Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и
Сущность мышления состоит в установлении ______ связей и отношений между предметами и явлениями,
г) все ответы верны
2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в:
в) локальном смысле
г) все ответы неверны
3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии
г) когнитивной психологии
4. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек (-ла):
в) гуманистическая психология
г) теория деятельности мышления
5. Теоретическое и практическое мышление различают по:
а) типу решаемых задач
б) по характеру обобщений
в) активности субъекта
г) ведущему анализатору
6. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «схватывания» структуры ситуации или задачи представляет coбой _______ мышление.
г) все ответы неверны
7. Предположение, проект решения задач проявляется как:
8. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
9. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
10. Теоретическое мышление как оперирование знаниями выражается в:
г) все ответы верны
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методические рекомендации по изучению темы
В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение (или фантазия). При помощи этого психического процесса человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.
С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессам, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы — образы воображения.
Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что образы фантазии могут быть реализованы, но могут остаться на уровне идеального (психического). Именно в этом их своеобразие. Ни одно живое существо не обладает фантазией, это исключительно человеческое свойство.
В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое.
Членение воображения на творческое и воссоздающее до некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Если ученый воссоздает по найденной кости скелет древнего животного, то он не только «расшифровывает» кость, но и комбинирует, по-новому сочетает имеющиеся знания, т. е. проявляет творчество. Если писатель силой творческого воображения создает неповторимый образ литературного героя, то элементы воссоздающего воображения в виде лиц, картин природы, взаимодействия персонажей представлены в полной мере.
При рассмотрении вопроса о способах создания новых образов отметить, что все они есть, по сути, результат аналитико-синтетической деятельности мозга (что роднит воображение с мышлением). Проблема развития воображения это отчасти проблема обучения созданию образов воображения: агглютинации, схематизации, типизации и т.п.
Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче (например, создание художником картины на определенную тему или работа ученика на уроках истории, географии), а также в процессе непреднамеренного, нецеленаправленного воображения (свободное течение образов во время отдыха, в случайных ситуациях и по случайному поводу).
Дело в том, что мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление как бы «вычерпывает» знания из предметов, явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем различных логических операций. А если этих сведений мало, если их пока и добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. Оно предлагает недостающие сведения, при его помощи создаются пропущенные звенья, увязываются факты в систему. Эти факты и вся система служат временно, до тех пор, пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними.
Следует отметить, что роль творческого воображения не во всех областях человеческой деятельности одинакова. Например, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве, так как ученому приходится иметь дело с большей степенью определенности, чем писателю.
Вопросы для изучения по теме:
1. Природа и своеобразие воображения как познавательного процесса.
2. Своеобразие образов воображения.
3. Виды воображения.
4. Мечта как особый вид воображения.
5. Приемы создания образов воображения
6. Познание, творчество, личность.
Воображение – психический процесс, выражающийся: 1)в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2)в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3)в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4)в создании образов, соответствующих описанию объекта.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ— представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.). По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания пространственные представления различаются в зависимости от характера творческой активности человека, направленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее развитие Пространственные представления. является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.
Тесты для самопроверки
Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 149 ; Нарушение авторских прав
Сущность мышления состоит в установлении ______ связей и отношений между предметами и явлениями,
г) все ответы верны
129. Мышление как процесс решения задач характеризуется в:
в) локальном смысле
г) все ответы неверны
130. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии
г) когнитивной психологии
131. Мышление как усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуаций, трактуется представителями:
г) ассоциативной психологии
132. Согласно ________ мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти:
в) ассоциативной эмпирической психологии
133. Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач, в:
в) когнитивной психологии
г) теории деятельности мышления
134. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек (-ла):
в) гуманистическая психология
г) теория деятельности мышления
135. Автором культурно-исторической теории мышления признан:
136. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) форма существования материи
г) активность субъекта
137. Теоретическое и эмпирическое мышление различают пo:
а) типу решаемых задач
б) характеру обобщений
в) активности субъекта
г) ведущему анализатору
Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование а процессе действии с предметами называется _______ мышлением.
г) все ответы неверны
Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью ______ мышления.
г) все ответы неверны
Считается доказанным, что _______ мышление является наиболее
Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 107 ; Нарушение авторских прав
Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и
отношений между предметами и явлениями, как:
206. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:
207. Представителем ассоциативной психологии мышления является:
208. Мышление как усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации, трактуется представителями:
209. Мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти согласно:
А) ассоциативной эмпирической психологии
210. Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач:
211. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек(ла):
212. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
А) предмет отражения
213. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:
А) по характеру обобщений
214. Конвергентное и дивергентное мышление выделил:
215. Автором различения продуктивного и репродуктивного мышления является:
216. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
217. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
218. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:
219. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:
220. Теоретическое и практическое мышление различают:
А) по типу решаемых задач
221. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
222. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
А) меланхолику
223. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
А) систему отношений человека к самому себе
224. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
А) сангвиника
225. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют;
А) атлетиков
226. Аккуратность, бережливость, щедрость — это:
А) черты, характеризующие отношение личности к вещам
227. Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют):
А) темперамент
228. Многие люди бывают недовольны своим темпераментом и хотели бы его изменить. Возможно ли это:
А) темперамент – весьма устойчивое биопсихическое образование, которое невозможноизменить
229. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из следующих черт характера потребует наименьших усилий:
А) доверчивость
230. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, —это:
А) характер
231. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:
А) Э. Кречмер
232. N. – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?
А) общительность
233. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
А) сензитивности
234. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
А) целеустремленного
235. По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для:
А) астеников
236. Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны:
А) К. Юнгом
237. Понятие «задатки» характеризует:
А) свойства индивида
238. Необходимым условием развития способностей являются:
А) осуществление деятельности
239. О наличии способностей к какому-нибудь виду деятельности свидетельствует(ют):
А) индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
240. Направленность на соответствующую деятельность, потребность в ней – это:
А) склонность
241. Какие из признаков хороших способностей проявляются в следующем примере: простой подпасок из Крыма, А.Куинджи вознамерился стать живописцем. Трижды он пытался поступить в Императорскую Академию художеств, и каждый раз ему это не удавалось. В третий раз в академию были приняты 29 претендентов (история искусства не сохранила их имениз 30, Куинджи — было отказано. Впоследствии он стал профессором этой Академии художеств…:
А) преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств
242. Какие из признаков хороших способностей проявляются в следующем примере: Моцарт создал первую свою композицию в три года, Мендельсона – в 5 лет, Гайдн – в 4 года; Гендель выступил композитором в 12 лет, Вебер в 12 лет, Шуберт в 11 лет, Керубини в 13 лет…:
А) раннее проявление способностей к определенному виду деятельности
243. Индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения той или иной продуктивной деятельности – это:
А) способности
244. Высшая степень проявления творческих способностей личности в определенной сфере жизнедеятельности называется:
А) талантом
245. Индивидуальные особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления деятельности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения – это:
А) способности
246. Высший уровень развития способностей (творческие достижения личности составляют целую эпоху в жизни обществ называется:
А) гениальностью
247. Какие из признаков хороших способностей проявляются в следующем примере: Э. Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Галуа усвоил этот курс геометрии, рассчитанный на два года занятий, за два дня.
А) легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков
248. Способности, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности (математические, литературные, технические и т.д.), – это…
А) специальные
249. Анатомо-физиологические предпосылки способностей (тип нервной системы, строение мозга, органов чувств, телосложение и т.д.) – это:
1.одаренность
250. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
А) внимание
Сущность мышления состоит в установлении ______ связей и отношений между предметами и явлениями,
г) все ответы верны
2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в:
в) локальном смысле
г) все ответы неверны
3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии
г) когнитивной психологии
4. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек (-ла):
в) гуманистическая психология
г) теория деятельности мышления
5. Теоретическое и практическое мышление различают по:
а) типу решаемых задач
б) по характеру обобщений
в) активности субъекта
г) ведущему анализатору
6. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «схватывания» структуры ситуации или задачи представляет coбой _______ мышление.
г) все ответы неверны
7. Предположение, проект решения задач проявляется как:
8. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
9. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
10. Теоретическое мышление как оперирование знаниями выражается в:
г) все ответы верны
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методические рекомендации по изучению темы
В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение (или фантазия). При помощи этого психического процесса человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.
С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессам, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы — образы воображения.
Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что образы фантазии могут быть реализованы, но могут остаться на уровне идеального (психического). Именно в этом их своеобразие. Ни одно живое существо не обладает фантазией, это исключительно человеческое свойство.
В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое.
Членение воображения на творческое и воссоздающее до некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Если ученый воссоздает по найденной кости скелет древнего животного, то он не только «расшифровывает» кость, но и комбинирует, по-новому сочетает имеющиеся знания, т. е. проявляет творчество. Если писатель силой творческого воображения создает неповторимый образ литературного героя, то элементы воссоздающего воображения в виде лиц, картин природы, взаимодействия персонажей представлены в полной мере.
При рассмотрении вопроса о способах создания новых образов отметить, что все они есть, по сути, результат аналитико-синтетической деятельности мозга (что роднит воображение с мышлением). Проблема развития воображения это отчасти проблема обучения созданию образов воображения: агглютинации, схематизации, типизации и т.п.
Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче (например, создание художником картины на определенную тему или работа ученика на уроках истории, географии), а также в процессе непреднамеренного, нецеленаправленного воображения (свободное течение образов во время отдыха, в случайных ситуациях и по случайному поводу).
Дело в том, что мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление как бы «вычерпывает» знания из предметов, явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем различных логических операций. А если этих сведений мало, если их пока и добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. Оно предлагает недостающие сведения, при его помощи создаются пропущенные звенья, увязываются факты в систему. Эти факты и вся система служат временно, до тех пор, пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними.
Следует отметить, что роль творческого воображения не во всех областях человеческой деятельности одинакова. Например, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве, так как ученому приходится иметь дело с большей степенью определенности, чем писателю.
Вопросы для изучения по теме:
1. Природа и своеобразие воображения как познавательного процесса.
2. Своеобразие образов воображения.
3. Виды воображения.
4. Мечта как особый вид воображения.
5. Приемы создания образов воображения
6. Познание, творчество, личность.
Воображение – психический процесс, выражающийся: 1)в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2)в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3)в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4)в создании образов, соответствующих описанию объекта.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ— представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.). По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания пространственные представления различаются в зависимости от характера творческой активности человека, направленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее развитие Пространственные представления. является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.
Тесты для самопроверки
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 7 ; Нарушение авторских прав
Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями как
Тест 15. Мышление
1. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:
б) узком;
3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии;
г) когнитивной психологии.
4. Представителем ассоциативной психологии мышления является:
в) Г. Эббингауз;
5. Мышление как усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации, трактуется представителями:
в) гештальтпсихологии;
г) ассоциативной психологии.
6. Мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти согласно:
в) ассоциативной эмпирической психологии;
7. Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач:
а) в бихевиоризме;
в) в когнитивной психологии;
г) в теории деятельности мышления.
8. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек(ла):
б) психоанализ;
в) гуманистическая психология;
г) теория деятельности мышления.
9. Мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности:
в) в гуманистической психологии;
г) в деятельностной теории мышления.
10. Автором культурно-исторической теории мышления признан:
г) Л.С. Выготский.
11. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
12. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
13. Конвергентное и дивергентное мышление выделил:
б) Дж. Гилфорд;
14. Автором различения продуктивного и репродуктивного мышления является:
б) Г. Зельц;
15. В отечественной психологии разделение продуктивного и репродуктивного мышления проводил(а):
в) З.И. Калмыкова;
16. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
а) наглядно-действенным;
17. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
б) наглядно-образного;
18. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:
б) 4–6 лет;
19. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:
в) словесно-логическое;
20. Теоретическое и практическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
21. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
б) практического;
г) аналитического (логического).
22. Практическое мышление направлено:
а) на разрешение конкретных задач;
б) на нахождение общих закономерностей;
в) на выявление законов;
г) на установление причинно-следственных связей.
23. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «охватывания» структуры ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) интуитивное;
24. Синонимом термина «репродуктивное» является термин:
в) воспроизводящее;
25. Единственным в настоящее время лауреатом Нобелевской премии среди психологов является:
б) Г. Саймон;
26. В современной когнитивной психологии в процессе мышления обычно выделяют:
а) 2 этапа;
27. Длительность первой фазы решения задачи (так называемое предрешение задачи), заканчивающейся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов, не зависит:
а) от степени трудности выбранных задач;
б) от стратегии мышления;
в) от эмоционального состояния субъекта;
г) от особенностей вегетативной системы человека.
28. Метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задач, называется:
а) эвристикой;
29. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:
в) интеллект;
30. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это:
в) инсайт;
31. Предположение, проект решения задач проявляется как:
г) гипотеза.
32. Центральной особенностью допонятийного мышления является:
б) эгоцентризм;
33. Такие признаки, как временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы) и уровень протекания (осознанность или неосознанность), являются основными характеристиками мышления:
а) теоретического и практического;
б) интуитивного и аналитического;
в) наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;
г) конвергентного и дивергентного.
34. В склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем проявляется стиль мышления:
б) идеалистический;
35. На систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы ориентирован стиль мышления:
г) аналитический.
36. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
г) абстрагированием.
37. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
в) обобщение;
38. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
в) классификация;
39. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) анализ;
40. Определяет(ют) свободу выбора задач и их решений такое(ие) каче-ство(а) ума, как:
а) самостоятельность;
б) критичность и гибкость;
в) симультанность и широта;
41. Широта мышления – это его:
г) качество.
42. Глубина мышления – это его:
г) качество.
43. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражается такое качество мышления, как:
б) глубина;
44. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
в) самостоятельность;
45. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
в) самостоятельность;
46. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые удалось учесть с самого начала, признается как такое качество мышления:
а) гибкость;
47. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:
а) понятийного;
48. Основные формы мышления рассматривает:
б) формальная логика;
49. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
б) суждением;
50. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:
в) к умозаключению;
51. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:
б) суждение;
52. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
б) дедукцией;
53. Дедуктивное рассуждение называется:
б) умозаключением;
54. Индуктивное рассуждение является:
б) умозаключением;
55. Теоретическое мышление как оперирование знаниями не выражается:
в) в умозаключениях;
г) в ассоциации.
56. Рефлексивно-личностная регуляция содержательного плана мышления может не протекать на уровне:
г) физиологическом.
57. «Мозговой штурм» как метод активизации мыслительного процесса был разработан:
в) А. Осборном;
58. Синектика как метод активизации мыслительного процесса была предложена:
б) У. Гордоном;
59. По Б.В. Зейгарник, нарушение критичности мышления относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
60. По Б.В. Зейгарник, снижение уровня обобщения относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
62. Сущность … как познавательного процесса состоит в установлении связей и отношений между предметами и явлениями.
а) внимания;
б) восприятия;
в) мышления;
г) воображения.
63. Классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое осуществляется в соответствии с …
а) целями мышления;
б) предметом отражения;
в) формой существования материи;
г) активностью субъекта.
д) Нет правильного ответа.
65. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности,
опора на представления и образы при решении задач характерна для …
мышления.
а) наглядно-образного;
б) наглядно-действенного;
в) словесно-логического;
г) практического.
66. В процессе исторического и индивидуального развития мышления человека позже других развивается … мышление.
а) наглядно-образное;
б) наглядно-действенное;
в) словесно-логическое.
г) По-разному, в зависимости от социальной среды.
67. Относительно устойчивая структура познавательных способностей – это
…
а) мышление;
б) психика;
в) интеллект;
г) одаренность.
70. Мыслительная операция, предполагающая выделение какой-либо одной
стороны, свойства объекта с отвлечением от остальных называется …
а) обобщением;
б) анализом;
в) сравнением;
г) абстрагированием.
71. Операция мышления, заключающаяся в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это …
а) обобщение;
б) синтез;
в) классификация;
г) абстрагирование.
73. Мыслительная операция по расчленению сложного объекта на части – это
…
а) абстрагирование;
б) классификация;
в) обобщение;
г) анализ.
74. Способность мышления охватить весь вопрос целиком, в то же время не
упуская из внимания необходимые детали, описывает такая характеристика мышления как …
а) широта;
б) самостоятельность;
в) глубина;
г) гибкость.
75. Глубина и самостоятельность мышления – это его …
а) виды;
б) уровни;
в) формы;
г) качества.
76. В умении быстро менять способ решения задачи проявляется … мышления.
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
77. Умение проникать в сущность сложных явлений, процессов определяет
… мышления.
а) широту;
б) глубину;
в) гибкость;
г) самостоятельность.
78. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения,
не прибегая к помощи других людей, характеризуется … мышления.
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
79. Наиболее существенные свойства предметов и явлений выражены в …
а) гипотезе;
б) суждении;
в) понятии;
г) проблеме.
80. В индивидуальном развитии (в онтогенезе) человека различные виды мышления развиваются в следующем порядке: …
а) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;
б) наглядно-образное, словесно-логическое, наглядно-действенное;
в) наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое;
г) наглядно-действенное, словесно-логическое, наглядно-образное.
81. Анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация – это …
мышления.
а) виды;
б) формы;
в) операции;
г) этапы.
82. Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками – это…
б) суждение;
83. Движение мысли от частного к общему – это …
а) дедукция;
б) индукция;
в) обобщение;
г) синтез.
84. Формами мышления являются понятие, суждение и …
а) проблемная ситуация;
б) гипотеза;
в) решение задач;
г) умозаключение.
85. Дедуктивный и индуктивный способы получения знаний относятся к …
а) обобщению;
б) умозаключению;
в) суждению;
г) понятию.
86. Специфика мышления как познавательного психического процесса состоит в том, что оно позволяет …
а) использовать прошлый опыт при решении задач;
б) получить целостный образ, целостное представление об объекте;
в) выйти за пределы чувственно воспринимаемого;
г) отвлечься, абстрагироваться от эмоций и чувств.
87. Соотношение между силой мотивации (активации нервной системы) и эффективностью мышления (успешностью выполнения деятельности) выглядит следующим образом: …
а) чем выше мотивация к решению задачи, тем выше эффективность мышления;
б) мышление наиболее эффективно при низкой мотивации;
в) существуют оптимальные границы уровня мотивации, если мотивация
больше или меньше указанного диапазона, результативность мышления
снижается;
г) мотивация не влияет на результативность решения задач.
88. Задача мышления состоит …
а) в формировании отношения к объектам;
б) в раскрытии связей и отношений между объектами;
в) в формировании связей между известным и новой информацией;
г) в формировании представления об объекте.
89. Главное отличие мышления ребенка и взрослого состоит в … мышления.
а) скорости;
б) самостоятельности;
в) гибкости;
г) используемых видах.
90. Одним из лучших способов мотивации мышления является …
а) угроза наказания;
б) возможность потери авторитета;
в) личная заинтересованность.
г) Нет правильного ответа.
в) проблемная ситуация;
92. Какой из указанных ниже методов не является способом активизации
мышления?
а) Переформулировка задачи.
б) Переход к абстрактной постановке задачи.
в) Превращение задачи из вероятностной в детерминистскую.
г) Постановка вопросов к задаче.
93. Как можно развить у себя способность к переформулировке задачи?
а) Решая разнотипные задачи.
б) Решая задачи, содержащие частично неверные данные.
в) Решая одну и ту же задачу разными способами.
г) Решая много однотипных задач.
94. Как можно развить у себя умение выделять способ решения и переносить его с конкретной задачи на широкий класс задач?
а) Решая разнотипные задачи.
б) Решая задачи, содержащие частично неверные данные.
в) Решая одну и ту же задачу разными способами.
г) Решая много однотипных задач.
95. Какой из перечисленных приемов не обеспечивает активизацию мышления?
а) Создание и поддержание мотивации.
б) Снижение критичности при оценке промежуточных результатов.
в) Регулирование непроизвольных ассоциаций.
г) Возможность проверить полученный результат.
96. Когда группа людей только предлагает идеи, а их анализ и критика проводится позже, то это …
а) метод мозгового штурма;
б) метод морфологического анализа;
в) эвристика;
г) метод фокальных объектов.
97. Что нужно делать для поддержания оптимальной мотивации мышления?
а) начинать решать задачи средней сложности, затем отдыхать, решая легкие задачи, а потом браться за сложные;
б) постепенно наращивать сложность решаемых задач;
в) начинать с простых, а затем сразу переходить к сложным;
г) сразу начинать со сложных задач.
98. Участвует ли бессознательный уровень психики в процессе решения задач?
а) участвует всегда;
б) не участвует;
в) участвует при решении сложных задач;
г) участвует у детей.
99. Какой эффект мышления может проявиться при излишней мотивации в
состоянии эмоционального возбуждения?
а) инсайт;
б) тенденция к стереотипизации;
в) улучшение решения простых задач;
г) улучшение решения сложных задач.
100. Каким образом можно сделать задачу привлекательней для человека?
а) сформулировать ее в проблемном виде;
б) указать на ее творческий характер;
в) сформулировать задачу с учетом интересов человека;
г) все ответы верны.
101. Социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза – это…
б) мышление;
102. Основными видами умозаключений являются…