Стихотворение ведь если звезды зажигают значит это кому нибудь нужно
Владимир Маяковский — Послушайте: Стих
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского
Маяковский – один из самых оригинальных русских поэтов. Его творчество вызывало массу критических и такое же количество положительных отзывов. Важно то, что оно никого не оставляло равнодушным. Его стихи всегда имели острую социальную направленность. Их отличает глубокая личная заинтересованность в поднятой теме. Стихотворение «Послушайте!» было написано в начале 1914 г. Оно представляет собой призыв тонко чувствующего поэта к равнодушному обществу, попытку вывести его из спячки.
К 1914 г. Россия находилась в глубоком кризисе. Нищета большей части населения, голод, набирающие оборот революционные настроения все больше раскалывали страну. Чувствовалось приближение страшной мировой бойни – Первой мировой войны. Высшие слои общества, прикрываясь красивыми фразами, жили буквально последним днем, проводя время в кутежах и праздниках. Царила атмосфера обреченности и безверия.
Стих написан в характерной манере Маяковского – «лесенкой». Рифма неточная, сбивчивая, переходящая в белый стих. Произведение имеет очень сильную эмоциональную окраску. Для этого автор использует многократные восклицания и риторические вопросы. Очень выразительно контрастное сравнение звезд с «плевочками» и одновременно с «жемчужинами». Вызовом Маяковского является приближение бога, имеющего «жилистую руку», к земному миру. Бог выполняет страстные желания людей о том, чтобы на небе появлялись новые звезды, дающие ощущение стабильности и правильного миропорядка.
Стихотворение «Послушайте!» полностью отражает особенности раннего творчества Маяковского, его протест против существующего общественного устройства.
Слушать онлайн стихотворение «Послушайте!»:
Здесь вы можете слушать онлайн стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!», написанное в 1914 году во время сильнейшего кризиса и призванное пробудить людей из спячки и дать надежду на лучшее. Ведь, по его мнению, если звёзды на небе зажигаются, то это кому-нибудь надо и значит нас ждет впереди что-то хорошее.
Текст стихотворения:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Стихотворение и анализ «Послушайте!»
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
в метелях полуденной пыли,
боится, что опоздал,
целует ему жилистую руку,
чтоб обязательно была звезда! –
не перенесет эту беззвездную муку!
но спокойный наружно.
“Ведь теперь тебе ничего?
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
загоралась хоть одна звезда?!
Краткое содержание
В. Драчинский. Звездная ночь. 2019
Первая часть элегии представляет собой раздумья лирического героя о Боге. Поэт интересуется у Господа о необходимости существования мироздания в целом. Герой ставит актуальные вопросы перед собой и за ответами отправляется к Всевышнему («врывается к Богу»). Употребляя яркую метафору в отношении Господа «жилистая рука», лирический герой подчёркивает особую связь небесных сил и человека, ведь чаще всего обладателями жилистых рук являются рабочие.
Во второй части элегии герой отправляется к Господу не только для получения ответов на интересующие вопросы, но и для того, чтобы попросить Господа создать звезду. Но, не обычную звезду, а такую, без которой жизнь человека теряет всякий смысл. Под звездой следует понимать искусство, без которого жизнь становится однообразной и пресной.
Затем лирический герой обращается к незнакомому лицу, представляющему собой образец того уникального единомышленника, который задаётся теми же вопросами. При обращении к нему, поэт использует множество вопросительно-восклицательных предложений: они служат наивной попыткой успокоить самого себя, своё сердце, встревоженное переживаниями о жизненном пути всего человечества.
Герой формулирует для себя важнейший принцип: важнее всего в этой жизни быть для кого-то чрезвычайно полезным и необходимым. Таким образом поэт выразил внутренние сомнения относительно полезности и нужности читателям своего собственного творчества.
В конце третьей части лирический герой вновь возвращается к исходной точке – к заданному в начале произведения вопросу. Но только теперь этот вопрос звучит гораздо более оптимистично, нежели в экспозиции. Герой спрашивает: «Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер … загоралась хоть одна звезда?!».
История создания
Эта яркая элегия увидела свет в 1914 г. К тому времени, молодой Маяковский уже успел опубликовать свой поэтический сборник «Нате!», и получить широкую известность в литературных кругах. В сборник «Нате!» были включены всего лишь четыре произведения, но в них уже заявила о себе особая манера, в которой автор продолжил писать в дальнейшем. Это произведение наглядно продемонстрировало, что Маяковский способен не только бунтовать, но и предаваться раздумьям лирического плана.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности – это элегия с некоторыми чертами послания. Дело в том, что Маяковский предаётся размышлениям о вечной проблеме и одновременно с этим обращается к читателям.
Поэтические строки написаны тоническим стихосложением. Также присутствует «белый стих», но, при этом, некоторые строки зарифмованы.
Композиция
При внимательном взгляде на структурное оформление произведения, складывается впечатление, что его желательно не читать, а именно слушать. Элегия построена чрезвычайно чётко: она включает в себя основной тезис и пояснение к нему.
Композиция кольцевая: во вступительной части лирический герой задаёт вопрос, а в заключительной части сам же на него и отвечает. Элегия делится на три семантические части:
В произведении отсутствует разделение на четверостишия. Подобное необычное композиционное построение весьма характерно для футуристов, к которым принадлежал Маяковский. Всю элегию можно воспринимать, как одну развёрнутую метафору, сквозь которую проходит тема человеческого одиночества.
Образы и символы
В данном произведении автор создал три ключевых образа, позволяющих максимально полно донести до читателей основную идею элегии. Особого внимания заслуживают следующие образы:
Темы и настроение
Тематика элегии не определяется однозначно и точно: всё зависит от того, как истолковать образы, созданные поэтом. К примеру, некоторые литературоведы уверены, что под образом звёзд Маяковский подразумевает поэтическое творчество, а другие полагают, что звёзды символизируют человеческие жизни. Обе позиции весьма достойны.
Следует выделить тему, лежащую на поверхности произведения – это тема смысла жизни и смысла красоты. Звёзды, как нечто прекрасное, способны наполнить человеческое существование теплом, светом, вдохновением и гармонией. Но при этом истинная природа звёзд не известна. Поэтому человек будущего должен поставить перед собой задачу понять эту природу, проникнув в суть мироздания.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в познании двух основных смыслов – человеческой жизни и поэтического творчества. Получив ответ на вопрос, что звёзды зажигаются Богом ради людей, Маяковский доносит до нас мысль о том, что внимательное наблюдение за ночным звёздным небом может помочь людям отыскать смысл своего существования, найти свою дорогу судьбы.
Средства выразительности
Элегия наполнена множеством различных выразительных средств. Прежде всего, это связано с той формой изложения, которую Маяковский для себя выбрал. Внимания заслуживают следующие тропы:
👀 Послушайте!
Одним из наиболее тонких и призывных стихотворений Маяковского является его раннее произведение «Послушайте», в котором поэт не кричит, а просит внимания. Строки пишутся в 1914 году, когда сладость признания ещё не тешит Владимира Владимировича, отсюда и рождается призыв, обращённый к немногим сегодняшним и многим завтрашним поклонникам.
Тема стихотворения
Уже в 1914 году Маяковский считает себя состоявшимся поэтом, которому не хватает только признания масс. Отсюда растёт смысл первых строк:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
👀 Автор строк считает себя звездой и объясняет, зачем он нужен… зачем необходим.
В первой части стихотворение авто акцентируется на вопросе, зачем нужны звёзды. Вторая часть «Послушайте» звучит, как требование героя к Богу, с просьбой зажечь звезду, а концовка – это убеждённость в необходимости небесных светил, под земным образом которых Маяковский видит себя.
С помощью метафор автор пытается сделать строки более выразительными (звёзды зажигают, загорелась… хоть одна звезда). Однако метафоры не доминируют, поэтому не искажают смысл того, что автор желает передать в строках.
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
Поэт клянётся Богу, что он не в силах перенести непризнание, автор уверен, что заслужил признания и видит, что оно нужно не только ему, но и его будущим поклонникам. Бог был необходим в работе, так как он показал силу стремлений, расставил приоритеты. К прочему, негативное и чуть насмешливое отношение поэта к Богу было и раньше, будет просматриваться и далее. Это выбор бунтаря, которому можно бороться только с собой и с высшими силами.
Полный романтик скажет, что Маяковский не имел в виду себя под звездой, но изучение работ поэта того времени говорит об обратном.
Фон создания «Послушайте»
В 1914 году времена в России напряжённые… зреет революция, два шага до кровавой войны, а Владимир ищет себя в поэзии и в силу характера не может ждать… Только вышел в свет первый сборник, но славы нет, на него не смотрят ещё как на звезду, на него не оборачиваются прохожие.
Маяковский торопит события, в одном стихотворении он кричит (например, «А всё-таки»), в другом просит, в третьем грозится. Стиль уже сформирован, рифма не довлеет над содержанием, а эмоции всегда доминируют. Остаётся показать себя всем, чтобы они увидели, что раньше просто не смотрели не небосвод поэтов и не замечали его талант.
Отнесём стихотворение к одним из самых легко запоминающихся из творчества Владимира Владимировича, и отметим даже толику лирики в «стальной и бунтарской» поэзии Маяковского.
Анализ кратко
Стих «Послушайте» написан на раннем этапе творчества Маяковского, когда поэт находился в экстазе от недавнего выпуска первого сборника. Тема стихотворения – крик одарённого человека в сторону своих возможных почитателей, композиция представляет собой монолог-взрыв героя, сравнивающего между строк себя со звездой.
Жанр строк – элегия-послание, размер смешан, где-то рифма отсутствует, где-то она перекрёстная. Эпитеты от Маяковского суровы (ходит тревожный, но спокойный, жилистая рука, полуденной пыли), метафоры режут, но справедливы (врывается к Богу, метели полуденной пыли, звёзды зажигают и т д.)
Текст
Аудиозапись голоса Маяковского
Аудиозапись голоса В Маяковского поможет понять эмоции автора, ощутить силу бунтарского духа поэта и его устремлённость к признанию.
Анализ стихотворения «Послушайте». В.В. Маяковский
Меню статьи:
Текст стихотворения
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует Ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
История
Творчество Маяковского всегда было неоднозначным. Его принимал и очень ценил Сталин, и называл его талантливейшим поэтом. Сталин насильно внедрял творчество Маяковского по всей стране, к огорчению многих других поэтов и писателей. И все же Маяковский больше, чем только поэт революции. Он писал стихи и издавался еще до «Великой Октябрьской».
Стих «Послушайте» Маяковский написал в 1914 году, когда поэту исполнился 21 год, спустя год после того, как вышел его первый сборник «Нате».
Поэт был молод и еще не научился «кричать свои стихи с трибуны» и провозглашать лозунги. Позже, когда Маяковский «пропитается идеями», будет мечтать о всемирной революции, он начнет чаще писать утвердительные строки, научится рекламе, за что не раз его будут осуждать в творческих кругах.
Личная жизнь Маяковского также изменится, превратившись в «любовный треугольник», нередко заставляющий его страдать и ожесточаться. Но в этот период поэт еще ищет себя, не разрушая, а пытаясь понять мир вокруг, а также самого себя.
Стих появился незадолго до второй мировой войны, в то время, когда в народе все больше преобладали безверие и «зацикленность» на материальных ценностях.
Это были годы, когда даже церковь дискредитировала себя настолько, что уже через три года, во время революции, люди из народа с жестокостью убивали священников, с агрессивной радостью встречая весть о том, что Бога нет, и нет необходимости отвечать за свои поступки перед Вечным Судьей.
Маяковский своим «Послушайте» призывает людей поднять голову над бытовым, мещанским образом жизни и мышления, подумать о том, что выше быта и «полуденной пыли».
В этом стихотворении поэт еще ищет себя, он обращается ко всем, но не крича с трибуны, а тихо, обращаясь лично, с просьбой услышать его. Лирический герой хочет быть услышанным, заставить подумать о вечном.
Тема стиха
«Послушайте» – это стих – монолог, попытка заставить задуматься о том, что важна не одна материальность. Понять, что существует нечто большее, возвышенное. Он говорит о людях, способных видеть красоту. Тех, для кого прекрасное жизненно необходимо.
«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно…»
О том, что существуют те, кто «не перенесет эту беззвездную муку!»
Для этих людей звездное небо очень ценно и важно, а значит, есть смысл всем людям поднять глаза над суетой этого мира и увидеть нечто больше, чем «плевочки» на небе. Попытаться понять это «большее».
В коротком стихотворении нет ни слова лишнего. Каждое слово несет в себе эмоциональную наполненность и философский смысл.
Со свойственной Маяковскому экспрессией, поэт повествует о молитве лирического героя. Он не молится тихо в храме, но «врывается», «плачет», «просит»…
«…врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!…»
О Боге Маяковский также повествует как о труженике. Одним словосочетанием «жилистая рука» поэт рассказывает целую повесть о том, что Бог каждый день трудится в нашем мире. Всякая материя на нашей земле разрушается, если разум и творческая энергия не воздействует на нее. Но земля обновляется каждый день, и через это всякий, кто честно готов смотреть, видит вмешательство разума Творца. Библия говорит о творящем Слове: «…нынешние небеса и земля, содержатся тем же Словом…» (2 Пос. Петра 3:7).
Но Маяковский видит труд Творца на нашей земле как жилистую, натруженную руку. И это реальность поэта, который не приемлет ничего поддельного, напускного и фальшиво-гладкого. Для него ближе образ Бога трудящегося, каждый день зажигающего звезды, а не наблюдателя, однажды запустившего процесс.
Лирический герой уверен, что не обязательно звезды будут загораться каждый вечер. Если не просить и не желать, то можно не увидеть ни одной звезды, а для героя это очень важно, поэтому он готов прилагать усилия к тому, чтобы получить то, что ему необходимо.
Маяковский никогда и ничего не получал за чужой счет и в своей семье был кормильцем. Поэтому для поэта важно участие в том, чтобы в этом мире не только простые, материальные вещи происходили с частицей его труда, но даже то, что, казалось бы, не зависит от его воли или усилий. Поэт описывает человека, который влияет, как может, даже на то, что выходит за границы его возможностей.
Композиция
Стих написан в форме монолога. Лирический герой обращается ко всем, кто может его услышать. Это просьба услышать его, задуматься о том, что может дать иной, более высокий смысл существованию человека.
В стихотворении не прослеживается одной четко выраженной линии. Его можно разделить на три смысловые части. Рассуждение о том, что звезды нужны людям и на молитву к Богу, призыв, просьбу о том, чтобы звезда загорелась, хотя бы одна и вывод в конце стиха.
Стихотворение напоминает античную риторику, словно было написано по ее правилам (тезис – обоснование – утверждение).
На строфы стих не делится, композиция кольцевая, рамочная. В начале и в конце используются похожие выражения, в то же время они несут развитие мысли автора.
Поэт как всегда пишет стих «лесенкой» и многие строки не согласуются друг с другом. Рифма неточная, стих почти белый, хотя присутствует и точная рифма.
Основной герой произведения
Стих хочется не читать, а слушать, ведь это обращение лирического героя к слушателям. Сначала он задает риторический вопрос, затем рассказывает о третьем лице, который является главным героем произведения.
Стихотворение «Лиличка» Владимира Маяковского написано в форме монолога-обращения лирического героя к своей возлюбленной. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Лирический герой, который в данном произведении является и автором, рассказывает, как важны звезды для главного героя. Он задыхается в дневной пыли и рвется к Богу «на аудиенцию», он ждет вечера, когда сможет увидеть звезды и подняться над суетой этого мира. Он не может выдержать мысли о возможности не увидеть звезд.
Лирический герой показывает очень деятельного человека. Он не считает, что можно молча страдать и сетовать на судьбу, если то, чего тебе не хватает, находится вне твоих возможностей.
Этот «кто-то» не ждет, не молчит, он «врывается», «боится, что опоздал», «Плачет», «целует жилистую руку» Бога, «просит». Это человек деятельной веры, просящий у Творца того, что ему необходимо, и получающий этот дар каждый вечер – звезды загораются.
Просьба увенчалась успехом. Но еще до того, как этот человек видит долгожданную звезду, он уже ходит «спокойный наружно», хотя его внутренняя тревога не проходит.
Остальные люди получают результат его усилий и не знают о том, что звезд могло и не быть. Но главного героя это не волнует. Для него важно мнение одного человека. Он только у кого-то одного спрашивает: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”
Этот вопрос выдает нам, что до этого главному герою было страшно. Маяковский рисует свой образ в стихотворении. Он не представляет жизнь без бурной деятельности, без труда, достижений и страсти к победе.
Второстепенные герои
Можно было бы назвать второстепенным героем самого рассказчика – лирического героя, ведь он остается за кадром. Но все же в этом стихотворении он, скорее, второй главный герой, а не второстепенный.
Второстепенным героем произведения можно назвать Бога, к которому обращается главный герой. Он изображен тружеником, имеющим «жилистую руку» и неравнодушное сердце. Ведь Бог в данном произведении откликается на просьбу героя и зажигает звезды каждый вечер.
Основная идея стиха
Маяковский написал стих в то время, когда многие люди теряли веру, были озлоблены и растеряны. Поэт взывает к людям, прося их вернуться к высшим ценностям, не погружаться в рутину материальности.
Человек создан, чтобы жить между двумя мирами, получая информацию из духовного мира, воплощать идеи в физическом мире, и любой дисбаланс нарушает гармонию.
Если человек улетает только в духовность, он отказывается от важной части своей жизни и теряет свое предназначение. Также если он погружается только в материальность и живет животными потребностями, упускает прекрасную часть себя. Покой и ощущение счастья возможно только тогда, когда человек «стоит на своем месте» и поддерживает баланс между духовным и материальным.
Поэт обращается к тем, кто погряз в материальности, забыв о духовных потребностях, призывая их поднять голову к небу, увидеть звезды, задуматься о том, что можно жить иначе и получить большее счастье, чем только сытый желудок, крышу над головой и возможность размножения.
Поэт призывает действовать и видеть звезды, делиться радостью достижений в мире поэзии, в способности видеть звезды и участвовать, пусть даже косвенно в процессе их зажигания. Ведь, по мнению поэта, если бы не было тех, кто просит о звездах, то Бог не зажигал бы их на небосклоне.
Можно понимать поэта как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь «звезды» талантов людей тоже зажигаются в нашем мире; и их видят и ценят только те, кто желает иметь больше, чем пищу и кров. Те, кто ищет высшего.
Форма произведения необычна, но характерна для футуристической литературы. Это позволяет стиху выделиться на фоне других философских произведений.
Звезды, являющиеся центральными в этом стихотворении, можно воспринимать как реальные физические, а также как аллегорию – как поэтов, художников, тружеников искусства, тех, кто помогает людям подняться над обыденностью.
Также звезды можно рассматривать и как саму нашу жизнь, наши добрые порывы, стремление к высшему, небесному и духовному. Автор призывает увидеть нечто большее, чем ежедневная рутина со всей страстностью своей натуры.
Жанр стихотворения – элегия. Также мы видим в нем элементы послания. Тонический стих, большинство строк которого не рифмуется, разностопный ямб. Часть строк имеют рифмовку АВАВ.
Автор использует метафоры: «Врывается к Богу», «называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают» «метели полуденной пыли».
Также использует эпитеты «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный», «жилистая рука».
Один из самых ярких и уникальных эпитетов «жилистая рука» Бога.
Антитеза: В стихе противопоставлены слова, которые в обычной речи не являются антонимами. Но для одних звезды – это «плевочки», а для других – «жемчужины»
Средства выразительности
Первое же обращение, прерванное восклицанием, заставляет остановиться и обратить внимание на будущую речь. Дальше автор задает риторические вопросы и уверен, что на них можно дать только утвердительный ответ.
Рассказчик развивает сюжет – некто тревожится и боится, что вечером, после окончания пыльного рабочего дня, звезды не появятся на небосклоне. Тогда он бежит к Богу, врывается в тревоге и просит, целуя Его натруженные жилистые руки. Он не представляет себе вечера без звезд.
Стих «Скрипка и немного нервно» Владимира Маяковского отличается шутливым характером, поэтому было бы закономерно счесть «Скрипку…» шуткой. Впрочем, читатель может узнать больше об этом произведении, ознакомившись с его описанием
Знаками препинания, словами, расположенными лесенкой, автор добивается максимального эмоционального накала. Он словно спорит, доказывает, пытается донести свою истину до всех и каждого.
В этом стихе автор не кричит, но пытается убедить уговорить, заставить переосмыслить привычный взгляд на жизнь, используя знаки препинания, расставляя интонационные акценты, и словно сомневаясь, что его поддержат, переспрашивает «Да?!»
Маяковский как всегда смешивает возвышенное и земное. Звезды, Бога, «жилистую руку» и «метель полуденной пыли».
В стихе не употребляются неологизмы и искаженные слова, из-за этого он воспринимается как прямой, искренний порыв автора.
Языковые особенности стиха
В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.
Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.
В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.
Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.
Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.
Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.
Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…
Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.
Отзывы критиков
Стих “Послушайте!” — истинный шедевр русской и мировой поэзии.
«Маяковский успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р. Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа»
«Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский — талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче… Поэзию привлекут к поэту две вещи: «Ярость творческой его совести. Чутье неназревшей еще ответственности перед вечностью — его судилищем».
(Из статьи «Владимир Маяковский. «Простое как мычание»)
Б. Пастернак
«Едва ли найдется в истории другой пример того, чтобы человек, так далеко ушедший в новом опыте, в час, им самим предсказанный, когда этот опыт, пусть и ценой неудобств, стал бы так насущно нужен, так полно бы от него отказался. Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для меня загадкой.
Тут была та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни, в любом направленьи, без которой поэзия — одно недоразуменье, временно неразъясненное.
И как просто было это все. Искусство называлось трагедией. Так и следует ему называться. Трагедия называлась «Владимир Маяковский». Заглавье скрывало гениально простое открытье, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру. Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья».
(Из повести «Охранная грамота»)
Б. Пастернак
«Брак поэта с временем — насильственный брак. Брак, которого, как всякого претерпеваемого насилия, он стыдится и из которого рвется — прошлые поэты в прошлое, настоящие в будущее… Вся советская поэзия — ставка на будущее. Только один Маяковский, этот подвижник своей совести, этот каторжанин нынешнего дня, этот нынешний день возлюбил: то есть поэта в себе превозмог.»
(Из статьи «Поэт и время»
М. Цветаева)
«Я пытался писать музыку на стихи Маяковского, но это оказалось очень трудным, как-то не получалось. Должен сказать, что переложить стихи Маяковского на музыку очень трудно, мне особенно трудно это сделать, так как в моих ушах и сейчас звучит чтение Маяковского и мне бы хотелось, чтобы в музыке нашли себе место интонации Маяковского, читающего свои стихи.»
(Из книги «Маяковский в воспоминаниях современников»
Д. Шостакович)
Краткий анализ стихотворения В. Маяковского “Послушайте!” 2 вариант
Стихотворение Маяковского под названием “Послушайте” написано в 1914 году. Читатель увидел в этом стихе пренебрежительные интонации и ранимую душу. Стихотворение начинается с просьбы к людям “Послушайте!”. Этим восклицанием герой прерывают собственную речь, для того чтобы быть услышанным, герой произносит это слово в отчаянии пытаясь обратить внимания людей на волнующую проблему, которая беспокоит героя. Эта проблема человеческое равнодушие.
Построение речи в стихотворении так, как будто ведется Достопримечательная дискуссия, похожа на поиски лихорадочным аргументом в надежде что люди поймут. Чувствуется в герое сильный накал страстей и эмоций, а также замечается забота, надежда и сопереживание. Последняя строчка стихотворения начинается в точности так же как и первая, но если сравнить эти две строки, то развитие последней уже намного уверенное, оптимистическое и бодрое.
Расположение стихотворения сделано “лесенкой” здесь каждое слово считается главным для лирического героя. Кажется, что некоторые стихотворения Маяковского читаются с криком. Автор пишет стихи которые преобладают интонации доверчивости и интонации интимного характера. Маяковский человек душевный, добрый, дружелюбный и понимающий, но некоторые читатели представляют автора как грозного и дерзкого. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя.
Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”- передает не только динамику событий, но и эмоциональный накал. Каждое слово здесь выразительное с обостренными чувствами. В стихотворении “Послушайте” интонации доверительные, обличительные с некой робостью. Герой собственные мысли высказывает с ноткой тревоги и в смятении. Для лирического героя жизнь без звезд кажется бессмысленной, утверждает что звезды светят не попросту, а для каждого человека на Земле. Отчаяние так велико, что герою тяжело переносить “эту беззвездную муку”. Стихотворение Маяковского написано с развернутой метафорой. Кроме материального, людям надобно мечтать, стремится к целям в жизни и духовно развиваться.
В стихотворении присутствует боль и крик души поэта, этим произведением автор пытается достучаться к сердцам читателей, добиться признания, понимания модерного творчества. Маяковский величайший лирический поэт, созданное ним стихотворение “Послушайте!” – шедевр русской литературы.