Субъектами административного надзора являются разнообразные организационные структуры такие как
Административный надзор
Понятие и субъекты административного надзора
Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т. е. надзор.
Известно, что контроль — атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.
В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых — важное условие обеспечения безопасности.
Надзор — это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:
Последний — самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.
Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти.
Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора — обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.
В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.
В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.
В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.
Таким образом, административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.
В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:
Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия — надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.
Многочисленные надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:
Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закреплены виды этой защиты. Среди них установление обязательных правил, соблюдение которых проверяется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами; открытость и доступность этих требований; презумпция добропорядочности (ее составной частью является презумпция невиновности); проведение контроля уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора); недопустимость взимания штаты за проведение контрольных мероприятий.
Содержание административного надзора
Содержание административного надзора можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.
1. Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. п.), в других — готовят проекты соответствующих актов (федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных и ведомственных актов).
2. Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не свойственными любой административной деятельности техническими, хозяйственными и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического надзора проводят анализы крови, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Следует назвать также такую деятельность разных инспекций, как вакцинация животных, формирование заказов на противопожарную и иную технику, бланки налоговых и таможенных деклараций.
3. Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции и т. д. Многие надзорные службы дают разрешения (лицензии) на выполнение деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе (например, на предприятиях общественного питания, с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами). В этом ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделий.
4. Текущий контроль. Он предполагает наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев.
Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.
5. Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для пресечения неправомерных действий субъекты административного надзора используют такие принудительные средства, как предписания, обязывающие устранить конкретные нарушения в определенный срок, приостановление всей деятельности предприятия или его части, запрещение отдельных видов работ, эксплуатации машин и механизмов, отгрузки и реализации продукции, отключение от газовых магистралей, электрических и тепловых сетей и т. д. Здания, механизмы могут быть опечатаны, отключены, с автотранспортных средств могут быть сняты номерные знаки, инструменты, иные ценности могут быть изъяты из обращения.
Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.
6. Привлечение виновных к ответственности. Многие субъекты государственного надзора вправе сами применять к виновным такие административные наказания, как предупреждение, штраф. В ряде случаев их должностные лица могут только составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить расследование.
В ст. 283 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В ч. 4 этой статьи сказано, что перечень должностных лиц, имеющих такое право, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Во исполнение данной нормы руководители федеральных ведомств, наделенных надзорными полномочиями, издали приказы, в которых закреплено, какие должностные лица данного ведомства о каких административных правонарушениях вправе составлять протоколы.
Перечень органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных к административной ответственности, устанавливается законом. Поэтому в гл. 23 КоАП РФ названы все субъекты административного надзора, которые вправе применять карательные административные санкции. Но чаще всего от их имени это делают единолично руководители органов (служб, инспекций), государственные инспекторы и иные уполномоченные лица.
Органы административного надзора вправе ставить перед субъектами линейной власти вопросы о привлечении подчиненных им лиц к дисциплинарной ответственности.
Таможенные, пограничные органы, органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела. Иные субъекты административного надзора в подобных случаях направляют материалы в органы внутренних дел, прокуратуру для решения вопросов о привлечении виновных в нарушениях правил к уголовной ответственности.
Правовые основы надзорного производства
Административный надзор — необходимое средство обеспечения безопасности граждан, общества и государства. Но обилие надзорных органов, неупорядоченность контрольных мероприятий имеют и негативный эффект:
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» принят с целью защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия по контролю Закон делит на плановые и неплановые. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановые проверки могут проводиться при наличии определенных поводов:
а) выявления в ходе плановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля за устранением таких нарушений;
б) получения информации о возникших угрозах жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;
в) обращения граждан, организаций с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.
Внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.
Процессуальным основанием для проверки конкретного объекта является акт (распоряжение, приказ) компетентного государственного органа. В акте должно быть сказано, когда начинается проверка, где и кем она проводится. Продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Должностное лицо, осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:
При проведении проверок должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, изымать оригиналы проверяемых документов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, куда вносятся основные сведения о проведенной проверке и ее результатах. Они обязаны представлять документы, информацию, образцы, которые являются объектами надзорных мероприятий, а также обеспечивать по требованию органов надзора присутствие своих представителей при проведении контрольных мероприятий.
Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители вправе:
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Санитарные правила и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они определяют поведение индивидуальных и коллективных субъектов по обеспечению благоприятного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды. Они направлены на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных, иных массовых заболеваний и отравлений.
В систему органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.
Наряду с общегосударственной системой госсаннадзора, который контролирует деятельность всех граждан, а также всех организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, существуют ведомственные санитарные службы. Они созданы в министерствах обороны, внутренних дел, в Федеральной службе безопасности России и в ряде других федеральных ведомств.
В деятельности госсаннадзора можно выделить следующие направления работы.
Во-первых, он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В ст. 38 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что главные государственные санитарные врачи субъектов РФ имеют право утверждать в установленном порядке временные санитарные правила и вводить их в действие.
Во-вторых, огромна по разнообразию и объему предупредительная деятельность органов госсаннадзора. Их организационно-массовая работа — это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений. Данные органы координируют работу ведомственных санитарных служб, разрабатывают и вносят в соответствующие организации предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по разработке программ социального и экологического развития, охраны здоровья, окружающей среды, улучшения условий труда. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, а затем разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.
Санитарные учреждения осуществляют ряд медицинских анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения санитарно-эпидемиологического благополучия и т. д.
Они могут принимать решения:
В-третьих, в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя выпускать многие виды продукции, строить большинство сооружений, начинать работу детских и образовательных учреждений.
Разработка и постановка на производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения санитарно-эпидемиологической службы.
В-четвертых, в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли и пищевых предприятий. Сотрудники соответствующих организаций должны систематически проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии.
Для получения необходимой информации должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; запрашивать у организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
В-пятых, органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил. В этих целях организациям и гражданам могут быть сделаны предписания о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных нарушений. Сотрудниками этого надзора широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать:
В-шестых, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности. Уполномоченные на то должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях, совершать иные процессуальные действия. За совершение санитарных правонарушений должностным лицам и гражданам могут быть назначены административные наказания в виде предупреждения и штрафа.
Главные санитарные врачи вправе также направлять в компетентные органы материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Они могут также предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей.
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромное социальное и экономическое значение. Ежегодно в России совершается большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают более 30 тысяч человек. Многие участники дорожного движения получают ранения различной тяжести. При этом подавляющую часть погибших и пострадавших в ДТП составляют люди активного трудоспособного возраста, дети и подростки. Экономические потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют в стране более 200 млрд рублей.
Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог. В России подобные нарушения приняли значительные масштабы, число лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение этих проступков, в среднем достигает 45—50 млн в год. По оценкам специалистов, реальное количество нарушений Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств превышает это значение в 10-15 раз.
В этой связи велика роль надзора за безопасностью дорожного движения, который осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД, Госавтоинспекция).
Органы управления и подразделения ГИБДД образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД
России, территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ, подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, иные подразделения. Начальник Главного управления ГИБДД является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.
На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:
Должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право:
Государственный пожарный надзор
Не меньшую проблему, чем обеспечение безопасности дорожного движения, представляет обеспечение пожарной безопасности. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 400 тысяч пожаров. При этом число пожаров с тяжкими последствиями в расчете на 10 млн. населения у нас в три с половиной раза превышает аналогичные данные других развитых стран, а удельный показатель погибших в результате пожаров в России превосходит соответствующую цифру в этих странах в четыре-девять раз. Последствия пожаров в стоимостном выражении превышают ущерб от всех природных и техногенных катастроф, а также иных чрезвычайных ситуаций, вместе взятых.
Большое число пожаров обусловливается комплексом таких факторов, как снижение уровня производственной дисциплины; несоблюдение правил пожарной безопасности; физический износ механического, технологического и энергетического оборудования и др. В этой связи велика роль государственного пожарного надзора.
Государственный пожарный надзор — это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Руководитель федерального органа управления Государственной противопожарной службы является главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:
Территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры.
Субъектами административного надзора являются разнообразные организационные структуры такие как
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:
При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.
Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий
ВОПРОСЫ
КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ
ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц этих органов местного самоуправления и их полномочий
Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.
Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.
Кто проводит проверки
На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.
Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.
По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:
Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Чем занимаются органы контроля (надзора)
Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:
Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.