Статья добролюбова что такое обломовщина тезисы
Тезисы: что такое обломовщина (Добролюбов, конспект, план статьи)
План статьи Н. А. Добролюбова следующий.
Первая часть романа “Обломов” не вызвала у публики обширного интереса. Произведение многим показалось чересчур скучным. Однако потом читатели оценили мастерское умение И. А. Гончарова изображать мельчайшие детали и воссоздавать полную картину жизни.
Талант Гончарова неподатлив. Его произведения кажутся холодными и не производят на читателя впечатления. Однако стоит внимательно присмотреться, и перед нами на полную силу раскроется умение Ивана Александровича изображать, словно художник, природу и каждую деталь окружающей действительности. Именно поэтому произведения Гончарова кажутся растянутыми.
Обломовщина – это знамение времени, отражение русской действительности. Главная черта Обломова – инертность. Апатия Ильи была результатом его воспитания и той среды, в которой он постоянно находился.
Другие литературные персонажи, к примеру, Онегин, Рудин, Печорин, Тентетников, Гамлет схожи с Обломовым. Они находятся в постоянном состоянии скуки. Однако эти герои в трудных ситуациях хоть что-то делают, а Обломов продолжает лениться.
Обломовщина – это привычка разглагольствовать, жаловаться на жизнь. Но ничего при этом не делать. Лучше просто покориться судьбе и жить, словно байбак.
Штольцев, людей не слова, а дела, пока нет в нашем обществе. Андрей Штольц – деятельный и энергичный человек, который, впрочем, еще не дорос до идеала общественного деятеля и реформатора.
Ольга – тот идеал, который только может повстречаться в русских реалиях. Именно в ее образе заключается та неудержимая сила, которая может противостоять обломовщине.
Тезисы из статьи Добролюбова Что такое обломовщина
Гончаров в своем романе не дает никаких выводов, оставляет это право читателю. Сильнейшая сторона таланта Гончарова- умение отчеканить,изваять образ предмета. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Но в ней отразилась русская жизнь. Перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный строго и беспощадно. Обломовщина – ключ к разгадке многих явлений русской жизни. Причина обломовской апатии кроется в его внешнем положении и в умственном и нравственном развитии.
Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их перед миром он никогда не мог. Обломовка – наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: он не усиливался надувать других, а являлся в натуре – лежебоком. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь. Кто не согласится, что его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче? Отдавая дань своему времени, Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но таких людей с цельным и деятельным характером еще нет в жизни нашего общества. Ольга – высший идеал, какой только может вызвать теперь русский художник.
Долго и упорно трудится она над тем, чтобы вызвать деятельность в Обломове, возбудить в нем жизнь. Ольга не хочет склонить голову и смиренно переживать трудные минуты жизни. Она бросила Обломова, когда перестала ему верить. Теперь обломовщина ей хорошо знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над ней суд беспощадный.
Конспект статьи Добролюбова “Что такое обломовщина” кратко
Выводы
Как много может совершить человек до 25 лет? На примере Николая Александровича мы видим, что он может не так уж и мало — заметить самому и указать другим на «свет» среди «полночной темноты», выразить свою мысль исчерпывающе, ярко и емко. В соседней с угасающим от смертельной болезни литературным гением комнате безотлучно находился Н.Г. Чернышевский, который продолжил «зависшую в воздухе» мысль друга, «ребром» мощно поставив вопрос перед соотечественниками: «Что делать?»
Не только ответил Добролюбов «Что такое обломовщина?». Кратко, емко, художественно достоверно он подчеркнул тлетворное влияние устоев крепостничества, необходимость дальнейшего общественного прогресса. Возможно, поэтому его авторская оценка романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» стала и знаменитой, и классической.
Проблема нового человека
Нужна перезагрузка, надо чтобы во власти и в промышленности появились новые люди. Гончаров создал поэтому образ активного и творческого Андрея Штольца. «Впрочем, их на текущее время нет!» — говорит в своей статье Добролюбов «Что такое обломовщина?» Краткое содержание, а точней изложение последующих его мыслей – это потенциальная неспособность «Штольцев» стать «умом и сердцем» России. Неприемлемым для людей, выполняющих столь важную миссию, является рефлекс «склонять голову» перед обстоятельствами, когда им кажется что эти обстоятельства сильнее. «Общественный прогресс требует большей динамики, чем ею обладает Штольц!» — считает Добролюбов.
Что такое обломовщина? Краткое содержание статьи, где впервые прозвучал этот вопрос, указывает на то, что в самом романе Гончарова содержится и противоядие от этой болезни общества. Образ Ольги Ильиной, женщины, открытой для всего нового, не боящейся никаких вызовов времени, не желающей во исполнение своих устремлений ждать, а, наоборот, самой активно менять окружающую реальность. «Не Штольца, а Ольгу Ильину можно по-лермонтовски назвать «героем нашего времени»!» — считает Добролюбов.
Н. А. Добролюбов «Что такое Обломовщина?» краткий конспект (Гончаров И. А.)
Роман был бурно обсуждаем и ожидаем еще задолго до издания. Однако при его выходе, очень многим первая часть показалась совсем не интересной, обыденной. Но с выходом второй части мнение о романе изменилось.
Гончаров не делает выводов и не призывает читателя к ним: жизнь в «Обломовке», не заставляет приходить к отвлеченной философии, а сама является прямой целью.
Гончаров создает живое изображение, схожее с реальностью, не передает «горячности чувства». Образы, рисуемые Гончаровым, проявляются постепенно, пока не составят полный
образ во всех чертах. Его свойство: спокойствие и полнота поэтического миросозерцания, в чем состоит отличие от других русских писателей.
В романе нет препятствий и каких-либо внешних событий. Многие критики описывают действия в романе как растянутые из-за описания всех обыденных событий аж в четырех частях. Гончаров передает подробно абсолютно все. Он иллюстратор, рисующий глубину жизненных явлений. Слова его спокойны, объективны, трезвы, он до поры до времени не высказывается, но для него ни одна мысль, ничего необходимого ни в коем случае не может пропасть. Этот роман — не один из самых важных на свете, однако
в нем отражается живой современный русский тип, с беспощадной строгостью и правильностью. Обломов — не новый персонаж в литературном творчестве, однако впервые выставленное так просто и естественно. Главные черты его характера заключаются в абсолютной инертности, исходящей из апатии, причинами которой являются воспитание и обстоятельства, происходившие с героем. Все «обломовцы», которых можно найти в литературе, ни разу не преобразовывали слова в действия.
Вся Россия — Обломовка
Название деревни — Обломовка — критик предельно обобщает. По-своему видит в контексте гончаровского романа Николай Александрович Добролюбов, что такое обломовщина. Краткое содержание его статьи дает четкое представление о России как о совокупности тысяч и тысяч деревень Обломовок. Конечно, не в прямом смысле, а фигурально. Огромными ресурсами бездарно владеют дворяне, являющиеся зачастую людьми-паразитами, по своей сущности — рантье, глубоко презирающими своих соотечественников, не стремящимися сделать ничего конструктивного для общества. В результате общество теряет динамику, становится пассивным, погружается в кризис.
Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
Потомственные дворяне и бояре — «обломовцы»?
О чем пишет литературный критик? О том, что Гончарову удалось рассмотреть истинно русский типаж и раскрыть его беспощадно и достоверно. Действительно, это тогда было. Худшая часть дворянства и барства, понимая, что ничего толком для общества они уже не сделают, жила, упиваясь своим богатством, лишь в свое удовольствие. Дремотное существование «жизнью желудка» этой прослойки общества тлетворно разлагало остальное русское общество. Литератор выносит суровый исторический вердикт дворянству и барству в России: их время прошло бесповоротно! Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» открыто обличает антиобщественный характер «обломовцев»: презрение к труду, потребительское отношение к женщине, бесконечное словословие.
Между прочим, это то же что клеймят и наши классики-современники, например Виктор Пелевин: гламур и дискурс, только названные иначе. Ведь современное необарство и неодворянство породило новых людей-паразитов.
Обломов НУжны тезисы из статьи Добролюбова ‘ Что такое Обломовщина? ’ Срочно, пожалуйста
Первая часть романа посвящена одному обычному дню
героя, который проводит его не вставая с дивана.
Неторопливое авторское повествование детально и
подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит
печать заброшенности и запустения.
Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи,
ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство.
Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен
своим настоящим положением.
Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой
жизни, свое духовное падение.
Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится
своего барства, сравнивая свою душу с кладом,
заваленным всяким сором.
Крепостнический уклад России не только обрекает
на нищенское и бесправное положение русский народ,
но и калечит душу подрастающего дворянина,
убивая в нем прекрасные задатки характера.
В Обломове часто видят только губительное влияние
крепостного рабства и барства.
Штольц как «противоядие»Обломову
Но главным героем-антиподом Обломова является в
романе его друг Андрей Штольц.
Это натура, полностью противоположная лентяю и
бездельнику Илье. Но в разговоре с другом Илья Ильич
дает удивительно точную и меткую оценку миру
промышленников, куда его настойчиво пытается ввести
Штольц.
Он называет коммерсантов мертвецами, спящими
людьми, которые только имитируют активность,
интерес, бурную деятельность, сквозь которую
проглядывает безысходная скука.
Обломовщина
В романе сказалось новое слово нашего общественного
развития. Слово это = обломовщина; оно служит ключом к
разгадке многих явлений русской жизни.
В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим…
знамение времени.
Лень и апатия Обломова есть создание воспитания и
окружающих обстоятельств.
Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.
В него входит весь патриархальный уклад русской жизни
с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой,
любовью, поэтичностью.
Не случайно через весь роман Гончарова проходят неразлучной
парой два героя: Обломов и Захар.
Эти образы связаны своегo рода принципом дополнительности.
Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживают
чужие руки. Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь
не принадлежали себе, не совершали самостоятельных
поступков, двигаясь только чужой волей.
За Илью Ильича боролись две силы: деятельное
интеллектуальное, эмоциональное начало,
которое воплощают в романе Штольц, университет,
Ольга, и Обломовка с ее «обломовщиной».
Причем первая сила представляла, скорее, возможность,
вторая была реальностью.
Победа осталась за старой Обломовкой.
Художественная манера И. А. Гончарова
В этом уменье охватить полный образ предмета,
отчеканить, изваять его-заключается сильнейшая
сторона таланта Гончарова.
Гончаров является перед нами прежде всего художником,
умеющим выразить полноту явлений жизни.
Цитаты Добролюбова об обломовщине
«Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени.»
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины.»
“Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое существование нравственного рабства”
«В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития.»
«Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже в самом отвлеченном рассуждении, в самой утопической теории имел способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого status quo, несмотря ни на какие убеждения.»
«Его желания являются только в форме: «а хорошо бы, если бы вот это сделалось»; но как это может сделаться – он не знает. Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось…»
«С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует.»
«В силу обломовщины, обломовский чиновник не станет ходить в должность, если ему и без того сохранят его жалованье и будут производить в чины…. Они только говорят о высших стремлениях, о сознании нравственного долга, о проникновении общими интересами, а на поверку выходит, что все это — слова и слова.»
«Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий.»
«Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре – лежебоком.»
«У Обломова темперамент слишком вялый; и потому естественно, что он для осуществления своих замыслов и для отпора враждебных обстоятельств употребляет еще несколько менее попыток, нежели сангвинический Онегин или желчный Печорин.»
«Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями…»
«Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней? куда я себя готовлю? чего я жду от будущего? Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие» и т. д. А в сущности, это — больше ничего, как обломовщина.»
«Гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, не мог, однако, не заплатить дани общему заблуждению, до сих пор столь сильному в нашем обществе: он решился похоронить обломовщину и сказать ей похвальное надгробное слово.»
«Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают. Они довольны своим самоунижением.»
«Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым.»
«Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.»
«Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время…»
«Дело в том, что это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников.»
«Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней, религией, которое бы органически срослось с ними, так что отнять его у них значило бы лишить их жизни. Все у них внешнее, ничто не имеет корня в их натуре.»