Сторешников что делать характеристика
Сторешников в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
Сторешников. Кадр из телеспектакля 1971 г. |
Господин Сторешников является одним из ярких второстепенных персонажей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
В этой статье представлена цитатная характеристика Сторешникова в романе «Что делать?»: образ героя, описание его характера, а также история его отношений с Верой Павловной и т.д.
Сторешников в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
Господин Сторешников является владельцем большого многоквартирного дома на Гороховой улице в Санкт-Петербурге. В одной из съемных квартир этого дома живет семья главной героини Веры Павловны:
Михаил Иванович Сторешников является видным, красивым мужчиной:
О внешности Сторешникова известно следующее:
Он является офицером и уже 9 лет служит в каком-то полку:
«– На вас, если не ошибаюсь, мундир такого‑то полка?
– Да, я служу в таком‑то полку, – отвечает Михаил Иваныч.
Сторешников принадлежит к состоятельной, хорошей фамилии, по словам его матери:
По документам Михаил Иванович является хозяином этого большого дома на Гороховой, но на деле домом управляет его мать Анна Петровна Сторешникова:
Известно, что отец Михаила умер около 15 лет назад, в 1837 г.:
Сторешников является богатым человеком, но в высшем свете Петербурга есть люди еще более высокого статуса, как например, его приятели Жан и Серж. По своему положению в высшем свете Сторешников «едва цепляется за хвост» Сержа и Жана:
Михаил Сторешников – гадкий, низкий, бесчестный человек, по мнению Веры:
«Вчера вы взяли ложу, чтобы выставить меня вашим приятелям, как вашу любовницу. Я не буду говорить вам, что это бесчестно: если бы вы были способны понять это, вы не сделали бы так.»
Он является гнусным гадким, низким человеком и негодяем, по мнению француженки Жюли:
В то же время Жюли считает Сторешникова незлым, добрым человеком, хотя и недалеким:
Сторешников – человек с ограниченным умом, по словам автора:
Михаил Иванович является дураком, по мнению Марьи Алексеевны, матери Веры. Женщина за глаза называет его «Мишкой дураком». Позже она приходит к выводу, что он не такой уж дурак:
Он является бесхарактерным человеком, по словам автора:
По мнению Жюли, Сторешников – слабохарактерный человек, поэтому ему нужна женщина, которая бы им руководила им:
Михаил Иванович – несамостоятельный человек по своей природе, по словам автора:
Сторешников боится своей матери, несмотря на то что является уже взрослым мужчиной:
Недалекий, ограниченный и бесхарактерный Сторешников пасует перед женщинами с умом и характером, потому что у него нет ни того, ни другого:
Он склонен по уши влюбляться в женщин, которые отвергают его ухаживания, по мнению Жюли. Так, когда Вера Павловна отказывается даже общаться с ним, его страсть к ней только усиливается:
Сторешников и Вера Павловна
Увлекшись красавицей Верой, Сторешников даже бросает свою любовницу француженку Адель:
– Адель поссорилась со мною, к несчастью.
Офицер хотел сказать что‑то, но промолчал.
Сторешников распускает слухи в своем окружении о том, что Вера его любовница. Тем самым он поступает подло, так как порочит честное имя невинной девушки. Однажды в опере Вера слышит разговор Сторешникова с приятелями, в котором он говорит о ней как о своей любовнице. Это очень расстраивает бедную Веру:
Жан, приятель Сторешникова, не верит так легко его словам и требует доказательств. В частности Жан просит Сторешникова привезти Веру на следующий день на их общий ужин. В противном случае Сторешников рискует лишиться дружбы Жана, Сержа и их круга общения:
«– Врешь, мой милый, врешь, – сказал Жан и зевнул.
– Докажи. Я человек положительный и без доказательств не верю.
– Какие же доказательства я могу тебе представить?
Сторешников хочет любой ценой выиграть это пари, чтобы не потерять приятельские отношения с Жаном и Сержем. Для этого он решает отвезти Веру и ее мать на прогулку за город, а затем пригласить их в тот самый ресторан. В ресторане он надеется подсыпать матери Веры сильнодействующее вещество, от которого та потеряет сознание. В этот момент Вера растеряется, и он ненадолго заведет ее в комнату, где Жан и другие будут ужинать. Таким образом Сторешников надеется выиграть пари, ведь формально он приведет Веру в ресторан, хотя бы и на 5 минут. Сторешников прекрасно знает, что этим поступком он может разрушить честную репутацию Веры, которую потом буду считать женщиной «легкого поведения». Он надеется потом компенсировать этот позор деньгами:
Тем временем Жюли вмешивается в ситуацию. Во-первых, она предупреждает Веру о подлых планах Сторешникова и его пари с Жаном. Во-вторых, Жюли предлагает Сторешникову свою помощь в пари: она готова попросить Жана отложить ужин на неопределенный срок, так что пари со временем забудется само собой. Взамен Жюли просит Сторешникова прекратить распространять клевету о бедной Вере как о своей любовнице. Тот с радостью соглашается на эту сделку:
«И тем же длинным, длинным манером официального изложения она сказала, что может послать Жану письмо, в котором скажет, что после вчерашней вспышки передумала, хочет участвовать в ужине, но что нынешний вечер у нее уже занят, что поэтому она просит Жана уговорить Сторешникова отложить ужин – о времени его она после условится с Жаном.
Наконец и условия. Их два: – «Первое: вы прекращаете всякие преследования молодой особы, о которой мы говорим; второе: вы перестаете упоминать ее имя в ваших разговорах».
При этом Жюли советует Сторешниковуподумать о том, чтобы жениться на Вере. По мнению Жюли, умная, красивая и добрая Вера помогла бы быть ему прекрасной женой:
Сторешников прислушивается к совету Жюли и решает жениться на Вере:
«Самолюбие было раздражено вместе с сладострастием. Но оно было затронуто и с другой стороны: «она едва ли пойдет за вас» – как? не пойдет за него, при таком мундире и доме? нет, врешь, француженка, пойдет! вот пойдет же, пойдет!
Была и еще одна причина в том же роде: мать Сторешникова, конечно, станет противиться женитьбе – мать в этом случае представительница света, – а Сторешников до сих пор трусил матери и, конечно, тяготился своею зависимостью от нее. Для людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: «я не боюсь; у меня есть характер».
Сторешников делает Вере предложение, но та отказывает ему:
Тем временем мать Сторешникова выступает против его брака с Верой, но скандалы и обмороки матери не останавливают молодого человека, а даже подзадоривает его:
Когда Вера отказывает ему, Сторешников умоляет ее дать ему время, чтобы заслужить ее прощение. Он обещает ей быть покорным и послушным. Вера из жалости соглашается отсрочить ответ, хотя и считает, что решение будет точно таким же:
В течение 3-4 месяцев Сторешников настойчиво ухаживает за Верой и становится как шелковый. Он всячески пытается угодить ей, чтобы добиться ее руки:
Он дарит Вере подарки через ее мать. При этом злая мать забирает почти все вещи себе и лишь некоторые из них передает самой Вере:
В конце концов вера тайно венчается со студентом-медиком Лопуховым, а Сторешникову приходится смириться с этой неудачей:
Оставшись без Веры, Сторешников пьянствует первые две недели, а затем мирится со своей любовницей Адель:
Это была цитатная характеристика Сторешникова в романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского: образ, описание характера, история отношений с Верой Павловной и т.д.
«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского
Краткие сведения о произведении
Сюжет романа составляет любовная история, но в нём отражены новые идеи того времени и есть намёки на грядущую революцию. Жанр произведения — роман-утопия.
Главные герои романа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Начинается роман с информации о том, что некий человек застрелился ночью на Литейном мосту. Далее рассказывается, что Вера Павловна узнала о трагической гибели мужа. Затем идёт рассказ о её взрослении в родительском доме, о сватовстве офицера Сторешникова и том, что девушка предпочла его студенту Лопухову. Брак с ним позволил ей вырваться от опостылевших родителей. Лопуховы стали жить на съёмной квартире.
Через несколько месяцев Вера решила организовать швейную мастерскую по пошиву дамских платьев. Прибыль справедливо распределяли между работницами мастерской. Вскоре многие из них стали жить в одной большой квартире, так как это было выгодно. У них был строгий распорядок труда и отдыха, часто ходили в театр, устраивали загородные прогулки.
Веру Павловну полюбил друг её мужа Кирсанов. Он перестал из-за этого бывать у них, но болезнь друга заставила часто их посещать.
Через некоторое время Вера Павловна поняла, что она не любит мужа, а только признательна ему за то, что вырвал её из родительского дома. Вера Павловна влюбилась в Кирсанова. Чтобы дать ей свободу выбора, Лопухов решил «сойти со сцены» и совершил самоубийство (об этом — в начале романа). Вера Павловна вышла замуж за Кирсанова. Она хотела быть независимой и увлеклась медициной.
Вера Павловна открыла магазин мод. Кирсанов стал профессором, помог вылечиться Екатерине Полозовой. Её отец, Полозов, познакомился с торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом. Американец скупил акции Полозова и женился на Екатерине.
Затем выяснилось, что Бьюмонт — это Лопухов. Он не застрелился, а уехал в Америку. Бьюмонты и Кирсановы стали жить по соседству, их связывала тесная дружба.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
I. Дурак
Утром в одной из петербургских гостиниц у станции Московской железной дороги слуга постучался к постояльцу, который накануне велел разбудить его в 8 часов. Постоялец не открывал. Вызвали полицию, взломали дверь и нашли на столе записку, в которой постоялец сообщал, что в гостиницу не возвратится, что его услышат от 2 до 3 часов ночи на Литейном мосту и что «подозрений ни на кого не иметь».
Полицейский понял, что это написал человек, застреливший себя ночью на мосту. Когда на звук выстрела прибежали люди, никого не было на том месте, где прозвучал выстрел. Понятно стало, что кто-то застрелился и упал в воду. Тело в воде не нашли. Стали гадать, может кто-то подурачился — выстрелил и убежал. Но большинство решило, что застрелился. Кто-то говорил, что это был пьяный, а кто-то, что просто дурак. Сошлись на том, что если не пошалил, а застрелился, всё равно дурак.
II. Первое следствие дурацкого дела
В это же утро молодая дама шила в комнате маленькой дачи. Служанка подала Вере Павловне письмо. Прочитав его, дама зарыдала. Вошёл молодой человек, Вера Павловна сказала ему прочесть письмо. Это было прощальное письмо самоубийцы. Он писал, что «сходит со сцены», так как смущал их спокойствие. Молодой человек хотел утешить Веру Павловну. Она была в истерике и говорила, что она одна виновата и что на ней его кровь. Через час, успокоившись, молодая женщина сообщила, что уедет из Петербурга, так как всё тут будет напоминать прошлое.
III. Предисловие
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
I – IX
Жила Вера Павловна в многоэтажном доме, хозяином которого был Михаил Иваныч Сторешников (но только по документам, а фактически хозяйкой была его мать).
Отец Веры Павловны, Павел Константиныч Розальский, был управляющим этим домом и кроме того служил в каком-то департаменте.
Мать её, Марья Алексевна, была властная женщина, мужа и детей, Верочку и Федю, держала в строгости. Отец и мать Веры Павловны давали деньги под залог.
Верочку мать воспитывала подзатыльниками и криками, но всё же заботилась о её образовании, отдала в учение в пансион, наняла учителя музыки. В 16 лет Верочка уже сама начала давать уроки в пансионе и в других местах.
Мать стала наряжать Верочку, так как её собрался сватать начальник отца. Но что-то долго он собирался это сделать, а тут подвернулся другой жених — хозяйкин сын, Михаил Иваныч. Своим приятелям он сказал, что Верочка его любовница, и это оскорбило девушку. Она не согласилась выйти за него замуж.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
I – XI
Марья Алексевна наняла Феде учителя, медицинского студента Лопухова, который сначала считал Верочку холодной и расчётливой. Он думал, что девушка с помощью жениха хочет войти в высший свет, но скоро понял, что ошибся.
Лопухов и Верочка стали хорошими друзьями, а затем полюбили друг друга. Лопухов посоветовал ей делать то, что полезно именно для её личности и характера. Следуя этому совету, Верочка решила устроиться гувернанткой, чтобы уйти из дома, где ей было очень тяжело жить. Она попросила Лопухова подыскать ей место. Он нашёл хорошее семейство, нуждающееся в гувернантке, и сказал об этом Верочке. Ночью девушке приснился замечательный сон.
XII. Первый сон Верочки
Приснилось ей, что заперта она в подвале. Вдруг открылась дверь, и Верочка попала на поле, где стала бегать, резвиться. Затем приснилось, что она разбита параличом, и услышала голос, который говорил, что она сейчас будет здорова. И снова Верочка бегала и резвилась в поле.
Увидела она, что по полю идёт девушка, которая похожа на девушек разных национальностей сразу. Девушка сказала Верочке: «Я невеста твоего жениха». «Какого жениха?» — спросила Верочка, и незнакомка ответила, что не знает, что их у неё много, и пусть Верочка выберет себе жениха только из них.
Незнакомка сказала, что это она выпустила Верочку из подвала, вылечила её, и напомнила, что невыпущенных и невылеченных много, и пусть Верочка выпускает их и лечит. Ещё она сказала, что у неё много имён, но настоящее — любовь к людям.
Во сне Вера шла по городу, выпускала из подвала девушек, лечила разбитых параличом, и ей было весело с ними.
XIII – XVI
Госпожа, которая хотела нанять Верочку в гувернантки, узнала от Лопухова, что она хочет уйти из дома, потому что мать навязывает богатого жениха. Госпожа побоялась неприятных хлопот, если мать, воспользовавшись своим правом, начнёт судебный процесс.
XVII – XXIV
Лопухов сказал об этом Верочке и пообещал устроить так, что она уйдёт из дома, и мать не будет против этого.
За обедом в квартире Розальских Лопухов провозгласил такой тост, обратившись к Вере Павловне: «Здоровье моей невесты и вашего жениха!» Верочка догадалась, что он задумал.
Когда они остались вдвоём, Лопухов подтвердил, что хочет жениться на ней, чтобы она могла уйти из дома, так как мужа и жену не могут разлучить. Вера была в восторге, что скоро будет независима от родительского семейства.
Обвенчал их друг Лопухова, священник Алексей Петрович. И вот однажды Верочка отправилась с матерью в Гостиный двор, на улице попрощалась с ней и сказала, что будет жить у мужа, Дмитрия Сергеевича, и быстро уехала на извозчике. Мать так взбесилась, что прохожие приняли её за пьяную.
Вечером к родителям Веры пришёл Лопухов и очень умело успокоил их, особенно Марью Алексевну.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
I – II
Лопухов бросил учёбу в Академии и нашёл работу. Вера и Лопухов стали жить на квартире у пожилых супругов. Хозяева удивлялись, что молодожёны обращаются друг с другом очень вежливо и деликатно, заходят в комнаты друг к другу, только спросив разрешения.
Вера Павловна задумала завести швейную мастерскую. Лопухов одобрил её затею.
Однажды приснился Вере Павловне странный сон.
III. Второй сон Веры Павловны
По полю ходят Лопухов и его друг Кирсанов и рассуждают, что из одной грязи родится белая пшеница, а из другой не родится. Всё дело в том, что вторая грязь — загнившая.
Первую грязь они называют реальной, а вторую — фантастической. Затем делают вывод, что «движение — это жизнь», жизнь — реальность, а верный признак реальности — «дельность». Труд даёт содержание развлечению и отдыху.
Затем разные собеседники начали исповедоваться, и выяснилось, что ни люди неплохие, но у них «нездоровая почва».
IV
Швейная мастерская заработала. Вера Павловна не распоряжалась ничем, а только советовала и объясняла. Посоветовала она швеям устроить ссудный банк из запасного капитала, который появился от прибыли. Из этого же банка работницы могли брать ссуды, если срочно были нужны деньги. Затем основали комиссионерство для закупок продуктов, обуви и других вещей, так как покупки оптом были дешевле.
Года через полтора многие швеи жили уже в одной большой квартире, так как общее хозяйство было вести выгодно.
Вера Павловна часто читала девушкам вслух, и вскоре они решили делать перерыв перед обедом для слушания уроков. Преподавал Лопухов и несколько его хороших знакомых. Девушки устраивали вечера, загородные прогулки, вместе ходили в театр.
V – VI
Лопуховы жили хорошо, довольно часто у них бывали гости: люди разного возраста, но чаще — молодёжь. Лопуховы дружили с Мерцаловым и его женой Натальей Андревной, но Кирсанов, друг Лопухова по Академии, не бывал у них больше двух лет.
VII – XII
Однажды на загородной прогулке Лопухов простудился. Вера Павловна настояла, чтобы он пригласил медика, и Лопухов позвал Кирсанова. Тот, чтобы помочь Вере Павловне, остался ночевать возле больного. После его выздоровления Кирсанов стал бывать у Лопуховых, но предполагал бывать всё реже и реже. Уже несколько лет он был влюблён в жену друга и боролся с этим чувством.
XIII – XVIII
В швейной мастерской Кирсанов встретил Настеньку Крюкову, которую раньше любил. Она была смертельно больна. Жалея девушку, Кирсанов предложил ей переехать к нему. Когда она умерла, Вера Павловна старалась отвлекать Кирсанова от грустных мыслей. Он был намерен снова постепенно меньше бывать у Лопуховых, чтобы потом видеться с ними совсем редко.
XIX. Третий сон Веры Павловны
Во сне Вере Павловне явилась певица Бозно. Она упорно настаивала, чтобы Вера Павловна прочитала свой дневник (который на самом деле не вёлся, а был только во сне).
Вера Павловна по настоянию певицы читала свои записи, в которых видно её сомнение в любви к мужу. Молодой женщине становится понятно, что он для неё только избавитель, освободивший от мучительного существования в родительском доме. Из дневниковых записей видно, что Вера не любит своего мужа, а испытывает к нему чувство благодарности.
Вера Павловна в ужасе проснулась, прибежала к мужу, сказала, что ей снилось, будто она его не любит.
XX – XXIII
Хотя Лопухов сказал Вере, что это «пустой, смешной сон», он всё же понимал, что сновидение показало изменение отношения жены к нему. Лопухов видел, что не удержит за собой любви Веры.
Задумавшись о причинах её сна, он понял, что причиной явилось удаление Кирсанова. А причина его отдаления от их семейства было, как он догадался, то, что Кирсанов полюбил Веру.
Лопухов, видя, что Вере не хватает общества Кирсанова, который раньше часто сопровождал её в театр, пытался уговорить друга бывать у них. Тот согласился не сразу и с условием, чтобы Лопухов сопровождал их, если они куда-нибудь пойдут.
XXIV – XXIX
Когда Кирсанов возобновил свои посещения, Вера со временем поняла, почему он не был у них так долго. Догадавшись, что Кирсанов любит её, она поняла и то, что сама его любит.
Вера Павловна не скрыла этого от мужа, но сказала, что хочет любить только его, что не хочет видеться с Кирсановым.
Лопухов сказал, что со временем она успокоится и рассудит, как лучше для неё — быть с ним или с Кирсановым.
Вера Павловна пыталась победить в себе любовь к Кирсанову. Чтобы она разобралась в своих чувствах, Лопухов уехал на время к родителям в Рязань, затем возвратился и снова поехал в Москву по делам службы.
А через 2 дня на Литейном мосту кто-то застрелился, и произошла сцена на даче, которая описана в начале романа. После получения прощального письма Лопухова Вера Павловна решила уехать из Петербурга, но, успокоившись понемногу, вспомнила, что не может бросить мастерскую. Вера Павловна попросила Мерцалову руководить мастерской.
На дачу пришёл Рахметов, друг Лопухова и Кирсанова. Ему Лопухов поручил передать записку Вере Павловне. Дав прочесть её, Рахметов сжёг записку и дал Вере Павловне её копию. Автор не поясняет содержание записки, но всё же понятно, что в ней объясняется, что Лопухов инсценировал самоубийство, чтобы освободить Веру Павловну от брака с ним.
Глава 4. Второе замужество
I – XI
Вере Павловне и Кирсанову пришли письма из Берлина от отставного медицинского студента, друга Лопухова, которому тот поручил Вере Павловне объяснить, что их брак не удался из-за разности характеров: Вера Павловна общительна, а Лопухову общение с людьми не очень нужно. Он считал, что ломать свой характер в угоду другому человеку — это неправильно, будут несчастны оба. Из письма ясно, что его написал Лопухов.
Вера Павловна и Кирсанов поженились. Вера Павловна открыла вторую мастерскую. Её всё чаще посещают мысли о несправедливости социального неравенства мужчин и женщин. Она хочет заниматься таким делом, которое уравнивало бы её с мужчинами и решает учиться на медика.
XII – XV
Брак Веры Павловны и Кирсанова оказался счастливым, им интересно друг с другом. У них растёт сын Митя, Кирсанов занимается медициной, Вера Павловна — мастерскими и готовится к поступлению в Медицинскую академию.
XVI. Четвёртый сон Веры Павловны
Она видит шатры кочевников и роскошную женщину Астарту — богиню любви. В её время женщина была полностью подчинена мужчине. Затем Вера Павловна видит, как на колеснице едет афинский тиран. Незримая собеседница говорит Вере Павловне, что люди этого города считают женщину источником наслаждений и поклоняются Афродите. Затем появляются рыцари и девушка (её незримая собеседница назвала «Непорочностью»).
Эти три царицы — символы трёх эпох отношения к женщине, в которых ценились покорность, красота, бесплотный образ, но не её личность. Таинственная собеседница представилась четвёртой царицей, и Вера Павловна узнала, что это она сама. Она видит, как счастливо живут люди будущего в громадном дворце из стекла и алюминия. Работа на полях им в радость, так как всё делают за них машины, люди только руководят ими. В полях и во дворце много веселья и песен. Люди вольны, счастливы, женщины и мужчины равноправны. Затем Вера Павловна увидела «Новую Россию» на месте бывшей пустыни.
XVII
Обе швейные мастерские (первой руководила Мерцалова, второй — Вера Павловна) открыли свой магазин, и это было выгоднее.
Далее приводится письмо Катерины Васильевны Полозовой своей подруге. В нём говорится о её знакомстве с Верой Павловной. Полозова восхищена тем, как устроена деятельность мастерской. Она написала, что хочет тоже устроить такую же мастерскую.
Глава 5. Новые лица и развязка
I – VIII
Здесь говорится о Полозовой и её отце, который был миллионером, но разорился. Когда он ещё не потерял своего богатства, его 17-летняя дочь Катя вдруг стала слабеть и слегла. Доктор Кирсанов понял, что болезнь её от тоски — она влюбилась в Соловцова, который увивался за ней из-за богатства. Отец был категорически против их женитьбы. Тогда Соловцов стал писать Кате трогательные письма, и она, не имея возможности с ним видеться, стала чахнуть.
Кирсанов сказал её отцу, что если он не даст ей видеться с Соловцовым, она умрёт от тоски. Он уверил Полозова, что начав общаться с Соловцовым, она поймёт, что он хочет жениться на ней только ради богатства. В дальнейшем так и случилось, и Катерина Васильевна разорвала с ним отношения.
У девушки была романтическая натура, её тяготило шумное общество. Она хотела, чтобы её полюбили не из-за богатства, поэтому была даже довольна, что отец разорился.
IX – XVIII
Полозов, который был пайщиком и управляющим стеаринового завода, нашёл покупателя этого завода.
Агент лондонской фирмы, которая покупала завод, Чарльз Бьюмонт, родился и вырос в России, куда его отец переехал из Канады. Когда Чарльзу было 20 лет, они уехали в Америку. После смерти отца он стал служить в лондонской фирме и выразил желание получить место в России, так как он её знает как свою родину.
Познакомившись с дочерью Полозова, он заметил её задумчивость и из разговора с ней понял, что девушка скучает без дела. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, которая в своей мастерской применяет принципы, выработанные в последнее время экономистами. Таким образом и произошло знакомство Полозовой с Верой Павловной.
Бьюмонт полюбил Катерину Васильевну, они очень подходили характерами друг к другу, были сдержанными людьми, ценящими спокойную жизнь.
XIX – XXI
Катерина Васильевна сообщила Вере Павловне, что послезавтра венчается, а нынче вечером приедет к Кирсановым с женихом. Она сказала Вере Павловне, что Бьюмонт, приехав в Петербург, очень хотел увидеться с ней, но отложил знакомство, так как хотел приехать к Кирсановым не один, а с невестой. Когда Катерина Васильевна сказала, что в Петербург он приехал для Кирсановых и что он очень хорошо говорит по-русски, Вера Павловна поняла, что Бьюмонт — это Лопухов.
Вечером Бьюмонт в гостях у Кирсановых рассказал о своей жизни в США. Затем они договорились, чтобы найти обоим семействам квартиры, которые были бы рядом.
Скоро они переселились в подходящие квартиры, а Полозов захотел остаться на квартире при заводе. Зять каждый день приезжал на завод, а с ним и дочь Полозова. На лето Кирсановы и Бьюмонты переселялись за город к Полозову.
XXII
Оба семейства живут в соседних квартирах. Они очень дружны, но уклад жизни у них разный — Бьюмонты больше любят покой, а у Кирсановых очень часто бывают гости.
Катерина Васильевна устроила свою швейную мастерскую. В обоих семействах растут сыновья.
Кирсановы и Бьюмонты работают и весело отдыхают. Однажды они поехали со своими друзьями на двух санях на зимний пикник на завод к Полозову. Одними из саней правила дама в чёрном. Она была очень весела. Когда приехали к Полозову, дама попросила Веру Павловну рассказать свою историю. Она была очень оживлена, но быстро устала и ушла отдохнуть в другую комнату. Но всё же она не уснула, сидела и о чём-то напряжённо думала (литературные критики предполагают, что «дама в трауре» — это прототип жены Чернышевского, заключённого в Петропавловскую крепость).
Когда она вышла к друзьям, то была снова весела и по их просьбе села за рояль, пела и завершила пение жизнеутверждающей песней о светлом будущем.
Глава 6. Перемена декораций
Прошло 2 года, и дама в трауре сейчас уже во всём розовом и белом. Она дождалась освобождения из тюрьмы своего друга, и сейчас автор собирается рассказывать о них, но читатель уверяет, что читать об этом не будет. Тогда автор решает отложить продолжение повествования до того времени, когда читателю угодно будет читать его, и надеется, что это время наступит скоро.
Заключение к краткому пересказу
Основная тема романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — свобода. В произведении отражены следующие темы:
Основная мысль (идея): по мнению автора романа, чтобы все люди были счастливы, нужна социальная справедливость и равноправие мужчин и женщин.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.