Стриминговый сервис что это такое простыми словами
Кино по подписке. Плюсы и минусы стриминговых сервисов
Разбираемся, что это такое, сколько стоит и почему они набирают популярность.
Стриминговые сервисы — это кто?
Современные технологии позволяют человеку в любой момент посмотреть любимый фильм или послушать любимую музыкальную группу. Для этого достаточно предварительно загрузить файлы и постоянно носить их с собой на флешке. Впрочем, и флешки — это уже прошлый век. Мир переходит на стриминговый сервис. А что это?
Стриминговый сервис — это потоковое (бесперебойное) вещание. Самая очевидная аналогия — цифровое или кабельное телевидение. Шоу, идущие по телевизору, продолжат работать, даже когда вы его выключаете. Но для просмотра нужно заплатить, оформить подписку. Со многими стриминговыми сервисами все работает точно так же.
Нельзя путать стриминг и стриминговый сервис. Стриминг — трансляция конкретного человека или компании в прямом эфире. Она ограничена по времени, тематически направлена и является по сути разовой передачей. К тому же, как правило, бесплатной. Это может быть прямое включение журналиста с места событий или трансляция прохождения компьютерной игры. Стриминговый сервис же — проект серьезный, не разовый, работающий для разных слоев населения и рассчитанный на большие группы зрителей. Неудивительно, что подписка на него стоит денег.
Почему стриминговые сервисы набирают популярность?
Не так давно значительная часть интернет-сообщества предпочитала поглощать контент нелегально. Качали фильмы с торрент-трекеров, смотрели их в социальных сетях. В последнее время волна пиратства начала спадать, всё больше юзеров переходят на легальные платные варианты. Зачем?
1. Удобно. Нет смысла тратить силы и время на обход блокировок пиратских сайтов, искать на них контент, а потом загружать его на компьютер. К тому же качество пиратского видео зачастую невысоко. Зачем смотреть размытые 720p, когда кликом мышки выводится полноценное 4k.
2. Пиратство незаконно. Любителей халявы, конечно, вряд ли привлекут к ответственности, но вот сервисами пиратской продукции занялись всерьез. Торренты закрывают, блокируют, фильмы и композиции с авторскими правами исчезают из соцсетей. Конечно, можно докопаться через прокси или специальные плагины, но зачем? Сложно и рискованно.
3. Подборки. На основании ваших просмотров стриминговый сервис предложит похожий контент, который окажется интересным. Целый океан интересных и постоянно пополняющихся коллекций. Не нужно самостоятельно искать фильм на вечер, нейросеть сделает все за вас.
1. Платно. Все-таки пока мы не до конца отошли от любви к халяве. Не готовы платить за просмотр футбольных матчей, не готовы покупать компьютерные игры, качаем бесплатно электронные книги и, конечно, совсем не хотим платить за фильмы. Поэтому ежемесячная подписка, даже в пару сотен рублей за месяц, может стать непреодолимой преградой.
2. Атрибутика. Не всегда достаточно оплатить подписку. Нередко для подключения сервисов к телевизору потребуются специальные приставки smart tv. В каких-то телевизорах они, конечно, встроены, но не везде. Поэтому лучше заранее уточнить все нюансы подключения, чтобы не столкнуться с непредвиденными сложностями.
Из чего выбрать
В России наибольшей популярностью пользуются четыре крупных онлайн-кинотеатра: Okko, Ivi, Netflix и Amediateka. Выборка основана на данных издания TelecomDaily, собравшем информацию о заработке сервисов и их доле на российском рынке, а также на основании VC.ru, которое проанализировало медийную долю каждого сервиса. Какие подписки предлагают данные сервисы?
Семейная подписка
Правило «Чем больше людей, тем ниже себестоимость на человека» работает и со стриминговыми сервисами. Если собрать группу близких людей и оформить семейную подписку, то выйдет значительно дешевле. Максимальное количество участников колеблется от 4 до 6 людей, соответственно можно будет выбирать самой дорогой тариф и делить всю сумму между своими друзьями. У каждого конкретного человека будут свои рекомендации и история просмотров, так что никакого дискомфорта система не доставит. Работает на всех описанных сервисах.
Цифровая революция или что такое стриминговые сервисы?
Итак, уже завтра Apple проведёт свою весеннюю презентацию, где обещает представить собственный стриминговый сервис наподобие Netflix. Стоит отметить, что на этой неделе и Google презентовала свою стриминговую игровую платформу Google Stadia, которая способна в корне изменить всю игровую индустрию и вообще наши представления о компьютерном железе.
Stadia позволяет запускать даже самые требовательные игры на любом устройстве с установленным браузером и доступом в интернет. И тут дело даже не играх, мне на них абсолютно фиолетово, а в том что мы наблюдаем революционные изменения в технологии передачи контента и переход к модели сервисов.
Уверен, что подавляющее большинство из вас уже не раз использовали и продолжаете пользоваться стриминговыми сервисами, даже не подозревая об этом. Не верите? Вот вам несколько примеров, находим знакомые: Yandex.Музыка, музыка Вконтакте, Netflix, ivi.ru, AMEDIATEKA, Microsoft Office 365, Adobe Creative Cloud и этот список можно продолжать. Проблема в том, что не все понимают что же кроется за непонятным термином «стриминг».
Стриминг (англ. streaming – потоковый) – это способ передачи данных от провайдера к конечному пользователю, при котором контент находится на удаленном сервере. Тут так же уместна аналогия с обычным теле- или радиовещанием, но с возможностью управлять им.
Давайте сперва расскажу о преимуществах и почему создатели игровых консолей сильно напряглись с выходом платформы Google Stadia. Впрочем, есть от чего поднапрячься и производителям компьютерного железа.
Всё дело в том, что для отображения стримингового контента не требуется приобретать топовые компьютеры, ноутбуки или планшеты, устанавливать большие жёсткие диски для хранения фото и видео. Все вычисления производятся на мощностях стриминговых серверов, там же хранится и весь контент (фильмы, музыка). Так, с появлением музыки Вконтакте и Apple Music, вся моя музыка переехала туда и больше не занимает места на ноутбуке или смартфоне.
Потому гугловская Stadia и наделала много шума на этой неделе, ведь имея даже простенький нетбук, типа Chromebook от Google, на котором можно было только лазить в интернет, любители компьютерных игр получили возможность рубиться в самые ресурсоёмкие игры, причём подключиться к игре просто кликнув видео на Youtube. Но не спешите радоваться, по доброй традиции, в России данный сервис пока не доступен, впрочем как не известен и ценник за такую развлекуху.
Да и предстоящая презентация стримингового сервиса от Apple будет интересна, скорее для общего развития, чтобы знать куда мир движется. Не зря же в Купертино накануне выложили все обновления «железа» – AirPods, iPad и iMac, чтобы не отвлекаться от главной, по их мнению темы. До нас, правда, это всё доберётся ещё очень не скоро, ведь платить за медиа-контент мы не привыкли и пока живы торренты, ничего кардинально тут не поменяется. Впрочем, и у нас есть определённые положительные подвижки в этом направлении.
Например, не так давно, появился весьма качественный отечественный стриминговый сервис по типу американского Netflix – ТНТ PREMIER и сразу отличился несколькими достойными сериалами «Звоните ДиКаприо!», «Мёртвое озеро» и «Домашний арест». А сериалы от именитых стриминговых сервисов Netflix или HBO давно бьют рекорды по просмотрам и оставили далеко позади весь тот шлак, который сейчас снимают под видом кино. Достаточно вспомнить «Игру престолов», «Чёрное зеркало» или «Кремниевую долину», чтобы понять насколько круто можно снимать.
Звучит, конечно, это всё здорово и став пользователем стримингового сервиса, вы получаете доступ к контенту с любого устройства в любое время, правда с небольшой оговоркой. если имеется доступ в Интернет. И тут нам открывается другая сторона медали.
Всё идёт к тому, что не только медиа-контент, а вообще всё программное обеспечение, в конечном счёте, могут перевести на удаленные сервера в «облака», а пользователям просто не оставят выбора. И дело не закончится обычными пользователями, может вообще исчезнуть привычное понятие интернет-провайдера, а доступ в Интернет просто будет сопутствовать какому-то сервису, то есть платить будем не за выход в сеть, а за контент который там получаем. Вот такие мысли.
Оставляйте свои комментарии по данной теме, если она вас заинтересовала.
Если считаете статью полезной,
не ленитесь ставить лайки и делиться с друзьями.
Профессия: игровой стример
Играть, пока другие смотрят
Есть сейчас новая «профессия» — стример.
Стримерам не платят зарплату — их доходы складываются из пожертвований зрителей и рекламных контрактов. Я люблю смотреть стримы и в статье расскажу, кто такие стримеры, как организована их работа и как собрать свою стриминг-студию.
Кто такой стример
Стример — это ведущий прямых эфиров в интернете. Чаще всего в прямом эфире играют в видеоигры, хотя стримить можно что угодно: готовку, вышивание, чтение книг вслух. Наравне с видео на Ютубе, этот формат заменяет современным зрителям телепрограммы.
В прямой эфир стримеры выходят через специальные сервисы, большие и маленькие. Основные площадки сейчас — это Твич и Ютуб, но есть и множество других, менее популярных: например, Вконтакте, Mixer, GoodGame.
Твич посвящен исключительно стримингу и в значительной степени играм. Зрители на этой площадке знают, зачем и на чей эфир приходят. Во Вконтакте стримы висят в общей ленте новостей и на них часто попадают случайно. Там количество зрителей может быть большим, но не показательным для стримеров: эти люди едва ли вернутся на следующий эфир.
Стримы — популярный у зрителей формат. За первый квартал 2018 года на двух больших площадках для стриминга — Твич и Ютуб-гейминг — зрители смотрели эфиры 2,4 миллиарда часов. Несмотря на это, мало кто из стримеров зарабатывает на жизнь одними эфирами. Чаще всего это хобби или подработка.
Для статьи я поговорила с Петром Сальниковым. На его примере расскажу, как устроена профессия. Петр известен зрителям стримов по проекту Disgusting Men («Отвратительные мужики»), который объединяет канал на платформе Твич, подкаст, сайт и канал в Телеграме.
Трансляции смотрят люди, которые увлекаются играми на компьютерах и игровых консолях, те, кому интересна разработка игр и создание саундтреков к ним, а также современная массовая культура. Лично я смотрю стримы как раз из-за последнего: мне нравятся диалоги и рассказы людей с разным жизненным опытом. По большей части стримы на Твиче смотрят мужчины — по статистике их 81,5%, 55% из них в возрасте от 18 до 34 лет.
Как начать стримить
Чтобы выйти в эфир, нужен канал на одной из стриминговых площадок и специально оборудованное место: комната или отдельная студия.
У Петра с командой домашняя студия, но она сделана в квартире, где никто не живет. Там нет спальных мест, никто не готовит, не принимает ванну — ничего не отвлекает команду от работы. Но если такой площадки нет, платить за ее аренду в начале пути — лишние расходы.
Большая часть стримеров выходит в эфир из дома. Минимальный набор техники для выхода в эфир — это компьютер с монитором, клавиатурой и мышкой, а еще веб-камера и USB-микрофон или наушники с гарнитурой.
Качественное оборудование в стриминге не критически важно. Стрим — это видео в прямом эфире, которое многие зрители смотрят на телефонах в небольшом разрешении. Главное, чтобы техника не выдавала никакого криминала — например, очень громкого звука или запредельного количества шума.
Компьютер
Для стриминга видеоигр нужно одновременно играть и отдавать картинку в прямой эфир. Для этого понадобится один мощный компьютер или сразу две машины — одна для игр, другая для стриминга.
У Disgusting Men работают в связке два компьютера. На одном ведущий играет, с другого отдают стрим в интернет и контролируют эфир. Сейчас в студии стоит системный блок Nvidia GeForce GTX PC и игровой ноутбук Acer Predator. Системный блок используется для студийных стримов в связке с ноутбуком. Ноутбук — для выездных стримов: турниров, концертов, командировок.
Вся техника эксплуатируется на пределе возможностей и потому долго не живет, к этому стоит быть готовым.
Стартовый компьютер для стримера
Для игр и стриминга важны четыре компонента игрового ПК: процессор, оперативная память, материнская плата и видеокарта. Жесткий диск можно брать любой.
Если вы хотите играть в карточные игры, например Hearthstone или MTG Arena, то получится сэкономить на железе.
Оборудование для стриминга карточных игр — 15 500 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1030 | 6000 Р |
Процессор | Intel i3 | 5500 Р |
Оперативная память | 4 Гб DDR3 | 2000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
Если вы хотите стримить и играть во что-то более серьезное, например в Dota 2, Fortnite или WoT, придется потратить больше.
Средняя сборка для стриминга популярных игр — 37 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1060 | 20 000 Р |
Процессор | Intel i5 | 10 000 Р |
Оперативная память | 8 Гб DDR3 | 4000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
За эти деньги уже можно найти ноутбук, на котором нормально пойдут нетребовательные к графике игры, но, как по мне, лучше вложить деньги в стационарный компьютер, если вы всерьез настроены стримить.
Отличная сборка для стриминга любых игр — 90 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1070 | 40 000 Р |
Процессор | Intel i7 | 30 000 Р |
Оперативная память | 16 Гб DDR4 | 10 000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H310 | 10 000 Р |
За 100 тысяч уже можно найти крутой игровой ноутбук, но картинку он будет выдавать все равно хуже, чем стационарный компьютер за те же деньги. Зато не придется париться со сборкой и докупать монитор.
Простой Full HD монитор можно купить и за 7 тысяч рублей. Не советую брать 4К мониторы. Они могут показывать более четкую картинку, но сильнее нагружают видеокарту. Зрители не заметят разницы — у большинства нет 4К экранов. К тому же в киберспортивных играх важнее частота кадров, чем красота текстур. Лучше взять Full HD монитор с частотой 144 Герц. Стоит такой в районе 20 тысяч рублей.
Чтобы играть на одном компьютере, а стримить с другого, нужна карта захвата. Это небольшое устройство, посредник между компьютерами. В один HDMI-вход карты захвата втыкается компьютер с игрой, а из другого HDMI-входа сигнал уходит на транслирующую машину. К компьютеру карта захвата подключается через порт USB. Нормальные карты захвата стоят от 10 000 рублей.
стоит нормальная карта захвата — посредник между компьютерами
Чтобы стримить с комфортом, стоит завести второй монитор. На него выводят чат со зрителями и программы для контроля трансляции. У Disgusting Men в студии три монитора: один — изогнутый ультраширокий, второй — 4К, а третий — самый обычный и дешевый. Третий монитор используют, когда стримят многопользовательские игры. За потоками видео от разных игроков следит режиссер прямого эфира за отдельным монитором.
Игровые консоли
Чтобы иметь больше настроек и не терять в качестве картинки, нужна карта захвата. Подойдет та же, что для связки из двух компьютеров, просто в HDMI-вход карты захвата втыкается консоль.
Камера
Интересный ведущий в кадре важнее демонстрации игры. Поставьте человека, который захватывающе рассказывает, на фоне кирпичной стены, и у вас будет хороший трафик. И поставьте дурака перед дорогущей камерой, на которую Майкл Бэй снимал «Трансформеров», и ничего хорошего не выйдет.
Картинка отдается в эфир при помощи специальных программ для управления трансляцией. В основном стримеры пользуются двумя программами: бесплатной Open Broadcaster Software или платной XSplit Broadcaster. Они мало друг от друга отличаются, выбор программы — скорее вопрос удобства.
в среднем стоят веб-камера и штатив для стримов
Микрофон
Чтобы зрители слышали стримера, ему нужен микрофон. Для начала подойдут обычные наушники с гарнитурой.
Если хочется отдельно контролировать звук, понадобится внешний аудиоинтерфейс, к которому подключаются хорошие микрофоны. Если человек стримит один, достаточно интерфейса с одним каналом. На большее количество человек понадобится больше каналов, чтобы подключить отдельные микрофоны. Цены на аудиоинтерфейс с одним каналом начинаются от пяти тысяч, с двумя каналами — от девяти.
Динамический микрофон считывает сигнал, идущий прямо в него. Такой микрофон лучше держать не дальше 20 сантиметров от рта, чтобы было слышно. Динамические микрофоны используют на концертах или докладах, для стрима они тоже хорошо подойдут.
В студии у Петра шесть микрофонов. Три из них — AKG Perception Live P5, один Shure 55SH. Последним пользуются, если в студию приходят гости. Плюс у команды есть радиомикрофон Shure Beta 58A, который используется на записи выездных выпусков и вечеринках со зрителями.
Недавно Disgusting Men получили очередную премию за лучший подкаст — на этот раз от Вконтакте. В подарок им вручили премиальный конденсаторный микрофон «Союз», теперь на него записываются закадровые тексты и новый подкаст со страшными короткими историями «Радио Полночь».
Для подключения микрофона нужен кабель, плюс каждому микрофону нужна стойка. Стойку каждый выбирает сам, лучше искать и пробовать, какая подойдет. Стоят они от 1000 до 7000 рублей. Совсем дешевые стойки лучше не покупать: они ненадежные.
На звук влияет не только микрофон, но и звукопоглощение в помещении. Это не та звукоизоляция, которая не выпускает звук наружу, а та, которая мешает ему гулять по помещению. Ее можно сделать самостоятельно. Подойдут листы антирезонансного материала из пенополиуретана на стенах, они поглощают и рассеивают шум. Купить листы для звукоизоляции можно в интернете: на «Алиэкспрессе» они стоят от 850 рублей за 12 штук, более качественные листы обойдутся в 900 рублей за штуку.
Хромакей и свет
Бытовой свет от люстры на эфире плох тем, что может добавить ведущему некрасивые круги под глазами или оранжевую кожу. Желательно купить себе отдельный осветительный прибор, который можно поставить на стол или штатив. На «Алиэкспрессе» много дешевых решений: например, кольцевая светодиодная лампа стоит от 1200 рублей.
стоит кольцевая светодиодная лампа на «Алиэкспрессе»
Если ведущий один, можно работать на фоне зеленой ткани и с помощью технологии под названием хромакей выводить в эфир только изображение стримера, без фона. За спиной у человека будет сама игра. Если на стриме двое и больше ведущих, хромакей лучше не использовать. Обязательно кто-нибудь «вывалится» за пределы ткани, и на картинке появятся обрезанные руки или головы. Это некрасиво.
В стриминг-студии удобно использовать нетканый или тканевый хромакей. В зависимости от размера и материала он стоит от 700 до 2500 рублей. Нетканый хромакей дешевле, и для студии он подходит. Единственный его недостаток — он может помяться, поэтому его нужно аккуратно везти и вешать. Тканевый хромакей дороже, его можно сгибать и закрыть им, например, диван.
стоит хромакей FST B33 Chromagreen
Чтобы пользоваться хромакеем, нужен постоянный источник света. При бытовом свете хромакей работает плохо — появляются помехи, в кадр могут влезть куски фона. Чтобы избежать этих проблем, желательно поставить два постоянных студийных источника света. Один должен освещать хромакей, второй — человека. Подойдут софтбоксы на штативах, комплект стоит 9—15 тысяч рублей.
Примерный набор оборудования для стриминг-студии
Эконом-вариант | Хороший вариант | |
---|---|---|
Компьютер с монитором | 44 000 Р | 130 000 Р |
Кресло | Любой стул из дома 0 Р | DXRacer Racing OH/RV131 29 000 Р |
Игровая консоль | 0 Р | PlayStation 4 26 000 Р |
Карта захвата | 0 Р | Elgato Game Capture HD60 S 16 990 Р |
Звуковой интерфейс | 0 Р | Focusrite Scarlett 2i4 2nd Gen 14 000 Р |
Веб-камера со штативом | Microsoft LifeCam HD-3000 + Rekam Ecopod E-134 4100 Р | Microsoft LifeCam Studio + Vanguard Espod CX 203 AGH 11 700 Р |
Микрофон со стойкой | Trust MICO USB Microphone 2000 Р | AKG P5S + K&M 23850 Microphone-Arm 10 790 Р |
Свет | 0 Р | FST FK-4060 × 2 10 200 Р |
Звукоизоляция | 850 Р | 8100 Р |
Хромакей | 0 Р | FST B33 Chromagreen 2300 Р |
Программа для стриминга | Open Broadcaster Software 0 Р | XSplit Gamecaster 550 Р /мес |
или Open Broadcaster Software 0 Р | ||
Итого | 50 950 Р | 259 630 Р |
Что делает ведущий эфира
Основная задача стримера — развлекать зрителя и общаться с ним. Ведущий одновременно играет, рассказывает истории, читает чат и включается в диалог со зрителями. Люди смотрят стримы именно ради интересных рассказов, ответов на вопросы и смешных комментариев.
Поведение стримера в кадре — фактор, который сильно влияет на популярность канала. Зрителей привлекают харизматичные ведущие, которые хорошо выглядят и умеют спокойно говорить на разные темы. Разговор в чате может свернуть в любое русло: литература, школьная программа, что посмотреть на английском и что там у разработчика игры. Поэтому ведущему полезно обладать широким кругозором.
Хорошо играть стримеру не обязательно — это важно только киберспортсменам. Можно стримить Call of Duty, только и делать, что умирать, но при этом орать так, что всем будет смешно. Хотя в чате всегда найдутся люди, которые напишут: «Бэээ, играть не умеет».
Выходить в эфир страшно, со временем волнение окончательно не уходит, но притупляется, и трясет уже меньше. Чтобы начать стримить, придется перебороть свой страх, просто брать и делать.
Не страшно сказать что-то невпопад или допустить неловкую паузу — конечно, кто-то из зрителей заметит и поправит, но в следующий раз такую ошибку уже не допустишь. Главное — не терять фокус на процессе и представлять, что ты играешь с друзьями и обсуждаешь игру с ними. Но даже если на старте не все получается, стабильный стриминг поможет развить навыки.
Готовиться к эфиру или нет — выбор стримера. Петр перед стримами дополнительно ничего не читает и не изучает по теме игры. Ему помогает опыт — Петр играет последние 26 лет, а стримить начал до появления Твича. Его коллеги тоже давно в игровой индустрии, поэтому подготовка к эфиру для Disgusting Men упирается в технические моменты: проверку картинки трансляции, звука и света.
Но стоит быть готовым к тому, что в интернете есть знатоки по каждой теме. Если взяться за стрим ретро-игры и снабдить его недостоверными историями из интернета, в чате найдется человек, который знает игру и ее историю намного лучше ведущего. Он укажет на все неточности в рассказе.
Во время эфира стример следит за игрой и градусом веселья, а также за техникой и донатами — это добровольные пожертвования от зрителей. За пожертвования принято благодарить и зачитывать сообщение от задонатившего. Обычно это делают, когда возникает естественная пауза по ходу игры. Чаще всего на стримах Disgusting Men двое ведущих. Так один человек может сосредоточиться на прохождении, а второй читать комментарии и следить за донатами. К тому же дуэт — это всегда диалог. А если диалог интересный, то уже не так важно, во что, собственно, играть.
Случаются истории, когда краем глаза видишь в чате неприятный комментарий, от которого резко портится настроение. Лучший выход из ситуации — игнорировать и продолжать работу. В интернете хватает неадекватных людей, со временем начинаешь проще к этому относиться.
Есть редкие люди, которые считают, что за свои деньги они покупают право хамить и отвлекать от игры. Если кто-то излишне негативно высказывается или спамит в чате, проще попросить этого человека скинуть номер карты в личные сообщения и вернуть ему добровольное пожертвование — нервы дороже.
Площадка для стриминга — не федеральный канал, поэтому стримеры могут позволять себе хулиганство в эфире. Disgusting Men однажды стримили игру «Русская рыбалка 4» — популярный нишевый симулятор — и параллельно пили. Выглядело это как настоящая рыбалка: один ловит рыбу, остальные ему помогают — просто глушат водку. В конце стрима по русской рыбалке мужики вообще перестали понимать, что происходит, но никого из зрителей это не напрягало.
При этом у каждой стриминговой площадки есть свод правил, которые нельзя нарушать. Например, Твич запрещает попытки и угрозы нанести физический вред другим людям, разжигание ненависти и агрессии, трансляции музыки и фильмов без авторских прав, обнаженку. Правила Ютуба тоже ограничивают стримеров в дискриминационных высказываниях и нарушении авторских прав.
Несмотря на кажущееся веселье сферы, стримить нелегко. Работа в кадре эмоционально выматывает. Прямые эфиры Петр ведет в основном по вечерам, за месяц получается 40—50 часов работы в кадре.
проводит стример в прямом эфире за месяц в среднем
Петр начинает работать в девять утра — он общается с рекламодателями, потенциальными партнерами проекта Disgusting Men, занимается фирменной продукцией и другими вещами для развития бренда, организует встречи с читателями и слушателями. Эфир на Твиче выходит с семи, иногда даже девяти вечера. К этому моменту обычно хочется домой, спать, есть и смотреть сериалы. Но нужно собраться и провести стрим. В эфире несколько часов подряд надо быть веселым, информативным и причастным, иначе аудитория не будет смотреть.
Одна из кайфовых вещей в стримах — это постоянные зрители, которые делятся событиями своей жизни, держат в курсе того, чем занимаются. Другой крутой момент — это когда выясняется, что среди подписчиков есть редкие таланты. Например, один из подписчиков Disgusting Men — саксофонист, вместе с Петром они записали три музыкальные композиции для разных проектов. Приятно знать, что среди твоих слушателей есть бриллианты.
Как найти нишу и собрать аудиторию
На первый взгляд кажется, что стример — это человек, который просто играет в то, что нравится, и получает за это деньги. Но на самом деле заработать на стримах не так просто. Чтобы «Мужики» начали приносить деньги, понадобилась начальная аудитория, хорошее знание контента и регулярные эфиры.
Важно предлагать аудитории что-то новое, а не гнаться за популярными эфирами. Идеи уровня «сейчас я просто начну играть в Dota 2, и меня точно ждет успех» не работают, потому что пятисотый канал про Dota 2 никому не нужен.
Но знаний об играх тоже мало. Чтобы найти своих зрителей, нужно стабильно стримить, другого способа набрать аудиторию нет. Если стримить раз в месяц — будет мало зрителей, если стримить 20 дней в месяц — зрителей будет много. Если стучать в точку своего интереса, в какой-то момент аудитория появится, главное — этого дождаться. Disgusting Men стараются стримить каждый будний день.
Твич-канал Disgusting Men запустили в 2015 году. На момент создания канала стартовая аудитория уже была: читатели и слушатели видели анонсы стримов, переходили их смотреть и становились постоянными зрителями. Первый год стримили редко: несколько раз в месяц, поэтому канал практически не рос.
Стоило начать выходить в эфир несколько раз в неделю, как аудитория начала органически расти: в январе 2016 у канала было 3500 подписчиков, в декабре их стало 11 600. Появились рекламные проекты от агентств, которые просили именно интеграции в стримы на Твиче.
В том же году канал стал партнером Твича. Партнеры площадки получают деньги за подписку зрителей, долю от прибыли с рекламы, показанной на канале, дополнительные настройки чата, приоритетную техническую поддержку.
Чтобы стать партнером Твича, нужно стримить несколько раз в неделю и собирать стабильное количество зрителей. Фиксированной цифры для партнерства не существует, это индивидуальное решение площадки для каждого канала. Тем не менее это значит, что у канала хороший контент и постоянная аудитория.
Сначала нужно получить достижение «Давайте будем компаньонами». Если канал удовлетворяет всем требованиям, сервис автоматически пришлет уведомление. Чтобы получить статус партнера, нужно продолжать развивать канал и дождаться отдельного приглашения.
Сейчас у канала Disgusting Men 600 000 просмотров в месяц и 28 000 подписчиков. Большого оттока зрителей и подписчиков у канала никогда не было: тред остается растущим. На привлечение новой аудитории хорошо работают необычные форматы, например игровые турниры с гостями. Их анонсируют участники, а это блогеры и стримеры с лояльной аудиторией, которая приходит смотреть эфир и конвертируется в подписчиков.
получает Disgusting Men от платных подписчиков
Для Петра и команды стримы — часть медиапроекта. Канал на Твиче появился в 2014 году, когда у подкаста и сайта Disgusting Men уже сформировалась своя аудитория. Это обеспечило каналу органический рост: люди видели анонсы на сайте Disgusting Men, приходили на Твич смотреть эфиры и становились постоянными зрителями.
Турниры и особые форматы
Успех канала Disgusting Men в том, что они пробуют новые форматы. В 2016 году «Мужики» устроили турнир по игре Call of Duty: Infinite Warfare. Это был коммерческий проект, нужно было предложить заказчику что-то интересное. Они позвали друзей поиграть по олимпийской системе, когда проигравший сразу выбывает. Стримили турнир из своей студии, выглядело это, по мнению Петра, довольно нищенски.
В следующем году вышла Call of Duty WWII, на этот раз «Мужики» устроили турнир в пабе, позвали соревноваться блогеров, стримеров и журналистов, пригласили болельщиков. Все участники турнира вели трансляцию в свои каналы: программы для стриминга позволяют отдавать эфир хоть на 10 каналов, зритель подписан на канал определенного участника и смотрит турнир там. Так мероприятие получает больший охват.
Получился не классический стрим, а целое мероприятие с приветственными напитками, конкурсами и эпической попойкой со зрителями в конце. Так турниры стали одним из форматов Disgusting Men, в России до них такого не делали.
Однажды Disgusting Men делали концерт группы «Живой Арканум». Это струнный квартет, который играет музыку из разных игр: Arcanum, Heroes, Morrowind, Warcraft, Max Payne, Gothic, Dragon Age. Концерт проходил в заведении с публикой, трансляция шла на Твиче. Снимали на две статичные веб-камеры и руками оператора, который ходил по залу. Гостям и группе понравилось, стрим привлек новых подписчиков каналу и сделал группу известнее. Необычные партнерства — хороший способ выделиться в потоке.
Как продвигать канал
Петр не покупал рекламу для канала, но это один из способов сбора аудитории. Стримеры договариваются о хостинге или совместных стримах на Твиче и покупают рекламные посты в соцсетях.
Хостинг — формат, при котором на другом твич-канале выводится ваш стрим. Если зрителям стрим понравится, они перейдут и подпишутся на ваш канал. Я не слышала о том, чтобы кто-то продавал хостинг на свой канал за деньги, и не нашла подтверждений этому.
Стримеры добровольно хостят понравившиеся им каналы, но можно договориться о взаимном хостинге. Лучше приходить с предложениями к стримерам тех же категорий на Твиче или игр, которые вы транслируете, — так получится привлечь больше зрителей. Большие каналы с тысячами подписчиков редко хостят маленькие, поэтому лучше искать кого-то в своей «весовой категории».
Менее популярный способ поиска аудитории — реклама в соцсетях. Ее размещают в тематически подходящих сообществах — про игры и стриминг. Рекламный пост стоит от 200 рублей до бесконечности и зависит от количества и уровня вовлеченности подписчиков сообщества.
Лучше покупать рекламу в соцсетях для канала, у которого уже есть первые 100 подписчиков, — так к нему у новой аудитории будет больше доверия. С одного рекламного поста может прийти как несколько десятков подписчиков, так и два-три : заранее предсказать результаты невозможно, и нет другого способа, кроме тестов. Кроме платной рекламы в обсуждениях некоторых групп есть тема для обмена ссылками на каналы.
Сколько зарабатывают стримеры
Запуск канала на Твиче помог «Мужикам» больше зарабатывать. Стоило начать регулярно выходить в эфир, как стали приходить рекламные проекты от агентств, просили эфиры именно на Твиче. Стримы до сих пор пользуются спросом на рекламном рынке.
У независимой команды благосостояние напрямую зависит от того, сколько она работает. Заработок Петра и команды Disgusting Men складывается не только из стримов, а из разных источников по медиапроекту: рекламных доходов, подписки и донатов. Получается от 500 тысяч до 2 млн рублей выручки в месяц в зависимости от сезона, фаз Луны и расположения духа партнеров. До 25% могут заработать на стримах.
Только на деньги от стримов просуществовать сложно. Петр считает, что для этого нужно стримить гораздо больше, чем несколько часов в день.
Стримеры зарабатывают на платной подписке, встроенной рекламе Твича, донатах и коммерческих стримах.
Сейчас у Disgusting Men около 500 платных подписчиков. От них проект получает примерно 130 000 рублей в месяц. Эти деньги реинвестируют, тратят на новых авторов, оборудование и работу ресурса. Недавно сделали в студии ремонт — финансово в нем также участвовали подписчики.
Донаты, или пожертвования от зрителей — это плавающая сущность и надеяться на нее не стоит: сегодня ты заработал 20 000 рублей, завтра 200.
По оценке агентства StreamPub, которое занимается продвижением на Твиче и Ютубе, в среднем стримеры, с которыми работают в агентстве, получают 80—90 тысяч рублей доната в месяц. Примерно 20 тысяч россиян зарабатывают на донатах больше 11 280 Р в месяц.
На Твиче есть специальные рычаги для получения доната — это голосования или донат-цели. В голосованиях зрители рублем выбирают один из вариантов. Можно настроить так, что победит вариант, за который скинули больше всего денег, а можно настроить на победу наибольшего количества голосов.
Есть стримеры, которые работают не над расширением аудитории, а над тем, как на ней заработать. Это распространенная и нормальная история. Эти стримеры выжимают 100% из тех, кто готов донатить.
Коммерческие стримы проводят по заказу компаний, которые покупают у стримеров рекламу. Это могут быть издатели игр, интернет-сервисы, производители игрового железа и энергетических напитков, банки.
Коммерческие стримы игр привязаны к сезонам: большая часть горячо ожидаемых блокбастеров с маркетинговыми бюджетами выходит осенью и весной. В эти периоды за месяц на стримах можно заработать от 200 до 500 тысяч рублей.
В коммерческом стриминге размер дохода тесно связан с объемом аудитории и умением вести переговоры. Совладелец рекламного агентства StreamPub Артур Авакян считает, что брендам наиболее интересны стримеры с аудиторией более 20 000 уникальных зрителей в месяц и стабильным графиком трансляций.
Два наиболее распространенных рекламных формата в стримах — это видеовставки в трансляции и партнерские эфиры, посвященные определенной игре. Первый формат дешевле, обычно он стоит 60 копеек за просмотр. Disgusting Men ставят в стрим три рекламных вставки: в начало трансляции, в середину и в конец. Также под плеером выводят рекламный баннер и закидывают ссылки на рекламируемый продукт в чат со зрителями.
Средний показатель Disgusting Men — 500 одновременных зрителей. На специальных форматах, под которые команда заручается поддержкой Твича, бывает до 3500 одновременных зрителей.
Стриминг конкретной игры от рекламного партнера стоит дороже: в среднем 1 рубль за просмотр. Disgusting Men берут за такие стримы выше среднего по рынку — до 150 000 рублей. «Мужики» заключают рекламные контракты официально на ИП и платят с них налоги.
Партнерский стрим не требует обязательных комплиментов игре, он может быть каким угодно — конечно, в пределах разумного. Например, в начале года у Disgusting Men был партнерский стрим по демоверсии игры Anthem. Должны были играть представители нескольких медиа, но ни у кого, кроме Петра с его соведущим Артаваздом Мурадяном, игра не запустилась. Они немного поиграли, показали зрителям небольшую часть контента, но затем Anthem перестала работать.
В итоге Петр рассказывал зрителям об Anthem по своим впечатлениям с ее презентации в Лондоне. А два оставшихся часа трансляции выглядели как загрузочный экран игры с диалогами ведущих под пиво и орешки. При этом стрим смотрела пара тысяч зрителей, и это был один из самых богатых на донаты эфиров. Ситуация была во всех смыслах ненормальной и комичной. Но со своей стороны все коммерческие обязательства команда выполнила и получила от партнера полноценную компенсацию.
Как развиваться стримеру
Стример может стать частью командного проекта или продолжать стримить в одиночку и наращивать аудиторию.
Для создания большого проекта удобно кооперироваться с коллегами по цеху и делать общий канал. Команде легче работать в эфире и заполнять расписание: не придется следить и за игрой, и за техникой или работать 7 дней в неделю. Найти партнеров можно на том же Твиче или Ютубе: посмотреть, кто делает интересное, и написать человеку предложение поработать вместе.
В командном проекте можно распределить роли: выбрать того, кто будет отвечать за оборудование, за переговоры с рекламными клиентами, за своевременную публикацию анонсов. Прибыль придется делить на всех, но объем работы на каждого человека будет меньше.
Самые популярные и коммерчески успешные в мире стримеры — одиночки. Ninja, shroud, Tfue работают без команды. И преимущество, и недостаток этого формата в том, что ты за все отвечаешь сам. Творческих разногласий с коллегами гарантированно не возникнет, но придется самостоятельно разбираться с техникой и с коммерческими отношениями.
Перед эфиром
Надо начать стримить, как я сижу на Т—Ж.
Denis, это всё пошло из детства, когда старший играл, а младший смотрел:)
Классная статья, спасибо. Хотелось бы чуть больше информации про монетизацию с рекламы (роликов, баннеров и т.д)
Оберин, хотелось бы чуть меньше рекламы в интернете. Но это уже совсем другая история.