Стих лермонтова нет не тебя так пылко я люблю
Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю: Стих
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова
М. Ю. Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания людей. Это было связано с его чрезмерным увлечением идеями романтизма, а также с политическими убеждениями. К концу жизни он уже настолько свыкся со своим образом нелюдимого человека, что даже находил в нем определенный интерес. Это самым непосредственным образом сказалось на его личной жизни. Поэт стремился к созданному в воображении женскому идеалу, но не мог найти его в реальности. В последние годы жизни он увлекался В. Лопухиной. Девушка отвечала ему взаимностью и была готова согласиться на брак. По свидетельству современников Лермонтов сам отказался от своего счастья. Он считал свою судьбу неудавшейся и не видел никаких перспектив. Поэт боготворил Лопухину, но боялся, что браком обречет любимую на совместные страдания. В этом благородном стремлении видно, насколько Лермонтов потерял цель и смысл своего существования. Примечательно, что окончательный ответ Лопухиной он дал перед второй ссылкой на Кавказ. Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841 г.) посвящено Е. Быховец, с которой поэт встретился по пути в ссылку и открыл девушке свою душу.
Стихотворение относится к чистой любовной лирике. Оно проникнуто очень печальным и трагическим настроением. Утверждают, что Е. Быховец была очень похожа на Лопухину, поэтому Лермонтов видел в ней свою возлюбленную и решился на очень откровенный разговор. Признавая невероятную красоту молодой девушки, поэт с сожалением восклицает, что его сердце принадлежит другой. Он считает, что его молодость и мечты давно погибли, но получили временное воскрешение при взгляде на собеседницу.
Разговаривая с Е. Быховец, Лермонтов не может избавиться от воспоминаний о любимой. Внешнее сходство девушек приводит к тому, что поэт занят «таинственным разговором» с мысленным образом Лопухиной.
Лермонтов упоминает о возлюбленной только в прошедшем времени. Более того, он описывает ее с помощью образов «уста… немые», «угаснувшие очи». Этим автор подчеркивает, что навсегда похоронил свою любовь. Поездку на Кавказ он считает сознательным поиском смерти, поэтому прощается со всем, что еще связывает его с жизнью.
Многие стихотворения Лермонтова стали пророчествами о собственной смерти. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — одно из них.
Стихотворение и анализ «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Краткое содержание
Е.Г. Быховец. Неизвестный художник. 1848
Это небольшое лирическое стихотворение вместило в себя полноценный эпический рассказ о прошлом и настоящем героев – дамы и кавалера. Лирический герой в самом начале произведения признаёт непревзойдённую красоту героини, которую он когда-то знал и высоко ценил. Но прошло время и теперь прелести дамы для него уже не предназначены. В её красоте герой видит лишь давнишние пылкие чувства и то время, когда он был молодым и пылко влюблённым.
Затем мы наблюдаем развитие любовной истории, имеющей несчастный финал, и отмечаем новые детали встречи влюблённых. Лирический герой смотрит в глаза красавицы долгим взглядом, будто желая проникнуть в тайну прошлых лет. Но при этом, он ведёт себя отчуждённо, ведь таинственный разговор его души скрыт от возлюбленной: он адресован не нынешней ей.
Заключительный катрен содержит уточняющий рассказ о том, какие мысли и переживания одолевают героя в текущее время. В знакомых чертах некогда любимой женщины он не может отыскать её – истинную подругу своей молодости, увидеть живые уста и сияние глаз. Теперь перед ним находятся уста немые и потухший взор.
История создания
Произведение относится к позднему творчеству поэта. Лермонтов написал его в 1841 году, посвятив своей родственнице Екатерине Быховец, которую повстречал незадолго до сочинения этих стихотворных строк. Молодая женщина очень понравилась поэту: причина столь стремительной симпатии заключалась в том, что Быховец была похожа на давнюю любовь Лермонтова Варвару Лопухину. Поэтому лирический герой сообщает о том, что он любит вовсе не девушку, а своё «прошлое страдание».
Варвара Лопухина – это любовь всей жизни поэта. С ней Лермонтов познакомился ещё в годы молодости. Но влюблённым не суждено было повенчаться в силу многих причин. Поэт принимает решение поступить в школу юнкеров, затем отправляется служить на Северный Кавказ. Он так и не решился предложить Лопухиной руку и сердце. Вскоре родители выдали красавицу дочь замуж за другого человека. Девушка дала согласие на брак с нелюбимым мужчиной, так как Лермонтов находился на Кавказе и конкретных намерений относительно будущих отношений не заявлял. Узнав о замужестве любимой женщины, поэт сильно переживал, расценивая её поступок, как предательство. Лопухиной влюблённый Лермонтов посвятил множество стихов.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности – это элегия: лирический герой, с чувством огромной грусти, повествует о любимой женщине, с которой ему не суждено быть вместе.
Поэтический размер – пятистопный ямб с кольцевой рифмовкой.
Композиция
Композиция стихотворения характеризуется предельной простотой. Произведение делится на семантические части и представляет собою целостный монолог – откровение лирического героя. С формальной точки зрения стихотворение состоит из трёх катренов, каждый из которых постепенно приближает читателей к правде.
Образы и символы
В центре произведения находятся два образа – лирический герой и девушка, в отношении которой герой испытывает чувства:
Темы и настроение
Данное произведение посвящено одной теме – это любовь, способная храниться в сердце человека на протяжении многих лет. Поэт раскрывает любовную тему сквозь призму личных эмоций и переживаний. Произведение пронизано настроением неудовлетворённости лирического героя собственной жизнью, его душевным одиночеством.
Основная идея
Лермонтов транслирует читателям мысль о том, что прошлая любовь способна настолько глубоко запасть в человеческое сердце, что «раненный» былой любовью человек больше не сможет никого искренне полюбить.
Средства выразительности
Лермонтов мастерски использует художественные средства выразительности для раскрытия темы и передачи эмоций лирического героя. В произведении есть:
Михаил Лермонтов
Нет, не тебя так пылко я люблю… (+ Анализ)
* * *
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых – уста давно немые,
В глазах – огонь угаснувших очей.
Дата создания: 1841 г.
Высказывались предположения, что стихотворение относится к Софье Михайловне Соллогуб, жене писателя В. А. Соллогуба, или я Екатерине Быховец, дальней родственнице Лермонтова, с которой поэт встречался летом 1841 г. в Пятигорске. Лермонтов находил в ней сходство с В. А. Бахметевой (Лопухиной) – «подругой юных дней», горячо любимой поэтом.
Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1 вариант)
Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице лишь глубокие страдания. Объяснял Лермонтов это не только своим скверным и вспыльчивым характером, но и бессмысленностью собственной жизни. Он считал, что не может составить счастье женщины, если является глубоко несчастным и запутавшимся в своих стремлениях человеком. Так или иначе, но о своем решении не связывать себя узами брака Лермонтов сообщил Лопухиной. Произошло это незадолго до роковой дуэли, когда поэт ненадолго приехал в Петербург, чтобы затем вновь отправиться на Кавказ. По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Впоследствии Екатерина Быховец вспоминала, что поэт питал к ней очень нежные чувства. Однако такое отношение объяснялось очень просто, так как эта юная особа внешне очень напоминала Лермонтову Варвару Лопухину. Поэтому неудивительно, что обращаясь к Екатерине Быховец в стихах, поэт отмечает: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою». Таким образом, из этой фразы становится очевидно, что Лермонтов действительно поставил крест на взаимоотношениях с Варварой Лопухиной, хотя это решение далось ему непросто. Мысленно он по-прежнему рядом со своей избранницей. Поэтому автор признается, что когда смотрит на юную Екатерину Быховец, то занят «таинственным разговором», который ведет в душе. «Но не с тобой я сердцем говорю», – подчеркивает поэт.
Ангел смерти (Поэма) (+ Анализ)
При этом Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь. Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». Примечательно, что Лермонтов, никого не впускавший в свой внутренний мир, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец оказался на удивление откровенным. Возможно, поэт предчувствовал свою скорую гибель и понимал, что пусть через третье лицо, но в последний раз признается в любви к Лопухиной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал он ней в прошедшем времени.
Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова (2 вариант)
В творчестве М.Ю. Лермонтова, как и в творчестве других талантливых поэтов, много стихотворений, посвящённых любви. Но эта тема имеет у него свои особенности. Одним из последних произведений поэта на тему любви стало стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя так пылко я люблю» по плану.
Краткий анализ
История создания – Произведение было написано летом 1841 г. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его Екатерина Быховец.
Тема стихотворения – Любовь, которая хранится в сердце с юных лет.
Композиция – Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трёх строф.
Жанр – элегия, послание.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «красы блистанье», «люблю прошлое страданье… люблю молодость мою», « сердцем говорю», «огонь очей».
Эпитеты – «пылко люблю», «прошлое страданье», «угаснувшие очи», «таинственный» разговор.
История создания
Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Вероятно, посвящено произведение Екатерине Быховец, дальней родственнице Лермонтова, с которой он встретился в 1841 г. в Пятигорске. Девушка очень нравилась поэту, но причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной, к которой в юности он испытал большое чувство. Вот почему лирический герой стихотворения признаётся, что любит не ту, к которой обращается, а своё «прошлое страданье».
Завещание (Есть место: близ тропы глухой…) (+ Анализ)
Варвара Лопухина – самая большая любовь поэта. Молодым людям не суждено было быть вместе. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом служил в Петербурге. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьёзных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая её поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.
Тема
Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает её сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.
Уже в первых строках лирический герой признается, что любит не её, не блистание её красоты, а своё прошлое, испытанное в молодости чувство. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор». Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней». И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.
Композиция
Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трёх строф, каждая из которых постепенно раскрывает смысл стихотворения.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Его можно отнести также к жанру послания, так как это прямое обращение к героине. Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихиями. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.
Средства выразительности
Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры : «красы блистанье», «люблю в тебе прошлое страданье… люблю молодость погибшую мою», « сердцем говорю», «огонь очей».
Эпитеты придают монологу особую романтичность и возвышенность– «пылко люблю», «прошлое страданье», «угаснувшие очи», «таинственный» разговор.
Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова (3 вариант)
Она была прекрасна, как мечта…(+Анализ)
М. Ю. Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания людей. Это было связано с его чрезмерным увлечением идеями романтизма, а также с политическими убеждениями. К концу жизни он уже настолько свыкся со своим образом нелюдимого человека, что даже находил в нем определенный интерес. Это самым непосредственным образом сказалось на его личной жизни. Поэт стремился к созданному в воображении женскому идеалу, но не мог найти его в реальности. В последние годы жизни он увлекался В. Лопухиной. Девушка отвечала ему взаимностью и была готова согласиться на брак. По свидетельству современников Лермонтов сам отказался от своего счастья. Он считал свою судьбу неудавшейся и не видел никаких перспектив. Поэт боготворил Лопухину, но боялся, что браком обречет любимую на совместные страдания. В этом благородном стремлении видно, насколько Лермонтов потерял цель и смысл своего существования. Примечательно, что окончательный ответ Лопухиной он дал перед второй ссылкой на Кавказ. Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841 г.) посвящено Е. Быховец, с которой поэт встретился по пути в ссылку и открыл девушке свою душу.
Стихотворение относится к чистой любовной лирике. Оно проникнуто очень печальным и трагическим настроением. Утверждают, что Е. Быховец была очень похожа на Лопухину, поэтому Лермонтов видел в ней свою возлюбленную и решился на очень откровенный разговор. Признавая невероятную красоту молодой девушки, поэт с сожалением восклицает, что его сердце принадлежит другой. Он считает, что его молодость и мечты давно погибли, но получили временное воскрешение при взгляде на собеседницу.
Разговаривая с Е. Быховец, Лермонтов не может избавиться от воспоминаний о любимой. Внешнее сходство девушек приводит к тому, что поэт занят «таинственным разговором» с мысленным образом Лопухиной.
Лермонтов упоминает о возлюбленной только в прошедшем времени. Более того, он описывает ее с помощью образов «уста… немые», «угаснувшие очи». Этим автор подчеркивает, что навсегда похоронил свою любовь. Поездку на Кавказ он считает сознательным поиском смерти, поэтому прощается со всем, что еще связывает его с жизнью.
Многие стихотворения Лермонтова стали пророчествами о собственной смерти. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — одно из них.
Лермонтов: Нет, не тебя так пылко я люблю
Михаил Лермонтов: Нет, не тебя так пылко я люблю
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
написано в 1841 году
Анализ стиха Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю»
Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице лишь глубокие страдания. Объяснял Лермонтов это не только своим скверным и вспыльчивым характером, но и бессмысленностью собственной жизни. Он считал, что не может составить счастье женщины, если является глубоко несчастным и запутавшимся в своих стремлениях человеком. Так или иначе, но о своем решении не связывать себя узами брака Лермонтов сообщил Лопухиной. Произошло это незадолго до роковой дуэли, когда поэт ненадолго приехал в Петербург, чтобы затем вновь отправиться на Кавказ. По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Впоследствии Екатерина Быховец вспоминала, что поэт питал к ней очень нежные чувства. Однако такое отношение объяснялось очень просто, так как эта юная особа внешне очень напоминала Лермонтову Варвару Лопухину. Поэтому неудивительно, что обращаясь к Екатерине Быховец в стихах, поэт отмечает: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою». Таким образом, из этой фразы становится очевидно, что Лермонтов действительно поставил крест на взаимоотношениях с Варварой Лопухиной, хотя это решение далось ему непросто. Мысленно он по-прежнему рядом со своей избранницей. Поэтому автор признается, что когда смотрит на юную Екатерину Быховец, то занят «таинственным разговором», который ведет в душе. «Но не с тобой я сердцем говорю», – подчеркивает поэт.
При этом Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь. Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». Примечательно, что Лермонтов, никого не впускавший в свой внутренний мир, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец оказался на удивление откровенным. Возможно, поэт предчувствовал свою скорую гибель и понимал, что пусть через третье лицо, но в последний раз признается в любви к Лопухиной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал он ней в прошедшем времени.
Коментарий к стихотворению:
Впервые опубликовано в 1843 г. в «Отечественных записках» (т. 28, № 6, отд. I, с. 194). Высказывались предположения, что стихотворение относится к Софье Михайловне Соллогуб, жене писателя В. А. Соллогуба, или к Екатерине Быховец, дальней родственнице Лермонтова, с которой поэт встречался летом 1841 г. в Пятигорске. Лермонтов находил в ней сходство с В. А. Бахметевой (Лопухиной) — «подругой юных дней», горячо любимой поэтом.
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырех томах / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Издание второе, исправленное и дополненное — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979—1981 год. Том 1, Стихотворения 1828—1841 годов. Страница 492.
Нет, не тебя так пылко я люблю (Лермонтов)/ПСС 1989 (СО)
Точность | Выборочно проверено |
Нѣтъ, не тебя такъ пылко я люблю // Отечественные записки, 1843, т. XXVII, 4 | |
Нет, не тебя так пылко я люблю // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2 | |
Нет, не тебя так пылко я люблю // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т.2 (Ё) | |
(список редакций) |
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых — уста давно немые,
В глазах — огонь угаснувших очей.
Примечания [ править ]
Найдич Э. Э. Примечания // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 2. Стихотворения и поэмы. — 1989. — С. 597—657. Источник: Электронная публикация: ФЭБ
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Общественное достояние Общественное достояние false false