Смысл книги Сто лет одиночества — Габриэль Гарсиа Маркес
«Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса является ярким представлением слияния магизма и реализма. Данное произведение является культовым моментом в развитии романного жанра в Латинской Америке.
Статья рассказывает о скрытых смыслах главного труда Габриэля Маркеса – «Сто лет одиночества», скрытые в названии, содержании и финале произведения.
Смысл названия книги Сто лет одиночества
Всякая книга начинается с названия, которое может либо сразу рассказать читателю, о чем пойдет речь, либо еще больше запутать и тем самым привлечь внимание.
Название романа Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночество» необходимо рассматривать с двух сторон:
Мир, в котором разворачивается действие романа «Сто лет одиночества», сложный и неоднородный. Авторской оценки в произведении не показано: ни в отношении проходящих событий, ни в отношении персонажей. Маркес не делит своих героев на плохих и хороших.
Пространство произведения сложено и разнообразно. Маркес не предоставляет точной оценки происходящих событий. Также не дает оценку героям – положительные они или отрицательные.
О чем книга Сто лет одиночества
Местом действия романа становится город Макондо. Хосе Аркадио Буэндиа – основал это место. Хоть город и является фантазией Габриэля Гарсиа Маркеса, зато события, разворачивающиеся на страницах произведения, являются реальными (история Колумбии). Основатель Макондо пытается найти ответ на загадки вселенной. Во время этих поисков он знакомится с Мелькиадесом – главным в таборе цыган. Этот табор каждую весну во время своего путешествия заезжают в город.
Помимо Хосе Аркадио Буэндиа, в Макондо есть и высшая власть. Но герой пытается отстоять свое право на управление городом.
Начинается междоусобица, в которой активно участвует народ Макондо. Полковником является Аурелиано Буэндиа – сын Хосе. Он возглавляет мятежников, которые выступают против консерватизма. Аркадио, являющийся племянником Аурелиано, во время междоусобицы становится главой Макондо. Он управляет городом жестоко, его считают диктатором. Спустя восемь месяцев правления Аркадио берут в плен и расстреливают. Тем временем война становится бесконечной. Аурелиано уже не в силах больше воевать. Он подписывает перемирие и возвращается на родину.
Теперь Макондо – это забытое Богом место, о котором никто уже и не помнит. Аурелиано Вавилонья – последний кто остался из рода Буэдиа. Он продолжает расшифровывать записи Мелькиадеса. Но из-за порочных отношений с Амарантой, своей же тетей, забрасывает это дело. Амаранта умирает при родах. Рождается сын Аурелиана с хвостом как у поросенка. Ребенка съедают муравьи. Герой вновь возвращается к расшифровке записей. В них говорится следующее: город исчезнет после обрушившегося на него смерча. В момент, когда Аурелиано закончил перевод последних слов, семейство Буэндиа стирается из истории.
Смысл произведения Сто лет одиночества
При помощи аллегории Габриэль Гарсиа Маркес изображает гибель, деградацию человечества. Аллегория заключается в основании и разрушении города.
Основной мыслью произведения является то, что все возвращается на круги своя. Об этом Габриэль Маркес упоминает в заглавии книги – «Сто лет одиночества».
Смысл финала книги Сто лет одиночества
«Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса является одним из популярнейших романов прошлого столетия. Ради написания книги автор рисковал всем (например, от машины).
Чтобы более точно раскрыть проблему человеческого одиночества, Маркес раскрывает внутренний сюжет при помощи внешнего.
Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Сто лет одиночества». Мы с нетерпением будем ждать!
«Сто лет одиночества» (исп. Cien años de soledad ) — роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Признан шедевром латиноамериканской и мировой литературы. Это одно из самых читаемых и переводимых произведений на испанском языке. Отмечен как второе по важности произведение на испанском после «Дон Кихота» Сервантеса на IV Международном конгрессе испанского языка, который проводился в Картахене, Колумбия, в марте 2007 года. Первое издание романа было опубликовано в Буэнос-Айресе, Аргентина, в июне 1967 года тиражом 8000 экземпляров. Роман был удостоен премии Ромуло Гальегоса. На сегодняшний день продано более 30 миллионов экземпляров, роман переведён на 35 языков мира. Написан в жанре магического реализма.
Содержание
Исторический контекст
Роман «Сто лет одиночества» был написан Маркесом в течение 18 месяцев, между 1965 и 1966 годами в Мехико. Оригинальная идея этого произведения появилась в 1952 году, когда автор посетил свою родную деревню Аракатака в компании матери. В его рассказе «День после субботы», опубликованном в 1954 году, первый раз появляется Макондо. Свой новый роман Маркес планировал назвать «Дом», но в итоге передумал, чтобы избежать аналогий с романом «Большой дом», опубликованном в 1954 году его другом Альваро Самудио.
Композиция
Книга состоит из 20 неименованных глав, в которых описывается история, закольцованная во времени: события Макондо и семьи Буэнди́а, например, имена героев, повторяются снова и снова, объединяя фантазию и реальность. В первых трёх главах рассказывается о переселении группы людей и основании деревни Макондо. С 4 по 16 главы повествуется об экономическом, политическом и социальном развитии селения. В последних главах романа показан его закат.
Почти все предложения романа построены в косвенной речи и довольно длинны. Прямая речь и диалоги почти не используются. Примечательно предложение из 16-й главы, в котором Фернанда дель Карпио причитает и жалеет себя, в печатном виде оно занимает две с половиной страницы.
История написания
Центральные темы
Одиночество
На протяжении романа всем его героям назначено судьбой страдать от одиночества, которое является врожденным «пороком» семьи Буэнди́а. Селение, где происходит действие романа, Макондо, также одинокое и отделённое от современного ему мира, живёт в ожидании визитов цыган, привозящих с собой новые изобретения, и в забвении, в постоянных трагических событиях в истории культуры, описанной в произведении.
Одиночество более всего заметно в полковнике Аурелиано Буэнди́а, поскольку его неспособность выражать свою любовь заставляет его уходить на войну, оставляя своих сыновей от разных матерей в разных селениях. В другом случае, он просит начертить вокруг себя трёхметровый круг, чтобы к нему никто не приближался. Подписав мирный договор, он стреляет себе в грудь, чтобы не встречаться со своим будущим, но из-за своей неудачливости не достигает цели и проводит свою старость в мастерской, изготавливая золотых рыбок в честном согласии с одиночеством.
Другие герои романа — основатель Макондо Хосé Аркáдио Буэнди́а (умерший в одиночестве под деревом); У́рсула (жившая в уединении своей старческой слепоты); Хосе Аркадио и Ребекка (ушедшие жить в отдельный дом, чтобы не позорить семью); Амаранта (бывшая всю жизнь и умершая незамужней девственницей), Геринельдо Маркес (всю жизнь ждавший так и не полученных пенсии и любви Амаранты); Пьетро Креспи (отвергнутый Амарантой самоубийца); Хосе Аркадио Второй (после увиденного расстрела никогда и ни с кем не вступал в отношения и провел свои последние годы, запершись в кабинете Мелькиадеса); Фернанда дель Карпио (которая была рождена, чтобы стать королевой и первый раз покинула свой дом в 12 лет); Рената Ремéдиос «Меме» Буэнди́а (была отправлена в монастырь против своей воли, но совершенно безропотно после несчастия с Маурисьо Бабилонья, прожив там в вечном молчании); и Аурелиано Бабилонья (жил, запершись в комнате Мелькиáдеса) — больше других терпели последствия одиночества и заброшенности.
Одна из основных причин их одинокой жизни и отрешённости — неспособность любить и предрассудки, которые были разрушены отношениями Аурелиано Бабилонья и Амаранты Урсулы, чье незнание своего родства привело к трагическому финалу истории, в которой единственный сын, зачатый в любви, был съеден муравьями. Этот род не способен был любить, поэтому они были обречены на одиночество. Был исключительный случай между Аурелиано Вторым и Петрой Котес: они любили друг друга, но у них не было и не могло быть детей. Единственная возможность иметь дитя любви у члена семьи Буэнди́а заключается в отношениях с другим членом семьи Буэнди́а, что и произошло между Аурелиано Бабилонья и его тетей Амарантой Урсулой. Кроме того, этот союз зародился в любви, предназначенной для смерти, любви, покончившей с родом Буэнди́а.
Наконец, можно говорить о том, что одиночество проявилось во всех поколениях. Самоубийство, любовь, ненависть, предательство, свобода, страдания, тяга к запретному — второстепенные темы, которые на протяжении романа меняют наши взгляды на многое и дают понять, что в этом мире мы живем и умираем в одиночестве.
Реальность и вымысел
В произведении фантастические события преподносятся через обыденность, через ситуации, которые для персонажей не являются аномальными. Также и исторические события Колумбии, например, гражданские войны между политическими партиями, массовое убийство работников банановых плантаций, отражены в мифе о Макондо. Такие события, как вознесение на небо Ремедиос, пророчества Мелькиадеса, появление умерших персонажей, необычные предметы, привозимые цыганами (магнит, лупа, лед)… врываются в контекст реальных событий, отраженных в книге, и призывают читателя войти в мир, в котором возможны самые невероятные события. Именно в этом заключается такое литературное течение как магический реализм, характеризующий новейшую латиноамериканскую литературу.
Инцест
Отношения между родственниками обозначаются в книге через миф о рождении ребёнка со свиным хвостиком. Несмотря на это предупреждение, отношения возникают вновь и вновь между разными членами семьи и в разных поколениях на протяжении всего романа.
История начинается с отношений между Хосе Аркадио Буэндиа и его двоюродной сестрой Урсулой, которые росли вместе в старом посёлке и много раз слышали о своём дяде, имевшем свиной хвостик. Впоследствии Хосе Аркадио (сын основателя) женился на Ребекке, приёмной дочери, которая предположительно была его сестрой. Аурелиано Хосе влюбился в свою тетю Амаранту, предложил ей женитьбу, но получил отказ. Также можно назвать близкими к любви отношения между Хосе Аркадио (сыном Аурелиано Второго) и Амарантой, тоже неудавшиеся. В конце концов развиваются отношения между Амарантой Урсулой и её племянником Аурелиано Бабилонья, которые даже не подозревали о своем родстве, поскольку Фернанда, бабушка Аурелиано и мать Амаранты Урсулы, скрыла тайну его рождения.
Эта последняя и единственно искренняя любовь в истории семьи, как это ни парадоксально, стала виной гибели рода Буэндиа, которая была предсказана в пергаментах Мелькиадеса.
Сюжет
Почти все события романа происходят в вымышленном городке Макондо, но имеют отношение к историческим событиям в Колумбии. Город был основан Хосе Аркадио Буэндиа, волевым и импульсивным лидером, глубоко заинтересованным в тайнах вселенной, которые ему периодически открывали заезжие цыгане во главе с Мелькиадесом. Город постепенно растёт, и правительство страны проявляет интерес к Макондо, но Хосе Аркадио Буэндиа оставляет руководство городом за собой, переманив присланного алькальда (мэра) на свою сторону.
В стране начинается гражданская война, и скоро в неё втягиваются жители Макондо. Полковник Аурелиано Буэндиа, сын Хосе Аркадио Буэндиа, собирает группу добровольцев и отправляется на борьбу против консервативного режима. Пока полковник участвует в военных действиях, Аркадио, его племянник, берёт руководство городом на себя, но становится жестоким диктатором. Через 8 месяцев его правления консерваторы захватывают город и расстреливают Аркадио.
Война длится несколько десятков лет, то затихая, то вспыхивая с новой силой. Полковник Аурелиано Буэндиа, утомлённый бессмысленной борьбой, заключает мирный договор. После того, как договор подписан, Аурелиано возвращается домой. В это время в Макондо прибывает банановая компания вместе с тысячами мигрантов и иностранцев. Город начинает процветать, и один из представителей рода Буэндиа — Аурелиано Второй быстро богатеет, выращивая скот, который, благодаря связи Аурелиано Второго с любовницей, магически быстро размножается. Позже, во время одной из забастовок рабочих, Национальная армия расстреливает демонстрацию и, погрузив тела в вагоны, сбрасывает их в море.
После банановой бойни город в течение почти пяти лет попадает под непрерывный дождь. В это время рождается предпоследний представитель рода Буэндиа — Аурелиано Бабилонья (первоначально именовавшийся Аурелиано Буэндиа, прежде, чем он обнаружит в пергаментах Мелькиадеса, что Бабилонья — фамилия его отца). А когда дожди прекращаются, в возрасте более чем 120 лет умирает Урсула, жена Хосе Аркадио Буэндиа, основателя города и рода. Макондо же становится заброшенным и пустынным местом, в котором не родится скот, а здания разрушаются и зарастают.
Аурелиано Бабилонья вскоре остался один в разваливающемся доме Буэндиа, где он изучал пергаменты цыгана Мелькиадеса. Он на некоторое время прекращает их расшифровку из-за бурного романа со своей тётей Амарантой Урсулой, приехавшей домой после учебы в Бельгии. Когда она умирает при родах, а их сын (который рождается со свиным хвостиком) съеден муравьями, Аурелиано наконец расшифровывает пергаменты. Дом и город попадают в смерч, как говорится в столетних записях, в которых содержалась целая история семейства Буэндиа, предсказанная Мелькиадесом. Когда Аурелиано расшифровывает концовку предсказаний, город и дом окончательно стираются с лица Земли.
В 1982 году Нобелевская премия в области литературы впервые была присуждена колумбийскому писателю. Ее обладателем стал Габриэль Гарсиа Маркес. Родные и почитатели всю жизнь звали его Габо. Рождение
Родился будущий лауреат 6 марта 1927 года в небольшом колумбийском городке Аракатака и был одиннадцатым ребенком в семье. В это время его отец служил телеграфистом, но через какое-то время выучился на фармацевта и открыл собственную аптеку в другом городе. Семья переехала, а 2-х летний Габриэль остался с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Может быть именно это сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе. Детство
Нельзя сказать, что Габриель получил полноценное образование. После смерти деда, когда мальчику исполнилось 9 лет, родители забрали его к себе и отдали в интернат. Позже он получил стипендию в иезуитском колледже. Уже тогда он начал писать стихи и многочисленные заметки в стенгазету. Потом по настоянию отца будущий писатель начал изучать юриспруденцию в Национальном университете Боготы. Он прервал обучение раньше срока, так как журналистика и литература захватили его целиком. Любимые писатели, такие как Хемингуэй, Кафка, Фолкнер несомненно повлияли на его решение и все дальнейшее творчество. В этот же решающий период своей жизни Габриэль знакомится со своей будущей женой. Но совместную семью они создадут только через 10 лет. Творчество и семья
Покончив с образованием Маркес начал вести колонку в местной газете. Он становится активным членом неформальной группы писателей и журналистов. В 1955 г на средства друзей вышла первая повесть «Палая листва». В ней появляется вымышленный удивительный город Макондо. В родном городке писателя, который в какой-то степени явился прототипом, «палой листвой» называли людей, вынужденных переезжать с места на места в поиске работы и заработка. В этом произведении первый раз прозвучала тема одиночества. В 1956 году Маркес работал корреспондентом в Париже. Работа в газетах оплачивалась очень скудно, но давала возможность побывать в различных странах. В 1957 году Гарсиа Маркес был на московском фестивале молодёжи и студентов. Правда попал он туда не легально, примкнув к фольклорной группе в качестве музыканта. Результаты события мастерски отражены им в эссе. В 1957г Маркес переезжает в столицу Венесуэлы. Одновременно с работой в газете «El Momento» Габриэль не перестает писать рассказы и киносценарии. В 1958 г он отправился в Колумбию и наконец женился на давней избраннице Мерседес. Вместе они вернулись в Каракас, где через год у них родился первый ребенок. Молодая жена была из зажиточной семьи. При этом она безропотно переносила небогатое существование. Поддержка жены и друзей позволили Маркесу продолжать населять Макондо своими героями. В 1961 году они с женой переезжают в Мексику. Там появились на свет второй сын Габриэля Маркеса и новое произведение «Полковнику никто не пишет». В том же вымышленном знойном городе ждет чуда пронзительно одинокий человек. Через несколько лет на экраны выйдет одноименный фильм. 1962 год мог принести своим читателям новый роман «Недобрый час». Его опубликовали в Испании, но автор опротестовал и изъял его, так как издатель позволил себе внести ряд изменений. Авторский вариант вышел в Мексике в 1966 году. Завершает цикл произведений, происходящих в Макондо, роман «Сто лет одиночества». Именно он принес Маркесу настоящую мировую славу и наконец-то материальное благополучие. Габриэль Маркес проследил 100 лет жизни 6-ти поколений одного семейства. Еще более остро, чем в других произведениях звучит здесь тема одиночества. Последние годы жизни Маркес не мог писать. Он резко начал терять память. Но по словам друзей и родни не потерял чувство юмора и любовь к жизни. Габриэль Гарсиа Маркес скончался 17 апреля 2014 года в окружении родных и близких. Жена и оба сына были рядом с ним до самого конца.
Краткое содержание «Сто лет одиночества»
Роман «Сто лет одиночества» Маркеса был написан в 1966 году. Писателю пришлось заложить все свое имущество, отказаться от работы, общения с друзьями и близкими, чтобы с головой погрузиться в написание книги. Эти жертвы не прошли напрасно – сюрреалистическая сказка Маркеса стала одним из самых популярных произведений ХХ века.
Хосе Аркадио Буэндиа – глава большого семейства, основатель Макондо, упрямый и волевой мужчина.
Урсула Игуаран – супруга Хосе Аркадио, трудолюбивая, заботливая женщина, поставившая на ноги не только детей, но также внуков и правнуков.
Хосе Аркадио – старший сын четы Буэндиа, невероятной силы мужчина, импульсивный и упрямый.
Аурелиано Буэндиа – младший сын Буэндиа, полковник, задумчивый мужчина с прекрасно развитой интуицией.
Амаранта – дочь Урсулы и Хосе Аркадио, нежная и добрая, но глубоко несчастная в личной жизни.
Ребека – сирота, которую удочерили супруги Буэндиа, супруга Хосе Аркадио.
Мелькиадес – старый мудрый цыган, лучший друг старшего Хосе Аркадио, записавший столетнюю историю семейства Буэндиа.
Пилар Тернера – гадалка на картах, добрая, любвеобильная женщина.
Пьетро Креспи – музыкант, галантный итальянец, предмет вражды между Амарантой и Ребекой.
Ремедиос – красивая девочка, супруга Аурелиано.
Аркадио – внебрачный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернера.
Санта София де ла Пьедад – супруга Аркадио.
Ремедиос Прекрасная – невероятно красивая, но умственно отсталая дочь Аркадио и Санта Софии де ла Пьедад.
Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Второй – близнецы, родные братья Ремедиос.
Аурелиано Хосе – внебрачный сын Аурелиано Буэндиа и гадалки Пилар.
Маурисио Бабилонья – любовник Меме, отец ее сына Аурелиано.
«Полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела», вспоминает дни своей далекой юности. В те годы Макондо был крошечным поселком, состоящим из двух десятков глинобитных хижин. Каждую весну здесь разбивали свой табор цыгане, и отец полковника – Хосе Аркадиа Буэндиа – всегда покупал у цыган разнообразные диковинки: магниты, подзорную трубу, лупу. Глава цыган – Мелькиадес, будучи «честным человеком», отговаривал мужчину от необдуманных покупок, но тот неизменно поступал по-своему.
В молодости Хосе Аркадиа Буэндиа был, «словно некий молодой патриарх», который прикладывал все силы для обустройства Макондо. Однако регулярные встречи с цыганами привели к тому, что деятельный и практичный мужчина загорелся «желанием познать чудеса света».
Устав от чудачеств мужа, Урсула потребовала, чтобы он лучше занялся сыновьями, что были «брошены на произвол судьбы, словно щенята какие». Опомнившись, Хосе Аркадио Буэндиа стал проводить с детьми много времени – он «учил детей чтению, письму, счету и рассказывал им о чудесах мира».
С появлением цыган Хосе Аркадио Буэндиа узнал, что его старый приятель Мелькиадес умер.
Урсулу и Хосе Аркадия Буэндиа «связывали с мужем узы более прочные, чем любовь: общие угрызения совести». Они были кузенами, и их родители были против брака, опасаясь рождения уродцев, как это уже было однажды в большом семействе.
Быстро возмужав, Хосе Аркадио утратил невинность с бойкой гадалкой по имени Пилар Тернера. Он обещал женщине жениться на ней, но узнав, что та ждет от него ребенка, испугался и покинул Макондо вместе с цыганским табором.
В январе Урсула родила здоровую крепкую девочку, которую назвали Амарантой.
Спустя две недели после рождения сына Пилар Тернера принесла его в дом Буэндиа. На этом настоял глава семейства, но Урсула «поставила условие, чтобы ребенок никогда не узнал правду о своем происхождении». Мальчика назвали Аркадио.
Подросший Аурелиано от скуки стал осваивать ювелирное дело. Он «сделался молчаливым и окончательно замкнулся в своем одиночестве».
Однажды в семействе Буэндиа появилась одиннадцатилетняя Ребека – сирота, дальняя родственница Урсулы. Это была молчаливая, замкнутая, странная девочка, которая всех в доме заразила бессонницей. Следом за Буэндиа перестали спать все жители Макондо, и вскоре весь поселок погрузился в беспамятство. Избавил Макондо от страшной напасти старый цыган Мелькиадес, который «действительно побывал на том свете», но спустя время решил вернуться в мир живых.
Когда Урсула окончила строительство нового просторного дома, в Макондо прибыл коррехидор Аполинар Москоте – начальник, присланный в поселок правительством. Увидев девятилетнюю дочь коррехидора, зеленоглазую Ремедиос, Аурелиано влюбился в нее.
Окончание строительства дома «было отмечено балом», благодаря которому Урсуле удалось вывести в свет подросших Амаранту и Ребеку. Чтобы поразить гостей, Урсула приобрела чудесное изобретение – пианолу, которую привез молодой итальянский мастер Пьетро Креспи. После его отъезда Ребека прорыдала несколько дней. Выяснилось, что и Амаранта влюбилась в утонченного Пьетро.
Аурелиано, страдающий от любви к маленькой Ремедиос, нашел утешение в объятиях добродушной Пилар. Женщина пообещала, что уговорит родителей Ремедиос дать согласие на их брак.
Хосе Аркадио Буэндиа, узнав о страданиях Ребеки, согласился выдать ее замуж за Пьетро. Чтобы при этом не травмировать Амаранту, было решено отправить ее «в главный город провинции, чтобы путешествие и перемена общества помогли девушке справиться с разочарованием».
При встрече с Аурелиано Пилар призналась, что ждет от него ребенка. Хосе Аркадио настолько увлекся механическими игрушками, что спустя время сошел с ума, полагая, что время остановилось на понедельнике.
Когда Ремедиос достигла половой зрелости, она обвенчалась с Аурелиано. Благодаря изощренным козням Амаранты свадьба Ребеки и Пьетро каждый раз откладывалась на неопределенный срок. За семь дней до венчания влюбленных в муках умерла беременная Ремедиос, и свадьба в очередной раз была перенесена из-за траура.
Неожиданно домой вернулся Хосе Аркадио, покинувший семью из-за любви к цыганке. Обладая огромной силой и внушительных размеров мужским достоинством, он жил тем, что за деньги ублажал женщин и мерился силой с мужчинами. Ребека, позабыв о своей любви к Пьетро, вышла замуж за Хосе Аркадио. «Урсула никогда не простила им этого брака», и запретила молодоженам появляться в ее доме.
Оправившись от предательства, Пьетро сделал предложение Амаранте, однако Аурелиано сообщил, что сейчас не время для свадеб – «либералы начнут войну». Аркадио – внебрачный сын Хосе Аркадио и Пилар – «был назначен гражданским и военным правителем Макондо». Аурелиано и многие другие мужчины Макондо присоединились к войскам генерала-революционера Виктору Медины – отныне он стал полковником Аурелиано Буэндиа.
Аркадио показал себя безумным и жестоким правителем, который приказывал тут же исполнять все, «что взбредет в голову». Только Урсула могла контролировать его, и вскоре отважная женщина стала управлять Макондо.
После поражения либералов «по приговору военно-полевого суда Аркадио был расстрелян».
После окончания войны в Макондо привезли пленного Аурелиано Буэндиа, но никто не решился привести в действие смертный приговор. Вскоре военные перешли на сторону полковника и отправились с ним освобождать Виктора Медину.
Близкий друг Аурелиано Буэндиа, полковник Геринельдо Маркес был давно влюблен в Амаранту. Он сделал девушке предложение руки и сердца, но она отказала.
От скуки Амаранта завела интрижку со своим племянником – Аурелиано Хосе. Тем временем полковник Аурелиано Буэндиа в течение нескольких лет пытался развязать войну в Колумбии и далеко за ее пределами.
Повзрослевший и возмужавший Арелиано Хосе сделал предложение своей тетке Амаранте, но та отказала, опасаясь рождения детей со свиными хвостиками.
К Урсуле стали приходить женщины, которые просили окрестить детей – это были незаконнорожденные сыновья полковника Аурелиано Буэндиа.
Окончательно разочаровавшись в войне, полковник Геринельдо Маркес вновь принялся ухаживать за Амарантой. Но упрямая женщина и в этот раз отказалась выйти за него замуж.
Когда Аурелиано Буэндиа, чуть было не расстрелял своего лучшего друга Геринельдо, он решил навсегда покончить с двадцатилетней войной против консерваторов. Подписав перемирие, полковник выстрелил себе в сердце, но промазал.
На радостях, что сын остался в живых, постаревшая Урсула полностью обновила большой дом.
Аурелиано Второй женился на Фернанде дель Карпио, которая спустя положенное время родила ему сына Хосе Аркадио. Урсуле не по нраву «упорное повторение одних и тех же имен на протяжении долгой истории семьи» – она уверена, что это не принесет ребенку ничего хорошего. Хотя ей уже исполнилось сто лет, она решила сама воспитывать мальчика, «чтобы он стал добродетельным человеком».
Отбив у брата-близнеца любовницу – мулатку Петру Котес, Аурелиано Второй стал с ней жить. Они развели скотоводческое хозяйство, и невероятно преуспели в этом. Красавице Фернанде ничего не оставалось, как смириться с наличием любовницы у мужа.
Правнучка Урсулы, Ремедиос Прекрасная, выросла необыкновенной красавицей. Она волновала даже самых сдержанных и благочестивых мужчин Макондо, но была «существом не от мира сего».
В Макондо стали съезжаться внебрачные сыновья полковника Аурелиано Буэндиа. Один из них – Аурелиано Печальный – проложил к городу железную дорогу.
С появлением железной дороги в Макондо хлынула «лавина чужеземцев», решивших обогатиться в этой благодатном краю. Приезжий американец мистер Герберт, впечатленный вкусом бананов, устроил здесь банановую плантацию, и с тех пор город потерял покой.
Полковник Аурелиано, возмущенный бесчинствами гринго, решил покончить с произволом в его родном городе. Но, узнав об этом, неизвестные стали охотиться на «семнадцать сыновей полковника, как на кроликов», и вскоре убили всех, кроме одного – Аурелиано Влюбленного. Для полковника наступили «черные дни».
Ремедиос Прекрасная, столь чуждая всему земному, неожиданно для всех вознеслась душой и телом в небеса.
Урсула «начала терять зрение», но «ни одной живой душе» не сказала об этом. Чтобы никто не заметил ее беспомощность, женщина научилась ориентироваться в пространстве по запахам и привычкам членов своей семьи.
Из-за слепоты Урсулы «власть перешла в руки Фернанды», и под ее влиянием дом Буэндиа «превратился в оплот отживших обычаев». Жизнь в доме стала невыносимой, и Аурелиано Второй переехал к Петре Котес, где с головой погрузился в пиршества. Фернанда лишь попросила не говорить их общей дочери Меме, что они навсегда расстались.
Полковник Аурелиано, заметив проходящий мимо цирк, «встретился лицом к лицу со своим жалким одиночеством», после чего умер под старым каштаном.
Меме успешно «закончила свое обучение», и к этому времени у нее родилась сестренка Амаранта Урсула. Она сблизилась со своим отцом, который принялся всячески баловать любимую дочь.
Меме влюбилась «до безумия» в молодого механика Маурисио Бабилонью. Тайком от родителей она стала встречаться с ним по ночам в купальне. Заподозрив неладное, Фернанда пригласила в дом меткого стрелка, чтобы тот охранял дом в ночное время. Так Маурисио получил пулю в позвоночник, приковавшую его «к постели до конца его жизни».
Спустя положенное время Меме родила сына. Фернанда спрятала внука и сделала «вид, будто он и не появлялся на свет». Она всем рассказала басню, будто нашла мальчика в корзине, плывшей по реке, и решила оставить сиротку у себя. После смерти возлюбленного Меме перестала разговаривать, и мать отвезла ее в далекий монастырь.
В Макондо стали сотрясать волнения рабочих Банановой компании, и для подавления восстаний забастовщики были расстреляны.
После этого чудовищного события над городом разразился ливень, который не прекращался в течение пяти лет.
Почувствовав, что стареет, Аурелиано Второй вернулся к Фернанде. Он с удовольствием занялся воспитанием младшей дочери и внука, которого по традиции нарекли Аурелиано.
Аурелиано Второй вновь вернулся к Петре, и любовники «наладили примитивное лотерейное предприятие»
Урсула не сомневалась, что умрет, как только закончится затяжной дождь – так это и случилось. По приблизительным подсчетам, главе большого семейства было «не менее ста пятнадцати и не более ста двадцати двух годов». Похоронили Урсулу «в маленьком гробике, размерами чуть побольше корзинки». В конце года умерла и Ребека.
Аурелиано Второй мучительной смертью умер от рака горла. Перед кончиной он успел разыграть в лотерею свои земли, и на вырученные деньги отправил Амаранту Урсулу учиться в Брюссель. Аурелиано Второй и его брат-близнец Хосе Аркадио Второй умерли в один миг.
Аурелиано Хосе, долгое время изучавший записи Мелькиадеса, понял, что они написаны на санскрите. Призрак старого цыгана сообщил ему, что когда «пергаментам исполнится сто лет и можно будет их расшифровать», и мужчина приступил к работе.
В Макондо вернулась Амаранта Урсула вместе со своим супругом Гастоном. Увидев страшное запустение в доме, она сразу же принялась приводить его в порядок.
Амаранта Урсула превратилась в роскошную молодую женщину, и Аурелиано Хосе страстно влюбился в нее. Спустя некоторое время они стали любовниками.
Пилар Тернера умерла в возрасте ста сорока пяти лет. Безумная страсть Амаранты Урсулы и Аурелиано Хосе заставляла «кости Фернанды в могиле содрогаться от ужаса». Они так и не смогли разгадать тайну рождения Аурелиано Хосе.
Амаранта Урсула родила мальчика со свиным хвостиком, после чего умерла от потери крови. Ребенка – последнего из рода Буэндиа – съели муравьи. Аурелиано Хосе удалось полностью расшифровать манускрипт Мелькиадеса, из которого он узнал историю своего большого семейства. Согласно древнему прорицанию цыгана, как только будет прочтена последняя строчка манускрипта, Макондо «будет сметен с лица земли ураганом и стерт из памяти людей»…
Произведение Габриеля Гарсиа Маркеса, по сути, представляет собой всестороннее исследование человеческого одиночества. Подобное душевное состояние было характерно для каждого члена большого семейства Буэндиа, из-за которого, в итоге, оно и распалось.
ТЕСТ
1. В каком году было написано произведение Габриеля Гарсиа «Сто лет одиночества»
1895 1911 1925 1966
2. К какому литературному жанру принадлежит произведение Маркеса «Сто лет одиночества»?
Эпопея Ода Роман Новелла
3.Сколько детей было у Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы Игуаран?
Двое Трое Пятеро Не было детей
4. Как звали старого цыгана, лучшего друга Хосе Аркадио Буэндиа?
5. Что послужило предметом сильной вражды Амаранты и Ребеки?
Борьба за наследство
Любовь к Пьетро Креспи
Наряды и украшения
6. Сколько лет было красавице Ремедиос, в которую влюбился Аурелиано?
7. За кого вышла замуж Ребека
8. Сколько незаконнорожденных сыновей было у полковника Аурелиано Буэндиа?
9. Как звали правнучку Урсулы, необычайно прекрасную, но умственно отсталую девушку?
10. Какое производство организовал в Макондо предприимчивый американец мистер Герберт?
Вариант №1
Часть А.
1. Какого писателя XX в. называли «Буревестником революции»?
а) А. П. Чехова б) М. Горького
в) В. В. Маяковского г) С. А. Есенина
2. В каком году родился А.И. Солженицын?
а) 1918 г. б) 1919 г. в) 1920 г. г 1921 г.
3. О каком событии А. Ахматова в поэме «Реквием» писала: «Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река…»?
а) Великая Отечественная война; б) революция;
в) эмиграция друзей-поэтов; г) арест мужа и сына.
4.Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?
а) А. И. Солженицын б) Б. Л. Пастернак
в) И. А. Бунин г) М. А. Шолохов
5. Назовите автора следующих строк.
Во всем мне хочется дойти
До сущности протекших дней,
До самой сути. До их причины,
В работе, в поисках пути, До оснований, до корней,
а) В. В. Маяковский б) Б. Л. Пастернак
в) А. А. Блок г) С. А. Есенин
6. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова.
а) роман-путешествие б) любовный роман
в) роман-эпопея г) авантюрный роман
7. «Книга про бойца» является подзаголовком:
а) поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
б) рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»
в) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
г) романа К. М. Симонова «Живые и мертвые»
8. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?
а) С. А. Есенин б) В. В. Маяковский
в) А. А. Блок г) А. Т. Твардовский
9. Назовите писателя второй половины XX в., который был киноактером, сценаристом и режиссером кино.
а) Ю. В. Трифонов б) В. П. Астафьев
в) В. Г. Распутин г) В. М. Шукшин
10. Браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Как называется повесть, посвященная этой проблеме.
а) «Печальный детектив»
б) «Пастух и пастушка»
г) «Последний поклон»
Часть В
Укажите романс, написанный на стихи М.И. Цветаевой.
Вариант №2
Часть А
1.Что послужило причиной ареста Солженицына?
а) нарушение приказа командования
в) критика Сталина и Ленина
г) антисоветская пропаганда среди солдат
2. Какому поэту принадлежат слова «Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»?
а) А. А. Блоку б) С. А. Есенину
в) В. В. Маяковскому г) Б. Л. Пастернаку
3. Как называется новеллистический цикл В. П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством — «рекой жизни» Енисеем, единой темой — связи Человека и Природы, единым образным миром?
а) «Последний поклон»
г) «Пастух и пастушка»
4. Каким образом раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина?
а) человек — преобразователь природы
б) человек и природа антагонистичны
в) природа враждебна человеку
г) человек находится в гармонии с природой
5. Назовите автора следующих строк.
А ты прекрасна без извилин, И шелест новостей и истин.
И прелести твоей секрет Ты из семьи таких основ.
Разгадке жизни равносилен.Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
а) В. В. Маяковский б) Б. Л. Пастернак
в) А. А. Блок г) С. А. Есенин
6. Укажите, какое произведение называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны».
а) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского
б) «Пулковский меридиан» В. М. Инбер
в) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц
7.Кто из писателей XX в. создал эпическое произведение о «земле, любви и воле»?
а) М. Горький «Жизнь Клима Самгина»
б) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
в) М. А. Булгаков «Белая гвардия»
г) М. А. Шолохов «Тихий Дон»
8.Назовите писателя второй половины XX в., который был актером и певцом.
9.Кто из писателей с 1946 по 1954 был генеральным секретарём и председателем Союза писателей СССР?
10.В каком году Солженицын вернулся в Россию:
а) 1995 б) 1999 в) 1994 г) 2001
Часть В.
Укажите известные вам песни на стихи Б.Л.Пастернака.
Кодификатор
Элементы содержания
Сведения по теории и истории литературы
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Из литературы XX века
Спецификация
Оценивание работы.
Содержание
И. А. Бунин.
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Антоновские яблоки», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
«Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. «На дне».
Поэзия начала века.
Серебряный век как своеобразный русский ренессанс. Новые понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм.
К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, И. Ф. Анненский,
В. Хлебников, Игорь Северянин
4.А. А. Блок. Жизнь и творчество. Лирика: «Незнакомка», «На поле Куликовом» («Река раскинулась. Течет, грустит лениво. »), «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе. », «Ночь, улица, фонарь, аптека. », «Коршун», стихотворения из цикла «Кармен» (по выбору учителя). Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Композиция, язык поэмы.
5.В. Маяковский. Жизнь и творчество.
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая рас продажа», «Лиличка! Вместо письма», «Юбилейное», «Сергею Есенину». «А вы могли бы?», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой».
6.А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)
«Не жалею, не зову, не плачу. », «Не бродить, не мять в кустах багряных. », «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая. ». «Гой ты, Русь, моя родная. », «Мы теперь уходим понемногу. »,«Письмо матери», «Письмо к женщине». Народно-песенная основа лирики.
Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина».
7.А. А. Ахматова. Лирика. «Песня последней встречи».
«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью. », «Я не знаю, ты жив или умер. », «Мне ни к чему одические рати. », «Мне голос был. Он звал утешно. », «Клятва», Мужество», «Приморский сонет», «Реквием».
М. И. Цветаева. Сведения о жизни и творчестве. «Имя твое — птица к руке. » (из цикла «Стихи к Блоку»), «Кто создан из камня, кто создан из глины. », «Тоска по Родине! Давно. ». «Вчера еще в глаза глядел. », «Писала я на аспидной доске. », «Поэт — издалека заводит речь. ».
8.М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
«Мастер и Маргарита». Своеобразие булгаковской «дьяволиады»
9.М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея.
10.А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве. Лирика: «Я знаю, никакой моей вины. », «Вся суть в одном единственном завете. », «Памяти матери».
11.Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта.
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «На ранних поездах», «Во всем мне хочется дойти. ». Стихи из романа «Доктор Живаго»: «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле. »), «Гефсиманский сад».
12.А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова. Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего
13.Литература второй половины XX века. Тема Великой Отечественной войны в литературе.
Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне.
Методический материал
Габриэль Гарсиа Маркес краткая биография
В 1982 году Нобелевская премия в области литературы впервые была присуждена колумбийскому писателю. Ее обладателем стал Габриэль Гарсиа Маркес. Родные и почитатели всю жизнь звали его Габо. Рождение
Родился будущий лауреат 6 марта 1927 года в небольшом колумбийском городке Аракатака и был одиннадцатым ребенком в семье. В это время его отец служил телеграфистом, но через какое-то время выучился на фармацевта и открыл собственную аптеку в другом городе. Семья переехала, а 2-х летний Габриэль остался с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Может быть именно это сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе. Детство
Нельзя сказать, что Габриель получил полноценное образование. После смерти деда, когда мальчику исполнилось 9 лет, родители забрали его к себе и отдали в интернат. Позже он получил стипендию в иезуитском колледже. Уже тогда он начал писать стихи и многочисленные заметки в стенгазету. Потом по настоянию отца будущий писатель начал изучать юриспруденцию в Национальном университете Боготы. Он прервал обучение раньше срока, так как журналистика и литература захватили его целиком. Любимые писатели, такие как Хемингуэй, Кафка, Фолкнер несомненно повлияли на его решение и все дальнейшее творчество. В этот же решающий период своей жизни Габриэль знакомится со своей будущей женой. Но совместную семью они создадут только через 10 лет. Творчество и семья
Покончив с образованием Маркес начал вести колонку в местной газете. Он становится активным членом неформальной группы писателей и журналистов. В 1955 г на средства друзей вышла первая повесть «Палая листва». В ней появляется вымышленный удивительный город Макондо. В родном городке писателя, который в какой-то степени явился прототипом, «палой листвой» называли людей, вынужденных переезжать с места на места в поиске работы и заработка. В этом произведении первый раз прозвучала тема одиночества. В 1956 году Маркес работал корреспондентом в Париже. Работа в газетах оплачивалась очень скудно, но давала возможность побывать в различных странах. В 1957 году Гарсиа Маркес был на московском фестивале молодёжи и студентов. Правда попал он туда не легально, примкнув к фольклорной группе в качестве музыканта. Результаты события мастерски отражены им в эссе. В 1957г Маркес переезжает в столицу Венесуэлы. Одновременно с работой в газете «El Momento» Габриэль не перестает писать рассказы и киносценарии. В 1958 г он отправился в Колумбию и наконец женился на давней избраннице Мерседес. Вместе они вернулись в Каракас, где через год у них родился первый ребенок. Молодая жена была из зажиточной семьи. При этом она без
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.