Стрингер для лодки пвх что это такое
Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?
Различные «аирдеки» (мягкий пол из специального материала накачиваемый высоким давлением) и НДНД (Надувное Дно Низкого Давления), справляются с решением именно этих проблем.
Но одновременно пагубно сказываются на таком показателе, как жёсткость корпуса.
Как повысить жёсткость «корпуса» ПВХ лодки?
Но что делать с пайольным полом порезанным на секции?
Все стрингера выполняются из алюминиевого профиля, который в свою очередь, может иметь самое различное сечение. Поэтому и устройство поперечных и продольных стрингеров у разных производителей лодок может кардинально различаться.
Для обустройства поперечных стрингеров, «начинающие» производители, чаще всего используют так называемый Н профиль
позволяющий быстро соединить две секции пайол. Достаточно подобрать его по толщине фанеры которая будет применяться при производстве пайол. К тому же стоит он значительно меньше, нежели профиль с более сложной геометрией.
Такой профиль как правило используется на моделях лодок эконом класса. Но такая «экономия» может в последствии, привести к плачевным результатам.
На моей лодке, через пару лет её эксплуатации так и случилось.
От давления накачиваемого кильсона в месте наибольшего его изгиба, стали выпирать во внутрь кокпита пайолы в районе клапана. Н-образный профиль стрингера, явно не справился с возникающими в этом месте нагрузками на пайольный пол. Увы.
Более надёжнее для продольных стрингеров алюминиевый профиль, соединяемый по так называемому принципу шип/паз. В паре, два таких профиля одетые на края смежных пайол, выглядят куда более надёжным узлом, способным выдерживать нагрузки на изгиб.
Поэтому я и задумался о смене продольных стрингеров на своей лодке. Благо к этому моменту, производитель уже освоил выпуск лодок со стрингерами именно по системе шип/паз. К тому же начал продажи отдельных комплектов, позволяющих сделать самостоятельную замену стрингеров.
Ну, а если нет такой услуги у производителя, тогда уж устанавливайте сами. Благо, это не так уж и сложно, как Вам кажется.
О том как самостоятельно установить продольные стрингера, рассказано в следующей статье блога.
А пока, я с Вами прощаюсь! Надеюсь что ненадолго!
Зачем нужны стрингера ПВХ лодке
Рыбацкое счастье переменчиво, и в поисках места с хорошим клёвом на лодке порой приходится преодолевать большие расстояния. При этом важно не упустить благоприятный период, когда рыба активна, а значит, плыть нужно быстро. Чаще всего начинающий рыбак приобретает лодку «для души» и не всегда ориентируется на ее технические характеристики. А вот впоследствии, набравшись опыта, начинает понимать, что исходная конструкция не идеальна, и делает своё плавсредство максимально скоростным.
Проектируя надувную лодку, конструкторы ориентируются на современные технологические возможности и на предыдущие наработки. Сегодня уже всем известно, что вклеиваемый транс повышает ходовые качества. Наличие брызгоотбойников, кильсона, придание обводам лодки определённой формы – всё это способствует улучшению устойчивости, маневренности и управляемости. Но все эти меры не очень-то помогают, пока корпус лодки остаётся относительно мягким. Безусловно, современная надувная лодка в этом отношении выглядит куда лучше, чем резиновые плавсредства предыдущего поколения, однако до желаемых показателей ещё далеко.
Простым и эффективным способом придания жёсткости корпусу является установка твёрдого пола. Он улучшает устойчивость лодки и равномерно распределяет нагрузку на днище, позволяя рыбаку перемещаться в лодке и забрасывать снасти, не опасаясь переворачивания. Ещё один плюс – повышение скорости плавания при включении навесного мотора.
Лучший способ повысить скорость лодки
Лодки последнего поколения изначально оборудуются стрингерами, повышающими общую жёсткость конструкции. Стрингер представляет собой алюминиевый профилированный вкладыш особой формы. Он необходим для придания жёсткости и монолитности секционному жёсткому днищу килевой надувной лодке, эксплуатируемой с навесным двигателем.
Зачем нужен стрингер
Его основные функции:
Наиболее ярко стрингеры показали себя при эксплуатации с габаритными лодками. Но здесь есть нюанс: необходимо выбирать профиль с учётом толщины фанерного листа, использованного для изготовления пайол. Тогда конструкция после сборки будет по-настоящему прочной и жёсткой.
Лёгкий и прочный алюминий – оптимальный материал для изготовления стрингеров. Чтобы исключить повреждение ткани бортов, на торцах устанавливают специальные заглушки. В профиле предусмотрен специальный паз для закрепления края пайолы, по толщине равный листу фанеры. Профилированные элементы, используемые в качестве стрингеров, обладают одинаковой конструкцией, разница заключается лишь в габаритных размерах и ширине пайольного паза – эти характеристики необходимо подбирать в соответствии с параметрами лодки.
Стрингеры наиболее целесообразно устанавливать в срединной и задней части пайолы, на которые во время глиссирования при работающем двигателе приходится основная нагрузка. В носовой части они не особенно нужны.
Заводские конструкции стрингеров
Для стрингеров принято использовать Н-образный алюминиевый профиль, в пазы которого вводят края пайол для фиксации. Благодаря этому секции сохраняют неподвижность относительно друг друга и корпуса лодки. Основное требование – точное соответствие пазов профиля толщине пайол. Если фанерные листы окажутся более тонкими, то конструкция в сборе будет «гулять», и нужного эффекта достигнуть не получится. Чересчур толстые листы просто не войдут в пазы, и покупка окажется бесполезной.
В настоящее время найдена другая, более эффективная конструкцию стрингера. Дело в том, что Н-профиль хорош лишь до определённого уровня нагрузок, а при эксплуатации на предельных возможностях он может не выдержать. Намного более надёжна конструкция типа «шип-паз», которая прекрасно удерживает пайолы в сборе и лишена недостатков предыдущего варианта.
Для монтажа необходимо вначале установить элементы по отдельности на нужные торцы пайол, а затем соединить их вместе. Такой подход заметно усиливает прочность соединения, да и разборка настила в этом случае существенно упрощается. Сегодня не составляет труда приобрести стрингеры для лодки ПВХ, подобрав их к имеющейся у вас модели. Разницу вы почувствуете после первого же спуска лодки на воду. Она заметна уже на короткой дистанции, а во время длительного плавания вы сможете оценить преимущества новых креплений в полном объёме.
Продольные стрингеры
В комплектацию надувных лодок сегодня часто включают поперечные стрингеры для сборки жёсткого днища лодки из секционных пайол. Но продольные конструкции этих элементов остаются изделиями «на любителя», которые энтузиасты изготавливают по индивидуальному заказу. Между тем, даже человеку, не имеющему специальной подготовки, очевидно, что продольный способ крепления пайол более надёжен. Он существенно повышает жёсткость корпуса резиновой лодки, благодаря чему увеличивается допустимая скорость. К тому же жёсткое днище приводит к уменьшению расхода топлива во время движения.
Продольный стрингер представляет собой алюминиевый профиль, который располагается вдоль оси движения и внешне по своей форме напоминает обычный плинтус. Однако его достоинства говорят сами за себя. Это:
Использование продольного стрингера превращает недорогое и маломаневренное плавсредство в полноценное судно, обладающее высокой надёжностью и способное справиться с любыми неожиданностями во время рыбалки или туристического путешествия.
Устройство стрингеров на лодку ПВХ
Стрингера на лодку ПВХ
Придать лодке жесткости и устойчивости на воде можно при помощи пайола –жесткого пола, изготовленного из фанеры или пластика. Чтобы сами листы фанеры были устойчивыми, им нужны ребра жесткости – стрингера. Стрингер – это алюминиевый профиль, который соединяет несколько реек или листов фанеры в одно сплошное полотно.
Стрингер нужен для того, чтобы:
— обеспечить безопасное нахождение в лодке – с ними пол не «играет», он практически как монолитная конструкция;
— увеличивает жесткость корпуса лодки – это хорошо сказывается на ходовых показателях судна, особенно, если это будет габаритная лодка.
Виды стрингеров
Стрингеры изготавливают только из алюминия. По торцам они имеют пластиковые заглушки. В самом профиле предусматривается специальный паз толщиной равной пайольному листу. Поэтому, если вы решили сделать пол для лодки самостоятельно, подбирайте листы фанеры и стрингер одновременно – иначе собрать конструкцию в кучу при расхождении в размерах не выйдет.
Стрингеры идентичны по своей конструкции. Различаются между собой только по длине, толщине и размеру паза для вставки пайольного листа.
Установка стрингера на лодку ПВХ
Для работы понадобится:
— комплект пайол;
— стрингеры – поперечные и продольные с пластиковыми заглушками по торцам;
— линейка и карандаш для разметки;
— лобзик для выпиливания карманов;
— пропитка водоотталкивающего типа.
Процесс сборки жесткого пола со стрингерами для лодки:
— листы пайол раскладываются в такой очередности, в какой они будут расположены в лодке;
— к одной стороне пайолы прикладывается профиль таким образом, чтобы его длины хватало перекрыть три соседних листа;
— следите за тем, чтобы края листа не выпирали за стрингер. Чтобы этого не произошло, заранее можно наметить глубину распила кармана: прикладывается профиль к крайней части пайол, соблюдая размеры профиля прочерчивается контур для пропила. Полученную разметку нужно соединить одной линией;
— по сделанной разметке выпиливается «карман». Делать это лучше лобзиком с мелкими зубьями, чтобы не было мелких сколов на листах пайол;
— после того, как карманы будут выпилены, края нужно скруглить и обработать водоотталкивающей пропиткой;
— в подготовленные выемки устанавливаются стрингера.
Не рекомендуется монтировать стрингера на пайоле в носовой части судна. Во время глиссирования на носовую часть лодки приходится наименьшая нагрузка, а на третью заднюю часть пайолы наибольшая, поэтому эту часть укрепить целесообразнее.
Так ли нужны стингеры для лодки ПВХ?
Повышаем скорость лодки
Стрингеры на лодку ПВХ при больших размерах просто необходимы, так как лодки и нагрузки на такую лодку больше. А при широком кокпите возможно даже выдавливание пайол из под баллона.
Достаточно эффективным способом повышения жёсткости конструкции является твёрдый пол. Для этой цели производители используют специальные пластиковые вставки или реечный настил. Если всё правильно рассчитать, по такому полу будет значительно проще передвигаться, забрасывать снасти и уменьшится точечная нагрузка на мягкое днище. А что самое главное, повысится скорость перемещения под навесным двигателем.
Лучший способ повысить скорость
Следующий шаг к повышению жесткости конструкции – стингеры для надувной лодки ПВХ. Это специальный алюминиевый профиль, который помогает надёжно закрепить отдельные части пайол и не давать им смещаться относительно друг друга. Обычно, для того чтобы лодку было проще перевозить, пайолы разделены на несколько секций, и имеют специальные замковые соединения.
То есть, отвечая на вопрос: для чего нужны стингеры, для устранения естественного смещения пайол. Как в поперечном направлении, так и в продольном, относительно корпуса лодки. Кроме этого, новшество сделанное из алюминия имеет следующие преимущества:
Заводские конструкции
Так что такое стрингеры на надувной лодке? Чаще всего их изготавливают из профилированного алюминия, который в разрезе имеет вид буквы Н. В эти пазы оптимально входят края пайол. Максимально плотно фиксируя края, не позволяя им перемещаться относительно друг друга, там и в целом относительно судна. Главное, чтобы стингеры по размерам подходили под толщину фанеры, из которой сделаны пайолы. Именно такая конструкция обладает сбалансированными качествами по стоимости и эксплутационным качествам.
Но, существует и более современная поперечная конструкция стрингера на лодку ПВХ. Н образный профиль может прекрасно справляться со средними нагрузками. Но, если вы планируете эксплуатировать лодку на пределе её возможностей, стоит присмотреть более совершенный тип поперечных стингеров. Конструкция шип/паз считается самой современной, и не имеет очевидных недостатков, как в креплении, так и во время повседневной эксплуатации.
Конструкция предполагает сначала установку каждого отдельного стингера на нужную сторону пайолы, и только потом соединение между собой. Такой способ позволяет в случае необходимости намного быстрее разобрать настил, и собрать его снова. Стрингеры для лодки ПВХ именно этой конструкции продаются в большом ассортименте, и подобрать необходимые под свою модель не составит труда. Уверены, что оценить их преимущество получится после первого же фактического использования на воде, во время перемещения, как на короткие, так и на длинные дистанции.
Продольные конструкции стингеров
Если поперечные стингеры иногда встречаются в базовой комплектации некоторых производителей поливинилхлоридных лодок с пайолами, то продольные конструкции практически не освоены. А зря, ведь именно набегающий поток воды, волны влияют на жёсткость конструкции и на скорость судна. И что более важно, на расход топлива подвесным двигателем.
Продольный стрингер в лодке, что это такое? Это алюминиевый профиль, расположенный вдоль пайол, и внешне немного напоминает плинтус. Главными преимуществами использования продольных стингеров можно назвать:
Стрингер на лодке ПВХ, это уникальная возможность превратить недорогое средство для плавания в действительно надёжное и долговечное судно, способное справиться со всеми сюрпризами природы. Высокая универсальность, максимальное удобство на воде и минимальный естественный износ поливинилхлорида будет обеспечен.
Улучшение ходовых качеств лодки
Не всегда удаётся подъехать к «рыбному месту» на машине, поэтому лодка нужна не только для ловли, но и в качестве водного транспорта. Часто первое плавсредство оказывается не слишком удачным, и лишь с течением времени и приобретением опыта рыболов начинает понимать, какая именно конструкция ему подойдёт.
Современные надувные лодки проектируются отнюдь не с нуля. Конструкторы опираются на многолетний предыдущий опыт, но при этом используют возможности новых технологий. Сегодня уже невозможно представить лодку без брызгоотбойников, кильсона и других небольших, но важных улучшений. Ходовые качества существенно возросли благодаря вклеиваемому транцу и обводам, снижающим сопротивление среды. Но ПВХ лодка с мягким корпусом всё же остаётся довольно тихоходной, хотя в сравнении с более старыми резиновыми образцами она выглядит куда более выигрышно.
Часто из этой ситуации выходят при помощи съёмного твёрдого пола. Такая конструкция способствует остойчивости, так как нагрузка распределяется по днищу равномерно, и рыбак может не опасаться перевернуться во время забрасывания снастей или перемещения от носа к корме. Кроме того, твёрдый пол снижает деформацию днища, поэтому при включении подвесного двигателя лодка может развить достаточно большую скорость.
Как сделать лодку скоростной
В современных надувных лодках изначально предусмотрены стрингеры – элементы, благодаря которым увеличивается жёсткость конструкции. Это вкладыши из алюминиевого профиля специальной формы, благодаря которому секционное складное днище превращается в жёсткий надёжный монолит. Плавсредство существенно улучшает свои показатели при эксплуатации как с навесным двигателем, так и без него.
Функции стрингера
Роль стрингеров в конструкции надувной ПВХ лодки достаточно велика. Они:
Наиболее заметны позитивные изменения при эксплуатации габаритных лодок со стрингерами. Но при выборе алюминиевого профиля нужно быть внимательным: он должен соответствовать толщине фанеры, из которой изготовлена пайола. Только в этом случае стрингеры будут действительно эффективными.
Алюминий лучше всего подходит для производства стрингеров, так как обладает необходимой прочностью и вместе с тем лёгким весом. Торцы металлических деталей защищают заглушками из пластика, чтобы не допустить надрывов ПВХ материала бортов. Края секций плотно закрепляют в пазах стрингера. Для всех толщин днища используется одинаковая конфигурация профиля, которые отличаются между собой лишь габаритами сечения и проёма, оставленного для закрепления фанерных вставок.
Обычно во время передвижения по водной поверхности основная нагрузка приходится на кормовую часть и середину днища. Именно туда обычно устанавливают стрингеры. Использовать их в носовой части нет особой необходимости.
Стрингеры, предлагаемые промышленностью
Традиционной для стрингеров стала Н-образная конфигурация профиля. Края пайол вставляют для фиксации в противолежащие пазы, скрепляя их между собой, чтобы обеспечить монолитность и неподвижность днища. Но для этого ширина паза должна в точности соответствовать толщине края пайолы. Если паз будет более широким, о надёжности можно не говорить – края будут «гулять», и конструкция потеряет жёсткость. Слишком узкий паз просто не позволит собрать днище, так как толстый край секций в него не втиснется.
Кроме того, эффективность Н-образного профиля сохраняется лишь до определённого уровня скоростных нагрузок. При его превышении профиль может не выдержать. Намного лучше работает профильная система «шип-паз»: она образует жёсткое, надёжное соединение и намного более удобна в сборке и разборке лодки. Профили вначале монтируются на торцевые части пайол, а затем соединяются между собой.
В настоящее время покупка стрингеров для надувной лодки ПВХ не составляет никакой сложности. Нужно лишь правильно выбрать параметры профиля, соответствующие вашей модели плавсредства. Разница будет заметна сразу, как только вы спустите лодку на воду, причём даже на перемещении по короткой дистанции. Если же говорить о длительном плавании, то преимущества стрингеров в нём проявятся наиболее ярко и выпукло.
Стрингеры продольного образца
Наиболее востребованы для рыбацких лодок поперечные стрингеры, которыми соединяют фанерные секции лодочного днища. Но некоторые рыболовы и туристы предпочитают продольную конструкцию, предусматривающую расположение стрингеров в направлении между носом и кормой. Несмотря на очевидную надёжность такого способа, существенно повышающего жёсткость лодочного каркаса, он не пользуется популярностью. Как правило, его изготавливают кустарным способом, но даже при таком подходе он обеспечивает заметное повышение предела допустимой скорости плавания. Кроме того, отсутствие прогибов днища позволяет сэкономить топливо, потребляемое мотором.
Конструкция продольного стрингера проста. Это профиль из алюминия, расположенный по центральной продольной оси лодки. Внешне он напоминает обычный плинтус, но обладает несколько более сложным сечением. По сравнению с поперечными моделями он обеспечивает гораздо больше возможностей, в числе которых:
С продольным стрингером обычная не слишком поворотливая надувная лодка превращается в надёжный, маневренный катер, способный перемещаться с достаточно высокой скоростью. Она будет отлично справляться с любыми превратностями погоды, которые могут встретиться вам на рыбной ловле или во время водного путешествия.