Стендовый моделизм что это такое
О хобби
Стендовое моделирование (моделизм) – одно из древних видов технического творчества. Первые масштабные копии техники создавались из дерева, чуть позже из бумаги, часто служили украшениями домов, а также использовались в развитии флота и других видов промышленности.
В современном мире создание статичных масштабных копий техники и фигур является неотъемлемой частью технического прогресса, развития инженерного мышления.
Благородное хобби помогает реализовать самые интересные идеи, часто работы моделистов и художников по росписи миниатюр становятся настоящими произведениями искусства!
С развитием индустрии производства масштабных моделей сложились некоторые общепринятые стандарты масштабов для каждого вида моделей. В этой статье мы постараемся подробно рассказать Вам о шкале масштабов, используемых в стендовом моделизме.
Начнем с небольшого экскурса в историю происхождения «дюймовых» масштабов. В Англии, примерно с XVII века, при подготовке к постройке новых кораблей изначально делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54 см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция соотношения масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.
Более подробнее и с примера с масштабами можно познакомится в нашем разделе сайта МАСШТАБЫ
Что такое стендовый моделизм? Разбор на примере модели из нашего магазина!
Что такое стендовый моделизм? Разбор на примере модели из нашего магазина!
В коробке нас встречает следующее: пакет с литниками деталей, инструкция, схема окраски и два листа декалей (наклеек).
Схема окраски. Это то, что нас действительно порадовало. Схема дана на фотобумаге формата А4 и, что важно, полностью в цвете! На выбор нам дано 4 варианта окраски модели. На каждый вариант производителем так же дан комплект декалей (наклеек), и отдельный комплект на приборную панель кокпита.
Сборка достаточно проста и понятна, просто следуем инструкции. Судя по ней, сначала нам нужно собрать кокпит.
И тут возникает вопрос: а как после его установки в фюзеляж суметь все красиво покрасить? Посему красим все детали заранее (предварительно обезжирив и погрунтовав при необходимости), клеим декали приборов и только после этого собираем. Ремни были сделаны самостоятельно из обычной бумаги.
После основного слоя краски можно наклеить декали. Мы рекомендуем сначала высушить модель около суток, покрыть её глянцевым лаком и после этого клеить декали согласно инструкции (или интуиции).
По желанию можно добавить масляные точки. Мы нанесём их совсем немного.
Стендовый моделизм: Чем же мы все-таки занимаемся?
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!
Прошло довольно много времени с того момента, как на нашем сайте вышел последний полноценный материал. Но вся команда проекта, начиная с меня, отнюдь не бездельничала. Мы провели полный структурный анализ подаваемой информации, и пришли к нескольким выводам.
ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ ДОЛЖНА СТАТЬ БОЛЕЕ СИСТЕМНОЙ
Мы предоставляем систематизированную информацию для читателя любого возраста, с целью помочь стать мастером моделирования. Именно Мастером с большой буквы. А это означает значительно более широкий круг знаний и навыков, чем просто умения делать хорошие модели.
Поэтому все последующие материалы будут постепенно выстраиваться в некую картину мира, объемную структуру знаний для моделиста, желающего стать Мастером. Раз за разом. Шаг за шагом. На одно движение ближе к пониманию истины.
Следите за нами. Читайте нас. Будьте с нами.
ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ ДОЛЖНА СТАТЬ БОЛЕЕ ОБШИРНОЙ
По большей части предыдущие материалы освящали вопросы, напрямую посвященные техникам моделирования, вообще моделям. И лишь немного военной истории. Сейчас мы значительно расширим анализ истории авиации, боевого применения. Обратим ваше внимание на жизнь конструкторов, летчиков — асов. Но и это не все. Будем расширят ваши познания по общим теоретическим вопросам моделизма, развития творческого мышления. Организации личной деятельности. Учить учиться. Расширять свой круг познания.
МАСТЕР — ЭТО МНОГОГРАННАЯ ЛИЧНОСТЬ
Его творения настолько уникальны — только потому что он вдыхает в неё свою душу, всего себя без остатка. И модель перенимает это. Тоже становиться личностью. Неповторимым, неординарным явлением в мире.
ХОТИТЕ ДЕЛАТЬ ШИКАРНЫЕ МОДЕЛИ — РАЗВИВАЙТЕ СЕБЯ
А мы будем всеми силами стараться вам помочь на этом пути.
Стендовый моделизм — это огромный мир |
И сегодня мы начнем с самого начала. С понимания предмета нашей общей деятельности. Выясним значение самого понятия «стендовый моделизм».
СТЕНДОВЫЙ МОДЕЛИЗМ — ЧТО ЭТО?
Для того, чтобы понять что такое стендовый моделизм, сначала мы обратимся к более широкому понятию моделизм. Моделизм — это конструирование и создание отдельными людьми, сообществами и клубами, промышленными производителями действующих или стендовых моделей различной техники — летательных аппаратов, автомобилей, танков, кораблей, локомотивов и других технических средств передвижения. Как для участия в спортивных соревнованиях и выставках, так и в качестве индивидуального хобби.
Моделизм делится на три основных составляющих:
Нас в первую очередь интересует второй раздел в мире моделизма.
СТЕНДОВЫЙ МОДЕЛИЗМ
Это тип технического творчества, результатом которого является создание копии реальных предметов (прототипов) в заданном — выбранном масштабе. Стендовая модель должна точно отображать вид прототипа. Особое отличие масштабной модели от действующей в том, что в ней автор стремится к наиболее полному, точному и детальному копированию, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений.
Основными материалами, применяемыми в стендовом моделизме, являются пластмасса, эпоксидная смола, картон. Также имеют место быть модели из металла и дерева. Они выполняются в любом масштабе. Всё зависит от желания и потребностей автора.
Но всё же, на данный момент времени существует общепринятый масштабный ряд для создания стендовых копий: 2:1, 1:1, 1:2, 1:3, … 1:24, 1:32, 1:35, 1:43, 1:45, 1:48, 1:64, 1:72, 1:87, 1:120,1:144, 1:160 и другие.
Стендовый моделизм: Объединяем весь мир! |
ОСНОВНАЯ МЕРНАЯ ЕДИНИЦА В СОВРЕМЕННОМ СТЕНДОВОМ МОДЕЛИЗМЕ
Большая часть людей в мире, ассоциирующая себя с масштабным ( стендовым ) моделизмом практикует работу со сборными пластиковыми моделями. Первые сборные модели-копии в наборах появились в Англии в 1932 году. Это была сборная летающая резиномоторная модель самолета Supermarine S6B.
Сборная пластиковая модель-копия
Сейчас сборная пластиковая модель-копия — это промышленно изготовленный из пластика набор деталей для самостоятельного изготовления (сборки, обычно склеиванием) масштабной модели. Мир настолько увлекся этим делом — масштабным моделированием — что сейчас это огромное мировое сообщество людей — моделистов. И на обслуживание их потребностей работает гигантская международная промышленная индустрия. Лидерами её за рубежом являются Германия, Япония, Италия, Чехия. Но и Россия не лыком шита. Особенно в последнее время. Наш отечественный производитель потихоньку встает на ноги, начиная выпускать сборные модели на лучшем мировом уровне. Ниже приведен краткий список компаний производителей масштабных (стендовых) моделей.
Теперь между производителями сборных комплектов стендовых моделей идет жесткая конкуренция, ввиду особой востребованности рынка. Стендовое моделирование с годами только набирает популярность. К нему присоединяются новые люди. Сотни и тысячи по всему миру.
Также стоит упомянуть что производятся не только сами наборы для создания модели. Существует множество дополнительных сегментов этого рынка: модельная химия, специализированный инструмент, конверсионные наборы, краски и прочее…
Стендовый моделизм: История во всех деталях |
СТЕНДОВЫЙ МОДЕЛИЗМ — ЭТО
Я думаю я не ошибусь если в заключении этого материала назову именно эти важнейшие составляющие стендового моделизма, которые каждый из находит для себя в любимом деле.
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ
Создание стендовой модели напрямую влияет на наше знание истории. Невозможно создать достойную масштабную модель без знания прототипа, и исторического контекста, в котором он жил. Каждый раз делая новую модель мы погружаемся в новую историческую эпоху, начинаем узнавать все новые тонкости и аспекты.
История буквально оживает на наших глазах, под нашими руками. И когда на твоей полке стоит созданный тобой Як-3 или Ла-5 — ты ежесекундно ощущаешь ту страну, в которой живешь. Тот народ, к которому принадлежишь.
ЛЮБИМОЕ ХОББИ
Это занятие позволяет реализовать себя в бескорыстном творении. Позволяет найти маленькое любимое дело. Радовать себя, своих близких, друзей и родственников. Это всяко лучше чем пить пиво, тупо пялиться в телевизор. Да мало ли какой дрянью еще можно заниматься… Уж лучше делать модели.
ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ
ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
Масштабный стендовый моделизм заставляет человека интенсивно развиваться. Нужно учиться мыслить. Представлять. Воображать. Модель сначала создается в душе, голове, мыслях — и только затем выплескивается готовое изделие. И чтобы с каждым разом получалось всё лучше — нужно учиться. Учиться УЧИТЬСЯ.
Получилось так, что я не только рассказал вам немного о стендовом моделировании, но и немного агитировал. Агитировал на принятие решения о присоединении к нашему сообществу. Если вы конечно еще не моделист.
Я НЕ ВИДЕЛ ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ ПОЖАЛЕЛИ О ВРЕМЕНИ ОТДАННОМУ МОДЕЛИЗМУ
Присоединяйтесь к нам. Моделируйте с нами. Развивайтесь с нами.
И ВЫ НИКОГДА НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ
А на сегодня всё. Удачи вам! И прекрасных моделей!
Сколько стоит заниматься моделизмом
Идея для тех, кто ищет интересное хобби
Кто-то собирает свою эскадрилью самолетов, кто-то — личную бронетанковую дивизию. Нам с другом нравится делать японские автомобили.
Кажется, что клеить модельки из пластика — это развлечение для детей. Но для взрослых оно может оказаться даже более увлекательным, особенно если вы любите технику или историю. Моделизм позволяет погрузиться в интересную вам эпоху или лучше разобраться в том, как устроены самолеты, корабли или автомобили. А еще это хороший повод собраться вместе и сделать что-то своими руками.
Расскажу, что нужно, чтобы склеить свою первую модель, сколько на это уходит денег и времени.
Расходы на сборку одной модели — 8625 Р
Инструменты | 1880 Р |
Набор для сборки | 1623 Р |
Краска аэрозольная, 3 цвета | 1545 Р |
Шлифовально-полировочная паста, 3 вида | 1342 Р |
Грунтовка | 716 Р |
Краска «под кисточку», 4 цвета | 608 Р |
Лак | 515 Р |
Специальный клей | 212 Р |
Комплект наждачной бумаги | 184 Р |
Что такое моделизм
Моделизм — это сборка уменьшенных моделей или макетов, которые воспроизводят внешний вид реально существующей техники. Бывают модели, которые могут двигаться: сами или на дистанционном управлении. Но чаще всего они статичные, их главная задача — повторять оригинал до мельчайших деталей, поэтому такой моделизм еще называют стендовым.
Собственноручно собранная модель — это не только часть коллекции или предмет интерьера, но и отдельная история. Поэтому часто моделисты стремятся сделать не просто какой-то самолет или танк, а конкретный исторический экземпляр со всеми его особенностями: характерной расцветкой, знаками отличия и даже загрязнениями и повреждениями на корпусе.
Моделисты увлекаются разными направлениями и видами техники: одни воссоздают танки времен Великой Отечественной войны, другие собирают эсминцы и линкоры времен Цусимского сражения, третьи клеят уменьшенную копию «Звездного разрушителя» из вселенной «Звездных войн». Нам с другом больше всего нравится собирать японские автомобили. Мы из Сибири, в нашем детстве и юности по улицам ездили в основном праворульные японки: они были самыми надежными и качественными автомобилями. Поэтому тема восточного автопрома нам очень близка.
Мы начали заниматься моделизмом, потому что хотели делать что-то своими руками и получать осязаемый результат от наших трудов. Сборка моделей идеально для этого подходит: она требует много ручной работы, в которой нужна точность и аккуратность. В процессе сборки ты постоянно изучаешь что-то новое и расширяешь свои технические познания, а в итоге получаешь красивую модель, которая радует глаз и которой можно похвастаться перед друзьями.
Где покупают модели
В большинстве случаев люди собирают модели из готового набора. Основной компонент таких наборов — литники: это формы, на которые крепят отдельные детали, отлитые из пластика. Еще в коробке есть подробная инструкция по сборке и покраске. В ней описаны все основные этапы и показана схема соединения отдельных частей.
В наборах японских производителей есть инструкция на английском и японском языках. Но даже если вы ими не владеете, у вас не возникнет проблем со сборкой модели: на картинках все достаточно понятно изображено, как на инструкциях к мебели из «Икеи».
Основные производители сборных моделей легковых автомобилей — это японские фирмы Tamiya, Aoshima, Hasegawa и Fujimi. Еще есть итальянская компания Italeri и немецкая Revell. Обычно каждая из них специализируется на конкретной тематике: вряд ли нужная вам модель машины будет сразу у всех производителей.
Например, Tamiya выпускает качественные и недорогие наборы, у нее большой ассортимент спортивных машин, мотоциклов и разнообразной военной техники: танков, бронетранспортеров. Aoshima предлагает много моделей обычных автомобилей преимущественно японского производства, при этом у нее цены выше, чем у Tamiya, но качество моделей немного ниже. Hasegawa и Fujimi — это середнячки с неплохим качеством, но небольшим ассортиментом. У Italeri и Revell хорошее качество и много моделей европейских и американских грузовиков, а также американской классики вроде Доджа и Форда.
По моим наблюдениям, наборы Tamiya самые удобные в сборке: у них качественное литье, а детали отлично стыкуются. Моделисты шутят, что, если потрясти коробку, модели этой фирмы соберутся сами собой.
Новичкам лучше выбирать недорогие модели с небольшим количеством деталей, чтобы попробовать свои силы, освоить базовые навыки сборки и покраски и в целом понять, интересно ли им такое занятие. Если тоже захотите собирать автомобили, то в первый раз советую выбрать модель с несложной геометрией, без обвеса и дополнительных внешних деталей. В этом случае кузов будет легко красить и полировать. Из производителей лучше выбрать Tamiya или Aoshima: их наборы имеют качественное литье пластика — элементы будут хорошо стыковаться и для сборки потребуется меньше сил и времени.
Как устроен процесс сборки
На первый взгляд склеить модель достаточно просто: берешь очередную деталь и приклеиваешь ее к другим, методично следуя инструкции. Но любой уважающий себя моделист скажет вам, что этого недостаточно. Если хотите, чтобы модель отлично выглядела и была близка к оригиналу, почти каждую деталь придется обработать напильником, убрать недочеты и мелкие дефекты, а потом подогнать ее к другим частям. Перед покраской на модель нужно нанести несколько слоев грунтовки, а после покрыть ее лаком, отполировать и обработать воском — словом, все как с реальными машинами.
Отделение деталей от литников. Все детали в наборе находятся на литниках — пластинах, на которых они отлиты в пресс-формах. После отделения детали на ней могут остаться небольшие наросты пластика в местах контакта с каркасом литника, а также облой и прочие дефекты литья.
Склейка. После зачистки деталей их можно склеивать. Но перед этим их лучше сначала примерить. Бывает, что из-за дефектов в процессе производства части модели неидеально стыкуются между собой: например, бампер, обвес и фары после установки на кузов образуют хорошо заметные зазоры. В таких ситуациях нужно точно подогнать эти части друг к другу с помощью подходящего инструмента.
Для склейки достаточно соединить детали и капнуть на них немного специального клея для моделизма. Его не нужно долго держать: обычно клей застывает меньше чем за минуту.
Грунтовка и покраска. Чтобы модель выглядела аккуратно, ее нужно подготовить к покраске. Прежде всего стоит обработать поверхности напильником и наждачной бумагой, чтобы убрать глянец с пластика, иначе грунтовка может плохо с ним сцепляться и стекать, а острые углы на стыках деталей после склейки будут бросаться в глаза. Это долгая и нудная работа, но во многом именно от нее зависит финальный результат.
«Покраска сборной модели от А до Я» — гайд в группе JDM Hobby во «Вконтакте»
Затем модель нужно загрунтовать: это помогает убрать все шероховатости и неровности с поверхности. Если сразу нанести краску, она не скроет эти недостатки, а проявит еще сильнее, к тому же без грунтовки на пластике образуются потеки краски. Это неаккуратно выглядит и требует времени на исправление. Грунтовка обеспечит сцепление краски с поверхностью модели — так же, как при покраске настоящего автомобиля.
Какие инструменты потребуются
В наборе обычно лежат только пластиковые детали — инструменты, клей и краски, как правило, нужно покупать отдельно. Минимальный комплект, который должен быть у любого начинающего моделиста, включает в себя следующие пункты:
мы потратили на набор с инструментами для моделистов
С мелкими деталями вроде зеркал заднего вида получится работать только пинцетом
Клей понадобится для соединения деталей. Подойдет и обычный «Момент» или суперклей из хозяйственного магазина, но лучше не рисковать и выбрать специальный для моделизма. «Момент» слишком тягучий и для качественного соединения требует сильного прижимания деталей друг к другу, что не всегда возможно при сборке множества мелких и хрупких элементов. А суперклей слишком сильно разъедает пластик и схватывается мгновенно, поэтому не остается времени на исправление ошибок, если детали соединены неровно.
Клей для моделизма немного размягчает пластиковые детали в местах нанесения и заставляет их сплавляться друг с другом. При этом он не схватывается слишком быстро, поэтому всегда есть время подправить положение деталей.
Для сборки одной модели можно использовать несколько видов клея: универсальный для основных элементов и сверхтекучий для соединения сложных и мелких деталей. Сверхтекучий клей умеет проникать в стык между сложенными деталями, быстро застывает и не оставляет заметных следов.
стоит клей Tamiya, с помощью которого мы соединяем детали
Допоборудование. Когда моделисты становятся более опытными, они докупают и другие полезные инструменты, чтобы делать работу на высоком уровне: у нас это зажимы, скрайбер и малярный скотч. С помощью зажимов можно зафиксировать детали при склейке в нескольких точках контакта одновременно. Скрайбер нужен для «расшивки» дверей, капота и бампера — их как бы вырезают на корпусе. Если этого не сделать, то после покраски модель будет выглядеть как сплошной глянцевый шарик. Малярный скотч используют для создания масок при покраске модели в разные цвета.
Аэрограф. Так называют специальный аппарат, который распыляет краску тонким слоем. Это намного удобнее, чем работать обычной кисточкой: она наносит достаточно большой слой краски, равномерно разнести его по корпусу без разводов практически невозможно. В итоге модель будет выглядеть неаккуратно.
Опытные моделисты стараются поскорее обзавестись собственным аэрографом. С ним намного удобнее: можно настроить распыление краски под нужным давлением, выбрать подходящий факел распыления, подобрать оттенок краски, меняя ее концентрацию или смешивая цвета. Но главное — аэрограф позволяет нанести краску равномерным тонким слоем, что уменьшает ее расход.
Мы еще не обзавелись собственным аэрографом: дешевый китайский покупать не хочется, а приобрести хороший японский пока не решаемся.
Краски. Для покраски моделей чаще всего покупают акриловые краски: глянцевые или матовые. Ими просто и безопасно пользоваться, они хорошо ложатся и быстро сохнут. Эмалевые краски менее удобны в использовании: их необходимо разбавлять уайт-спиритом, они медленно сохнут и сильно пахнут.
Но у эмалевой краски есть и свой плюс: пока она не высохла окончательно, можно исправить огрехи с помощью растворителя. Такие краски выбирают моделисты, для которых важна передача оттенка точно в соответствии с цветами военной техники.
Мы покупаем аэрозольную краску японской фирмы Tamiya для покраски кузова, днища и салона по цене 515 Р за баллончик. Мелкие детали вроде фар, поворотников и тормозных дисков красим кисточкой, для этого берем акриловые краски той же фирмы по 152 Р за баночку.
стоит баллончик краски Tamiya, которой мы красим кузов, днище и салон моделей
Р — это не реклама, просто у японцев действительно хорошее соотношение цены и качества» loading=»lazy» >
Полироль используют на финальном этапе и обычно только те моделисты, которые собирают копии автомобилей, чтобы придать своим творениям блеск настоящих машин.
Бонус: как заработать на моделизме
Для нас моделизм — это способ интересно провести время и получить удовольствие от процесса, поэтому мы даже не пробовали на нем заработать. Если у вас есть такой опыт, поделитесь в комментариях.
Р и более профессионально собрать за вас модель» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Если вы основательно набьете руку в моделизме, это может стать началом нового карьерного пути.
Моделизм
Модели́зм (спортивный моделизм) — изготовление и конструирование отдельным лицами, клубами и промышленными производителями действующих или стендовых моделей зданий и различной техники — летательных аппаратов, автомобилей, танков, судов, локомотивов и других средств транспорта, как для спортивных соревнований и/или демонстраций, так и в качестве хобби. [1]
Моделизм делится на два основных вида: техническое (действующие модели) моделирование и масштабное, в т.ч. стендовое (так называемое макетирование) и коллекционное (автомобилей, самолётов и др.).
Содержание
Стендовые модели
Вид технического творчества, в процессе которого создаётся копия реальных предметов в определённом масштабе. Стендовая модель точно отображает лишь вид прототипа. Характерное отличие от действующих моделей в том, что стендовом моделизме стремятся к как можно более точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени.
Основными материалами, применяемыми в стендовом моделизме, являются пластмасса и картон, хотя применяются также и металл, и дерево. Модели могут быть выполнены в любом масштабе, однако существует общепринятый ряд — 2:1, 1:1, 1:2, 1:3, … 1:24, 1:32, 1:35, 1:43, 1:48, 1:72, «H0» 1:87, «TT» 1:120, «N» 1:160 и другие.
Множество предприятий в мире выпускает как готовые стендовые модели, так и комплекты деталей для самостоятельной сборки.
Сборные модели-копии в наборах появились в Англии в 1932 году. Первой моделью была сборная летающая резиномоторная модель самолета Supermarine S6B. [2]
Сборная пластиковая модель-копия
Сборная пластиковая модель-копия — промышленно изготовленный из пластика набор деталей для самостоятельного изготовления (сборки, обычно склеиванием) масштабной модели.
Диорамостроение
Создание диорамы — воссоздание, с использованием моделей техники и масштабных фигур, а также специально созданного или подобранного интерьера, «объёмных картин», изображающих боевую или бытовую сцену (как реально происходившую, так и произвольную). В последнее время получило популярность изготовление диорам настольного формата моделистами, интересующимися военной историей, людьми, интересующимися произведениями в стиле «фэнтези» для создания настольных игр. Наиболее распространён в диорамостроении масштаб 1:35, хотя встречаются и диорамы в масштабе 1:16, 1:32 и 1:72.
Основные требования к диорамам — художественный замысел, детальное копирование (в случае исторической реконструкции), качественная роспись техники и фигур. Для использования в диорамах применяются фигуры, выполненные из пластика или смолы.
Действующие модели
В случае действующих моделей они делятся на основные виды:
К примеру, летающие модели самолётов могут не являться масштабным воспроизведением оригинала. Данный вид технического творчества не имеет (за исключением моделей-копий) отношения к стендовому моделизму. Также бывают действующие немасштабные модели.
Действующие модели могут управлятся:
Радиоуправляемые модели
Радиоуправляемые модели — действующие модели той или иной техники с дистанционным управлением по радиоканалу. Наиболее распространены радиоуправляемые модели самолетов, вертолетов и автомобилей.
Основные масштабы
Авиация: 1:24, 1:32, 1:35 (в основном вертолеты), 1:48, 1:72, 1:100, 1:144, 1:200
Автомобили: 1:43, 1:24, 1:18, 1:12, 1:10
Бронетехника: 1:35, 1:72, 1:48
Железная дорога: 1:5.5 (X или 10), 1:8 (VII или 7), 1:11 (V или 5), 1:16 (III или 3), 1:22.5 (II или 2), 1:24, 1:29, 1:32 (I или 1). 1:45 (0), 1:48, 1:64 (S), 1:76 (00), 1:87 (H0), 1:120 (TT), 1:160 (N), 1:220 (Z), 1:450 (T)
Флот: 1:72, 1:125, 1:200, 1:144, 1:350, 1:700
Военно-исторические миниатюры (фигуры): 1:16, 1:32, 1:35, 1:72