Сторона сзпк что это такое
СЗПК в декларации по налогу на имущество – что означает
szpk_v_deklaracii_po_nalogu_na_imushchestvo_-_chto_oznachaet.jpg
Похожие публикации
В декларации по имуществу недавно появился новый элемент – признак СЗПК. Его включение в налоговую отчетность обусловлено законодательным закреплением механизма сотрудничества частных инвесторов и государства в рамках СЗПК (соглашений о защите и поощрении капиталовложений). Признак СЗПК в декларации по имуществу присутствует в разделах 1, 2 и 3. Обновленный бланк декларации по налогу на имущество для предприятий зафиксирован Приказом ФНС от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@. Сдавать отчет по измененной форме надо с 2021 года (по итогам истекшего 2020 года).
Что означает СЗПК в декларации по имуществу
Деятельность участников СЗПК регламентируется нормами Федерального закона от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ». В рамках данной формы сотрудничества государство гарантирует инвестору стабильность налоговой политики, возможность возмещения из бюджета части понесенных расходов на совершенствование объектов инфраструктуры, предоставляет возможность воспользоваться дополнительными мерами господдержки. Такие налогоплательщики также применяют положения п. 4.3 ст. 5 НК РФ.
Что такое признак СЗПК – расшифровка в декларации по имуществу означает, что конкретный имущественный актив задействован при реализации соглашения о защите и поощрении капиталовложений, включенного в реестр СЗПК. Для обозначения недвижимости, участвующей в проектах в рамках таких соглашений, в декларацию и введен «Признак СЗПК»: если налог рассчитывается по имуществу, которое связано с исполнением СЗПК, его суммы в декларации отражают с признаком «1».
Таким образом, имеющиеся в распоряжении компании-участника соглашения объекты недвижимости, делятся на те, которые используются в рамках СЗПК, и те, которые к таким соглашениям отношения не имеют. В декларации необходимо отражать показатели по указанным категориям имущества раздельно.
Как проставляется признак СЗПК в декларации налога на имущество
Налогоплательщики, не являющиеся стороной вышеуказанных соглашений и не применяющие п. 4.3 ст. 5 НК РФ, в поле «Признак СЗПК» ставят прочерк (письмо ФНС от 22.10.2020 № БС-4-21/17366@).
Налогоплательщики-инвесторы, подписавшие соглашение о защите и поощрении капиталовложений, должны выбрать либо код «1» для имущества, связанного с реализацией СЗПК, либо код «2» в отношении объектов, не используемых в интересах СЗПК.
Пример
Размер остаточной стоимости в рублях
Признак СЗПК в декларации по имуществу предприятие должно будет проставить по обоим активам, но при помощи разных кодов. Алгоритм заполнения декларации:
deklaraciya_nalog_na_imushchestvo_2021.jpg
deklaraciya_po_nalogu_na_imushchestvo_2021_2.jpg
deklaraciya_po_nalogu_na_imushchestvo_2021_3.jpg
deklaraciya_po_nalogu_na_imushchestvo_2021_4.jpg
deklaraciya_po_nalogu_na_imushchestvo_2021_5.jpg
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Что такое СЗПК. Объясняем простыми словами
СЗПК — соглашение о защите и поощрении капиталовложений; вид государственной поддержки крупных инвесторов.
Проще говоря, это договор инвестора с властями, по которому бизнес вкладывает деньги в проект на территории России, а государство обязуется не применять законы, которые могут ухудшить выполнение этого инвестпроекта. Такая гарантия стабильности правового режима даётся на срок до 20 лет и отличает этот механизм от других льгот и мер поддержки.
Например, на момент заключения СЗПК основная ставка налога на прибыль составляет 20%. Через год федеральные власти повышают ставку до 25%. Однако для инвестиционного проекта новый закон не будет действовать — налог всё равно останется на уровне 20%. Также не будут применяться другие законодательные акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, нужных для реализации проекта.
Каждое СЗПК заключается с одним или несколькими публично-правовыми образованиями. Под ними понимаются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение собственных законов и распоряжений: Россия — за федеральные нормативные акты, регионы — за региональные, муниципалитеты — за местные.
Пример употребления на «Секрете»
«В ближайшие дни проект нормативно-правового акта будет направлен на межведомственное согласование. Мы рассчитываем, что новые правила заключения СЗПК удастся принять в ближайшие месяцы и процесс возобновится осенью».
(Минэкономразвития — о том, как крупные российские инвестпроекты подвисли в 2021 году из-за неготовности государственной электронной системы.)
Нюансы
Минимальный порог инвестиций для заключения СЗПК — 200 млн рублей. Чем больше вложения, тем больше стабилизационных гарантий получит инвестор.
Для региональных соглашений капиталовложения должны составлять от 200 млн до 1 млрд рублей (верхняя планка не применяется к Москве и Санкт-Петербургу).
В федеральных СЗПК нужно инвестировать:
Закон «О защите и поощрении капиталовложений» не применяется в целом ряде случаев. Из него исключены:
В России за реализацию СЗПК ответственно Министерство экономического развития РФ. Далее планируется, что будет создана специальная организация, которая будет привлекать инвестиции и заключать СЗПК.
Сторона СЗПК в декларации НДС
storona_szpk_v_deklaracii_nds.jpg
Похожие публикации
Что такое «СЗПК» в НДС-декларации? Это обозначение категории налогоплательщиков, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений (сокращенно – СЗПК). Такое соглашение между представителями частного бизнеса и государством дает обеим сторонам отдельные гарантии:
Сторона СЗПК в декларации НДС – что это?
Заключение СЗПК и дальнейшая деятельность участников данных соглашений регламентируется положениями Закона от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ». Появление такой формы сотрудничества стало причиной обновления ряда налоговых деклараций, в том числе и по НДС. Теперь в отчетности должны фигурировать данные о наличии или отсутствии у субъекта хозяйствования статуса участника СЗПК (новый бланк декларации действует с отчетности за 4 квартал 2020 года).
СЗПК в декларации по НДС – это отражение факта принадлежности налогоплательщика к особой группе, на участников которой в течение срока действия соглашения не распространяется действие вступивших в силу после заключения соглашения поправок в налоговое законодательство, которыми изменяется порядок налогообложения или возмещения НДС, размер налоговых ставок, состав налоговой базы, налоговые льготы, сроки уплаты налога (п. 4.3 ст. 5 НК РФ). Налоговый орган должен владеть такой информацией, чтобы не применять штрафные санкции к налогоплательщику в случае несоблюдения им последних корректировок налогового законодательства в ситуациях, когда новшества для участников СЗПК не действуют.
Заполнение декларации по НДС осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФНС от 29.10.2014 г. № ММВ-7-3/558@ (с изменениями). Этим же приказом утвержден бланк отчета. Сторона СЗПК в декларации НДС идентифицируется в Разделе 1 путем указания соответствующего признака. Признак СЗПК впервые отражается в налоговых декларациях в периоде, в котором соответствующее соглашение было включено в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений (Письмо ФНС от 06.04.2021 г. № СД-4-3/4593@).
Признак СЗПК в декларации по НДС фиксируется в поле 085 Раздела 1. Если эту ячейку оставить незаполненной, декларация не будет принята. В этом поле должно стоять числовое значение – «1» или «2»:
Участие в СЗПК накладывает на налогоплательщиков обязательства по ведению раздельного учета операций, связанных и не связанных с исполнением данного соглашения. Это требование распространяется на порядок отражения в учете и декларациях сумм налоговой базы, исчисленных обязательств перед бюджетом. То есть налоговая база и налог к уплате от операций, связанных с исполнением СЗПК, фиксируются в отчетности обособленно.
Если предприятие является стороной СЗПК, в декларации НДС (Раздел 1) должны быть заполнены поля 090 и 095:
При участии организации в нескольких инвестпроектах, по которым подписаны СЗПК, в декларации отражаются общие суммовые показатели налоговой базы и НДС по этим соглашениям.
СЗПК в декларации по НДС – расшифровка на примере
Предприятие заключило два СЗПК, договоры были внесены в реестр в июле 2021 года. Общая налоговая база по НДС за отчетный период составила 1 700 000 руб., исчисленный налог равен 340 000 руб., в том числе:
Признак СЗПК стр. 085 декларации НДС зафиксирует кодом «1». Поле 095 не заполняется, так как налога к возмещению по СЗПК нет. В поле 090 должна стоять величина исчисленного НДС к перечислению в бюджет — эта сумма касается деятельности в рамках всех заключенных СЗПК. Так как у компании сразу два проекта реализуется по СЗПК, в поле 095 отражается совокупная величина налогового обязательства – 140 000 руб. (60 000+80 000).
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России
История вопроса
Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.
В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».
Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.
Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).
В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.
Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона
Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?
Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).
Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).
Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.
В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.
В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.
Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.
Требования к инвестиционным проектам
Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:
Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.
Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:
Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.
Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:
Акты, подлежащие «стабилизации»
1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин
Не менее 10 миллиардов рублей
2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ
3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке
4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:
1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ
2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке
— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».
Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки
Объем капиталовложений ОРП
От 5 до 10 млрд. рублей
Процедура заключения СЗПК
Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.
Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.
Ответственность сторон и расторжение договора
Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.
Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.
Ответственность публично-правовых образований
Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.
Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).
Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.
Меры государственной поддержки
Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:
Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:
Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.
Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Авторы:
Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Разъяснен порядок применения обновленной формы декларации по налогу на имущество организаций
SeventyFour / Depositphotos.com |
Так, в новой форме декларации предусмотрена новая строка «Признак СЗПК» в разделы 1, 2 и 3. В ней указывается признак исчисления сумм налога налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Как поясняет налоговая служба, те организации, которые не заключали такого соглашения и не применяющие соответствующие нормы налогового законодательства (п. 4.3 ст. 5 Налогового кодекса) вышеуказанные строки декларации не заполняют (письмо ФНС России от 22 октября 2020 г. № БС-4-21/17366@).
Документы по теме:
Читайте также:
Также утверждены унифицированные формы.
Их необходимо применять при планировании бюджетов с 4 декабря.
Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение проекта приказа ФНС России, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, закончатся 3 декабря.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter