Старые огнетушители что с ними делать
Куда сдать огнетушители на утилизацию: требования законодательства и порядок действий
Утилизация огнетушителей – процесс небезопасный, требует специальных навыков и знаний. Несмотря на то, что для всех этих устройств предусмотрена общая схема обезвреживания и ликвидации, разные типы и виды имеют некоторые отличия и особенности. Рекомендуется отказаться от самостоятельных действий, а также выбрасывания на обычные мусорные свалки, а доверить работу специализирующимся фирмам.
Утилизация огнетушителей: требования законодательства
Огнетушитель содержит множество различных токсичных веществ, попадание которых в окружающую среду может создать серьезную экологическую проблему. Также небезопасными считаются баллоны под большим давлением. Неправильное обращение с ними, неграмотная разборка на комплектующие может стать причиной травм у людей. Поэтому ни в коем случае эти устройства нельзя выбрасывать как обычный мусор. Они должны быть утилизированы правильным методом с соблюдением всех правил и норм.
Огнетушители в среднем могут эксплуатироваться в течение 8-10 лет. Даже если за это время они не использовались, их нужно заменить на другие устройства. А старый баллон необходимо передать на утилизацию. Обращение с огнетушителями, у которых истек срок годности, регламентируется сводом правил 9.13130.2009.
В соответствии с п.5.7.5 этого документа нужно придерживаться следующих требований:
Требования законодательства к утилизации огнетушителей касаются и их содержимого, в зависимости от его вида:
Алгоритмы действий и стадии утилизации огнетушителей
Процесс утилизации рассматриваемых устройств должен проходить в соответствии с указанным выше сводом правил. Общие этапы работ:
Остальные комплектующие части, сделанные из металла, направляются в пункт для сдачи металлолома. Другие части уходят на переработку.
Проведение утилизация этих устройств проходит в специально отведенных для этого местах, которые полностью безопасны для жизни и здоровья человека. Осуществляется данный процесс совершеннолетними лицами, которые прошли специальную подготовку и получили разрешение на подобного рода работу.
Перед проведением демонтажных работ необходимо извлечь из баллонов излишки газа. Утилизация каждого аппарата в отдельности проходит четко по инструкции, в процессе которого специально обученный человек для безопасности должен пользоваться респиратором и специальными перчатками.
Как утилизировать огнетушители в бюджетной организации?
Основным потребителем огнетушителей являются субъекты хозяйственной деятельности – государственные и частные предприятия. Требования не зависят от формы собственности. Порядок действий, как утилизировать огнетушители в бюджетной организации, подходит и для частного предприятия.
Начинается процедура с докладной ответственного лица, который отвечает в организации за пожарную безопасность. Вместе с этим подается акт на списание, в котором перечисляются характеристики устройства, причины его утилизации: истек срок годности, применение при тушении возгорания.
Как только акт утвержден руководителем организации и подписан другими уполномоченными лицами, устройство направляется на утилизацию. Если у предприятия есть лицензия на утилизацию огнетушителей, работы могут выполняться своими силами подготовленным персоналом. В противном случае требуется помощь специализированных фирм.
Для справки! Перерабатывающие заводы, которые занимаются добыванием вторсырья из разного вида отходов, могут принимать эти устройства, им можно сдать огнетушитель за деньги.
Прием огнетушителей осуществляется и на пунктах приема металлолома. Но для организации важно получить подтверждающие документы, что процедура и требования законодательства соблюдены. Поэтому им понадобиться:
Для пользователей сайта Vyvoz.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, куда можно сдать использованные картриджи от принтера:
В небольших населенных пунктах могут возникнуть затруднения с пунктами приема этих устройств на переработку и утилизацию. Особенно остро встанет вопрос о том, куда сдать просроченный огнетушитель, для организаций, учреждений и предприятий. В таком случае им можно обратиться в орган МЧС, который находится поблизости.
Это может быть и обычная пожарная часть. Договор можно заключить и с ней, хотя возможна некоторая бюрократическая процедура. Преимущество обращения в специализированные компании – они действуют оперативно, предоставляют полный пакет документов, необходимый для предъявления контролирующим органам.
Как списать и утилизировать огнетушитель с истекшим сроком годности или неисправный
Списание и утилизация огнетушителей осуществляется в установленном порядке. Строгих правил МЧС для проведения процедуры нет. К списанию и сдаче в утиль приступают, когда средство пожаротушения непригодно для работы или завершен срок службы, установленный производителем.
Как списать огнетушители: причины и акт
Вопросами контроля, заправки, списания средств пожаротушения на предприятиях и в организациях занимается инженер по ПБ, либо должностное лицо, ответственное за безопасность. Когда нет такой должности, сам руководитель контролирует процесс и записывает результаты в журнале техобслуживания.
Причинами списания в акте могут стать:
С истекшим сроком годности
Время эксплуатации средств пожаротушения устанавливает производитель. Срок службы в среднем составляет от пяти до десяти лет в зависимости от модели.
Завершение срока службы не может стать поводом для списания, если огнетушитель находится в рабочем состоянии. После проведения технического осмотра эксплуатация просроченного устройства продлевается, либо проводится списание.
Использовать устройство за истечением срока годности допускается, если оно успешно прошло техосмотр. Списать пригодное к эксплуатации средство нельзя.
Неисправности огнетушителей для списания
Средство пожаротушения состоит из огнетушащего вещества и баллона. Корпус систематически должен осматриваться и визуально оцениваться. Раз в 4-5 лет (на усмотрение руководства) проводятся испытания на исправность, прочность корпуса и другие составляющие.
По результатам оценочной проверки неисправное устройство ремонтируют, либо списывают.
Когда при осмотре огнетушителя обнаружены серьезные дефекты, то действия следующие:
Порядок действий при обнаружении незначительных повреждений на корпусе, либо непонятна причина неисправности:
Как списать в бюджетной организации
Порядок списания в бюджетной организации следующий:
Особенности проведения списания и учета в бюджетной организации:
Акт списания огнетушителей: образец
Куда сдавать огнетушители на утилизацию
Переработкой занимаются специальные компании, получившие разрешение от МЧС на проведение работ. Самостоятельная утилизация на предприятии средств пожаротушения запрещена.
Узнать какая фирма занимается подобной деятельностью можно по телефону пожарной части или в интернете. Данные представлены в своде правил по ПБ.
Какая нужна лицензия на утилизацию
После проведения списания основного инвентаря с баланса, его сдают в утиль. Передают на переработку в фирмы, занимающиеся утилизацией порошка, углекислоты и других ОТВ-зарядов из баллонов.
Согласно ст. 12 ФЗ-99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» процесс разборки огнетушителей не опасен для человека и окружающей среды, а значит, получение лицензии не требует. В законе определены виды работ, требующие специального разрешения.
Можно ли сдать в металлолом
Большинство моделей огнетушителей находятся под давлением и заправлены специальным огнетушащим веществом. Перед сдачей в металлолом необходимо разрядить и утилизировать ОТВ.
Проводят следующие действия:
Как утилизируются огнетушители
Процедура состоит из технических и организационных моментов, направленных на безопасную для природы и человека переработку. Этапы утилизации регламентированы приказом МЧС №179 от 25.03.2009 и СП 9.13130.
Предприятие может провести демонтаж самостоятельно, если есть:
Нормативные документы и требования
После десятилетнего срока средства борьбы с пожаром утилизируют. Требования к просроченным огнетушителям регламентируются пунктом 5.7.5 СП 9.13130:
Каждый вид огнетушителя имеет свои правила утилизации.
Порошковые огнетушители
Средства пожаротушения с порошковым ОТВ считаются самыми распространенными. Признать их непригодным для эксплуатации возможно, если:
Действия по утилизации закачного порошкообразного огнетушителя:
Углекислотные огнетушители
При взаимодействии с углекислотными средствами пожаротушения необходимо соблюдать меры предосторожности, надев перчатки и респиратор.
Действия по утилизации:
Пенные и эмульсионные огнетушители
Действия по утилизации:
Утилизация огнетушителей
Оборудование разного назначения, инструмент, приспособления или устройства имеют свой эксплуатационный ресурс. Он обозначает одно, что в течение этого времени выше обозначенные агрегаты будут работать исправно и безопасно. Как только ресурс вырабатывается, оборудование и инструменты необходимо списать. Это в полной мере касается и огнетушителей. Списывают их по определенным стандартам, то же самое относится и к такому процессу, как утилизация огнетушителей.
И хотя требований к огнетушителям много, а это наличие паспортов и сертификатов, точного места расположения, до обязательного обслуживания, ремонта, списания и утилизации. Необходимо отметить, что со всеми первыми позициями проблем на предприятиях не возникает. А вот вопросов по утилизации возникает немало. Хорошо, если на предприятии этим делом занимались раньше. Соответственно вопрос, куда сдать огнетушители на утилизацию, не возникает. Но если такая проблема стоит, то в ней надо разобраться.
Начнем с того, что огнетушители – это не реактивные отходы и не элементы оборудования электропитания, которые загрязняют окружающую среду. Но не стоит заниматься разборкой огнетушащих приборов самостоятельно. Если вы – не специалист, не обладаете определенными знаниями и опытом. Это может привести к плачевным последствиям, где глубокие порезы, разрывы тканей – мелочь. Все дело в том, что огнетушители – это сосуды, находящиеся под давлением. Поэтому их разборку можно проводить только на специальном оборудовании.
Необходимо отметить, что на некоторых предприятиях есть свои собственные цеха, которые производят утилизацию. К примеру, автопарки с большим количеством автомобилей. А ведь у каждой машины в комплектации, как минимум, один огнетушитель. Поэтому у руководства не стоит вопрос, куда деть старые огнетушители из машин.
Но что делать остальным, у которых таких цехов нет.
Утилизация
Начинать надо с того, что процесс списания огнетушителей и их последующая утилизация – процедура, которая зависит только от закона, а не от желания руководителей производств. Во-первых, оба процесса не так просты. Во-вторых, огнетушитель стоит денег. И на новый придется выделять средства.
Поэтому существуют определенные причины, которые ложатся в начало процесса списания и утилизации:
Каковы требования законодательства к утилизации огнетушителей. Как таковой регламентированной процедуры не существует. Но есть определенный порядок проведения процесса:
Кто занимается утилизацией
Вопрос, куда сдать старые огнетушители, сегодня волнует многих ответственных за противопожарную безопасность работников разных объектов. Начнем со списания. Этим должен заниматься ответственный по пожарной безопасности, который назначается приказом директора. Если такой должности в компании нет, то процессом должен заниматься сам руководитель. Для этого составляется акт произвольной формы, в котором указываются паспортные данные прибора, сроки его эксплуатации, причины списания.
Теперь, что касается утилизации огнетушителя. Сразу надо оговориться, что занимающиеся этими процедурами компании должны иметь лицензию от МЧС. Это не лицензия на утилизацию огнетушителей. Это лицензия на проведение монтажа, обслуживания, ремонта и прочего. То есть всего, что связано с огнетушащими приборами. Если такой разрешительный документ у компании имеется, то вопрос, куда сдавать и что делать со старыми огнетушителями, отпадает сам собой. Компании принимают их в неограниченном количестве. Просто за услугу надо будет заплатить из расчета за каждый прибор, его размеров и типа.
Но если предприятие заключило контракт с компанией, которая занимается обслуживанием огнетушителей, то в цену договора сразу закладывается оплата за утилизацию огнетушащих веществ. Это намного дешевле, чем организовывать свой собственный цех.
Что касается бюджетных предприятий, то на утилизацию обязательно выделяются денежные средства, которые закладываются в статью бюджета – «Прочие расходы и услуги». Сегодня многие компании, занимающиеся утилизацией огнетушителей, предлагают обмен. То есть сдается старый, взамен получают новый такой же, но с доплатой.
В видео одна из компаний рекламирует свои услуги по утилизации огнетушителей:
Как утилизировать огнетушители с разными видами ОТВ
Как уже упоминалось выше, алгоритм процессов одинаков. Главная задача производителя работ – сохранить огнетушащее вещество и передать его дальше на утилизацию.
Порошковые огнетушители
Процесс утилизации огнетушителей порошковых связан с его комплектацией. То есть перед тем как вскрывать корпус (баллон), необходимо спустить давление и демонтировать запасные части:
После чего в самом баллоне сбоку просверливают или вырезают отверстия или зубилом делают насечки на горловине, тем самым приводят резьбу в негодность. Таким образом делают его непригодным для следующего использования. То есть сразу отпадает вопрос, как использовать старый огнетушитель повторно. Хоте нередко металлические корпуса умельцы применяют для разных целей. И если сам баллон не поврежден, то один из вариантов использования – ресивер для компрессоров.
Корпус огнетушителя надо сделать непригодным
Порошковый заряд утилизируется строго по рекомендациям производителя. Все дело в том, что некоторые виды порошков можно использовать заново, как исходное сырье. Другие часто применяют в производстве удобрений, как один из компонентов, потому что в них содержится большое количество азота.
Если порошковый прибор относится к категории агрегатов, внутри которого располагается баллончик с газом (зарядное устройство), то после отсоединения запорно-пускового устройства надо этот баллончик демонтировать.
Порошковый огнетушитель с газовым баллончиком внутри
Углекислотные
Это самый простой процесс утилизации, потому что огнетушители этого типа заполняются углекислым газом (углекислотой). Его надо просто сбросить, освободив баллон. Все остальное по стандартной технологии.
Пенные
Здесь две позиции, которые друг от друга отличаются тем, чем пена будет растворяться внутри баллона. То есть комплектующая, которая образует пену.
Оба вида огнетушителей после освобождения от ОТВ чистят от остатков химических веществ, промывают и высушивают. А уже затем сдают в металлолом.
В независимости от того, какой огнетушитель подвергается утилизации, в первую очередь его списывают, для чего составляет акт. Этот документ основа того, чтобы вывести прибор с учета полностью. При этом в журнале учета огнетушителей обязательно вносится запись.
Что касается самой утилизации, то и она должна быть запротоколирована. То есть, на эту процедуру также заводится акт, где указываются паспортные данные прибора. Ни один огнетушитель не должен исчезнуть просто так. Тем более тот, который сдан на утилизацию.
Журнал учета огнетушителей
Законодательная документация
Не существует ГОСТа, определяющего правила и порядок утилизации огнетушителей. Есть четыре документа, которые ложатся в основу этой процедуры:
В законодательных актах не указано, кто имеет право проводить утилизацию. Но существуют некоторые требования. Во-первых, это должен быть обученный специалист старше 18 лет. Во-вторых, место утилизации должно быть укомплектовано специальным оборудованием. В-третьих, процедура проводится по инструкции к каждому виду огнетушащего прибора. В-четвертых, работник на руки должен надевать защитные перчатки, на лицо респиратор.
Утилизация проводится со всеми требованиями охраны труда
Заключение по теме
Итак, вопрос, куда сдавать автомобильный огнетушитель, и не только автомобильный, сегодня решается достаточно быстро. В каждом городе найдется компания, которая предлагает услуги этого типа. Сам процесс передачи в утилизацию прост. Но нельзя забывать, что каждый шаг на предприятии требует строгого учета. Поэтому эту процедуру надо заактировать.
Списание и утилизация огнетушителей: порядок и требования
У любого инженерного, технологического, вспомогательного оборудования, инструмента имеются – регламентируются различными нормами (правилами) – сроки эксплуатации, во время которых они работоспособны, надежны и безопасны при использовании.
В полной мере это относится и к комплектующим систем безопасности – установок АПС, СОУЭ, стационарных систем пожаротушения, пожарному инвентарю, в т.ч. и к переносным, передвижным огнетушителям, составляющим значительную часть первичных средств борьбы с огнем.
Требования к огнетушителям разнообразны – от наличия технических паспортов, сертификатов на каждое изделие при поставке/покупке, необходимости правильной расстановки, расположения в помещениях зданий, сооружений, на территории защищаемого объекта до обязательной организации технического сервиса, текущего ремонта, списания и утилизации.
Именно последние мероприятия, нормативные требования к ним, правильный порядок их проведения часто вызывают вопросы у инженерно-технических работников, отвечающих за противопожарное состояние структурных подразделений учреждений, организаций, учет первичных средств пожаротушения; руководителей государственных, муниципальных, частных предприятий; владельцев автотранспортных средств, для которых необходима, важна утилизация огнетушителей порошковых, которыми в обязательном порядке комплектуются грузовые, легковые автомашины; собственников жилых объектов, имеющих в наличии, пришедшие по тем или иным причинам в негодность, различные виды огнетушителей, часто в значительных количествах.
Хотя понятно, что это не радиоактивные отходы или элементы электропитания, способные «качественно» отравлять окружающую среду, но опасность для лиц, пытающихся собственными силами, не имея соответствующих знаний, специального оборудования, разобрать, освободить от содержимого корпуса наиболее распространенных воздушно-пенных, углекислотных, порошковых огнетушителей, соотносима с последствиями нарушения правил хранения и использования газовых баллонов на объектах; т.к. и то и другое оборудование находится под давлением, поэтому такие решительные, но необдуманные действия могут и часто приводят к печальным последствиям.
Поэтому на вопросе, как правильно поступить в тех случаях, когда необходимо списать с баланса предприятия, учреждения или организации, утилизировать переносные, передвижные огнетушители стоит остановиться подробнее.
Процесс утилизации огнетушителей
Списание и утилизация старых огнетушителей не происходит по чьей-то прихоти из разряда непреодолимых желаний, например, выбросить электронный гаджет предыдущей модели, чтобы купить новую версию, на днях появляющуюся в продаже. Так не поступают здравомыслящие взрослые люди, к которым, без сомнения, относятся руководители, главные бухгалтера предприятий, организаций, на балансе которых в качестве основных средств находится такое противопожарное оборудование.
Существует несколько причин для списания и отправки огнетушителей на утилизацию:
Единой, жестко регламентированной процедуры списания, утилизации любого вида переносных, передвижных огнетушителей, разработанной МЧС или министерством экономики РФ, не существует, поэтому весь процесс выполняют исходя из внешнего вида каждого изделия, фактического срока использования, количества перезарядок, результатов их испытаний специализированными предприятиями, общих правил делопроизводства об актировании пришедшего в непригодность оборудования.
Процесс утилизации огнетушителей
Процесс утилизации состоит из следующих этапов:
Кто занимается вопросом утилизации огнетушителей
Как правило, необходимость организовать процесс списания огнетушителей на предприятии, в организации, возложена по функциональным обязанностям на инженера по ПБ, охране труда или приказом первого руководителя на должностных лиц, ответственных за противопожарное состояние отдельных объектов – зданий, цехов, складов; учет, содержание первичных устройств пожаротушения. Если же такие должности отсутствуют, а ответственные не назначены, то в соответствии с законодательством заниматься этим процессом предстоит самому руководителю предприятия, организации.
После списания этих первичных средств с баланса, предприятия, организации с оставлением соответствующих бухгалтерских отчетных документов следующий этап – это утилизация огнетушителей. Лицензия о возможности проведения такого рода работ не выдается никем, но существует лицензия МЧС на право монтажа, технического сервиса, ремонта первичных средств пожаротушения, что включает в себя полный сервис огнетушителей – от квалифицированного осмотра, разборки до текущего ремонта, замены деталей, перезарядки огнетушащего вещества, заполнения корпусов вытесняющими газами до требуемого значения давления; а также проведение утилизации извлеченных зарядов ОТВ, отслуживших свой срок, газовых баллонов из-под вытесняющих агентов, пришедших в негодность в качестве устройств, работающих под давлением.
Чтобы точно понять кто может, имеет право выполнять работы по утилизации огнетушителей следует обратиться к сводам правил по ПБ, утвержденным государственными органами управления.
Нормативные документы и требования
Согласно данным, указанным в технических паспортах на различные виды огнетушителей, средний срок их службы – 10 лет. Конечно, это не предел в зависимости от условий эксплуатации, например, нельзя сравнить офисные, торговые помещения с гаражами, горячими цехами. Поэтому при нормальном режиме использования, регулярном комплексном сервисе на базе специализированных предприятий срок эксплуатации подобных изделий возрастает до 15–20 лет.
Но, ничто не вечно, поэтому такой срок и является на практике предельным как из-за утраты части технических параметров, так из-за потери внешнего вида.
Исходя из ситуации с лицензией на право технического сервиса огнетушителей, можно сделать такие выводы:
Кроме опасности работ с сосудами, устройствами, работающими под давлением, при разборке огнетушителей, наибольшую сложность представляет правильная, грамотная утилизация различных по физико-химическим свойствам зарядов ОТВ, а также газогенерирующих устройств в их составе.
Основные требования к способам утилизации зарядов огнетушащих веществ, газогенерирующих устройств изложены в разделе 4.6, п. 5.7.5 СП 9.13130.2009:
Подводя итоги, можно сказать, что проблема как списания, отслуживших свой срок, или пришедших в негодность изделий, так и утилизация зарядов любых видов, разборка и сдача на вторичное сырье металлических, пластмассовых корпусов, деталей и устройств не представляет особой сложности; если поручить весь комплекс мероприятий – от вывоза до предоставления правильно составленных отчетных документов сотрудникам специализированных предприятий, выполняющих освидетельствование, технический сервис, ремонт переносных, передвижных огнетушителей на основании лицензии МЧС.