Степень сосредоточенности сознания на объекте это такой показатель внимания как
Внимание как сосредоточенность сознания на предмете
В статье мы расскажем:
Нобелевские лауреаты, призеры Олимпийских игр, изменившие мир бизнесмены – все они упоминают сосредоточенность сознания как один из ключевых факторов успеха. Умение концентрироваться на главном и удерживать внимание на протяжении длительного времени отличает успешного человека.
Способность сосредоточиваться не получают от рождения, а вырабатывают с годами. В качестве инструментов используют курсы, семинары, тренинги, тренировки, книги, лекции и другие. Как правило, к ним прибегают не все, а только избранные, чувствующие потребность в сосредоточенности сознания. Если у вас возникло это чувство, начните с нашей статьи, чтобы разобраться в данном вопросе.
Необходимость тренировать сосредоточенность сознания
Иногда человеку необходима фокусировка на каком-нибудь предмете или событии. Такое умение концентрироваться называется сосредоточенностью сознания.
Сознание – состояние психики человека, которое даёт осознание себя, внешнего мира и его явлений.
Вся информация, которая поступает в наш мозг через органы чувств, прокачивается через сознание и анализируется. Такая мозговая деятельность напоминает работу компьютера.
В сознании так же, как и в компьютере, происходят сложные процессы, работают программы врождённых инстинктов.
С годами программа нашего компьютера становится более продвинутой, дополняется разного рода новшествами. Происходит усовершенствование личности путём саморазвития, приобретения знаний и мастерства.
Тогда зачем нашему мозгу-компьютеру иметь сосредоточенность сознания? Она даёт нам возможность сфокусироваться на значимом предмете, отстраняясь от других, не имеющих значение в данный момент.
Западный человек пока не имеет подобной власти над своим сознанием, он овладел лишь малым его сегментом в виде внимания и восприятия.
По мнению большей части европейских психологов, само существование внимания предполагает направленность человеческого сознания на конкретные окружающие его объекты и явления, фокусировку на них. Здесь на первый план выходит проблема силы такой направленности, то есть концентрации внимания.
Такова теория, но что полезного можно извлечь из сосредоточенности сознания в практике нашей жизни?
Сосредоточенность сознания на определённом объекте имеет прямую связь с фокусировкой внимания, а это является важным фактором как в освоении навыков и совершенствовании в профессии, так и в совершенствовании собственной личности. Стремление досконально разобраться в каком-либо вопросе или проблеме может быть нарушено роем не относящихся к делу мыслей, набегающих, как волны, одна за другой и не дающих возможности сконцентрироваться.
Сосредоточенность сознания способствует избавлению от мыслей о несущественных явлениях и полной концентрации внимания на определённом вопросе, объекте или явлении. Такая фокусировка особенно помогает при обдумывании и принятии важных решений.
Даже для прочтения текста нужно приложить немало усилий. Случается, что нам надо срочно организоваться и начать готовиться к экзамену, докладу на семинаре или какому-нибудь выступлению.
Только сосредоточенность сознания поможет в данный момент отложить решение других вопросов, отвлекающих на себя наше внимание.
Каждому человеку необходимо научиться сосредоточению внимания в нужное время, так как часто происходят ситуации или складываются непростые условия для освоения знаний, обдумывания или принятия решения.
Помехой для концентрации внимания в такой обстановке могут стать посторонние звуки, круговорот мыслей, необычные обстоятельства, новое окружение, которые приведут к появлению новых реакций и ощущений.
Если человек выработает хорошую концентрацию внимания, он сможет находиться наедине с собой в переполненном помещении, где царит шум и гам.
Таким образом, сосредоточенность сознания на том или ином предмете даёт возможность абстрагироваться от окружающего мира, ненужных мелочей, внешних шумов, покончить с никчёмными мыслями и сфокусироваться в нужное время в полной мере на представляющем интерес предмете. Такое поведение в жизни станет очень практичным, например, для предпринимателя.
Внимание как сосредоточенность сознания
Внимание — это направленность сознания на какой-либо объект, происшествие или занятие и сосредоточенность на них. Направленность – это вычленение предмета, а сосредоточенность — абстрагирование от других предметов.
Психология. Развитие психики и сознание. Внимание. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции …
З. Фрейда
Г. Лейбница
К. Юнга
А. Адлера
2. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…
концентрация
переключение
распределение
объем
3. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
рефлексия
восприятие
внимание
память
4. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
самооценкой
самопрезентацией
самовосприятием
самоощущением
5. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как…
объем
концентрация
распределение
переключение
6. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который представляется при этом ясно и отчетливо. Эта направленность…
избирательная
рассеянная
неосознаваемая
распределенная
7. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность
8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…
ощущение
восприятие
память
внимание
9. Техника медитации заключается в …
концентрации внимания субъекта
том, чтобы сузить поле экстравертированного сознания
замедлении метаболизма
все ответы верны
10. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…
непроизвольным
произвольным
послепроизвольным
зрительным
11. Второй стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание
12. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является …
способность к поисковому поведению
наличие чувствительности
способность к гибкому приспособлению к среде
умение проигрывать действия во внутреннем плане
13. Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной
5 ± 2
6 ± 2
7 ± 2
8 ± 2
14. Высшая форма психики, продукт исторического развития человека в труде и постоянном общении с другими людьми – это ….
воля
рефлекс
сознание
эмоции
15. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность
16. Самосознание можно определить как …
повышенное внимание к себе
уровень притязаний
направленность личности
образ себя
17. Психологическим механизмом самосознания выступает …
эмпатия
рефлексия
идентификация
атрибуция
18. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле … психологии
гуманистической
когнитивной
гештальт
культурно-исторической
19. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется … уровнем психологической активности.
низким
средним
высоким
повышенным
20. Уровень развития психики присущий только человеку – это …
сенсорная психики
перцептивная психика
элементарный интеллект
сознание
21. Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется …
реакцией
раздражимостью
отражением
чувствительностью
22. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…
отсутствие цели
постановка целей деятельности
новизна раздражителя
эмоциональная значимость раздражителя
23. Первой стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание
24. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее через … стадий
5
6
7
8
25. Первые теоретически разработки в области Я-концепции принадлежат …
В. Вундту
К. Роджерсу
Л.С. Выготскому
У. Джемсу
Степень сосредоточенности сознания на объекте это такой показатель внимания как
Общая психология
Познавательные процессы. Внимание.
Познавательные процессы
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Что же такое внимание?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
Внимание
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо предмете, объекте (реальном или идеальном), событии, образе и т.д.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность.
С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредоточиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредоточиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность.
Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.
Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг – зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания.
Виды внимания
Непроизвольное. Возникает непреднамеренно в силу увлекательности, необычности, новизны раздражителя.
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.
Возникновение непроизвольного внимания вызвано целым комплексом причин:
1. Характер внешнего раздражителя. Сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание.
2. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище.
3. Общая направленность личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник — на красоту старинного здания.
Произвольное. Управляется сознательной целью, носит отчетливо выраженный волевой характер. Наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.
Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться.
Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.
Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.
В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Свойства внимания
Объем – это количество объектов, которое человек способен охватить одновременно (V=5±2 ед.)
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50-100 мс.). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания – величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.
Устойчивость – это длительность сосредоточенности сознания на объекте.
В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, и мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Другими словами, для поддержания внимания к какому-либо предмету необходимо, что бы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание.
Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте.
Распределение – способность удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Распределение внимания является обратной стороной его другого свойства – переключаемости.
Переключаемость – способность преднамеренного быстрого перехода от одного объекта внимания к другому.
Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Избирательность – способность успешной настройки на восприятие информации при наличии помех.
Также выделяют такие свойства, как:
Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Причины отвлекаемости могут быть внешними или внутренними.
Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.
Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности задело, которым в данный момент занят человек.
Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Мнимая рассеянность – невнимание человека к окружающим объектам, вызванное крайней сосредоточенностью на своих размышлениях, каком-то предмете, явлении.
Используемая литература.
Степень сосредоточенности сознания на объекте это такой показатель внимания как
1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:
в) внимание;
2. Внимание – это направленность сознания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность:
а) избирательная;
3. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как:
а) блок селекции информации;
б) резервуар ресурсов;
в) специфическую предвосхищающую активность;
г) особый вид деятельности.
4. Что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, считают сторонники:
б) когнитивной психологии;
в) гештальтпсихологии;
г) психологии сознания.
5. Проблема внимания была впервые разработана в рамках:
а) психологии сознания;
г) теории деятельности.
6. Автором теории волевого внимания является:
а) Н.Н. Ланге;
7. Традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и ориентировочной реакции представители направления исследований:
б) нейрофизиологического;
8. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:
в) А.А. Ухтомским;
9. Во внимании линию натурального и линию культурного развития выделял:
а) Л.С. Выготский;
10. Взгляды Н.Ф. Добрынина по поводу сути внимания были близки подходу:
а) С.Л. Рубинштейна;
11. С.Л. Рубинштейн трактовал внимание как:
а) умственное усилие;
б) активность личности;
в) способ управления поведением и функцию контроля;
г) результат организации деятельности.
12. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности предложил трактовать:
г) Н.Ф. Добрынин.
13. В теории внимания П.Я. Гальперин рассматривает внимание как:
а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму;
б) психическое явление, не имеющее собственного содержания;
в) феноменальное продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности;
г) форму психической активности, проявляющейся в сосредоточенности на объекте.
14. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:
в) И.П. Павловым;
15. Внимание является важной стороной ориентировочно-исследовательской деятельности в теории:
в) П.Я. Гальперина;
16. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) характер связи с практикой.
17. Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) характер связи с практикой.
18. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:
а) непроизвольным;
19. Л.С. Выготский приравнивал непроизвольное внимание:
а) к непосредственному;
б) к опосредованному;
в) к внутренненаправленному;
20. Понятие «предвнимание» предложено:
в) У. Найссером;
21. Термины «непроизвольное внимание» и «пассивное внимание»:
а) являются синонимами;
б) обозначают различные виды внимания;
в) пассивное внимание является разновидностью непроизвольного внимания;
г) непроизвольное внимание является разновидностью пассивного внимания.
22. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) интерес человека;
г) усталость человека.
23. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга, возникает внимание:
а) непроизвольное;
24. Произвольное внимание не обусловлено:
а) осознанием долга и обязанности;
б) наличием интересов, мотивов, побуждений;
в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность;
г) контрастностью внешних воздействий.
25. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) новизна раздражителя;
г) эмоциональная значимость объекта.
26. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:
а) непроизвольного;
27. Значения параметров внимания – это индикатор:
а) только состояния человека;
б) только степени утомления и уровня бодрствования человека;
в) только уровня бодрствования человека;
г) состояния, степени утомления и уровня бодрствования человека.
28. К показателям внимания, не выявленным в экспериментально-психологических исследованиях, относится:
г) скорость.
29. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:
б) распределение;
30. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:
б) концентрация;
31. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как:
в) устойчивость;
32. В. Вундт установил, что объем внимания составляют:
а) 4 простых впечатления;
б) 5 простых впечатлений;
в) 6 простых впечатлений;
г) 7 простых впечатлений.
33. Комплексной характеристикой внимания является показатель его:
в) успешности;
34. Интенсивность и концентрация внимания являются такой характеристикой внимания, как:
а) уровень;
в) скорость переключения;
35. Характеристикой интенсивности внимания является ее:
б) степень;
36. Степень и объем внимания связаны зависимостью:
б) обратной;
г) нелинейной U-образного типа.
37. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:
г) объем.
38. Скорость переключения внимания зависит от:
а) стимульного материала;
б) характера деятельности субъекта с ним;
в) уровня мотивации личности;
г) гендерных особенностей субъекта.
39. Степень переключения внимания не определяется:
а) соотношением между содержанием предшествующей и последующей деятельности;
б) отношением субъекта к содержанию предшествующей деятельности;
в) отношением субъекта к содержанию последующей деятельности;
г) характером деятельности.
40. Привлечению внимания способствует(ют):
а) только интенсивность раздражителей;
б) только отношение раздражителей к потребностям, интересам;
в) только контрастность раздражителей;
г) отношение раздражителей к потребностям, интенсивность и контрастность раздражителей.
41. Всякое изменение оптимального темпа предъявления звуковых стимулов влияет на объем слухового внимания, а именно ведет к его:
в) уменьшению;
г) иногда к увеличению, иногда к уменьшению.
42. Объем слухового внимания:
а) не зависит от длительности предъявления звуковых стимулов;
б) не зависит от частоты предъявления звуковых стимулов;
в) не зависит от темпа предъявления звуковых стимулов;
г) зависит от утомляемости субъекта.
43. То, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров, но и на основе семантических характеристик, показали эксперименты:
б) А. Трейсмана;
44. Параметр объема внимания имеет смысл:
б) пространственно-временной;
45. Параметры распределения и перераспределения внимания содержат смысл:
в) операционально-регуляторный;
46. Понятия «восприятие» и «константность» находятся в некотором соотношении. Какое понятие по аналогии находится в том же соотношении с понятием «внимание»:
а) предметность;
47. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используются(ется):
а) аппаратурные методы;
в) методики селективного (дихотомического) слушания;
г) тахистоскопическая методика.
48. Перед испытуемым ставится задача обнаружить заданный стимул среди других стимулов и зафиксировать его на бланке тем или иным способом в ходе:
а) «корректурных проб»;
б) диагностики с помощью таблиц Шульте;
в) работы по методике селективного (дихотомического) слушания;
г) тахистоскопической методики.
49. Метод таблиц Шульте не применяется для определения такой характеристики внимания, как:
г) непроизвольность.
50. Тахистоскопическая методика применяется для изучения такой характеристики внимания, как:
а) объем;
б) концентрация и устойчивость;
в) скорость переключения;
51. Автором методики селективного (дихотомического) слушания является:
б) Э. Черри;
52. Таблицы Шульте являются стимульным материалом при изучении такой характеристики внимания, как:
б) переключаемость;
53. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он …
а) привычнее;
б) проще;
в) интенсивнее.
г) По-разному, в зависимости от возраста.
д) Нет правильного ответа.
54. Сосредоточенность сознания на каком-либо объекте – это …
а) рефлексия;
б) внимание;
в) восприятие;
г) концентрированность.
55. Внимание – это … направленность сознания на определенный объект.
а) избирательная;
б) кратковременная;
в) устойчивая;
г) неосознаваемая.
56. Основанием для классификации внимания на непроизвольное, произвольное, послепроизвольное выступает …
а) активность человека в организации внимания;
б) предмет отражения;
в) направленность внимания;
г) характер связи с практикой.
57. Основанием для выделения чувственного и интеллектуального внимания
служит …
а) активность человека в организации внимания;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) характер связи с практикой.
58. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей
характерно для … внимания.
а) непроизвольного;
б) произвольного;
в) послепроизвольного;
г) неустойчивого.
59. Условием возникновения непроизвольного внимания не является …
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) привлекательность раздражителя и интерес человека;
г) требования деятельности.
60. Непосредственно под воздействием особенностей воспринимаемого объекта возникает … внимание.
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) послепроизвольное.
г) Нет правильного ответа.
61. Произвольное внимание не обусловлено …
а) осознанием долга и обязанности;
б) волевыми усилиями;
в) требованиями деятельности;
г) привлекательностью объекта.
д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.
62. Причиной возникновения послепроизвольного внимания является …
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) интерес как проявление направленности личности;
г) интерес, обусловленный особенностями объекта.
д) Все ответы верны.
63. Ориентировочный рефлекс рассматривается как механизм … внимания.
а) непроизвольного;
б) произвольного;
в) послепроизвольного.
г) Нет правильного ответа.
64. Ориентировочный рефлекс (рефлекс «Что такое?») как понятие внес в физиологию…
в) И.П. Павлов;
65. Значения параметров внимания позволяют судить …
а) о состоянии человека;
б) о степени утомления;
в) об уровне бодрствования.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
66. Способность человека сосредоточивать внимание одновременно на нескольких объектах при их одномоментном (доли секунды) предъявлении определяют как … внимания.
а) объем;
б) распределение;
в) устойчивость;
г) переключение.
д) Нет правильного ответа.
67. Способность выполнять несколько деятельностей одновременно – это… внимания.
в) распределение;
69. Способность длительное время удерживать внимание на одном и том же
объекте определяется как … внимания.
а) объем;
б) избирательность;
в) устойчивость;
г) концентрация.
70. Привлечению внимания способствует …
а) сила раздражителя;
б) значимость раздражителя для человека;
в) контрастность раздражителя.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
71. Внимание, которое обусловлено интересами человека и характеризуется целенаправленностью, а также отсутствием необходимости в волевых усилиях называется …
а) непроизвольным;
б) произвольным;
в) послепроизвольным;
г) идеалистическим.
72. Функцией внимания не является …
а) активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
б) способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями человека;
в) выделение главных, существенных признаков объекта;
г) обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической
активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
73. Внимание – это …
а) психический процесс;
б) психическое состояние;
в) психическое образование;
г) психическое свойство.
74. Внимание человека …
а) имеет социальную природу;
б) определяется природными факторами;
в) имеет физиологическую основу.
г) Все ответы правильные.
75. Основные характеристики послепроизвольного внимания – это …
а) непроизвольность, легкость возникновения и переключения;
б) целенаправленность, интерес, снятие напряжения;
в) направленность, определяемая задачей, волевое усилие, утомляемость.
г) Все ответы неверны.
76. Условием возникновения непроизвольного внимания является …
а) принятое решение;
б) поставленная задача;
в) действие сильного, значимого, контрастного или вызывающего эмоциональную реакцию раздражителя;
г) «вхождение» в деятельность и появившийся в связи с этим интерес.
77. Внимание – это …
а) направленность сознания на определенный объект;
б) сосредоточенность человека на определенных предметах или явлениях
действительности;
в) направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте
при одновременном отвлечении от других.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.