Стиль ампир что это такое
Ампир в архитектуре: величие и монументальность
Ампир в архитектуре: величие и монументальность
Историки утверждают, что Наполеон Бонапарт был человеком простым. Он не гнушался занять пост уставшего бойца или отведать похлебки из общего котла. Тем не менее, и в любви к роскоши ему на откажешь. Ведь именно в честь императора придворными архитекторами был разработан стиль ампир, поражающий своим великолепием и монументальностью.
Исторические странички и легендарные постройки в стиле ампир
Название стиля происходит от слова Empire – империя. И выбрано оно отнюдь неслучайно, ведь изначально призванием ампира было вознесение славы императору. Арки и колонны, дворцы и храмы в этом стиле возводились в честь побед, уже реализованных и только планируемых:
В целом же архитекторы 19-го века часто характеризовали ампир, как насажденный, холодный и слишком театральный стиль, нарушивший естественное развитие классицизма. Но, несмотря на эти протесты, он не только выжил, но и распространился по всему миру. И даже в России немало памятников архитектуры в стиле ампир:
Особенности ампира в архитектуре
Роскошный, величественный, монументальный – ампир часто напоминает декорации к историческим фильмам. И не удивительно, ведь он соединил в себе черты двух дворцовых стилей – позднего классицизма и античности:
Большое значение в интерьерах стиля ампир отводится тканям. Легкий шелк и тяжелый бархат способны обрамлять изголовье кровати, служить обивкой мебели и домашним текстилем. При этом цветовая палитра всегда выбирается «императорская» — синий, бургунд, бордо и сложный серо-зеленый.
Современный ампир
Ампир – поистине императорский стиль, не терпящий «подделок» и требующий использования дорогостоящих материалов: природного камня, натуральной черепицы, мрамора. Добавляет стоимости и потребность в услугах скульпторов, изготовлении гипсовой лепнины. Поэтому сейчас ампир несколько упростился, принял современные тенденции и обрел много общего со своим прародителем – классицизмом.
Ампир
Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Национальный музей. Фонтенбло.
Литература: А. И. Некрасов, Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractиres, P., 1930; Isermeyer Ch.-A., Empire, Mьnch., 1977.
(от франц. empire – империя), стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Ампир с его стремлением к величию и грандиозности, героике и торжественности наиболее ярко выразил себя в основном в архитектуре и скульптуре. Массивные, подчёркнуто строгие архитектурные формы, военные мотивы в декоре, опора на художественное наследие Древнего Рима и Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.
Ж. Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». 1800 г. Лувр. Париж
Возник во Франции во время правления Наполеона I (1804—15), позднее получил распространение в Европе и России. Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). Военный триумф наполеоновской армии находил выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри; загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу; Арка Карусель, 1806—11); Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях; Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806—10); в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. Мастера прикладного искусства обращаются к формам и декоративным мотивам египетской и римской утвари (Ж. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише).
К. И. Росси. Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. 1819—29 гг.
В отличие от Франции, где стиль воплотился в основном в украшении дворцовых интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, в России на первый план вышли градостроительные задачи, которые решались с небывалым размахом и масштабностью; возводились прежде всего общественные здания. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801—11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806—23), Ж. Тома де Томоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804—10); К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819—25; Александринский театр, 1829—32; ансамбль Дворцовой площади, 1819—29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812 г. Для них характерны незыблемая мощь и величие, предельный лаконизм и строгость, тяжеловесная торжественность форм. Архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга, окончательно сложившийся в эпоху ампира, включён в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ж. Тома де Томон. Ансамбль стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. 1804—10 гг.
Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821—24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведённого по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817). Московский ампир отличается большей камерностью; создаётся тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущёвых-Селезнёвых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814).
Ф. Ф. Щедрин. «Морские нимфы, несущие небесную сферу». Известняк. 1812—13 гг.
В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809—11; памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединённый темой моря и развёрнутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812—13; рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812; статуи героев и маски мифических морских существ). Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804—18). В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. «Начало музыки», 1825; Б. И. Орловский. «Фавн и вакханка», 1826—28, «Парис», 1840); происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813; «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). Бо́льшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьёй», 1811; серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814—22). Особой популярностью пользовался цикл гипсовых медальонов, посвящённых Отечественной войне 1812 г. и военной кампании 1813—14 гг.
Русская живопись первой трети 19 в. обнаруживает соприкосновение с ампиром лишь отдельными чертами: подчёркнутой статуарностью фигур, немного тяжеловесной торжественностью («Семейный портрет» Ф. П. Толстого, 1830; поздние работы В. Л. Боровиковского, например, «Портрет писательницы Ж. де Сталь», 1812).
Ампирные мотивы получили широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. В орнаментах особенно часто используется римская символика и военные атрибуты: венки, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге воспроизводил в своих изделиях типы древнегреческих ваз («Гурьевский сервиз», 1809—18).
Стиль ампир в архитектуре Европы и России
Стиль ампир в архитектуре — это поздняя фаза классического искусства, которая процветала во Франции во времена Первой империи (1804-14). Какие примеры архитектуры проявили этот стиль? Как развивалось данное направление в России? Почему советскую архитектуру послевоенных лет называют сталинским ампиром? Об этом читайте ниже.
Страна рождения ампира в архитектуре — мнение искусствоведа
Эту стадию развития архитектурного направления называют ещё высоким классицизмом или наполеоновским стилем. Причём в каждой стране она носит своё название:
Причём английский ампир возник раньше, чем французский. И, конечно же, англичане никогда не назовут свой стиль этим словом.
Секрет других имён стиля
Классицизм как направление в архитектуре возник в 16 веке. Его отличительными чертами называют симметрию и сдержанность.
Поскольку высокий классицизм 19 века родился из интереса к истории, археологическим раскопкам и открытиям Древнего Египта и Греции, то некоторые искусствоведы относят его к неоклассицизму (ветка историзма), что логично.
Стиль ампир в архитектуре Парижа
Во время военных походов архитектура древнего Египта и Рима произвела на Наполеона сильное впечатление. Она внушала почтение и уважение, выражала величие, мощь и могущество. Он стремился создать сильную империю. Архитектура стала своего рода пропагандисткой компанией.
Наполеон Боннапарт превращал Париж в столицу империи. Осуществляя его планы, в честь побед Великой армии строили монументальные сооружения.
Как ампир объединил храм Славы, римские бани и церковь?
Отличным примером подражания классическим римским храмам служит храм Славы (архитектор Пьер-Александр Виньон). Пришедшие из архитектуры Древней Греции 52 коринфские колонны высотой 20 м придают зданию величественный вид. Первоначальное предназначение — прославить завоевания Великой армии. После свержения Наполеона здание стали использовать как церковь Святой Марии Магдалины (Мадлен).
Церковь Мадлен (Святой Марии Магдалины) в Париже — действующий католический собор
Внутренняя часть состоит из одного нефа с тремя куполами, которые не видны снаружи. Над главным алтарём возвышается статуя Святой, а ещё выше в куполе есть фреска, посвященная истории христианства.
Внутренняя часть, завершенная в 1828-42 под руководством Жана-Жака Хуве, была смоделирована наподобие римских бань. Может поэтому французы говорят, что это самая удивительная церковь?
«Время, ставшее прошлым…» — ампир на площади Звезды
После победы под Аустерлицем Наполеон пообещал своим солдатам, что вернуться они домой как победители через Триумфальную арку (Несколько интересных фактов). По его распоряжению Жан Франсуа Тереза Шальгрен начал строительство самого большого в мире сооружения подобного типа. Моделью служила древнеримская арка Константина.
Но закончить её удалось только через 15 лет после смерти Наполеона. Сегодня этот памятник — символ французского патриотизма. В государственные праздники, такие как день Бастилии и день Перемирия, эта арка знаменует начало или конец парада.
«Счастья кругом — сколько угодно» — Триумфальная арка Каррузель
Архитекторы Шарль Персьер и Пьер Фонтен для сооружения монумента так же взяли за основу существующую древнеримскую триумфальную арку Септимия Севера. Памятник имеет размеры 19 х 23 х 7.3 м. Центральная арка высотой 6,4 м находится между двумя меньшими, высотой 4,3м и шириной 2,7м.
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже — монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри
Украшают её восемь коринфских колонн из мрамора, увенчанных восемью солдатами Империи. На фронтоне, между солдатами, изображены геральдические символы Королевства Италии и Французской Империи. Дипломатические и военные победы Наполеона отмечаются барельефами, выполненными в розовом мраморе. Они изображают:
Квадрига наверху является копией той, что украшает главный вход базилики Сан-Марко в Венеции. Во время французской империи стоял оригинал, но после падения Наполеона шедевр вернули.
Самый важный символ Парижа XIX века в стиле ампир
Это колонна Вандом. Каждое правительство стремилось оставить свой след на его бронзовой спирали, обвивающей каменный остов. Вся история Франции этого столетия нашла здесь отражение.
La colonne Vendôme находится в центре одноимённой площади — парижского символа высокой моды, стиля и шика.
Вандомская колонна создана по подобию Траянской в Риме. Сам обелиск по начальной задумке должен был быть украшен 108 фризами, поднимающимися по спирали, и статуей Карла Великого.
Но в 1805 году, на следующий день после Аустерлица, Вивант Денон, директор музеев, предложил увековечить на ней «незабываемую кампанию» 1805 года, подобно сражению Траяна с даками. Для этого использовать переплавленные русские и австрийские пушки, числом 1200.
Колонна была спроектирована Лепером и Гондоином и имела много разных имен —
Выгравированная надпись гласит: «Памятник, воздвигнутый во славу Великой Армии Наполеона Великого, начат 25 августа 1806 года и закончен 15 августа 1810 года».
280-метровый фриз барельефов, спроектированный по рисункам Бержера, обвивает колонну по спирали. На нём изобразили основные события кампании — от лагеря в Булони до возвращения императора и его войска в 1806 году. Выполнить декоративный орнамент поручили команде скульпторов, включая Бойзот, Бозио, Бартолини, Рами, Руд, Корбет, Клодион и Руксетил.
Сорокадвухметровая колонна была увенчана статуей Первого Консула в римском платье. В течение следующих десятилетий её меняли на флаг Бурбонов с лилиями, на статую Генриха IV, снова на Наполеона в двууголке. И в 1871 году во время Парижской Коммуны колонну снесли совсем, но не надолго.
В 1873 году её восстановили. Суд обязал бывшего комиссара по культуре, известного художника Гюстава Курбе, компенсировать расходы на реконструкцию. Имущество его было распродано. Сам он умер в бедности раньше, чем выполнил это обязательство.
Русский ампир в архитектуре 19 века
Этот стиль в архитектуре России проявился во время правления Александра I (1801 — 1825) и главенствовал до 1830-40 годов. Одним из основоположников русского ампира стал приглашённый французский архитектор Монферран. Его император пригласил в Петербург для возведения Исаакиевского собора.
Другим архитектором, работавшим в стиле ампир в том же городе был итальянец Карл Росси, автор ансамбля Дворцовой площади со зданием главного штаба и триумфальной аркой в Петербурге. Представляют русский ампир также
ТОП 7 зданий в стиле сталинского ампира
Так неофициально называют лидирующий архитектурный стиль в СССР послевоенных лет. Ярким примером сталинского ампира стала семёрка высотных зданий в Москве. Было решено изменить облик Москвы, внести в него архитектуру, символизирующую триумф советской власти, патриотизма и победы над фашизмом.
Советская архитектура и имперский символизм
Одним из требований к проектируемым сооружениям была их уникальность. Проекты не должны были повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий, американских небоскрёбов. Наряду с этим они должны были композиционно соответствовать исторической застройке города. Стояла задача создать очертания, напоминающие русскую архитектуру, многоярусность башен Московского Кремля.
Полностью избежать схожести с американскими небоскрёбами не удалось. Но многоярусность и соответствие колокольням русских церквей высотки получили сполна. Кроме этих двух моментов их объединял белый цвет с небольшими вкраплениями красного и шпили. Сочетание белого камня и красного кирпича — традиционное цветовое сочетание в постройках Руси.
Как ампир Сталина стал памятником его диктатуры?
Проекты не всех зданий изначально предусматривали башни. Строительство высоток на Смоленской и Кудринской (бывшая Восстания) площадях было уже начато, когда «высочайшим указом» внесли коррективы. Архитекторам пришлось изловчиться, чтобы добавить шпили.
Высотное здание на площади Восстания фигурирует в драме «Москва слезам не верит»
Пример здания в стиле «самого русского» ампира
Наименьшее по высоте (139 метров) среди остальных здание наиболее ярко отражает разные стили эпох в русской архитектуре. Это гостиница Ленинградская на площади Трёх вокзалов (бывшая Комсомольская) архитекторов Полякова и Борецкого.
Что характеризует ампир в архитектуре на Воробьёвых горах?
Самое высокое здание «семёрки», на Воробьёвых горах, планировали как гостиницу и жилой дом. После начала строительства планы поменяли, и построили университет. Он стал самым крупным высшим учебным заведением в мире, что тоже прославило Советское правительство и государство.
В итоге, город Москва получил 7 высокоэтажных зданий: две гостиницы, два жилых дома, университет и два административных здания за очень короткий по всем меркам срок, с 1948-1953 годы. Тогда сталинские высотки явили миру силу и величие советского государства. Сейчас это — память той непростой эпохи.
Стиль ампир в архитектуре востребован диктаторскими режимами, так как помогает им влиять на сознание масс, внушая чувства превосходства, силы и авторитарности. Вы согласны с этим утверждением? Ампир в архитектуре — это обычные «понты», не так ли?
Пишите в комментариях своё мнение.
Делитесь с друзьями в интернете, чтобы обсудить на досуге.
Оцените статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Ампир в интерьере — впечатляющее величие и роскошь
Ампир в интерьере (от фр. empire — «империя») — стиль дизайна, для которого характерны строгость и монументальность обстановки, обилие золотых аксессуаров и военной символики. Величественный ампир идеально подходит для обустройства просторных помещений роскошных дворцов, резиденций правителей, загородных особняков и элитных современных апартаментов. А скромные малогабаритные квартиры и дома с низкими потолками абсолютно не соответствуют требованиям этого стиля.
Ампир в интерьере является не только воплощением величия побед, мощи и силы правителей или государства. Он также подчеркивает высокий статус владельца недвижимости. Поэтому среди приверженцев этого стиля всегда много амбициозных и уверенных в себе бизнесменов, политиков и звезд шоу-бизнеса.
Особенности стиля ампир в интерьере
Ампир традиционно используется в интерьере для парадного оформления просторных залов, а также кабинетов, гостиных и столовых комнат. В нем искусно сочетаются мотивы величественных древних цивилизаций Египта, Греции и Римской империи, а также присутствуют отдельные черты строгого классицизма.
И все же ампир не так уж сложно отличить от других стилей по характерным особенностям, в том числе:
Принадлежность интерьера к стилю ампир также можно легко определить по наличию в оформлении помещения большого количества предметов военной атрибутики:
Важную роль в интерьере играют объемные произведения изобразительного искусства — скульптуры и бюсты, изготовленные из бронзы или натурального камня. Основным источником света в темное время суток в помещении обычно служит массивная люстра. Кроме нее, для освещения используются металлические напольные торшеры, настенные бра и настольные канделябры.
В цветовой палитре комнат преобладают светлые и золотые оттенки, которые максимально подчеркивают торжество роскоши. Красные и синие цвета выполняют вспомогательную функцию — выделяют на общем фоне важные второстепенные детали обстановки.
Потолки имеют прямую либо куполообразную форму. Их чаще всего окрашивают в белый цвет и украшают золотой лепниной. Большой популярностью также пользуются искусные росписи на историческую, религиозную или мифологическую тематику. Идеальным вариантом напольного покрытия по праву считается лакированный художественный паркет со сложным орнаментом. Реже встречаются полы, изготовленные из натурального мрамора.
История стиля ампир в интерьере
Более 200 лет насчитывает история стиля ампир в искусстве и дизайне интерьера. Своим рождением этот стиль обязан Наполеону Бонапарту, который в начале XIX века стал безраздельным властителем Франции. Всесильный император не только успешно воевал с соседями, но и стремился увековечить свои подвиги для грядущих поколений. Именно Наполеону принадлежала идея создания нового пышного стиля не только в интерьере, но и архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Основой для создания интерьерного ампира стал господствующий в те времена в Европе классицизм. Кроме того, новый стиль многое позаимствовал из древнеегипетской и античной эпох. Праздничный и величественный дизайн, созданный по личной инициативе императора, был обречен на успех в среде французской знати. Очень быстро он завоевал популярность и в других странах Европы, особенно — в России.
Но уже к середине XIX века ампир постепенно начал терять свои позиции как в сфере дизайна, так и в других областях искусства. Ему на смену пришли новые, более соответствующие запросам индустриального общества стили, в том числе эклектика и неоклассицизм.
В 30-х годах ХХ века в СССР ампир пережил новый виток популярности. Вплоть до смерти Сталина в 1953 году он оставался главным официальным стилем в архитектуре, а также оформлении интерьеров всевозможных государственных зданий и сооружений. Величественные образцы сталинского ампира сохранились до наших дней в многочисленных вестибюлях метро, залах театров, вокзалов и аэропортов крупных городов.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата эпохи Наполеона I. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить картины различных стилей у современных художников.