Страховая пенсия в беларуси что это такое

Пенсия по возрасту в Беларуси

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

Размеры трудовой пенсии

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 20212021 (август-октябрь)2021 (май-июль)2021 (февраль-апрель)ноябрь 2020 – январь 2021
Средняя пенсия по возрасту545с августа: 512,78
с сентября: 545
512,78512,78с ноября: 457,93
с декабря: 482,62
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)280,04 (72+208,04)278,91(70,87+208,04)276,36 (68,32+208,04)273,76 (65,72+208,04)260,82 (64,53+196,29)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

ноябрь 2021 – январь 20222021 (август-октябрь)2021 (май-июль)2021 (февраль-апрель)ноябрь 2020 – январь 2021
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту)5453,1551,2449,2948,40
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту)7270,8768,3265,7264,53

Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2021 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

Что говорит закон?

Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

С какого возраста выходят на пенсию?

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.

Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

С 1 ноября 2021 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 72 рублей. Положенная доплата – 208,04 рублей. Общая сумма – 280,04 рубль.

Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

На что влияет страховой стаж?

Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2021 году – 18 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.

Источник

Страховой стаж

Страховой стаж в Беларуси – это совокупная продолжительность только тех отрезков трудовой деятельности, на протяжении которых производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Гражданин Республики Беларусь вплоть до 2016 года обладал правом на получение пенсии по возрасту при наличии страхового стажа не меньше 15 лет. Согласно указу Президента №534 от 31.12.2015 с 1 января 2016 года требуемый для начисления пенсии стаж был увеличен на полгода.

Что же такое страховой стаж в Республике Беларусь и чем он отличается от трудового?

Общий трудовой стаж – это совокупная продолжительность трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством. Он включает в себя:

Однако сегодня все чаще вместо понятия «трудовой стаж» используют «страховой», и именно значение последнего учитывается при назначении пенсии по возрасту.

Какой стаж считается страховым в Республике Беларусь?

Обязательные страховые отчисления должны производиться работодателем за всех сотрудников, с которыми заключен трудовой договор; индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают ежегодные взносы в Фонд социальной защиты населения. Сумма всех периодов, когда данные выплаты производились, и составляет страховой стаж гражданина Республики Беларусь. Таким образом, в страховой стаж, в отличие от общего трудового, не включаются:

Стоит отметить, что в сравнении, например, с Россией и Украиной, страховой стаж в Республике Беларусь имеет самые «строгие» правила исчисления. Так, в вышеупомянутых странах в страховой стаж не включается лишь обучение в ВУЗах и ССУЗах, установлены определенные рамки по продолжительности декретного отпуска (в России – по 1,5 года на одного ребенка, в Украине – по 3 года).

Уплата обязательных страховых взносов

Отчисления в Фонд соцзащиты производит работодатель (на начало 2016 года в размере 35 процентов на пенсионное и социальное страхование), удерживая 1 процент из заработной платы сотрудников. Предприниматели устанавливают размер своего годового дохода самостоятельно и от полученной суммы уплачивают 35 % в ФСЗН. Однако периоды, на протяжении которых такие отчисления производились в неполном объеме или вовсе отсутствовали (пусть даже по вине нанимателя), в страховой стаж в Беларуси не включаются.

Для предотвращения неприятных неожиданностей в момент оформления пенсии каждый работник имеет право обратиться в региональное отделение ФСЗН за информацией по уплаченным за него обязательным страховым взносам.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту

В соответствии с подписанным 31 декабря 2015 года указом минимальный страховой стаж в Республике Беларусь возрос на полгода и составил 15,5 лет. К тому же, было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, в ближайшие девять лет минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года:

Источник

Что такое страховой стаж?

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения» с 1 января 2016 г. страховой стаж увеличился с 15 до 15 лет 6 месяцев. А начиная с 1 января 2017 г. постепенно будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Прежние требования по продолжительности страхового стажа сохранены для назначения трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца (требуется не менее одного дня страхового стажа); пенсий по возрасту для родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетных матерей, родивших пять и более детей; инвалидов с детства, инвалидов войны и др. (статьи 17-22 Закона) – страховой стаж должен быть не менее 5 лет.

Что включается в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет?

В страховой стаж включаются периоды работы (или иной деятельности), которые предусмотрены ч.1 статьи 51 Закона, в том числе периоды работы на территории СССР, а также время получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию (пункт «б» ч.2 статьи 51 Закона).

В страховой стаж не засчитываются иные периоды, предусмотренные ч. 2 статьи 51 Закона, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, военная служба, период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также лицом, достигшим 80-летнего возраста; время получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования и др.; периоды получения пособия по безработице.

В страховой стаж могут быть включены периоды работы за пределами Республики Беларусь, если это предусмотрено международными договорами.

При отсутствии необходимого страхового стажа гражданину может быть назначена социальная пенсия по возрасту: мужчине по достижении 65-летнего возраста, женщине – 60- летнего возраста, размер которой составляет 50 % наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

Источник

Пенсия по возрасту: действия работодателя

При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.

Условия назначения пенсии по возрасту

Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :

1) достижение установленного пенсионного возраста;

2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:

страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;

Обратите внимание!
В трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается время нахождения в декретном отпуске в общей сложности не более :
— 9 лет — по 31.12.2020;
— 12 лет — с 01.01.2021.

Требования к возрасту и стажу работника для получения пенсии различаются в зависимости от следующих обстоятельств :

1) идет на пенсию мужчина или женщина. При этом величина страхового стажа одинаковая для работников обоих полов;

2) назначается пенсия:

— на общих основаниях ;

— за работу с особыми условиями труда ;

Год выхода на пенсию

Мужчины

Женщины

Минимальный страховой стаж (лет)

возраст (лет)

период рождения

трудовой стаж (лет)

возраст (лет)

период рождения

трудовой стаж (лет)

Право на пенсию при нехватке

Возраст

Трудовой стаж

Требуемый страховой стаж

Вид пенсии (примечание)

мужчина

женщина

мужчина

женщина

общеустановленный пенсионный — см. таблицу 1

менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1, но минимум 10 лет.

пенсия по возрасту на общих основаниях отдельным категориям граждан

из них 10 лет военной службы в ВС и иных воинских формированиях, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, органах госбезопасности и иных органах

пенсия по возрасту при неполном страховом стаже работы (вводится с 01.01.2021)

менее установленного страхового стажа, — см. таблицу 1

установленный страховой стаж – см. таблицу 1

пенсия по возрасту при неполном стаже работы

Несколько слов о размере пенсии

На заметку
Для определения заработка, из которого будет начислена пенсия, используется индивидуальный коэффициент заработка. Он представляет собой среднее арифметическое значение коэффициентов за весь период работы, полученных из соотношения фактического заработка работника и средней зарплаты работников по республике в тех же месяцах. Коэффициент сложно рассчитать самостоятельно, поскольку размер фактического заработка и средняя зарплата постоянно меняются.

Составление списка работников пенсионного возраста на будущий год

Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для выхода работника на пенсию, и представлять их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. При этом документы должны быть оформлены в полном объеме и содержать достоверные сведения. Нарушение данных обязательств может повлечь для работодателя ответственность :

административную — в виде штрафа в размере от 20 до 50 БВ;

материальную перед работником за причиненный ему ущерб в виде не полученной работником суммы пенсии по вине работодателя.

Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.

С учетом сказанного выше работодателю важно отслеживать наступление пенсионного возраста у своих работников и заранее готовить документы, необходимые для получения пенсии. Для этих целей в начале каждого года работодателю целесообразно составлять список работников, которые достигнут в следующем году пенсионного возраста и получат право на пенсию (далее — список). В списке желательно отразить:

— общие сведения о работнике: Ф.И.О., дата рождения, должность (профессия) с указанием структурного подразделения;

— сведения, касающиеся назначения пенсии: вид пенсии, основание ее назначения, общий стаж работы, специальный стаж при его наличии.

Обратите внимание!
По общему правилу работник достигает пенсионного возраста и, соответственно, приобретает право на пенсию в день своего рождения. В документах, подтверждающих рождение работника, может быть не указана точная дата рождения. В таком случае считается, что работник достигает пенсионного возраста :
— в последнее число месяца рождения — если указаны только месяц и год рождения;
— 1 июля соответствующего года — если указаны только число и год рождения;
— 15 июля соответствующего года — если не указано ничего, кроме года рождения.

На практике список составляется на основании данных трудовых книжек и личных карточек работников. Целесообразно указывать работников в списке в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В таком виде список будет удобен работодателю в наблюдении за наступлением пенсионного возраста. Такое же правило действовало ранее, когда список был обязателен к применению.

Процедура назначения пенсии

Как правило, к моменту получения от работника заявления документы для назначения пенсии уже собраны.

На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .

После поступления заявления работника работодатель должен пошагово выполнить следующие действия:

1) в течение 5 рабочих дней представить форму ПУ-3 (тип формы — назначение пенсии) по работнику за текущий год в районный (городской) отдел ФСЗН ;

2) подготовить на основании собранных документов для назначения пенсии :

либо представление к назначению пенсии работника (далее — представление) по форме, после чего ознакомить с ним работника под подпись;

либо отказ в представлении. Отказ в представлении происходит обычно из-за того, что у работника не хватает трудового или страхового стажа для назначения пенсии. Работодатель обязан письменно сообщить работнику об отказе и его причинах.

Обратите внимание!
В заявлении работника и представлении работодателя нужно указывать, выходит ли работник на пенсию или продолжает работать . Это связано с установленными ограничениями размера исчисляемой пенсии в период работы пенсионера;

Страховая пенсия в беларуси что это такое. Смотреть фото Страховая пенсия в беларуси что это такое. Смотреть картинку Страховая пенсия в беларуси что это такое. Картинка про Страховая пенсия в беларуси что это такое. Фото Страховая пенсия в беларуси что это такое

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Какие преимущества и риски несет пенсионная реформа?

Александр Лукашенко 27 сентября подписал указ №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Предполагается, что новая пенсионная система заработает через год. Мы попытались оценить все преимущества и риски нововведений, а также посмотрели, как система накопительных пенсий приживалась в других странах.

Страховая пенсия в беларуси что это такое. Смотреть фото Страховая пенсия в беларуси что это такое. Смотреть картинку Страховая пенсия в беларуси что это такое. Картинка про Страховая пенсия в беларуси что это такое. Фото Страховая пенсия в беларуси что это такое

— Наша задача — чтобы каждый гражданин надеялся не только на государственную поддержку в виде государственной пенсии по старости, которую мы, как по законодательству положено, будем выплачивать в полном объеме в установленные сроки. Каждый человек должен быть заинтересован в повышении своего уровня и качества жизни в старости. Поэтому и предлагается новый механизм по добровольному накопительному страхованию, — заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Справедливости ради надо сказать, что в Беларуси есть возможность страхования пенсии, которыми, в частности, занимаются госкомпания «Стравита» и частный «Приорлайф». Правда, это направление не стало популярным. Всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Но, как правило, люди не сами инициируют участие в добровольном пенсионном страховании, это делают наниматели, включая такую возможность в соцпакет. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

Что предложили власти?

Указом № 367 предусмотрено, что с 1 октября 2022 года работникам предоставляется право уплачивать дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию в размере до 10% заработка (в дополнение к обязательному взносу в 1% в ФСЗН). Точный размер каждый выбирает самостоятельно, но он не может превышать 10%.

Одновременно работодатель будет обязан делать доплаты, соразмерные взносам работников. Если человек выбирает взнос 1%, 2% или 3%, то наниматель добавляет такой же процент. Если выбирает 4% и выше (но не более 10%), то наниматель все равно добавляет 3%.

При этом нагрузка на нанимателей не увеличится. Уплачивать проценты работникам они будут из средств, предусмотренных на обязательный взнос в бюджет ФСЗН, который составляет 28%. Например, 3% уйдет на добровольное пенсионное страхование работника и 25% — в ФСЗН.

Участвовать в новой системе страхования смогут работающие граждане, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет. Накопленные средства они будут получать равными долями ежемесячно на протяжении 5 или 10 лет.

Почему новая система начнет действовать с 1 октября 2022 года?

— Потому что надо провести ряд организационно-технических мероприятий. Надо будет доработать ряд программных ресурсов, чтобы без сбоя с 1 октября 2022 года человек мог либо прийти в страховую организацию и заполнить заявление, либо же в электронном виде через сайт подать заявление и заключить договор, чтобы вступить в эту систему, – пояснила Ирина Костевич.

Почему «Стравита»?

Осуществлять добровольное пенсионное страхование будет госкомпания «Стравита», которая в настоящее время уже занимается добровольным страхованием жизни и дополнительной пенсии.

— Государство может гарантировать сохранность накопленных средств и ресурсов через государственную организацию. Кроме того, это достаточно развитая филиальная сеть. И если посмотреть на ныне действующий механизм, то более 90 % человек, согласившихся на добровольное страхование, сделали это именно через эту организацию, – сказала Костевич.

Как государство гарантирует сохранность накоплений?

Указом установлено, что страховые резервы по накопительному пенсионному страхованию будут размещаться на счетах в банках и вкладываться в объекты инвестиций в общеустановленном для страховых организаций порядке. В настоящее время страховщики при инвестировании обязаны соблюдать следующие соотношения (в процентах от суммы страховых резервов): не более 15% – в ценные бумаги Национального банка; не более 30% – в ценные бумаги банков Республики Беларусь, за исключением акций; не более 15% – в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов; не более 25% – в ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, не являющихся банками, за исключением Банка развития, кроме акций и векселей; не более 10% – в недвижимое имущество, кроме жилых помещений; не более 5% – в драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов.

Страховая пенсия в беларуси что это такое. Смотреть фото Страховая пенсия в беларуси что это такое. Смотреть картинку Страховая пенсия в беларуси что это такое. Картинка про Страховая пенсия в беларуси что это такое. Фото Страховая пенсия в беларуси что это такое Источник — pixabay.com

Отчисления в гарантийные фонды по накопительному пенсионному страхованию определены в размере 0,5% от суммы страховых взносов и ежемесячно перечисляются страховщиком в республиканский бюджет.

Ранее журналисты поинтересовались, как средства накопительной пенсионной системы будут защищены от обесценивания. По словам Костевич, важно, что отложенная по этой системе сумма будет наследоваться и капитализироваться, то есть деньги будут не просто накапливаться, а работать на экономику, вкладываться в инвестиционные проекты с высокой доходностью.

Вместе с тем министр признала, что определенные риски существуют. Поэтому в Минтруда и не рассчитывают, что системой добровольного пенсионного страхования воспользуются все работники.

— Мы видим, что, скорее всего, интерес будет у тех людей, у кого осталось где-то 10 лет до пенсии. То есть те, у кого уже есть ориентиры, понимание того, что через какой-то короткий промежуток тебе надо задуматься о своем новом уровне жизни, — отметила она.

Экономист проекта BEROC Лев Львовский видит в этой реформе несколько положительных моментов.

— Правительство наконец осознало проблему и пытается решить её нормальными методами, а не просто повышением пенсионного возраста как раньше (что никак не решает проблему, а только отодвигает ее). Вторая хорошая новость состоит в том, что реформа предполагает добровольность. Еще одна правильная идея в том, что накопительный элемент будет наследоваться, — перечисляет Львовский в комментарии ilex. — Теперь о том, что мне кажется странным – это посыл о том, что в новой системе будут участвовать те, кому осталось до пенсии 10 лет. Одна из идей накопительных пенсий заключается в том, что люди начинают копить рано. За много лет эти инвестиции должны принести весомую прибыль. Таким образом в принципе надо говорить не о сбережении, а приумножении капитала. Когда магия сложных процентов на длительном горизонте позволяет получить весомую прибавку к пенсии. Второй важный вопрос касается инвестиций нового пенсионного фонда и уровня риска. В Беларуси не развит фондовый рынок. Да, можно купить акции некоторых белорусских частных компаний, но это не даст необходимой диверсификации, чтобы инвестиции были приемлемого уровня риска. Если говорить про ценные бумаги крупных государственных компаний и банков, то сейчас возник дополнительный санкционный риск.

Что говорит международный опыт?

Согласно исследованию консалтинговой компании Mercer и CFA Institute, в рейтинге самых успешных пенсионных систем мира доминируют страны «классического Запада». Первые три места занимают Нидерланды, Дания и Израиль. Далее идут Австралия, Финляндия, Швеция, Сингапур, Норвегия, Канада, Новая Зеландия, Германия, Швейцария.

Ключевая характеристика пенсионных систем этих стран – многоуровневое устройство (одновременно действуют солидарная, профессиональная (обязательные взносы в пенсионные фонды) и добровольная системы). Они не смогли бы добиться успеха, если бы в них работал только один из уровней, отмечают аналитики Mercer.

В стране-лидере рейтинга Нидерландах пенсионеры получают около 80% предпенсионного заработка после прекращения работы. В дополнение к обязательным первому и второму уровням, в стране один из самых высоких в Европе процент граждан, которые делают добровольные накопления на пенсию в молодом возрасте – 28%. Еще более высокие цифры – в Германии (56%) и Швеции (36%).

Но если посмотреть на опыт более близких Беларуси стран, то картина может быть не такой радужной.

Самый обсуждаемый пример – это Россия, где в 2014 года власти заморозили накопительную часть пенсии. Точнее был введен мораторий на передачу пенсионных накоплений россиян негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В результате бюджет сэкономил 243 млрд российских рублей. Позже министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что средства пенсионных накоплений за 2014 год, которые были «заморожены» на период акционирования НПФ, не планировалось возвращать фондам, потому что эти деньги уже потратили на развитие Крыма и антикризисные меры.

Первоначально заявлялось, что мораторий — мера сугубо временная и продлится не более года. Но затем «заморозка» каждый год продлевалась, в данный момент – до 2023 года. Сейчас все 16% взносов идут на пенсии сегодняшним пенсионерам. В настоящее время в правительстве РФ обсуждают очередную схему реформы накопительных пенсий.

Справедливости ради стоит сказать, что в ряде стран Восточной Европы государство вынуждено залезало в обязательные индивидуальные накопления сразу после кризиса 2008 года, когда в регионе закончилась эпоха устойчивого экономического роста.

Притчей во языцех уже стала история с пенсионными реформами в Венгрии. Из-за резкого увеличения пенсий в 2000-х, государственные пенсионные расходы страны выросли с 8% ВВП в 2000 году до 11% ВВП в 2010 году. Имея высокий госдолг 81% ВВП, и встав перед необходимостью пролонгировать кредиты ЕС, Венгрия в сжатые сроки должна была улучшить свои бюджетные индикаторы. Поэтому осенью 2010 года правительство Виктора Орбана робко начало с предложения временно заморозить накопительную часть всего на год, а через несколько месяцев закончило практически полной национализацией всех накоплений – и текущих, и за прошлые годы, с самого начала реформы в 1998 году. За это время индивидуальные пенсионные накопления появились у 70% работающих. Государство поставило граждан перед выбором: участвовать можно или в накопительной, или в распределительной системе. Это привело к тому, что часть венгров должна была отказаться от гарантированных ранее государством пенсий, а другая часть потеряла свои накопленные сбережения. В результате большинство граждан сделали выбор в пользу распределительной пенсионной системы. А венгерское правительство получило в распоряжение на тот момент около 15 млрд долларов пенсионных накоплений. Поначалу были разговоры, что эти деньги потратят на создание новой, более эффективной пенсионной системы, но в итоге все разошлось на текущие нужды и выплату госдолга, который действительно благодаря этому снизился в 2011–2013 годах с 81% до 77% ВВП. В других странах Восточной Европы (например, Словакии, Польше, Чехии) национализировать накопления, как в Венгрии, не решались, но постоянно изменяли законодательство так, чтобы люди сами, вроде как добровольно вернулись в государственную систему.

Что касается Украины, то там доминирует солидарная система. При этом финансовое состояние Пенсионного фонда Украины остается стабильно тяжелым. Около 40% расходов ПФУ покрываются за счет трансфера из государственного бюджета. В настоящее время в Украине только готовятся к внедрению обязательных накопительных пенсий. При этом средний размер накопительного взноса исходя из мирового опыта может составить 5-7%. Идут консультации с МВФ и Всемирным банком, чтобы провести определенные реформы.

Крупнейшая накопительная система в бывшем СССР работает в Казахстане – накопления составляют около 15% ВВП. Но там децентрализованную модель с несколькими пенсионными фондами заменили единым госфондом. Он аккумулирует средства, управлять ими разрешено рыночным компаниям по управлению активами.

— Смешанный тип — самый распространенный и успешный тип пенсионных систем. Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений. Здесь пропорции разнятся в зависимости от возможностей каждой из стран. Универсального решения не существует, поскольку много зависит от демографических, экономических, политических и иных обстоятельств. Беларуси было бы неправильно копировать какую-то одну модель. Надо перенимать лучшие практики, — полагает Лев Львовский. — Мы не можем резко перейти на накопительную систему. Потому что тогда пострадают люди предпенсионного возраста, которые не успели ничего накопить. А мы не можем допустить, чтобы пенсионеры умирали от голода.

Поэтому, наверное, правильно, что правительство не делает резких движений. Однако имеются вопросы и для реализации скромных амбиций. Для проведения такой пенсионной реформы должна быть высокая степень доверия между государством и обществом. Потому что идет речь про долгосрочное планирование. Плохо, когда в сложных жизненных ситуациях государство резко меняет свое мнение. Например, «айтишникам» изначально обещали неизменную ставку подоходного налога на много лет, а потом вдруг взяли и повысили налог. Да, это было несмертельное повышение, но показательное. Уровень доверия также показателен и на примере России, когда в 2014 году образовался дефицит бюджета, поэтому власти «заморозили» накопительные пенсии. Полагаю, что белорусское правительство также видит какое сейчас доверие и делает осторожные заявления, особо не надеясь привлечь много работников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *