Стекло лобовое триплекс что это такое
Типы и маркировка автомобильных стекол.
Недавно я захотел детально ознакомится с маркировкй автомобильных стекол, но чтобы получить обширную информацию пришлось хорошо обыскать просторы интернета. Собрав данные с некоторых сайтов, хочу выложить их здесь.
Итак, типы автостекол:
Первый тип — триплекс (от лат.Triplex – тройной). Это стекло, которое состоит из множества слоев, чаще всего именно трех, склеиваемых между собой прозрачной полимерной пленкой при нагревании под давлением. В основном из него изготовляют лобовые стекла, иногда боковые, задние или даже люки. Обозначают, как правило, такие стекла словом Laminated, Lamisafe — многослойное стекло.
Преимущества автомобильного стекла с типом «триплекс»:
-высокая прочность против ударов;
-после сильного удара, на стекле может появиться только трещина, которая не будет распространяться по всей поверхности стекла;
-даже если лобовое стекло треснуло по причине попадания камня или другого предмета, то оно не разобьётся, с помощью полимерной пленки осколки удержатся и не разлетятся по салону, что является характерным плюсом для пассажиров, которые находятся в салоне авто;
-стекло настолько прочное, что злоумышленнику нужно еще постараться, чтобы проникнуть в салон;
достаточно хорошо поглощает шум;
снижает теплопроводность и термическую устойчивость, также возможность окрашивания.
Автомобильные стекла с большим количеством слоев применяются достаточно редко и то, как правило, в эксклюзивных моделях авто премиум-класса.
Второй тип — Сталинит. Сталинит – обычное стекло, которое изготавливается методом закалки. После того, как стекло нагрели до температуры от 350-680°С, при контакте с воздухом, в момент охлаждения, на его поверхности образуется остаточное напряжение сжатия, которое собственно и обеспечивает высокую прочность термостойкость и безопасность в случае повреждения.
Из этого материала изготавливают в основном задние и боковые стекла. Маркировка, как правило, на таких стеклах обозначается словом Tempered, Temperlite, Therlite, что означает закаленное стекло или просто буквой «Т».
Стекло из этого материала является достаточно безопасным, при ударе оно распадается на маленькие фрагменты, грани которых тупые, но специалисты всеравно не советуют ставить его на лобовое стекло, потому что в случае аварии они могут поранить водителя и пассажиров. В России закаленные стёкла для автомобилей обозначаются буквой «З» и устанавливается на “Классику”.
Теперь о маркировке:
Производители стекол для автомобилей используют, как правило, два типа маркировки, американскую и европейскую.
Американский тип маркировки должен быть изготовлен, согласно стандарта FMVSS 205. Все автостекла, как OE, которые поставляют на конвейер автозаводов, также и запчасти должны быть маркированы соответствующей информацией, которая подтверждает безопасность изделия. Есть маркировка в виде монограммы, которая известна, под названием «жук». Разные производители ставят разные маркировки, но независимо от этого они несут одинаковую информацию.
Европейский тип маркировки. В Европе существуют стандарты безопасности, которые относятся к автомобильным стеклам, устанавливаемым на автомобилях, продаваемых на ее территории. Так как у них применяются законодательства различных стран, был разработан единый стандарт, принятый всеми странами – членами ЕС. Согласно стандарту, буква E должна находиться внутри монограммы. Некоторые компоненты автомобильных стекол, проданных и установленных в США, также содержат обозначения AS и европейскую маркировку.
А в России, как правило, согласно стандарта ГОСТ (5727-88) маркировка должна быть обозначены цифро-буквенным кодом, в котором зашифрована информация о типе изделия, виде стекла, толщине стекла и пленки, сорте изделия и технических условиях на конкретное изделие.
Расшифровка маркировки на стекле
Логотип или торговая марка говорит о том, кто производитель стекла или автомобиля. Нужно отметить, что необязательно указывать один логотип изготовителя, можно указывать просто компанию, которая является партнером производства стекол. Маркировка автомобильных стекол обозначается специальным способом и размещается в правом или левом, нижнем или верхнем углу. Для того, чтобы узнать что означает маркировка на лобовом стекле, нужно ознакомиться с нижеприведенной информацией.
Расшифровка маркировки лобового стекла выглядит следующим образом:
Код европейской маркировки состоит из трех частей: буква Е и код страны внутри круга, номер директивы и номер расширения, а также тип стекла. Цифра внутри круга является кодом страны, которая разрешила применение стекла для установки на автомобиле.
1 Товарный знак, наименование завода, фирмы-производителя. В нашем случае стекла изготовлены под марками Pilkington — транснационального концерна, одного из крупнейших производителей автомобильных стекол в мире и XYG — одного из крупнейших производителей автостекол в Азии.
2 Обозначение расширенного типа автомобильного стекла. обозначаются наклонными римскими цифрами, которые означают:
— I – упрочненное ветровое стекло;
— II – ветровое обычное многослойное стекло;
— III — ветровое обработанное многослойное стекло;
— IV – стекло, которое изготавливают из пластика;
— V – другое (не ветровое) стекло, у которого коэффициент пропускания света ниже 70 %;
— VI – двухслойное стекло с пропускным световым коэффициентом ниже 70 %.
3 Код страны (Е), где автомобильное стекло прошло сертификацию.
4 M – идентификатор номера материала, он указывает на свойства стекла и содержит такую информацию: толщину стекла, цвет, покрытие, характеристики креплений и стеклоцемента. Код M не стандартизирован, например компания Ford Motor Company использует буквы FM.
5 Дата изготовления автомобильного стекла.
6 Стекло прошло испытания на пропускание света и на проникновение. ASI — знак соответствия американскому стандарту, означает прозрачность, маркируется цифрами от 1 до 3, самое прозрачное автостекло имеет маркировку AS1.
AS — Американский Национальный Стандарт безопасности материалов для остекления автомобилей и автомобильного оборудования, который используют на магистралях.
AS1 – размещают в любом месте на автомобиле. Стекло этого класса прошло тестирование в соответствии с ANSI Z26.1 на пропускание света и на проникновение. Исключение составляют солнцезащитные ветровые стекла, их обозначения на стеклах автомобиля наносят в верхних углах на ветровом стекле.
AS2 — везде, кроме ветрового стекла. Эти стекла проходили тесты на пропускание света, но не на проникновение.
AS3 – значение, которое запрещают размещать на автомобиле. Обозначение AS-3 применяются только к темным стеклам. Как правило, они не проходят тестирование на пропуск 70% света и на проникновение. Этот вид стекол запрещают использовать в качестве ветровых и боковых стекол со стороны водителя, так как они не обеспечивают нужный обзор.
7 Код DOT (Department Of Transportation) – это шифр изготовителя. Федеральный департамент транспорта США выдает лицензию с номером для изготовителей стекол для авто согласно FMVSS 205 и ANSI Z26.1. Код DOT и ряд цифр указывает на реального изготовителя стекол для автомобилей. Этот код обязательно должен отображаться на всех стеклах без исключения.
8 Тип автомобильного стекла. Laminated, Lamisafe — многослойное стекло; Tempered, Temperlite, Therlitw — закаленное стекло.
9 Соответствие китайскому стандарту безопасности ССС Е000199/Е00039.
10 43R-001532 — это соответствие стандарту безопасности ECE R43 Европы.
Дополнительные обозначения на лобовых стеклах:
Автомобильное стекло триплекс
Классическим вариантом решения этой задачи стало применение закаленных стекол, которые получили название сталинит. Они отличались достаточно высокой прочностью и долгое время устанавливались практически на все легковые, коммерческие и грузовые автомобили. Но с повышением требований к безопасности движения их запретили применять в качестве лобовых стекол. Теперь они используются только для остекления задней и боковых частей автомобилей. В качестве же переднего стекла теперь разрешается устанавливать только специальный автомобильный триплекс.
Это особое многослойное автостекло, которое начали широко внедрять в автомобилестроении с конца 1940-х годов. Оно состоит из двух и более слоев стекла, между которыми расположена полимерная пленка. Такая конструкция обладает очень важным качеством – при сильных механических ударах не распадается на осколки, способные причинить серьезные увечья, а остается единым монолитным изделием. Это происходит благодаря тому, что части разбитого стекла удерживаются вместе за счет надежного склеивания полимерной пленкой.
Сравнение автомобильного триплекса и сталинита
Рассмотрим основные преимущества и недостатки классических каленых лобовых стекол и триплекса:
Технология производства
Процесс изготовления автомобильного триплекса достаточно сложный. Он предъявляет высокие требования как к технологическому оснащению производственного предприятия, так и к квалификации персонала. Технические условия изготовления многослойного стекла регламентируются ГОСТ 30826-2014. Этот стандарт определяет основные характеристики изделий (точность размеров, оптические искажения, влагостойкость, термическая стойкость, устойчивость к ультрафиолету, плоскостность, класс защиты и пр.), а также методы их контроля.
Автомобильное стекло триплекс производится в несколько этапов:
Каждый этап производства автомобильного стекла триплекс должен тщательно контролироваться на предмет соответствия размеров, пропорций заготовок, отсутствия дефектов. Даже небольшое отклонение от требуемых технологических параметров может привести к браку. Процесс изготовления дополнительно усложняется тем, что работать приходится с хрупкими и сложными по форме материалами. Поэтому здесь требуется специализированное высокоточное оборудование с высокой степенью автоматизации, которое управляется и настраивается опытными операторами. Кроме того, большое значение имеет качество полимерной пленки, склеивающей стекла. Использование материалов с неподходящими параметрами может привести к расслоению пакета, появлению воздушных пустот, резкому снижению ударопрочности и класса защиты.
Виды автомобильного триплекса
Существует три основных вида многослойных лобовых стекол:
Также при выборе автомобильного триплекса следует уделить внимание дополнительным возможностям. Стекло может оснащаться системой электрообогрева, датчиком дождя для автоматического включения дворников, электронным тонированием и другими функциональными элементами.
Чтобы не ошибиться в выборе лобового стекла, обращаться нужно к проверенным производителям с хорошей репутацией. Завод «ОСтек» осуществляет производство высококачественного триплекса с 2007 года. Узнать больше о продукции предприятия можно здесь.
Стекло триплекс для автомобиля: характеристики и принцип защиты
В статье описан принцип защиты и характеристики стекол триплекс. Так же наведены плюсы и минусы, цена, отзывы покупателей и основные этапы изготовления. В конце статьи наведен видео-обзор производства стекол триплекс. В статье описан принцип защиты и характеристики стекол триплекс. Так же наведены плюсы и минусы, цена, отзывы покупателей и основные этапы изготовления. В конце статьи наведен видео-обзор производства стекол триплекс.
Стекло триплекс – это многослойное стекло (своего рода пирог), состоящее из нескольких стекол, склеенных между собой специальной полимерной пленкой, силикатными клеями и другими компонентами, придающими особую плотность и стойкость к повреждениям. Процесс создания такого стекла получил название метод триплексования. Сфера применения самая разная, от остекления объектов, до техники, в нашем случае применение в автомобилях. От латинского Triplex – тройной, отсюда и соответствующее название.
Первые стекла в автомобилях были каленными, из-за чего и получили название сталинит. Они крепче обычных, но при сильном ударе рассыпаются на мелкие части, поэтому использовать их для лобового стекла стало небезопасным и в качестве альтернативы стали применять триплекс стекла. Их особенность в том, что во время удара оно не крошится на мелкие части, а значит, не может причинить серьезные раны пассажирам.
История создания стекла триплекс
Впервые о стеклах триплекс и производстве заговорили в 1909 году, когда французский учёный-химик Эдуард Бенедиктус получил патент на свое изобретение. Стеклянные изделия в то время были широко распространенны, в особенности среди химиков. По неосторожности стеклянная колба с химическим реактивом упала на пол и не разбилась.
Учёный увидел, что колба потрескалась, но при этом сохранила свою форму. Ранее Бенедиктус неоднократно слышал о случаях с автомобилями и последствия катастроф, травмы пассажиров, в особенности водителей от осколков стекла. Именно эти случаи заставили его создать стекло триплекс. Впоследствии, изобретение не только уменьшило травматизм, но и стали использовать в сфере безопасности (бронирования).
Принцип защиты стекла триплекс
Как уже говорили, главное свойство триплекс стекла – это защита, прочность и целостность, и, чем выше класс защиты, тем оно безопасней. К лобовому стеклу автомобиля предъявляются особые требования, оно должно быть крепким и аэродинамическим.
Функцию защиты можно разделить в зависимости от предназначения стекла и структуры строения. В автомобильной промышленности используется несколько вариантов триплекса. Как работает принцип защиты триплекса? Основное свойство такого стекла – это целостность, если его разбить, то оно не рассыпается на мелкие кусочки, что немало важно для лобового стекла автомобиля. В зависимости от марки и модели автомобиля, производитель может использовать разные варианты ветрового стекла.
В основном делят на стандартный – порядка 6 мм, используется для большинства типов автомобилей. Такой вариант может защитить от брошенного камня, бутылки или прочих элементов, которые с легкостью могут разбить обычное, каленное стекло. Можно сказать самый распространенный вариант и самый используемый всеми производителями.
Второй вариант стекла триплекс – защитное, общей толщиной 8 и 10 мм. Это модернизированный вариант от стандартно, с более толстыми стеклами. Данным тип на порядок прочней и может выдержать прямые удары тяжелым предметом и защитить автомобиль от вандализма. Помимо ветрового стекла, такой тип производители часто используют для боковых и задних стекол автомобиля.
Во время удара предмета о стекло триплекс, верхний слой всегда нарушается, а вот нижний в некоторых случаях может вовсе остаться целым. Особенность вся в пленке, она должна работать как барьер или амортизатор и распределяет силу удара на всю площадь стекла. В сети Интернет можно найти множество фото, ситуаций и других моментов, когда острые, тяжелые предметы пробивали такой тип стекла и при этом пассажиры не получали никаких травм. Даже если автостекло триплекс пробито насквозь, то поврежденной остается только область удара, а осколки в минимальном количестве попадают в салон. У каждого производителя свои секреты изготовления триплекса, но вот технология и результат зачастую одинаковый, а весь секрет заключен в пленке и компонентах между внутренним и наружным стеклом.
Характеристики стекол триплекс
Основной и главной характеристикой стекла триплекс – последующее его предназначение. Как уже говорили, выделяют 3 основные варианты – стандартное, усиленное и пулестойкое (пуленепробиваемое). Естественно в зависимости от этого будет и стоимость, а так же толщина самого пакета. Если говорить о толщине, то здесь нет определенных рамок, скорей они приблизительные. Стандартный триплекс от 5 до 6 мм, иногда 7-ми миллиметровый пакет так же относят к стандартному варианту.
Толщина от 8 мм до 10 мм – «усиленное», некоторые производители умудряются наращивать толщину до 16-17 мм, при этом указывая на класс «усиленный плюс». Такой тип еще не дорос до класса «пуленепробиваемое», но и способно выдержать удары очень тяжелыми предметами. Последний третий вариант стекла триплекс «пуленепробиваемый», минимальна толщина стекла от 18 мм, среднестатистическая максимальная толщина пакета 38 мм, но некоторые производители расширяют до толщины, которая позволит сесть триплексу в назначенное место, в том числе и на дверное полотно.
Все стекла триплекс независимо от толщины и класса имеют ряд важных характеристик для безопасности:
Как показывает статистика, в большинстве случаев, установка триплекса преимущественна для лобовых автостекол, но некоторые производители устанавливают как заднее стекло или боковое.
Помимо основных характеристик, автостекло триплекс может быть с токообогревом, повышенными свойствами шумопоглощения, с зеркальным оттенком, черным (тонированным) или цветным. Чтоб отличить качественное стекло от подделки можно по нескольким критериям, во-первых, форма краев имеет тщательную заводскую обработку, а так же выдержанные размеры. Во-вторых, качественный продукт не должен содержать пузырьков воздуха, частицы мусора или сколы, так как это ведет к снижению прочности стекла.
Плюсы и минусы стекол триплекс
Как и любая технология стекла триплекс имеют свои плюсы и минусы. Если с плюсами мы разобрались до этого, рассмотрев характеристики и принцип защиты, то минусы в самом производстве и возможностях. Сделать такое стекло в гаражных условиях и без специального оборудования практически невозможно, так как будет брак и потери материала. Чтоб было понятней, в чем же плюсы и минусы стекла триплекс, выведем информацию в таблицу, а так же сравним со стеклом известным как «сталинит».
Преимущества и недостатки стекла триплекс и сталинит | |||
Автостекло триплекс | Стекло сталинит | ||
Преимущества | Недостатки | Преимущества | Недостатки |
Высокая ударопрочность | Высокая стоимость | Относительно не высокая цена | Разбивание на осколки |
Стойкость к температурам | Изготовление только под заказ | Несложная технология изготовления | Низкая ударопрочность |
Устойчивость к сквозному пробиванию | Большой вес (пуленепробиваемые) | Осколки имеют тупую форму | Стекло не подлежит восстановлению |
Устойчивость к влаге и жаре | Вероятность брака | Защита от УФ-излучения | Не стойкое к царапинам |
Устойчивость к разбиванию на осколки | Качество пропорционально зависит от пленки | Экологичность | — |
Функциональный спектр (смена цвета, электрообогрев и прочее) | Сложная технология изготовления | Устойчивость к влаге и жаре | — |
Экологичность | Пуленепробиваемые требуют регистрации в ГИБДД и сертификат | Срок жизни 15-20 лет | — |
Защита от УФ-излучения | — | Весит немного | — |
Возможность ремонта поврежденного стекла | — | — | — |
Срок жизни 25-50 лет | — | — | — |
Стойкость к царапинам | — | — | — |
Наведя плюсы и минусы триплекса и сталинита, сразу проясняются основные отличия. Заядливые автолюбители помнят, как впервые на рынок вывели специальные автомобильные стекла, которые за долю секунды могли превратиться с прозрачного стекла в тонированное. На момент появления это было огромным прорывом в технологии, так как по факту нельзя было доказать наличие тонировки. Именно такую технологию впервые протестировали и внедрили на стеклах триплекс.
На сегодня технологии позволяют не только делать прозрачный триплекс, но и менять оттенки, добавлять специальные вставки и рисунки. Одним словом, производитель не ограничивает в желании и фантазии. Все же есть и минусы, в особенности для пуленепробиваемых стекол, их в обязанном порядке нужно регистрировать в ГИБДД и получить соответствующий сертификат. Так же есть еще минус в самой технологии изготовления стекла триплекс, пленка плохого качества или же плохая обработка поверхности может привести к появлению вздутия, пузырьков воздуха и конечно снижения уровня ударопрочности и безопасности.
Процесс изготовления стекол триплекс для авто
По выше наведенным примерам, можно понять, что процесс изготовления стекла триплекс для автомобиля не так прост. К такому типу предъявляются особые требования, а значит и качество должно быть максимальным. Технологий изготовления стекла триплекс несколько, но самой качественной считается спрессованные стекла при нагреве и склеенные между собой специальной ПВБ пленкой (поливинилбутеральная пленка). Чем качественней пленка, тем больше будет ударостойкость будущего продукта.Весь процесс изготовления стекла триплекс начинается с самого процесса варки. Полученный материал для раскроя не должен вмещать изъяны, крупинки химических элементов и куда более микротрещины. Все эти нюансы проверяют после отлива листов стекла и полировки огнем. Уважающие производители в случае выявлению подобных нюансов могут забраковать всю партию.
На лобовом стекле автомобиля можно заметить изгибы и прочие нестандартные формы, все это делается производителем еще до момента создания триплекса. По форме специальных матриц рабочие раскраивают листы и подают в печь моллирования (для придания изогнутой формы). Получив идеальные заготовки, процесс мойки сушки и подготовки снова повторяют и только теперь стекла соединяют между собой поливинилбутеральной пленкой (ПВБ). Именно эта пленка придает эластичность и ударостойкость, а в отдельных случаях пуленепробиваемость. Во время удара пленка сдерживает осколки и не дает распространяться трещинам.
Основные этапы при изготовлении стекла триплекс:
В зависимости от будущего предназначения стекла вместо пленки или же в промежуток между пленкой и стеклом могут устанавливаться специальные элементы (подогрев, система электронного тонирования и прочее). Соответственно такие триплексы обойдутся на порядок дороже и кропотливей в изготовлении. Сделав такой «сэндвич», заготовку прессуют под давлением и нагревают до единой, целой массы, тем самым сплавляя пленку, необходимые элементы и сами стекла.
Очень важно на последних двух этапах соблюдать пропорции, параметры и максимально точно выдержать требования технологии. Как показывает практика, малейшее отклонение может привести браку, потере времени и денег. Больше всего процесс создания триплекс стекла затягивает работа с хрупкими и сложными материалами.
Можно сказать, что это основные причины, почему зарекомендовавшие себя производители делают все это на специальных станках и в автоматическом режиме, а вот уникальные заказы только вручную, проверенными специалистами и на проверенном старом оборудовании. Для подобной технологии в России существует ГОСТ 30826-2014, в котором прописаны все технические условия и требования для многослойного стекла.
Цена на стекла триплекс для автомобиля
Цена стекол триплекс для Volvo XC60 2008 года | ||||
Наименование | Цена за 1 шт., руб. | Цена за 1 шт. грн. | Цена за 1 шт., тенге. | Цена за 1 шт., долл. |
Заднее стекло с электрообогревом | 3500 | 1400 | 19424 | 52 |
Передние опускные стекла (дверные), за 1 шт. | 1800 | 720 | 9989 | 27 |
Задние опускные стекла, за 1 шт. | 1800 | 720 | 9989 | 27 |
Задние кузовные стекла, за 1 шт. | 1800 | 720 | 9989 | 27 |
Лобовое стекло с датчиком дождя | 5500 | 2200 | 30522 | 82 |
Таким образом, получается, чтоб заменить все стекла триплекс на автомобиле Volvo XC60 2008 года выпуска понадобится от 19800 рублей, так как цена может меняться в зависимости от пожеланий заказчика и условий дальнейшей эксплуатации. На сегодня такая стоимость заявлена компанией «Стеклолюкс», у них же можно заказать такие детали на другие марки и модели автомобилей, специальную технику или по индивидуальным требованиям.
В Москве филиал компании располагается по адресу м. Волгоградский проспект, Сибирский проезд д.2, стр 10. Как утверждают представители, среднее время исполнения заказа составляет от нескольких дней до месяца. Сами ж мощности производства располагаются в городе Электросталь. Заказать стекла триплекс можно непосредственно на самом сайте компании steklolox.ru.
Если же стекло нестандартное или с определенными характеристиками, для этого в углу есть специальная маркировка. Именно в ней указаны все необходимые данные, при заказе специалисты так же учитывают меру выцветания существующих стекол, тем самым подгоняя новое под родные. Не стоит забывать о замене, которую так же можно заказать в этой или подобной компании.
Отзывы об автостеклах триплекс
Видео-обзор производства стекла триплекс: