Судовые средства освещения должны быть расположены таким образом чтобы освещать
Охрана Труда
Требования к судовым осветительным приборам
В судовых условиях по способу установки светильники разделяются на две группы: стационарные и переносные.
Стационарными называются светильники, имеющие постоянное место установки и предназначенные для общего или комбинированного освещения.
Переносными называются светильники, предназначенные для временного и аварийного местного освещения.
Переносные светильники различаются: 1) переносные, включаемые в судовую электросеть и 2) переносные с автономным питанием.
Светильники по конструктивному выполнению различаются:
I — открытый тип — светильник не защищается специально от механических повреждений;
II — защищенный тип — светильник защищается от попадания внутрь посторонних предметов и капель сверху;
III — брызгозащищенный тип — светильник с защитой от попадания брызг сверху и сбоку под углом 45°;
IV — водозащищенный тип — светильник с защитой от действия водяной струи под давлением 2 атм под любым углом;
V — герметический тип — светильник с защитой от действия воды при погружении на глубину 10 м в течение 30 минут;
VI — взрывобезопасный тип — светильник, исключающий возможность передачи взрыва изнутри в окружающую среду.
По правилам Регистра конструкция судовых светильников должна обеспечивать: а) надлежащее светораспределение, б) отсутствие слепящего действия при нормальном расположении светильника, в) надежность и продолжительность работы в условиях вибраций и сотрясений судна, г) безопасность обслуживания, д) пожарную безопасность и е) возможно малый вес.
На рис. 38 и 39 показаны наиболее употребительные судовые светильники. Светильники открытого исполнения (рис. 38, а, б, в, г, д) допускаются в помещениях командного состава, пассажирских каютах, салонах, столовых, красных уголках при условии, что эти помещения находятся выше ватерлинии. Во всех остальных жилых помещениях, расположенных выше ватерлинии, допускается установка светильников защищенного исполнения. При атом в светильниках открытого типа должны применяться лампы с матированной или молочной колбой. В виде исключения и судовых светильниках допускается применение частично прозрачных колпаков с отдельными матированными или экранированными участками.
Светильники брызгозащищенного исполнения (рис. 39, а, б, в) разрешается применять в расположенных выше ватерлинии коридорах, технических и служебных помещениях.
Светильники водозащищенного и герметического исполнения должны применяться на открытых палубах, в камбузах, банях, гальюнах, умывальных и ванных, в машинных и котельных отделениях, в трюмах, предназначенных для перевозки не взрывоопасных и не огнеопасных грузов, и в других помещениях, расположенных ниже ватерлинии, а также в помещениях, опасных в пожарном отношении.
Светильники взрывобезопасного исполнения требуется устанавливать в помещениях, опасных в отношении взрыва. Вместо взрывобезопасных светильников в таких помещениях рекомендуется устраивать освещение через простеночные фонари специального устройства.
В помещениях, опасных в отношении взрыва, запрещается установка соединительных коробок, штепселей, выключателей, кнопок. Для предохранения судовых светильников от вредного действия вибраций и сотрясений судна Правилами Регистра предусмотрено:
1. Установку светильников производить таким образом, чтобы ведущие к ним провода не отключались и не ослабляли своего контакта от тряски. Патроны должны быть надежно укреплены и не должны отвинчиваться от тряски.
Рис. 38. Судовые светильники открытого исполнения: а) подпалубный; б) подналубный с молочным стеклом; в) переборочный; г) двухрожковое бра; д) щитковое бра.
2. Во всей судовой осветительной арматуре, подверженной сильной тряске, рекомендуется применять патроны «Сван» или устанавливать ее на амортизаторах.
3. Соединение проводов многоламповых светильников с питающим проводом должно выполняться при помощи соединительных колодок с винтовыми контактами. Настольные лампы должны иметь надежное закрепление от перемещений при бортовой и килевой качке судна. Длина шнура для настольных ламп не должна превышать 1,5 м.
Для предохранения от несчастных случаев при пользовании и обслуживании осветительных установок правилами Регистра предусмотрено:
Все токоведущие части светильников должны иметь надежную защиту от случайного прикосновения к ним.
Рис. 39. Судовые светильники брызгозащищенного исполнения: а) катерный нодпалубный; б) потолочный плафон; в) катерный плафон.
Светильники защищенного типа должны иметь прочную защитную сетку с малым экранированием света или колпак из небьющейся пластмассы. Допускается установка утолщенных стекол.
Светильники с металлическими корпусами, устанавливаемые не на корпусе судна, должны иметь заземляющие винты и надежно заземлены.
С точки зрения пожарной безопасности необходимо:
Отверстия для ввода проводов в светильники открытого типа снабжать втулками из негорючей пластмассы или других негорючих материалов.
Токоведущие части патронов монтировать на огнестойких, негигроскопических основаниях и защищать от прикосновения огнестойкими оболочками, причем последние не должны находиться под напряжением по отношению к корпусу судна.
Судовые средства освещения должны быть расположены таким образом чтобы освещать
ГОСТ Р ИСО 15370-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суда и морские технологии
НИЗКОРАСПОЛОЖЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ (НРО) НА ПАССАЖИРСКИХ СУДАХ. РАСПОЛОЖЕНИЕ
Ships and marine technology. Low-locating lighting (LLL) on passenger ships. Arrangement
Дата введения 2014-09-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 «Судостроение»
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственный стандарт, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
Введение
Настоящий стандарт устанавливает дополнительные требования Международной морской организации (ИМО) (International Maritime Organization) к системе световых эвакуационных указателей на пассажирских судах, соответствующих международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС-74), с поправками.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к установке, проверке и техническому обслуживанию систем световых эвакуационных указателей согласно Главе II-2, Правило 13.3.2.5.1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС-74) с поправками 2000 года, согласно Международному кодексу по системам противопожарной безопасности, принятому Резолюцией ИМО MSC.98(73), а также согласно Резолюции ИМО А.752(18) «Руководство по оценке, испытаниям и применению низкорасположенного освещения на пассажирских судах».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемые корпусами (Код IP) [IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code)]
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 одобрение (approval): Официальное принятие компетентным органом системы и ее расположения.
3.2 место сбора (assembly station): Определенное и обозначенное пространство во внутреннем помещении или на палубе судна для сбора пассажиров вблизи места посадки в спасательные средства, что обеспечивает легкий доступ пассажиров к этим средствам. В ряде случаев места сбора и места посадки объединены.
3.3 техническое обслуживание (maintenance): Меры по сохранению и/или восстановлению первоначального состояния технических элементов системы, а также все необходимые меры для определения и оценки состояния работоспособности системы.
3.4 надзорная организация (competent authority): Административный орган, под флагом страны которого зарегистрировано судно, или же уполномоченная данным административным органом организация, которая осуществляет функции, отвечающие требованиям настоящего стандарта.
3.5 тупиковый коридор (dead-end corridor): Коридор или часть коридора, длина которого больше его ширины и из которого существует единственный путь эвакуации.
3.6 системы с электрическим освещением (ЕР systems, electrically powered systems): Системы световых эвакуационных указателей, потребляющие электроэнергию, как, например, системы, использующие лампы накаливания, светодиоды, люминесцентные полосы и лампы, электрофлюоресцентные лампы и т.д.
3.7 путь эвакуации (escape route): Специально предусмотренный путь, проходящий, как правило, по коридорам, вестибюлям и трапам и предназначенный для прохода людей из жилых помещений судна к местам сбора или на посадочную палубу, где находятся спасательные плоты и шлюпки.
3.8 возбуждение (excitation): Эффект возникновения видимого света определенного спектра в результате накопления энергии материалом.
3.9 схема установки (installation plan): Схема, включающая в себя общее расположение судна и систему световых эвакуационных указателей с использованием различных линий, цветов и символов.
3.10 система низкорасположенного освещения, НРО (LLL systems, low-location lighting systems): Электрические или фотолюминесцентные индикаторные (направляющие) полосы или указатели (знаки), расположенные, насколько это возможно, непрерывно вдоль путей эвакуации, что позволяет легко обнаружить их, когда основное или аварийное освещение неэффективно вследствие задымления.
3.11 ФЛ-система, фотолюминесцентная система (PL system, phosphorescent lighting system): Система НРО световых эвакуационных указателей на базе материала, содержащего люминофоры, которые под воздействием ультрафиолетового или видимого излучения накапливают энергию и выделяют ее в виде свечения в течение некоторого времени после окончания возбуждения.
3.12 знаки (signs): Знаки по ИСО 3864-1, которые используются в коридорах и на трапах в сочетании с системами НРО для обозначения путей эвакуации к местам сбора и на посадочные палубы к шлюпкам, а также для обозначения расположения противопожарного оборудования (гидранты, шланги, огнетушители и т.д.).
3.13 визуальное обозначение (visible delineation): Обозначение пути эвакуации с помощью серии хорошо различимых индикаторных полос или указателей на всем протяжении пути эвакуации.
3.14 нормальные условия (normal condition): Условия среды в помещениях судна, находящегося в эксплуатации, при отсутствии пожара или задымления.
3.15 яркость свечения (luminance): Интенсивность света на единицу площади фотолюминесцирующих материалов.
3.16 люминесценция (luminescence): Свечение (излучение света) в определенном спектре атомами, молекулами и ионами материала, избыточное над тепловым при той же температуре, как результат возбуждения этих частиц, отличного от теплового.
3.17 фотолюминесценция (photoluminescence): Люминесценция, возбуждаемая внешним световым излучением.
3.18 фосфоресценция (phosphorescence): Фотолюминесценция, сохраняющаяся длительное время после прекращения действия возбуждения световым излучением.
4 Требования к рабочим характеристикам
4.1 Общие положения
4.1.1 Надзорная организация должна подтверждать, что системы НРО и их компоненты отвечают требованиям настоящего стандарта, принимая во внимание соответствующие сертификаты, предоставленные одобренными лабораториями.
4.1.2 Дополнительное аварийное освещение на пассажирских накатных судах (пассажирские суда ро-ро), согласно Главе II-1, Правило 42-1 СОЛАС 74 с поправками, может выступать либо одной из составляющих системы НРО, либо самой НРО при условии, что данная система соответствует требованиям настоящего стандарта.
4.1.3 Система НРО включает в себя следующие компоненты: низко расположенные направляющие линии (полосы), указатели, обозначения эвакуационных дверей при помощи индикаторных полос на рамах и знаки путей эвакуации.
4.1.4 При применении систем с электрическими световыми указателями цвет индикаторных полос или указателей должен быть зеленым или белым.
4.1.5 Контурные линии (полосы) на раме эвакуационной двери должны располагаться по контуру дверной рамы или по ее вертикальным составляющим. Контурные линии (полосы) не должны располагаться на двери. Контурные линии (полосы) дверной рамы должны соединяться с низко расположенными направляющими линиями (полосами). См. 6.3.3.
4.1.6 Направляющие указатели должны располагаться рядом или быть встроенными в направляющие линии (полосы).
4.1.7 Промежутки между элементами системы НРО по конструктивным причинам (коридоры, двери кают и т.д.) не должны превышать 1 м, за исключением случаев, описанных в 6.2.1.
4.1.8 Система НРО должна непрерывно функционировать в течение 60 мин с момента ее включения.
4.1.9 Компоненты системы НРО не должны содержать радиоактивные материалы, за исключением случаев, когда есть маркировка «герметизированные радиоактивные материалы», прошедшие испытания в соответствии с требованиями ИСО 2919. Материалы, содержащие радионуклиды, приведенные в приложении A ИСО 2919:1999, следует рассматривать как герметизированные радиоактивные материалы, которые должны пройти испытания в соответствии с ИСО 2919.
4.1.10 Системы НРО при нормальных условиях не должны выделять токсичные вещества.
4.2 Фотолюминесцентные системы
4.2.2 Системы из ФЛ-материалов должны обеспечиваться таким уровнем окружающего освещения, который необходим для зарядки ФЛ-материала до вышеуказанных требований по яркости. В приложении A приведен метод испытаний, позволяющий определить минимальную освещенность, измеренную на поверхности ФЛ-материала, вследствие возбуждения от трубчатой люминесцентной лампы мощностью 8 Вт стандарта F2 с цветовой температурой 4100 K (холодного белого цвета), которая позволяет ФЛ-материалу отвечать минимальным требованиям по яркости после 10 и 60 мин свечения.
4.2.3 Ширина ФЛ-полос должна составлять 75 мм или более. ФЛ-полосы, ширина которых менее 75 мм, должны использоваться только при условии увеличения яркости свечения, чтобы таким образом компенсировать данную ширину в соответствии с приложением D.
4.2.4 Контурные линии (полосы) на раме эвакуационной двери шириной не менее 20 мм должны формироваться из плоских элементов. Характеристика яркости свечения ФЛ-материала должна быть такой же, как и у направляющих линий (полос).
4.2.5 Указатели, выполненные из ФЛ-материала, должны быть в виде графических символов в соответствии с рисунком 1 ИСО 16069:2004 или с измененной геометрией, если данные символы размещаются на полу (см. рисунок 2 ИСО 16069:2004). Могут использоваться графические символы в виде стрелок направления. Минимальная высота указателя направления должна быть 50 мм. Характеристика яркости свечения ФЛ-материала должна быть такой же, как для направляющих линий (полос).
4.2.6 Минимальная высота знака выхода, как определено в ИСО 3864-1, должна составлять 50 мм. Характеристики яркости свечения ФЛ-материала должны быть такими же, как и для направляющих линий (полос).
4.2.7 В соответствии с МЭК 60092-101 ФЛ-материалы должны быть огнестойкими.
4.2.8 Испытания ФЛ-материалов должны проходить в соответствии с Приложением A.
4.3 Электрические системы НРО
4.3.2 Компоненты электрических систем НРО могут состоять из плоских или точечных световых источников, либо их комбинации.
Вместо одной линии (полосы) шириной в 10 мм допускается применять две линии (полосы) шириной в 5 мм при условии, что расстояние между ними не превышает 1 мм.
Если направляющая линия (полоса) расположена на палубе переборки, воспринимаемая ширина линии (полосы) может быть увеличена с помощью небольшого разворота полосы вверх или внутрь по отношению к линии взгляда человека. Минимальная ширина направляющей полосы должна оставаться равной 10 мм.
4.3.4 Направляющие полосы шириной не менее 20 мм на раме эвакуационной двери должны выполняться в виде плоских линейных источников света. Яркость должна быть такой же, как и для направляющей полосы.
Судовое освещение
Во всех судовых помещениях, местах и пространствах, освещение которых является важным для обеспечения безопасности плавания, управления механизмами и устройствами, обитаемости и эвакуации пассажиров и экипажа, должны быть установлены стационарные светильники основного освещения, которые получают питание от основного источника электрической энергии.
Светильники, установленные в помещениях и пространствах, где возможно механическое повреждение колпаков, должны быть снабжены защитными сетками.
Установка светильников должна выполняться таким образом, чтобы исключался нагрев кабелей и близлежащих материалов до температуры, превышающей допустимую.
В помещениях и местах, которые освещаются люминесцентными лампами и в которых находятся видимые вращающиеся части механизмов, должны быть приняты меры для устранения стробоскопического эффекта.
Светильники наружного освещения должны быть установлены таким образом, чтобы не создавалось световых помех судовождению.
Аккумуляторные и другие взрывоопасные помещения должны освещаться светильниками из смежных безопасных помещений через газонепроницаемые застекленные отверстия или светильниками взрывозащищенного исполнения, установленными внутри помещений.
11.1. Питание цепей основного освещения
Распределительные щиты основного освещения должны получать питание по отдельным фидерам. От щитов основного освещения допускается осуществлять питание электрических приводов неответственного назначения мощностью до 0,25 кВт и отдельных каютных электрических грелок с номинальным током до 10 А.
Защитные устройства конечных ответвленных цепей освещения должны рассчитываться на номинальный ток не более 16 А, суммарный ток нагрузки подключенных потребителей не должен превышать 80% номинального тока защитного устройства.
Каютные вентиляторы и прочие мелкие потребители допускается питать от конечных цепей освещения.
Освещение коридоров, машинных помещений, туннелей валопроводов должно получать питание не менее чем по двум независимым фидерам с таким расположением светильников, чтобы даже в случае выхода из строя одного из фидеров обеспечивалась, возможно, большая равномерность освещения. Эти фидеры должны получать питание от разных групповых щитов, которые в случае применения секционированных шин освещения в главном распределительном щите должны получать питание от разных секций шин.
Светильники местного освещения в жилых помещениях, а также штепсельные розетки должны получать питание от щита освещения по отдельному фидеру, другому, чем фидер питания светильников общего освещения.
Если судно разделяется на главные противопожарные зоны, освещение каждой зоны должно получать питание по двум фидерам, независимым от фидеров, питающих освещение других противопожарных зон.
Фидеры освещения по возможности должны быть проложены таким образом, чтобы пожар в одной зоне не повредил фидеров, питающих освещение в других зонах. В случае применения секционированных шин освещения в главном распределительном щите такие фидеры должны получать питание от разных секций шин
Основное освещение должно быть выполнено таким образом, чтобы при пожаре или в другом аварийном случае в помещениях, в которых расположены основные источники энергии и/или трансформаторы основного освещения, если они имеются, система аварийного освещения не выходила из строя
Стационарные светильники освещения трюмов должны получать питание от специального распределительного щита. На этом щите, кроме коммутационной и защитной аппаратуры, должна быть предусмотрена световая сигнализация контроля отдельных цепей освещения
Для судов с установкой малой мощности допускается питание светильников освещения трюмов от распределительного щита, расположенною в рулевой рубке, при этом требуется световая сигнализация о наличии напряжения в цепи питания светильников освещения трюмов.
11.2. Аварийное освещение
Освещение должно быть таким, чтобы можно было легко заметить дорогу выхода к местам эвакуации.
Для получения требуемой освещенности светильники аварийного освещения с лампами накаливания могут комбинироваться с люминесцентными лампами.
Светильники основного освещения допускается использовать в качестве светильников аварийного освещения, если они могут получать питание также и от аварийных источников энергии.
Сеть аварийного освещения должна быть выполнена таким образом, чтобы при пожаре или в других аварийных случаях в помещениях, в которых расположены аварийные источники электрической энергии и/или трансформаторы аварийного освещения, система основного освещения не выходила из строя.
Для аварийного освещения могут применяться стационарные светильники со встроенными аккумуляторами и с автоматической подзарядкой их от сети основного освещения с релейным переключателем.
11.3. Выключатели в цепях освещения
Во всех цепях освещения должны быть применены двухполюсные выключатели. В сухих жилых и служебных помещениях допускается применение однополюсных выключателей в цепях, отключающих одиночные светильники или группы светильников на номинальный ток не более 6 А, а также светильников на безопасное напряжение.
Для стационарных светильников наружного освещения должны быть предусмотрены устройства централизованного отключения всех светильников из рулевой рубки или из другого постоянного вахтенного поста на верхней палубе.
Выключатели цепей освещения помещений станций пожаротушения должны находиться с внешней стороны этих помещений.
Выключатели освещения за свободно стоящими распределительными щитами должны устанавливаться у каждого входа за распределительный щит.
В цепях аварийного освещения не должны применяться местные выключатели светильников.
Допускается применение местных выключателей в цепях светильников аварийного освещения, которые в нормальных условиях являются светильниками основного освещения.
Аварийное освещение в рулевой рубке должно быть оборудовано выключателем.
Светильники аварийного освещения мест посадки в спасательные средства, которые в нормальных условиях являются светильниками основного освещения, должны включаться автоматически при обесточивании судна.
11.4. Штепсельные розетки
для организации переносного освещения должны быть установлены штепсельные розетки:
— на палубе вблизи брашпиля,
— в помещении гирокомпаса,
— в помещении преобразователей радиоустановки,
— в помещении аварийного агрегата,
— в машинных помещениях,
— за главным распределительным щитом,
— в специальных электрических помещениях,
— в туннеле гребного вала,
— в районе расположения лебедок,
— в районе выгородок лага и эхолота,
— в помещениях централизованных установок вентиляции и кондиционирования воздуха.
Штепсельные розетки, питаемые разными напряжениями, должны иметь конструкцию, исключающую соединение вилок для одного напряжения с розеткой для более высокого напряжения.
Штепсельные розетки для переносного освещения и других потребителей электрической энергии, установленные на открытых палубах, должны быть закреплены штепсельным разъемом вниз.
Штепсельные розетки не должны устанавливаться в машинных помещениях ниже настила, в закрытых помещениях сепараторов топлива и масла или в местах, где требуется оборудование одобренного безопасного типа.
11.5. Сигнально-отличительные фонари
Щит сигнально-отличительных фонарей должен получать питание но двум фидерам:
— по одному фидеру от главного распределительного щита через аварийный распределительный щит,
— по второму фидеру от ближайшего группового щита, который не получает питания от аварийного распределительною щита.
Допускается устанавливать приборы управления сигнально-отличи-тельными фонарями в пульте, расположенном в рулевой рубке.
Для судов, где основным источником электрической энергии является аккумуляторная батарея и на которых ГРЩ установлен в рулевой рубке, управление сигнально-отличительными фонарями допускается производить непосредственно с главного распределительного щита.
Сигнально-отличительные фонари должны быть присоединены к сети питания гибким кабелем со штепсельным разъемом.
Цепи питания сигнально-отличительных фонарей должны быть выполнены по двухпроводной системе, и в каждой цепи должен быть предусмотрен двухполюсный выключатель, установленный на распределительном щите сигнально-отличительных фонарей
Каждая цепь питания сигнально-отличительных фонарей должна иметь защиту в обоих проводах и визуальную сигнализацию о действии сигнально-отличительного фонаря
Визуальный указатель должен быть выполнен и установлен так, чтобы ею повреждение не вызывало выключения сигнально-отличительного фонаря
Независимо от сигнализации должна быть предусмотрена акустическая сигнализация, действующая автоматически в случае выхода из строя любого сигнально-отличительного фонаря при включенном выключателе. Питание акустической сигнализации должно осуществляться.
от другого источника или фидера, чем источник или фидер питания щита сигнально-отличительных фонарей, либо от аккумуляторной батареи.
На судах применяются три вида сигнальных фонарей:
Навигационные огни или сигнально-отличительные фонари обязательны для любого типа морских судов. Они располагаются в строго определенных местах судна и имеют характеристики, четко оговоренные в ППСС (правила предупреждения столкновения судов). Так, сигнально-отличительные фонари делят на: основные, специальные. Специальными фонарями оснащаются суда, выполняющие определенные виды работ: буксировка, работа с тралом, спасательные работы.
Расположение фонарей на судах типа «Атлантик».
2. Гакобортный якорный огонь. Устанавливается на корме с освещением по всему горизонту на 360 градусов с белым цветом, с дальностью до двух миль включается при стоянке на якоре.
3. Задний топовый огонь. Устанавливается на гротмачте выше переднего топового огня, светит вперед с углом 225 градусов по горизонту белым цветом на расстоянии до 5 миль.
4. Верхний кафельный огонь. Светит по всему горизонту на 360 градусов, цвет белый.
5. Нижний кафельный огонь. Светит по всему горизонту на 360 градусов, цвет красный.
6. Кафельные огни 4,5 зажигаются одновременно в темное время суток и используются для замены кормового.
8. Передний топовый огонь. На фокмачте, вперед на угол 250 градусов, белым цветом на расстоянии до 5 миль.
12. Аварийные огни (2 красные). Устанавливаются на фокмачте или шесте. Светит по всему горизонту на 360 градусов, сигнализируя об отсутствии управления судном.
14. Штоковый огонь. Устанавливается на гюйсштоке. Светит на 360 градусов, на две мили, белым цветом, зажигается только при стоянке.
Все указательные огни имеют линзовую оптику и светофильтры для усиления их видимости и выделения заданного цвета. При этом в рубке устанавливается специальное устройство, станция судовых специальных и отличительных огней, с пульта которого осуществляется коммутация этих огней и представлена звуковая и световая сигнализация их состояния. Указанная станция обеспечивается переключателем для перевода питания с рабочего на резервное. В цепь включения каждого из отличительных огней включен ламповый повторитель, повторяющий состояние огня. Для контроля состояния изоляции станции имеются специальные гнезда для подключения прибора, закрытые заглушкой.
Сигнально-проблесковые огни используются для видио- телефонной связи. Для этого обычно используется клотиковый фонарь, кроме того, судно обязательно оснащается переносимыми фонарями, позволяющие вести переговоры даже днем на расстоянии до 5 миль.
Срок непрерывной работы фонаря 3-5 суток, вес с питанием минимум, не нарушает устойчивости буя. На промысловых судах для обозначения отдельных видов лова используются специальные промысловые фонари как с лампами накаливания, так и люминесцентного свечения.
Техническое обслуживание фонарей и коммутатора без разборки проводится не реже одного раза в три месяца. Включение фонарей входит в обязанности вахтенного помощника капитана, причем перед каждым выходом в море и перед вахтой он проверяет работу фонарей.
11.6. Светотехническое оборудование
Светотехнический прибор состоит из осветительной арматуры и источников света. Осветительная арматура предназначена для перераспределения и преобразования светового потока источников света, для их крепления и подключения к системе питания, для защиты источников света от механических повреждений и их изоляции от окружающей среды. Она может включать элементы радиопомехозащиты и балластные устройства для газоразрядных источников света.
11.6.1. Основные характеристики светотехнического оборудования
К техническим характеристикам судового светотехнического оборудования относятся следующие параметры:
1. Граничные значения напряжения сети U, В. Большинство светотехнических приборов с лампами накаливания может быть установлено на судах с различным напряжением сети, так как для этого достаточно применить лампу соответствующего ассортимента на требуемое в граничных пределах напряжение без превышения допустимой мощности. Светотехнические приборы с газоразрядными источниками света могут использоваться только на одном напряжении.
2 Мощность N, Вт, потребляемая светотехническим прибором. Для светильников с лампами накаливания указывается максимальная мощность, превышение которой (в результате установки лампы повышенной мощности) может привести к дефектам и к выходу из строя светильников.
3. Коэффициент мощности cosj. Нормируется только у светильников с газоразрядными источниками света.
4. Ассортимент ламп. В светильнике может быть установлена лампа строго определенного ассортимента. Изменение ассортимента недопустимо. Например, замена судовых ламп накаливания, которые применены в большинстве светильников, на нормальные осветительные приведет к затруднениям при установке и преждевременному выходу из строя как светильника, так и лампы.
5. Тип патрона и количество ламп, устанавливаемых в светотехническом приборе.
6. Светотехнические характеристики.
11.6.2. Классификация судового светотехнического оборудования
По назначению светотехническое оборудование подразделяется на светильники общего освещения, местного освещения, специальные, нестационарные, аварийные, подводные, взрывозащищенные, сигнальные, наружные, прожектора и фонари.
Светотехнический прибор, перераспределяющий световой поток источника света с целью освещения, называется светильником. Светильники общего освещения предназначены для освещения помещений без учета особых условий освещения отдельных точек. К ним относятся подпалубные, подволочные, трюмные, для освещения машинных и котельных отделений и внутридоковые светильники.
На больших судах находят широкое применение более эффективные люминесцентные светильники общего освещения с лампами мощностью 40 Вт. Продолжают широко использоваться светильники общего освещения с лампами накаливания, обладающие малыми габаритами и отличающиеся простотой обслуживания.
Светильники местного освещения предназначены для увеличения освещенности в некоторых определенных точках и отстоят от освещаемой поверхности на расстоянии, соизмеримом с размерами выходного отверстия, через которое световой поток светильника выходит в его внешнюю область. К ним относятся настольные, надстольные, настенные, переборочные, прикроватные, ночники, а также специальные: операционные, зубоврачебные, щитовые и штурманские светильники. В помещениях, общее освещение которых осуществляется на основе люминесцентных ламп, рекомендуется использовать светильники местного освещения также с люминесцентными лампами
Специальные светильники предназначены для освещения оборудования. К ним относятся светильники для освещения водомерных и смотровых стекол, подсвета уровней, для освещения водомерных колонок, дифферентометра, креномера, для светомаскированного освещения и пультовой сигнализации.
Подводные светильники используются для освещения жидкой среды при выполнении работ в погруженном состоянии.
К взрывозащищенным относятся светильники, оболочки которых без повреждений выдерживают максимальное давление внутреннего взрыва и при этом внутреннее воспламенение не распространяется через зазоры или отверстия в окружающую взрывоопасную среду.
Светильники, которые можно перемещать с одного места использования на другое без применения инструмента, относятся к нестационарным и подразделяются на ручные светильники, находящиеся в руке во время эксплуатации и соединенные гибким проводом с питающей сетью, и переносные светильники с индивидуальным источником питания или соединенные с питающей сетью длинным проводом, не отключаемым в процессе перемещения светильника.
Светильники аварийного освещения должны обеспечивать необходимую освещенность на период аварийного исчезновения напряжения питающей сети для выполнения восстановительных работ или эвакуации личного состава судна.
Сигнальные светильники предназначены для обеспечения визуального обнаружения объекта, повторения звуковых сигналов или для обмена информацией.
Светильники наружного освещения используются для освещения пространств, находящихся под открытым небом, а также под навесом (салинговые, забортные, для открытых палуб, для плавательных бассейнов). В некоторых из них, так же как и в светильниках для машинных и котельных помещений, наряду с лампами накаливания могут использоваться газоразрядные лампы типа ДРЛ250 с независимыми балластными устройствами, обеспечивающими работоспособность светильников от —40 до +50° С.
Светотехнический прибор, который световой поток источника света направляет вдоль оптической оси в сравнительно малом телесном угле рассеяния, относится к приборам прожекторного типа. Прожекторы различных конструктивных исполнений применяются на судах для навигационных целей, ночных работ, наружного освещения, сигнализации и т. п.
Светосигнальные приборы, устанавливаемые на всех судах для обеспечения безопасности мореплавания, получили наименование фонарей. Установка фонарей на судне должна соответствовать указаниям «Правил по электрооборудованию и электродвижению морских судов» Регистра СССР.
11.7. Электрические источники света
Электрические источники света по принципу излучения разделяются на лампы накаливания, газоразрядные и люминесцентные.
Лампы накаливания. Источником света в лампе накаливания служит вольфрамовая нить, нагреваемая электрическим током до температуры 2450—3000 К. Лампы дают непрерывный спектр с малым процентом излучения в коротковолновой части видимого спектра и являются источником света вечернего освещения. Лампы накаливания с вольфрамовой нитью изготовляются на рабочее напряжение от 1 до 500 В, мощностью от долей ватта до 20 кВт, со сроком службы от нескольких минут до нескольких тысяч часов. В зависимости от мощности, напряжения и срока службы световая отдача колеблется от 5 до 35 лм/Вт.
Наибольший практический интерес представляет зависимость параметров лампы накаливания от изменения напряжения сети питания. Так, при изменении напряжения сети питания на 1% номинального наблюдается изменение мощности на 1,5%, светового потока—на 3,5%, световой отдачи—на 1,8%, срока службы—на 13%. Э
Цоколи ламп подразделяются на резьбовые, штифтовые, штырьковые, фокусирующие и специальные. Наибольшее распространение в лампах нормального исполнения получили резьбовые цоколи. Для предотвращения отвинчивания при вибрации на резьбовых цоколях делаются насечки. В жестких условиях эксплуатации (тряска, вибрация, удар) применяется штифтовый цоколь. Для обеспечения точного расположения тела накала по отношению к сопряженной с патроном части цоколя и обеспечения фокусировки лампы в световом приборе применяются фокусирующие цоколи.
Нормальные осветительные лампы общего назначения выпускаются в нескольких исполнениях: В — вакуумные (в судостроении не применяются); Г — газополные (аргоном в смеси с азотом); Б — газополные биспиральные и БК — биспиральные, наполненные криптоном, малогабаритные с повышенной световой oтдачей. Средняя продолжительность горения ламп 1000 ч.
Газоразрядные источники света. Газоразрядные лампы, применяемые в качестве источников света, обладают значительно более высоким энергетическим КПД, чем лампы накаливания, использующие тепловое излучение.
Спектр излучения газового разряда линейчатый, хотя отдельные виды разряда могут давать излучение и с непрерывным спектром. Цвет излучения и характер спектра зависят от рода газа или пара, наполняющих лампу, и условий разряда (давления, силы тока и т. д.).
Для целей общего освещения линейчатый спектр излучения большинства газоразрядных ламп неприемлем, поскольку такой спектр приводит к искажению цвета освещаемых предметов. Применение люминофоров в сочетании с газовым разрядом позволило создать источники света, дающие излучение с непрерывным спектром любого состава и обладающие при этом высокой световой отдачей и большим сроком службы. Особенно широкое распространение получили ртутные люминесцентные лампы низкого давления и ртутные лампы высокого давления с люминофором, дающим свет, близкий к белому.
К лампам тлеющего свечения относятся лампы тлеющего разряда люминесцентные типа ТЛ, лампы тлеющего разряда неоновые типа ТН и индикаторные типа ИН. К дуговым лампам низкого давления относятся ртутные люминесцентные лампы белого света типа ЛБ, амальгамные люминесцентные лампы белого света типа ЛБА, ультрафиолетовые типа ЭУВ15, эритемные типов ЭЛ15, ЭЛА15.
Недостатком газоразрядных ламп является некоторая сложность включения их в сеть, связанная с особенностями газового разряда. Так, для зажигания ламп необходимо в момент включения обеспечить на лампе более высокое напряжение по сравнению с требуемым для ее устойчивого горения Облегчение зажигания достигается использованием проводящей полосы на поверхности лампы (ЛБ40бл и ЛБА15), введением в лампу вспомогательных зажигающих электродов (ДРЛ) или предварительным подогревом катодов лампы. Кроме того, газоразрядные лампы обладают падающей вольт-амперной характеристикой, поэтому последовательно с каждой лампой включается специальное балластное сопротивление, ограничивающее ток в цепи лампы и обеспечивающее ее устойчивое горение. Стабилизация разряда на постоянном токе производится омическим сопротивлением, а на переменном — при помощи омического сопротивления, дросселя, конденсатора или трансформатора с магнитным рассеянием.
11.8. Эксплуатация электрического освещения
Сети электрического освещения всех назначений, включая сигнально-отличительные огни, должны быть полностью укомплектованы штатными источниками света, средствами защиты и выключателями.
Все средства общего и местного электрического освещения должны использоваться по мере надобности. Ответственными за экономное расходование электроэнергии на освещение являются члены экипажа, использующие средства освещения. Контроль за правильным использованием электрического освещения и помещений осуществляется старшим электромехаником
Ртутно-дуговые и натриевые лампы следует включать заблаговременно, с учетом времени, необходимого для их разогрева и зажигания, особенно при пониженной температуре окружающего воздуха. При повторном включении таких ламп сразу же после отключения рекомендуется дать им некоторое время на остывание.
На внутренней стороне групповых РЩ и коробок у предохранителей и выключателей должны быть указаны места расположения светильников. На светильниках рекомендуется указывать проектную мощность ламп
Светильники, соединительные коробки и групповые РЩ аварийного и аварийного аккумуляторного освещения должны быть отмечены специальной отличительной отметкой или окраской (рекомендуется желтый и красный цвета соответственно), если они конструктивно не отличаются между собой и от арматуры нормального освещения.
Водозащищенные штепсельные розетки, выключатели, соединительные и групповые коробки должны быть всегда плотно закрыты После включения вилок в штепсельные розетки гайки вилок должны быть завинчены до отказа, после чего могут быть включены выключатели.
Использование розеток, установленных на переходных мостиках и над открытыми палубами судов, перевозящих взрывоопасные грузы, разрешается с ведома старшего помощника. После использования розетки должны быть обесточены.
При грузовых операциях контроль за своевременным включением и выключением освещения трюмов и использованием трюмных люстр обеспечивается вторым помощником Лица вахтенной службы должны не реже одного раза за вахту осматривать светильники в грузовых помещениях и при обнаружении поврежденного светильника немедленно извещать старшего электромеханика. За техническое состояние сигнально-отличительных фонарей отвечает третий помощник.
Бездействующие прожекторы должны быть закрыты чехлами. Жалюзи прожектора должны свободно открываться и закрываться
При использовании средств электрического освещения всех назначений запрещается.
— применение ламп большей мощности, чем это предусмотрено конструкцией светильника, и ламп с напаянным цоколем;
— включение светильников без колпаков и сеток, если они входят в конструкцию светильника;
— снятие со светильников аварийного и аварийного аккумуляторного освещения ламп хотя бы на самое короткое время;
— включение стационарных взрывозащищенных светильников при неисправности труб или кабелей, идущих к ним, и с колпаками, имеющими трещины,
— пребывание в помещении с работающими источниками ультрафиолетового излучения (бактерицидными лампами и т. п.) свыше времени, допускаемого инструкциями по эксплуатации,
— устройство иллюминации на наливных судах
При выполнении работ в помещениях первой и второй категорий по степени опасности, в помещениях, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся веществами, где возможно образование взрывоопасных смесей (при окрасочных работах, в топливных танках и др.), переносное освещение должно осуществляться только аккумуляторными взрывозащищенными фонарями.
При использовании средств электрического освещения необходимо проверять исправность:
Лампы накаливания с темным налетом на колбе и люминесцентные лампы с потемневшими концами трубки рекомендуется заменять до выхода их из строя. При замене лампы в прожекторе следует выполнить фокусировку, где это предусмотрено конструкцией.
Перед установкой новых люминесцентных ламп, особенно находившихся на длительном хранении или подвергавшихся вибрации и ударам, рекомендуется предварительно проверить их исправность в электромастерской.
Если люминесцентная лампа не зажигается, необходимо проверить исправности контактов лампы и светильника, проверить и заменить при необходимости стартер, а в бесстартерных схемах включения проверить исправность пускорегулирующего аппарата. Если эти меры не дали результата, следует заменить лампу.
Примечание. Люминесцентные лампы могут не зажигаться также при понижении напряжения питания и температуры окружающего воздуха, а в бесстартерных схемах при нарушении цепи токопроводящей полосы на трубке
При замене люминесцентной лампы рекомендуется заменить и ее стартер, так как срок службы новой лампы резко сокращается
Признаками неисправности стартеров люминесцентных ламп являются слабое свечение на концах трубки, потемнение концов, периодические зажигания лампы.
Быстрое мерцание люминесцентной лампы может означать ее переход в однополупериодный (диодный) режим дугового разряда, сопровождающийся быстрым нагревом пускорегулирующего аппарата; такая лампа должна быть немедленно отключена и заменена.
7. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр СССР. Л.: Транспорт, 1984г.
8. Колодяжный В.В. Горбулев Ю.Н., Титов В.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Методические указания по курсовому и дипломному проектированию. Изд-во КМТИ, 2000
9. Колодяжный В.В., Горбулев Ю.Н. СУДОВЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Методические указания и раздаточный материал к курсу лекций для студентов специальности 7.092201 «Электрические системы и комплексы транспортных средств», Изд-во КМТИ, 2000