые обстоятельно попытался дать объяснение названию города суздальский историк XVIII века, ключарь Рождественского собора Анания Федоров. В своей рукописной книге «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» (4) он пишет, что «грады именование себе имеют ово от рек, ово же от каковых-либо знаменований, или от созидателей». В первой главе он приводит древнейшее народное предание, что в незапамятные времена один из князей «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждалъ»(5).
Таким образом, первое объяснение названия города было русским, его довольно убедительно подтвердил и развил историк Анания Федоров.
В книге М. Н. Тихомирова «Древнерусские города» написано: «Название «Суздаль» трудно объяснить из славянского языка, если не считать, что окончание «ль» надо понимать так же, как в словах «Ярославль», «Ростиславль», «Изяславль», т. е. видеть в нем указание на строителя: Суздаль, или Суждаль,— город Сузда или Сужда»(6).
Однако окончание «ль» встречается в названиях городов Переяславль и Перемышль, которые образованы от глаголов переславитъ (перенять славу) и перемыслить (передумать), т. е. от знаменований.
Окончание «ль» весьма характерно для отглагольных существительных. Видетъ — невидаль (нечто заурядное;), гибнуть — гибель, погибель, купать—купель, рубить — рубль (монета), качать — качель, качели. Кстати, в некоторых источниках название нашего города употреблялось в форме множественного числа—Суждали (7).
В середине XIX века известный ученый-славист Франц Миклошич выдвинул славянскую версию происхождения названия Суздаль, но она, не получив широкого распространения, была забыта. В 1975 году в статье «Снова о названии Суздаль» идеи Ф. Миклошича возродил советский этимолог, член корреспондент АН СССР О. В. Трубачев. Суть этой версии излагается в книге «По городам и весям «3олотого кольца» М. В. Горбаневского и В. Ю. Дукельского. Топоним Суздаль, считают они, произошел от славянского глагола съзъдати, т. е. создать. Глагол съзьдати имел первоначальное конкретное значение «слепить из глины». О. В. Трубачев приводит пример из азбуковника XVII века: «Здание, еже есть глинян сосуд, или храмина».
«Здание первоначально могло означать все слепленное из глины, начиная от посуды и кончая постройкой, домом. Так тесно были связаны ремесло и градостроительство, точнее говоря, строительство зданий из кирпича» (9),— пишут М. В. Горбаневский и В. Ю. Дукельский, поддерживая версию Ф. Миклошича и О. Трубачева. В качестве доказательства они упоминают, что при археологических раскопках в Суздале была обнаружена печь для обжига кирпича XI—XII вв. и остатки фундамента Успенского собора Владимира Мономаха конца XI века — первого каменного здания в Суздале. Из чего делают вывод, что название городу дали по этому «характерному, наиболее бросающемуся в глаза признаку» (10), забывая о том, что первое упоминание о городе относится к 1024 году, когда все постройки здесь, как и повсюду, были деревянными.
Археологи, историки возникновение города Суздаля склонны датировать X веком, т. е. периодом славянской колонизации края. Понятие «город» славянское, означазт укрепленное место. Дома, церкви, городские укрепления рубили из дерева, которого на Руси было много. В первую очередь возводилось жилье и потом уже земляные валы и деревянная крепость. Процесс строительства жилых и оборонительных сооружений был общей заботой, требовал много времени (вспомним поговорку «Москва не сразу строилась»), взаимодействия большого количества людей, коллективного труда и творчества. На это указывает приставка «со» в глаголах создавать, созидать, созиждить. В. И. Даль в своем знаменитом словаре толкует их как делать, воздвигать, строить. Мы отдаем предпочтение паре созидать — созиждить потому, что Владимир Иванович пишет: «Создают мгновенно, а созидают исподволь» (11).
Лингвист В. П. Нерознак предположил, что «вариант Суждаль возник под влиянием формы зижду, строю» (12).
Думается, что длительный, кропотливый процесс строительства города, обозначенный глаголом созиждить, завершился результатом: существительными—сузиждаль, Суздаль или суждаль. Сам язык в данном случае дает возможность выбора. Почему бы не назвать так город «понеже бо построен бысть во всей той стране он первым»?! (13).
А как же «со» перешло в «су»? М ожет возникнуть вопрос.
«Измененье «со» на «су» в иных словах обычно» (14),— утверждает В. И. Даль. Это происходит чаще как раз в отглагольных существительных: согревать — сугроб, составлять— сустав, содрогаться— судороги, согревать — сугрев (печное, избное тепло), сопротивляться—супротивник, сомневаться — су мнение и т. д.
Интересно, что Суздаль в значении «то, что построено», не вступает в противоречие с вариантом Суждаль, даже наоборот, согласуется с объяснением, которое привел Анания Федоров, что князь «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждаль». Ведь в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля глаголу созиждить приписываются два равноценных; значения: изобретать, вымышлять, сочинять, составлять мысленно, или на деле, воздвигать, строить (15).
Как бы там ни было, хорошо сказал о Суздале автор поэм «Суд памяти» и «Даль памяти» лауреат Ленинской премии Егор Исаев: «Я не знаю какого рода название этого города— то ли мужского, то ли женского. Я все время вслушиваюсь, всматриваюсь, вдумываюсь в это имя— Суздаль. То есть союз далей, узел далей. Суздаль. Сколько раз сюда ни приезжаешь, Суздаль все дальше, всегда недосмотренный остается, всегда недолюбленный. Здесь каждый камень глубок. Суздаль— это даль. Даль в истории, даль в глубине. Без этой исторической дали нет объема, нет ощущения современности» (16).
Источник: Белов Ю. Суздаль: Путеводитель:- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986.-159 с.
normanism
Экстремальный норманизм
Известно, какой необычный, и даже загадочный вид имеет форма имени древнерусского города Суздаля. Оно объявлялось не поддающимся этимологизации, а его необычность даже позволяла некоторым исследователям считать его происхождение финским в своей основе. Однако, позже было всё-таки предложено несколько славянских этимологий, имеющих на наш взгляд просто вопиющие недостатки. Поэтому к разбору существующих версий мы сейчас и перейдем, а в конце предложим свою, не имеющую указанных ниже недостатков.
Однако выход из этой щекотливой ситуации нашел В. П. Нерознак.
Суздаль действительно расположен в живописной долине реки Каменки (фото начала 20 века):
Возможно, звон реки или пение птиц повлияли на название долины, как поющая.
Наша гипотеза единственная, которая может объяснить, почему Суждаль впервые под 1024 в Лавр. летописи упомянут как слово женского рода.
Въсташа волъсви в Суждали
Следующий раз Суждаль упоминается лишь под 1096 годом уже как слово мужского рода, через 72 года.
Археология полностью подтверждает скандинавское присутствие в этом месте обильем скандинавских древностей уже во время первого упоминания города:
История названия Суздаль
Пожалуй, не так много в России городов, названия которых по красоте звучания могут сравниться с Суздалем. На протяжении не одного десятилетия происхождение названия Суздаля не давало покоя многим ученым-историкам. Но, несмотря на тщательные исследования, загадка имени «суздаль» до сих пор не раскрыта.
Многочисленная группа учёных склоняется к угро-финскому происхождению слова «суздаль», поскольку территория современного города Суздаля находится как раз в месте расположения большого числа географических названий угро-финского происхождения. Важно отметить, что данная точка зрения, которой, к примеру, придерживался академик А.А.Шахматов, имеет недостаточную научную обоснованность, но, несмотря на это перекочевала во многие краеведческие издания и даже произведения художественной литературы.
Другим, считающимся более научно обоснованным мнением ученых-историков, является происхождение слова «суздаль» от древне-русского глагола «съзьдати» – создавать, который в то время имел значение «слепить из глины» от «зъдъ» – глина. Придерживаясь данной точки зрения, можно полагать, что название «суздаль» обозначало город «сделанный из глины» или «кирпичный».
Так же существуют и другие гипотезы происхождения названия «суздаль». Так, впервые город упоминается как Суждаль в Лаврентьевской летописи 1024 года, что могло обозначать «основатель судил быть тут городу».
Если предположить греческое происхождение, то «Суз дулус» в переводу с греческого означает «раб твой».
Кроме того, слово «сушидало», имеющее значение «осушаемое место», также могло послужить предпосылкой к названию города Суздаль.
Однако какой бы вариант происхождения названия «суздаль» не оказался верным, окончание «ль» с большой долей вероятности свидетельствует об обозначении создателя, как, например, в городах Ярославль, Переяславль и других.
История города Суздаль
История Суздаля насчитывает около 1000 лет. Как и большинство городов русских, город Суздаль образовался из торгово-ремесленного и земледельческого поселения. Первое упоминание о Суздале как о городе относится к 1024 году и связано с волной крестьянских восстаний. К этой же эпохе относится и начало проникновения христианской религии, что стало важным обстоятельством в последующем формировании в Суздале духовного центра России.
Существует несколько версий происхождения названия «суздаль», по одной из которых слово произошло от глагола » съзьдати», имевшего значение «слепить из глины».
В начале 11 века город Суздаль входил в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.
Строительство Суздаля, как и любого другого города, началось с возведения Кремля – крепости, имеющего своей целью защищать город от внешних врагов. Место было выбрано удачным – с 3 сторон город защищали естественные преграды (крутой берег реки Каменка и холмы), а для усиления защиты были возведены земляные валы, которые мы можем лицезреть до сих пор.
На этой же территории по приказу Владимира Мономаха был построен и Успенский собор. Вблизи Кремля также в честь Дмитрия Солунского был возведен первый суздальский монастырь.
Еще при жизни Владимир Мономах передал суздальскую землю своему сыну Юрию Долгорукому, который также как и отец, немало сделал для развития города. Во время правления Юрия Долгорукого строятся храмы и монастыри, город укрепляется, растет политическое влияние.
После смерти Юрия Долгорукого владение переходит в руки его сына – Андрея Боголюбского. В это время влияние Суздаля как центра княжества ослабевает, и Суздаль входит во Владимиро-Суздальское княжества, столицей которого становится город Владимир. После трагического убийства Андрея за непокорность власти бояр, правителем Суздаля становится Всеволод III, при котором Суздаль продолжал расти и развиваться. Однако после его смерти княжество делится между его сыновьями. Главой Суздальского княжества становится Юрий Всеволодович. В период его правления Успенский собор, возведенный Владимиром Мономахом, перестраивается и становится Рождественским собором.
Татаро-монгольское нашествие не обошло Суздаль стороной – в 1238 году монголо-татары напали на город, подожгли и разграбили его, большую часть жителей увели в плен. В битве пал князь Юрий Всеволодович. Небольшая часть жителей нашла спасение в уцелевшем Ризоположенском монастыре.
История города Cуздаля в период после монголо-татарского нашествия характеризуется междоусобной борьбой тверского, суздальского и московского князей за власть. В это время в Суздале строятся Спасо-Евфимиев монастырь и Покровский монастырь, которые являлись крепостями, защищавшими город. Позднее эти монастыри стали пристанищем опальных женщин знатного происхождения.
Большую роль в удержании влияния Суздаля сыграл князь Константин Васильевич, который перенес столицу в Нижний Новгород. В начале 14 века Суздаль переживает подъем и становится центром Суздальско-Нижегородского княжества. В это время здесь активно развивается ремесленничество. В Суздале даже чеканили свои монеты.
Однако в междоусобице победил князь московский. Суздаль стал частью Московского княжества, а столица была перенесена в Москву. С этого времени в истории начинается период упадка.
Суздаль стал рядовым городом Московского княжества, а удаленность от торговых путей помешала городу развиваться наравне с более удачливыми по географическому положению городами.
В период смутного времени Суздаль дважды подвергался нападению польско-литовского войска, в 1634 году был разграблен крымскими татарами, а в 1654-1655 гг. переживает большой пожар и эпидемию чумы, в результате которых было уничтожено множество построек и погибли жители.
После пережитых несчастий Суздаль начинает отстраиваться: возводятся монастыри, реконструируется Кремль.
По велению Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на 9 провинций, а Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.
Во времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. В это время благодаря тому, что через Суздаль проходит торговый путь, соединяющий север страны с югом, в городе активно развивается торговля – раз в год сюда приезжают на ярмарку большое число купцов из окружающих городов.
Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается за развития окружающий городов. В Суздале остаются лишь небольшие ремесленные лавки, получающие небольшие заказы от близлежащих поселений.
В 1922 году в Суздале основывается Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году становится частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В 1967 году Советом Министров СССР принято решение о строительстве в Суздале туристического центра.
В 1992 году наиболее значимые достопримечательности Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, церковь Бориса и Глеба в Кидекше – занесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.