Стиль соул в музыке что это такое
Краткая история музыки соул
Соул, что дословно переводится как «душа», берёт своё начало в середине двадцатого века. Во времена дискриминации чёрного населения Америки чернокожие объединялись, дабы противостоять упрёкам господствующей расы. Их не считали людьми. Для белых они были подобием животных и, как считалось, души не имели. Тогда вопрос души (соул) стал для чернокожих принципиальным. Вопросом их спокойного существования на этой земле. Они объединялись в так называемые соул – братства (группы) чёрных братьев и сестёр с одной кровью и душой.
Ближе к середине пятидесятых годов соул постепенно начал рассматриваться чернокожими как собственный жанр музыкальной культуры, зародившийся на основе ритм–энд–блюза. Основоположником этого направления, по мнению музыкальных критиков, стал Рей Чарльз. Его сингл «I Got a woman» объединил в себе популярные жанры: ритм–энд–блюз и госпел. Для тех времён, как и для самого Чарльза, это был большой прорыв в области музыки, хотя студия долго не хотела выпускать творение на пластинках. Песня поднялась на первые места R&B чартов и пользовалась большой популярностью. Именно эта композиция считается первой живой записью в стиле соул. Рей продолжал продвигать жанр в культуре, работая всё больше и больше. Он смог довести до ума оригинальную идею смеси ритм–энд–блюза и музыки госпел, что до сих пор имеет название «соул».
С большим успехом справившись с неприятием со стороны членов чернокожего общества, соул достаточно стремительно начал распространяться по сфере шоу-бизнеса и занял свою нишу, став важной частью афроамериканской культуры. Жанр активно развивался такими исполнителями как Джеймс Браун и Эл Грин.
Темнокожими считалось, что соул неподвластен другим. Что чувство ритм–энд–блюза и соул — прерогатива чёрного народа. Однако белые смогли отстоять своё место в этой культуре, что дало начало нового движения под названием «голубоглазый соул». С тех пор двери жанра были открыты для всех. Одним из ярких представителей белой, голубоглазой соул музыки стала певица Дженис Джоплин. Девушка проникла в самую глубь негритянского исполнения. Она выпускала на сцене невероятно огромное количество эмоций, но вскоре звезда потухла. Ей нужна была энергия, которую она соискала в наркотиках. Вскоре её не стало.
Что же было дальше?
В восьмидесятые, во время пика карьеры Майкла Джексона, соул становится элементом «современного ритм–энд–блюза», а именно одним из его коммерческих стандартов. Исполнителей, специализирующихся чисто на музыке соул, как таковых, практически не остается. Репертуары современных музыкантов объединяют в себе одновременно два стиля: соул и фанк. Именно с этого момента жанр начинает забывать свои корни и предназначение.
Девяностые годы ознаменованы возрождением интереса к классическому соулу, что способствовало появлению направления с названием «несоул». Группа The Fugees становится первопроходцами новаторского возникновения. Наряду с классической музыкой соул несоул содержит в себе элементы хип-хопа, частичку джаза и даже классической музыки. Это направляет на некоторые мысли.
История музыки соул
В музыке соул сочетаются эмоциональный вокальный стиль негритянской церкви и светский драйв ритм-энд-блюза. А вот сам термин «ритм-энд-блюз» ввел журнал «Биллборд» вместо принятого тогда названия «расовые диски», которым обозначали популярную комбинацию джаза и блюза.
Одна из первых звезд этого жанра, Эрнестина Андерсон начала певческую карьеру в группе ритм-энд-блюз на Западном побережье. Эрнестина поет низким и мягким голосом, подходящим для эмоционального репертуара нового типа – соул. «Тайная любовь». Это песня на стихи Дорис Дэй из фильма «Каламити Джей». Эрнестина Андерсон могла взять заурядную песню Дорис Дей и сделать из нее настоящий соул. С трех лет Арнестина Андерсон подпевала великой блюзовой певице Бесси Смит, слушая ее записи. В 18 лет она выступала с Джонни Отисом, а в 1952 году начала работать с оркестром Лайонела Хэмптона.
Один из источников музыки соул – танцевальные залы, другой – церковь с ее истовым пылом. Популярные исполнители госпела – Клара Уорд, Махалия Джексон, квартет «Голден Гейт»- надолго оставили глубокий след в душах(извините за каламбур) последующих поколений исполнителей. По сути: все черные звезды музыки соул вышли из церкви и прошли школу госпела, духовных песнопений. Соул и госпел очень близки.
В качестве типичного образца музыки соул можно назвать группу «Могучее облако радости» (Mighty Clouds Of Joy). Основатель группы Джо Лигон на протяжении почти пятидесяти остается ее солистом.
Группа «Могучее облако радости» зародилась в 50-е годы как квартет госпела, но восприняла многое из стиля соул и позже получила название «Соблазн госпела». В 1975 году группа спела шедевр диско «Высоко на небе», занявший второе место в хит-параде. Долгие годы они поддерживали «Роллинг Стоунз, Пола САймона и группу «Эрт, Уинд энд Файр».
Песни в стиле соул появились е негритянской музыке в 50-е годы. В основе жанра лежала идея возвращения к истокам. Это воплощение самобытной негритянской культуры южных штатов посредством элементов госпела и блюза. Музыка соул идет из глубины души, что и предполагает ее название. Эта музыка отражает тонкие нюансы чувств. В ней есть что-то от блюза, но присутствует более духовный пласт. Тем не менее, она заставляет танцевать, пробуждает желание жить.
Гений, который соединил госпел и ритм-энд-блюз – Рэй Чарльз. Он родился под именем Рэй Робинсон в 1930 году в Джорджии. В детстве он ослеп (Рэй Чарльз ослеп в 7 лет, но научился писать и читать ноты по системе Брайля. Впоследствии он сочинял музыку в уме и пел своим музыкантам), но это не помешало его музыкальному развитию. Он начал записываться в конце 40-х годов, но лишь заключив контракт с «Атлантик рекордз», получил заслуженное признание.
В ноябре 1954 года Рэй Чарльз взял классический госпел «Это, конечно, Иисус» и сделал из него шедевр ритм-энд-блюза. А вот песня «У меня есть женщина» знаменует рождение музыки соул. Эти напевы заимствованы из церкви. Он соединяет их со светскими текстами, что вызывает нарекания. Многих это шокировало, но Рэй Чарльз говорил:
«Госпел и блюз – это одно и то же, только блюз обращен к женщине, а госпел – к Богу».
И нет ничего удивительного в том, что Джесси Джексон, проповедник, близкий друг Мартина Лютера Кинга, представляет Билли Престона и декламирует старинный гимн «Чудесное милосердие». Билла часто называли «пятым «битлом». Он играл с «Битлз» и работал с их фирмой звукозаписи. Билли был одаренным клавишником и с 10-и лет играл с королевой гостепа Михалией Джексон.
Что такое «соул»? Что такое «душа»? То, что, как считают верующие люди, возносится на небо. Не все верят в Бога, но все считают душу сутью бытия. Можно сказать, что в музыке соул с необыкновенной силой и глубиной воплощается негритянская душа. Это квинтэссенция культуры черных.
В середине 60-х слово «соул» стало звучать повсюду, олицетворяя культуру черных. Понятие «соул фуд» («пища души») всегда связывали с негритянской кухней, а теперь это стало маркой. Рестораны с маркой «соул» существуют по сей день благодаря названию «соул фуд». Все было «соул»: парикмахерские, радиостанции… Трудно назвать культурное явление негритянской жизни того времени, которое не называли словом «соул». Музыка соул отличается от того, что было до и после нее, своей зрелостью. В отличие от того, что мы слышали в ритм-энд-блюзе… Это было менее зрело, чем Арета Франклин и Отис Реддинг, Дэвид Руффин. Их голос – голос зрелых людей.
В начале 50-х были записаны первые композиции в исполнении восходящей звезды Нового Орлеана Давела Кролуфорда. Кролуфорд был верен предшественникам, Фэтсу Домино и Доктору Джо.
«Луизиана – 1927». Эту песню написал нью-орлеанский музыкант Рэнди Ньюман. В песне упоминается наводнение, случившееся в тот год. Музыканты Нового Орлеана сделали ее гимном после «Катрины». В нью-орлеанских песнях соул слились госпел и ритм-эндэблюз, породив своеобразный синкопированный ритм.
Странно, но многие считают песни соул экстравагантными. Однако известные певцы соул поют так задушевно и лирично, что скорее трогают душу, чем бьют по голове…
Стиль соул в музыке что это такое
северный соул, южный соул, детройтский соул, мемфисский соул, нью-орлеанский соул, чикагский соул, филадельфийский соул, психоделический соул, голубоглазый соул, кареглазый соул, британский соул, современный соул, Quiet storm
соул-блюз, соул-джаз, кантри-соул, нео-соул
Со́ул или сол (от английского soul — «душа») — наиболее эмоционально-прочувствованное, «душевное» направление популярной музыки чернокожих жителей США (ритм-энд-блюза), сложившееся в южных штатах США в конце 1950-х годов под воздействием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов.
История
Музыкальные критики считают самым ранним образчиком соула «I’ve Got a Woman» — песню, записанную 18 ноября 1954 года в Атланте Рэем Чарльзом. Другие важнейшие записи раннего соула — «Please Please Please» Джеймса Брауна (1957) и «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза (1960).
В 1960-х годах соул становится наиболее популярным направлением негритянской музыки. Связано это было с борьбой афроамериканцев за свои права: такие ключевые записи, как «A Change Is Gonna Come» имели как символически-библейское, так и актуально-политическое звучание. Самые яркие представители южного соула шестидесятых — Сэм Кук, Арета Франклин, Отис Реддинг и Джеймс Браун — были вовлечены в общественное движение, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг.
В более коммерчески ориентированном соуле шестидесятых различают несколько направлений, важнейшие из которых — так называемый «мемфисский» (Booker T. & the MG’s, Эл Грин) и «детройтский» соул (Стиви Уандер, Марвин Гей). Основными идеологами детройтского соула, рассчитанного не только на чернокожую, но и на белую аудиторию северных штатов США, являлись Берри Горди и Смоки Робинсон — президент и вице-президент могущественного лейбла Motown Records.
Экспериментальный подход к соул-музыке середины 1960-х представляет продюсер Фил Спектор, который привлекал к участию в своих амбициозных проектах «соул-симфоний» не только чернокожих (Тина Тёрнер), но и белых музыкантов (дуэт The Righteous Brothers).
В семидесятые годы соул отчасти уступает популярность танцевальному направлению в ритм-энд-блюзе — фанку. Наиболее популярен в те годы был мягкий «филадельфийский» соул, которого от классического соула отличают усложнённые, сочные аранжировки и введение элементов фанка. В эти годы к музыке соул обращались и многие белые музыканты европейского происхождения (Ван Моррисон, в отдельных случаях Элтон Джон и Дэвид Боуи) — соул в их исполнении американцы иронически называют «голубоглазым».
Начиная с начала 1980-х (творчество Принса) соул переживает новый подъём, став наряду с фанком одним из основных коммерческих стандартов обновлённого ритм-энд-блюза. В конце 1990-х, когда возродился интерес к классическому соулу, возникло ретроспективное направление «нео-соула» (Лорин Хилл, Эрика Баду, Алиша Киз, Джон Ледженд).
Когда душа поет: История музыки соул
Тема: Творчество
Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!
Если блюз — это когда хорошему человеку плохо, то что же такое соул?
Правильный ответ: соул — это когда хорошему черному человеку очень плохо.
Соул пришел к нам из 50-х годов теперь уже прошлого века. Он — живое напоминание о временах рабства и бесправия черного населения Америки. Еще в давние времена расистски настроенные “набожные” американцы, боясь нарушить заповедь “Не убий!” и истребляя при этом негров-рабов как колорадских жуков, разродились “научной” теорией, что, мол, негры — это животные, у которых нет души, а их убийство не является грехом. Поэтому вопрос о душе (soul) стал для негров вопросом жизни и смерти. По всей стране начали возникать соул-братства — общины черных братьев и сестер по душе. Впоследствии американцы называли всех без исключения негров термином “соул”.
В музыкальном кругу слово соул сначала закрепилось в сленге джазменов, в частности саксофониста Джулиана Кэннонболл Эддерли и контрабасиста Чарлза Мингуса. Они относили соул к новому виду джаза, более открытому и эмоциональному, но и более упрощенному гармонически.
На самом деле, прямого отношения к джазу соул не имеет, равно как не имеет никакого отношения к поп-музыке. Последнее — проделка тех “музыковедов”, которые расшифровали слово соул просто как душевную музыку, вследствие чего за ним прочно закрепилась репутация попсы (до сих пор не отмылся).
В реальности, кухня соула проста: возьмите 2 чайных ложки R&B (ритм-энд-блюза), добавьте щепотку “госпела” и заставьте великого Рэя Чарлза все это перемешать. Он был первым, кто осмелился сделать mix этих двух совершенно разных направлений: R&B — тогда еще музыки дансингов, клубов и забегаловок и “госпела” (“Gospel” — Евангелие) — духовных песен, звучавших до этого лишь на религиозных церемониях.
В 1955 году госпел “My Jesus is All the World to Me” (Иисус для меня — целый мир) в исполнении Рэя Чарльза превратился в госпел “I’ve Got a Woman” (У меня есть женщина). А в песне “Hallelujah! I love her so” (Аллилуйя! Я так ее люблю) сохранились характерные для молитв слова и обороты.
Общественное мнения, ясное дело, сочло эксперимент Чарльза кощунством, а фирма “Atlantic” поначалу не решалась выпускать его записи. Но пробивной характер Рэя и погоня за новыми формами музыкального bu$ine$$a (money, money, always funny) одержали верх. В 1959 году альбом “What Would I Say” (Что бы я хотел сказать) достиг миллионного тиража.
Соул и лозунг черных за равные права: “Black is beautiful” (черный — это красиво) — звенья одной цепи. Следующий этап — 1962 год, когда Джеймс Браун объявляет себя “соул-братом No 1 в Америке”, а еще через шесть лет он добивает белых расистов песней “Say it Loud: I am Black and I am Proud” (Скажи вслух: Я черный и я горжусь этим).
Джеймс Браун имел колоссальное влияние и своим появлением на экранах TV не раз помогал устранять бардак на улицах Штатов, призывая черных демонстрантов к спокойствию.
По мнению Стефана Барнарда — известного историка рок-культуры, фатальным моментом в развитии соула стала гибель в авиакатастрофе Отиса Реддинга в 1967 году. Он впитал лучшие традиции R&B, многое взял у кантри и был одним из тех немногих, кто сумел завоевать уважение и любовь белой аудитории. Он был единственным белым соул-меном, приглашенным на рок-поп-фестиваль в Монтерее в 1967 году (вместе, кстати, с негром Джимми Хэндриксом).
Ревностные ценители соул, в основном негры, всегда считали, что это направление белым не под силу, что чувство блюза, джаза и соул — компонент “черной” крови. И все же “белая” кровь сумела себя отстоять: возникли целые направления, такие как “британский блюз”, “белый блюз-рок” и интересующий нас “blue-eyed soul” — голубоглазый соул. Под этот последний вид стали подпадать все белые исполнители музыки соул.
Впервые термин “blue-eyed soul” прозвучал в связи с вокальным дуэтом “Righteous Brothers”, состоявшего из двух белых американцев Билла Медли и Бобби Хэтфилда. Их записи, начиная с 1964 года, не покидали негритянских хит-парадов. Параллельно с Хэтфилдом и Медли в формате соул играли “Young Rascals”, “Hall and Oates” (известные также как “Blueyed Soul Brothers”), дуэт “Delaney&Bonnie”, начинавшие как соул-исполнители.
Яркой вспышкой в истории белой соул-культуры осталась певица Дженис Джоплин. Без пафоса, она была уникумом, ярким, самобытным явлением. С детства поклоняясь Бесси Смит (черной жемчужине классического блюза), эта рыжая бестия проникла в самую суть негритянского вокала. Она разрывалась на сцене невероятным количеством эмоций, но очень быстро сгорела. Ей нужен был допинг, в ход пошли наркотики. Последняя доза — последняя искра в глазах. В 1970 году 27-летней Дженис не стало.
Кто-то скажет, что это блюз, блюз-рок или даже джаз, и что Британия так и не сумела увидеть глубину соула, но, по-моему, одно великое имя Великая Британия все-таки вписала в историю “блуайда”. Это Джо Кокер, испытавший на себе влияние Рэя Чарлза и Чака Берри. “Лапотник”, “беспросветная деревенщина”, “ветряная мельница в эпилептическом припадке” — как только не называли его и его музыку. Действительно, большой, неуклюжий, с вперившимся куда-то вдаль взглядом, Джо Кокер манипулирует руками так, будто играет одновременно на контрабасе и губной гармошке. Он чувствует ритм руками (большинство людей чувствуют его ногами, отсюда притопы, прискоки и круговые движения пятой точкой) и не раз говорил об этом прессе.
В молодости он полностью отдался музыке, наркотикам и алкоголю. Первая попытка перепеть Beatles закончилась жестоким провалом, гонораром в 70 пенсов и… запоем. В начале 60-х — турне с Rolling Stones, Манфредом Мэном, группой Hollis и сближение с белым блюз-роком. Потом опять отчий дом, депрессия, наркотики (Кокер дважды на них подсаживался, но все же сумел вовремя взять себя в руки), безденежье. И Кокер едет во Францию, выступать на американских военных базах. Там он познакомился с черной музыкой, после чего организовал свою “Big Blues Band”. Рок-фест в Вудстоке (1969) сделал свое дело: Кокер приобрел невероятную популярность среди и белых, и черных американцев.
Сейчас тенденция такова: соул себя теряет, все больше и больше уподобляясь попсе. Вот, например, таких исполнителей как Ашер, Джастин Тимберлейк и Бейонсе присывают к стилю соул. Но являются ли они таковыми.
Eggheado — это познавательная статья к завтраку.
Хотите получать интересные статьи на email каждое утро? Присоединяйтесь к Eggheado!
Стиль соул в музыке что это такое
Не джаз и не блюз.
Если блюз – это когда хорошему человеку плохо, то что же такое соул?
Правильный ответ: соул – это когда хорошему черному человеку очень плохо.
В музыкальной тусовке слово соул сначала закрепилось в сленге джазменов, в частности саксофониста Джулиана Кэннонболл Эддерли и контрабасиста Чарлза Мингуса. Они относили соул к новому виду джаза, более открытому и эмоциональному, чем кул или би-боп, но и более упрощенному гармонически.
На самом деле, прямого отношения к джазу соул не имеет, равно как не имеет никакого отношения к поп-музыке. Последнее – гнилая проделка тех “музыковедов”, которые расшифровали слово соул просто как душевную музыку, вследствие чего за ним прочно закрепилась репутация попсы (до сих пор не отмылся).
В реале, кухня соула проста: возьмите 2 чайных ложки R&B (ритм-энд-блюза), добавьте щепотку “госпела” и заставьте великого Рэя Чарлза все это перемешать. Он был первым, кто осмелился сделать mix этих двух совершенно разных направлений: R&B – тогда еще музыки дансингов, клубов и забегаловок и “госпела” (Gospel – Евангелие) – духовных песен, звучавших до этого лишь на религиозных церемониях.
В 1955 году госпел “My Jesus is All the World to Me” (Иисус для меня – целый мир) в исполнении Рэя Чарлза превратился в госпел “I’ve Got a Woman” (У меня есть женщина). А в песне “Hallelujah! I love her so” (Аллилуйя! Я так ее люблю) сохранились характерные для молитв слова и обороты.
Общественное мнения, ясное дело, сочло эксперимент Чарлза кощунством (стадо, одним словом), а фирма “Atlantic” поначалу не решалась выпускать его записи. Но пробивной характер Рэя и погоня за новыми формами музыкального bu$ine$$a (money, money, always funny) одержали верх. В 1959 году альбом “What Would I Say” (Что бы я хотел сказать) достиг миллионного тиража.
Браун – полная противоположность Сэму. Взрывной, агрессивный, он крутился по сцене, излучая невероятное количество энергии. Именно с его подачи соул сделался мощным выразителем и проводником серьезных идей, фактором формирования национального сознания американских негров (хух, родила, наконец, капитальная фраза… уйду на трибуну). Брауна волновало все – от откровенного секса (еще бы, его это не волновало!) до социальной проблематики. За 15 лет, с 1956 по 1971 г., было издано свыше 50 (ну ни фига себе!) его дисков, 19 из которых в разное время занимали первые места в негритянских хит-парадах.
Соул и лозунг черных за равные права: “Black is beautiful” (черный – это красиво) – звенья одной цепи. Следующий этап – 1962 год, когда Джеймс Браун объявляет себя “соул-братом No 1 в Америке”, а еще через шесть лет он добивает белых расистов потрясной песней “Say it Loud: I am Black and I am Proud” (Скажи вслух: Я черный и я горжусь этим).
Джеймс Браун имел колоссальное влияние на янгстеров и своим появлением на экранах TV не раз помогал устранять бардак на улицах Штатов, призывая черных демонстрантов к спокойствию.
История развития соул в USA тесно связана с деятельностью четырех звукозаписывающих фирм: Motown в Детройте, Stax в Мемфисе, Columbia и Atlantic. Каждая из них сумела создать свое звучание, свое направление. Создатель Motown Берри Горди изначально был ориентирован на стандарты белой поп-музыки, но все-таки оставался в рамках соул. Он работал со Смоуки Робинсоном, фронтменом группы “Miracles”. Звучание Motown типично и для таких групп, как “Supremes” (с солисткой Дайаной Росс), “Temptation”, “Commodore”, “Four pope”, а также для Глэдиса Найта, Марвина Гэя, Стиви Уандера, Лайнелла Ричи.
Stax оформлялась иначе. Джим Стюарт и Истелл Экстон – брат и сестра, создавшие в 1959 году студию звукозаписи – опирались на натуральный, южно-негритянский вариант соул, более личностный и менее зависящий от коммерческих стандартов.
Для Stax характерен особый подход к аранжировке и технике записи, создавший такую уникальную штуку как “Memphis sound”. Можно, конечно, долго спорить на этот счет и даже морду друг другу бить, но давайте по-мирному. Существует два мнения: “Мемфис-саунд” – это не соул, а разновидность рока; “Memphis sound” – все же соул. Я за второй вариант, потому как этот самый саунд отличается активным присутствием секции духовых в оркестровке, сочетанием привычных для кантри-вестерн линий баса с манерой фортепианного аккомпанемента в стиле госпел.
Яркими представителями Stax в разное время были Отис Реддинг, Айзек Хейз, Уилсон Пикетт, Руфас Томас, Альберт Кинг (брат Би Би Кинга), дуэт “Sam&Dave”.
По мнению Стефана Барнарда – известного историка рок-культуры, фатальным моментом в развитии соула стала гибель в авиакатастрофе Отиса Реддинга в 1967 году. Он впитал лучшие традиции R&B, многое взял у кантри-менов (например, Хэнка Уильямса) и был одним из тех немногих, кто сумел завоевать уважение и любовь белой аудитории. Он был единственным белым соул-меном, приглашенным на рок-поп-фестиваль в Монтерее в 1967 году (вместе, кстати, с негром Джимми Хэндриксом). Stax, с которой Отис сотрудничал с 1962 года, после его гибели существенно снизила обороты и постепенно сошла на нет, слившись с другими фирмами.
Сейчас Арете 62 года. Она устала. 2003 год станет последним годом ее музыкальной карьеры. Она едет в прощальное турне.
Ревностные ценители соул, в основном негры, всегда считали, что это направление белым не под силу, что чувство блюза, джаза и соул – компонент “черной” крови. И все же “белая” кровь сумела себя отстоять: возникли целые направления, такие как “британский блюз”, “белый блюз-рок” и интересующий нас “blue-eyed soul” – голубоглазый соул. Под этот последний вид стали подпадать все белые исполнители музыки соул.
Впервые термин “blue-eyed soul” прозвучал в связи с вокальным дуэтом “Righteous Brother”, состоявшего из двух белых американцев Билла Медли и Бобби Хэтфилда. Их записи, начиная с 1964 года, не покидали негритянских хит-парадов. Причем первое время ди-джеи различных негритянских радиостанций (во, сволочи, у них даже отдельные радиостанции были для белых и для негров. Нет, все-таки хороший чувак Усама бен Ладен…) принимали Билла и Бобби за негров.
Параллельно с Хэтфилдом и Медли в формате соул играли “Young Rascals”, “Hall and Oates” (известные также как “Blueyed Soul Brothers”), дуэт “Delaney&Bonnie”, начинавшие как соул-исполнители, so on. Последние были одними из тех немногих белых, которые удостоились чести записываться на Stax. В 1968 году они вышли за рамки блуайд соула, создали рок-группу “Friends”, играли с такими гениями, как Джордж Харрисон, Дэйв Мэсон, Леон Рассел, Эрик Клептон, а дань соулу отдали тем, что предложили новое направление рока – госпел-рок.
Зараженные Штатами
Кто-то скажет, что это блюз, блюз-рок или даже джаз, и что Британия так и не сумела увидеть глубину соула, но, по-моему, одно великое имя Великая Британия все-таки вписала в историю “блуайда”. Это Джо Кокер, испытавший на себе влияние Рэя Чарлза и Чака Берри. “Лапотник”, “беспросветная деревенщина”, “ветряная мельница в эпилептическом припадке” – как только не называли его и его музыку. Действительно, большой, неуклюжий, с вперившимся куда-то вдаль взглядом, Джо Кокер манипулирует руками так, будто играет одновременно на контрабасе и губной гармошке. Он чувствует ритм руками (большинство людей чувствуют его ногами, отсюда притопы, прискоки и круговые движения пятой точкой) и не раз говорил об этом прессе.
На волне…
Да, на волнах соула к берегам XXI века принесло всякую дрянь. Новое дыхание больше похоже на издыхание, и оно скорее убьет дедушку соула, чем вдохнет в него хотя бы пинту жизни.
Элайи уже нет. Она погибла в авиакатастрофе летом прошлого года в возрасте 22 лет. Стиль Aaliyah Haughton мне лично представлялся чем-то средним между чистым R&B и соулом. Она начала свою карьеру в возрасте 15 лет. Первый хит Age Ain’t Nothing But a Number (1994), 3 альбома, фильм Ромео должен умереть, роль в Матрице и 2 посмертных награды (American Music Awards 2002) как лучшей исполнительнице соула – вот вкратце и вся великая короткая жизнь.
Что со стайлом? Легендарный соулмен Соломон Берк тусуется в Филадельфии. Мэр города Джон Стрит подарил ему 19 июля. Теперь будет День рыбака, День взятия Бастилии и День Соломона Берка. Вот такая вот музыка.
Крестный отец соула Джеймс Браун потихоньку отходит от судебных процессов. То он жену избил, то некая Лиза Акбалава (наградил Бог имечком) обвинила его в злостных сексуальных домогательствах. Доторговались до 40 штук и помирились.
В общем, тенденция такова: соул себя теряет, все больше и больше уподобляясь попсе. Вот, например, уже и Boys To Men стали соул-исполнителями. Хотя, как по мне, к соулу они ни боком, ни раком. Так, глядишь, и Back Street Boys станут соул-исполнителями. Было бы желание и побольше “талантливых” музыковедов!