Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих что значит перевод
Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих что значит перевод
Покаяния отверзи ми двери.
Объяснение молитв.
За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни на этих неделях Евангелиям каждая из этих недель имеет особое название. Первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее. Так называется эта неделя потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10—14).
Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Покаяния отверзи ми двери. Текст и перевод
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче — первый из покаянных тропарей, которые мы можем слышать во время богослужения еще даже до начала самого Великого поста.
15 марта у православных христиан начался Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
За три недели до наступления Великого поста начинается подготовительный период, который подводит нас к посту особыми чтениями и песнопениями. Начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и до воскресенья пятой недели поста на Утрене после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари «Покаяние отверзи ми двери».
«Покаяние отверзи ми» слушать:
«Покаяние отверзи ми» — текст:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
«Покаяния отверзи ми двери»
Комментарий к покаянным песнопениям Постной Триоди
8/21 февраля 2021 года – Неделя о мытаре и фарисее, начало подготовительного периода к Великому посту. Накануне этого дня на всенощном бдении поются тропари «Покаяния отверзи ми двери». Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий этих песнопений.
Ежегодно в конце зимы Православная Церковь начинает подготовку к воспоминанию Страстей и Воскресения Христовых. В этот период меняется структура, продолжительность и настроение церковного богослужения, читаются особые отрывки из Священного Писания, верующие стараются уделять больше времени общению с Богом и внутренней работе над собой. Это время названо Церковью Великим постом.
Первые изменения в богослужении появляются за три недели до начала Великого поста, когда в воскресные дни Церковь, помимо обычных Октоиха и Минеи, начинает использовать характерную для этого периода богослужебную книгу – Постную Триодь.
Одним из самых известных текстов Постной Триоди является группа тропарей «Покаяния отверзи ми двери», исполняемая во время воскресного всенощного бдения. Пение тропарей начинается с первой подготовительной недели к Великому посту – Недели о мытаре и фарисее – и заканчивается на пятой неделе самого поста, посвященной преподобной Марии Египетской.
Эти тропари – одно из первых напоминаний о приближающихся днях Святой Четыредесятницы. Их частое употребление за богослужением делает песнопения хорошо знакомыми для верующих.
В связи с этим интересно провести их богословско-филологический анализ.
Церковнославянский текст тропарей звучит следующим образом:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Так как оригинал песнопения был написан на греческом языке, при анализе мы периодически будем обращаться к нему. Для лучшего понимания смыслов, вложенных в древнегреческий и церковнославянский тексты тропарей, будем приводить русские переводы, выполненные исследователями XX века и нашими современниками.
Двери покаяния
Так, мы просим Господа дать нам сил не только в осознании своих грехов, но и в изменении своего отношения к ним, изменении жизни. Это долгий и непростой путь, поэтому в тропаре звучит просьба открыть двери, ведущие к началу этого пути. Просьба обращена к Богу, ведь только Господь может помочь человеку переосмыслить свою жизнь, только Он может дать человеку силы встать на путь исправления, по евангельскому слову: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).
Утренюет дух мой
«Мерзость пред Господом – путь нечестивого» (Притч. 15: 9)
Слово «окалях» означает «запачкать, загрязнить, осквернить»
Все три значения слова мы можем найти в русских переводах песнопения:
«Я осквернил душу постыдными грехами» – перевод митрополита Илариона (Алфеева) [11] ;
«Постыдными (позорными) грехами я загрязнил душу» [12] – вариант протоиерея Владимира Успенского;
Блудный сын
Примечательна также фраза: «в лености все житие мое иждих».
Слово «иждих» имеет значение «израсходовать» или «прожить»
О подобном говорит и притча о блудном сыне (см.: Лк. 15: 11–32), которую Церковь вспоминает на второй подготовительной к Великому посту неделе. Сын, получив от отца в дар наследство, растратил его, проводя время в праздности. И лишь после того, как остался ни с чем, он осознал свое падение, пришел к отцу и покаялся. Отец с радостью встретил заблудшего сына, приняв от него покаяние.
Так и в тропаре молящийся, признавая, что он впустую растратил данный от Бога дар жизни, не перестает надеяться на милосердие и любовь Небесного Отца.
«Страшно впасть в руки Бога Живаго»
Милость Божия несравненно больше всех содеянных грехов, на нее вся надежда и упование
Чтобы сподобиться этой милости, необходимо покаяться, то есть в корне изменить свою греховную жизнь.
Тропари, открывающиеся темой покаяния, ею же и завершаются.
Песнопения «Покаяния отверзи ми двери» поются на протяжении всего великопостного периода. В них отражена центральная тема этих дней – тема покаяния. Глубокий смысл тропарей помогает нам сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, осознать всю мерзость греха и встать на путь исправления, возложив всю надежду и упование на Воскресшего Спасителя!
[1] Триодь Постная. Ч. 1. М., 2015. С. 18.
[2] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 16. М., 1990. С. 148.
[3] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1115.
[4] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 380.
[5] Амвросий (Тимрот), иеромонах. Неделя о мытаре и фарисее // Триодь постная // https://predanie.ru/book/99466-triod-postnaya-rus/.
[6] Кашкин А. Устав православного богослужения. Саратов, 2010. С. 271.
[7] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 47.
[8] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 345.
[9] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. P. 43.
[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 317.
[11] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 476–477.
[12] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. С. 47–48.
[13] Амвросий (Тимрот), иеромонах. Неделя о мытаре и фарисее // Триодь постная // https://predanie.ru/book/99466-triod-postnaya-rus/.
[14] Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 9. М., 1983. С. 127.
[15] Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. СПб, 1893. С. 73.
[16] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 89.
[17] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. 2. С. 476–477.
[18] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. С. 47–48.
[20] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 362.
[21] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. P. 1836.
[22] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 2008. С. 474.
Покаяния отверзи ми двери
«Покаяния отверзи ми двери» – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.
Обиходного гласового распева, с канонархом. Исполнители неизвестны.
Знаменного распева в гармонизации архиепископа Ионафана (Елецких), исполняет хор Новокузнецкого Православного духовного училища.
Протестанты на этом поставили бы большую жирную точку, т. к. Христос совершил дело нашего Спасения, а нам остается только радоваться по этому поводу. Получается, что для нас никаких дел кроме веселья не осталось. Однако, наша православная Церковь установила здесь читать покаянный 50-й псалом, который, казалось бы, совершенно не вписывается в общий радостный настрой. Это не оплошность составителей службы, не ошибка. Не слова псалма вступают в конфликт с пасхальной радостью, а греховное состояние нашей души. Как говорит преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне: «Омрачих душевную красоту страстей сластьми». Поэтому уже как лекарство от этого состояния Церковь дает нам великие слова Псалмопевца: «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…» Этот урок покаяния, соединенный с пасхальной радостью, преподается Церковью не только в преддверии и в течение Великого поста. В каждое воскресение она напоминает нам, что обращаться к Богу с дерзновенной просьбой «Воздаждь ми радость спасения Твоего» можно только после того, как искренне восплачешь о своих грехах.
Обиход болгарского распева, исполняет хор под управлением Игоря Сахно.
В обычные воскресные дни сразу после прочтения 50-го псалма поются 4 коротких стихиры:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Молитвами апостолов,
Милостиве, очисти множества согрешений наших.
И ныне и присно и во веки веков, аминь:
Молитвами Богородицы,
Милостиве, очисти множества согрешений наших.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече,
даде нам живот вечный и велию милость.
П. Г. Чеснокова, исполняет хор «Православные певчие».
Смысл стихир прозрачен и ясен: принося покаяние, мы не должны зацикливаться только на себе, на своем «я». Полнота покаяния возможна только в контексте всей Церкви. Поэтому Церковь учит нас, прося о прощении грехов, прибегать к молитвам Богородицы и святых. Затем, в повторении первого стиха псалма, звучит напоминание – помилование и очищение беззаконий достигается не по каким-то нашим заслугам, молитвенному труду или постовому усердию, а исключительно «по велицей милости» Божией и «по множеству щедрот» Его. И, лишь пройдя сквозь очищение покаянием, мы можем снова обратиться к уже ничем незамутненной радости Воскресения, в которой нам даны Христом и жизнь вечная, и «велия милость».
П. Г. Чеснокова (в переложении для смешанного хора), исполняет хор храма Владимирской иконы Божией Матери (неизвестного города).
В те воскресные дни, когда тема покаяния становится особенно важной – четыре подготовительных к Великому Посту и пять во время самого Поста – Церковь оставляет без изменения лишь одну из этих четырех стихир. Три других заменяются на более подробные тексты. Они образуют единое, целостное молитвенное прошение-плач и поэтическое произведение, известное нам по его первым (после запева) словам как «Покаяния отверзи ми двери».
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен;
но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь:
На спасения стези настави мя, Богородице,
студными бо окалях душу грехми
и в лености все житие мое иждих;
но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный,
трепещу страшнаго дне суднаго,
но надеяся на милость благоутробия Твоего,
яко Давид вопию Ти:
помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Артемия Веделя, исполняет хор московского Сретенского монастыря.
Важность этого текста дополнительно подчеркивается разными выразительными средствами. Например, в некоторых храмах на время пения «Покаяния отверзи» выключают свет, люди зажигают свечи и становятся на колени. Конечно же, наиболее важным и ярким из этих средств является музыка. Как в большинстве традиционных монастырских напевов, так и в авторских композициях цикл стихир «Покаяния отверзи» трактуется как единое, монолитное произведение с совершенно особым неповторимым музыкальным колоритом. Музыка, однако, может быть и чрезмерно выразительным средством, отвлекая молящихся от смысла текста и превращая их в концертную аудиторию. Например, еще не так давно во многих храмах «Покаяния отверзи» безальтернативно исполнялось на музыку композитора XVIII века Артемия Веделя. Его композиция очень яркая и запоминающаяся. Она гарантированно выделяется на фоне любых других произведений, которые исполняются церковным хором во время всенощного бдения. Однако минусом «Покаяния отверзи» А. Веделя является избыточность театральных эффектов. Музыка оказывается перенасыщенной гипертрофированными образами, которые отправляют слушателя в своего рода эмоциональный нокаут. По окончании богослужения большинство людей признается, что они были потрясены, но никто не скажет при этом, что его потрясла глубина смысла текста. В «Покаяния отверзи» Веделя текст оказывается за кадром, от него остаются лишь яркие обрывки вроде басового фортиссимо «окаянный трррррепещу!» или финального сольного стенания у сопрано «помилуй, помилуй!». В последние годы спектр музыкальных решений при исполнении «Покаяния отверзи» стал гораздо более богатым. Во многих храмах исполняются композиции Дмитрия Бортнянского, Павла Чеснокова, других выдающихся церковных композиторов, или стихиры поются на один из монастырских распевов. Эти достаточно разные в музыкальном отношении произведения часто объединяет одно достоинство: бережное отношение к тексту стихир. Музыкальные темы не затмевают собой текста, эмоциональный фон выдержан более ровно.
Артемия Веделя (первые две стихиры), исполняет Ф. И. Шаляпин в сопровождении неизвестного хора.
Текст же стихир заслуживает очень внимательного и вдумчивого прочтения и осмысления. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Слова об открывании дверей сразу вызывают в памяти образ ключа Давидова, о котором идет речь у пророка Исаии: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего.» (Ис 22:22-23) Те же слова произносит апостол Иоанн в Апокалипсисе: «…так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр 3:7). А смысл их раскрывается в Евангелии от Матфея, где Христос говорит апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр (от греч. «петрос» – камень, прим. Ю и Е. П.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мф 16:18-19) Получается, что обращаясь именно этими словами к Богу, мы тем самым признаем, что двери покаяния для нас открываются в апостольской Церкви. То же подверждает и вторая срока стихиры: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Это почти дословная цитата из пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» (Ис 26:9), однако вместо «к Тебе, Боже» стоит «ко храму святому Твоему», т. е. автор стихиры подчеркивает, что, с одной стороны, прийти к Богу можно только через храм Божий и, с другой стороны, дорога к храму нас неизбежно приведет к Самому Богу.
Т. А. Лаптевой, исполняет хор Свято-Никольской Любятовской церкви г. Пскова под упр. автора.
Теперь надо подробно остановиться на глаголе «утренневать», у которого нет аналогов в современном русском языке. Речь идет о совершенно особенном времени границы между ночью и утром. «Сторож! Сколько ночи? Сторож! Сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь.» (Ис 21:11-12) Стражник заступил на последнюю стражу, по названию эта стража «утренняя», но время еще ночное. Очень точно этот момент времени охарактеризован у А. Майкова в стихотворении «Рассвет»: «Вот полосой зеленоватой уж обозначился восток…» Это то время, в которое раньше как раз и совершалась (а в некоторых монастырях и в наши дни совершается) эта часть всенощного бдения, утреня. Однако надо вcпомнить, что слово «утренневать» – это глагол, поэтому обозначает действие. Действие это четко не определено: пророк Исаия «утреннюет» – молится, стражник «утреннюет» – стоит на страже, жены-мироносицы «утреннюют» – спешат с ароматами ко гробу Иисуса, – но обязательно предполагает бодрость духа и сознательную активность. Хорошо могут понять это состояние те, кому когда-то приходилось ходить в крупном городе на раннюю воскресную литургию: чтобы добраться вовремя, надо проснуться за несколько часов до службы, в 4-5 часов утра, силой воли выдернуть свое еще совершенно непослушное и полусонное тело из теплой кровати. И вот ты уже на пути к храму – глаза еще слипаются, ноги заплетаются, но дух уже «утреннюет ко храму святому»! Образно же это слово выражает наше стремление к свету из тьмы и поэтому точно соответствует состоянию покаяния. Мы еще погружены в пучину греха, но уже устремлены выбраться из нее, как восклицает Псалмопевец: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! Воспою и пою во славе моей. Восстани, слава моя, восстани псалтирю и гусли: восстану рано.» (Пс 56:8-9)
Тимура Шагиахметова, исполняет хор храма Спаса Нерукотворенного г. Казани под упр. автора.
Следующая строка стихиры дает еще одно объяснение того, почему пока еще утреннюет в нас только дух, и почему нам так важно обратиться ко храму святому Божиему: «храм носяй телесный весь осквернен». Каждому из нас от рождения дан Богом особый храм, по словам апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогОю] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (1 Кор 6:19-20) Нам кажется, что мы хорошо заботимся об этом телесном храме: моем его, украшаем красивой одеждой, укрепляем спортивными упражнениями, ведем к врачу при малейшей хвори. Но можем ли мы сказать, что во всем этом мы прославляем Бога? Действительно ли наше тело – достойный храм Духа? Нет, скорее наши тела подобны «окрашенным гробам», которые «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27). Что бы мы ни делали сами, мы только больше и больше оскверняем храм своего тела. Как говорит преподобный Андрей Критский: «Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев богообразную скинию».
Со смиренным трепетом нам остается только воскликнуть Богу: «но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию». Вместе с предыдущими словами о храме эта слезная просьба о милости, конечно же, напоминает нам молитву мытаря, духом которой проникнута вся эта стихира.
Хотя на первый взгляд кажется что первая стихира по содержанию не имеет ничего общего со стихирой «Молитвами апостолов…», которая стоит на этом месте в обычный воскресный день, на самом деле ее смысл не только тесно связан с личностями отдельных апостолов Петра, Павла и Иоанна, но содержит прямое указание на то, что путь к спасению лежит через апостольcкую Церковь.
Вторая стихира этого цикла стоит на месте стихиры «Молитвами Богородицы…», и обращение к Богородице в ней сохраняется. Она начинается словами «На спасения стези настави мя, Богородице…» Тема «стезей» продолжает здесь начатую в предыдущей стихире тему стремления ко храму, т.к. чтобы прийти к чему-то, дойти, добраться куда-то, надо знать правильный путь. Эта же тема близка к теме «утренневания». На каждой утрене, в том числе и незадолго до пения «Покаяния отверзи…», в Шестопсалмии читаются такие слова: «Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах; скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс 142:8). И действительно, утром, когда человек делает только первый шаг – естественно молиться о пути. Почему мы обращаемся в этой стихире именно к Богородице? В своей земной жизни Она была такой же как каждый из нас. В Ней не было ничего сверхъестественного. И в то же время Она никогда не грешила. Богородица всегда выбирала правильный жизненный путь. Поэтому именно Она и может помочь нам в выборе «стезей», ведущих к Спасению.
В предыдущей стихире мы говорили о том, что наш «храм телесный весь осквернен», а как же душа? Следующая строка второй стихиры как раз говорит о состоянии нашей души: «Студными бо окалях душу грехми…» («Потому что постыдными грехами, как грязью, я измазал свою душу…» – перевод наш, Ю и Е. П.). Почему здесь речь идет о стыде? Стыд, в общем-то чувство хорошее, но не тогда, когда оно мешает нашему покаянию. В чине исповедания священник говорит кающемуся: «…не усрамися, ниже убойся, да не скрыеши что от мене аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши.» Есть очень много грехов, о которых нам не просто стыдно сказать на исповеди, но даже стыдно о них вспомнить. Часто бывает, что мы пытаемся забыть о них или говорим: «Время вылечит». Но именно такое отношение залепляет нашу душу грехом, как пятнами подсыхающей зловонной грязи. Забытый, нераскаянный грех тянет сильнее, поэтому Церковь неслучайно называет его «сугубым», т.е. удвоенным.
Третья строка стихиры: «…и в лености все житие мое иждих. » – вместе со словом «окалях» из второй строки прямо указывают нам на связь стихиры с притчей о блудном сыне. «Окалять» означает измазать калом – навозом, жидкой грязью. И сразу вспоминаются слова из покаянного канона: «Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу.» Мы помним, что блудный сын закончил свою «карьеру» служения греху в «стране далече» именно среди свиней. А начиналось все так прекрасно… Как блудный сын получил от своего отца богатство, так и мы получаем от Бога жизнь. И как блудный сын растранжирил богатство отца, так и мы «иждиваем», тратим впустую нашу жизнь. Мы не делаем ничего полезного; в первую очередь из-за нашей лености. Леность – это, казалось бы, самый мирный, незаметный, распространенный грех. Именно этим он и опасен. Среди грехов, которые мы забываем исповедовать, леность занимает одно из первых мест. На исповеди мы прежде всего говорим о том, что мы сделали плохого. И гораздо реже мы говорим о периодах нашей жизни, когда мы не сделали ничего – ни плохого, ни хорошего. Таким образом леность опутывает нашу душу, как сорная трава душит своими корнями благодатные всходы.
Выход из этого бедственного положения наших души и тела есть только один. Как в первой стихире мы взывали об очищении к Щедрому Богу, так в последней строке второй стихиры мы молим Богородицу: «но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.»
После этого, как и в любое другое воскресение, звучит никак не измененный первый стих 50-го псалма: «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…» Но после двух первых стихир его слова звучат особенно ярко и пронзительно.
Четвертая же стихира, стоящая на месте «Воскрес Иисус от гроба», намеренно по смыслу не несет прямого пасхального содержания, а возвращает нас снова к теме покаяния. В первых стихирах, как и в первые воскресения подготовки к Великому Посту, мы вспоминали о Евангельских притчах о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Теперь время для темы третьего подготовительного к Посту воскресения и это уже не притча, а ужасающая реальность. Как бы нам хотелось, чтобы наше духовное состояние непосредственно привело нас к светлой радости Воскресения Христова! Однако логика неумолима и связь возникает с другим неизбежным событием: «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго…» Слово «лютый» – т. е. свирепый, жестокий, которое автор стихиры использовал для обозначения наших грехов, не случайно, оно связано со словами пророка Исаии о Страшном Суде: «Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.» (Ис 13:9) Закон причинно-следственной связи: «лютые» деяния влекут за собой «лютые» последствия. В нашей мирской жизни мы часто ищем справедливости. Мы любим говорить о чьем-то успехе: «По справедливости-то он, конечно, этого недостоин!» Или сетуем о чьих-то проступках: «Справедливо ему бы было за такие дела в тюрьму сесть!» Так вот, по справедливости за наши «лютые» дела участь у нас одна – услышать в будущий судный день страшные слова Господа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его!» (Мф 25:41). И, сознавая это, мы можем только в отчаянии трепетать и «надеяться на милость благоутробия» Божия, подражая в покаянии царю Давиду и вновь и вновь ища ощищения в его спасительных словах «Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!», к которым нас возвращают заключительные строки стихиры.