Статус электронного больничного листа 090 что значит
Статусы электронного больничного листа: что они означают
Статус больничного листа в ФСС — это цифровое обозначение этапа обработки, на котором находится документ.
Где и для чего указывают статус ЭЛН
Документооборот электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) регулируется федеральным законом №86-ФЗ от 1 мая 2017 года. ЭЛН равносилен по значимости бумажному аналогу. Цифровой вариант выдается только по желанию и с письменного разрешения застрахованного и подписывается усиленной ЭЦП врача и медицинского учреждения. Правила взаимодействия всех пользователей системы оформления электронных листков нетрудоспособности описаны в постановлении правительства №1567 от 16.12.2017 в ред. от 20.11.2018.
Кто участвует в процессе оформления электронного ЛН:
После выписки застрахованный получает в поликлинике талон к цифровому листку нетрудоспособности, в талоне указан номер ЭЛН (состоит из 12 символов, как и у бумажного документа), СНИЛС физического лица и текущий цифровой код. Талон не имеет унифицированной формы.
Эту информацию сотрудник передает в бухгалтерию работодателя для дальнейший обработки и расчета компенсации. Бухгалтеры в организации знают, как проверить статус электронного больничного листа, это делается с помощью номера ЭЛН, полученного от работника. В личном кабинете на сайте ФСС страхователь, зная присвоенный номер, имеет возможность получить данные по листу нетрудоспособности. Чаще возникает вопрос, где пациенту посмотреть статус электронного больничного, это можно сделать на портале «Госуслуги» или на сайте Фонда социального страхования в личном кабинете.
Как заполнять больничные по новым правилам
С 14 декабря работать с больничными нужно по-новому! Правила изменил Приказ Минздрава №925н от 01.09.2020.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор поправок и новую инструкцию. Используйте ее бесплатно.
Какие бывают статусы и как они расшифровываются
Электронный лист нетрудоспособности с момента открытия в медицинском учреждении до возмещения компенсации проходит несколько стадий обработки. Каждому этапу соответствует цифровой код. Ниже приведена расшифровка кодов больничного листа в 2021 году:
Цифровые коды 000, 001 и 003 видны только медицинскому учреждению, в которое обратился пациент
ЭЛН со следующими статусами видны страхователю и лечебной организации:
Кроме этого, предусмотрены следующие статусы:
Инструкция: разбираемся в статусах электронных больничных
Статус электронного больничного — это показатель того, на каком этапе обработки находится лист нетрудоспособности. От этого показателя зависит возможность получения сведений медучреждением, работодателем, работником и Фондом социального страхования.
Порядок работы с ЭЛН
Все больше медучреждений переходит на оформление электронных листков нетрудоспособности. Для их обращения разработаны специальные форматы, использующие кодирование многих операций. Разберемся, как настроить работу с ЭЛН работодателю, что это за статус электронного больничного листа 030, 010, 020 и другие, и что делать, если получен лист нетрудоспособности с ошибкой.
Для начала работы с электронными листками нетрудоспособности работодателю необходимо:
Обмениваться данными с фондом организация вправе:
Чтобы запросить ЭЛН, достаточно его номера, Ф.И.О. заболевшего, его СНИЛС. ФСС по этим данным направит больничный лист. Но иногда вместо запрошенного документа работодателю приходит уведомление об ошибке.
Решение КонсультантПлюс: как организовать работу с электронным больничным
На сайте ФСС РФ размещена программа, с помощью которой можно принимать, оформлять и отправлять в Фонд электронные больничные.
Для работодателя применение электронной формы больничного добровольно. Можно по-прежнему принимать от работников только бумажные больничные.
Возможные коды ошибок
Работодатель получит сведения о листке нетрудоспособности только с определенным статусом. Иначе вернется протокол — больничный недоступен из-за ошибки и ее код. Чтобы понять в чем причина, обратитесь к перечню статусов электронного листа нетрудоспособности
Код | Пояснение |
---|---|
010 | Открыт |
020 | Продлен |
030 | Закрыт |
040 | Направлен на МСЭ |
050 | Дополнен результатами МСЭ |
060 | Это значит, что больничный заполнен страхователем |
070 | Передан реестр ПВСО (этот код используется в регионах пилотного проекта прямых выплат пособий из ФСС) |
080 | Пособие выплачено |
090 | Аннулирован |
Тот ЭЛН, который еще находится на оформлении в медицинском учреждении, имеет ограниченный доступ, что означает статус 010 в эл. больничном, а также 020, 040 и 050. Этот листок не сможет увидеть ни сотрудник ни работодатель, пока оформление не будет закончено медучреждением.
Как реагировать на сообщения об ошибках
Получив вместо ЭЛН протокол с ошибкой, действуйте в зависимости от кода ошибки. Например, что означает статус 020 в электронном больничном — эта ошибка говорит о том, что листок нетрудоспособности не закрыт медучреждением, болезнь не окончена, работник не приступил к работе. Дождитесь, когда сотрудника выпишут и сформируйте запрос еще раз. Аналогично действуйте, получив ошибку с кодом 010; 040 или 050.
Доступный для начисления пособия ЭЛН имеет статус «Закрыт», что означает статус 030 в электронном больничном листе. Только получив документ с таким кодом, работодатель вправе приступить к расчету пособия.
Как работнику посмотреть данные ЭЛН
На сайте ФСС любой гражданин вправе уточнить сведения о своем электронном листе нетрудоспособности. Для этого с данными учетной записи в ЕСИА (регистрация на портале «Госуслуги») перейдите в личный кабинет получателя ФСС РФ и авторизуйтесь с помощью логина и пароля ЕСИА. В личном кабинете работник увидит не только сам документ, но и размер пособия к выплате.
В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.
Ознакомиться с особенностями выплаты пособий можно ЗДЕСЬ.
Наш телеграмм!
В помощь
Полезно
Работа с электронным больничным. На что обратить внимание бухгалтеру?
При работе с электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) бухгалтеру необходимо обратить внимание на следующее:
1. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗАКРЫТ И ИМЕЕТ СТАТУС – 030.
Для оплаты пособия по временной нетрудоспособности работник доводит до расчетного бухгалтера номер больничного. Для обработки и расчета ЭЛН бухгалтер на основании номера больничного и СНИЛСа работника запрашивает в специализированной бухгалтерской программе или сервисах ФСС данный листок нетрудоспособности.
Электронный листок нетрудоспособности будет доступен для редактирования страхователю только в том случае, если он закрыт медицинской организацией. Закрытый больничный имеет статус – 030. Это значит, что можно производить расчет и выплату пособий.
Обращаем внимание! «Сигнальный» талончик (корешок) с номером и статусом больничного 010 (открыт) или 020 (продолжение), а также датой следующей явки на прием ко врачу НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОПЛАТЫ пособия по временной нетрудоспособности. Перед началом работы по расчету страхового обеспечения бухгалтеру необходимо ВСЕГДА запрашивать ЭЛН из информационной системы ФСС!
2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ОТПРАВЛЕН В СИСТЕМУ ФСС.
Перед началом оформления своей части электронного документа работодатель должен убедиться в корректности информации, внесенной медицинской организацией. После чего приступать к оформлению своей части больничного листа.
Когда в электронный больничный будут внесены все необходимые данные, страхователь ОТПРАВЛЯЕТ документ в информационную систему ФСС. Это действие является обязательным, иначе данный листок нетрудоспособности в системе ФСС будет оставаться не заполненным страхователем. Со стороны сотрудника регионального отделения Фонда к страхователю, представившему документы на возмещение страхового обеспечения, могут возникнуть вопросы по правомерности начисления пособий работнику.
Т.к. для оформления электронного листка нетрудоспособности существует широкий спектр программных средств, то функция отправки больничного в ФСС у разных производителей реализована по-разному. В любом случае необходимо убедиться, что документ отправлен в информационную систему ФСС и имеет статус 060 (заполнен страхователем).
Электронный лист нетрудоспособности в Контур.Экстерн
В 2021 году больничные листы оформляются как в электронном, так и в бумажном виде. Согласие застрахованного лица на выписку больничного листа в электронном виде не требуется. С 2022 года больничные листы будут оформлять только в электронном виде, но по желанию застрахованного ему выдадут бумажную выписку из электронного больничного. Президент подписал федеральный закон 30.04.2021 N 126-ФЗ. Законодательство приведут в соответствие с действующей практикой — прямые выплаты пособий из ФСС с этого года действуют во всей России.
Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лечащего врача и медицинского учреждения. Он имеет одинаковое правовое значение с бумажным больничным листом.
Далее расскажем, как работать с электронными больничными в Контур.Экстерн.
Список ЭЛН
Для перехода к списку документов следует открыть главную страницу Контур.Экстерн, затем кликнуть закладку «ФСС» и далее закладку «Пособия ФСС». Отобразится список пособий за текущий месяц.
Чтобы выбрать другой период, необходимо нажать закладку «Все документы»:
Поиск документов
Для поиска нужного документа предусмотрена вкладка «Поиск». В поисковую строку можно вводить ФИО и СНИЛС.
Если требуется найти пособие из прошлого периода, необходимо нажать «Продолжить поиск за….»:
Статусы документов
Созданным и отправленным файлам присваиваются определенные статусы:
Печать списка документов со статусами
В отдельных случаях возникает необходимость распечатки списка ЭЛН, к примеру, для проведения сверок. Для этого нужно:
Порядок загрузки электронного больничного с портала ФСС
Для загрузки ЭЛН с портала Фонда необходимо:
Загрузка ЭЛН из файла
Чтобы загрузить электронный листок, следует действовать так:
Редактирование
Для редактирования документа следует нажать на строку с ним. Отобразиться окно просмотра документа.
Отправленный ранее ЭЛН нужно искать на странице со списком документов.
Чтобы листок стал доступен для редактирования, следует нажать «Исправить ошибки и отправить заново»:
После редактирования данных на закладке «Электронный больничный» необходимо выбрать код причины исправления из предложенного списка:
Для просмотра содержания отправленного документа, не исправляя его, следует нажать «Распечатать ЭЛН».
Печать
Печать ЭЛН возможна следующими способами:
Удаление
Если файл не был отправлен, его можно удалить, нажав одноименную кнопку в строке с документом:
Отправленный в Фонд документ удалить из списка нельзя.
Отправка
Для проверки и отправки документа нужно открыть страницу просмотра документа и выбрать «Проверить и отправить»:
Файл отправится в региональное отделение ФСС. Статус электронного листка нетрудоспособности можно будет отследить на странице документооборота.
Отправка нескольких ЭЛН
Больничные можно отправлять массово. Для этого на странице со списком документов нужно Перейти в раздел «Реквизиты и настройки», далее нажать «Включить режим массовой отправки». Он будет включен для организации в целом, то есть его действие распространится на всех пользователей.
В этом же разделе при необходимости режим массовой отправки можно отключить.
Сначала сервис показывает документы за 4 последние дня, за которые они имеются. При необходимости нужно выбрать другую дату, а также включить фильтр «Без ошибок». Появится кнопка отправки — на изображении это «Отправить 2 документа в ФСС». После ее нажатия система перекинет пользователя на окно выбора электронной подписи.
Отправленные документы
В сервисе можно отслеживать историю передачи больничных листов в ФСС. Для этого нужно на списке документов кликнуть на строку того больничного, который ранее был отправлен. В следующем окне сервис отразит основную информацию по этому ЭЛН:
Если нужно получить информацию о более ранних больничных, следует нажать на ссылку «Показать историю».
Какие ошибки могут возникнуть при работе с ЭЛН
При загрузке
Доступ к ЭЛН с номером XXX…., СНИЛС YYY…, статусом: ZZZ – ограничен
Ошибка выглядит так:
Суть в том, что больничный не может быть изменен страхователем. На изображении выделен статус — он может принимать разные значения:
Номер XXX… принадлежит к ЛН на бумажном бланке
Ошибка выглядит так:
Означает, что после того, как был оформлен ЭЛН, медучреждение выдало сотруднику бумажный листок нетрудоспособности по его просьбе. Этот бланк нужно запросить у сотрудника.
ЭЛН с номером: XXX…., СНИЛС YYY… — отсутствует в БД
Текст ошибки будет такой:
Ошибка означает, что больничный не найден в базе данных ФСС. Это может быть из-за некорректно указанных регистрационного номера ФСС, СНИЛС сотрудника либо номера ЭЛН. Нужно проверить эти параметры и исправить ошибку.
Некорректные параметры: Per
Ошибка означает, что запрос на загрузку документа подписал представитель, на которого нет доверенности.
Нужно связаться с отделением Фонда и уточнить, что с доверенностью.
При отправке электронного больничного
Доступ к ЭЛН с номером: XXX…., СНИЛС YYY…, статусом: ZZZ — ограничен
Ошибка бывает с кодом 090. Означает, что больничный аннулирован по одной из двух причин: сотрудник запросил бумажный листок нетрудоспособности либо в нем была допущена ошибка. Нужно обратиться к сотруднику и взять у него номер ЭЛН или его бумажный бланк.
ERR_014 Значение поля ‘…’ отличается от существующего значения
Ошибка выглядит следующим образом:
Суть в том, что пользователь пытается отправить ЭЛН, который ранее уже был принят ФСС, но с другим значением. Это значение указывается в тексте ошибки (показано на изображении выше). Ранее обработанные документы повторно направлять не нужно.
ORA-20013: Не удалось обновить данные. Обновляемая запись потеряла актуальность
Ошибка имеет такой текст:
Ошибка выдается чаще всего при попытке подписать неактуальный документ. Возможно, он был изменен медработником. Нужно загрузить его заново, подписать и ждать по нему ответа.
ORA-20005: Данные не найдены при выборке по ЛН=» XXX …» и СНИЛС=» YYY…»
Ошибка обозначает, что электронный больничный с такими параметрами на стороне ФСС найден не был. Нужно уточнить СНИЛС и номер ЭЛН.
Направленные данные страхователя содержат исправления, но не указаны причина и обоснование исправлений
Вот так выглядит эта ошибка:
Поданный больничный ранее уже был принят Фондом. Теперь пользователь пытается отправить документ с изменениями, но при этом он не указывает причину исправлений. Нужно перейти во вкладку «Электронный лист нетрудоспособности» и заполнить в ней поле «Причина исправления», а также «Обоснование исправления». После этого документ нужно Направить в ФСС повторно.
Какие есть статусы электронного больничного листа?
При оформлении электронного листка нетрудоспособности в медучреждении проходит несколько этапов обработки, каждому соответствует статус.
На этапе открытия ЭЛН появляются статусы 000 – черновик, 003 – отменен, 001 – зарезервирован номер ЭЛН. После заполнения врачом необходимых полей, статусы больничного листа соответствуют перечню:
010 – больничный лист открыт.
020 – продлен. Статус электронного больничного листа 020, что это может значить. В случае, когда нетрудоспособность продолжается, требуется дальнейшее лечение, но не более чем на 15 дней (свыше 15 дней работник направляется на врачебную комиссию, медико-социальную экспертизу).
030 – больничный лист закрыт.
040 – больничный лист направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Этот статус выставляется спустя 15 дней течения болезни. Работник должен пройти врачебную комиссию, по результату которой ЭЛН продлевается на срок до одного года.
050 – ЭЛН дополнен результатами МСЭ.
080 – пособие по листку нетрудоспособности выплачено.
090 – действия завершены. Статус 090 в электронном больничном выставляется после аннулирования ЭЛН. Оплате такой листок нетрудоспособности не подлежит. Необходимо выяснить причины аннулирования.
На каждом этапе формирования ЭЛН, заполняемые реквизиты проходят форматную и логическую проверку: поле «возраст» может содержать только цифры, иначе неверный формат. Логическая проверка выявляет несовместимые значения полей: код нетрудоспособности 05 (по беременности и родам), пол: мужской.
Проверки включают всевозможные параметры, на определенных статусах ЭЛН, как для больничного учреждения, так и для страхователя. Если появляются ошибки – электронный больничный статус 020 ограничен, электронный больничный статус 010 ограничен, значит была попытка получения данных ЭЛН, который еще не закрыт медучреждением, либо введен неверный номер ЭЛН.