Старбакс почему такое название
История легендарного логотипа Старбакс (Starbucks)
История создания логотипа Старбакс может послужить наглядным примером для графических дизайнеров, маркетологов и владельцев компаний по созданию выдающегося брендинга. С чем же связана такая необъятная любовь к одной из самых популярных кофеен во всем мире?
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
История создания Старбакс (Starbucks)
Логотип и в целом бренд Starbucks, по данным статистики, является узнаваемым в 7 из 10 случаев. Компания основалась в 70-х годах прошлого столетия друзьями, которые были преданными поклонниками кофе. Изначально она позиционировала себя как магазин, в котором покупатели могли приобрести кофе собственной обжарки. Поскольку клиентов у них было немного, каждому из них создатели были готовы уделить максимум своего времени и поведать различные истории об этом напитке.
Идеей Starbucks считается создание особого места, где люди могли отвлечься на чашку кофе, погрузившись в приятную атмосферу. При этом кафе выступало в качестве буферной зоны между домом и работой. Бытует мнение, что благодаря этому заведению американцы и весь мир в целом начали любить кофе так, как любят его на данный момент.
По словам исполнительного директора Старбакса Г. Шульца, особую ценность для организации играет не количество кофеин по всему миру, а то, что изо дня в день клиенты снова и снова приходят за лучшей чашкой кофе и помогают создавать ту самую атмосферу.
В течение долгих лет особое внимание уделялось именно брендингу, который выдвигался в качестве ключевого элемента стратегии развития. Колоссальное количество средств было вложено для создания стандартного внешнего вида не только кофеин, но и всех товаров, предлагаемых в них.
Их логотип относится к числу самых узнаваемых в мире. Компания ответственно относится к выходу на новые рынки – другие страны. При этом она воссоздает накопленный опыт в каждой из них, что является залогом неизменности Старбакс.
Первый логотип Старбакс
В год открытия магазина был создан первый логотип, который значительно отличается от современного. Вокруг картинки на лого располагался текст, а изображение было дополнено откровенными деталями сирены в виде обнаженной груди и нижней части тела, заканчивающейся хвостом рыбы. Первый логотип был создан в коричневых цветах.
Кто создал логотип Старбакс
Особый вклад в создание логотипа сети кофеин внес Терри Хеклер. Он был первым дизайнером, который нарисовал его. Разработкой уникального шрифта занимался Д. Дарден. На протяжении всех ребрендингов он оставался неизменным.
История изменения логотипа Старбакс
Логотип Старбакс за историю своего существования менялся всего 3 раза. Поговорим подробнее о каждом ребрендинге.
После кризиса 1987 года, который получил название Черный понедельник, люди лишились своих денег. Но организация не намеривалась закрываться, а для привлечения клиентов решила заняться ребрендингом. Основным элементом, который внесли на новый логотип, стали две звезды. Таким образом, создатели собирались оправдать название кофеин, воспользовавшись простой ассоциацией, понятной даже для детей. В этот период логотип стал лаконичнее и ярче.
В 1992 году логотип снова претерпел изменения. Его фокус был направлен на лицо Сирены. Такой вариант можно встретить и по сей день, поскольку он выступает в качестве вторичного логотипа. Его можно заметить на фото, где изображаются брендированные стаканчики. Возможно, такие изменения были нужны с точки зрения эстетики. Ведь не для каждого могут показаться привлекательными широкий живот и раздвинутый хвост на центральном логотипе.
Логотип 2011 года используется в настоящее время. Теперь он изображается без круга и текста. Сирена изображается белым цветом уже на зеленом фоне, когда раньше он был черным. Концепция измененного логотипа нашла свое отражение в простоте. Таким образом, сеть кофеин отметила свой 40-летний юбилей с момента создания.
Почему на логотипе изображена Сирена
Вдохновением на создание такого логотипа стали книги с морской тематикой, где были представлены гравюры. Символом города Сиэтла в том числе и его морского порта была именно русалка. Звезды разместились на эмблеме для соответствия названию тогда еще магазина по продаже кофе.
Сирена с двумя хвостами относится к символам VIII века. Создатели, принявшие решение о ребрендинге, не стали менять логотип полностью, а лишь убрали нижнюю часть изображения. Так они решили продолжить жизнь вдохновившей их когда-то Сирены, акцентируя внимание на ее лице. Оно изображалось с асимметрией, что вызвало общественный резонанс. Основатели объясняли эту затею тем, что таким образом ее лицо становилось более дружелюбным и реалистичным.
Часто задаваемые вопросы
Создателем фирменного знака Старбакс является дизайнер Терри Хеклер. А автором шрифта на лого – Джошуа Дарден.
Создатель логотипа вдохновился книгами с морской тематикой. Кроме того, русалка была символом города Сиэтла, в котором был открыт первый магазин бренда.
Фирменный знак бренда Старбакс претерпел 3 ребрендинга: в 1987, 1992 и 2011 годах.
Изначально компания занималась продажей кофейных зерен и бобов. Вероятно, из-за этого была выбрана такая расцветка лого.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.
Секреты успеха известной компании Starbucks
Появившаяся на территории Соединенных Штатов Америки компания Starbucks быстро приобрела популярность как в европейских государствах, так и в России. Кроме вкусного кофе Старбакс посетителям предлагают другие холодные и горячие напитки, приготовленные по собственным рецептам десерты.
Starbucks — американская компания, владеющая сетью кофеен по всему миру.
История происхождения бренда Starbucks
По легенде название сети произошло от имени персонажа романа «Моби Дик», Старбека.
Прежде чем утвердить выбранное наименование, один из основателей провел исследование, в ходе которого выяснил, что начинающиеся с сочетания букв «с» и «т» слова лучше запоминаются потенциальными клиентами.
Основание
Компания была основана в 70-е гг. прошлого века Зевом Сиглом, Гордоном Боукером, Джерри Болдуином. В тот период кофе еще не стал популярен у американцев.
Многие жители США совсем не употребляли ароматный напиток.
Основатели компании «Старбакс»: Джерри Болдуин, Гордон Боукер и Зев Сигл.
Большую часть времени Зев Сигл работал один. Его партнерам приходилось трудиться на основных местах работы, чтобы обеспечивать финансовую стабильность, выплачивать кредит. Лишь по выходным организаторы все вместе находились в «Старбаксе».
Первый успех
Развитию «Старбакса» способствовал Альфред Пет, у которого закупалась большая часть кофейных зерен.
Когда возникла необходимость в покупке собственной машины для обжарки, бизнесмен помог решить проблему. Даже после открытия цеха на окраине Сиэтла он оставался главным поставщиком.
К середине 1980-х гг. компания превратилась в сеть. В этот период на должность главы отдела был нанят нью-йоркский специалист Говард Шульц.
Альфред Пет сделал большой вклад в развитие бренда «Старбакс».
Обзор компании
Руководство «Starbucks coffee» считает своей целью не только получение денег. В заведениях создаются условия, позволяющие клиентам чувствовать себя комфортно.
Миссия
Изначально целью «Старбакса» было превращение компании в ведущего поставщика кофе в мире, сохранение принципов в процессе развития. Говард Шульц сформулировал новую миссию. Теперь бренд преследует цель «вдохновлять и питать дух — каждого человека, с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте».
Руководство
Главным идейным вдохновителем учреждения стал Говард Шульц. Кроме него руководство сейчас осуществляют Говард Бехар, Орин Смит. Начальство отличается внимательным отношением к каждому сотруднику. Такой подход руководители считают залогом успеха, поскольку хорошая рабочая атмосфера мотивирует людей трудиться лучше.
Узнаваемый логотип
Логотип с сиреной возник еще в 1971 г., когда был открыт первый магазин. После этого эмблема несколько раз была немного изменена.
Первый образ русалки взяли с гравюры XVI в. У сирены убрали пупок, дорисовали улыбку. В 1987 г. коричневый цвет заменили на зеленый. Затем русалке убрали нижнюю часть тела. Сейчас кофейня использует разработанную в 2011 г. символику. На логотипе не осталось других изображений кроме верхней половины тела сказочного существа.
Корпоративная культура
По мнению руководителей «Старбакса», следует уважительно относиться как к своим сотрудникам, так и к клиентам. Остальное придет само, как следствие. Об этом принципе Говард Бехар подробно рассказывает в своей книге, посвященной корпорации.
Конкуренты
На глобальном рынке у компании отсутствуют конкуренты. Соперничать приходится лишь с региональными компаниями. Главным немецким конкурентом считается Tchibo. В Великобритании бороться за клиентов приходится с Costa Coffee, а во Франции — с Nespresso.
Традиции кофеен бренда
В «Старбаксе» стремятся следовать традициям, возникшим при основателях. Важным направлением считается персонализация. Чтобы бариста могли беспрепятственно общаться с посетителями, в 2000-х гг., когда кофемашины стали слишком крупными, пришлось переделывать барные стойки.
Узнаваемость бренда стремятся повышать ненавязчиво. Делают это с помощью аксессуаров с фирменными логотипами.
Ассортимент продукции и разнообразие напитков
Посетители могут заказать не только кофе. В «Старбаксе» предлагают ряд напитков:
Клиенты могут приобрести сандвичи, десерты, аксессуары с символикой бренда или абонемент, по которому в будущем можно будет купить напитки или еду. Кофейное зерно можно заказать с доставкой на дом через официальный сайт, даже если в городе нет «Старбакса».
Предприятие сегодня: основные фишки
«Старбакс» отличается от других кофеен рядом особенностей.
Главное — это общение
В кофейнях созданы условия, чтобы посетителям было комфортно общаться с друзьями или проводить деловые встречи. В заведениях установлена удобная мебель, имеется бесплатный Wi-Fi. Характерен приятный интерьер. Здесь круглосуточно могут работать фрилансеры.
Хитрый маркетинг
Компания создает имидж предприятия, которое все делает не ради получения прибыли, а для комфорта посетителей. Такой подход повышает лояльность клиентов. В кофейнях продаются термокружки, украшенные логотипом бренда. С их помощью «Старбакс» обеспечивает себе бесплатную рекламу. Клиент будет использовать емкость регулярно для приготовленных самостоятельно напитков, продемонстрирует стакан друзьям или коллегам.
Компания «Старбакс» выпускает термокружки объемом от 400 до 500 мл.
Хотя гофрокартонное кольцо выдается бесплатно, нередко посетители за небольшую сумму желают приобрести многоразовое полиуретановое изделие. Оно тоже украшено логотипом кофейни.
Особенный кофе
Высокое качество кофейного зерна собственной обжарки сохранилось со времен, когда «Старбакс» был магазином. Говарду Шульцу пришлось решать ряд проблем с управлением компанией, чтобы принципы основателей не были нарушены. В результате был разработан собственный метод получения кофе-порошка, позволивший избежать проблемы потери аромата и вкуса.
«Именные» стаканы
Идея писать на стаканах имена посетителей зародилась в «Старбаксе». Такая персонализация способствовала повышению лояльности среди клиентов. Бариста должны также громко позвать покупателя, когда его напиток будет готов.
Светлое помещение
Окна в здании обязательно должны выходить на восток или юг. Посетителям приятнее находиться в светлом помещении. Яркие солнечные лучи при этом не должны ослеплять.
Starbucks — это кофейни премиум-класса, с самыми стильными и уютными интерьерами.
Музыкальное сопровождение
В качестве музыкального сопровождения подбираются приятные ненавязчивые композиции. В каждой кофейне в любой точке мира одновременно проигрывается один и тот же трек, что также повышает лояльность клиентов. Особенностью «Старбакса» является возможность приобрести запись всех композиций на диске, чтобы затем прослушивать их дома.
Музей
Первое заведение, открытое в Сиэтле, до сих пор сохраняет изначальный вид. В нем разрешается проводить лишь косметический ремонт. Интерьер, оформление при этом менять нельзя. Благодаря этому точка получила название «музей», хотя экспонаты там отсутствуют.
Страны, в которых находится
Кофейни бренда работают в США, европейских государствах, Австралии, России. Недавно «Старбакс» приобрел популярность в Китае. Сейчас корпорация планирует открытие новых точек на территории Восточной Азии.
Компания в России
По причине судебного спора на территории Российской Федерации кофейни сети появились лишь в 2007 г. Американской корпорации пришлось отстаивать свои права после несанкционированного открытия точки, без разрешения присвоившей себе название бренда. Сейчас в стране работает более 100 заведений, большая часть которых располагается в Москве.
Кофейни «Старбакс» открыты во многих городах России.
Особенности работы кофеен в Москве
Москва стала первым российским городом, в котором появилась кофейня «Старбакс». Заведение было открыто в ТЦ «Мега — Химки». Затем кофейни появились на Чистых прудах, на Павелецкой, в Шереметьеве, на Цветном бульваре, на Старом Арбате. Новые точки функционируют в аэропортах, ТРЦ, на крупных улицах города. К 2015 г. в столице работало 71 заведение. В 2019 г. открылась 100-я кофейня.
Франшиза Старбакс
Сейчас к головной фирме относится лишь 30% кофеен. Остальные 70% работают по франшизе. Поскольку для руководства важнее всего репутация, многим претендентам отказывают в возможности открыть собственное заведение «Старбакс». Придется соблюдать ряд правил, чтобы получить согласие на сотрудничество. Помещение должно соответствовать условиям по расположению, размещению дверных проемов, размерам, интерьеру. Кроме того, хозяину придется следить за соответствием меню, музыкального сопровождения.
Коллаборации: объединения с другими брендами
Компания регулярно объединяется для выпуска общей продукции с другими брендами. Сеть кофеен сотрудничала с Опрой Уинфри, производителем блокнотов Moleskine, маркой женской одежды Private Sun.
Starbucks X Fragment Design
Сотрудничество с созданным Хироши Фудживара брендом началось в 2017 г., когда были выпущены термос, кружка, карта постоянного покупателя. Уже на следующий год к коллаборации присоединился третий участник, американский производитель инструментов. После этого в продаже появились 2 варианта термокружек из металла, с которыми можно выбираться на природу. Посуда подходит для холодных, горячих напитков.
Известный в России высококвалифицированный бариста с девятилетним стажем в сфере кофеваров. Автор десятков кофейных рецептов. Обладатель множественных наград на зарубежных конкурсах бариста.
Три гуманитария, плохой кофе и «Моби Дик» – так начинался «Старбакс»
В прошлом месяце компания Starbucks отметила полувековой юбилей. Сейчас в их сети больше 32000 кофеен. Хотя некоторые из троих основателей не только не планировали строить такую сеть, но и сопротивлялись расширению.
Три друга хотели изменить свою жизнь
Зев Зигл, Гордон Боукер и Джерри Болдуин были уроженцами разных городов, но в начале 60-х годов прошлого века вместе учились в университете Сан-Франциско и дружили. Парни были полны планов и надежд и продолжили общаться после окончания учебы. Зев Зигл преподавал историю, Джерри Болдуин – английский язык, а Гордон Боукер осваивал профессию писателя.
«Мы с Гордоном и Джерри в то время часто обсуждали и придумывали идеи для бизнеса, все мы хотели изменить свою жизнь и сделать что-то масштабное, значимое и имеющее смысл. Мы начали встречаться каждые несколько недель, чтобы обмениваться идеями, и однажды за обедом заказали эспрессо, который оказался очень плохим», – вспоминал Зигл в интервью с The Guardian в 2016 году.
В то время в США не варили хороший кофе, не было ни спроса, ни культуры потребления напитка. Идея Гордона Боукера открыть магазинчик по продаже разных сортов кофе показалась друзьям свежей и интересной.
Первый «Старбакс» открылся в 1971 году. В ассортименте было 30 сортов кофе в зернах на развес. Напиток варили только для дегустации.
Сарафанное радио в действии
С неймингом было все просто: Боукер предложил название Starbucks в честь персонажа романа «Моби Дик» Германа Мелвилла – первого помощника капитана Старбека, доброго заботливого человека и любителя кофе. Друзьям-гуманитариям идея пришлась по душе.
Моделью для подражания выбрали бизнес, который основал Альфред Пит, голландский иммигрант и основатель розничной сети магазинов кофе Peet’s. Пит еще в 1950-х годах начал импортировать в Штаты прекрасный кофе арабику. Компаньоны посещали лавку Пита в Сан Франциско, обучаясь искусству обжарки и ведению дел. Peet’s стал первым поставщиком кофейных зерен для Starbucks.
Надо сказать, что Зигл был самым активным и вдохновленным идеологом кофейного бизнеса. Сейчас бы его назвали стартапером. Он буквально горел тем, чтобы расширять предприятие, захватывать смежные сферы и открывать новые магазины. Его компаньонов устраивал стабильный небольшой доход от пары магазинчиков.
В течение пяти лет после открытия Starbucks растет: открывает еще три магазина в Сиэтле и Эдмондсе, Зигл запускает продажу кофейной посуды для гурманов. В 1975 году случается первая масштабная проблема: холодная зима в Бразилии губит урожай кофе, цены на сырье взлетают, Starbucks вынужден поднять цены на продукцию. Продажи рухнули. Вдобавок ко всему здание, в котором размещался первый магазин компании, городская администрация собралась сносить.
Все было скромно, пока не пришел Говард Шульц
К 1977 году цены на кофе снизились, продажи пошли вверх, удачное расположение магазина на городском рынке способствовало известности. Зигл по-прежнему горел идеями расширения, и Starbucks открывает сеть продуктовых маркетов и магазины по продаже кофемолок. Большинство дочерних бизнесов оказываются убыточными, Зигл конфликтует с компаньонами, продает им свои акции и покидает Starbucks в 1980 году.
В это же время Говард Шульц, руководитель американского филиала шведской компании Hammarplast, у которой Starbucks покупал капельные кофеварки, впечатлился ростом кофейного предприятия. Он загорелся идеей продолжить карьеру в Starbucks, и в 1982 году был нанят на место главы отдела маркетинга.
Шульц был хорошим маркетологом и постоянно наблюдал за покупателями. Он заметил, что некоторые люди неловко чувствуют себя из-за отсутствия знаний о сортах кофе. Он начал стал обучать продавцов клиентоориентированности, навыкам продаж и заказал брошюры, которые помогали покупателям узнать о продукции компании.
Говард Шульц родился 19 июля 1953 года в очень бедной семье отставного военного. Благодаря спортивной стипендии отучился в Университете Северного Мичигана, став первым человеком в семье, получившим высшее образование. После учебы работал в Xerox Corporation, руководил американским филиалом шведской Hammarplast, затем пришел в Starbucks.
В 1983 году Шульц от компании поехал в Милан на международную выставку товаров для дома. Говард был впечатлен масштабами индустрии кафе: в одном только Милане их было 1500. Вдохновленный, он задумал превратить крохотный в масштабах страны Starbucks в национальную сеть кофеен.
Болдуин и Боукер идею не восприняли: хотели, чтобы Starbucks оставался серьезным продавцом кофе и оборудования, а не превращался в кафе, где подают эспрессо и капучино.
Вдохновляющий ролик к 50-летнему юбилею «Старбакс»
Рождение империи
Видя, что ему не удастся убедить Болдуина и Боукера создать сеть кафе, Шульц в 1985 году покинул Starbucks и основал собственную сеть кофеен под названием IL Giornale. Идея сработала: сеть очень быстро стала популярной и расширилась на несколько городов.
В марте 1987 года Болдуин и Боукер решили продать Starbucks, и Шульц быстро купил ее, используя накопления от бизнеса IL Giornale и поддержку инвесторов. Он объединил все активы под брендом Starbucks и создал концепцию кафе-магазина. Это опять оказалось отличной идеей, бизнес пошел, и за четыре года число кофеен доросло до 100, расположенных в Сиэтле, Сан-Франциско и пригородах. Starbucks вступила в стремительный период расширения.
Расширяясь, «Старбакс» ориентировался на города, в которых было наибольшее число почтовых подписчиков (эта статистика доступна в США). Шульц утверждал, что подписчики журналов и газет – образованные, состоятельные, интересующиеся культурой люди. А значит они – аудитория Starbucks. И компания устремилась завоевывать Восточное побережье, Нью-Йорк и Бостон.
И сегодня, согласно маркетинговой стратегии Starbucks, их целевая аудитория – мужчины и женщины среднего возраста, с покупательной способностью выше средней.
В Бостоне сделка получилась особенно удачной. «Старбакс» принял решение купить местную раскрученную сеть The Coffee Connection из 25 кофеен, чтобы не тратить силы на продвижение. Вместе с сетью Starbucks завладел рецептом фраппучино, напитка из капучино, молока и мороженого. Фраппучино мгновенно получил популярность во всех кофейнях «Старбакс»: теперь жарким летом в кофейне можно было заказать охлаждающий кофе.
Время завоевать мир
В 1996 году Starbucks начала открывать магазины за пределами Северной Америки и быстро стала крупнейшей сетью кофеен в мире. К концу 90-х у Starbucks было около 2500 точек в десяти странах.
1996 год – открытие филиала в Японии.
1998 год – в Великобритании.
2002 год – в Мексике.
2007 год – в России.
В 2000 году Шульц объявил, что уходит с поста генерального директора, но останется председателем совета директоров, эта роль предполагала отход от оперативного управления и более свободное распоряжение временем. Шульц даже купил для удовольствия баскетбольную команду NBA – SuperSonics.
Новый старый глава компании приступил к жестким реформам и реализации стратегию, названной им «Программой изменения». Большинство решений основывались на интуиции генерального директора, но были продуктивными. Шульц позже писал в своей книге, что именно так и должны поступать настоящие лидеры.
«Программа изменения»: четыре шага, которые спасли «Старбакс» от гибели
Шаг 1: Остановить рост
Шаг 2: Сделать ставку на людей
«Старбакс» отчаянно пытался вернуть посетителей в кофейни. Компания сделала ставку на силу интернета, показав, что готова изменяться. Был обновлен сайт, на нем появился раздел со списком идей от потребителей. Развивались соцсети и программа лояльности. С помощью бесплатного вай-фая внутри заведений клиенты могли удаленно работать и оставаться в кафе сколь угодно долго.
Для работников была введена система LEAN – принцип бережного производства. Их убеждали в стабильности их работы, проводились тренинги, обучение и модернизация процессов.
«Старбакс» начал раздавать бесплатный Wi-Fi во всех своих заведениях в 2002 году, чтобы стимулировать клиентов засиживаться подольше.
Шаг 3: Каждая кофейня должна стать сердцем местного общества
Компания применяет совершенно новый подход к виду кофеен: вместо тиражируемого однообразия дизайнеры должны создавать для каждого магазина «местный» вид в рамках фирменного стиля. Поэтому и сейчас дизайн кофеен разный, но всегда выглядит спокойным и уютным, дополненным ароматом кофе. Музыка не отвлекает от разговоров и работы, освещение мягкое.
Во всех кофейнях музыкальные композиции проигрываются синхронно. Попивая латте в Москве, будьте уверены, что ту же самую музыку сейчас слышат кофеманы в Токио.
Шаг 4: Этичное и экологичное производство
Starbucks всегда сами обрабатывали зерна, придумывали купажи и вкусы. Для этого они закупали кофе у фермеров по всему миру, в основном это были небольшие семейные предприятия. При закупке прочей продукции предпочтение отдавалось местным производителям. Вдобавок компания пыталась снизить загрязнение окружающей среды: кофейная гуща превращалась в удобрение, сокращались расходы воды. Использованные стаканы Starbucks отдавала на переработку и производство новых стаканов.
Всего за год была оптимизирована система поставок путем улучшения материала упаковки и логистических процессов. В 2008 году только 30 % заказов доходили вовремя и без повреждений, а В 2009 их было уже 90 %.
Все четыре шага в итоге сработали на репутацию компании, и к 2012 году Starbucks восстановилась в финансовом отношении.
Однако были и непопулярные шаги по сокращению расходов: закрытие сотен кофеен, сокращения сотрудников, отмена бонусов.
Шульц снова ушел с поста генерального директора в 2017 году (его заменил Кевин Джонсон), продолжил активно работать в компании, занимая пост исполнительного председателя – до 2018 года.
В 2021 году Starbucks имеет свои сети в 80 странах по всему миру и управляет более чем 32 000 магазинами-кафе.
Маркетинговый феномен Starbucks: что сделало его успешным
1. Концепция «третьего места»
Кофейни расположены только на оживленных улицах и в людных местах. Изначально Starbucks размещали исключительно на тех дорогах, по которым у многих горожан проходит маршрут дом-работа-дом. Социологи описали эффект подобного пространства как «третье место» – место, куда люди могут зайти, чтобы побыть за пределами дома или работы и расслабиться.
2. Цены выше среднего
В Starbucks готовят неплохой кофе не из самых дешевых зерен, здесь также можно заказать элитные сорта чая. Многие покупатели считают, что качественная продукция обычно сопровождается высокой ценой. Starbucks воспользовалась этим убеждением и придерживается ценообразования на уровне выше среднего.
3. Персонализация
Все процессы четко прописаны, работники обязаны им следовать. Например, процесс обслуживания построен так: клиента тепло приветствует бариста, гость делает заказ и оплачивает счет. У него спрашивают имя и пишут на стаканчике. Когда заказ готов, бариста обращается к клиенту по имени. Это должно создавать ощущение, что ждали именно его, и он лично очень важен для этого заведения. Когда гость уходит, с ним тепло прощаются.
По легенде, основную часть первой книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг написала именно в Starbucks, на салфетках. Сама Роулинг, хотя и посещала кофейню, опровергает факт, что писала книгу на салфетках.
Ставка на соцсети
«Старбакс» делает превосходный SMM: компания умеет общаться с пользователями не только офлайн. Многомиллионная армия клиентов превращена в амбассадоров бренда: они фотографируют свои напитки, мерч и кофейни Starbucks и загружают их в соцсети. Starbucks следит за хештегами и могут запросто сделать перепост удачного фото из произвольного аккаунта на свою огромную аудиторию (например, 11 млн подписчиков в «Твиттере» и 17,7 млн. в «Инстаграм»). Исследования показали, что клиенты в 2,4 раза благосклоннее воспринимают UGC (контент, созданный пользователями) по сравнению с контентом, созданным брендами – и «Старбакс» мастерски использует эту закономерность.
Компания ведет аккаунты в интернациональных соцсетях, и в локальных (например, у нас «Вконтакте»), есть паблики по странам с местным контентом. Язык простой и милый, упор на эмоциональное видео и красивые фото. Клиенты, которые сообщают о проблемах, касающихся бренда, получают мгновенные ответы.
Starbucks – мастера вирусного контента. Пользователи с удовольствием подхватывают флешмобы или акции с хэштегами. Недавний #starbucks50 вызвал сотни публикаций фото из кофеен, где были размещены доски «Заставь кого-нибудь улыбнуться» со стикерами от посетителей.
Брендинг «Старбакс»: как упрощалась русалка
Поскольку название имело морскую тематику, логотип при открытии компании в 1971 году также было решено создать соответствующий. На нем изобразили русалку, по легендам заманивающую пением моряков в пучину океана. За образец взяли гравюру 16-го века, изображающую сирену. Первый логотип был коричневого цвета.
В 1987 году новый владелец, Шульц, сделал ребрендинг, сделав преобладающим зеленый цвет. Третья версия логотипа вышла к выходу компании на биржу, изображение русалки стало более привлекательным и графичным.
Четвертая версия, современная, появилась 10 лет назад. С логотипа исчез коричневый цвет и надписи, осталась лишь зеленая русалка, вписанная в круг.
При этом логотип остался узнаваемым: это показал небольшой эксперимент компании Signs.com. Они попросили 156 американцев в возрасте от 20 до 70 лет нарисовать 10 известных логотипов как можно точнее – по памяти. Большинству участников удалось правильно подобрать цветовую палитру и правильно указать персонаж-русалку. Карен Халлер, ведущий специалист в области психологии цвета, прокомментировала эксперимент: «Люди прежде всего эмоционально связаны с цветом. Затем мы рассматриваем формы и в последнюю очередь читаем слова».
Так что «Старбакс» был прав, убрав буквы из логотипа: название на узнаваемость не влияет, решают цвет и форма.
Индекс «Старбакса»: в России стаканчик кофе относится к роскоши
Индекс «Старбакса» (или индекс латте) – реальный экономический показатель для оценки покупательной способности национальной валюты. Этот индекс аналогичен Индексу бигмака, который ввел журнал «The Economist».
Для жителей стран, где индекс «Старбакс» имеет наибольшее значение, стакан кофе кажется роскошью и не слишком доступен для семейного бюджета. К сожалению, этот рейтинг возглавляет Россия – со значительным отрывом от других стран, где работает сеть «Старбакс».
Этичное производство и забота об экологии
Подчеркнутая экологичность – не только результат осознанного подхода бренда к природе и ресурсам. Скорее это часть маркетинговой стратегии: для западного рынка важно, чтобы бренд был «зеленым».
Пять ключевых стратегий, которые должны быть выполнены к 2030 году:
Фокус с кольцом. Чтобы бумажный стакан не жег руки, «Старбакс» давно придумал заботливую мелочь: надевать на емкость с напитком кольцо из гофрокартона. А потом, как бы в парадигме «все ради окружающей среды», покупателям дали выбор: бесплатное гофрокартонное кольцо или недорогое стильное силиконовое кольцо с логотипом. Оно пригодится до следующей покупки кофе, говорили они (неважно, в какой сети вы купите напиток – на кольце будет напоминать о себе логотип Starbucks).
Что с тремя отцами-основателями Starbucks?
Зев Зигл, учитель истории, который ушел из Starbucks раньше своих друзей, основал еще несколько малых бизнесов, в том числе связанных с кофе. С 2004 по 2012 был главным советником в Вашингтонском центре развития малого бизнеса. Сейчас он с женой все еще живет в Сиэтле и обучает кандидатов на MBA (бизнес-степень) в двух крупных городских университетах.
Гордон Боукер после продажи Starbucks в 87-м году Говарду Шульцу и инвесторам на некоторое время ушел из кофейного бизнеса. Но затем, в 94-м, он присоединился к совету директоров Peet’s Coffee & Tea, которую Starbucks купил десятью годами ранее. В совете директоров он оставался до 2008 года. Неизвестно, чем он занят с тех пор – общедоступной информации об этом нет.