Станция турист почему так называется
Турист
Железнодорожная станция «Турист» располагается на линии Савёловского направления и трассы Большого кольца МЖД. Станция находится в Дмитровском районе, в посёлке Деденёво, в Подмосковье.
Станция открыта в 1901-м году, изначально носила название Влахернская, это название станции присвоено по Спасо-Влахернскому монастырю. В 1936-м году название, которое связано с монастырём было заменено на «Турист». Станцией пользуются местные жители посёлка Деденёво, сотрудники и посетители ближайших горнолыжных баз, загородного отделения детской больницы № 19 имени Зацепина. Так же около платформы находится дачный посёлок «Свистуха», многие местные жители ближайших дачных товариществ так же используют услуги ж/д транспорта.
На станции располагается одна островная платформа, возле которой протянулись два ж/д пути и курсируют электрички. Около платформы расположен зал ожидания, так же имеется билетная касса.
С востока от платформы размещается станционное здание, находятся магазины и жилые дома посёлка, пролегает Вокзальная улица, в трёхсот метрах от платформы проходит Советская улица. Расстояние до Московской улицы от платформы составляет порядка семисот метров. Северный участок Московской улицы прилегает к трассе А-104 – Дмитровское шоссе. Южная часть Московской улицы выходит к Московскому шоссе. В месте слияния Московского шоссе и Московской улицы, в жилом секторе находится небольшой пруд. Водоём расположен около монастырского комплекса, Спасо-Влахернского женского монастыря.
По Дмитровской трассе от станции можно доехать до города Яхрома, жилой сектор которого размещается в пяти километрах от посёлка Деденёво. Город Дмитров расположен в двенадцати километрах от платформы.
В километре от станционного здания пролегает канал имени Москвы.
С запада от платформы протянулись природные территории, пролегает русло речки Икши.
Недалеко от станции находятся новостройки.
В информационных разделах нашего портала представлены данные о жилых объектах находящихся в районах столицы и Подмосковья. С помощью сайта Вы сможете купить жилую площадь по подходящей цене, от надёжной девелоперской компании. Информация, собранная специалистами нашего портала поможет Вам в поиске интересующей недвижимости. На сайте соискатели смогут ознакомиться с описаниями и характеристиками жилых проектов, узнать информацию об инфраструктуре районов и кварталов, в которых находятся жилые комплексы. Так же на сайте собраны данные о стройплощадках будущих ЖК, Вы сможете посмотреть фото придомовых пространств, внешних площадок, квартир и комнат. В каталогах представлен обширный список организаций застройщиков, которые ведут свою деятельность в столице и Подмосковье.
Жилой комплекс на улице Заводская находится в посёлке Деденёво. Этажность проекта достигает девяти уровней. В комплексе представлены жилые площади до пяти комнат и более.
Платформа «Турист» находится в сорока километрах от МКАД.
Осторожно, двери закрываются! История Савеловского направления
Остановочный пункт «Тимирязевская»
Носит она своё название, как и одноимённая станция метро, от района Москвы, здесь расположенного. Нынешний район «Тимирязевский» на севере Москвы — это, прежде всего, Аграрный университет им. К. А. Тимирязева. Вся история района уже полтора века связана с этим учебным заведением. Свое нынешнее название этот университет получил в 1923 году от известного физиолога, естествоиспытателя и основоположника русского и британского научных школ физиологов растений Климента Аркадьевича Тимязева.
Остановочный пункт «Окружная»
Здесь всё намного проще; потому что она находится рядом с пересечением с Московской Окружной Железной Дорогой. А дальше смешно получилось: через много лет Московская Окружная Железная Дорога (нынешнее МЦК) стала пассажирской, и платформу на ней назвали уже по рядом расположенной платформе.
Остановочный пункт «Дегунино»
Платформа получила своё название по деревне Дегунино, располагавшейся неподалёку. Что касается самого топонима «Дегунино», то здесь однозначного мнения нет, хотя многие учёные объясняют происхождение названия от слова «дегун» (в языках балтийских народов обозначало «выжженная земля»). Возможно, так назывался чёрный культурный слой — характерный признак долго существовавшего здесь древнего поселения.
Станция «Бескудниково»
В архивных материалах академика С.Б. Веселовского имеется замечание, что деревня Бескунниково могла получить название либо от особого положения ее первых жителей, освобожденных от «черных кун», либо от ее владельцев, принадлежавших к исчезнувшей позже дворянской фамилии Бескунниковых.
Остановочный пункт «Лианозово»
Дело в том, что последним владельцем Алтуфьева с 1888 по 1917 год был крупный предприниматель Георгий Мартынович Лианозов. На его средства между селом Алтуфьевым и Савеловской железной дорогой был построен дачный поселок, ставший впоследствии частью нынешнего Лианозова. В истории Москвы это довольно редкий случай, когда оказалось увековеченным имя не революционного деятеля или крупного ученого, или известного деятеля культуры, а нефтепромышленника, несомненного противника новой власти в России.
Тем не менее, и сейчас, спустя более 100 лет после Октябрьской революции, в Москве есть район Лианозово и одноименная станция Савеловской железной дороги; имя Лианозова носят электромеханический завод, колбасный завод, молочный комбинат, парк культуры и отдыха.
Станция «Марк»
Была названа она в честь немецкого промышленника Марка Гуго Маврикеевича крупного принимавшего и мецената. Г. М. Марк был совладельцем торгового дома в форме полного товарищества «Вогау и Ко», превратившегося в крупнейший торгово-промышленный комплекс, насчитывающий около 20 предприятий по всей Российской Империи. Г.М. Марк активно вкладывал свои капиталы в строительство Савёловской линии, дабы расширить свой бизнес благодаря населённым пунктам, которые бы связала эта дорога.
Остановочный пункт «Новодачная»
Первая остановка, после того как мы выехали за приделы столицы. Появилась эта станция не так давно. Открыта в 1964-м году, названа по деревне Новодачная, которая ранее находилась на этой территории.
Окрестности Долгих прудов в те годы становятся дачным местом. Около одного из них и возникает остановка Долгопрудная, вокруг которой постепенно начинает разрастаться поселок. Вскоре появляются и так называемые «новые дачи» – несколько ближе к Москве, возле которых и появляется остановочный пункт Новодачная.
Остановочный пункт «Долгопрудная» и город «Долгопрудный»
Это первый крупный город, встречающийся нам за пределами Москвы. Образован в 1931 году, как пристанционный поселок. Статус города получен в 1957 году.
С тех далеких пор до наших дней дошли лишь фундамент храма, да Долгие пруды, сооруженные для разведения рыбы и других хозяйственных нужд. Пруды получили такое название за свою большую протяженность и причудливую форму. Именно по Долгим прудам в 1900 году и получила название платформа Долгопрудная Савёловского железнодорожного направления, давшая в последствии имя и новому городу Долгопрудный.
Остановочный пункт «Водники»
Названа в 1945 году по находящемуся неподалёку посёлку Водники. Прежнее название — 19 км. После введения в строй Канала, были открыты судоремонтные мастерские, получившие наименование Хлебниковские по находившейся рядом железнодорожной станции. Их возглавил речник А.И.Шемагин. На его плечи сразу же выпала труднейшая задача: в течение короткого времени не только организовать переоборудование бывших пакгаузов под помещение механического и деревообделочного цехов, расширить русло Клязьмы, подготовив, таким образом, место для зимовки судов, начать строительство электростанции, создать условия для проживания работников мастерских плавсостава и их семей.
Остановочный пункт «Хлебниково»
Названа так по одноимённой деревне, когда-то здесь располагавшийся. До сих пор не ясно происхождение названия Хлебниково.
Возникшие в 1147 древние города Москва и в 1154 году Дмитров были связаны Дмитровским трактом, проходившим через реку Клязьму. Становиться понятно, что уже тогда, в двенадцатом веке, существовало поселение для перевозок через реку. Дмитровская дорога брала свое начало от Воскресенских ворот Московского кремля. Для Московского княжества Дмитров был самой ближней пристанью. Ну, а если предположить, что первые торговые пути «из Варяг в Греки» проходили по рекам, может и возникли на берегу Клязьмы склады перевозимого зерна «хлеба», что и вошло в корень названия «Хлебниково».
Остановочный пункт «Шереметьевская»
Логично предположить, что остановка получила своё название от аэропорта недалеко здесь расположенного. Но на самом деле всё на оборот. Аэропорт Шереметьево получил название по двум расположенным неподалеку объектам — жилому поселку Шереметьевскому и одноимённой станции Савёловской железной дороги. В этих местах были владения графов Шереметевых.
Сама фамилия Шереметьев восходит к прозвищу, которое имеет тюркские корни. Согласно одной из версий, оно имеет значение «имеющий скорый, легкий шаг», либо «грубый, вспыльчивый, горячий». Возможно, оно пришло из чувашского языка, где есть слово seremet – «бедняга, горемыка, жалкий, достойный сожаления».
Есть также гипотеза, что в переводе с турецкого это имя означает «человек львиной храбрости». Наконец, нельзя исключить, что фамилия Шереметьев образована от тюркского собственного имени Serimbet, которое в буквальном переводе означает «достойный хвалы». Позднее, под влиянием украинского языка, эта фамилия приобрела современную форму: Шеремет.
Станция и город «Лобня»
И так, мы прибываем во второй крупный город на нашем пути! Крупным он стал не так давно. В 1902 году была открыта железнодорожная станция Лобня. Станция была названа по речке Лобненка, вокруг неё начал формироваться пристанционный посёлок, в справочнике 1911 года он назван «дачной местностью Лобня».
Есть несколько версий о происхождении названия посёлка, а затем и города. По одной из них, в древности здесь было лобное место, куда привозили на казнь разбойный люд, промышлявший на тракте из Москвы на Большую Волгу (нынешнее Рогачевское шоссе). Отсюда и название реки Лобненки, когда-то полноводной, а ныне небольшого ручейка, о которой упоминается в Дозорных книгах Патриаршего Казенного Приказа 1680 года. Вторая версия более прозаическая. Согласно ей, название города произошло от древне-балтского loba, lobas долина, русло реки.
Статус города Лобня получила в 1961 году, объединив под своей юрисдикцией, несколько сел и деревень. Место же это было обетованным более 6000 лет назад. Первые организованные поселения появились здесь еще в IV тысячелетии до н.э., о чем свидетельствуют археологические находки. Укрепленные городища строили финно-угры в первом тысячелетии до н.э. В IХ веке сюда пришли вятичи и кривичи. Первое упоминание об обитателях сохранилось в духовной грамоте князя Ивана Калиты от 1339 года. В ХVI-ХVII века села и деревни включили в Селецкую десятину Московского уезда.
Станция «Депо».
Здесь всё более чем ясно. Получила она своё название от Мотор-вагонного депо Лобня, здесь расположенного.
История этого предприятия начинается с 1957 года, когда все работники локомотивов и часть самих локомотивов были переведены в новопостроенные ремонтные цеха депо около рабочего посёлка Лобня из депо «Москва Бутырская», а то депо было закрыто и прекратило своё существование. С тех пор депо обслуживает все поезда савёловского и белорусского направлений. В 2022 году депо Лобня отметит свой юбилей – 65 лет со дня основания.
Остановочный пункт «Луговая»
Название это связано отнюдь не с местностью, где он расположен (хотя природа здесь очень красивая), а с учебным заведением, образованном в этом посёлке. В 1913 году по инициативе основоположников отечественного луговодства профессоров В. Вильямса и А. Дмитриева на участке Качалкинской казённой лесной дачи начинается создание учебно-показательного хозяйства при курсах по луговодству и формирование при нём посёлка Качалкино.
Организация в Качалкино становится первой в России станцией по изучению кормовых растений и кормовой площади. В 1922 году она преобразовывается в Государственный Луговой институт (ныне ВНИИ кормов имени В. Р. Вильямса). В 1944 году закладывается основная часть дачного посёлка «Луговая» к востоку от платформы, в которой, в частности, строится поселковая школа и клуб. Так основным градоформирующим объектом в этой местности становится не промышленное предприятие, как это часто бывает, а учебное заведение. Посёлок «Качалкино» переименовывается в «Луговая».
Остановочный пункт «Некрасовская»
Расположена недалеко от посёлка Некрасовский. Платформа возникла в 1960 году на шестикилометровом участке между платформой Луговая и станцией Катуар. Ходатайство с просьбой построить платформу написал в Министерство путей сообщения СССР проживавший поблизости в посёлке Некрасовский на даче Герой Советского Союза, лётчик-ас Алексей Маресьев, к которому по этому вопросу обращались местные жители.
Происхождение названия «Некрасовский» окутано мраком. В справочнике «Географические названия Московской области: топонимический словарь» (автор Поспелов Е.М.) написано так: «Принято считать, что название присвоено в честь русского поэта Н.А. Некрасова [Русск. речь, 1978, 4:123], хотя официального указания на мемориальный характер названия нет».
Станция «Катуар»
Столь экзотическим названием станция обязана купцу и промышленнику французского происхождения Льву Ивановичу Катуару. В начале XX века он владел здесь керамическими заводами и пожертвовал свои средства на строительство станции. Катуар принимал активное участие в проектировании и строительстве Савёловской ветки, за что его именем и была названа станция.
Возле неё возникло небольшое поселение, которое со временем разрослось и в 1954 году получило статус посёлка городского типа. По советским годам, я думаю, многие из вас ещё помнят дешёвую керамическую плитку с катуаровского завода. Так вот этот самый завод и был создан в дореволюционные годы Львом Ивановичем и первоначально специализировался на производстве кирпича, очень дешёвого и доступного. Возможно, катуаровский кирпич есть и в исторических зданиях Кимр… Потом завод стал больше специализироваться на производстве керамики. Ныне завода нет, а имя его владельца продолжает жить.
Остановочный пункт «Трудовая»
Открыт в 1954 году. Новые названия станций и остановочных пунктов, как на самой Савёловской линии, так и на ветке Вербилки – Большая Волга говорят об энтузиазме строителей канала. «Ударными Темпами Соревнований и Техникой Каналстрой ведет в Большую Волгу» – обычные лозунги тогда. Название платформы Трудовая близ Икши, также в духе того времени, тем более, что в районе Икши также есть поселки Канала имени Москвы. Таким образом, название микрорайона Трудовая идёт из героических лет индустриализации, самоотверженного труда сотен тысяч людей по развитию советской страны.
Станция «Икша»
Поселок Икша возник в 1889 г. Название своё он получил от одноимённой станции, а та, в свою очередь, от речки Икши (небольшого притока реки Яхромы). Учёные считают, что меря (финно-угорское племя) и оставило нам это название. Гидроним Икша (вариант Икса) часто встречается на Севере: Икша (л.п Выга), Икша (л.п Ветлуги), Икса и Иксозеро (бассейн Онеги), Икса (п.п Вычегды), Икса (бассейн Пинеги).
Такая употребительность гидронима даёт основание предполагать в нём древний речной термин, который нашёл отражение в современном марийском языке, где икса значит «ручей, небольшая речка». Кроме того, реки Икса/Икша встречаются также в бассейне Оби, ниже Новосибирска, и на Урале, в бассейне Тавды.
Поселок Икша был известен залежами песка и камня в близлежащих карьерах, мельницей на реке Икшанке и своим гвоздильным заводом (открытым в 1908 г.), который производил подковочные гвозди для лошадей и длинные, тонкие драночные — для крыш. Раньше на заводе работали жители из соседних деревень: Игнатова, Базарова, Ортищева, Хорошилова. В 1930-х гг. в связи со строительством канала гвоздильный завод перевели в Москву.
Ну что ж друзья мы проехали с вами уже половину пути и продолжаем нашу историческую поездку по железной дороге савёловского направления. Проедем ещё ряд станций встречающихся нам по пути и познакомимся с историей их названий и создания. Едем мы в подмосковный город Дмитров.
Остановочный пункт «Морозки»
К сожалению вынужден огорчить тебя, мой читатель, ибо не нашёл ничего про это название. Известно мне только то, что остановка эта была открыта в 1964 году и получила своё название от одноимённого садового товарищества, расположенного неподалёку, а то, в свою очеред,ь официально было создано решением Госплана РФСФР в 1967 году.
Недавно одна из моих читательниц поделилась своей версией. Она гласит, что местность эта ранее располагалась в низине, еще до строительства канала. На такой местности часто возникали заморозки практически до лета и с начала осени. Со строительством Канала заморозков стало меньше. Когда строили канал, то эту низину засыпали и заморозки прекратились. Заморозков не стало, а название осталось.
Остановочный пункт «Турист»
Одна из самых старых станций нашего направления, которая была открыта в 1901 году. Первоначальное название этой остановки было – станция Влахернская (по Спасо-Влахеренскому женскому монастырю). Позже станция была разжалована в платформу, а от монастырского названия в 1936 году избавились, назвав платформу, по-видимому, чуть ли не первым попавшимся словом. По крайней мере, я не нашёл на карте ничего, что бы можно было проассоциировать с этим названием – разве что горно-лыжную базу, находящуюся неподалёку.
Рядом со станцией расположен посёк Деденево (ударение на второй слог!), что, в свою очередь, происходит от искажённого имени одного из ордынских ханов, осадивший Дмитров в 1293 году. Главной достопримечательностью этого посёлка является Спасо-Влахеренский женский монастырь, основанный в 1852 году представительницей старинного дворянского рода Головиной Анной Гавриловной, владевший этим селом. Своё название монастырь получил от Влахернской Чудотворной иконы Божьей Матери. Сейчас монастырь понемногу восстанавливается и любой желающий может приехать в него и поклонится святыням.
Станция и город «Яхрома»
На самом же деле, название реки Яхромы принадлежит языку древнего финно-угорского населения. В нем выделяются структурные элементы «яхр» и «ома». Слово «яхр» на языке мери было географическим термином со значением «озеро». Вторая часть названия встречается в финно-угорских речных названиях нашего севера: Кулома, Кондома. Таким образом, «Яхрома» означает «озерная река». Историко-географические данные подтверждают такое объяснение.
Самой главной достопримечательностью города является величественный Троицкий собор, построенный в 1895 году известным московским предпринимателем, политическим деятелем и меценатом Иваном Артемьевичем Ляминым. Собор стал делом всей его жизни, он жертвовал на него львиную долю своего капитала и труды его были вознаграждены и остались в веках.
Ещё одной достопримечательностью города является знаменитый шлюз №3, самый красивый и необычный из 11 шлюзов канала имени Москвы. Башни на воротах шлюза украшены не чем-нибудь, а каравеллами Колумба. Огромные «скульптуры-макеты», сияющие на солнце медным блеском, всего-то в 4-5 раз меньше оригиналов.
Сам же город Яхрома стал таковым только в 1941 году, объединив под собой несколько крупных посёлков.
Станция и город «Дмитров»
Дмитров возник как город-крепость на границе Ростово-Суздальского княжества. Его назначением было заслонять от недругов пути в Суздальские земли, которые шли от Волги по реке Дубне и по реке Яхрома. За свою историю Дмитров неоднократно подвергался разрушению от междоусобных княжеских войн, шесть раз его сжигали татаро-монгольские завоеватели, но каждый раз город возрождался из пепла, восстанавливаясь и продолжая жить.
В 1781 году Дмитров становится центром уезда, который, помимо территории современного Дмитровского района, включал также Сергиев Посад, и в числе многих русских городов получает свой герб. В XVIII—XIX веках Дмитров оставался в основном торговым городом. Доля купечества здесь достигала 10—15 %, в то время как в среднем по стране купцов было около 1,3 % от городского населения.
Савёловская железная дорога фактически спасла Дмитров от невыгодного экономического положение, в котором он оказался в связи со строительством Ярославской железной дороги через Сергиев Посад и Николаевской через Клин и угасанием водного пути на Волгу.
В 1932-1938 гг. в городе существовало подразделение ГУЛАГа — Дмитровлаг, занимавшееся строительством Канала имени Москвы. Стройка дала импульс промышленному развитию города, население увеличилось в 3 раза.
26-27 ноября 1941 в районе г. Дмитрова развернулось наступление немецко-фашистских войск, им удалось форсировать канал и закрепиться на Перемиловской высоте (к югу от Дмитрова), но 29 ноября они были выбиты оттуда, после чего началось контрнаступление Красной армии.
В 1960-е—1980-е годы город застроен многоквартирными домами и приобрел основные черты современного облика. К 850-летию города (2004 год) была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города.
Станция «Каналстрой»
Станция была открыта в 1940-м году. Громкое название говорит само за себя. Это одна из самых нужных и одновременно трагических страниц истории молодого советского государства. История этого посёлка, а ныне микрорайона города Дмитрова, тесно связана с историей строительства Канала имени Москвы. Здесь размещался один из трудовых исправительных лагерей Дмитлага, где в жутких условиях жили и работали заключённые, строившие Канал.
Свой нынешний экономический рост посёлок получил благодаря «Дмитровскому заводу гибкой упаковки», основанному в 1979 году. Одним из первых завод начал выпуск комбинированных материалов. Именно в Дмитрове впервые в СССР была получена ламинированная лента на основе алюминиевой фольги.
Остановочные пункты «75 км», «94 км», «124 км»
Здесь вы и без меня сможете понять, почему они так называются, потому что они и расположены на этих самых километрах от Москвы. Но было бы неправильно не назвать населённые пункты рядом с ними. У платформы 75 километр расположена деревня Ивашёво, у 94 километра СНТ «Гудок», а у 124 километра СНТ «Прогресс».
Остановочный пункт «Орудьево»
Само же название «Орудьево» имеет несколько версий происхождения: по одной, «орудье» означает «дело», «плуг»; по другой, что в этих местах жили лучшие кузнецы, которые ловко «орудовали» своими молотами.
Село Орудьево известно с давних времен. К 1555 году относится свидетельство о том, что царь Иван Грозный «жалует» село Московскому Новоспасскому монастырю в память о дяде, Юрии Ивановиче. В 1627 году село Орудьево упоминается вновь, уже как вотчина Новоспасского монастыря. В документах 1627-1679 гг. впервые упоминается деревянная Покровская церковь, позже сгоревшая. 20 января 1720 года последовал указ о строительстве новой деревянной церкви.
В 1876 году в селе основали галунно-ткацкую фабрику. На ней трудилось свыше 100 крестьян из близлежащих деревень. Позже, она стала играть важнейшую роль в развитии села, как и железная дорога, открытая в 1901 году, по которой стали доставлять в крупные города продукцию это ткацкой фабрики.
В округе – богатые залежи торфа. Еще в 30-е годы здесь начались интенсивные торфоразработки. Большинство населения работало именно в этой отрасли народного хозяйства. В 90-х годах, когда в российской экономике начался хаос, в селе были прекращены работы по добыче торфа. Торфодобывающая отрасль погибла.
Село также известно своим знаменитым земляком. Здесь в 1952 году родился вратарь знаменитой хоккейной «Красной машины» Владислав Третьяк.
Сегодня Орудьево это одно из самых крупных скоплений садовых товариществ и дачных посёлков, встречающихся нам на пути.
Станция «Вербилки»
В древнее время эти земли населяли угро-финнские племена. Большинство присущих им названий и имён со временем утратилось, так как пришедшие позднее на эти земли славяне оказались генетически сильнее. Древнее имя Вербол вышло из употребления, забылось, стало непонятным, и Верболово осталось только в документе.
Вербилками поселение стало называться с открытием в 1766 году купцом Францем Яковлевичем Гарднером фарфоровой фабрики. Возле неё сразу возник рабочий посёлок. В 1892 году фабрика была куплена М. С. Кузнецовым. После революции 1917 года предприятие национализировано и стало оно называться «Дмитровский фарфоровый завод». Его продукция была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937 г) и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г).
Остановочный пункт «Власово»
Мы часто с вами негодуем и ждём, когда же объявят название этой остановки, особенно в весеннее время, из-за людей, которые едут сюда с садовым инвентарём, животными и рассадой. Когда летают по вагону курицы и ходят козы (лично видел, зрелище впечатляющее). Но их тоже можно понять: народ всё чаще сейчас обращается к земле, к натуральному, к своему, ибо то, что продаётся в наших магазинах заставляет это делать.
Но вернёмся к истории. Станция была открыта в 1917 году. Своё название она получила по урочищу «Власово», которое расположено недалеко от станции. А оно, в свою очередь, получило название от отшельника, мага и целителя Власа, который там обитал.
На большом болоте возле станции в 1927 году была запущена в эксплуатацию торфяная Власовская электростанция, которая снабжала электроэнергией часть населённых пунктов и предприятий района. До 1990-х годов станция использовалась для скрещения электропоездов, была конечным остановочным пунктом. В 1997 году на станции было образовано дополнительное путевое развитие (к основному пути был подведён дополнительный путь), но в 2000-е дополнительные пути разобрали, а станцию разжаловали в остановочный пункт.
Станция и город «Талдом»
Мы приезжаем в последний крупный город на нашем пути. Многих всегда интересует его столь не русское и непонятное название. Так откуда же оно взялось?
Талдом развивался благодаря торговли. Через него перевозили грузы с Волги – из городов Кашин, Калязин, Углич – в Москву и обратно. От стоянки торговцев жители Талдома извлекали доходы (оправдывает вторую версию происхождения названия). С начала 19 века в Талдоме два раза в год стали проходить ярмарки. Но, несмотря на рост торговли, Талдом оставался небольшим селом.
К началу 20-го столетия Талдом представлял собой один из центров обширного башмачного края, одно из крупных торговых сёл с ярмарками, собиравшими скупщиков обуви со всей России. В это же время село становится частью обувного края с центром в богатейшем селе Кимра. Талдомские купцы активно торгуют с кимрскими. Дополнительным стимулом для развития села послужила наша савёловская линия, которая усилиями местных купцов была проведена прямо через село, а не в стороне, как планировалось изначально.
После революции в башмачный промысел жителей Талдома резко сократился. Лишь в годы НЭПа кустарное башмачное производство стало оживать, однако былого размаха оно не достигло. По мере сворачивания НЭПа башмачный промысел сокращается вновь и к середине 1930-ых исчезает полностью и уже окончательно.
Город 3 раза менял своё название: с ноября 1918 года получает статус города и переименовывается в Ленинск, потом в 1930 году был переименован в Собцовск, в честь местного «экспроприатора экспроприаторов» Николая Собцова, убитого в мае 1918 в ходе антибольшевистского голодного бунта в Талдоме. Однако название «Собцовск» продержалось менее полугода. В марте 1931 года городу вернули историческое название Талдом, а район, соответственно, стал называться Талдомским и носит это название до сих пор.
Остановочный пункт «Лебзино»
Часто имена деревням давали по её первому жителю или какому либо человеку, которого либо очень уважали, либо ненавидели его односельчане. Так же произошло и с Лебзиным. По моему мнению, восходит название от прозвища «лебза». «Лебза — прозвище, возможно, от диалектного варианта слова лебеза: «кто лебезит» (лебезить — «егозить, елозить прислуживаясь, льстить, ластиться, ухаживать, увиваться, угодничать, подъезжать; пролазничать, сплетничать»); (словарь Даля)». Также имеется и фамилия и целый род Лебзиных. Объясняя фамилию Лебзин, Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев производят ее от прозвища со значением «льстец, обманщик» (С.264).
Возможно, был среди жителей такой человек, которого они очень не любили и сначала за глаза, а потом и открыто стали так называть. Название прикрепилось и впоследствии переродилось в название этой деревни. Так обидное ругательство стало именем деревни, а потом и станции савёловского направления.
Станция «Савёлово»
История этого названия, конкретно для нашего города, очень туманна и непонятна. Станция получает его в 1900 году от двух деревень: Старое и Новое Савёлово. Деревни эти известны с давних пор. Наше Савёлово не одно, я насчитал ещё как минимум 4 населённых пункта с таким названием, 2 из которых даже есть в нашей Тверской области. После поисков выработалось две версии происхождения этого названия.
Вторая версия гласит, что имя района нашего города уходит своими корнями в название старинного, знатного, дворянского рода Савёловых. Происходит этот род от новгородского посадника боярина Кузьмы Савёлкова, жившего в середине XV века. Самым известным представителем этого рода является Иван Петрович Савёлов, известен он в отечественной истории как патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Именно в годы патриаршества Иоакима содержался в земляной тюрьме Пустозёрска знаменитый глава старообрядцев Протопоп Аввакум и затем в 1681 году он был сожжён. Было также казнено более 50 участников знаменитого Соловецкого восстания, не принявших нововведений в православии сделанными патриархом Никоном.
Становится понятным, что род был очень знатен, и уважаем в государстве, если его представители занимали столь высокие государственные посты. Конечно, государь одаривал такие роды многочисленными подарками, в том числе и землями с крестьянскими душами. Я думаю, деревня около села Кимра и стала тем самым подарком этому роду или его покупкой, ведь на Руси также очень часто давали имена деревням по их владельцам.
Документального подтверждения этого факта не сохранилось, ведь до 1546 года о селе Кимра практически ничего не известно, а деревня Савёлово уже тогда существовала и была довольно крупной. Это уже потом она разделилась на Старое и Новое Савёлово по той причине, что жителям стало тесно и часть их отселилась от основной деревни, образовав сначала хутор, а затем и новую деревню. Имеется только гербовник, где род Савёловых был внесён в VI часть родовой книги Московской, Орловской, Тверской и Воронежской губерний (Гербовник, VII, 16). Значит, род этот владел и рядом тверских земель и деревень.
Название это закрепилось за деревней, которая начала развиваться и впоследствии дала имя новому промышленному району нашего города.
Так, возможно, старинный дворянский род увековечил себя во многих названиях нашей столицы, района города Кимры и в названии нашего направления.
Ну что ж друзья, вот и подошла к концу наша с вами историческая поездка по Савеловскому направлению московской железной дороги. Я надеюсь, что вам понравилось, и вы теперь знаете чуть больше об истории того, что вас окружает!