Сублизинг что это такое простыми словами
Сублизинг – это передача прав пользования лизинговым имуществом третьим лицам. По сути, это сделка по передаче в аренду движимого или недвижимого имущества конечному лизингополучателю через посредника. Последний при этом не теряет обязательств по заключенному договору с лизингодателем. Соответственно, при завершении или досрочном прерывании договора лизинга договор сублизинга также считается недействительным.
Зачем нужен сублизинг?
В сублизинг может передаваться любая техника, оборудование, недвижимость, транспортные средства. Сублизинг может быть международным, возобновляемым, револьверным и даже фиктивным.
Возобновляемый сублизинг предусматривает замену лизингового имущества по мере появления новых его моделей, а револьверный позволяет заменить одну технику на совершенно другую согласно особенностям и последовательности технологической цепочки производства. Так, если в начале строительства компании необходимы были экскаваторы для рытья котлованов, а на следующем этапе потребуются строительные краны, то эту технику можно получить по револьверному лизингу.
Благодаря револьверному и возобновляемому сублизингу японское правительство провело модернизацию национального производства, при этом были значительно снижены налоговые платежи и введены разнообразные льготы.
Что такое фиктивный сублизинг?
Смысл фиктивного сублизинга вытекает из самого его названия. Основная задача такого мошеннического действия – получить возмещение НДС от государства. Простыми словами, компания А приобретает некое имущество, приходует его на свой баланс и по договору лизинга передает его компании Б, которая впоследствии передает имущество в сублизинг и перестает платить лизингодателю. В такой ситуации образуется переплата НДС и возникает право требования возмещения налога у ФНС. На деле сотрудники ФНС давно уже знают все возможные способы мошенничества в этой сфере, поэтому обхитрить государство не удастся.
Субаренда и сублизинг – это одно и тоже?
Чтобы понять отличия между субарендой и сублизингом, необходимо проанализировать арендную и лизинговую сделку.
На первый взгляд понятия аренды и лизинга идентичны по смыслу, но есть несколько принципиальных различий:
Кроме того, лизинг имеет общие черты с кредитованием, так как для одобрения заявки на лизинг дорогостоящего имущества необходимо показать хорошую кредитную историю, привлечь поручителей и собрать справки о доходах.
И все же между арендой и лизингом есть несколько сходств. На время сделки собственником остается тот, кто предоставляет имущество, а цель владельца – получить финансовую выгоду.
Таким образом, субаренда – это передача арендованного имущества за определенную плату в пользование третьему лицу, а сублизинг – это передача в субаренду лизингового имущества лизингополучателем за определенную плату третьим лицам. Получается, что сублизинг является одной из разновидностей субарендных операций.
Сублизинг автомобилей
В повседневной жизни обычные люди чаще всего встречаются с сублизингом автомобилей. Смысл такого сублизинга – это передача автомобиля в пользование другому лицу, чтобы возместить расходы лизингополучателя.
При этом лизингополучатель не может передать автомобиль в сублизинг, если это не предусмотрено в договоре. Процедура оформления лизинга автомобиля требует меньше времени и документов, поэтому ей чаще отдают предпочтение в сравнении со стандартными банковскими кредитами.
Когда возникает необходимость многомесячной командировки, то есть лизинговое транспортное средство использоваться не будет, а платежи необходимо совершать своевременно, то процедура сублизинга позволит решить ситуацию и сэкономить средства. К том же преждевременное прекращение договора со стороны лизингополучателя может быть чревато выплатой неустойки.
Особенности договора сублизинга
Образец договора сублизинга содержит следующие сведения:
Дополнением к договору сублизинга является акт приема-передачи имущества. В случае с оформлением в сублизинг автомобиля в таком акте указывается марка, модель и цвет транспортного средства. Также вписываются номер двигателя и других основных деталей, после чего перечисляется техническое состояние частей автомобиля.
Что такое сублизинг
Лизинг и сублизинг
Лизинг — финансовая услуга, похожая на кредит. При лизинге одна сторона покупает у поставщика имущество и отдает его лизингополучателю.
Разберем на примере. Предприятию нужен станок для обработки дерева. Чтобы не тратить все деньги разом, оно обращается в лизинговую компанию. Лизингодатель покупает станок у производителя, а затем отдает его в пользование лизингополучателю — нашей компании, которой и потребовался станок.
Лизинг очень похож на целевой кредит, но условия у него обычно выгоднее. Лизинговая компания предлагает более льготные условия, чем банки. Например, лизингодатель может учесть сезонность бизнеса и предложить оптимальный график погашения.
Сублизинг — это разновидность лизинга. Лизингополучатель по первоначальному договору лизинга выступает посредником. Он передает полученное им имущество третьему лицу — конечному пользователю, но уже по договору сублизинга. Если в лизинге было 3 участника, то в сублизинге — 4.
Выходит, что посредник выступает лизингополучателем и лизингодателем в отношении предмета лизинга.
Законодательное регулирование сублизинга
Лизинг регулируется ФЗ от 29.10.1998 № 164. Сублизинг в частности — ст. 8 ФЗ от 29.10.1998 № 164. Кроме того, уместно применять также п. 1 гл. 34 ГК РФ, так как это финансовая аренда.
Имущество для передачи в сублизинг
В сублизинг может быть передано то же имущество, что и по договору лизинга:
Особенности договора сублизинга
При покупке в лизинг заключается трехсторонний договор купли-продажи, где фигурируют лизингодатель, поставщик и лизингополучатель. Кроме того лизингодатель и лизингополучатель оформляют договор лизинга, где прописаны условия оплаты и сроки.
Предмет лизинга можно какой-то срок использовать для своих нужд, а затем передать его в сублизинг. Но в таком случае нужно получить согласие лизингодателя (п. 2 ст. 8 ФЗ от 29.10.1998 № 164). После этого заключают договор сублизинга. Его срок не может превышать срок лизинга.
Сублизингополучатель может владеть и пользоваться имуществом, но не распоряжаться (Постановление ФАС ЦО № А35-896/04-С13 от 13.09.04). При этом лизингодатель-посредник не может передать новому лизингополучателю больше прав, чем предусмотрено первым договором лизинга. Кроме этого, сублизингополучатель получает право требования к продавцу.
Дополнительно стороны подписывают акт приема-передачи имущества. Чем подробнее расписан передаваемый предмет, тем лучше. Обязательно фиксируйте серийные номера, цвет, модель, марку и год выпуска.
Основные пункты договора сублизинга
В договоре сублизинга указывайте:
Могут быть и дополнительные условия. Например, порядок пуска и наладки оборудования, монтажа и проведения обучения.
Учет предмета сублизинга на балансе
Лизинговое имущество может стоять на балансе одной из сторон. Это условие обязательно отражается в договоре.
По договору сублизинга имущество можно учитывать на балансе сублизингополучателя, только если по договору лизинга баланс держит лизингополучатель. В противном случае балансодержателем будет первичный лизингодатель.
Бухгалтерский учет сублизинговых операций
Бухучет сильно зависит от того, на чьем балансе числится передаваемое имущество. На практике чаще всего имущество остается на балансе лизингодателя, это значительно упрощает учет.
Учет лизингового имущества ведется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». При передаче в сублизинг, имущество списывается со счета 001.
Бухгалтерские проводки при учете сублизинговых платежей у лизингополучателя следующие:
Дт 20,25,26,44 Кт 76 — начислен лизинговый платеж;
Дт 19 Кт 76 — НДС с начисленного платежа;
Дт 68.2 Кт 19 — НДС по сублизингу принят к вычету;
Дт 76 Кт 51 — перечислена оплата по договору лизинга;
У лизингодателя проводки такие:
Дт 76 (62) Кт 90.1 (91.1) — начислен доход от сдачи имущества в сублизинг;
Дт 51 Кт 76 (62) — получена оплата от лизингополучателя.
Д 91.НДС Кт 68 — начислен НДС.
Платежи по лизингу включаются во внереализационные расходы у лизингополучателя и доходы у лизингодателя, что позволяет учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Ведите учет лизинга и сублизинга в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Наша программа поможет правильно построить проводки и рассчитать базу по налогу на прибыль. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
В приложении к 6-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физлица» для каждого вычета следует указывать код. Так налоговики видят, за счет чего с каждого конкретного человека в бюджет поступает меньше налога на доходы физлиц. Код 126 — для стандартного вычета на первого ребенка, раньше он ставился и в справке 2-НДФЛ. Разберемся подробнее, в чем особенности вычета, где указывать код и какие коды предусмотрены для второго и следующих детей.
Это специальный код, который вписывается в платежное поручение, чтобы деньги дошли до получателя. Он помогает правильно идентифицировать бюджетные поступления. Разберемся, когда УИН необходим, как его узнать и где указывать в документе.
Организации и предприниматели должны хранить документы, которые касаются налогов, бухгалтерии и кадров. Некоторые бумаги нужно беречь до 50 и 75 лет, даже если бизнес давно закрылся. В статье расскажем о сроках хранения, штрафах за нарушения и способах упростить эту задачу.
Сублизинг — новая модель аренды большого помещения и пересдачи его по частям
Можно ли создать новую нишу в настолько «застывшем» и консервативном бизнесе, как аренда недвижимости? Ведь это направление уже давно сформировано и продумано до мелочей. Есть конкретные финансовые показатели — величина арендной ставки, стоимость квадратного метра, объём инвестиций, срок окупаемости и так далее. Есть чёткие правила игры.
Мой ответ — да, можно, если добавить идею.
Всем, привет! Меня зовут Игорь Бондаренко, я основатель сублизинга, нового направления бизнеса в сфере аренды коммерческой недвижимости. Сублизинг открывает большие возможности для тех, кто хочет создать свой бизнес. Его главные достоинства — это доступность и простата. Благодаря ему открыть свое дело можно без серьезных вложений, кредитов и глубоких знаний.
За четыре года мы с командой создали ряд успешных проектов на основе сублизинга. Это и дом быта, и многофункциональный юридический центр, и мини-рынок «Фермер», который вырос из маленького магазина в федеральную торговую сеть, представленную в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Уфе, Самаре, Краснодаре и других регионах.
И перечень бизнес-проектов, которые можно создать, взяв за основу концепцию сублизинга, ограничивается только вашей фантазией.
Чтобы понять, как работает сублизинг, расскажу, как он был придуман. Лет пять назад я был собственником и управляющим небольшого продуктового магазина формата «у дома». Навыков и желания заниматься фруктами у меня не было, поэтому данный отдел было решено пересдать в субаренду предпринимателям из Азербайджана, которые, на мой взгляд, в этом лучшие специалисты. Позже они же арендовали еще и молочный отдел моего магазина.
В итоге получалось, что расходы на аренду всего магазина составляли 60 тысяч рублей в месяц, а субаренда фруктового и молочного отделов приносила 80 тысяч. Так и возникла идея создать концепцию, которую можно использовать в самых разнообразных сферах бизнеса. Позже появилось название «сублизинг».
Итак, сублизинг — это направление бизнеса, базирующиеся на принципах субаренды недвижимости. Его суть — создать в арендованном помещении добавочную стоимость.
С одной стороны, ты ищешь и арендуешь помещение большой площади, затем делишь его на зоны и пересдаешь в нарезку другим арендаторам. Как будто арендуешь «квадраты» по оптовой цене, а пересдаешь их частями по розничной, зарабатывая при этом на разнице.
Однако сублизинг этим не ограничивается. Построение бизнеса в данной сфере — это более творческий процесс. Ты не просто находишь помещение, а создаешь бизнес-идею, для реализации которой ищешь подходящее помещение. И только потом привлекаешь арендаторов –представителей конкретных профессий или видов деятельности, благодаря которым и будет работать новый бизнес. Именно арендаторы наполняют твою идею смыслом и содержанием.
Монетизация сублизинга предельно проста для понимания. Сублизинг приносит разные виды дохода. Пересдача площадей в субаренду дает стабильный ежемесячный доход. Также можно будет заработать большую сумму единовременно, продав проект как готовый бизнес. И это один из важнейших смыслов сублизинг — заработать на реализации своей идеи.
Финансовые показатели рассмотрим на конкретном примере. Одна торговая точка сети «Фермер» стоит миллион рублей. Это можно считать порогом входа в бизнес. Ежемесячная аренда помещения, необходимого для размещения мини-рынка такого формата, в Санкт-Петербурге обойдется примерно в 300 тысяч, а пересдать мы его можем уже за 500. Если вычесть 50, которые необходимо потратить на обслуживание, то чистая прибыль составит 150 тысяч рублей ежемесячно. Соответственно, полный срок окупаемости мини-рынка «Фермер» всего 6-7 месяцев.
А после можно заработать еще миллион, продав мини-рынок другому владельцу, а самому создать новый проект, который потом снова продать. И так развивать свой бизнес. Потолка роста здесь нет.
Возникает вопрос: а собственно в чем уникальность создания мини-рынка? Уникальность в том, что у «Фермера» нет конкурентов как у готового бизнеса-проекта, который можно купить на рынке. Спрос на готовый бизнес сейчас высок, а мини-рынок — это стабильный и успешный бизнес. Такие торговые точки востребованы у покупателей, они приносят прибыль без сезонных колебаний.
В общем, благодаря сублизингу каждый получает инструмент для создания новой неконкурентной ниши в бизнесе. Одна из ключевых основ сублизинга как раз заключается в создании новых несуществующих ниш.
Сублизинг может быть интерес различным аудиториям. И людям, желающим приобрести готовый работающий бизнес. И инвесторам, которые готовы вкладывать в развитие стартапов. Однако в первую очередь сублизинг — это продукт предпринимателей. Как бизнес-модель он создан для людей, желающих начать свой бизнес.
Кроме того предприниматели являются и главными потребителями площадей и помещений, которые будут появляться благодаря созданию сублизинговых проектов. Фактически сублизинг создает рабочие места для представителей малого бизнеса. Они могут вести свою деятельность, не отвлекаясь на решение второстепенных задач — уборку, охрану, оплату ЖКХ и прочих.
И это очень важный аспект, так как именно предприниматель — это основа крепкого государства, оплот государственности. При этом деньги, которые бизнесмен будет зарабатывать, участвуя в сублизинговых проектах, будут оставаться в его регионе, его налоги идти в казну родного города. А не как в случае с большими сетевыми компаниями, когда прибыль со всей России уходит в карман очередному олигарху.
Сейчас сфера сублизинга находится на стадии своего формирования, поэтому потенциал для развития направления колоссальный.
В ближайшие годы мы планируем создать свою систему, которая будет готовить предпринимателей. При этом обучать не только тех, кто будет создавать бизнес на основе сублизинга, но и предпринимателей, которые будут арендовать площади в сублизинговых проектах.
Под одной крышей: что такое сублизинг и как на нём заработать
«Бизнес на субаренде понятен и стабилен, он не зависит от сезонности и иных факторов»
IT-инструменты, которые использует Игорь Бондаренко
Несколько лет назад предприниматель из Санкт-Петербурга Игорь Бондаренко управлял продуктовым магазином. В какой-то момент он решил, что не хочет сам развивать отдел овощей и фруктов – и сдал его в субаренду. Потом то же самое сделал с молочным отделом. Это стало отправной точкой в его бизнес-жизни – проанализировав прибыль от субаренды, он придумал концепцию сублизинга, стал запускать проекты в этой сфере и даже написал книгу. О том, что такое сублизинг и как на нём заработать, Игорь Бондаренко рассказал порталу Biz360.ru.
Почему я вообще стал предпринимателем? Это очень интересная история, из самого детства. Мой отец – предприниматель, он занимается производством технических вещей. Когда мне было восемь-девять лет, он уже занимался бизнесом, а мама работала по найму.
И мне было жутко интересно, почему отец никуда не уходит по утрам, а мама постоянно спешит на работу. Потом я понял, что это из-за того, что он работает на себя. Наверное, тогда я твёрдо решил, что тоже хочу быть предпринимателем.
Все навыки, которые были наработаны за это время, очень пригодились и остаются весьма полезными сегодня. Благодаря им, чтобы придумать и запустить новую компанию, мне порой вообще не нужны никакие деньги. Я могу разработать логотип и фирменный стиль, создать сайт, самостоятельно организовать его продвижение.
Сублизинг – новое направление в сфере арендного бизнеса. Я его придумал, взяв за основу принципы маркетинга и бизнеса на субаренде. Сублизинг основан на идее объединения на одной площади предпринимателей, работающих в смежных сферах, с целью последующей пересдачи площади в субаренду и извлечения прибыли. То есть ты находишь коммерческое помещение, разрабатываешь концепцию его развития (рынок, магазин, центр услуг и т.д.), после чего привлекаешь арендаторов для реализации этой концепции. На выходе получается полноценный работающий бизнес.
Суть сублизинга – в создании добавочной стоимости. То есть ты не просто снял 200 квадратных метров, разделил их и пересдал подороже. Нет, на этой площади ты создаёшь полноценный бизнес-проект. Это позволяет, с одной стороны, получать прибыль за счёт пересдачи площади в субаренду, с другой – ты всегда можешь продать сам проект как уже готовый и прибыльный бизнес.
Впервые о сублизинге как бизнес-концепции я задумался более 5 лет назад. В то время у меня был небольшой продуктовый магазин «Апрель», в котором я не хотел самостоятельно заниматься фруктами. Поэтому отдел фруктов я пересдал в субаренду парням из Азербайджана, которые, на мой взгляд, данное направление всегда развивают великолепно. Потом те же люди арендовали у меня ещё один отдел – молочный. При этом весь остальной магазин оставался у меня в управлении. И тогда я заметил, что аренда магазина обходится в 60 тысяч рублей, а за счёт субаренды этих двух отделов я зарабатываю 80 тысяч.
В тот момент я решил, что такой вариант субаренды – это отличная идея для создания и развития бизнеса в самых различных сферах. Тогда я начал формировать первые гипотезы, связанные с сублизингом.
Рассматривал ли я какой-то западный или отечественный проект в качестве ориентира? Нет, сублизинг – это скорее собирательный образ. Конкретного проекта, на который я опирался при разработке его как бизнес-концепции, не было.
Чтобы инструмент работал в наших условиях, я исключил все негативные моменты. Например, необходимость приобретать недвижимость, которая значительно увеличивает риски при создании бизнеса. Поэтому можно сказать, что сублизинг – это современная, адаптированная под реалии российского рынка интерпретация идеи «Богатый папа – бедный папа».
Предприниматель – это основной потребитель арендных площадей, создаваемых на принципах сублизинга. Мы организовываем рабочие места для предпринимателей, даём им возможность зарабатывать.
Мы предоставляем конкурентное преимущество, создаём точки, где предприниматели могут сосредоточиться на своей работе, избавившись от необходимости решать сопутствующие ведению бизнеса проблемы. Им не надо заниматься рекламой, охраной, уборкой. Они не тратят своё время на рутинные вопросы. Сублизинг закрывает эту потребность.
В итоге в выигрыше все участники рынка, классический вариант win-win: предприниматели зарабатывают, приносят пользу нам, делают жизнь потребителей удобней, платят налоги государству.
Кто наши конкуренты? Всё зависит от того, под каким углом рассматривать конкуренцию. Если, например, смотреть на это с позиции коммерческих помещений, которые необходимы для создания самого проекта, то сублизинг конкурирует с другими проектами за ликвидные площади.
Если рассматривать с точки зрения конкуренции наш основной на сегодня сублизинговый проект – сеть мини-рынков «Фермер», то у него есть прямые конкуренты по продуктовому направлению. Он конкурирует с похожими по формату торговыми точками – аналогичными мини-рынками, небольшими продуктовыми магазинами. Но у «Фермера» как у готового бизнеса, который мы продаём, прямых конкурентов нет.
Монетизация здесь максимально понятна и проста. Ты берёшь в аренду квадратные метры в большом количестве, можно сказать оптом, и пересдаёшь их как бы в розницу. Соответственно, зарабатываешь на разнице. Грубо говоря, арендуешь помещение за 200 тысяч рублей, пересдаёшь его в нарезку за 400 тысяч. Вычитая затраты на обслуживание, например 50 тысяч, получается прибыль в 150 тысяч рублей в месяц.
Можно сказать, что сублизинг работает как агентство недвижимости в формате 2.0. Он позволяет зарабатывать деньги не один раз, а постоянно. При этом бизнес на субаренде понятен и стабилен, он не зависит от сезонности и иных факторов. Приобретая сублизинговый проект, ты получаешь ликвидный бизнес, работающий без скачков. Конечно, есть риски, но риски в бизнесе существуют всегда.
В развитии нашего проекта можно выделить четыре этапа. Первым стало создание концепции, которая родилась при пересдаче в субаренду двух отделов в моём продуктовом магазине (о чём шла речь выше).
Наверное, написание книги и стало самым судьбоносным решением для развития проекта. До этого у меня было желание её написать, но она не шла, не получалась. Книга очень помогла, в процессе её создания я смог более глубоко сформулировать гипотезу сублизинга, разработал правила ведения этого бизнеса, начал классифицировать сублизинг на разные типы и т.д.
По формированию команды у нас такая принципиальная позиция: мы не берём людей со стороны. Куратором нашего проекта может стать только человек, открывший свой магазин в нашей сети. Все в нашей команде открывали свой «Фермер», поэтому отлично знают бизнес изнутри. В остальном у нас максимально партнёрская и дружественная атмосфера. Никакого жёсткого контроля. У каждого есть свой план и свои KPI, которые он должен выполнить.
В целом могу сказать, что я очень горжусь своей командой и каждым человеком, который со мной работает. Каждому из них пришлось пожертвовать своим укладом жизни и своим комфортом, и каждый в какой-то момент уходил со своей работы, чтобы заниматься «Фермером». А ведь невероятно сложно перестроится, в первую очередь психологически, с работы по найму на ведение бизнеса. В такие моменты каждый перерождается и становится совершенно другим человеком.
В проекте «Фермер» мы использовали различные инструменты для продвижения и продаж. Пробовали партнёрские программы, тестировали «Яндекс.Директ». За это время я понял, что лучшим инструментом продвижения является публикация честной и качественной информации о себе в интернете.
У «Фермера» есть сайт, профиль в Instagram и канал на YouTube. На своих корпоративных ресурсах мы постоянно публикуем подробные отчёты о работе магазинов, рассказываем, какой они дают результат, как они открываются, как работает сам проект изнутри. За счёт этого мы имеем пусть небольшое количество подписчиков, но все они максимально целевые. Каждый из них готов приобрести себе «Фермера». Я, в целом, согласен с мыслью, что если вы сделали хороший продукт, то никакая реклама ему не нужна.
Мобильного приложения у нас пока нет. А вот сайт играет одну из ключевых ролей в продвижении, весь трафик мы стараемся направлять на сайт. Там, в свою очередь, максимально детально описаны все аспекты работы «Фермера», с цифрами.
В развитии проекта я, как и любой другой предприниматель, допустил некоторое количество ошибок. Все они достаточно банальны. На начальных этапах развития «Фермера» было две, скажем так, группы ошибок. Первая связана с выбором подходящих помещений для открытия новых торговых точек. Нами была разработана серьёзная концепция отбора помещений, но она не работала на 100%. Иногда локации, удовлетворяющие, на первый взгляд, всем требованиям, оказывались в итоге неподходящими.
Вторая группа ошибок связана с поиском и мотивацией команды. На начальном этапе мы выбрали не самую подходящую систему мотивации, которую сейчас перезапустили.
В целом, считаю, что ошибки – это основной принцип работы в бизнесе. Если ты не совершаешь ошибок, то ты не занимаешься бизнесом. Вопрос в том, что каждую ошибку ты должен совершать только один раз, не более.
Если говорить о развитии концепции сублизинга в целом, то я планирую разработать её более глубоко, более объёмно и более детально. Создать теорию, детализировать правила ведения игры. Всё это для того, чтобы предоставить предпринимателям, которые захотят развиваться в сфере сублизинга, максимальное количество знаний.
Есть желание начать преподавать сублизинг в формате лекционных занятий, возможно, включить его как предмет для изучения в университетах, где готовят будущих предпринимателей.
В рамках развития сублизинга моя стратегическая цель – создать максимально детализированный готовый инструмент, через обучение которому пройдёт не менее 100 тысяч человек в России. А затем уже перевести все знания о сублизинге на иностранные языки, чтобы вывести его как новое направление арендного бизнеса на мировой уровень.
Моя основная мотивация – вызвать правильный живой интерес к продукту. Я очень люблю грамотно мотивировать людей. Считаю, что деньги – это самый плохой мотиватор. Все, кто работает с нами, – это люди, которые заинтересованы в результате. А деньги – это лишь подтверждение того результата, которого они добиваются. Если они получают деньги, значит, они делают всё правильно.
Больше всего в бизнесе меня заводит возможность создавать результат из ничего. Вот не было у тебя ничего, а ты взял и создал гипотезу, которая превратилась в конкретный результат. И когда ты видишь, что всё работает полноценно без твоего участия, то это вызывает ощущение эйфории.