Стажер профессия что он делает
Как и зачем нанимать стажеров
Объясняет эксперт из компании Ozon
Время чтения: 8 мин
Сейчас более 50 крупных российских компаний активно работают с начинающими специалистами: предлагают стажировки, практики, открытые лекции, различные чемпионаты и другие форматы развития карьеры.
Зачем они это делают, какие плюсы и минусы работы со стажерами, где искать и как нанимать начинающих специалистов — обо всем этом расскажет Ольга Зверева, руководитель группы развития стажерских программ Ozon.
Ольга Зверева, руководитель группы развития стажерских программ Ozon |
Кто такие стажеры
Как правило, стажировка — это первая ступень развития в компании. Чаще всего на нее приходят студенты университетов: начиная со 2–3 курса они серьезно задумываются о будущей работе и ищут варианты для трудоустройства.
Но стажер — это не всегда студент. Иногда на стажировки попадают люди, которые хотят поменять профессию и готовы начать с чистого листа. Зачастую такие кандидаты менее привлекательны для нанимающих менеджеров, чем студенты и вчерашние выпускники вузов. Но у меня было много интересных примеров: так, одна кандидатка работала заместителем главного бухгалтера, а потом после самостоятельного обучения пришла к нам на позицию стажера-разработчика. Сейчас она успешно работает разработчиком.
У нас нет предубеждений: главный критерий прохождения отбора — соответствие требованиям вакансии, готовность постоянно развиваться. Другое дело, что некоторые кандидаты, пройдя переобучение, считают себя готовыми джунами и не рассматривают варианты со стажировками.
Стажер под руководством ментора решает реальные задачи бизнеса, погружается в новую профессию, адаптируется к корпоративной культуре и впоследствии может перейти на позицию младшего специалиста. В этом и есть цель наших стажировок: для студента — профессиональное развитие на боевых проектах и получение заветного предложения о работе на позиции специалиста, а для бизнеса — закрытие потребности в квалифицированных молодых сотрудниках.
У нас такой перевод происходит в среднем через 4 месяца после начала стажировки. Сама стажировка длится от 3 до 6 месяцев, при этом важно, чтобы начинающий специалист уделял работе от 20 до 40 часов в неделю. Мы предлагаем гибкий график, чтобы можно было параллельно учиться.
Плюсы работы со стажерами
Стажеры приносят свежие идеи
Они приходят без релевантного опыта работы, поэтому не понимают, как делать правильно и неправильно, что возможно, а что нет. У начинающих специалистов незашоренный взгляд: они способны посмотреть на процессы со стороны и найти оригинальные решения, которые не приходили в голову опытным сотрудникам.
Стажеры более обучаемые и гибкие
Кандидат с рынка труда уже обладает неким опытом, восприятием мира, бизнеса и процессов. Хорошо, если его подход синхронизируется с вашим, но если нет, могут возникнуть проблемы.
Со стажерами проще: они сфокусированы на том, чтобы впитывать новые знания, так как приходят прямо из среды обучения и продолжают использовать этот же подход в работе.
Стажеры освобождают время опытных специалистов
Перед командой стоят задачи, часть из которых простые и, возможно, даже рутинные. Но их решают специалисты уровня мидл или сениор, потому что больше некому.
Эти базовые задачи можно поручить стажеру: он будет на них расти и одновременно приносить пользу компании. А опытные специалисты освободят время для решения более сложных вопросов.
Стажировки влияют на бренд работодателя
У стажировок есть имиджевая составляющая: компании, которые активно вкладываются в начинающих сотрудников, более позитивно воспринимаются на рынке труда.
Можно привлекать таланты до того, как они выйдут на рынок
Программы стажировок позволяют вовлекать в воронку подбора наиболее перспективных специалистов на ранних стадиях их профессионального развития.
Одно дело, когда вы берете перспективного студента, обучаете под себя и получаете готового и лояльного сотрудника. Совсем другое дело, когда этот же талант оканчивает университет, работает в другой компании, обрастает навыками и опытом, а потом приходит на рынок труда, где вы его и находите. Вы тратите немало средств на привлечение, но это не гарантирует выход к вам в команду: множество других работодателей готовы перебить ваш оффер.
Сотрудники, которые попали на работу через стажировку, более лояльны к работодателю
В зависимости от направления от 65% до 85% наших стажеров остаются в компании. Они получают оффер и становятся младшими специалистами, далее двигаются по карьерной лестнице и достигают руководящих позиций. Многие тимлиды прошли именно этот путь и теперь сами набирают стажеров.
Минусы работы со стажерами
Временные и финансовые затраты
Наиболее эффективна именно системная работа с начинающими специалистами, которая требует вложений. Самые серьезные затраты на начальном этапе, когда нужно организовать стажировку, подготовить учебные программы, обучить наставников правильно взаимодействовать с подопечными.
Приходится работать со стереотипами и барьерами коллег
При внедрении программы стажировки вы можете столкнуться с сопротивлением со стороны руководства и потенциальных наставников. Типичные возражения обычно такие:
Есть риск испортить репутацию
Студенты активно общаются друг с другом и обсуждают то, что их волнует. Если начинающий специалист получит негативное впечатление от работы в компании, то студенческое сарафанное радио разнесет эту информацию по рынку.
Прежде чем звать стажеров, убедитесь, что в компании все готово к их появлению.
Представьте: стажер пришел в компанию и узнал, что его особо никто не ждал. Сначала он половину дня не мог попасть в офис, потому что на него забыли оформить пропуск. Потом долго искал своего ментора, который ушел в отпуск. Наконец, через пару дней работодатель придумал, чем занять новичка: поручил ему перекладывать бумажки из одних папок в другие. Когда одногруппники будут обсуждать стажировки, то начинающий специалист в красках расскажет о своих «приключениях» на работе.
Где мы ищем стажеров
Мы ориентируемся на выпускников и студентов топовых университетов — в основном учащихся третьего и четвертого курсов. Наиболее релевантные источники кандидатов для нас — это вузы, социальные сети, хедхантер и наш карьерный сайт.
Чтобы найти кандидов в вузах, мы используем все доступные инструменты, например:
Мы рекламируем стажировки в соцсетях, а также размещаем вакансии на хедхантере и карьерном сайте.
Для работодателей, которые занимаются массовым наймом, набор источников может быть другим, например центры занятости, ссузы, колледжи. Здесь нет универсального решения — каждая компания выстраивает воронку подбора и выбирает каналы привлечения в зависимости от своих задач, специфики бизнеса и портрета кандидата.
Как мы нанимаем стажеров
Каждый, кто хочет пройти стажировку, может отправить нам резюме с сопроводительным письмом. Далее мы организуем видеоинтервью, созваниваемся с кандидатом по телефону или общаемся в мессенджере. На этом этапе нужно понять, обладает ли кандидат нужными навыками, насколько осознанно оставил отклик и понимает ли, где хочет развиваться. Иногда начинающие специалисты сами не знают, чего хотят, поэтому рассылают резюме по многим вакансиям и в большое количество компаний.
Тех, кто прошел первый этап отбора, приглашаем на интервью с нанимающим менеджером. Встреча может проходить в офисе или онлайн — в зависимости от того, где находится команда, в которую должен прийти стажер. Чтобы оценить кандидата, мы можем дать тестовое задание или кейс.
С людьми, которые прошли отбор, мы заключаем срочный трудовой договор. Начинающий специалист работает, решает реальные задачи и получает зарплату — стажировка оплачивается. Кроме зарплаты, Ozon предоставляет стажерам большой набор плюшек и бонусов — в нем нет ДМС, а в остальном он такой же, как и у других сотрудников. Все условия подробно расписываем в вакансиях:
Как мы учим стажеров
За каждым стажером закрепляется ментор — специалист уровня мидл или сениор, проработавший в компании не менее полугода. Ментором должен быть человек, который хорошо разбирается в своей работе, может декомпозировать задачи и готов делиться опытом с коллегами.
Вот почему ментор мотивирован работать со стажерами:
Менторство — первый шаг к позиции тимлида.
Процесс обучения зависит от конкретной команды и ее руководителя — универсального алгоритма нет. Но у нас есть список рекомендаций для наставников:
Что происходит в конце стажировки
За несколько недель до завершения стажировки мы запрашиваем обратную связь у каждого участника процесса — ментора, руководителя команды и стажера. Узнаем, как все прошло, были ли трудности, что понравилось и не понравилось. Спрашиваем у руководителя, хочет ли он видеть стажера в своей команде на постоянной основе. Выясняем, готов ли сам стажер остаться работать.
При условии, что все стороны настроены на продолжение сотрудничества, мы запускаем процесс перевода. Если же стажер не намерен работать в этой команде или направлении, то выясняем, с чем это связано, и предлагаем ему другие открытые вакансии.
Если мы не готовы оставить стажера, то прощаемся с ним и даем подробный фидбек: объясняем, чего не хватило и как сделать так, чтобы в будущем попасть к нам на работу или стать востребованным на рынке труда.
3 типичные ошибки при работе со стажерами
Забыть сформулировать цель
Прежде чем организовывать стажировку, ответьте себе на вопрос: «Зачем?» Определитесь, что вы хотите получить на выходе: от цели зависит способ реализации проекта.
Может быть, для вас это просто способ улучшить имидж на рынке, а на самом деле никто и не планирует переводить стажеров на постоянную работу. Если же стажировки действительно должны закрывать часть потребностей найма и снабжать компанию перспективными специалистами, то нужен другой подход — более вдумчивый и стратегический.
Забыть выделить ресурсы
Вот еще вопросы, на которые нужно ответить: «Какой у нас бюджет на запуск программы стажировки? Хватает ли денег и времени? Кто конкретно будет этим заниматься? Готовы ли мы выделять ресурс наставников?»
Бывает, что компания продумала все — кроме того, где брать ресурсы на реализацию проекта. В результате вся работа падает на одного несчастного HR-менеджера, который уже и сам жалеет, что ввязался в эту историю.
Не уметь отбирать стажеров
Некоторые нанимающие менеджеры ищут «единорога» — стажера, который уже все умеет и готов круглосуточно трудиться, не требуя высокой зарплаты. Еще бывает, что на стажировку пытаются принять опытных специалистов под предлогом погружения в команду и своеобразного испытательного срока для экономии бюджета.
Стажеров нельзя подбирать по тем же принципам, которые используются для оценки готовых специалистов. Вопросы, структура интервью, чек-листы, тестовое задание — все это необходимо адаптировать с учетом специфики. А специфика такова: перед вами человек без практического опыта работы. Вполне возможно, что кандидат даже никогда в жизни не проходил интервью и не составлял резюме, но это не значит, что он подходит для ваших задач.
Сложно подбирать стажеров, если раньше с ними не работал: непонятно, как их оценивать, какие вопросы задавать. Многие рекрутеры говорят: «О чем с ними можно разговаривать, у них же нет никакого опыта?»
Стажировка: что это такое и что она дает?
Замечали ли Вы, что с каждым годом требования работодателей по отношению к претендентам на должность ужесточаются. В числе обязательных критериев оценки профессионализма работника выступает высшее образование и опыт работы. И вот здесь разрождаются массовые споры: где новоиспеченному специалисту взять опыт работы? Неужели можно ставить крест на карьерном росте, трудоустройстве по полученной специальности?
Замечали ли Вы, что с каждым годом требования работодателей по отношению к претендентам на должность ужесточаются. В числе обязательных критериев оценки профессионализма работника выступает высшее образование и опыт работы. И вот здесь разрождаются массовые споры: где новоиспеченному специалисту взять опыт работы? Неужели можно ставить крест на карьерном росте, трудоустройстве по полученной специальности?
Давайте не будем торопиться и горячиться. Сегодня мы расскажем о таком понятии, как «стажировка», которая будет полезна как начинающим дипломированным специалистам, так и студентам.
Что это такое?
Стажировка представляет особой особый этап профессиональной подготовки специалистов. Она выполняет несколько функций:
Человека, который проходит стажировку, называют стажером. Им может быть как студент, так и дипломированный специалист, не имеющий опыта работы за плечами по конкретному профилю или на определенной должности.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Разновидности стажировки
В зависимости от цели прохождения данного подготовительного этапа можно выделить:
В зависимости от финансовых аспектов стажировка может быть:
Обратите внимание, что финансовая сторона стажировка обязательно должна быть пописана в договоре, заключаемым между компанией и стажером.
Какая бывает стажировка?
В зависимости от того, на какой территории проходит стажировка, выделяют:
Важно отметить, что для прохождения стажировки за рубежом потребуется оформить специальный пакет документов, получить разрешение на выезд, указав при этом конкретную цель. Чаще всего иностранными стажировками интересуются студенты старших курсов. Воспользоваться данной услугой возможно, если учебное заведение сотрудничает с другими СУЗами и ВУЗами за пределами родины в рамках программ по обмену учащимися, двойной диплом и пр. При этом чтобы успешно овладеть новыми знаниями и навыками, необходимо хорошо владеть иностранным языком.
В зависимости от исхода событий можно выделить:
Как найти место для стажировки?
Важно понимать, что стажировка требует времени и усилий. Поэтому, чтобы не тратить столь бесценные ресурсы попусту, важно ответственно подойти к выбору места для ее прохождения.
Для начала необходимо определиться, в каких целях Вам необходима стажировка: дополнительное обучение, расширение кругозора и саморазвитие, получение первого рабочего опыта, самоопределение (подходит ли выбранный профиль или нет), оценка перспектив развития (карьерный рост, рост зарплаты и пр.).
Поиск места для прохождения стажировки
Затем потенциальному стажеру необходимо объективно и адекватно оценить собственные возможности и способности: какими знаниями и навыками он располагает на текущий момент, где он может быть пригоден (по принципу «здесь и сейчас»), какие новые познания он намерен получить/освоить, моральная и физическая готовность к стажировке или работе и пр.
Далее следует проанализировать потребности рынка труда: куда требуются специалисты нужного профиля, какие требования к ним предъявляют работодатели, предусматривается ли «испытательный срок» или стажировка, оплачиваемая ли она, продолжительность стажировки и особенности ее оформления и т.д.
Если Вы все еще являетесь студентом ВУЗа или выпускником, то можно обратиться за помощью в поиске стажировки или будущего места работы в отдел по трудоустройству. Он функционирует практически в каждом учебном заведении (профессионального образования).
Также можно искать стажировку самостоятельно на различных сайтах и площадках, через специализированные агентства и компании (например, FutureToday, Changellenge). Студентам подойдут краткосрочные стажировки, которые не будут мешать учебному процессу. Выпускникам же можно рассматривать профессиональную стажировку с возможностью дальнейшего трудоустройства по специальности. В частности, если на примете есть организация, то можно изучить ее потребности на сайте или при личном визите, направить туда резюме. Не останавливайтесь на одной компании, которая проводит набор стажеров. Всегда должна быть альтернатива. Сравните условия и правила в разных заведениях и выбирайте то, что Вам подходит.
Оформление документации о прохождении стажировки
Старайтесь оформить стажировку документально, заключив соответствующий договор с компанией. Обратите внимание на программу стажировки, в ней будут описаны основные мероприятия, правила их выполнения и пр.
Зачем нужна стажировка?
Стажировка – это не просто проверка кандидата на прочность и профессионализм, это «учебный процесс», позволяющий обучить и подготовить компетентного специалиста к будущей работе.
Важно отметить, что стажировка отличается от практики и испытательного срока. Во-первых, данное мероприятие не обязательно при подготовке дипломированных специалистов. Во вторых, обязанности стажера могут включать не только выполнение заданий по специальности, но и поручений, выходящих за пределы должности. В то же время данная процедура, как и практика, испытательный срок, ограничена во времени.
Суть стажировки
Стажировка позволяет молодому специалисту заявить о себе, определиться со сферой деятельности и будущей профессией (подходит ли она ему, готов ли он посвятить ей половину жизни и пр.), обрести первоочередные практические навыки по профессии, опыт работы, финансовую независимость.
Данная процедура является незаменимым помощником для новоиспеченных специалистов, которые не могут устроиться на работу по полученной специальности из-за отсутствия опыта. Более того, наличие иностранной стажировки делает кандидата на должность более привлекательным. Чем лучше стажер проявит себя, тем выше шансы попасть в штат компании и занять рабочее место на официальной основе.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Зачем компании принимают стажеров
Организация программы стажировок — большой труд для HR-подразделения. Нужно продумать и прописать концепцию, регламенты и правила отбора стажеров, проведения стажировки, оценки ее результатов, разработать систему мотивации и оформления стажеров, в том числе позаботиться о технике безопасности. Ради чего все это делается?
Стажеры нужны работодателям, чтобы развивать HR-бренд. Также это способ привлечь молодых перспективных специалистов в те профессиональные области, где ощущается дефицит готовых профессиональных кадров (например, в ИТ и диджитал-маркетинг), или туда, где требуются свежий взгляд, нестандартное мышление (рекламные агентства, сфера «продакшен», медиа). Наконец, стажировки позволяют экономить на фонде оплаты труда, если бюджет организации ограничен, а ключевых сотрудников надо разгрузить от рутинных процессов.
Существует и менее очевидная, хотя и не меньшая по значению ценность от стажировок: работа со стажерами позволяет развить управленческие навыки будущим руководителям в тех компаниях, где есть система кадрового резерва. Кроме того, процесс передачи своего опыта стажерам позволяет ключевым сотрудникам проанализировать собственный уровень экспертности.
Небольшой опрос руководителей HR-подразделений различных по размеру российских и международных компаний из разных отраслей экономики наглядно демонстрирует пользу стажировок.
Юлия Карапай, директор по персоналу компании Media Instinct Group:
«Наша группа компаний растет очень активно, и стажеры для нас — это «новая кровь», свежий взгляд и наше будущее. Мы принимаем в стажеры в основном студентов социологического факультета МГУ. Ребята получают возможность посмотреть на нашу индустрию изнутри. Если стажер показывает хорошие показатели, мы берем его в штат — и он растет профессионально. Некоторые стажеры, которые пришли к нам пару лет назад, уже занимают позиции старших специалистов, несколько человек готовятся занять должности руководителей групп.
Основные плюсы молодых специалистов: они энергичны, адаптивны, открыты новому, с удовольствием включаются в освоение технологий и используют профильное программное обеспечение. Минусы: стажеры не всегда понимают, чего ждут от жизни и профессии, иногда уходят, потому что осознают, что хотели бы заниматься чем-то другим. Но в любом случае мы всегда рады, что помогли людям попробовать свои силы и дали им возможность старта».
Марина Базылева, директор по персоналу ООО «ОМЗ-Спецсталь»:
«Наша программа называется «Новая волна», ее основная цель — омоложение коллектива технической дирекции металлургического завода. Целевая аудитория — старшекурсники и выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета по специальностям «чёрная металлургия», «обработка металлов давлением», «металловедение и термическая обработка металлов», «технология машиностроения». Первый этап — конкурсный отбор кандидатов в стажеры. Мы просим желающих прислать эссе с обоснованием выбора профессии и интереса к работе на заводе, проводим собеседование с руководителями технической дирекции и тестирование.
С теми, кто прошел отбор, мы заключаем срочные трудовые договоры, составляем для каждого индивидуальный план, который включает знакомство с заводом, изучение нормативно-технической документации того отдела, где проходит стажировка, детальное знакомство с работой соответствующего цеха. Ребята со специальностью «обработка металлов давлением» стажируются не только в отделе главного кузнеца, но и в кузнечно-прессовых цехах либо в качестве технологов, или при желании пробуют себя в качестве мастеров. «Металловеды» работают в отделе термической обработки и термическом цехе. Срок стажировки в цехе — не меньше месяца.
В нашем случае стажировка — это углубленная адаптация. Новый работник, еще очень юный, оказывается на заводе среди старших коллег. Формат стажировки позволяет ему комфортнее входить в коллектив, прочувствовать специфику работы и выбрать себе наиболее подходящее направление: работать технологом, уйти в цех мастером или специализироваться в области контроля качества. Для наших постоянных работников работа со стажерами — тоже плюс, они переосмысливают многие внутренние процессы, когда объясняют их стажерам. Специалисты с большим желанием занимаются со стажерами, это большой вклад в развитие преемственности.
Сейчас в проекте 11 человек. Стажировка у них проходит в три этапа. Первый этап — три месяца в выбранном отделе. Затем — от одного до трех месяцев в цехе (срок зависит от количества цехов по профилю и выбранных должностей — только технолог или технолог и мастер). И третий этап — два месяца в службе качества. После шести месяцев мы готовы принять стажера в штат, если он удачно пройдет итоговую оценку. Но период стажировки может длиться и дольше, до 12 месяцев».
Юлия Шундикова, менеджер по развитию бренда работодателя в компании Danone:
«В компании Danone мы ежегодно реализуем три программы для молодых специалистов: Surf Danone (подготовка молодых менеджеров в различных департаментах), Danone Band (программа развития технических экспертов) и Danone Twist (летняя стажировка). Эти программы, конечно, требуют вложения внутренних ресурсов, причем не только HR-службы, однако их польза очевидна: программы позволяют нам готовить резерв из талантливых молодых специалистов. Получается быстрее, чем процесс поиска на кадровом рынке и адаптации в Danone уже готовых профессионалов.
Вообще, стажировки и программы развития молодых специалистов нужны компаниям, которые стабильно нуждаются в закрытии конкретных позиций или которым сложно найти на кадровом рынке необходимых экспертов. При правильно спланированном процессе такие программы выходят дешевле и заметно эффективнее стандартного рекрутмента. К тому же такой подход укрепляет репутацию бренда работодателя среди молодой аудитории. Почему это важно: даже если молодые перспективные люди пойдут после окончания вуза в другую компанию, они с интересом продолжат следить за карьерными возможностями в той организации, куда им хотелось попасть еще студентами».
Ольга Полобок, руководитель направления в дирекции по персоналу ООО УК «Росводоканал»:
«Для молодых специалистов у нас есть программа стажировки, которая позволяет им научиться инновациям, созданным их коллегами.
Стажировка строится по плану, который определяет, из каких мероприятий она состоит, кто с кем контактирует и как оцениваются результаты. Стажировку оценивает как сам стажер, так и принимающая сторона. Результат стажировки — материал, который стажер воспринял, технология, которую он перенял, мероприятия по внедрению того, что он узнал. Также стажер получает рекомендации. Часто стажировка сопровождается последующим кураторством того, кто ее проводил.
Плюс таких мероприятий — в генерации, сохранении и передаче экспертных знаний внутри компании (элемент самообучающейся организации). Причем на освоение новых технологий затрачивается минимум времени, а адаптация новых знаний и умений к практической деятельности получается максимальной. Стажировки помогают сэкономить бюджет на внешнем подборе, ведь мы «растим» профессионалов сами.
Но есть и минусы: стажировки — это дополнительная нагрузка для квалифицированного персонала. К тому же могут возникнуть сопутствующие затраты на командировки и организацию процесса.
С учетом плюсов и минусов, прежде чем разрабатывать программы стажировок, нужно внимательно изучить проблемы и задачи бизнеса, стратегии развития персонала, чтобы понять, какие из них помогут закрыть программы стажировок».
Полина Хабарова, HR-директор, директор по трансформации бизнеса ИТ-компании КРОК:
«Половина наших приглашенных кандидатов — стажеры, для которых компания КРОК становится первым местом работы. У нас высокотехнологичная компания, поэтому современных стажеров — представителей «цифрового поколения» — мы рассматриваем как полноценных партнеров и генераторов новых идей для развития бизнеса. Они уже глубоко погружены в диджитализацию, легко обучаются, улавливают тренды.
Работа с молодым поколением позволяет нам и самим постоянно учиться новому, не отрываться от реальности, быть готовыми к приходу будущих кандидатов, прогнозировать изменения на рынке. Поэтому мы не только начинающих специалистов принимаем на работу, но и ведем специальные проекты для студентов и даже для школьников. У нас есть кейс-лаборатория, где студенты вместе с экспертами решают продуктовые бизнес-задачи, есть программа «Школа IT-решений», в рамках которой участники создают IT-решения для проблем города и школы.
Стажеров мы с первого дня воспринимаем как сотрудников и оформляем в штат. Сразу после оформления договора им в полной мере доступны все корпоративные бонусы. Помимо открытой корпоративной культуры, по правилам которой у нас не считается зазорным задавать вопросы и ошибаться, быстрее разобраться в рабочих процессах помогает система наставничества.
Наш самый характерный кейс — директор департамента вычислительных систем Валентин Губарев. Когда-то он начинал со стартовой позиции инженера, через месяц стал подхватывать менеджерские функции, а спустя 11 лет стал руководителем департамента».
Владислав Рыпинский, руководитель проектного бюро «СКАДО Проект»:
«Я беру на работу стажеров по двум причинам: их тарифная ставка меньше, чем у опытных специалистов, при этом у молодых лучше обучаемость. Но есть и минусы: стажеров необходимо постоянно контролировать и учить, у них случаются грубые ошибки в работе. Поскольку моя компания работает с технически сложными объектами, эти недостатки становятся еще значимее. Но, несмотря на это, я считаю, что в компании должен быть определенный процент стажеров, так как их плюсы редко встречаются у других категорий работников.
Быстрее всего молодой специалист обучается на реальных заказах под чутким контролем старших коллег. В остальном скорость зависит от личных качеств человека — не только профессиональных знаний, но и умения общаться с людьми и получать необходимую информацию.
Эффективнее брать студентов на полный рабочий день, на минимальную ставку. В этом случае компания не понесет серьезных убытков, если молодой специалист не окажется перспективным. Если же он покажет себя с хорошей стороны, то можно подумать о его дальнейшем продвижении и увеличении оклада. У нас есть пара таких сотрудников, они профессионально растут с хорошей скоростью. Бояться не нужно, но важно понимать, что стажер — это осознанный риск. Либо он оправдает себя, либо придется искать дальше.
Надо учитывать, что в больших компаниях со штатом более 200 человек обычно есть отдельный работник или даже целый отдел по работе с малоопытными специалистами, он обеспечивает их обучение базовым навыкам и оценивает эффективность в конце испытательного периода для принятия решения о дальнейшем сотрудничестве. В небольших компаниях функции такого отдела выполняет начальник, и ошибки в выборе могут повлечь за собой значительные убытки».