Статья 161 фз о национальной платежной системе что это значит
Статья 161 фз о национальной платежной системе что это значит
Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа
1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.
3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.
4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.
6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.
7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.
8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.
9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)
9.2. При приостановлении или прекращении использования клиентом электронного средства платежа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оператор по переводу денежных средств обязан в день такого приостановления или прекращения в порядке, установленном договором, предоставить клиенту информацию о приостановлении или прекращении использования электронного средства платежа с указанием причины такого приостановления или прекращения.
(часть 9.2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 490-ФЗ)
10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.
11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)
11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.
(часть 11.2 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)
11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.
(часть 11.3 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)
11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.
(часть 11.4 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)
(часть 11.5 введена Федеральным законом от 27.06.2018 N 167-ФЗ)
12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.
13. В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.
14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.
Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О национальной платежной системе
Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года
Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года
(В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 267-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 28.12.2013 № 403-ФЗ, от 05.05.2014 № 110-ФЗ, от 05.05.2014 № 112-ФЗ, от 22.10.2014 № 319-ФЗ, от 29.12.2014 № 455-ФЗ, от 29.12.2014 № 461-ФЗ, от 03.07.2016 № 288-ФЗ, от 03.07.2016 № 290-ФЗ, от 03.04.2017 № 59-ФЗ, от 01.05.2017 № 88-ФЗ, от 18.07.2017 № 176-ФЗ, от 27.06.2018 № 167-ФЗ, от 27.06.2018 № 169-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.03.2019 № 33-ФЗ, от 03.07.2019 № 166-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 02.08.2019 № 264-ФЗ, от 27.12.2019 № 490-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 22.12.2020 № 449-ФЗ, от 30.12.2020 № 499-ФЗ, от 11.06.2021 № 187-ФЗ, от 01.07.2021 № 250-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 19.11.2021 № 369-ФЗ)
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
1. Законодательство Российской Федерации о национальной платежной системе основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
2. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, может принимать нормативные акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 141 настоящего Федерального закона;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 141 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА
Статья 4. Порядок оказания платежных услуг
1. Оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона.
3. Организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи».
4. Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.
5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.
9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ
«О национальной платежной системе»
С изменениями и дополнениями от:
25 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 22 октября, 29 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 3 апреля, 1 мая, 18 июля 2017 г., 27 июня, 3 августа, 28 ноября 2018 г., 18 марта, 3 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 20, 31 июля, 22, 30 декабря 2020 г., 11 июня, 1 июля, 19 ноября 2021 г.
Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года
Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года
ГАРАНТ:
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 39 установлены иные сроки вступления их в силу
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России
Устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы.
Закрепляется порядок деятельности ее субъектов, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.
К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк). Банковские платежные агенты (субагенты). Организации федеральной почтовой связи. Платежные агенты. Операторы платежных систем. Операционные, платежные клиринговые и расчетные центры.
Регламентированы переводы электронных денег.
Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.
Для персонифицированных, а также корпоративных электронных средств (т. е. используемых организациями и предпринимателями) остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.
ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней. Например, срок осуществления расчетов. Необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др.
Надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагаются на ЦБР.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу
Пункты 12-16 статьи 3, статьи 5, 6 и 8 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 2011 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 27 ст. 3872, в «Парламентской газете» от 1 июля 2011 г. N 32
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 19 ноября 2021 г. N 369-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 августа 2021 г.
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 250-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2021 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 187-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 июня 2021 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 499-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 449-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 490-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 264-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г., с 30 января 2020 г. и с 3 августа 2020 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2021 г., и пунктов 5 и 6 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 166-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2019 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.
Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 167-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ
Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 59-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 455-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 319-Ф3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого подпункта «г» пункта 3 статьи 3 изменений, вступающих в силу с 1 ноября 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 161 фз о национальной платежной системе что это значит
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о НПС оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа (далее — ЭСП) путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Исполнение кредитной организацией законодательно установленной обязанности не может быть обусловлено уплатой клиентом вознаграждения за предоставление информации, в связи с чем в договоре должен быть предусмотрен способ бесплатного информирования клиента в соответствии со статьей 9 Закона о НПС. Дополнительно, кредитной организацией могут оказываться клиенту (при его согласии) платные услуги по его информированию о совершении операций с использованием ЭСП.
В соответствии с частью 13 статьи 5 Закона о НПС обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных указанным Федеральным законом, в том числе об операциях с использованием ЭСП, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
С момента получения клиентом уведомления о совершении операций исчисляется установленный частью 11 статьи 9 Закона о НПС срок направления клиентом оператору по переводу денежных средств уведомления об утрате ЭСП или его использовании без согласия клиента.
Закон о НПС не определяет момент, в который уведомление об операции с использованием ЭСП считается полученным клиентом, данное положение целесообразно предусматривать в договоре в рамках установленного им порядка направления уведомлений клиенту.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года № «О национальной платежной системе» (далее — Закон об НПС) правила платежной системы включают тарифы и иные виды платы за услуги в рамках платежной системы. Согласно пунктам 9 и 11 части 1 статьи 20 Закона об НПС порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и порядок оплаты услуг платежной инфраструктуры, являющиеся единообразными в рамках платежной системы, должны определяться правилами платежной системы.
В этой связи являются тарифами в платежной системе и включаются в правила платежной системы все прямо или косвенно определяемые оператором платежной системы и (или) операторами услуг платежной инфраструктуры суммы вознаграждений, уплачиваемые:
Порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, а также тарифы за услуги в платежной системе подлежат включению в правила платежной системы и в том случае, когда они также регулируются договорами, заключенными участниками платежной системы с оператором услуг платежной инфраструктуры, привлеченным оператором платежной системы, договорами, заключенными участниками платежной системы со своими клиентами и с другими участниками платежной системы. При этом не допускается указание в правилах платежной системы на порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, на тарифы за услуги в платежной системе путем ссылки на указанные договоры.
Суммы вознаграждений, уплачиваемые являющимся участниками платежной системы операторам по переводу денежных средств их клиентами за оказание услуг по переводам денежных средств, осуществляемым вне рамок платежной системы исключительно на основании договоров, заключаемых в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об НПС с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, а также суммы вознаграждений, устанавливаемые участниками платежной системы для своих клиентов дополнительно к тарифам и иным видам платы за услуги в рамках платежной системы, не являются тарифами в платежной системе и не включаются в правила платежной системы.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Закона об НПС порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы, должен определяться правилами платежной системы.
Изменение перечня государств, в которые (в которых) осуществляются трансграничные переводы денежных средств (осуществляются переводы на территории одного государства) в рамках платежной системы и по которым устанавливаются соответствующие тарифы за перевод денежных средств, не рассматривается как установление нового тарифа оператором платежной системы при условии, что размер тарифов за услуги по переводу денежных средств не изменяется (например, в случае установления единого тарифа по определенной группе государств).
До вступления в силу Закона о НПС в термин «платежные карты» включались карты, предназначенные для получения физическими лицами — держателями карт исключительно предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), реализуемыми данными юридическими лицами.
После вступления в силу Закона о НПС платежные карты рассматриваются в качестве электронных средств платежа (далее — ЭСП), предназначенных для осуществления операторами по переводу денежных средств перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 19 статьи 3 Закона о НПС). Соответствующие изменения внесены в Положение Банка России от 24.12.2004 № «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о НПС использование ЭСП осуществляется на основании договора об использовании ЭСП, заключенного оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
Закон о НПС не устанавливает каких-либо ограничений в отношении возможности заключения оператором электронных денежных средств отдельного договора по каждому предоставляемому клиенту ЭСП.
Определяемый оператором электронных денежных средств порядок ведения аналитического учета по счету № 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа» должен обеспечить получение информации по операциям перевода электронных денежных средств с использованием ЭСП по каждому договору с клиентом об использовании ЭСП, что предусмотрено пунктом 4.48 Положения Банка России от 16.07.2012 № «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение №
1 Указание Банка России от 04.09.2013 № «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года № «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 № «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» не подлежат страхованию денежные средства, являющиеся электронными денежными средствами.
В связи с увеличением объема операций по переводу электронных денежных средств, в том числе совершаемых с использованием предоплаченных карт, при информировании клиентов в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о НПС об условиях использования ЭСП кредитным организациям целесообразно одновременно в доступной для ознакомления форме сообщать клиентам, что денежные средства, являющиеся электронными денежными средствами, не подлежат страхованию.
Нормы Федерального закона от 03.06.2009 № «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № и Федерального закона от 26.07.2011 № «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом № и Федеральным законом № соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона №
Частью 16 статьи 4 Федерального закона № установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента.
В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона № осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Осуществление по специальному банковскому счету платежного агента операций в нарушение режима счета, предусмотренного частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона № может являться основанием для признания кредитной организацией таких операций в качестве вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и принятия кредитной организацией решения о направлении сообщений о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В части 5 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № установлены исчерпывающие перечни операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента (субагента), платежного агента и поставщика (соответственно).
Кредитная организация обязана совершать операции по специальному банковскому счету в соответствии с его режимом, установленным в части 5 статьи 14 Федерального закона № и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона № которым не допускается списание денежных средств на небанковские счета (внутренние счета банка).
В перечне операций по специальному банковскому счету банковского платежного агента (платежного агента) отсутствуют операции, связанные с зачислением на его специальный банковский счет денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.
Операции, не предусмотренные режимом специального банковского счета, не подлежат исполнению кредитной организацией (часть 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ и часть 17, 20 статьи 4 Федерального закона №
Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона № поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (часть 7 статьи 4), а также установлена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 4).
Учитывая изложенное, отмечаем, что принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поступления наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов в соответствии с Порядком составления и представления формы отчетности 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», установленным Указанием Банка России от 12.11.2009 № «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», с изменениями (далее — Отчет 0409202), отражаются по экономическому содержанию по символам прихода в частности:
Дополнительно данные операции отражаются по символу 100 «Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов».
Аналогичным образом отражаются и поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов: сначала по экономическому содержанию по символам прихода Отчета 0409202, а затем — по символу 99 «Поступления от банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
Часть 10 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем, указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.
Федеральный закон № не содержит положений, обязывающих банковского платежного агента использовать платежные терминалы (банкоматы) при осуществлении указанной деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 161-ФЗ перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) является формой безналичных расчетов. При ее избрании сторонами оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.
Для обеспечения возможности применения прямого дебетования в Положении Банка России от 03.10.2002 № «О безналичных расчетах в Российской Федерации» в редакции Указания Банка России от 12.12.2011 № «О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года № «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение № предусмотрено использование платежных требований исключительно с согласия (акцепта) плательщика, которое может быть дано до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) либо после его поступления обслуживающему плательщика банку. В связи с этим глава о расчетах платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщика, исключена из Положения №
Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика регулируются положениями статьи 6 Федерального закона № главами части I Положения № При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться частью 3 статьи 6 Федерального закона № 161-ФЗ, согласно которой акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком, либо в виде отдельного документа или сообщения.
В случае если акцепт дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) поле 36 «Срок для акцепта» не заполняется.
С целью снижения, в том числе, издержек кредитных организаций и их клиентов по внесению изменений в ранее заключенные договоры Банком России издано Письмо от 23.12.2011 № «О вопросах применения платежных требований», в котором указано, что при наличии в договоре условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика по требованиям третьих лиц без акцепта плательщика платежное требование, содержащее условие оплаты «с акцептом», подлежит приему и исполнению на условиях заранее данного акцепта плательщика.
Статья 1 Закона № устанавливает предмет регулирования указанного Закона, к которому, в числе прочего, относится порядок использования электронных средств платежа.
Часть 19 статьи 3 Закона № непосредственно относит к электронным средствам платежа платежные карты.
Таким образом, нормы Закона № применяются при совершении операций с использованием платежных карт международных платежных систем, эмитированных на территории Российской Федерации, при совершении операций с их использованием как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (например, в части порядка информирования клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, предусмотренного пунктом 4 статьи 9 Закона №
Согласно части 4 статьи 9 Закона № оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, к которому относится в том числе способ, позволяющий клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения с использованием реквизитов электронного средства платежа в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационнокоммуникационных технологий, путем направления клиенту соответствующего уведомления.
Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона № сведений устанавливаются оператором по переводу денежных средств в договоре, заключаемом с клиентом.
При этом в договоре с клиентом может быть предусмотрено его информирование о совершенных операциях и (или) предоставление отчета о совершенных операциях при его личном обращении, а также информирование о совершении с использованием электронного средства платежа иных операций, в том числе не связанных с осуществлением перевода денежных средств (например, получение клиентом информации об остатке денежных средств на его банковском счете).
Кроме того, исполнение кредитной организацией публично-правовой обязанности, установленной законом, не может быть обусловлено фактом исполнения клиентом гражданско-правовой обязанности по оплате услуг кредитной организации.
В случае, предусмотренном пунктом 2.1 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года № «Об эмиссии банковских карт и об операциях с использованием платежных карт», когда операции с использованием нескольких расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, выданных кредитной организацией-эмитентом клиенту, осуществляются по одному счету клиента, установленная частью 7 статьи 9 Закона № обязанность оператора по переводу денежных средств предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, распространяется на все эмитированные карты.
В целях обеспечения исполнения кредитными организациями требований статьи 9 Закона № Банком России издано письмо от 14 декабря 2012 года № «О Рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе», в котором отражены наиболее актуальные для кредитных организаций вопросы применения указанной статьи Закона № включая вопросы информирования клиента о совершении операций с использованием электронного средства платежа.
Данные рекомендации подробно обсуждались с объединениями участников рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № использование электронного средства платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом.
Таким образом, возможность приостановления или прекращения использования электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств при осуществлении мошеннических действий третьих лиц может быть предусмотрена в таком договоре в качестве элемента порядка использования электронного средства платежа (часть 9 статьи 9 Закона №
Требование о безусловном возмещении оператором по переводу денежных средств клиенту суммы операции, совершенной без его согласия после направления оператору по переводу денежных средств уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 9 Закона № установлено частью 12 данной статьи.
Порядок уведомления клиентом кредитной организации, предусмотренный пунктом 11 статьи 9 Закона № может быть конкретизирован в заключаемом между ними договоре в зависимости от используемого электронного средства платежа и сроков уведомления кредитной организацией клиента о совершенных операциях.
При этом установленный пунктом 11 статьи 9 Закона № максимальный срок уведомления клиентом кредитной организации (не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции) способствует заинтересованности клиента в сохранении электронного средства платежа и исключении нарушений порядка его использования.
Частью 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ установлено, что если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиентафизического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 указанной статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 данной статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентомфизическим лицом уведомления. При этом в указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.
Указанная норма соответствует существующей мировой практике регулирования рынка платежных услуг и призвана обеспечить защиту интересов клиентов при использовании ими электронных средств платежа.
При этом необходимость защиты прав гражданина как экономически слабой стороны в правоотношениях между кредитной организацией и клиентом была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 года №
В этой связи полагаем, что оценка инициативы участников национальной платежной системы по внесению изменений в статью 9 Закона № возможна только после анализа результатов реализации соответствующих норм данного Федерального закона.
1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № операторами по переводу денежных средств являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, и Внешэкономбанк, т.е. организации-резиденты Российской Федерации. Следовательно, под банковскими счетами операторов по переводу денежных средств понимаются банковские счета организаций-резидентов Российской Федерации.
2. При определении значения переводов денежных средств в соответствии с Указанием № осуществляемых между банковскими счетами операторов по переводу денежных средств, должны учитываться как межбанковские переводы денежных средств, в соответствии с которыми плательщиками и получателями денежных средств являются сами операторы по переводу денежных средств, так и клиентские переводы, в соответствии с которыми плательщиками и получателями денежных средств являются клиенты таких операторов по переводу денежных средств — физические и юридические лица.
3. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств, т.е. юридическое лицо, имеющее право на осуществление банковских операций. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией. Кроме того, представительства кредитной организации, в отличии от ее филиалов, не имеют права осуществлять банковские операции, в том числе открывать и вести корреспондентские счета других кредитных организаций. Обязанность обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы в соответствии с требованиями части 39 статьи 15 Закона № возникает у оператора по переводу денежных средств как юридического лица, независимо от того, в головном офисе или филиале открыты корреспондентские счета «Лоро» другим кредитным организациям.
Таким образом, при определении общего объема переводов денежных средств в соответствии с Указанием № необходимо учитывать суммы переводов денежных средств, осуществляемых между корреспондентскими счетами «Лоро» разных кредитных организаций, открытыми в головном офисе и филиалах юридического лица — оператора по переводу денежных средств.
Банк России не возражает против изменения норм Закона № не содержащих достаточной определенности в отношении исчисления сроков, указанием на рабочий день установленного срока.
В соответствии с частью 19 статьи 3 Закона № под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств.
Таким образом, из данного определения не следует, что распоряжения клиента являются электронными средствами платежа.
Система «Клиент-банк» будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (часть 19 статьи 3 Закона №
При осуществлении операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента следует руководствоваться режимом специального банковского счета, установленным частями 5 и 6 статьи 14 Закона № 161-ФЗ.
Таким образом, списание денежных средств со специального банковского счета банковского платежного агента возможно на банковские счета, как банковского платежного агента, так и иных лиц, открытые, как в кредитной организации, привлекшей банковского платежного агента, так и в иных кредитных организациях.
При этом отмечаем, что внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (пункт 1.2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года № «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»).
Согласно части 1 статьи 4 Закона № оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № относятся плательщики и получатели средств.
Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона № Кроме того, Закон № не содержит положений, ограничивающих возможность получения комиссионного вознаграждения с получателя денежных средств в рамках иных гражданско-правовых договоров. При этом часть 10 статьи 8 Закона № не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств.
Требование пункта 20 части 1 статьи 20 Закона № распространяется на платежные системы, операторами которых являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 2 статьи 20 Закона № установлено, что правилами платежной системы могут быть предусмотрены другие положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы. Поэтому, взаимодействие с иностранными платежными системами, которые являются таковыми согласно законодательству стран местонахождения платежных систем и не являются таковыми согласно Закону № может быть отражено в правилах российской платежной системы, если это необходимо для обеспечения функционирования данной платежной системы.
Создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы является правом для оператора платежной системы (часть 6 статьи 28 Закона № и обязанностью для оператора значимой платежной системы (часть 8 статьи 28 Закона №
При этом Закон № не регулирует организационные аспекты функционирования коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе.
Правила платежной системы, определенные оператором платежной системы, должны соответствовать требованиям Закона № (пункт 3 части 8 статьи 15 Закона №
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона № безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета, если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом.
Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона № правила платежной системы, за исключением правил платежной системы Банка России, являются договором, момент наступления безотзывности перевода денежных средств, установленный правилами платежной системы, должен соответствовать законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Указанная норма ГК РФ распространяется на договор присоединения, которым в соответствии с частями 3 и 7 статьи 20 Федерального закона № являются правила платежной системы.
Невозможность изменения по соглашению сторон договора присоединения ГК РФ и Федеральным законом № не предусмотрена.
Установленные в части 8 статьи 20 Федерального закона № сроки для внесений изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы применяются при внесении оператором платежной системы изменений в правила платежной системы в одностороннем порядке.
Таким образом, сроки внесения изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы могут быть более короткими, чем предусмотренные частью 8 статьи 20 Федерального закона № при согласии всех участников платежной системы с вносимыми изменениями.
Что касается оформления процедуры получения такого согласия, то в соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Правила платежной системы имеют письменную форму. Согласно пункту 21 части 1 статьи 20 Федерального закона № порядок изменения правил платежной системы должен определяться правилами платежной системы.
Установленный частью 13 статьи 16 Закона о НПС в отношении ОУПИ запрет на приостановление (прекращение) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам применяется в рамках платежной системы, правила которой являются договором, за исключением правил платежной системы Банка России (часть 3 статьи 20 Закона о НПС), и не распространяется на обязанность ОУПИ приостанавливать (прекращать) оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 5 статьи 15 Закона о НПС оператор платежной системы обязан осуществлять контроль за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России. Часть 1 статьи 20 Закона о НПС требует включения в правила платежной системы, являющиеся публично доступными и действующими в отношении всех участников платежной системы, положений, касающихся указанных обязанностей. Кроме того, часть 10 статьи 21 Закона о НПС определяет, что для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему, которые могут касаться, в том числе, факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.
В связи с этим не является односторонним приостановление (прекращение) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам, осуществляемое в соответствии с правилами платежной системы в целях осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы.
Что касается включения в правила платежной системы положений, предусматривающих возможность приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, связанных с требованиями законодательства иностранных государств, решениями иностранных органов и должностных лиц, то это может повлечь создание условий для неисполнения оператором платежной системы обязанности по обеспечению бесперебойности оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и бесперебойности функционирования платежной системы, установленной пунктом 5 статьи 15 Закона о НПС, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и в связи с этим является недопустимым.