Стартапы что это такое в образовании
Проблемы стартапов в современном образовании
Какие сложности стартаперы должны преодолевать сами, а в чём можно положиться на государство? Это обсуждали участники одной из дискуссий EdCrunch 2015.
Образовательные стартапы находятся на стыке двух областей — образования и информационных технологий. Зачастую складывается ситуация, когда айтишники делают классный продукт, но не спрашивают мнения педагогического сообщества, вузов, школ, не думают, как они смогут туда войти. Или же наоборот: собираются учителя, делают классный педагогический продукт, но он, к сожалению, уступает по технологиям.
Как стартапам в образовании преодолеть противоречия и объединить усилия обеих сторон? Какую роль в этом объединении может сыграть государство, а какую — понимание самими стартапами особенностей бизнеса в образовании?
Посвящённая этим вопросам секция EdCrunch 2015, модератором которой выступил основатель проекта Newtonew Евгений Смирнов, проходила в формате открытой дискуссии. Спикеры, среди которых были представители государства, акселераторов и самих стартапов, сходились в одном: для взаимовыгодного развития диалог действительно необходим, потому что мы все слишком мало знаем друг о друге.
Насколько велик образовательный рынок за рубежом и в России, и почему у нас меньше?
Немного цифр по мировой статистике. За 2014 год инвестиции в образовательные стартапы (считается, что мировые, хотя на самом деле на 80% — это американские инвестиции) превысили порядка миллиарда долларов. По нашим оценкам такие инвестиции в России за несколько лет, включая «ЯКласс», «LinguaLeo» и другие крупные проекты, составили порядка 30 миллионов долларов. Это очень большая разница.
По поводу акселераторов, которые занимаются «выращиванием» образовательных стартапов, мировой лидер — это «500 Startups». Есть другие фонды, которые фокусируются именно на начинаниях в сфере образования. Этот рынок прогнозирует миллиардный рост, огромную потребность и вовлечение большого количества людей в непрерывное образование.
У нас за последние несколько лет, можно сказать, случился взрывной рост стартапов в этой сфере. Если несколько лет назад это были родительские проекты, которые решали локальные школьные задачи, то сейчас это проекты коммерческие, нацеленные на зарабатывание денег. Они понимают рынок, понимают свой продукт и потребность потребителей. Но эти проекты пока не очень востребованы.
Государство начало интересоваться стартапами. Оно вкладывается в IT, начинает вкладываться в образование. Но на деле люди с классным продуктом зачастую просто не могут попасть в школу. Как государство может помочь действительно хорошим проектам сделать наше образование инновационным?
Представьте себе школу, обычного учителя, детей, федеральные государственные образовательные стандарты, которые поэтапно внедряются, программу на год вперёд, план уроков. И тут приходит молодой стартапер и говорит: «У меня такая крутая технология, которая позволит вам обойтись без чего-то, что у вас уже есть».
Вопрос с инновациями в школе изначально непростой. С одной стороны, система образования должна быть инновационной. С другой стороны, если стартапы у нас возникают каждый день и каждый день в школе будут внедрять какую-либо инновацию, то будет хаос, а нужен баланс. То, что система достаточно консервативна, это нормально, и лучшее — враг хорошего. Ваша очень хорошая технология в чём-то отрицает ту хорошую технологию, которая была до этого, а следующая через полгода будет ещё лучше. Поэтому я считаю, что главный человек в классе — учитель, который выбирает технологию, которая соответствует его стилю, пониманию, уровню подготовки детей в классе. Учитель при этом ограничен требованиями к конечному результату, который он должен обеспечить. Свободы де-юре стало намного больше, а де-факто — по-разному.
Вторая проблема начинающих проектов, которую можно решать с помощью государства — масштабирование. Маленьким компаниям тяжело развивать масштабный продукт. Для того, чтобы широко распространить технологию, нужна поддержка. Чтобы иметь обратную связь от малых предприятий, мы в министерстве создали совет по социальному партнёрству в области образования, науки, социальной защиты и детства. Мы строим работу по группам, и будет создана отдельная подгруппа для работы со стартапами.
Нужно ли стартапу идти к государству? Должно ли государство инвестировать в стартап?
Я считаю, что государство должно, скорее, держаться подальше и помогать стартапам налоговыми льготами и хорошей средой, в которой выгодно расти. Но не быть основным покупателем, потому что стартап, который продают государству, должен обладать компетенциями лоббирования и удовлетворения именно этого заказчика. Нужды государства не всегда оказываются нуждами конечных потребителей: студентов, преподавателей и так далее.
Нужно дать университетам и школам свободу в выборе технологий, и пусть стартапы на открытом рынке делают хорошие продукты. В частности, это способствует быстрым продажам. Продать одному университету или одной школе проще, чем всей системе. Продать индивидуально преподавателю ещё проще.
Какой может быть помощь государства стартапам не напрямую — «Мы дадим вам денег и пустим вас в школы»?
Боюсь произносить, потому что вы наверняка не согласитесь со мной, но последнее время мы только тем и занимаемся, что создаём условия для развития стартапов. Кстати, очень советую: это нудное дело, но очень полезное — читать все документы, которые принимаются в сфере образования. В декабре прошлого года утверждено два стандарта образования для детей начальной школы с ограниченными возможностями здоровья. Планка нового качества образования задана, а инструментов для её достижения пока нет. Утверждена новая концепция развития дополнительного образования для детей, которая тоже предоставляет огромное поле для развития технологий.
Принятие любого документа имеет последствия. Например, для того, что связано с концепцией дополнительного образования, нам необходимо обеспечить, чтобы не менее 70% тех детей, которые посещают школу, были охвачены высококачественными услугами. При этом мы понимаем, что из не менее 15-20% детей, которые должны быть заняты в техническом творчестве, у нас пока занято 5%. Для достижения цели необходимо «перевооружение», в том числе развитие информационных технологий, дистанционного формата обучения.
Какие бизнес-модели наиболее жизнеспособны для образовательных стартапов?
У образовательных стартапов есть три сегмента клиентов. Первый — это физлица, родители, у которых дети учатся в школе. Они платят немного, но часто. Второй сегмент — школы. Они платят дольше, но больше. Третий — министерства, которые работают «на потом». Государство — медленный игрок. Бюджетные периоды здесь длинные, как с любым крупным клиентом. Прежде чем выходить на крупного заказчика, нужно научиться продавать маленьким клиентам.
Если большая корпорация — это большой кит, то маленький стартап — это такой мелкий хищный зверёк. Если он завтра не поест, он умрёт. Поэтому первый вопрос стартапу — откуда он будет брать деньги. Здесь ответа три. Есть сектор «b2g» — это государство, он достаточно большой, потому что большая часть денег на нашем рынке сейчас там. Значит, нужно думать, есть ли у вас возможность сделать что-то на этом рынке. Второй вариант — подумать о профессиональном образовании. Тут и корпорации, и частные лица. Люди готовы платить деньги из своего кармана. Третий вариант — пойти на глобальный рынок.
С точки зрения бизнес-модели, то я вижу у многих непонимание того, как они будут монетизироваться. Это касается не только нашего рынка. Есть, например, глобальные игроки Lynda и Coursera. Почему у Coursera 15 миллионов пользователей, при этом они делают 25 миллионов долларов в год, а у Lynda 8 миллионов пользователей, но делают они 200 миллионов выручки? Потому что у Coursera была модель — продажа сертификатов, которая себя не оправдала, а у Lynda — подписка, которая объективно сработала.
Дискуссия об образовательных стартапах оказалась весьма востребована среди участников конференции EdCrunch 2015
Прорыв случается тогда, когда мы чётко понимаем, кому это нужно.
10 российских EdTech-стартапов, которые изменят сферу образования
Образование сегодня — это не только «школа и университет» и далеко не только «тетрадки-учебники». Этого уже недостаточно. Онлайн-курсы, виртуальная реальность, искусственный интеллект — вот те инструменты, которые будут использовать учитель и ученик для эффективного результата. Рассказываем про 10 самых перспективных российских проектов, которые участвуют в конкурсе Edcrunch Awards 2019.
Сейчас многие обучающие настольные игры рассчитаны на маленьких детей и слишком простоваты. Но вот игры от компании «ПРОСТОРОБОТ» простоватыми точно не назовешь. Они в игровой форме учат основам физики, электротехники программирования, развивают логику и помогают просто весело провести время.
Например, в игре «Не закороти цепь» из карточек нужно выкладывать настоящие электронные цепи, а в игре «Атака Големов» нужно управлять роботами-големами с помощью команд, прямо как программы управляют компьютером.
Игры предназначены для детей от 6 лет, базовые правила у них очень простые, но играть будет интересно и детям постарше, и даже взрослым.
Русский язык для иностранцев очень сложный, и чтобы облегчить процесс обучения, предприниматель и разработчик Андрей Кузнецов разработал прототип мультиплатформенной образовательной среды «Langteach-online» для изучения русского как иностранного.
С одной стороны, это отличная экосистема для учащегося, с другой стороны — прекрасное подспорье для преподавателя РКИ. Он обеспечивает полное погружение в языковую и культурную среду и объединяет в одном месте все необходимое для овладения языком: упражнения, словари, тексты, видеоматериалы, материалы для преподавателей и многое другое. Все это доступно дистанционно и с любых устройств, что позволяет никогда не прерывать обучение.
Конкретно этот проект направлен именно на изучение русского как иностранного, но его формат можно использовать для обучения любым навыкам.
Когда создаешь дистанционный курс, трудно бывает понять, насколько он хорош: удобен ли интерфейс для учеников, понятен ли материал, достаточно ли полно обучающиеся осваивают материал. Чтобы создатели курсов могли собирать и анализировать такие данные, Сергей Замараев с командой запустил онлайн-сервис «Курсометр».
«Курсометр» помогает получать от учащихся обратную связь — видеть, куда они кликают, на что смотрят, какие блоки пропускают или пролистывают, после каких тем вдруг бросают обучение. Все это помогает выявить слабые места и дорабатывать как оболочку курса, так и сами материалы.
Все данные «Курсометр» упаковывает в удобные и наглядные отчеты. На их основе авторам советуют, что можно улучшить и переработать, чтобы повысить вовлеченность студентов и сделать обучение интересным, комфортным и эффективным.
Разработчик Андрей Матюков, руководитель проектов в студии разработки курсов СмартЛайн Мультимедиа, написал небольшой интерактивный курс «Откуда родом QR-коды», который объясняет принципы работы QR-кодов и учит их создавать.
Курс подан в необычном формате. Теория «приходит» пользователю в виде сообщений в боковом чате, а сам ученик путешествует в виртуальной реальности — считывает QR-код в метро и потом сам создает его на сайте, не покидая при этом интерактивный курс. Это помогает отработать реальные практические навыки и наверняка запомнить материал.
В школах США и Европы детям часто дают практические и исследовательские проекты, которые учат их работать самостоятельно и развивают творческий потенциал. У нас в России проектная деятельность в школах развита слабо, и чтобы это исправить издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» организовало конкурс «Калейдоскоп исследовательских проектов» среди учеников начальных классов.
Ученики подготовили много интересных проектов: «Современная сувенирная и интерьерная кукла», «Волшебный мир Э.Н.Успенского», «Галактический футбол», причем в некоторых проектах участвовали дети разного возраста.
Детям конкурс помогает развить самостоятельность и активную жизненную позицию, учителям — повысить свою квалификацию и научиться организовывать в школах активную проектную деятельность.
Сейчас практически все профессиональная деятельность — это проекты. Над проектами работают программисты, инженеры, менеджеры и руководители. При этом в школах детей не учат проектированию — их максимум вовлекают в какие-то проекты, которые уже проработаны учителями.
Учитель иностранных языков Наталья Романова захотела решить эту проблему и разработала интерактивный курс «Проектирование от А до Я», который учит школьников логике разработки проектов. Курс подходит для школьников 11–17 лет и учит с нуля продумывать и организовывать свой проект, правильно над ним работать и доводить начатое до конца.
Магистр отличается от бакалавра умением проводить самостоятельные научные исследования. У многих студентов-архитекторов с этим проблемы — они привыкли к визуально-образному стилю мышления, не умеют правильно выражать свои мысли и презентовать результаты работы.
Александр Гущин, преподаватель Уральского государственного архитектурно-художественного университета, разработал курс «Методика, методология и презентация научной работы», который учит студентов магистратуры не просто творить, но и рассказывать о своей работе, развивает у них системное и критическое мышление.
После прохождения этого курса магистранту будет гораздо проще написать диссертацию и в будущем как участвовать в научной деятельности, так и просто презентовать свои работы.
У онлайн-школы «Креативити» на нашем конкурсе целых два проекта: курсы «Уроки творчества» и «Макетирование для детей». Оба рассчитаны на целый год и помогают детям раскрыть творческий потенциал: научиться рисовать, лепить, вырезать, клеить, моделировать и просто фантазировать и творить.
Это не просто онлайн-курсы из видеоуроков — в школе есть преподаватели, которые общаются с детьми и родителями, помогают выполнять задания, дают советы и отвечают на любые вопросы.
Особенно эти курсы полезны для детей на домашнем обучении, которые не ходят в школу на уроки ИЗО и труда, но все равно хотят творить.
Школьное образование должно быть доступным и эффективным. Ученики должны получать интересный, понятный и доступный контент, иметь возможность учиться дома и в удобное время. Родителям важна уверенность, что их дети счастливы, заинтересованы в учебе и смогут сдать экзамены и без репетиторов. А школьным учителям нужны максимально понятные и интересные программы, которые помогут обучать учеников эффективнее и снять с учителей нагрузку по подготовке уроков и проверке домашних заданий.
Все это постарались реализовать в онлайн-школе BEEGEEK. На конкурс они предложили три курса: «Подготовка к ЕГЭ по математике», «Подготовка ЕГЭ по математике: экономическая задача» и «Основы программирования». Все эти курсы помогают лучше освоить материал, подготовиться к экзаменам и получить хорошую базу для поступления в вуз и будущей профессиональной деятельности.
Формальное вузовское образование у многих ассоциируется с нудными лекциями и бесполезными тестами. Оксана Самкова из колледжа олимпийского резерва решила это изменить и разработала дистанционный курс «Теория горения и взрыва» для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность».
«Теория горения и взрыва» — профильный предмет у будущих пожарных, его нужно обязательно освоить, чтобы успешно сдать экзамены и в будущем работать по профессии. В вузах этот курс преподают в виде лекций, но это не помогает подготовиться к практическим занятиям и научить студентов работать самостоятельно. Поэтому Оксана и разработала дистанционный курс, который удовлетворяет всем образовательным требованиям, позволяет учиться даже из дома и автоматизирует проверку знаний. По факту с помощью этого курса студенты могут сами, без участия преподавателя освоить всю нужную информацию и успешно сдать экзамен.
Edcrunch Awards — это первая в мире объектная (не институциональная) система оценки инноваций в сфере образования через конкурс. Подать заявки на участие в конкурсах Edcrunch Awards 2019 можно до 15 сентября на официальном сайте Edcrunch 2019.
Стартап — что это такое простыми словами: идеи, виды, инвесторы
В последние годы особую популярность набирает термин «стартап», при трактовании которого у многих часто возникает путаница. Тысячи предпринимательских проектов запускаются ежегодно, но только малая часть из них может называться стартапом. По сути, это творческое и инновационное начинание, которое предполагает внедрение на рынок принципиально нового продукта.
Содержание
Что такое стартап
В большинстве случаев этим термином называют недавно открывшееся предприятие, хотя это неправильно.
Главным отличием стартапа от малого бизнеса является новаторская основа идеи проекта и особенности его развития в условиях повышенных рисков. При этом необязательно это должно быть новое направление в бизнесе, это может быть необычное применение уже существующих технологий.
Наиболее точно можно определить, что стартап – это временная форма организации, развивающаяся в условиях неопределенности, нацеленная на масштабирование и превращение в крупную корпорацию. Условно стартапы можно разделить на несколько видов:
Еще одной особенностью стартапа является его стремительное развитие без географических ограничений. Недавно открывшееся кафе не предназначено для быстрого роста.
Успешно развивающийся стартап за короткий промежуток времени достигает колоссальных финансовых показателей.
Этапы роста стартапа
Мировая практика показывает, что каждое инновационное начинание проходит несколько стадий развития, причем процесс становления в различных направлениях отличается друг от друга.
Стадии превращения стартапа в стабильную компанию:
Pre-seed (посевной этап)
На первом этапе у основателей уже появилась идея, но нет четкого плана и понимания, что нужно для успешного запуска проекта.
Следующим шагом является анализ рынка, разработка маркетинговой стратегии и составление подробного плана. В некоторых случаях на данной фазе начинается поиск инвесторов.
Прототип
Происходит создание пробной модели продукта или технологии, которая создается для тестирования и демонстрации инвесторам в рабочем режиме.
Альфа-версия
Создатели переходят непосредственно к испытанию идеи, выявлению недостатков и их корректировке.
Закрытая бета-версия
Учитывая все промахи, создается усовершенствованный продукт для контрольного испытания. На данном этапе в обсуждении и оценке проекта участвуют пользователи, которые приглашаются для апробации продукта.
Открытая бета-версия
Происходит запуск проекта, осуществляется продвижение и выход продукта на большой потребительский рынок.
При этом следует определить стартап, как динамично развивающуюся структуру, маркетинговая стратегия которой может меняться в зависимости от реакции пользователей и других значительных факторов. Помимо вышеописанной модели развития стартапа, существует разработка развития, определенная Стивеном Бланком. Она включает 4 важных этапа:
Заключительным этапом является Exit Stage – выход стартапа. Существует несколько вариантов дальнейшего развития проекта:
Окончательный сценарий развития обговаривается еще на этапе появления стартапа.
Создание
В большинстве случаев стартап начинает зарождаться в умах молодых талантливых людей, способных генерировать смелые и уникальные идеи. По данным исследований, средний возраст стартапера –23-24 года.
Чаще это студенты-однокурсники, но встречаются и гении со школьной скамьи.
Главным критерием для создания перспективного проекта является сплоченная команда основателей проекта. Отмечается, что большая часть начинаний прекращают свое развитие на начальном этапе из-за пассивности и неслаженных действий разработчиков.
Для стартапа не подходит просто группа умных ребят. Необходимы такие качества, как амбициозность, неравнодушие к проекту, честность, открытость и заинтересованность. Драйв и энергетика – важные составляющие успешного создания проекта, люди с низкой энергетикой для инновационных начинаний не подходят.
В большинстве случаев начинатели являются коллегами или однокурсниками, что объясняет единство мышления и одинаковый набор знаний и навыков. Поэтому, важно привлечь в команду талантливого маркетолога для быстрого роста и успешного выхода стартапа из «стадии зародыша».
Решающее значение для стартапа имеет идея. Она обязательно должна носить инновационный характер. Под этим не подразумевается изобретение новой отрасли, но подход к бизнесу и применение привычных вещей должно кардинально отличаться от традиционной модели.
Идеально, если в запасе у команды будет несколько таких идей. Инновационный проект способен повернуть в другую сторону на любой стадии его развития. Именно способность быть гибкими и вовремя изменить курс, скорректировав или обновив идейное направление, отличает стартап от малого и среднего бизнеса.
Если в процессе анализа реакции потребителя на этапе первого испытания результаты не оправдывают ожидания, стартаповцы возвращаются в стадию посева, и проводят новые разработки.
Отрицательно влияет на стартап слепое следование идее, несмотря на то, что она не способна удовлетворить потребности покупателей. В таком случае создатели новаторства рискуют получить отказ финансирования, что неизбежно приведет к краху стартапа.
Воплощение
Начало пути инновационного проекта возможно после привлечения инвесторов. Отсутствие финансирования на раннем этапе является одной из причин гибели проекта. Вложение капитала в новаторские начинания относится к рискованным инвестициям, поэтому большая часть стартапов так и остается нереализованными.
Перед запуском проекта, проводится исследование, действительно ли существует у пользователей проблема, решаемая инновационным изобретением. Потому, если потребитель не готов платить за продукт, или на рынке существует аналогичный продукт, стартапу не дано перерасти в стадию масштабирования.
Если прогнозы подтвердились, и идея оказалась востребованной, разрабатывается маркетинговая стратегия, составляется подробный план, распределяются функции среди команды. Проводится тестовый выпуск продукта и усовершенствование, опираясь на реакцию целевой аудитории.
Одобрение пользователей становится отправной точкой для продвижения продукта и производства его для массового использования. Если все начальные стадии развития пройдены успешно и правильно, воплощение задуманного происходит семимильными шагами.
Окупаемость проекта
С точностью предугадать, за какой период времени доходы покроют затраты на инвестиции, нельзя.
Для оценки стартапа, который еще не приносит прибыль, используется несколько методов оценки будущего предприятия. Это оценочные листы, вычисление терминальной стоимости, при которой берется срок от 4 до 6 лет.
При этом инвесторы обращают внимание на:
В первую очередь инвесторы делают ставку на создателей проекта, так как хорошая команда сможет улучшить плохой продукт, а хороший продукт никак не повлияет на потенциал работников.
Количество времени для окупаемости вложений во многом зависит от самого проекта. Для одного будет достаточно одного года, а в другой сфере понадобится – 3-4 года. На этапе презентации стартапа перед инвесторами принято озвучивать срок – 3 года.
Масштабирование
Инновационные проекты отличаются от предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса стремительным ростом. Все они запускаются по «масштабируемой бизнес-модели». Например, мобильное приложение для обмена сообщениями Snapchat расширилось от 0 до 100 млн. пользователей за 5 лет.
По классификации, применяемой экспертами Силиконовой Долины, контрольные показатели успеха стартапа:
Когда молодая компания находится в процессе совершенствования и корректировки существующей бизнес-модели, темпы ее роста могут варьироваться в широком диапазоне. Как только стартап перестает расти, это свидетельствует о переходе компании в стадию зрелого бизнеса.
Как найти инвестора
Дойти до стадии масштабирования невозможно без значительных финансовых вливаний. Поэтому, стартаповцам важно как можно раньше заняться поиском инвесторов. Еще несколько лет назад начинатели могли найти финансовую поддержку в кругу друзей и семьи, а также собственные сбережения. Но в большинстве случаев этого было слишком мало.
Сегодня стартапам доступны несколько способов поиска инвестиций:
Посевные инвестиции
На стадии Pre-seed, когда кроме блестящей идеи создатели не могут ничего презентовать, мало, кто поверит в будущее проекта. На данном этапе возможна помощь родственников и частных инвесторов, которые сделают ставку на долгосрочную перспективу роста.
Венчурные инвесторы
Частные венчурные инвесторы путем комплексной оценки прибыльности проекта в будущем, вкладывают средства в перспективные инновационные проекты. Такие сделки часто остаются «в тени» и не разглашаются обеими сторонами.
Венчурные фонды
Распределяют инвестиционный капитал в стартап, который находится в развивающейся стадии. В таком случае имеется возможность просчитать будущий доход и учесть риски.
Бизнес-инкубаторы
Организации, специализирующиеся на поддержке одаренных предпринимателей, помогают стартаперам от разработки идеи проекта до его коммерциализации. Бизнес-инкубаторы предоставляют инвестиционные средства, помещение, консультантов.
Первичное публичное предложение
IPO – это предложение продажи акций неограниченному числу лиц с целью привлечения денежных средств.
Идеи для стартапа
Уникальная и востребованная идея на 50% определяет успех стартапа. Особую ценность имеют нововведения в следующих областях:
Видеоблоггинг
Ведение блога с целью дальнейшей реализации бизнес-проекта – неудачная идея для стартапа. Сотни проектов с различной тематикой уже успешно реализованы на YouTube. А создание аналогичного продукта, чтобы повторить чужой успех, – сомнительная перспектива.
Гораздо интереснее продвижение новаторских технологий для обучения каким-либо навыкам или школьным предметам, что может стать интересным миллионам зрителей не только в рамках страны, но и всего мира.
Мобильные приложения
Одно из самых перспективных направлений на сегодняшний день. В век информационных технологий современному человеку не обойтись без мобильного телефона и других гаджетов. Создание полезных приложений способно значительно облегчить жизнь потребителя. Это могут быть различные мессенджеры для общения, программы для учета денежных средств и другие разработки. Главное, чтобы новое приложение было инновационным и уникальным.
Интернет проекты
Сфера информационных технологий – одна из самых востребованных для развития стартапа.
Интернет насчитывает миллионы пользователей по всему миру. Всемирная паутина позволяет заводить знакомства и общаться с людьми из разных уголков с помощью социальных сетей. Facebook, Twitter тоже когда-то были стартапами. Создать новаторский проект можно не только с целью общения, спросом пользуются серверы для быстрого поиска нужной информации и другие.
Новый продукт или технология
Изобретение, не имеющее аналогов в мире, претендующее на большую популярность среди потребителей – идеальная идея для инновационного проекта. При этом необходимо рассчитывать, что новшество станет незаменимым атрибутом для большого количества пользователей. Новинка может относиться к любой отрасли, главное, чтобы потребители были готовы платить за это деньги.
Наверное, самым ярким примером стала разработка и выпуск первого персонального компьютера Apple II, который осуществили Стивен Джобс и его компаньон Возняк. Это был первый массовый продукт знаменитой в будущем корпорации.
Интересные идеи ресторанов и кафе
Бизнес-идеи для стартапа в ресторанном бизнесе могут иметь несколько направлений: новый подход к обслуживанию, изобретение необычных блюд, наличие роботов-помощников. Кроме того, популярны различные приложения, с помощью которых посетитель кафе может узнать об акциях и предложениях кафе, заполнить анкету по номеру чека, чтобы улучшить качество обслуживания и получить скидку во время следующего посещения.
Например, Menuforyou, где посетители просматривают меню и совершают заказ в электронном виде, на планшете. При этом на табло показан рейтинг блюд и предпочтения посетителей в виде лайков под описанием блюда. Такой подход к обслуживанию с легкостью увеличил средний чек на 15%.
Сельскохозяйственный бизнес
Инновации появляются во всех отраслях, и сельское хозяйство не исключение. Агробизнес всегда остается востребованным. Люди всегда будут есть натуральные продукты и пить молоко. Но стартапы в этой области имеют длительный срок окупаемости, что отпугивает инвесторов.
Несмотря на это, в мировой практике существуют примеры успешного развития стартапа в сельхоз бизнесе:
Советы стартаперам
Для создания стартапа, который «доживет до зрелого возраста», важно проработать каждую стадию проекта, не упуская ни одной детали. Для этого можно воспользоваться следующими советами:
Создайте то, что было бы полезно для вас
Работая над идеей, задумайтесь, чего не хватает лично вам и можно ли без этого обойтись. Разрабатывая продукт, продумайте все до малейших мелочей, «заразитесь» идеей, и работайте над тем, что вам действительно интересно. Вспомните основателей интернет-платформы Houzz, они создали этот проект, потому что сами испытали трудности во время ремонта.
Сплотите команду профессионалов
Именно правильный выбор сотрудников уже дает гарантии дальнейшего продвижения и развития команды. Подбирайте идейных, креативных, амбициозных людей, которые будут «гореть» общим делом.
Анализируйте рынок
В случае, если при запуске проекта, вы заметили потенциал в другом направлении, не бойтесь повернуть в нужную сторону, изменить стратегию и бизнес-план. Вначале Twitch не создавался, как видеостриминговый сервис.
Но обратив внимание на всеобщую увлеченность просмотрами компьютерных игр, основатели сделали упор на это направление. В 2018 году сервис посещали 15 млн. уникальных посетителей в день.
Не бойтесь рисковать
Определившись с идеей, не бойтесь начать действовать. По-настоящему рискуют те, кто не делает ничего. Начните с небольших шагов, и испытайте продукт или технологию в деле. Создатели многих инновационных проектов не до конца верят в успех, но все равно действуют и часто добиваются колоссальных результатов.
Протестируйте изобретение
В роли потребителей могут выступить друзья и знакомые. Насколько блестящей не казалась бы идея ее основателям, прислушайтесь к мнению со стороны. Для экспертной оценки задействуйте сотрудников компании, обсудите вместе недостатки, усильте достоинства.
Следите за ценообразованием
Начиная выпуск продукции, не устанавливайте слишком низкую цену с целью завлечь покупателя дешевизной и быстрее опробовать инновацию в действии. Существует вероятность того, что люди в дальнейшем не будут платить вам те суммы, которые представляют реальную стоимость новинки.
Привлекайте инвесторов
Добиться выхода стартапа в стадию зрелого бизнеса, без крупных капиталовложений вряд ли возможно.
Поэтому, кропотливо отнеситесь к выбору инвесторов, ярко и емко презентуйте свой проект, подтвердите потенциал начинания. Хорошее финансирование станет главным двигателем стартапа на пути быстрого развития.
Вывод
Исходя из вышесказанного, можно определить, что стартап – это проект, главной целью которого является повышение качества жизни людей. Именно идея выступает движущей силой, а не стремление заработать побольше денег. На начальном этапе startup потребует максимальных затрат сил и внимания создателей. Но максимальную отдачу нельзя обеспечить без амбициозной команды. Ищите идею, и если она будет стоящей, а работа старательной, это буквально озолотит вас, как бы фантастично это не звучало.