Стодневный пост что такое
Как держать Великий пост честно, но без фанатизма. Личный опыт за 25 лет
Ежегодно в период Великого поста социальные сети бывают обуреваемы спорами про «како соблюдаете», оживлёнными, а то и ожесточёнными. Православная общественность тоже довольно насыщенно дискутирует на эту тему. Не претендуя на истину ни в какой инстанции, хочу поделиться своим опытом, накопившимся за 25 лет практики постования.
Опыт впервые постящегося человека
Как все неофиты, двадцать пять лет назад я ринулся в это непривычное для меня занятие с усердием, но не имея знания. Уже через несколько дней выяснилось, что есть мне практически нечего – повсюду таилось запретное. Внешнего руководства я не имел и всё постигал своим неподготовленным и слабосильным умом. Откровением было, что нельзя всего молочного. Я молочного никогда не ел, но надеялся на него, как на метод изнурения плоти. Надежды не оправдались. Можно было овощи, но свежие овощи в феврале дороги, да и мало их было в те годы. Оставалась картошка и квашеная капуста. И то, и другое я люблю с постным маслом. Оказалось, что в пост нельзя постное масло. Тогда я счёл это явным фарисейством и до сих пор так думаю.
Как всегда вовремя, под руку мне попалось исследование средневековой жизни европейских монастырей, из которого я узнал, что именно из-за постов братия приучилась есть улиток, лягушек и прочих каракатиц. Креветки, лангусты и омары тоже оказались постными, это разнообразило выбор, но только удорожало процесс. К счастью, я очень люблю морскую капусту – репертуар сразу вырос вдвое.
Три вопроса о Великом посте
Тут встаёт во весь рост один из главных вопросов поста – следует ли мирянам тянуться за монашеством и соблюдать устав. Во-первых, какой устав? В каждом монастыре свой, как мы помним. Во-вторых, есть устав гарнизонной службы, например, но никто не предлагает его соблюдать шпакам, военные бы даже обиделись, должно быть, такому обезьянничанью. Если вы не приняли постриг, то не примеряйте и власяницу, ни к чему это. Я так думаю.
Второй вопрос – нужно ли всегда и везде упорствовать, всем объявлять о своём воздержании, шарахаться от скоромного и стыдить не соблюдающих? Всегда лучше своим поведением не задевать добрые чувства близких и проявляющих заботу о вас. Как-то на Страстной неделе мы прилетели на переговоры в Иран и вынуждены были на каждом шагу отказываться от угощений. Иранцы с полным пониманием и серьёзностью отнеслись к соблюдению нами религиозных ограничений, но вообще-то лучше не планировать на такое время поездок. Если хотите предаться молитве и посту, так возьмите отпуск и стойте на службах, так будет правильнее.
Третье – о сущностном смысле поста, как концепции. Великий пост символически повторяет 40-дневное пребывание Христа в пустыне – время, по нашему представлению, потраченное Им на размышления и принятие решений, включая преодоление искушений диавольских. Мы тоже создаём для себя обстановку, наиболее стимулирующую размышления, ограничиваем воздействие внешних факторов и раздражителей. Очевидно, что еда давно уже не столь существенный фактор в нашей жизни. В Европе уже никто не голодает. В списке смертных грехов сменились приоритеты, гнев, зависть, лжесвидетельство куда значительнее портят нас, чем масло на хлебе. Пост – время для размышлений и работы над собой, а воздержание – не цель, а способ, не подменяйте концепцию.
Пост – время для размышлений и работы над собой
Что готовить во время поста
Достаточно нравоучений, давайте перейдём к практике. Итак, монахов мы из себя не строим, а стремимся к тому, чтобы еда не выходила за скромные рамки пропитания и поддержания сил. Если здоровье позволяет, конечно. Главное – не надо всё время думать о том, как бы не съесть чего запретного. Не об этом надо думать – о душе задумайтесь, для этого пост.
Еда в пост должна быть простой и незамысловатой. Это не значит, что есть нужно непременно скудно и невкусно, но и «жрать капусту из бочки прямо руками» тоже не следует. Чем меньше еда занимает мысли, тем лучше.
О рыбе
Да, важный момент. В русской кухне рыба всегда была постной, за исключением дней строгого поста, а их немного. И. Шмелёв, безупречный рассказчик, в своём «Лете Господнем» пишет: «Рыбные лавки открывались уже в субботу первой недели Поста». Так что, если не планируете быть святее Папы, не отказывайте себе в рыбе. Сам я не варю в пост архиерейскую уху и севрюжину с хреном не кушаю, но всякие кильки-селёдки и простые консервы зазорными не считаю, не говоря уж о сущике и снетках, самая монастырская еда.
В русской кухне рыба всегда была постной, за исключением дней строгого поста
О кашах
Сам я не особо люблю каши, к примеру, но вот несколько месяцев по утрам кормил ими старшую сестру и выучился их готовить довольно прилично. Есть немало рецептов несладких каш у братских народов – молдавская мамалыга, грузинский гоми, армянские пшеничные каши – всё это можно осваивать для разнообразия. Отличные результаты даёт сопровождение каши подливами и соусами. К примеру, та же рассыпчатая гречка преображается в прекрасное блюдо, если сделать простейшую мучную подливу из лука и соленых огурцов, или из лука и грибов – свежих, сушёных или соленых, или потушить моркови. Пшёнку и перловку можно разнообразить фруктами и сухофруктами.
Пшёнку и перловку можно разнообразить фруктами и сухофруктами
О супах
Супы в пост особенно уместны, они создают объём. Многие рецепты щей и борщей не требуют мяса совершенно, ничего не теряя во вкусе. Щи из квашеной капусты на сухих грибах – классика и не просто знаковое, но и одно из вкуснейших блюд русской кухни. Отлично варятся горох, фасоль и чечевица, всякие пряные заправки, свежая зелень и сухарики позволяют их украсить, к тому же бобовые – хороший источник белка. Они легко создают вкусные комбинации с упомянутыми щами-борщами – та же капуста с красной фасолью или борщ с белой фасолью сочетаются замечательно.
Щи из квашеной капусты на сухих грибах – классика и одно из вкуснейших блюд русской кухни
Об овощах
Овощи легко комбинируются в разнообразные тушёные смеси
Конечно, в таком составе отлично играют свежие баклажаны, цуккини и сладкие перцы, но это заметно удорожает блюдо и привносит элемент разврата. Я воздерживаюсь. А вот шампиньоны и вешенки (ещё недавно по сто рублей кило) всячески одобряю.
Гречка с шампиньонами
О рисе
Рис даёт необозримое поле различных комбинаций в азиатском духе
О лапше и прочих макаронах
Такой же фокус можно делать с разной азиатской лапшой – рисовой, бобовой, яичной, пшеничной и гречневой. Лапша прекарсно заменяет собой рис, доступных сочетаний десятки (вообще их тысячи, но не заморачивайтесь).
Макароны могут прокормить человека всегда, не вызывая скуки и отвращения. Да, большинство соусов для пасты содержат сыр, яйца, сливки или мясо, но далеко не все. Взять хотя бы один из столпов – алла помодоро, с томатным соусом. Совсем без оливкового масла обойтись, конечно, трудно, но и необходимости такой нет. А разнообразные песто – смеси рубленых трав с маслом и орешками – можно делать и без сыра. Вместо гламурного итальянского песто из зелёного базилика можно сделать демократичный прованский писту из петрушки. Я варю домашний томатный соус из обычной банки помидоров в собственном соку с разными добавками – лук, сельдерей, маслины, копчёная паприка. С таким соусом можно не задумываясь съесть что угодно, а это нам и нужно.
Макароны могут прокормить человека всегда, не вызывая скуки и отвращения
О десертах
Казалось бы, сладкое вообще нужно исключить на время поста, но это опять издержки рвения новообращённых. Мёд всегда ели в пост, не использовали рафинад, потому как при очистке применялся животный казеин, но был постный сахар, я ещё застал, такой мягкий, не кристаллический. Можно и сейчас купить за большие деньги мусковадо для пущего благочестия, но много ли благочестия в соблюдении формальностей? Не лучше ли будет купить дешёвый песок, а разницу в триста рублей раздать на паперти? Пост – как раз для этого время.
Проблема сладкого отлично решается всякими ягодными киселями. На рынках можно по бросовым ценам купить мороженые ягоды, любой крахмал вполне доступен. Чудесный кисель получается из смеси ягод – клубника, вишня, черная смородина или малина. Залейте ягоды холодной водой в пропорции 1:3, доведите до кипения, добавьте сахар по вкусу. В чашке аккуратно разведите крахмал холодной водой – я кладу столовую ложку с горкой на каждые пол-литра жидкости – холодной воды нужно столько же, сколько крахмала, и влейте струйкой при помешивании в кисель. Дайте снова вскипеть и выключайте. Если кисель для детей, взбейте растительные сливки и украсьте. Впрочем, взрослые тоже за милую душу такое съедят.
На сладкое во время поста хорошо подать ягодный кисель
Не могу и не хочу рекомендовать всякие заменители и обманки. Вот это вот «соевое мясо» всякое, маргариновые спреды, «фитомайонез» и т.д. Не надо никого обманывать, ни себя, ни людей. Нет греха в слабости, грех слабость не признавать или потакать ей. Лучше уж съесть бутерброд с колбасой, если так припёрло, чем юлить, «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Повторюсь, не нужно создавать или намеренно попадать в ситуации, когда запреты придётся нарушать, но и оскоромиться лучше, чем обидеть, да ещё и возгордиться.
Пару слов про алкоголь.
«Вино даётся постящимся в утешение», это мы помним. Не следует при этом утешаться всё время. Некоторые мои друзья по убеждениям своим на Великий пост дают зарок от всякого алкоголя, это их выбор и, должно быть, им так надо на их пути к цели. Не могу ни рекомендовать, ни хоть сколько-нибудь осуждать. Понятно, что любое излишество в пост неуместно. Но, в том числе и в рвении. Спокойно и сосредоточенно идите своим путём к лучшему в себе, будет нужно – ангелы подадут вам руку.
«Решил наконец поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Пост уже идет, а вы только почувствовали, что хотите попоститься? Сомневаетесь, стоит ли начинать или если часть поста пропустили — то не надо и пытаться? А если стоит, то как поститься правильно?
На эти и другие вопросы о посте отвечает протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе.
⇒ Первое, что надо понять человеку, который только решил поститься: вы не опоздали — начать поститься никогда не поздно. Да, воцерковленные люди проходят пост от начала и до конца, заранее к нему готовятся, но раз уж случилось так, что этот пост стал для вас первым, ни в коем случае не укоряйте себя. Тот факт, что вы на это решились, уже похвален.
⇒ Второе: разберитесь, что такое пост, отделите главное от второстепенного. Поймите, что ограничения в чем-то — не самоцель поста. Да, мы отказываемся от самого очевидного: еды, суеты и развлечений — от всего, что может нас отвлекать. Но все лишения не имеют смысла без молитвы и покаяния.
Перечисленные ограничения важно соблюдать, потому что они действительно работают: помогают сосредоточиться не на первичных потребностях, а на духовных — вынести Бога и Церковь на первое место, а мирские заботы отложить на потом.
⇒ Третье: постарайтесь убрать из своей жизни все лишнее, ограничить себя в просмотре телепередач, компьютерных играх, соцсетях. Эти зависимости, которым мы подвержены ежедневно, развлекают, а не наполняют духовно.
Освободившееся от просмотра телевизора время заполните чтением духовной литературы: прочитайте или перечитайте Евангелие. Обратитесь и к Ветхому Завету: на службах зачитываются книги Бытия, пророка Исаии и Притчи Соломона. Ближе к Страстной седмице прочитайте и книгу Иова.
⇒ Четвертое: найдите время для регулярной молитвы. Это требует духовных усилий, но начните с малого: если вы не привыкли молиться, попробуйте это делать. Если вы читали молитвы кратко или своими словами, постарайтесь обратиться к церковному правилу. Помимо этого, дважды в день читайте молитву Ефрема Сирина или покаянные тропари.
Постарайтесь внести в свое расписание и посещение храма не только по выходным. Во время поста службы особенные, у них своя атмосфера: распевы меняются на великопостные, грустные, перед иконами горят лампады, пространство храма освещено лишь свечами, а прихожане совершают многочисленные поклоны. Я по себе знаю, как трудно по неопытности привыкнуть и выдержать службы, не сорваться и не убежать к многочисленному списку дел. Но я настоятельно рекомендую заходить в храм хотя бы ненадолго — это поможет проникнуться великопостным духом и настроиться на молитву. Особенно важно побывать хотя бы раз — а лучше не единожды — на литургии Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам.
Помимо всего перечисленного пройдите через главное — через исповедь. Без исповеди все ограничения не имеют смысла. За время поста мы должны остро почувствовать, что лишены рая и постараться этот рай приобрести. Но без покаяния это невозможно.
⇒ Пятое: не превращайте свое решение поститься в испытание для своих ближних. Постройте свою жизнь так, чтобы изменения в быту коснулись лишь вас, а родные не чувствовали себя чего-то лишенными. Если вы привыкли делать что-то вместе с вашим супругом — смотреть вечерами фильмы, например, не оставляйте его одного.
Это же касается и вопроса о супружеской близости: прекратить отношения на время поста можно лишь по обоюдному согласию. Если кто-то из супругов не хочет соблюдать пост в этом плане, то второй не властен над своим собственным постом.
Поститесь так, чтобы не вызывать раздражение близких. Если же вы будете приходить домой, запираться в своей комнате и часами молиться, не обращая внимания на жену и детей, каждую свободную минуту забегать в храм и перебирать четки стеклянным взглядом, у ваших родных возникнут серьезные опасения, не тронулись ли вы умом.
Ясно обозначьте, что вы решили поститься, но не заостряйте на этом внимание, не смущайте членов семьи своим постом. Сидя за ужином, в то время как все наслаждаются мясным блюдом — не осуждайте их, не превозноситесь над ними, не выпячивайте свой пост напоказ. Но в то же время не ждите поддержки — не жалейте себя! Помните, что вас никто не заставляет поститься, — это ваш выбор.
⇒ Шестое: умейте правильно организовать свой быт. Если вы решили поститься и при этом отвечаете за питание своих родных, готовьте для себя еду отдельно, а членов семьи кормите привычными блюдами. Но если готовкой занимаетесь не вы, помните, что вам никто не обязан готовить постные ужины, это только ваша забота.
Другой вопрос, если вы — подросток и вам готовит мама. Своим постом вы можете обидеть ее, отказавшись есть приготовленное специально для вас. Попробуйте объяснить свои намерения и надейтесь на понимание. В случае, если мама окажется против — послушайте ее.
Главное — не зацикливайтесь на еде. В ситуациях, когда вы не обладаете свободой есть постную еду (например, в школьной столовой или если вы на работе вахтовым методом), не разбирайте подробно, добавили в салат сметану или нет, съешьте суп на мясном бульоне, но от котлеты откажитесь — только не напоказ.
⇒ Седьмое: будьте осторожны со своим здоровьем: пост не должен пагубно сказаться на нем. Если вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста, поступите иначе: откажитесь от вашего любимого блюда или просто готовьте не так изощренно и вкусно — сварите курицу, не посолив ее.
⇒ Восьмое: отложите путешествия и отпуска. На отдыхе вам захочется расслабиться и развлечься, а в пост надо, наоборот, собраться и потрудиться духовно. Конечно, это не касается пенсионеров, которым дали путевку, или тех, кому предстоит деловая поездка. Тем более есть такое правило: на путешествующих пост по всей строгости не распространяется. Но если тебе в самолете предлагают рыбу или курицу — выбери рыбу.
⇒ Девятое: по возможности пропустите празднества и корпоративы: возьмите отгул, часть отпуска. Если отказаться от приглашения нельзя, идите, но не вдавайтесь в крайности: не буйствуйте, но и не сидите угрюмо отдельно от коллектива. Если вы не хотите пить, не заявляйте об этом: скромно пригубите бокал для вида и поставьте обратно. Почти везде уже есть постное меню, но если нет, просто не накладывайте себе мясную нарезку. Главное: не привлекайте к себе внимания, чтобы не напрашиваться на вопросы и осуждение.
⇒ Десятое: не перегните палку. Ваше рвение отказаться от всего и сразу похвально, но оно может привести и к печальным последствиям: к посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Попросите, если надо, совета у воцерковленных друзей, обратитесь к священнику. Если же вы постоянно думаете о том, что бы съесть, — это неправильно: пост и нужен для того, чтобы о еде не думать, а подумать о своей жизни и постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем.
Зачем и кому нужен пост? Неужели так важно, что именно я ем?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Пост — то есть полное или частичное воздержание от употребления определенных продуктов или пищи вообще известен издревле и существует во всех религиях без исключения. Зачем он нужен? Есть хорошая русская пословица: «сытое брюхо к учению глухо».
Еще давным-давно люди заметили, что обильная пища и гастрономические удовольствия мешают не только умственной, но и духовной концентрации, расслабляют, делают человека невосприимчивым к тонким материям. Плоть начинает властвовать над духом, подавлять его, в людях берет верх животное начало. И тогда для пробуждения духа и обуздания плотских страстей был придуман пост — сознательное ограничение себя в еде, напитках и житейских удовольствиях.
Ряд отцов Церкви небезосновательно говорят даже о божественном происхождении поста, ссылаясь на то, что уже в раю Адам и Ева получили от Бога одну единственную ограничительную заповедь — не вкушать от древа познания добра и зла. «Пост узаконен в раю, — писал святитель Василий Великий. — Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания».
В Ветхом завете пост был очень строгим, подразумевал полный отказ от пищи и мог длиться от нескольких часов до нескольких дней. Посты предваряли национально-религиозные праздники и памятные даты, связанные с трагическими событиями в истории Израиля — например, разрушением Иерусалима вавилонянами. Пост мог вводиться и в некоторых особых случаях, для духовной мобилизации народа после наступления или, наоборот, для предотвращения бедствий и несчастий. Так, услышав проповедь пророка Ионы о грядущей гибели Ниневии, ее жители «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион. 3:5). Наконец, в Библии описываются индивидуальные посты — наиболее известен пост пророка Моисея, который он держал сорок дней перед тем, как принять от Бога десять заповедей.
Во всех этих историях гастрономические ограничения выступали не самоцелью, но средством для духовного очищения и преображения постящихся. О том, что физический пост должен находить свое выражение в духовно-нравственном улучшении человека, устами пророка Исаии говорит Сам Господь: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6-8).
Из Ветхого завета пост перешел в новозаветную эпоху, где его духовная сторона стала еще более важной. Уже в начале Своего земного служения Иисус Христос в нагорной проповеди предостерегает слушателей от формального, внешнего воздержания, которое к тому времени было уже довольно распространено среди фарисеев, отличавшихся показным благочестием. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, — говорит Он, — ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). Господь подчеркивает, что физические лишения и ограничения поста не имеют смысла без духовных усилий, молитвы и покаяния.
Отношение к посту как средству духовного очищения пронизывает всю христианскую аскетику, которая рассматривает пост как необходимое духовное упражнение для христианина. Не случайно в православии количество постных дней в году колеблется от 174 до 212, а помимо многодневных существуют однодневные посты в среду и пятницу. Их цель — сделать человека лучше, иначе они просто бессмысленны. Очень хорошо пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».
|Читайте также:
«Решил наконец поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника
Говоря о дисциплине поста в современном мире, следует учитывать изменившиеся условия жизни и гастрономические предпочтения людей, особенно в благополучных странах. Если еще в недавнем прошлом мясным блюдам неизменно отдавалось предпочтение, то сегодня все больше людей отказываются от употребления мяса, а веганство становится модным трендом. В этой ситуации человек, лучше всего вместе со священником, который его хорошо знает, должен сам решить, какие ограничения он возьмет на себя и от каких привычных удовольствий откажется. Это может быть все что угодно — от обязательной утренней чашки кофе до просмотра любимого сериала. Важно понимать при этом, что воздержание в еде, отказ от развлечений и увеселений нужны не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, но чтобы помочь ему сосредоточиться на главном: молитве, покаянии, посещении богослужений, чтении духовной литературы, добрых делах.
Пост нужен не Богу. Он нужен нам, чтобы правильно выстраивать приоритеты. Пост помогает научиться подчинять желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Пост для человека — не более чем инструмент. Ограничивая плотские страсти, мы высвобождаем энергию для духовной жизни. Ослабив тело воздержанием от пищи, делаем свою душу более восприимчивой к общению с Творцом.