Стиль мид сенчури в интерьере что это такое
Что такое mid-century modern?
Историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский рассказывает о феномене mid-century modern и отличии коллекционных объектов от рядовых предметов того времени
Mid-century modernism
Минуя всевозможные варианты эклектики и ар-деко, современный дизайн продолжил раскручивать спираль истории, обратившись к стилистике середины прошлого века. Словно из небытия на авансцену мирового дизайна вновь вышли диваны и консоли на тонких ножках, обои с ироничными принтами и мягкая мебель с деревянными подлокотниками. Это легко прослеживается как по мировым выставкам дизайна, так и по проектам ведущих дизайнеров интерьера. Mid-century настолько популярен, что начинает выплескиваться за рамки интерьерного и мебельного дизайна, вдохновляя режиссеров и модельеров по всему миру. И это не случайно: сейчас, в эпоху экономического кризиса, люди нуждаются не столько в роскоши, сколько в комфорте, уюте и защищенности — точно так же, как и в послевоенные годы.
Сам термин mid-сentury ввела в обиход в 1983 году американская журналистка Кара Гринберг в своей книге Mid-century Modern: Furniture of the 1950s. И, несмотря на то что единого стиля середины века не существовало, термин mid-century modernism объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е. Мастеров того времени во многом cвязывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути, mid-century стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос и сформировавшимся в ситуации глобальной смены курса мирового дизайна.
Повзрослевший модернизм 1950–1960-х стал ориентироваться на реальные потребности и восприятие человека и сильно отличался от модернизма 1920–1930-х, который возводил во главу угла идею — будь то функционализм или конструктивизм. Слияние национального и интернационального в творчестве гениальных скандинавов привело к формированию так называемого модернизма «с человеческим лицом», главной целью которого стали комфортные и удобные условия для жизни человека.
Пусть и объединенный общими идеями, mid-century в архитектуре, интерьерном и предметном дизайне проявлялся по-разному. Обусловлено это было тем, что, несмотря на творчество таких универсальных авторов, как Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Арне Якобсен и других, середина XX века стала важным этапом обособления этих профессий друг от друга.
Mid-century в архитектуре
Одним из важнейших центров архитектуры в середине прошлого века стала Южная Калифорния, куда эмигрировали многие видные архитекторы и дизайнеры из Старого Света, такие как Рихард Нойтра и Грета Гроссман. Именно здесь под эгидой американского журнала Arts & Architecture и его издателя Джона Энтензы сформировалось профессиональное сообщество модернистов середины века. Энтенза предложил новую концепцию доступного и простого в реализации жилища. Его поддержали Чарльз и Рэй Имc, Ээро Сааринен и многие другие ведущие архитекторы. Одним из итогов их изысканий стала Case Study House Program — программа строительства индивидуальных жилых домов, реализованная во многом на средства самих архитекторов в 1945–1966 годах. Построенные дома были представлены как образцовые примеры, которые могли бы стать основой типовой застройки жилья для обитателей Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии среднего класса.
Стиль Mid-century modern в интерьере — очарованные прошлым
Комфортный, эффектный дизайн можно сравнить с… ароматным медом.
Дело в том, что самый вкусный мед никогда не бывает продуктом одного, конкретного вида растений. Вот так и стили интерьера: лучшие из них – микс многих направлений и мотивов.
Понятие mid-century modern возникло в 1983 году, благодаря американке Каре Гринберг, автору одноименной книги. В ней она рассуждала об интерьерах 50-х годов – очень удобных, светлых, жизнеутверждающих и не лишенных шика.
Историческая справка
50-е – время, которое можно назвать повсеместно счастливым. И в США, и в Европе, и в Советском Союзе ощущался подъем экономики; человечество, оправившись после войны, наслаждалось плодами прогресса и, собственно, покоем. Казалось, конфликты и лишения остались в прошлом навсегда.
Эти настроения, эмоции и чаянья сплавились в концепцию мид-сенчури модерна. Взяв понемногу от баухауза, конструктивизма, поп-арта, скандинавского, немецкого, итальянского дизайна, mid-century-стиль стал вполне самостоятельной и узнаваемой тенденцией.
Формула мид-сенчури-стиля
Его паттерны – ясная, простая геометрия, древесина благородного цвета, легкие, плавные линии, неяркая спокойная гамма.
Если более подробно, то мид-сенчури это:
Аксессуары и детали
Поскольку многие предметы мебели в ту пору задумывались и воплощались как полноценные арт-объекты (речь прежде всего о культовых дизайнерских стульях, креслах и кушетках), то в дополнительном украшательстве обстановка почти не нуждалась.
Грубо говоря, красивой бутылки, приспособленной под вазу, постера, крупных настенных часов, круглого зеркала, подушек сочного цвета было достаточно.
Модели диванов: какие бывают, классификация с фото
Задача мид-сенчури – демонстрировать не материальный достаток. А, в первую очередь, духовные богатства, интеллектуальные запросы хозяев. Поэтому книги, альбомы, пластинки, концептуальная скульптура и театральные афиши считались лучшим декором в ту пору.
Возвращение легенды
Как ни странно, мид-сенчури снова в фокусе внимания. Видимо потому, что подобный интерьер дышит чувством защищенности, стабильности, «мира во всем мире».
Недавно актриса, модель и продюсер Дрю Бэрримор презентовала авторскую коллекцию предметов мебели и аксессуаров в стилистике мид-сенчури.
Выхваченные из прошлого формы и силуэты она дополнила неожиданными принтами, красочными текстильными деталями, посудой с цветочными рисунками, одеялами и пледами с кистями и помпонами, абажурами в полоску и круглыми пуфами. Характер дизайна эти и другие атрибуты не затронули. Наоборот, от них модерн беспечальной середины прошлого столетия заискрился новыми гранями, стал еще теплее.
Интерьер в стиле mid-century: оформляем дом в модном стиле
Разбираемся в тонкостях стиля вместе с компанией Dantone Home на примере ее новых коллекций
Сам термин mid-сentury появился в 1980-е годы с легкой руки американской журналистки Кары Гринберг, употребившей его в своей книге «Mid-century Modern: Furniture of the 1950s». Под этим общим термином объединялось творчество мастеров середины XX века, которые, возможно, сильно отличались друг от друга, но их всех связывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути своей, mid-century стал первым стилем, отражавшим глобальную смену курса в мировом послевоенном дизайне с производства элитарной мебели на более демократичные, доступные простому человеку вещи.
Надежда Ананьева
«Декоратор года 2021» по версии ELLE DECORATION, владелица галереи NGgallery, со-основатель бюро N&G Ananiev Interiors
«Я обожаю дизайн mid-century. Такие предметы — основной аккорд нашего интерьера, конкретно каждой отдельно взятой комнаты. Без этого аккорда ничто не будет звучать!»
Многие великие дизайнеры середины XX века были, в первую очередь, архитекторами, а проектировать мебель начали для своих проектов, когда поняли, что их дома требуют вполне определенных предметов обстановки, которых не было у производителей того времени. Но создавая мебель, они все еще продолжали мыслить категориями архитектуры и математики. Одной из основ любого проекта — от огромного отеля до настенного светильника — служила абстрактная решетка (grid), на которой автор расставлял элементы в соответствии с функциональными и эстетическими соображениями. Модернистская мебель с ее блочной, модульной структурой заложила стандарт функциональности, который используется до сих пор.
Виктор Дембовский
Историк архитектуры и дизайна, преподаватель «Международной Школы Дизайна»
«Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность»
Интерьер Mid-century: яркий и смелый VS спокойный и скромный
Стиль Mid-century
Гостиная Irving Design, ТМ Loft by Wellige
Уютный, но слегка старомодный стиль Mid-century, соединивший в себе современную динамику модерна и простые конструктивные решения, характерные для 50-60-годов 20-го века, самым неожиданным образом оказался на вершине популярности.
Наряду модными решениями сканди и лофта, он не сходит со страниц глянцевых европейских журналов.
В России же далеко не каждый человек решается на столь смелую обстановку, позаимствованную из прошлого.
Предлагаем вам рассмотреть два варианта интерьеров в стиле мид-сенчури: в ярких и классических пастельных тонах.
И мы наглядно продемонстрируем, как тенденции прошлого века способны наполнять современные дома и квартиры уютом и теплом.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
Mid-century: происхождение и основные черты стиля
Мид-сенчури – это модная эклектика, возникшая на стыке уютного конструктивизма 50-ых годов и современных тенденций к повышению функциональности вещей и расширению пространства.
Гостиная Irving Design, ТМ Loft by Wellige
Как и для других эклектичных стилей, для Mid-century характерна свобода дизайнерской мысли:
Обладателям типовых малогабаритных квартир следует учесть и тот факт, что это направление дизайна требует максимального пространства и свободы.
Мебель
Обилие света и функционализм характерны для многих современных стилей – скандинавского и лофта, шале и контемпорари.
Кресло «Фил», ТМ Loft by Wellige
Узнаваемым же Mid-century делает именно мебель: простота конструкций, прямые линии, однотонная обивка или растительные принты – обязательные атрибуты направления.
Стоит ли вспоминать, что в те времена мебель изготавливалась исключительно из массива дерева?
Выбирая дешевые варианты из МДФ, вы рискуете полностью уничтожить концепцию стиля.
В наших интерьерах дизайнеры использовали мебель отечественного производителя Belfan: например, стильные кресла «Стью» для интерьера в скромных тонах и магически притягательный «Лойт» для интерьера в яркой палитре.
Кресло «Стью», ТМ Loft by Wellige
Кресло «Лойт», ТМ Loft by Wellige
Текстиль и декор
В послевоенное время люди не особо беспокоились о декоре своего дома. Максимум – несколько старых картин на стене, доставшихся от бабушки, да многочисленные подушки и пледы, гарантирующие чувство уюта и спокойствия.
Всё это нашло отражение и в современном Мид-сенчури, не приемлющем множества мелочей.
Яркий или скромный – какой бы вариант вы не выбрали для себя, вы уже знаете, какие шаги следует предпринять, чтобы перенести атмосферу уюта в свой дом.
Что такое стиль Midcentury Modern в интерьере
Сегодня я хочу рассказать о стиле midcentury modern, который главенствует в интерьерных последние пять лет, на который ориентируются западные производители мебели и ведущие дизайнеры нашей страны. Пару лет назад в российскую моду вошло ретро, причем такое, когда видно, что предмет с блошиного рынка, потертый, отреставрированный. Такие предметы с характером стали прекрасным дополнением авторских интерьеров, хотя, на мой взгляд, массовый местный заказчик так и не понял, в чем прикол, и ретро охватило лишь часть рынка.
Источник фото: archlux.net
Последнее время мне кажется, что тенденция приняла несколько другое направление. Говорю «кажется», потому что в наше время вообще очень сложно рассуждать о стиле: кто делает классику, кто неоклассику, кто китч… И все это находит своих покупателей. Так вот, тенденция повернулась от оригинальных ретро-предметов к стилизации, когда новая мебель проектируется дизайнером в духе середины двадцатого века. Думаю, если вы интересуетесь дизайном, то уже насмотрелись арочных форм, простой, но странноватой геометрии и припыленных цветов. Все это оттуда, из mid-century.
Кресло Womb, Сааринен, 1948
Источник фото: elledecoration.ru
Как всегда, для понимания стиля важна среда, откуда он вышел. Америка восприняла идеи модернизма позже, чем страны Западной Европы, и не без труда. В 1930х в Америке сформировалось два противоборствующих течения: с одной стороны – эмигранты – выходцы из Баухауса, которые были приверженцами функционального и лаконичного дизайна, а с другой – более традиционно настроенное общество, в котором преобладало мнение о приоритете эстетики перед функцией, и в чьих глазах модернизм представлялся бесчеловечным и слишком аскетичным. В Америке того времени всё ещё пользовалась популярностью ар-деко. Конфликт двух представление о том, каким должен быть дизайн, прервался с началом Второй мировой войны.
Когда война закончилась, страны Западной Европы, в частности Германия и Италия, были слишком заняты восстановлением экономики, чтобы стать очагом возникновения нового стиля. США, которые, можно сказать, не понесли в войне сколь-нибудь существенного ущерба, оказались передовой мировой державой и новым законодателем мод в сфере интерьера. По Америке прокатилась вторая волна модернистского дизайна, и именно её назвали midcentury modern. Это был локальный стиль, в котором применялись новые материалы на основе пластика, стеклопластика и поролона. На этот раз общественность легче восприняла новые идеи и радостно последовала за инновациями от Чарльза и Рэй Имз (Charles Ormond Eames, Ray Eames), Ээро Сааринена (Eero Saarinen) и Джорджа Нельсона (George Nelson).
Кресло Grasshopper (кузнечик), Сааринен, 1946
Источник фото: pinterest.com
Новое интерьерное веянье легко завоевало рынок и стало первым оригинальным американским стилем. Получилось, что модернизм сначала пришел из Европы в США, а потом обратно, из США экспортировался в Европу.
Американская архитектура в этот период также претерпела изменения: развивающаяся послевоенная экономика обеспечила потребителю городское жилье в высотных домах и загородные дома в стиле ранчо, то есть вытянутые одноэтажные строения с пологой крышей, которые возводились в пригородах. Обитатели этих домов и квартир были склонны к отсутствию формальности, что повлияло на внешний вид и планировку интерьеров.
Источник фото: divesanddollar.com
Итак, что же характерно для данного стиля? Интерьеры середины XX века – яркие, уютные и без претензий. Они отражают радостный оптимизм Америки послевоенных годов. Также них характерны неформальность и стремление сделать пространство как можно более удобным для жизни конкретной семьи.
Источник фото: divesanddollar.com
В таких интерьерах, также, как и в интерьерах интернационального стиля, пространство часто имеет открытый план с объемами, которые перетекают один в другой. Этот подход впервые предложил Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), затем развили Марсель Брейер (Marcel Lajos Breuer) и Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe).
Источник фото: franklloydwright.org
В сущности, архитектурный подход мид-сенчури мало чем отличается от архитектуры до Второй мировой. Основной объем обычно прямоугольный и выкрашен в белый цвет, иногда отделан панелями из дерева тёплых тонов. Декоративные молдинги более не используются как безнадежно устаревшие. Зоны не разделены полностью, хотя между ними могут стоять ширмы или небольшие отрезки стен. Часто для зонирования применяются стеллажи на просвет.
Нельсон, Comprehensive Storage Unit
Источник фото: en.wikipedia.org
Таким образом создается ощущение, как будто одна комната продолжается в другую, что создает видимость простора даже в домах небольшого размера.
Дом Имзов, фото 2013 года
Источник фото: admagazine.ru
Идея приватности отходит на второй план, за исключением разве что спален и санузлов. Гораздо важнее идея общности, которая стирает границы как между различными внутренними пространствами, так и между интерьером и экстерьером. Для стиля midcentury modern характерны стеклянные раздвижные двери от пола до потолка и применение в интерьере природных материалов, которые связывают внутреннее пространство дома с окружающей его природой. Это также еще Райтовское изобретение, принцип Bring the Outdoors In.
Источник фото: homedesignlover.com
Центром жизни семьи становится кухня, которая обычно представлена как переходная зона между гостиной и столовой. Единый материал пола также скорее объединяет зоны, стиль пятидесятых годов предполагает ковровые покрытия от стены до стены, возможно также использование природных материалов, таких как дерево или камень, если они создают тот же эффект целостности.
Источник фото: blogspot.com
Мебель располагается в пространстве свободно и асимметрично, она не прижата к стенам, а выдвинута в середину комнаты. Окна задрапированы простыми ниспадающими шторами в ткани природных оттенков. Искусственное освещение часто скрыто, при этом интерьеры очень светлые, полные естественного освещения.
Новые формы мебели соответствуют представлению о хорошем дизайне, который непременно должен использовать новые материалы и применять новые технологии, а также удовлетворять практическую потребность избегать не нужного орнамента и быть по карману среднему классу. Предметы мебели часто достаточно компактные в соответствии с размером большинство современных комнат.
Нельсон, Кресло Coconut
Источник фото: wooddi.com
Центром гостиной становятся диваны без подлокотников и модульная мягкая мебель, которая позволяет легко менять конфигурацию и расстановку.
Источник фото: divesanddollar.com
Модульность также характерна и для корпусной мебели, так что из ограниченного числа элементов можно составлять разнообразные композиции. Функция преобладает над декоративным эффектом, линии выпрямляются, а дерево вполне может быть заменено на металл или пластик, если это необходимо. Исчезают резьба и декоративная фурнитура. Популярность набирают какие предметы, как раскладные столики, сервировочные столики и любая мебель, которая может выполнять сразу несколько функций.
Прямолинейное предметы часто похожи друг на друга поэтому их разбавляют мебелью биоморфных и органических форм.
Isamu Noguchi диван «Freeform», 1946
Источник фото: bruun-rasmussen.dk
Особенно разнообразна мебель для сидения, которая разрабатывается на основе контуров человеческого тела и эргономики. Многие предметы мебели перекликались с современной скульптурой.
Чарльз и Рэй Имз,1948
Источник фото: modernmag.com
Генри Мур (Henry Moore) «Лежащая женщина»
Источник фото: arteenparte.es
Одновременно с развитием нового стиля произошло более четкое разделение ролей между дизайном продуктов и мебели интерьеров. Дизайн интерьеров, которые начался с Элси де Вулф (Elsie de Wolfe), во второй половине XX века превратилась в престижную и дорогостоящую профессию рост, который следовал за подъемом мебельной промышленности.
Источник фото: etsy.com
Стиль мидсенчури модерн, несмотря на свою оригинальность, не смог полностью захватить американский рынок, а более чем полвека спустя, как я сказала, снова набрал популярность. Напоследок хочу подчеркнуть, что все стили после Ар-деко, в том числе и этот, нельзя отнести к большим историческим стилям, потому что они не охватывают все сферы искусств, не являются всеобъемлющими. Однако Midcentury очень разнообразен и действительно до сих пор отражает потребности современного человека, так что он еще не раз послужит источником вдохновения для создателей новых интерьеров.
На прощание хочу показать очень колоритный пример интерпретации стиля мидсенчури модерн от Келли Уистлер (Kelly Wearstler)
Источник фото: pinimg.com