Супермото что это такое

Супермото. История и развитие

Поиск по статьям

Основная идея шоу заключалась в определении самого быстрого и универсального райдера из различных дисциплин мотоспорта (кросс, эндуро, трек, триал и т.д.) при единственном главном условии: каждым гонщиком будет использоваться лишь одна выбранная в начале шоу модель мотоцикла.

Дополнительной мотивацией райдеров и конструкторов, участвовавших в шоу, служило пристальное внимание огромной зрительской аудитории – более 20 миллионов человек.

Поскольку такой тип «соревнований» был в новинку – никто не знал наверняка, какой тип мотоциклов подойдет наилучшим образом для преодоления всех испытаний. В самом начале шоу присутствовали даже несколько райдеров на «Харлей-Дэвидсонах», причем они не сильно отставали от ведущих участников. Но, в конце концов, после жестких испытаний, организаторами и самими участниками был выявлен наиболее подходящий для подобных соревнований тип мотоцикла.

Им оказался классический кроссовый мотоцикл с широкими колесами на «дорожной» резине и с мощной тормозной системой. Такой байк был способен без особого труда разгоняться до 160 километров в час на прямых асфальтированных участках, а также с легкостью преодолевать различные трамплины и держать высокий темп прохождения трассы на участках с грунтовым покрытием.

Шоу имело большой успех, а новые выпуски продолжали выходить вплоть до 1985 года, за это время было проведено целых пять гоночных сезонов, но после закрытия программы интерес к подобным соревнованиям стал неминуемо угасать. Однако, опыт американских райдеров был замечен французскими энтузиастами и, благодаря их усилиям, движение супермото обрело «второе дыхание» именно во Франции. Тогда же появился хорошо известный термин «supermotard», что с французского дословно переводится, как «супер-мотоциклист». Именно под данным названием новый вид мотоспорта закрепился в истории и начал свой путь уже как самостоятельная дисциплина.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

В наши дни официально принята следующая терминология: термин «супермото» является общим названием дисциплины и проводимых соревнований (реже этот термин используют для обозначения определенного типа мотоциклов), а термин «супермотард» (или просто «мотард») используется при обозначении конкретной модели мотоцикла для супермото.

Также стоит отметить, что европейская и американская школы супермото несколько отличаются друг от друга. Европейское направление отличается трассами с большими асфальтированными секциями и частыми извилистыми поворотами в примерном отношении 70% асфальтового покрытия к 30% грунтовых участков. В то же время американское супермото славится своими оффроад-секциями, которые могут занимать более 50% всего трека.

Данные различия сказываются на профессиональном опыте и стилях езды спортсменов каждой из школ. Европейские гонщики показывают высочайшее мастерство при прохождении асфальтированных участков, даже в сильный дождь, но в тоже время с трудом проходят грунтовые секции с трамплинами. Американцы же красуются своим богатым опытом кроссовой езды и с легкостью преодолевают любые препятствия на грунтовых участках, однако проигрывают европейцам в скорости прохождения асфальтированных секций гоночных треков. Но в то же время в плане производства специализированной техники – по сей день лидируют европейские концерны.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

С ростом популярности и уровня сложности чемпионатов по супермото появилось четкое разделение классов техники на утилитарные супермотарды (байки для массового потребителя), спортивные супермотарды (узкоспециализированные мотоциклы, пригодные для соревнований) и городские байки, стилизованные под мотарды, однако не являющиеся таковыми на самом деле.

Так как заводских решений не было, инженеры-конструкторы демонстрировали чудеса изобретательности при переделке байков от крупных концернов в узкоспециализированную технику для супермото.

Источник

Супермото. Соревнования и правила. Техника и особенности

Супермото – недавно сформировавшийся вид мотоспорта, отличающийся весьма неординарной историей. Его зарождению послужило в 1979 г. популярное в США телешоу, а в Европу эта дисциплина пришла спустя 6 лет.

История развития супермото

Шоу, считающееся точкой отсчета новой мотоциклетной дисциплины, было организовано американским каналом «Wide World of Sports». В ходе программы выявляли самого быстрого гонщика в различных дисциплинах: кросс, эндуро, шоссейные гонки, триал и другие. При этом каждый участник мог использовать лишь один мотоцикл, выбранный им в начале шоу. Передача привлекла внимание более 20 млн. зрителей. Трудно было заранее определить, какой байк станет оптимальным для прохождения всех предлагаемых испытаний. В итоге среди всех моделей явное преимущество получил классический мотоцикл для кросса, имеющий широкие колеса и надежные тормоза. Он легко развивал скорость 160 км/ч по прямой, без затруднений преодолевал различные трамплины и не терял ускорения на грунте.

Шоу выходило в эфир до 1985 г., а потом было закрыто. В США интерес к новому виду мотогонок стал угасать, но вот во Франции появилось множество последователей формирующейся дисциплины. Именно французы пустили в ход термин «supermotard» — «супер-мотоциклист», который и послужил названием для нового вида спорта.

Супермото очень быстро получило признание среди французов. Этому послужило хорошо развитое дорожное сообщение. Из Франции новый вид спорта зашагал по Европе. Мотоциклы, специально предназначенные для таких гонок, в то время еще не выпускались, а потому спортсменам приходилось собственноручно модернизировать имеющуюся технику. Базой для усовершенствования становились байки для кросса или эндуро, имеющие наиболее мощные моторы. Чтобы долго ездить по разнообразным дорожным покрытиям с большим ускорением двигатели должны были обладать большим ресурсом, а потому модернизация имела целью, в первую очередь, повышение срока их эксплуатации.

В 1991 г. был организованы первые соревнования по новой дисциплине — «Золотой Руль». Они были весьма успешны, благодаря чему стали ежегодными. Для их проведения использовалась трасса «Carole» близ столицы Франции. С 1993 г. состязания снова стали транслироваться по ТВ, причем на федеральном уровне. За состязаниями следили не только французы, но и жители соседних государств, например, Италии и Испании. Это способствовало распространению спорта по Европе.

Вскоре спорт пришел и в Соединенные Штаты. В 2003 г. здесь были проведены официальные соревнования. Сегодня гонщики из Америки занимают сильные позиции. Так, в 2007 г. гонщик из Штатов Джеф Вард одержал победу на европейском чемпионате «Золотой руль».

При этом европейский и американский супермото имеют определенные отличия. Так, в Европе трассы имеют по большей части асфальтовое покрытие (70%), а грунтовое составляет меньшую часть (30%). В Америке участки трассы с грунтовым покрытием могут составлять 50% общей протяженности дистанции.

Современный супермото и его правила

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

В настоящее время используется 2 основных термина:

Трасса для гонок имеет как заасфальтированные участки, подобно трассам для шоссейно-кольцевых гонок, так и участки с грунтовым покрытием подобно трассам для мотокросса. Заезды проводятся на специализированных мотоциклах. Их целью является демонстрация возможностей мотоцикла на трассе с разнообразным дорожным покрытием. Дистанция для состязаний включает в себя участки, покрытые как асфальтом, так и грунтом, в соотношении 70%:30%. Протяженность маршрута варьирует в пределах 0,5 — 2 км.

Соревнования проходят, как правило, в 4 этапа:

К финальным заездам допускаются только те участники, которые прошли тренировку и квалификацию (не более 32 человек). Продолжительность финальной гонки — 15 мин. плюс 2 круга. На старте гонщики располагаются по 4 человека по диагонали.

Дистанция считается преодоленной, если участник выполнил 75% ее общей протяженности и финишировал не позднее, чем в течение 5 мин. после лидера. Сигнал об окончании гонки подается клетчатым флагом. С этого момента все участники снижают скорость и, не совершая обгона, приводят мотоциклы к линии финиша.

В личном зачете победа присуждается гонщику, набравшему максимальную сумму баллов за все заезды. Если образовалась ничья, победитель выявляется по наибольшему количеству очков во 2-м финальном заезде.

В командном зачете победителем становится команда с большим количеством очков, начисленным двум ее членам с наилучшими результатами. При наличии ничьей первенство достается сборной, чей участник имеет лучший личный результат.

Победителей супермото организаторы соревнований награждают призами и памятными подарками, в том числе медалями и дипломами.

Штрафные санкции
К участникам соревнований могут применяться следующие виды взысканий:
Техника

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Базой для используемой техники стали кроссовые мотоциклы. Главное отличие — меньший диаметр колес и использование шоссейных покрышек. Такой байк требует от спортсмена технических навыков управления кроссовым мотоциклом с поправками на большее сцепление с асфальтом и более серьезную тормозную систему.

Гонщику необходимо реагировать движениями корпуса на смещения байка при быстром наборе скорости и резком торможении, выступая в противовес им. Руль при этом становится главным инструментом контроля угла наклона мотоцикла.

Первые мотарды были сконструированы в Штатах в 1979 г. Они представляли собой объединение дорожного и кроссового мотоциклов и использовались в телешоу компании «Red Bull». Когда супермото приобрело популярность, многие стали переделывать в мотарды мотоциклы для эндуро, устанавливая на них 17-ти дюймовые колеса с покрышками из силикона.

По мере развития дисциплины и усложнения соревнований стали выделять несколько категорий техники:

Первоначально конкретные инженерные решения для супермото отсутствовали, и все мотарды были плодами изысканий изобретателей. Большинство из них так и не получили признания, поскольку имели большой вес и были эффективны только на асфальте, но не на грунте. Только к 1990-м гг. появилась наиболее эффективная модель байка для данного спортивного направления, которую использовали наиболее известные производители — KTM, Husaberg, Husqvarna и CCM. Японцы отказались от применения этой концепции, поскольку в принципе не принимали всерьез новое спортивное направление.

Вскоре в Европе появилось множество небольших фирм, переделывающих серийные японские мотоциклы для эндуро и кросса в супермотарды. Их оформляли пластиковыми деталями и различными наклейками и продавали от лица конкретной компании (например, «Monnier» в Швейцарии или «Dall’ara» в Италии). Многие из подобных организаций функционируют по тому же принципу и сегодня.

По мере развития дисциплины внутри нее выделилось особое питбайк-направление. Его последователи использовали для соревнований специализированные питбайки — маленькие аналоги супермотардов. Это ответвление становится все более популярным. Именно с него спортсмены начинают осваивать азы езды на одноименных мотоциклах.

Супермотарды отлично подходят для езды по городским дорогам. Они узкие и легко противостоят препятствиям в виде ям, бордюров и даже лестничных маршей. Сидеть на нем очень комфортно, а мощность весьма приличная. Многие называют их «веселыми мотоциклами», поскольку мотарды позволяют ездить на одном колесе и выполнять другие подобные фокусы.

Источник

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Многие мечтают о мотарде, но далеко не каждый решается его купить. Особенно часто о покупке супермото для города задумывается молодежь. И этому есть свои причины. Для тех кто еще не решился, я постараюсь кратко рассказать о плюсах и минусах использования мотарда в городе.

Типы мотардов:

Для начала стоит определиться с классом. Эту градацию я распределил самостоятельно, возможно у кого-то будет немного другое мнение)

Мотарды бывают:

Спортивные. Модели которые сделаны именно для трека, например KTM 450 SMR и другие аналогичные модели. Либо переделанные из кроссачей собственноручно. Как правило кубатура 450 – 500, легкие, без лишнего навесного.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Малокубатурные городские мотарды:

Не знаю есть ли какое-то общепринятое название этого типа мотоциклов. Здесь я подразумеваю 250ки, без каких либо изысков. Как пример приведу Kawasaki D-Tracker, Stels Trigger и тд.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Такие мотарды могут заинтересовать лишь новичков, более опытные мотоциклисты в эту сторону как правило не смотрят.

Универсальные мотарды.

Это те модели на которых можно навалить и по треку, и довольно активно перемещаться по городу, не беспокоясь о ресурсе. Кубатура от 500 до 700сс. Одноцилиндровые.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Самый яркий представитель этого класса для меня (да и самый популярный в нашей стране, я думаю) – KTM 690 SMC. Так же почти тоже самое – Husqvarna 701 Supermoto.

Гипермотарды.

Это наиболее мощные и тяжеловесные мотарды, как правило с 2-х цилиндровым двигателем, весом 200+ кг. Хода подвески уже не такие большие. Что-то среднее между мотардом и спортом.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Взрывная динамика, сравнительно небольшой вес, и неплохие скоростные показатели при том что подвеска имеет большие хода, в сравнении с гиперами.

Рассмотрим его плюсы и минусы.

Плюсы:

— вес около 150 кг, очень легкий в сравнении с многими городскими байками.

— сумасшедший подрыв, для любителей городского станта – самое то, с четвертой передачи с газа на заднее поднимается без проблем. Так же это обеспечивает хорошую динамику в плотном потоке.

— высокий клиренс и мягкая подвеска. Лежачие полицейские и ямы больше нестрашны. Можно и на бордюр и на лестницу заехать спокойно. Но на повседнев в городе это совсем не актуально, если только вы не нелегальный «гонщег» без прав и документов))

— прочность. Пластик упругий, плюс защита рук и слайдеры – все это обеспечивает превосходную живучесть данных мотоциклов. При падении, максимум потрется слайдер или гарда. О замене пластика можно забыть.

-прямая посадка и высокий руль. При езде в городе не устает спина и плечи, а скорости не такие большие чтоб сдувать ветром. Высокий руль в пробках проходит над зеркалами большинства машин. Тем временем у нейкедов руль очень часто задевает зеркала.

Минусы:

Сильные вибрации в руле. При долгой езде на большой скорости, руки начинают отваливаться.

— отсутствие ветрозащиты. Аэродинамика мотарда оставляет желать лучшего, во время длительной поездки куда нибудь за город усталость от ветра очень сильно ощущается.

— мало места для пассажира. Кататься с двойкой не очень удобно, особенно если райдер крупный. При торможении весь вес пассажира давит на водителя, т к упереться в бак невозможно.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такоеДвоечка будет в восторге от внешнего вида, но не от комфорта твоего байка))

На некоторых моделях езда с пассажиром не предусмотрена, но это больше к спортивным.

— безопасность. Если мотард без абс, сорвать переднее колесо при экстренном торможении очень легко, т к длинная подвеска загружается дольше.

Из всего этого для себя я сделал вывод. Что такой мотард идеален для смешанного использования Город – Дача.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Немного пожертвовав комфортом, вполне динамично можно перемещаться и в городе, и быстро переместиться за город на расстояния до 100 км, и рвануть по бездорожью с любыми кочками, ямами и даже бревнами. Проверил на личном опыте. А так же с интересом попрыгать трамплины на кроссовой трассе, подвеска отрабатывает отлично и ничего не отвалится.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Таким образом, мотарду найдется место почти в любых условиях. Чего не скажешь о спортушке. На даче он будет стоять пылиться).

Это лишь мое мнение основанное на личном опыте. Если у вас есть свои взгляды на эту технику, делитесь в коментариях, с удовольствием подискутируем)

Источник

Федерация Мотоциклетного Спорта России

Федерация
Мотоциклетного
Спорта России

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Дисциплины мотоциклетного спорта: супермото

Мотокросс, как уже было сказано в прошлом материале, стал прародителем не только для серии собственных разновидностей (например, мотокросса на мотоцикле с коляской), но и нескольких направлений, которые впоследствии получили официальный статус полноценных самостоятельных дисциплин. Одна из самых молодых среди них — супермото.

Направление это интересно не только своей молодостью, но и рядом других моментов, в том числе, форматом гонок и событиями, которые привели к их появлению. И уже только ради этого стоит уделить этой дисциплине особое внимание.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Основная информация

Супермото, по своей сути, является смешением мотокросса с шоссейно-кольцевыми гонками. Трассы для него всегда извилисты, замкнуты в кольцо и имеют комбинированное покрытие, состоящее из асфальтированных (порядка 70%) и грунтовых (30%) участков. На последних обязательно организуются различные естественные или искусственные препятствия. Общая длина трассы – от 1 до 2 км. Стандартная гонка включает серию заездов, каждый из которых длится 20 минут + 1 круг. Участники стартуют одновременно.

История появления

История появления супермото крайне необычна. Тогда как другие дисциплины стали следствием логичного развития ранее существовавших соревнований или попыток подстроить их под существующие ограничения (как это было, например, со спидвеем), предпосылкой для появления этого направления стало простое развлекательное ТВ-шоу Superbikers, организованное в США в 1979 году. В его рамках в различных дисциплинах (мотокроссе, кольцевых гонках, дрэг-рейсинге, триале) сошлись суперзвезды практически из всех существовавших тогда дисциплин. Цель у них была одна — доказать, что именно их мотоцикл, выбранный перед самым первым заездом, является наиболее универсальным и скоростным в постоянно меняющихся условиях.

К 1985 году шоу, несмотря на изначальный огромнейший успех, было закрыто из-за кадровых перестановок на телеканале и упавших рейтингов. И если бы не французские гонщики, вернувшиеся после участия в нем домой, подобный род соревнований вполне мог бы кануть в Лету. Но интерес французов к необычным гонкам не угас, а разгорелся с новой силой в местной серии заездов, получившей название Supermotard (motard по-французски – мотоциклист).

Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку все это вызвало определенную путаницу с русскоязычными названиями дисциплины и мотоциклов, появившуюся из-за разницы между английским и французским названием исходных соревнований. Среди профессионалов словом «супермото» принято именовать исключительно мотоспортивное направление, а модели мотоциклов для него — мотардами или, что реже, супермотардами.

Так супермото, требующий от гонщика двойной подготовки (выносливости для управления мотоциклом на бездорожье и отточенности движений для развития максимальной скорости на асфальте) начал свое победное шествие по Франции.

Дисциплина оказалась крайне зрелищной, поскольку предлагала зрителю именно то, что он любит больше всего: скорость и серьезный вызов участникам. Все это было на руку не только организаторам, но и телевидению, которое вновь обратило свое внимание на супермото в 1993 году. Оно же поспособствовало и дальнейшему его развитию, так как трансляции локальных соревнований велись не только в родной стране, но и в соседних Италии и Испании. Вскоре о новом виде гонок заговорили по всей Европе.

Точно так же, как со временем ТВ вернулось к супермото, дисциплина мотоциклетного спорта в итоге вновь набрала популярность в США, где даже сформировалась собственная «школа». От привычной для европейцев «французской» она отличалась соотношением асфальтированных и грунтовых участков. В ней преобладали грунтовые отрезки, тогда как в «оригинале» основная ставка делалась на скоростные виражи на асфальте.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Основные соревнования

Самых важных событий, помимо уже упомянутой телепередачи, для становления супермото в качестве официального вида спорта было 2:

В настоящий момент наиболее важным событием для дисциплины является Чемпионат Мира по супермото (он же Supermoto S1GP), проводимый под эгидой ФИМ в 2002-2003 и далее, начиная с 2010, ежегодно. Также регулярно ей проводится Чемпионат Европы и событие, аналогичное «Мотокроссу Наций» – Supermoto of Nations.

Наиболее значимым для отечественных спортсменов является Чемпионат России по Супермото.

Мотоциклы для супермото

И последний важный аспект дисциплины – особенности используемых мотоциклов. Поскольку изначально на трассу спортсмены выходили исключительно ради развлечения, особых требований для техники не существовало и фактически единственными действующими ограничениями было разграничение по объему двигателя. В заездах принимали участие модели с 2-тактными 500 или 4-тактными 750-«кубовыми» двигателями. Однако уже первые заезды расставили все по местам.

Супермото что это такое. Смотреть фото Супермото что это такое. Смотреть картинку Супермото что это такое. Картинка про Супермото что это такое. Фото Супермото что это такое

Идеальными мотоциклами, способными практически с одинаковым успехом преодолевать все препятствия, стали легкие кроссовые и эндуро-байки. Едва ли не единственным их недостатком был рисунок протектора, не дававший хорошего сцепления при маневрировании и не позволяющий развить максимальную скорость на асфальте. Поэтому первым изменением, собственноручно внесенным в конструкцию участниками, стала замена шин.

В дальнейшем мотоциклы многократно модернизировались, причем отдельные гонщики даже работали над увеличением мощности двигателя. В подобном полулюбительском состоянии подготовка техники оставалась достаточно продолжительное время. Даже выход первого серийного мотарда Gilera Nordwest в 1991 не повлиял на ситуацию – он был специализирован для легкого маневрирования на ровных участках, но слишком тяжел для бездорожья.

Полноценно в игру крупные производители, в авангарде которых были Husqvarna, KTM и CCM, вступили лишь к середине 90-х годов. При этом японские лидеры мотостроения даже не пытались участвовать в «гонке вооружений» – они попросту считали новое веяние несерьезным.

Все это привело к возникновению весьма интересной ситуации: так как европейские серийные мотарды все равно базировались на классических кроссовых и эндуро байках, несколько предприимчивых компаний стали закупать наиболее популярные и удачные японские мотоциклы и модернизировать их самостоятельно. В дальнейшем они получали новое оформление и попадали на рынок уже под европейскими брендами, например Dall’ara. В целом, ситуация с техническим оснащением и общей конструкцией мотоциклов для супермото остается такой и по сей день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *