Старообрядцы поморского согласия кто такие
Поморское согласие
Полезное
Смотреть что такое «Поморское согласие» в других словарях:
Поморское согласие — Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии, то есть богослужения; принятые у … Википедия
Поморское согласие — (или толк) старообрядческое учение, возникшее после образования раскола среди населения Поморья. Население Поморья, разбросанное небольшими кучками по пустынному северу России, давно привыкло обходиться без иерархии: сами крестили… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Поморское Согласие (Даниловцы, Поморцы) — Одно из наиболее умеренных беспоповских направлений старообрядчества. Основатель Данила Викулин, который в 1695 г. основал на реке Выге первую общину. Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Семен Денисовы,… … Религиозные термины
СОГЛАСИЕ — СОГЛАСИЕ, согласия, ср. 1. только ед. Утвердительный ответ на что нибудь на просьбу что нибудь. Сделать или на просьбу разрешить что нибудь. Сделать, разрешение. Дать согласие на что нибудь. Изъявить согласие что нибудь сделать. «Молчание знак… … Толковый словарь Ушакова
Согласие (старообрядчество) — У этого термина существуют и другие значения, см. Согласие. Согласие (Соглас) группа объединений верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности обрядовой практики. Обычно под согласием понимают крупное течение в… … Википедия
БЕСПОПОВЦЫ — общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и… … Православная энциклопедия
ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ — (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев поморского, вероучение к рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд.… … Православная энциклопедия
Старообрядчество — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет … Википедия
БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия
Древлеправославная поморская церковь — Не следует путать с Русской Древлеправославной Церковью. Содержание 1 Поморское согласие 2 История церкви … Википедия
Поморское согласие
Древлеправосла́вная помо́рская це́рковь (ДПЦ) — современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии, то есть богослужения; принятые у поморов таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками).
В истории России известна и под другими названиями — Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др.
Содержание
Поморское согласие
Согласие староверов-беспоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приёма беглых попов (беглопоповство), то есть священников переходящих от синодальной церкви (Русская Православная Церковь). В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова которые произносились священниками. Так же в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с кон. XVII до сер. XIX века. По ним и всё согласие получило наименование Поморского.
История церкви
Начало поморскому согласию было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство), ставшая идеологическим центром старообрядчества. В 1706 рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали основой религиозного учения. В 1738 поморцы приняли молитву за царя, что спровоцировало в их среде раскол (не признавшие молитвы образовали филипповский толк). Местные общины поморцев стали в начале XIX важными экономическими центрами Севера России.
В начале 1830-ых из-за вопроса о браке произошёл раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Новопоморцы разрешили передавать имущество по наследству, что по сути узаконило супружеские отношения вне церковного брака. Однако это же позволило привлекать к себе членов других согласов, недовольных строгостью отношения к браку.
Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошёл 1-10 мая 1909 в Москве, Второй — в 1912.
После революции 1917 часть поморцев оказалась за рубежом, где были основаны свои организационные центры.
Современное положение
В настоящее время существует шесть поместных объединений ДПЦ.
Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств, — всего 7 духовных центров.
Централизованным, совещательным и координационным органом в России является Российский Совет ДПЦ. Ежегодно издаётся Церковный календарь ДПЦ, два раза в год — Извещение РС ДПЦ и дважды в год журнал «Верба» — вестник древлепроавославной молодежи, в ближайшее время планируется начать издания журнала «Староверие».
На территории Российской Федерации существует более 200 общин с числом прихожан от 10-15 до нескольких тысяч человек. Значительная часть общин не зарегистрирована. В Белоруссии действует 37 общин, на Украине — 47 общин, в Эстонии — 11, Латвии — 67, Литве — 59, Польше (где действует Высший Совет Древлеправославной Поморской Церкви в Сувалках) — 4, в Казахстане — 18, в США — 4 общины, Киргизии — 3, в Молдавии одна община.
Литература
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Поморское согласие» в других словарях:
Поморское согласие — (или толк) старообрядческая доктрина, возникшая вскоре после образования раскола среди населения Поморья (см.), от которого она и получила свое название. Основные пункты П. согласия сложились под влиянием тех условий, в которые было поставлено… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Поморское согласие — (или толк) старообрядческое учение, возникшее после образования раскола среди населения Поморья. Население Поморья, разбросанное небольшими кучками по пустынному северу России, давно привыкло обходиться без иерархии: сами крестили… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Поморское Согласие (Даниловцы, Поморцы) — Одно из наиболее умеренных беспоповских направлений старообрядчества. Основатель Данила Викулин, который в 1695 г. основал на реке Выге первую общину. Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Семен Денисовы,… … Религиозные термины
СОГЛАСИЕ — СОГЛАСИЕ, согласия, ср. 1. только ед. Утвердительный ответ на что нибудь на просьбу что нибудь. Сделать или на просьбу разрешить что нибудь. Сделать, разрешение. Дать согласие на что нибудь. Изъявить согласие что нибудь сделать. «Молчание знак… … Толковый словарь Ушакова
Согласие (старообрядчество) — У этого термина существуют и другие значения, см. Согласие. Согласие (Соглас) группа объединений верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности обрядовой практики. Обычно под согласием понимают крупное течение в… … Википедия
БЕСПОПОВЦЫ — общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и… … Православная энциклопедия
ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ — (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев поморского, вероучение к рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд.… … Православная энциклопедия
Старообрядчество — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет … Википедия
БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия
Древлеправославная поморская церковь — Не следует путать с Русской Древлеправославной Церковью. Содержание 1 Поморское согласие 2 История церкви … Википедия
Становление первых старообрядческих согласий
Сведения о расселении, социальном составе, мировоззрении старообрядчества в начале его возникновения, а также история появления основных старообрядческих согласий в статье Кирила Михайлова.
Появление и развитие старообрядчества
На возникновение старообрядчества есть несколько точек зрения, но все они укладываются в две общих схемы. Первая позиция принадлежит государственной церкви и светским историкам религии, философам, политологам и религиоведам. Здесь старообрядчество появилось как совокупность человеческих воль, противящихся государственной и церковной политике, нововведениям, разрушающим традиционную структуру русского общества. События 1653–1667 гг. разложили устои Руси, повернув церковную (и государственную как исток, естественно) политику в иное, западное, русло.
Но есть ещё и кардинально иная версия, она принадлежит самим староверам. Со старообрядческой точки зрения, нельзя сводить староверие к культурному ответвлению, церковному течению, секте, движению анархистов или фанатичному русолюбию. Те, кто повёл за собой народ в леса и тундры, увидели, что Церковь Православная прекратилась на Руси, наступило нечто иное, маскирующееся под православие, но им не являющееся. Староверы считали себя «ревнителями благочестия», они понимали, что Православие сохранено только у них — христианство древних устоев, Церковь Апостольская. По этой причине настоящим самоназванием староверия является «ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ». Следуя семиотической концепции Михаила Бахтина, тут можно выделить аспект идентификации староверов с древней Церковью, связь времён и наследий. А термин «старообрядчество» несёт в себе ошибочную идею понимания древлеправославной Церкви, сводя её сущность, как было сказано выше, к раскольничеству, противопоставлению, антигосударственничеству.
Однако имеется и третья идейная позиция, поверхностно примиряющая обе точки зрения. Согласно этой концепции, общество второй половины XVII века разделилось на две категории. Первая верила слову патриарха и велениям государя беспрекословно, она и пошла за ними, не разбирая дороги. Вторая категория православных почитала Евангелие и церковную Традицию более высокой силой, чем все, кто даже проповедовал эту Традицию, это Евангелие.
Таким образом, современное постмодернистское общество в понимании сущности старообрядчества и его истории предлагает (вернее, принимает, по концепции «вызов — ответ» А. Дж. Тойнби) несколько концепций, разных, но вполне примиримых, хотя это примирение более похоже на поверхностный компромисс.
Расселение и социальный состав старообрядцев
Будучи в XVII веке выкинутыми властью из всех сфер воздействия на общество: из культуры, политики, государственного управления, — старообрядцы стали скрываться в труднодоступных местах: на севере (Поморье), в сибирской тайге и на Дальнем Востоке, тогда ещё необжитом. Мировосприятие, навсегда соединившее их с Русью, не позволяло им вести массовую эмиграцию сразу в момент Раскола, да и сильны были даже у Аввакума надежды, что «царь окстится» [2, 231]. В конце XVII века староверы эмигрировали в Литву, Турцию, государства «северных Габсбургов». Они не вели кочевой образ жизни — строили капитальные поселения, но очень часто могли сорваться в новое путешествие, спасаясь от царской армии, преследовавшей их.
Социальный состав. Староверы до второй половины XIX в. тщательно избегали переписей, поэтому установить их численность и сословность весьма трудно. Наблюдатели тоже становились в тупик, потому что в старообрядческих поселениях все одевались без сословных признаков и не оказывали никому, кроме священников, почестей. Но из письменности самих староверов можно сделать вывод, что в XVII в. среди древлеправославных преобладали крестьяне и ремесленный люд [8, 74], были и представители аристократии (самые яркие примеры — инокиня Феодора и Евдокия Урусова, братья Денисовы); в XVIII веке положение не могло кардинально измениться, скорее всего, расклад остался прежним.
С другой стороны, стратификационный подход Питирима Сорокина отмежёвывается от профессионального подхода, концентрируя внимание на местах проживания староверов, таким образом деля их на две абстрактных категории: городские и «традиционные» (сельские, деревенские). Городские староверы, в основном купцы и ремесленники (единоличники, артельные и мануфактурные), были заинтересованы в упрочении своих позиций. До второй половины XVIII века они не старались укреплять их путём поддержки контактов с государственной церковью, но старались получить право на строительство моленных или храмов. Они налаживали связи с торгово-промышленными кругами и собирали общинный капитал, который многие относят к росткам протокапитализма [3, 6]. «Традиционные» старообрядцы жили в глухих деревнях, им были чужды все нравы и особенности жизни как послераскольной России, так и их братьев-предпринимателей. Такие староверы вели самодостаточный образ жизни, чураясь общественной жизни России, и именно в таких кругах стали появляться анархистские течения и радикальные направления старообрядчества, типа нетовцев.
Расселение. В основном выявляются два основных аспекта расселения старообрядцев: Россия и эмигрантское зарубежье. В России это, во-первых, Поморье — север Архангельской губернии, где возникла Выговская пустынь — один из основных двигателей не только старообрядческой, но и общероссийской экономики в целом [3, 6] [6, 81]. Староверы селились и в окрестностях городов Костромы, Владимира, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода [12, 20] — европейская часть России, а также в лесах Сибири и Дальнего Востока и в окрестностях городов Казани, Тюмени, Тобольска, Иркутска [9, 57].
С конца XVII века достаточно оживлённая старообрядческая эмиграция вынесла большие массы верующих в Австрию, Пруссию, Турцию. В Турции было известно поселение соратника Степана Разина атамана Игната Некрасова, отличавшееся крайней нетерпимостью к нехристианским устоям, но в то же время некрасовцы считали, что Турция больше подходит для реализации христианской веры на личностном уровне, чем Россия.
Также достаточно многочисленные поселения староверов имелись в Речи Посполитой. Там огромную роль играло беспоповство, сумевшее в относительно свободных условиях органично вплавиться в экономическую инфраструктуру национальных окраин [1].
Мировоззрение староверов находилось в связи с их расселением. Чтобы лучше понять течения старообрядческой мысли, важно знать и районы расселения разных групп староверов. Павел Рындзюнский пишет: «Главными районами распространения старообрядчества в первой половине XVIII в. были Заонежье, Среднее Поволжье, леса Белоруссии и Северной Украины, а также донские степи. В северной полосе преобладала беспоповщина, а в центре и на юге — поповщина» [11, 268]. Возможно, именно затруднения в миграциях беспоповцев, связанные с северной природой, послужили причиной того, что основными эмигрантами были именно поповцы (точнее, беглопоповцы), а беспоповцы, изолированные на Севере, пошли по пути догматических и внутриполитических реформ. Всего, по переписи 1753 г., в стране числилось 36842 «раскольника» [11, 302].
Религиозный состав и взаимоотношения с государством и официальной Церковью
Середина и вторая половина XVIII века — период зарождения многих ныне существующих старообрядческих течений (согласов, согласий). Данные энциклопедического словаря «Старообрядчество»: «В XVIII веке происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на следующие крупные согласия:
Далее следует краткое рассмотрение становления многочисленных старообрядческих согласий беспоповства. Поповские течения, до начала XIX века не имевшие единой организации и структуры (в России), расмотрены в иной статье, посвящённой поискам иерархии. Течения староверов упорядочены автором по принципам численности и влияния на общественную и экономическую жизнь России. Также автором избегается философская и теологическая характеристика староверческих согласий, потому что, во-первых, это будет уходом от ведущей тематики работы, во-вторых, не позволит автору придерживаться объективной трактовки.
Поморцы (выговцы)
История Выговского общежительства начинается в конце XVII века, но во второй половине XVIII столетия наблюдается расцвет богословско-полемической и экономической деятельности беспоповцев Поморья (север Архангельской губернии), а в 1730-е гг. в российском обществе произошёл настоящий мировоззренческий переворот вследствие издания и распространения «Поморских ответов» (1723) Андрея и Семёна Денисовых. «Поморские ответы» полностью опровергли все фальшивки, сфабрикованные для очернения староверов, с исторической, грамматической, лексической, теологической и палеографической точек зрения (причём это было одним из первых в мире произведений палеографического характера). Также «Поморские ответы» содержали новейшие достижения лингвистики и философской методологии. Братья Денисовы были основателями нового типа мировоззрения — их мировоззренческая методология отходила от традиционной старообрядческой полемистики и апологетики, они не только спорили с синодальной церковью, но и много писали на чисто практические духовные темы: о месте личности в Церкви, о содействии науки религиозной вере, о значении философии («любомудрия») в развитии духовности. Денисовы занимались практически всеми европейскими науками, даже проявляли интерес к модной в то время в Европе неоалхимии. В «Поморских ответах» Андрей Денисов «показал себя не только как историк, палеограф и литургист, обладающий невероятно обширными и подробными знаниями, но и как мыслитель с глубокой и стройной системой взглядов по фундаментальным проблемам философии церковной истории» [10, 161]. Огромное значение «Поморских ответов» состояло в опровержении всех выпадов против древлего благочестия, существовавших на тот момент. Денисовы доказали путём анализа документов, что пресловутое «Деяние Мартина еретика» — фальшивка, сфабрикованная для борьбы с защитниками старой веры в XVIII веке, что дораскольное русское православие не имело в себе отклонений от апостольских преданий.
Выговцы скрупулёзно собирали всё, что касалось древнерусской и первохристианской культуры: книги, иконы, документы, богослужебную утварь, — и использовали это для создания «острова веры» в Поморье, и это дало им чрезвычайное влияние во всём старообрядческом мире. Так, к концу XVIII века ими был составлен (вернее, воскрешён) канон древлеправославного пения «Стихословия поемыя», используемый доныне федосеевцами и самими поморцами.
XVIII век — время расцвета Выголексинской пустыни. Павел Милюков писал: «Денисов [Андрей. — К.М.] завязал деловые сношения с различными концами старообрядческого мира. Он дал, таким образом, первый образец широкого торгово-промышленного союза на началах безусловного взаимного доверия и строгой нравственной дисциплины — образец, которому так успешно подражал раскол конца XVIII и первой половины XIX века» [6, 81]. Выговцы создали в промышленном мире России первую промышленную инфраструктуру нового типа, в которую втягивались и иные согласия, невзирая на конфессиональные и мировоззренческие различия. Словами этнографа Ирины Кремлёвой, «когда в XVIII в. Даниловский поморский монастырь пострадал от пожара, его община получила помощь от филипповцев» [4, 711].
Федосеевцы
Федосеевцы (феодосиевцы) — вторая группа беспоповцев, оказавшая своим купечеством существенное влияние на отечественную экономику и культуру. Словарь «Старообрядчество»: «Во второй половине XVIII века федосеевцы были самым крупным беспоповским согласием. Они проживали в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше, по всей Сибири. Кроме того, они обретались в Турции, по берегам Дуная, в Пруссии и в прочих удобных местах по морю» [14]. «В 1771 году во время моровой язвы (чумы) перепуганные напастью власти разрешили московским федосеевцам устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище» [14]. Так возникло Преображенское кладбище — один из двух основных центров старообрядчества в России до сих пор (второй — Рогожское кладбище в Москве поповцев Белокриницкой иерахии).
В 1752 году в Польше состоялся объединительный съезд федосеевцев, основным принципом согласия закрепивший безбрачие: брак является Таинством, но по причине отсутствия священства венчание не может быть проведено в мирской форме. На обиходном уровне церковное безбрачие через некоторое время было «вытеснено» гражданским сожительством, хотя впоследствии и на него появился особый молитвенный чин.
Федосеевцы и после смерти Петра продолжали практически бескомпромиссно относиться к государственной власти, считая, что «после Петра антихрист царствует не чувственно, а лишь духовно преемники первого императора суть только слуги, исполнители антихристовой воли, а не сами антихристы» [16, 537]. И в этом заключается их характерная особенность — «условная бескомпромиссность»: федосеевцы не собирались поступаться принципами, но в то же время могли вести активную общественную деятельность.
Федосеевцы — наиболее многочисленные представители «городского» староверия; деятели купечества из федосеевцев вложили много сил в развёртывание российской инфраструктуры и международной торговли в XVIII веке.
Часовенные
Это согласие, изначально бывшее поповским, сохранившее традиционное дораскольное православное богословие, вынужденно стало беспоповским ввиду постепенного вымирания священства, рукоположенного до никоновских реформ, и трудностей, связанных с поставлением нового духовенства. Часовенные распространены были в XVIII веке преимущественно на Урале, небольшое количество — в Сибири. Отличие часовенных от прочих согласий — в полном перекрещивании неофитов, даже если те были крещены погружательно. В 1776 году среди часовенных распространилась информация о том, что в России крещён погружательно только епископ Рязанский, а в «ближнем зарубежье» — лишь архиерей Грузии, вследствие чего данное согласие стало принимать беглых священников только от упомянутых епископов. «Примерно до последней трети XVIII века уральские часовенные в сущем сане принимали переходивших от господствующей церкви лиц, а в 1735 г. их руководители из числа горнозаводских служащих даже просили (без успеха) императрицу Анну Иоанновну закрепить такую практику юридически» [15].
В середине XVIII века, в связи с покровительствующей старообрядческой реэмиграции политикой Екатерины II, в состав часовенного согласия влилось большое количество иммигрантов из Речи Посполитой (т.н. «поляки»), начался процесс ассимиляции часовенных Польши, Сибири, Урала.
Странники и нетовцы
Два совершенно различных по доктринам и историческому опыту беспоповских течения объединены в один подпункт по причине примерной аналогичности воздействия распространяемых ими христианско-анархических идей, которые оказали огромное воздействие на расшатывание российской государственности с религиозных позиций.
Нетовцы (Спасово согласие) появились ещё в конце XVII века, хотя И. Кремлёва время их зарождения отсылает на столетие позже [4, 713]. Проживали они в центральной Сибири, но кочевали по всей России. В отличие от многих других беспоповских объединений, нетовцы отказывались понимать пророчество Апокалипсиса о пришествии Антихриста фигурально, образно-аллегорично, или «духовно», как говорят поморцы. Для них Антихрист представлялся реальным физическим лицом, притеснявшим истинную Церковь (Пётр I). «Только нетовцы придерживаются в этом вопросе мнения, что антихрист явится неким человеком, по буквальному смыслу Святого Писания» [7]. «Натуралистское христианство» нетовцев, их полное отрицание богослужебного культа, духовенства, церковной организации, семейной жизни, ритуального погребения и прочих атрибутов христианской традиции способствовало появлению в середине XVIII века в разных районах России очагов стихийного неприятия государства, синодальной церкви, властей вообще и противопоставления этому идеалов первохристианской Церкви, плюс напряжённое ожидание Конца Света, который, с их точки зрения, наступит неминуемо и очень скоро по воле воцарившегося в России Антихриста, воплотившегося в императорах. Спасово согласие было носителем эсхатологически анархистских идей, вносивших определённую дестабилизацию в российское общество, примерами которой является череда крестьянских волнений и восстаний, вплоть до Пугачёвщины.
Ещё более радикальными в своём отношении к власти стали бегуны (странники), также проживавшие в Центральной Сибири. Они не представляли собой единой структуры, организации. Не было у них и крупных общих служений. Единственная консолидирующая идея — отрицание не только всего, что связано с российским государством и официальной Церковью, но и всего общественного порядка, «антихристова устоя», с их точки зрения. «Странничество стало известно ещё 1760-е годы, но распространилось оно позже. Всякий, кто хочет спастись, не должен принимать «печать антихриста» (паспорт) и записываться в раскольничьи списки. Истинный христианин должен разорвать всякую связь с обществом и стать странником — не иметь «ни града, ни села, ни дому» [4, 709]. Интересно, что развитие и распространение этого движения пришлось на время правления «просвещённой монархии». Что же заставляло староверов в эпоху, именуемую либеральной, бросать свои дома, общины, молельни и уходить в бесконечные скитания в ожидании Страшного Суда? Историк А.И. Мальцев пишет о мировоззрении бегунов: «Любое подчинение власти категорически отвергалось. Сам Антихрист, по мнению Евфимия [основателя странничества, бывшего солдата-дезертира. — К.М.], нашёл своё последовательное воплощение в российских государях начиная с Петра I. Странники считали, что долг истинного христианина — покинуть мир антихриста, разорвать все связи с ним. Только беглецы, нелегалы, по мнению странников, могли удостоиться крещения и стать христианами» [5, 62]. Перу инока Евфимия (1743–1792) принадлежат книги «Сказание об антихристе, еже есть Пётр I», «Толкование на слова Ипполита, папы Римского, об антихристе», «О злополучных последних временах и о знамениях антихристовых» [16, 537]. Влияние бегунов на общественную жизнь России можно сравнить с воздействием первых христиан на социальную сферу Римской империи.
В сравнении с нетовцами или странниками, прочие согласия старообрядческого беспоповства не выглядят столь радикально — они вели более компромиссную, «соглашательскую» деятельность, но внутренний протест не испарился со времени Раскола, и многочисленные самосожжения XVIII века тому подтверждение. Расселение на территориях, которые в идеале не могли прокормить многочисленные общины староверов традиционной русской пищей, отрыв от внутрироссийских торговых путей (до второй половины XVIII века) и при этом — уникальное приспособление к существующим условиям, отсутствие культурной ассимиляции, сохранение традиционного уклада — серьёзнейшая бытийственная проблема. Беспоповцы вынуждены были постоянно менять, модернизировать свою идеологию. Сами идеи «мирского священства» и «духовного Антихриста» — отголосок трудностей социально-экономического положения. Дальнейшее появление бегунцовских и нетовских идеологий не было стихийным выплеском народного недовольства, это — закономерное продолжение беспоповского мировоззрения, только положенного в русло безвыходности тайги Дальнего Востока. Совершенная «русскость» старообрядцев не давала им возможности массово эмигрировать в дальние края, в чём находили для себя выход, к примеру, кальвинисты Европы. Их социальный состав, сплавлявший в единое гармоничное целое представителей разных сословий, объединённых идеями, позволял находить относительный баланс с государством в экономической (а с 1765 года — и в политической) сферах.
Тем не менее принижать, замалчивать участие старообрядческого усилия в деле государственного строительства нельзя. В учебниках по истории отечественной экономики преимущественно рассказывается о милитаризированной экономике, там старообрядчество, естественно, не участвовало. С другой стороны, такие жизненно важные отрасли, как торговля хлебом, пенькой, рыбой, пушниной почти полностью находились в руках старообрядцев, и их присутствие в этих отраслях экономики на протяжении XVIII века неуклонно расширялось.
Но на экономике деятельность старообрядческих согласий в XVIII веке ограничивалась. Их политическая пассивность (или опасливость) не позволила им до второй половины XVIII века участвовать в деятельности органов местного управления.
Таким образом, в XVII веке зародились, обжили определённые территории и получили своё конфессиональное лицо основные старообрядческие согласия. Развитие беспоповских направлений происходило не только географически — каждое их них формировало собственную богословскую систему, впоследствии выросшую до идеологического и ментального уровней, определявших специфику жизни целых старообрядческих этнических групп — например, поморов, некрасовцев или липован.