Станция кузнецкий мост почему так называется
Метро «Кузнецкий мост» – новое строительство в древних местах Москвы
Московский метрополитен – огромный светлый и чистый подземный город. Глубоко заложенные станции, почти на сорок метров под землей, такие как, например, станция метро «Кузнецкий мост», должны служить людям укрытием от ядерных ударов.
Откуда появилось название
Если пройти по улице Кузнецкий мост, то ни реки, ни водоема, ни моста не обнаружится. Просто со времен Степана Кучки на этом месте протекал приток Москвы-реки, который назывался Неглинный. Позже на его берегах расположился поселок кузнецов. Его, реконструируя быт Москвы, рисовал А. М. Васнецов. Жители построили через речку несколько мостов, один из которых носил название Кузнецкий. Эта водная артерия была весьма важной. Из нее брали воду для тушения пожаров, она защищала Кремль от нападения врагов. Но с течением времени это перестало быть актуальным. Речку, которая часто разливалась и затапливала местность, где жили люди, забрали в трубы и поместили под землю. От ее моста осталось название улицы и станции метро «Кузнецкий мост».
Где теперь река?
Неглинка, которой неоднократно меняли русло, теперь протекает неглубоко в коллекторе и втекает в Москву-реку ниже прежнего устья. На представленной фотографии видно, как выглядит сегодня эта речка.
Строительство станции
Оно произошло менее чем полвека назад. В 1975 году была открыта юбилейная, сотая по счету станция московского метро «Кузнецкий мост». А всех к 2016 году насчитывается уже двести шесть, и еще пятьдесят три предполагается построить и открыть.
Технологии были в принципе отработаны, когда строили «Кузнецкий мост». Но у каждой станции свои особенности. Сначала были сделаны и укреплены чугуном боковые тоннели. Лишь затем прошли в центральный зал, раскрывая его полностью и одновременно монтируя своды и устанавливая колонны в нужное положение. Здесь впервые опробовали самоходную тележку, чтобы нагнетать цемент за тюбинговую отделку. Она полностью оправдала свои эксплуатационные качества и далее применялась при строительстве следующих станций.
Описание подземного зала
Отделка стен, колонн и пола
Колорит станции метро «Кузнецкий мост» выполнен в приятных песочных, розоватых, сероватых и голубоватых тонах, которые не режут взгляд и не раздражают аляповатостью. Это мрамор газган, который обладает слоистой структурой, а декоративные, довольно простые узоры на нем обнаруживаются при полировке. Им отделаны колонны и арочные перекрытия.
Пол в основном выложен розоватым гранитом «Возрождение». Серый и черный гранит использован для нанесения квадратных несложных орнаментов и узких полос по обеим сторонам от колонн.
На путевые стены нанесли облицовку из белого мрамора, который называется «коелга». Шесть дверей в стенах украсили алюминиевой чеканкой художника М. Н. Алексеева, который выбрал темы, связанные с названием станции.
Освещает зал сложная конструкция из газоразрядных трубок.
Пересадочная станция
Гость столицы, оказавшись на станции метро «Кузнецкий мост», сколько выходов в город, зачастую не знает. Его надо направить в единственный выход, который имеет указатели и приведет его в наземный вестибюль. Другой, юго-восточный торец станции, по четырем эскалаторам доставит человека на станцию «Лубянка».
Эта станция метро расположена в самом центре. От нее легко добраться до различных достопримечательностей. Кому-то придутся по душе старинные церкви, другому – Дом моды, третьего заинтересуют Большой и Малый театры, а кто-то, возможно, просто прогуляется по улице и заглянет в многочисленные магазинчики.
Улица Кузнецкий Мост в Москве
Улица Кузнецкий Мост расположена в центре Москвы и тянется от Большой Дмитровки до площади Воровского, до пересечения с Большой Лубянкой.
Кузнецкий Мост располагается на территории двух столичных районов: Тверского и Мещанского. По пути следования улицы ее пересекают Неглинная, Рождественка, а также Петровка.
Фото 1. Улица Кузнецкий Мост на старой фотографии Москвы
Кузнецкий Мост – происхождение названия
Улица Кузнецкий Мост обязана своим названием располагавшейся в этих местах Кузнецкой слободе и переброшенному через реку Неглинку мосту.
История улицы Кузнецкий мост
История улицы начинается с XV века.
Для государственных нужд в Москве создается, по указанию царя Ивана III, Пушечный двор. Именно вокруг него начала образовываться Кузнецкая слобода с необходимым для дела людом: кузнецами и конюхами.
В скором времени, Василий III, сын скончавшегося царя Ивана III, поселяет в этих местах жителей Пскова, которые в 1514 году возводят на месте поселения церковь Выведения во Псковичах. Зодчим выступил, не безызвестный в ту пору, Алевиз Новый.
Культовое сооружение снесли в 1922 году, а на его месте воздвигли памятник революционеру Вацлаву Воровскому.
Уже в семнадцатом веке улицу Кузнецкий Мост начинают застраивать домами знати, а также различными монастырскими подворьями.
Через протекавшую в этих местах реку Неглинку был перекинут мост.
С момента возведения он был деревянным, но уже в 1754 году его заменили на белокаменный. Архитектором проекта выступил зодчий Д.В. Ухтомский.
Габариты сооружения впечатляли: при ширине в 12 метром он тянулся более чем на 120.
Некоторое время улица Кузнецкий Мост была заключена в пределах вновь построенного моста: до пересечения с Рождественкой и Петровкой. Продолжение улицы от моста к Лубянке именовали Введенским переулком, а от моста до Большой Дмитровки участок носил название Кузнецкого переулка.
В XVIII веке родилась идея преобразования Неглинки в обустроенный городской канал с водоемом и водопадами у Кузнецкого Моста, статуей Екатерине Великой и прудом, расположенным на Трубной площади.
Идея провалилась. Кроме этого, в 1817-1819 годах, Неглинку вообще заключили в трубу, а грандиозный мост просто-напросто засыпали за ненадобностью.
После указа императрицы Екатерины II о разрешении торговли во всей Москве, а не только в Торговых рядах, заметно изменился статус улицы Кузнецкий Мост.
Помимо домов знати, на улице Кузнецкий Мост появились многочисленные лавки, которые со временем стали принадлежать преимущественно французам.
Ввозимые ими товары представляли все новинки модной одежды и гастрономии из города-законодателя моды – Парижа.
Во времена захвата армией Наполеона Москвы в 1812 году, улица Кузнецкий Мост пострадала от пожара меньше всего. Всё это благодаря французским солдатам, которые помогали своим землякам в тушении огня.
После изгнания наполеоновской армии, отношение к торговцам французского происхождения изменилось не в лучшую сторону. Это, несомненно, повлияло и на их коммерческие дела: кто-то разорился, кто-то просто уехал.
Правда, уже через несколько лет французы вновь вернулись в Москву, но витрины и вывески им разрешалось оформлять только на русском языке. Со временем и это распоряжение Ростопчина свели на нет, о чем в своем письме жене сообщал Александр Сергеевич Пушкин.
Помимо основного товара – модной одежды, на улице Кузнецкий Мост можно было приобрести практически всё: мебель, кондитерские изделия, оптику и многое-многое другое.
Засилье лавок модной одежды, принадлежавших французам, разбавлял лишь один магазин из 18 этой номенклатуры, принадлежавший Алексею Хомякову.
Магазин располагался на углу с Рождественкой и был открыт славянофилом в знак протеста против монополии жителей Парижа.
Интересен еще один факт из жизни улицы Кузнецкий Мост.
Развитая торговля с многочисленными лавками привлекала в эти места и воришек. Пойманных на месте преступления, их привлекали к работам по уборке улицы и рисовали на их спинах круг с крестом внутри. Все это привлекало на улицу зевак и пользовалось бешеной популярностью: пришлый народ устраивал гулянья и отпускал колкие шуточки провинившимся.
К концу девятнадцатого века мелкие лавчонки на улице стали заменять роскошными домами и строениями. Так, в 1870 году здесь появляется знаменитый пассаж Попова, выстроенный в четыре этажа.
В 1882 году на Кузнецком Мосту начинает работу первая телефонная станция столицы, рассчитанная на 800 номеров.
В годы Советской власти, в 1922 году, к улице Кузнецкий Мост присоединили Кузнецкий переулок.
В 1924 году, на пересечении с Петровкой, установили первый в столице светофор.
Вопрос о восстановлении некогда зарытого каменного моста остается открытым. В 1986 году его обнаружили ремонтные рабочие при рытье котлована, затем обследовали археологи. В конечном итоге, сооружение вновь пришлось засыпать землей.
На сегодняшний день улица весьма популярна среди москвичей и гостей столицы России, особенно на участке от Большой Лубянки до улицы Петровка.
Дома и достопримечательности улицы Кузнецкий Мост:
— Российская Государственная библиотека по искусству
— Доходный дом М.В. Сокол с майоликовой мозаикой
— Берлинский Дом
— Доходный дом Воронцова-Евдокимова-Шориной
— Ресторан «Яръ». Магазины «ZARA» и «D&G»
— Московский Дом художника
— Доходный дом Третьяковых
— Здание банковского учреждения конца XIX века
— Бывшее Тверское подворье
— Пассаж «Кузнецкий Мост». Доходный дом князя Гагарина
— Доходный дом I Российского страхового общества
— Театр Солодовникова (Опера Зимина)
— Доходный дом Зиминой и Кузнецкий Пассаж
— Доходные здания Хомякова
— Здание Московского Купеческого общества
— Пассаж Попова (Джамгаровых)
— Дом моделей «Кузнецкий мост»
— Здание банка и ТД «И.В. Юнкер и Ко»
— Доходные дома Джамгаровых
— Доходный дом Торлецкого
— Комплекс зданий КГБ-ФСБ
Долгожданное соединение
Строительство наземного вестибюля и наклонного эскалаторного хода станции «Кузнецкий мост», 1975. Автор Владимир Кузнецов
Во-первых, работы проводили в самом центре города, вблизи от русла реки Неглинной. Во-вторых, требовалось сделать переход между новой станцией и «Лубянкой». Последняя представляла собой конструкцию английского типа, то есть без центрального зала. Пришлось её переделывать. Работу поручили архитектору Нине Алёшиной, потому что именно она создавала проект соседнего «Кузнецкого моста».
Последние приготовления незадолго до открытия станции, 1975.
Строители несут световое навигационное табло, 1975.
И если на «Лубянке» никакой изюминки или архитектурной оригинальности не получилось (на мой взгляд, станцию испортили), то «Кузнецкий мост» вышел довольно необычным. По конструкции платформа трёхсводчатая колонная. Глубина заложения 39,5 метров.
Скрытый смысл декора станции
Идею оформления Нине Алёшиной подсказала история самой местности, где должна была расположиться станция. На поверхности, недалеко от будущего наземного вестибюля, находилась улица Кузнецкий мост. Название она получила в честь моста через реку Неглинную. Конструкция существовала до 1819 года, пока реку не заключили в трубу.
Кузнецкий мост в 17 веке, рисунок К.К. Лоляло.
Колонны станции «Кузнецкий мост» действительно напоминают конструкции моста, 1977-1980.
Интересно, что мрамор выложили по-разному. Если присмотреться, то видно большие плиты на самих колоннах. А на внутренних частях колонн (что-то вроде потолка) мрамор уже выложен небольшими длинными плитками, чем-то напоминающими деревянный узор.
Путевая стена станции «Кузнецкий мост», 2015.
Путевые стены отделали мрамором другого сорта «коелга». Но цветовое решение похоже на то, что использовали в украшении колонн. Нижняя часть стены выложена чёрным гранитом. Как и пол, только ему добавили немного розового цвета.
Контраст древности и современности
Конечно, главной темой оформления стал Кузнецкий мост, однако архитекторы хотели, чтобы отделка больше рассказывала о том, какая история у этих мест. Поэтому на путевых стенах появились шесть металлических панно. Они показывают различные древние промыслы, которыми занимались в этих местах.
Светильники станции «Кузнецкий мост», 1987.
Куда ведёт проход в центре зала?
Вход в техническое помещение станции в центре зала, 2016.
В целом, станция метро «Кузнецкий мост» получилась красивой и оригинальной. Конечно, трудно её сравнивать с шедеврами Кольцевой линии. Однако у этой платформы, в отличие от многих других, построенных в то же самом время, есть идея и глубинный смысл.
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
Станция метро «Кузнецкий мост» названа в честь улицы Кузнецкий мост, которая находится на поверхности. У станции один вестибюль, наземный павильон которого находится во дворе исторического доходного дома Торлецкого. Это, наверное единственный вестибюль, который так странно расположен. Удивительно, что при строительстве не стали сносить дом и не стали встраивать в него вестибюль. В итоге получилось очень по-питерски. Станция «Кузнецкий мост» открыта в декабре 1975 года в составе продления участка Таганско-Краснопресненской линии от ст.м. «Баррикадная» до ст.м. «Китай-город», собственно после этого и образовалась Таганско-Краснопресненская ( тогда Ждановско-Краснопресненская) линия, которая соединила два радиуса.
Начнем с архивных фото. Очень здорово, что сохранились эти уникальные фотографии со строительства станции. Работы по строительству наклонного эскалаторного хода.
Вестибюля еще нет, по-моему еще даже фундамент для него не соорудили.
А это похоже устанавливают опалубку стен вестибюля.
А вот работы на самой станции.
Архивное фото интерьера вестибюля. Очень круто. Обычно, почему то, фотографий вестибюлей не сыскать. Тут видно два кассовых окошка, и на стене висят разменные автоматы. Удобно конечно было раньше, когда проезд оплачивался 5 копеечными монетами.
А это апокальное фото из 90-х. Рождественка. Жесть какая-то.
ТТХ станции. Обратите внимание, станция получила премию в 1977 году.
1. Вернемся в наши дни. Как уже было сказано выше, вестибюль находится во дворах, и попасть туда можно через арки со стороны Пушечной. Вот тут вот.
2. Или через двойную арку со стороны улицы Рождественка.
3. Интересно, что над арками только недавно появилась буква «М» которая указывает то, что там вход в метро, видимо пока ремонтировали фасады буквы сняли. Вот новогодняя и пешеходная теперь Рождественка.
4. Из-под арки виден вестибюль. Интересно, что на саму улицу Кузнецкий мост, в честь которой станция и названа напрямую из вестибюля выхода нет.
5. Классическая утилитарная архитектура 70-х. Большой витраж с двумя входными группами на вход и на выход.
6. Сейчас в вестибюле идет ремонт (или уже закончился). Я тут побывал еще до его начала, интересно будет потом сравнить. Кстати, еще одна особенность станции. Ее вестибюль стоит на чисто пешеходной (теперь) улице Рождественки, и рядом не останавливается ни один маршрут наземного транспорта.
8. Вестибюль внутри полукруглой формы с высоким потолком. Пол до реконструкции представлял собой вот такое вот лоскутное полотно.
9. Тут же висит одна из самых монументальных люстр в Московском метро. Интересно, что самая самая люстра из 70-х, а не из самого «богатого» периода 50-х. Она из металла, сложные формы, характерны для той эпохи. Круто сделана облицовка колонн.
10. По стенам развешаны металлические декоративные элементы. Эдакие абстрактные панно.
11. Напротив остекленного витража какие то ларьки и палатки, надеюсь их уберут после завершения реконструкции вестибюля.
12. Эскалаторы старые, еще с отделкой под дерево, теперь таких в Московском метро становится все меньше.
13. Спускаемся на платформу. Станция глубокого залегания, колонная трехсводчатая. Оформление станции по задумке должно отсылать к сущестовавшему тут Кузнецкому мосту, мосту через реку Неглинная, которая в начале XIX века была заключена в коллектор и ушла под землю, вместе с ней ушел под землю и мост, его просто засыпали. Теперь под землей есть еще один Кузнецкий мост, теперь это станция метрополитена.
15. Собственно о том, что тут тестируется новая система навигации, сообщают наклейки.
16. Как по мне, так довольно запутано.
18. Светильники на станции продолжают тему светильника в вестибюле. Такая «металлическая» абстракция.
19. Станция просторная, выглядит просто, но симпатично. Арочки очень удачно оформлены. За счет светильников, которые идут в центральном и боковых залах во всей длине потолка, своды не кажутся пустыми. Вообще светильники или люстры гораздо веселее смотрятся, нежели закарнизное освещение.
20. Вот старый классический Еж-3.
22. Еще раз взглянем на центральный зал. О, ужас, информационный «глобус» стоит не по оси станции, перфекционисты негодуют.
23. Все, садимся на следующий поезд и едем дальше.
Откуда пошло название улицы Кузнецкий мост?
Вчера на экскурсии про реку Неглинную, я услышала историю названия улицы Кузнецкий мост. Сколько там проходила-пробегала — даже не задумывалась, что там есть река. Река сейчас убрана в коллектор и течёт под землёй. А раньше через реку был и мост. Сначала он был деревянным, но с 1754 года каменным, шириной около 16 метров и длиной около 30 метров.
Этот мост и получил название Кузнечный, от названия работников, которые селились по берегам реки. Работали кузнецы на пушечном дворе, он располагался поблизости (название улицы Пушечной тоже осталось с тех времен).
Никаких документов не сохранилось, единственное, что нашла в интернете про описание моста:
Мост был основан на свайных фундаментах. Быки были сделаны одинаковыми с береговыми устоями, в форме стенок шириной 4,26 м, поставленных вдоль течения реки, и длиной, равной ширине моста. Пролёты моста были равны ширине стенок. Пролётные отверстия, перекрывались полуциркульными сводами из белого камня. Высота пролётных отверстий от воды — 6,4 метра. При разливах вода не достигала верхней точки пролётного отверстия.
В 1737 году пожар опустошил улицу Кузнецкий мост, но она вскоре была отстроена заново, но стал уже центром французской моды. Но до наших дней мост не сохранился, да и необходимости в нем нет — реку то уже спрятали.
Случайно, во время реконструкции улицы в 80-е годы прошлого века обнаружили основания моста.
Работы были на время остановлены, но археологи не решили, что с ним делать. Поэтому опоры снова засыпали землей. Что будут дальше делать и будут ли вообще что-то делать — неизвестно.
Вот такая история. А про реку и улицу Неглинную я расскажу в другой раз.