Страховое свидетельство государственного социального страхования рб зачем оно
Страховое свидетельство государственного социального страхования рб зачем оно
У каждого работающего гражданина должно быть свидетельство государственного социального страхования (далее — страховое свидетельство) — документ персонифицированного учета, формируемый органом Фонда социальной защиты населения (далее — Фонд).
В связи с часто поступающими вопросами о порядке выдачи и замены страхового свидетельства Могилевское областное управление Фонда разъясняет.
Для чего необходимо страховое свидетельство?
Наличие страхового свидетельства является подтверждением регистрации в системе государственного социального страхования и открытия индивидуального лицевого счета гражданину. В индивидуальном лицевом счете накапливается информация о стаже, заработке, начисленных и уплаченных страховых взносах и другие сведения, необходимые для назначения пенсии.
Страховое свидетельство необходимо предъявить при устройстве на работу для того, чтобы работодатель заполнял и представлял в Фонд сведения, которые в дальнейшем заносятся на лицевой счет работника.
Отсутствие страхового свидетельства при приеме на работу не является причиной для отказа в трудоустройстве. Если страховое свидетельство утеряно, наниматель может принять работника и без его предъявления, однако необходимо подать соответствующий документ в орган Фонда для восстановления страхового свидетельства.
Страховое свидетельство также требуется при обращении в Фонд за получением информации из индивидуального лицевого счета.
В каких случаях выдается страховое свидетельство?
Страховое свидетельство выдается в случаях:
Ранее выданное страховое свидетельство при его замене подлежит возврату в орган Фонда и уничтожению в установленном порядке.
Как получить страховое свидетельство?
Страховое свидетельство выдается:
— работающему гражданину — через работодателя;
— физическому лицу, самостоятельно уплачивающему обязательные страховые взносы, — в территориальном органе Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика;
— застрахованному лицу, зарегистрированному в системе персонифицированного учета государственного социального страхования, временно не работающему и не ставшему на учет в качестве плательщика страховых взносов — в органе Фонда по месту жительства.
Если гражданин нигде не работал и у него нет страхового свидетельства, то работодатель обязан в течение пяти рабочих дней со дня приема на работу подать необходимые сведения в орган Фонда, чтобы зарегистрировать работника в качестве застрахованного лица.
Регистрация проводится один раз. Однако при изменении анкетных данных работник в течение месяца обязан представить работодателю копию документа, удостоверяющего личность, подтверждающего факт изменения анкетных данных. Работодатель представляет сведения в территориальный орган Фонда для внесения изменений в лицевой счет и, при необходимости, замены страхового свидетельства.
Страховое свидетельство выдается органом Фонда в течение 10 дней со дня открытия индивидуального лицевого счета. Изготовление и выдача страхового свидетельства осуществляются бесплатно.
Страховое свидетельство хранится у работника и действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Если работодатель не выдал Вам страховое свидетельство, необходимо обратиться к нему за разъяснениями. Возможно, работодатель пытается уйти от уплаты обязательных платежей в Фонд, лишая Вас части будущей пенсии. По законодательству в стаж работы засчитывается только тот период деятельности, за который уплачены обязательные страховые взносы.
Что следует предпринять в случае утери страхового свидетельства?
В случае утери страхового свидетельства, его непригодности и в других аналогичных случаях необходимо обратиться с заявлением о его восстановлении:
— работающим гражданам — в кадровую службу по месту работы;
— физическим лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы, — в орган Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика страховых взносов;
— застрахованным лицам, зарегистрированным в системе персонифицированного учета, временно не работающим, — в орган Фонда по месту жительства.
Для получения консультаций и разъяснений можно обращаться влюбой территориальный орган Фонда, а также на сайт ФСЗН:
www.ssf.gov.by
Ленинский районный отдел г.Могилева МОУ ФСЗН
О свидетельстве социального страхования
Сегодня многие из нас являются держателями различных пластиковых карт. У каждого работающего человека имеется свидетельство социального страхования, так называемая «зеленая карточка». Для того, чтобы узнать кому, как и зачем выдается это свидетельство мы обратились к Людмиле Адамовне Кривчун – начальнику Ивановского районного отдела Фонда социальной защиты населения.
– Одним из приоритетных направлений деятельности Фонда является ведение персонифицированного учета. Согласно Закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» новая система учета на территории республики ведется с 2003 года, – начала диалог Л.А. Кривчун.
– В чем смысл данной системы?
– Смысл заключается в том, что для каждого гражданина его права на государственную пенсию, которые он зарабатывает в течение своей трудовой деятельности, учитываются отдельно или персонально. Иначе говоря, ведется учет: как работающий человек и его наниматель уплачивают обязательные страховые взносы в систему государственного социального страхования, а именно в Фонд социальной защиты населения.
Для осуществления данного учета на каждого работающего гражданина в информационной базе Фонда открывается индивидуальный лицевой счет под определенным номером, на котором накапливаются все сведения о стаже, заработке, начислениях страховых взносов и другие данные, необходимые ему в будущем для назначения пенсии. Под этим же номером гражданину выдается свидетельство государственного социального страхования (страховое свидетельство), подтверждающее факт регистрации в базе данных.
В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве документом, подтверждающим стаж и заработок при назначении пенсии за период с 1 января 2003 года, стала выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемая Фондом по данным персонифицированного учета.
С ведением персонифицированного учета появилась возможность более точно рассчитывать многие показатели. Такие, как численность лиц, достигших пенсионного возраста, численность работающих, размер начисленной заработной платы и др. В результате не только обеспечивается возможность прогнозирования развития ситуации в области государственного социального страхования, но решаются и другие государственные задачи.
– Кому и как выдается свидетельство социального страхования?
– Страховое свидетельство выдается территориальным органом Фонда социальной защиты населения на основании представленной плательщиком взносов формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица».
Данная форма заполняется и представляется плательщиком взносов, застрахованным лицом в соответствии с данными, содержащимися в документе, удостоверяющем личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца) или ином документе, его заменяющем, предназначенном для выезда за границу и выданным соответствующим органом государства гражданской принадлежности иностранца или международной организацией.
Выдача страхового свидетельства является подтверждением факта регистрации застрахованного лица в базе данных персонифицированного учета.
Свидетельство социального страхования выдается: работающему гражданину – через работодателя, а физическому лицу, самостоятельно уплачивающему страховые взносы, – в территориальном органе Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика взносов.
– В каких случаях выдается страховое свидетельство?
– Выдается в случаях регистрации застрахованного лица в Фонде социальной защиты населения; внесения в индивидуальный лицевой счет изменений в анкетные данные, повлекшие изменения сведений, содержащихся в свидетельстве социального страхования. Самый распространенный случай – смена фамилии. При этом ранее выданное застрахованному лицу свидетельство подлежит возврату в орган Фонда и уничтожению в установленном порядке; утери свидетельства, его непригодности и в других аналогичных случаях.
– Что делать и куда обращаться в случае утраты «зеленой карточки»?
– При утере страхового свидетельства, его непригодности и других аналогичных случаях, восстановление происходит в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения застрахованного лица к работодателю или в орган Фонда по месту жительства.
Кроме того, застрахованное лицо обязано в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу с измененными анкетными данными предъявить его работодателю или в орган Фонда социальной защиты населения.
Беседовала Анастасия САМЧЕНКО.
Фото автора.
Новости
Как получить информацию из индивидуального лицевого счета.
Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (гражданина), в соответствии с Законом от 06.01.1999 №230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» является конфиденциальной. Застрахованное лицо вправе получить информацию только из своегоиндивидуального лицевого счета. Информация формируется на дату обращения, за период с 01.01.2003, но не ранее, так как индивидуальный (персонифицированный) учет действует на территории Республики Беларусь с 1 января 2003 года.
Получить информацию можно тремя способами.
1. в территориальный орган Фонда социальной защиты населения. Адреса территориальных органов Фонда можно узнать на сайте Фонда социальной защите населения ( http://www.ssf.gov.by ). Предъявить страховое свидетельство государственного социального страхования, документ, удостоверяющий личность, или документ для выезда за границу. Заполнить заявление установленной формы.
Информация предоставляется безвозмездно, и как правило, в день обращения, но не позднее 10 дней со дня обращения.
2. в отделения РУП «Белпочты» или РУП «Белтелекома» (услуга платная). Список информационных посредников размещен на официальном сайте Фонда социальной защиты населения ( http://www.ssf.gov.by ) в рубрике «Е-сервисы» и на корпоративном портале. Для получения информации необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность и свидетельство социального страхования.
На портале электронных услуг, в разделе «Физическим лицам» выбрать «Работа и занятость», «Предоставление сведений о датах приема и увольнения застрахованного лица и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы в отношении его самого». Либо осуществить поиск услуги по ее коду – 3.25.02-ф.
Застрахованному лицу
Для достижения целей и принципов персонифицированного учета предусмотрено открытие каждому работающему гражданину индивидуального лицевого счета, на котором, начиная с 2003 года, накапливается информация необходимая для дальнейшего использования ее в целях государственного социального страхования.
Индивидуальный лицевой счет, которому присваивается страховой номер, открывается на основании анкеты застрахованного лица по форме ПУ-1. Страховой номер соответствует идентификационному номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность.
Подтверждением регистрации и открытия индивидуального лицевого счета является страховое свидетельство государственного социального страхования (далее – страховое свидетельство).
Страховое свидетельство выдается:
Отсутствие у застрахованного лица страхового свидетельства при приеме на работу не является причиной для отказа работодателя в трудоустройстве.
В случае изменения анкетных данных застрахованное лицо обязано в течение месяца со дня получения документа, удостоверяющего личность, с измененными данными предъявить его работодателю для внесения изменений в свой индивидуальный лицевой счет. При этом ранее выданное страховое свидетельство подлежит возврату в территориальный орган Фонда.
В случае утери страхового свидетельства, его непригодности и в других аналогичных случаях выдается новое страховое свидетельство.
Страховое свидетельство хранится у застрахованного лица и действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или документа для выезда за границу.
В индивидуальном лицевом счете хранится информация, необходимая для назначения пенсии: сведения о периодах работы, в т.ч. по гражданско-правовым договорам, о суммах выплат (дохода), на которые начисляются обязательные страховые взносы, о суммах пособий по временной нетрудоспособности, о суммах начисленных и уплаченных обязательных страховых взносов и др.
Информацию из индивидуального лицевого счета можно получить за конкретный период.
Информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по электронной почте не представляется.
Понятие страхового свидетельства государственного социального страхования РБ
Пенсионное обеспечение является одним из воплощения принципа социальной справедливости, которым руководствуются демократические страны, к числу которых принадлежит и республика Беларусь. И здесь должна быть четкая система учета, предполагающая отсутствие уравниловки между людьми с разными историями трудовой деятельности, уровнями доходов и отчислений. Для упорядочения данной информации было введено страховое свидетельство государственного социального страхования, которое сегодня является обязательным для всех лиц, официально проживающих в стране.
Что собой представляет страховое свидетельство государственного социального страхования РБ
С 01.01.2003 набрал юридическую силу Закон про индивидуальный учет налоговых отчислений граждан в системе государственного социального страхования. В соответствии с положениями нормативного акта, каждому гражданину от рождения дается собственный индивидуальный номер, который закрепляется за ним на всю оставшуюся жизнь. После проведения регистрации человеку выдается страховое свидетельство государственного социального страхования РБ с соответствующим лицевому счету в базе данных набору цифр. Туда поступает вся информация относительно места работы, размера денежного содержания, льготных периодов, а самое главное — о налоговых отчислениях.
Страховая карта Пенсионного Фонда РБ представляет собой кусок пластика прямоугольной формы. Цвет зеленый, размер стандартный, соответствующий параметрам банковских карт международного образца.
На карточке социального страхования РБ нанесена такая информация:
Сама по себе страховая карточка не является хранилищем информации и удостоверением личности. Она нужна для идентификации белорусских граждан в системе пенсионного и социального обеспечения.
Обратите внимание! В республике Беларусь страховое свидетельство не является документом строгой отчетности и не может быть использовано для получения ссуд, кредитов и в качестве платежного носителя.
СНИЛС, что это за документ, для чего он нужен и как его оформить, подробнее можно узнать здесь.
Как получить карточку социального страхования
Для получения страхового свидетельства социального государственного страхования необходимо обратиться в любое отделение Фонда социальной защиты и заполнить бланк анкеты по форме ПУ-1.
Основания для обращения следующие:
Получение удостоверения является подтверждением занесения сведений о гражданине в единую базу данных. Для получения страховой карты необходимо представить в фонд пенсионного обеспечения РБ любой документ, подтверждающий законность его пребывания в стране.
Обратите внимание! Получение свидетельства осуществляется через работодателя или лично для физических лиц и самозанятых предпринимателей.
Для чего нужна страховая карточка
Сама по себе карточка не имеет особой ценности, важен факт регистрации человека в системе.
Идентификатор нужен для обеспечения таких социальных функций защиты населения в плане получения пособий:
Кроме этого, обобщение полученных данных позволяет государству прогнозировать ситуацию в экономике, заблаговременно и оптимально планировать статьи бюджета, в том числе и дотации в Пенсионный Фонд.
Обратите внимание! Наличие зеленой карты вовсе не является гарантией получения пенсии. Документ дает информацию об отчислениях, а для этого их нужно делать, в том числе и по своей инициативе.
Что делать, если страховое свидетельство утеряно
Потеря карты не является критическим событием. Информация уже имеется в базе данных и привязана к паспорту человека. Чтобы ее восстановить, необходимо обратиться в Фонд социальной защиты по месту жительства. Выдача нового свидетельства проводится через 5 календарных рабочих дней, платить ничего не нужно.
Сегодня практически все знают, что такое страховая карточка и для чего она нужна в Беларуси. Это документ, который обеспечивает социальную защиту человека в старости и при наступлении страховых случаев.